рп химия 8-9

Оглавление
1. Содержание учебного предмета ...........................................................................................3
2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ....................................................8

3.

Тематическое планирование ...............................................................................................12

2

1.
Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия.
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и
вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах
познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов.
Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная
масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и
числа структурных единиц вещества. Расчеты по формулам химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и ее признаки. Закон
сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций
(соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, правилами работы в
лаборатории и приемами обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание
физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение физических
(плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и
химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций
(разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение
гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II),
изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли, наблюдение и
описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы,
создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ.
Воздух - смесь газов. Состав воздуха. Кислород - элемент и простое вещество.
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения).
Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон - аллотропная модификация
кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород - элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические
и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Молярный объем газов. Расчеты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в
растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни
человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка
природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов:
солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура
оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щелочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение
оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические
3

свойства кислот. Ряд активности металлов Н.Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей.
Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в
воздухе, получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения
(пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств, получение, собирание,
распознавание и изучение свойств водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом
меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ
количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной
растворимостью, приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно
использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических веществ
различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и
щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с
металлами, реакций нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение
одного металла другим из раствора соли, решение экспериментальных задач по теме
"Важнейшие классы неорганических соединений".
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные
реакции.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных
элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы,
которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы
химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы
Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в
Периодической системе Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических
и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д.И.
Менделеев - ученый и гражданин.
Химическая
связь.
Ковалентная
(полярная
и
неполярная)
связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов,
взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции
разложения, соединения).
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление.
4

Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объем, агрегатное
состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты,
звезды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических
элементов первых трех периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с
положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решеток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решетки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства
веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая
связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической
реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы,
анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень
диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и
сокращенные ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете
представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы.
Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решеток
неорганических веществ - металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия
различных факторов, исследование электропроводности растворов веществ, процесса
диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов),
проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих
примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения), распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на
ионы, решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения.
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные
степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ - галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами,
щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение,
применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды
5

и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIA-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ - кислорода и серы. Аллотропные
модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение,
физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов.
Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса
кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа
получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на
сульфат-ион. Нахождение серы и ее соединений в природе. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и
водоемов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VA-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот
азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция
на ионы аммония. Азотная кислота, ее получение, физические и химические свойства
(общие как представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и
солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей
среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоемов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства.
Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение.
Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVA-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и
химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их
физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение и
применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV), гипотеза
глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная кислота и ее соли, их
физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на
карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском
хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода
(метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные источники
углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки (бензин), их роль
в быту и промышленности.
Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах - и их роли в
жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и
кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине, промышленности.
Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон.
Проблемы безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств
соляной кислоты, проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение
признаков их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства
галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов), ознакомление с
образцами хлоридов (галогенидов), ознакомление с образцами серы и ее соединениями
(возможно использование видеоматериалов), наблюдение процесса обугливания сахара под
действием концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств
6

разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и
наблюдение признака ее протекания, ознакомление с физическими свойствами азота,
фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных
и фосфорных удобрений, получение, собирание, распознавание и изучение свойств
аммиака, проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение
признаков их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно использование видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решеток
алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворенных веществ
активированным углем и устройством противогаза, получение, собирание, распознавание и
изучение свойств углекислого газа, проведение качественных реакций на карбонат и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с продукцией
силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме "Важнейшие
неметаллы и их соединения".
Металлы и их соединения.
Общая характеристика химических элементов - металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строения
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решетка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические
свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов,
основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и
их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в
природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения
кальция (оксид, гидроксид, соли). Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа. Оксиды, гидроксиды и соли соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и
получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их
физическими свойствами, изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с
водой (возможно использование видеоматериалов), исследование свойств жесткой воды,
процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов),
признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка,
железа (II) и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени
ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов), исследование
амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение
экспериментальных задач по теме "Важнейшие металлы и их соединения".
Химия и окружающая среда.
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование
веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация
веществ (далее - ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
7

Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов,
полимерные материалы).
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники,
диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объем, агрегатное состояние вещества, газ,
раствор, растворимость, кристаллическая решетка, сплавы, физические величины, единицы
измерения, космическое пространство, планеты, звезды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации учащихся.
Личностные результаты отражают готовность учащихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее
основе, в том числе в части:
Патриотическое воспитание:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
Гражданское воспитание:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать свое
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
Ценности научного познания:
мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции,
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для
понимания сущности научной картины мира, представлений об основных закономерностях
развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании
этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии,
необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
8

познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья:
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения
правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания:
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения
предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории
продолжения образования с учетом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и
развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
умение использовать приемы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных
фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ
и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами
изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
проводить выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления - химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции - при решении учебнопознавательных задач, с учетом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов - химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях;
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а
также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
9

приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного опыта,
исследования, составлять отчет о проделанной работе;
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать
противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определенного типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта
на состояние окружающей природной среды;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
умение задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
приобретение опыта презентации результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);
заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учета
общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые
штурмы", координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие);
Овладение универсальными регулятивными действиями:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно
составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий
с учетом получения новых знаний об изучаемых объектах - веществах и реакциях,
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
Предметные:
8 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная),
валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль,
молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объем,
оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции,
ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор,
массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
10

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень
окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к определенному
классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева: демонстрировать
понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в
Периодической системе, законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярного учения, закона Авогадро, описывать и характеризовать табличную форму
Периодической системы химических элементов: различать понятия "главная подгруппа (Агруппа)" и "побочная подгруппа (Б-группа)", малые и большие периоды, соотносить
обозначения, которые имеются в таблице "Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева" с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов
(состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава,
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе,
проводить расчеты по уравнению химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности - анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинноследственных связей - для изучения свойств веществ и химических реакций, естественнонаучные методы познания - наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определенной
массовой долей растворенного вещества, планировать и проводить химические
эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).
9 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объем, раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность,
химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решетка,
коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно допустимая
концентрация ПДК вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
11

использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций;
определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава, принадлежность веществ к определенному классу соединений по
формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических
соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в водных растворах
неорганических соединений, тип кристаллической решетки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия "главная подгруппа (А-группа)" и "побочная
подгруппа (Б-группа)", малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые
имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и
их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учетом строения их
атомов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых
и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей,
полные и сокращенные уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе,
проводить расчеты по уравнению химической реакции;
соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путем хлоридбромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности - анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей - для
изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
3.
Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
12

Итого

8
9

2
2

68
68

образовательных
отношений
-

68
68

8 класс
Тема урока
п/п

1.

2.

3.

Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в
системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ.
Агрегатное состояние веществ.
Понятие о методах познания в химии. Тела и вещества.
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние
веществ.
Практическая работа №1 «Правила работы в лаборатории и
приемы обращения с лабораторным оборудованием»
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

ЭОР

1

Библиотека
ЦОК

1

1
1

4.
5.

Практическая работа №2 «Разделение смесей (на примере
очистки поваренной соли)»
Атомы и молекулы.

1

Химические элементы. Знаки (символы) химических
элементов.
Простые и сложные вещества.

1

Атомно-молекулярное учение.

1

Закон постоянства состава веществ. Химическая формула.
Валентность атомов химических элементов.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная
масса.
Массовая доля химического элемента в соединении.

1

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

Физические и химические явления. Химическая реакция.

1

Признаки и условия протекания химических реакций.

1

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1

Вычисления количества, массы вещества по уравнениям
химических реакций.

1

1

6.
7.

1

8.
9.
10.
11.

1
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.

13

Библиотека
ЦОК

18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Классификация
химических
реакций
(соединения,
разложения, замещения, обмена).
М.В. Ломоносов – ученый – энциклопедист. Обобщение и
систематизация знаний.
Контрольная работа №1 по теме: «Вещества и химические
реакции»
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и
простое вещество. Озон - аллотропная модификация
кислорода.
Физические и химические свойства кислорода (реакции
окисления, горение). Понятие об оксидах.
Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические
уравнения, экзо- и эндотермические реакции.
Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Практическая работа №3 по теме: « Получение и собирание
кислорода, изучение его свойств.»
Водород - элемент и простое вещество. Нахождение водорода
в природе.
Физические и химические свойства водорода. Применение,
способы получения.
Понятие о кислотах и солях.

1
1
1
1

Библиотека
ЦОК

1
1
1
1
1
1
1
1

29.
Способы получения кислорода в лаборатории.

1

Практическая работа №4 по теме: «Получение и собирание
водорода, изучение его свойств».
Молярный объем газов, закон Авогадро.

1

Вычисления объема, количества вещества газа по его
известному количеству вещества или объему.
Вычисления объемов газов по уравнению реакции на основе
закона объемных отношений газов.
Физические и химические свойства воды.

1

Состав оснований, понятие об индикаторах.

1

Вода как растворитель. Насыщенные и ненасыщенные
растворы. Массовая доля вещества в растворе.
Практическая работа №5 по теме: «Приготовление растворов
с определенной массовой долей растворенного вещества».
Контрольная работа №2 по теме: «Кислород. Водород. Вода.»

1

30.
31.

1

32.
33.
34.

Библиотека
ЦОК

1
1

35.
36.
37.
38.

1
1

39.
40.

Классификация неорганических соединений. Оксиды.
Классификация оксидов: солеобразующие (основные,
кислотные,
амфотерные)
и
несолеобразующие.
Номенклатура оксидов.
14

1

Библиотека
ЦОК

41.
42.
43.

Физические и химические свойства оксидов. Получение
оксидов.
Основания.
Классификация
оснований:
щелочи
и
нерастворимые основания. Номенклатура оснований.
Физические и химические свойства оснований. Получение
оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот.

1

Физические и химические свойства кислот. Ряд активности
металлов Н.Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли (средние): номенклатура, способы получения,
химические свойства.
Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач
по теме «Основные классы неорганических соединений»
Генетическая связь между классами неорганических
соединений.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные
классы неорганических соединений»
Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы
неорганических соединений»
Первые попытки классификации химических элементов.
Понятие о группах сходных элементов (щелочные и
щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы).
Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических
элементов Д.И.
Менделеева.
Короткопериодная
и
длиннопериодная
формы
Периодической
системы
химических элементов Д.И. Менделеева.
Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера,
номеров периода и группы элемента. Периодической системы
химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы.

1

Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых
20 химических элементов Периодической системы Д.И.
Менделеева.
Характеристика химического элемента по его положению в
Периодической системе Д.И. Менделеева. Закономерности
изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и
периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы
химических элементов для развития науки и практики. Д.И.
Менделеев - ученый и гражданин.
Электроотрицательность атома химических элементов.

1

Ионная химическая связь.

1

1
1
1

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.

53.

1
1
1
1
1
1

1

1

1

54.
55.

56.

57.

1

1

1

58.
59.

15

Библиотека
ЦОК

Ковалентная полярная химическая связь.

1

Ковалентная неполярная химическая связь.

1

Степень окисления.

1

60.
61.
62.
63.

Окислительно-восстановительные
окисления и восстановления.
Окислители и восстановители.

реакции.

Процессы

1
1

64.
65.
66.
67.
68.

Контрольная работа №4 по
Химическая связь»
Обобщение и систематизация
Решение задач.
Обобщение и систематизация
Решение задач.
Обобщение и систематизация
Решение задач.

теме:

«Строение атома.

1

знаний за курс 8 класса.

1

знаний за курс 8 класса.

1

знаний за курс 8 класса.

1

9 класс
Тема урока

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

ЭОР

Периодический закон. Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов.

1

Библиотека
ЦОК

Закономерности в изменении свойств химических элементов
первых трех периодов, калия, кальция и их соединений в
соответствии с положением элементов в Периодической
системе и строением их атомов.
Классификация и номенклатура неорганических веществ.
Химические свойства веществ, относящихся к различным
классам неорганических соединений, генетическая связь
неорганических веществ.

1

Строение вещества: виды химической связи. Типы
кристаллических решеток, зависимость свойств вещества от
типа кристаллической решетки и вида химической связи.

1

Контрольная работа №1 по теме «Повторение и углубление
знаний основных разделов курса 8 класса»
Классификация химических реакций по различным
признакам (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по
участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции,
термохимические уравнения.

1

п/п

1.
2.

3.

4.

5.
6.

16

1

1

Библиотека
ЦОК

Библиотека
ЦОК

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.

Понятие о скорости химической реакции. Понятие об
обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о
гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о катализе.
Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического
равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный
баланс
окислительно-восстановительной
реакции.
Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и
неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации
веществ с различными видами химической связи. Степень
диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций
ионного обмена, полные и сокращенные ионные уравнения
реакций.
Химические свойства кислот, оснований в свете
представлений об электролитической диссоциации.
Химические свойства солей в свете представлений об
электролитической диссоциации.

1

1

1

1

1

1
1

Понятие о гидролизе солей.

1

Обобщение
и
систематизация
знаний
по
теме:
«Электролитическая диссоциация. Химические реакции в
растворах».
Практическая работа №1 «Решение экспериментальных
задач».
Контрольная работа №2 по теме: «Электролитическая
диссоциация. Химические реакции в растворах.
Общая характеристика галогенов. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Строение и
физические свойства простых веществ - галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с
металлами, неметаллами, щелочами).
Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства,
получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на
организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в
природе.
Практическая работа №2 по теме: «Получение соляной
кислоты, изучения ее свойств».
Вычисления по уравнениям химических реакций, если один
из реагентов дан в избытке.
Общая характеристика элементов VIA-группы. Особенности
строения атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и
серы. Химические свойства серы.

1

14.
15.

16.
17.
18.

19.

20.
21.
22.
23.

17

1
1
1

1

1
1
1
1

Библиотека
ЦОК

Сероводород, строение, физические и химические свойства.

1

Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная
кислота, физические и химические свойства (общие как
представителя класса кислот и специфические).
Химические реакции, лежащие в основе промышленного
способа получения серной кислоты. Применение. Соли
серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион.
Нахождение серы и ее соединений в природе. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями серы
(кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоемов), способы
его предотвращения.
Вычисление массовой доли выхода продукта реакции.

1

Общая характеристика элементов VA-группы. Особенности
строения атомов, характерные степени окисления. Азот,
распространение в природе, физические и химические
свойства. Круговорот азота в природе.
Аммиак, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соли аммония, их физические и химические
свойства, применение. Качественная реакция на ионы
аммония.
Практическая работа №3 по теме: «Получение Аммиака,
изучение его свойств».
Азотная кислота, ее получение, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические).
Использование нитратов и солей аммония в качестве
минеральных
удобрений.
Химическое
загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди,
загрязнение воздуха, почвы и водоемов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и
химические свойства. Оксид фосфора (V) и фосфорная
кислота, физические и химические свойства, получение.
Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Загрязнение природной среды фосфатами.
Общая характеристика элементов IVA-группы. Особенности
строения атомов, характерные степени окисления. Углерод,
аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот
углерода в природе.
Оксиды углерода, их физические и химические свойства,
действие на живые организмы, получение и применение.
Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода
(IV), гипотеза глобального потепления климата, парниковый
эффект.
Угольная кислота и ее соли, их физические и химические
свойства, получение и применение. Качественная реакция на
карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине,
промышленности и сельском хозяйстве.

1

24.
25.

26.

1

1

27.
28.

29.

30.
31.

32.

33.

34.
35.

36.

37.

18

1

1
1

1

1

1
1

1

1

Библиотека
ЦОК

38.
39.

40.

41.

42.
43.
44.

45.
46.

47.
48.

49.
50.

Практическая работа №4 по теме «Получение углекислого
газа. Качественная реакция на карбонат-ион».
Первоначальные понятия об органических веществах как о
соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол,
глицерин, уксусная кислота). Природные источники
углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их
переработки (бензин), их роль в быту и промышленности.
Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках,
углеводах - и их роли в жизни человека. Материальное
единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение
и применение. Соединения кремния в природе. Общие
представления об оксиде кремния (IV) и кремниевой кислоте.
Силикаты, их использование в быту, медицине,
промышленности. Важнейшие строительные материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в
повседневной жизни.
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие неметаллы их соединения».
Контрольная работа №3 по теме: «Важнейшие неметаллы их
соединения».
Общая характеристика химических элементов – металлов.
Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решетка. Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд
напряжения металлов.
Общие способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун,
дюралюминий, бронза) и их применение в быту и
промышленности.
Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их
от коррозии.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов,
нахождение в природе. Физические и химические свойства
(на примере натрия и калия).
Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных
металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в
Периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе.
Физические и химические свойства магния и кальция.
Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли).

1
1

1

1

1
1
1

1
1

1
1

1
1

1

51.
Обобщение и систематизация знаний.

1

Жесткость воды и способы ее устранения.

1

Практическая работа №6 по теме: «Жесткость воды и
способы ее устранения».

1

52.
53.
54.

19

Библиотека
ЦОК

Библиотека
ЦОК

55.

Алюминий: положение в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева, строение атома, нахождение в
природе. Физические и химические свойства алюминия.
Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.

1

1

56.
57.

58.

Железо: положение в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева, строение атома, нахождение в
природе. Физические и химические свойства железа.
Оксиды, гидроксиды и соли соли железа (II) и железа (III), их
состав, свойства и получение.
Обобщение и систематизация знаний.

1

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие металлы и их соединения»
Вычисления по уравнениям химических реакций, если один
из реагентов дан в избытке или содержит примеси.
Вычисление массовой доли выхода продукта реакции.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Важнейшие
металлы и их соединения».
Контрольная работа №4 по теме: «Важнейшие металлы и их
соединения».
Вещества и материалы в повседневной жизни человека.
Безопасное использование веществ и химических реакций в
быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды. (предельная
допустимая концентрация веществ (далее - ПДК).
Роль химии в решении экологических проблем.

1

Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса.
Решение задач.
Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса.
Решение задач.

1

1
1

59.
60.
61.

62.
63.
64.

65.

1

1
1
1

1
1

66.
67.
68.

1

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».