Программа внеурочной деятельности (Путешествие в мир химии)

1.
2.
3.

Оглавление
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование

2
3
4

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- знать модели строения атома, физический смысл понятий закона раскрывать смысл
основных химических понятий;
- уметь решать задачи различных типов;
- применять правила систематической и международной номенклатуры
- составлять молекулярные и структурные формулы органических и неорганических
веществ, на основе которых характеризовать их свойства и принадлежность к
определенному классу соединений с помощью химических равнений; характеризовать
(описывать)общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ,
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ.
Метапредметные результаты:
Базовые логические действия: раскрывать смысл химических понятий; уметь
оперировать химическими символами, формулами, уравнениями реакций; выявлять в них
общие закономерности.
Базовые исследовательские действия: умение наблюдать заходом химического
опыта, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы
по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией: уметь анализировать и интерпретировать информацию,
получаемую из разных источников (научно-популярная литература, справочные пособия,
ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную
информацию; использовать и анализировать информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей среды.
Универсальные коммуникативные действия: уметь задавать вопросы в ходе
диалога/обсуждения результатов эксперимента, совместной учебной деятельности;
заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской
деятельности.
Универсальные регулятивные действия: уметь самостоятельно определять цели
деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости
корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Личностные результаты:
Патриотическое воспитание:
понимание значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях мировой и
отечественной химии;
гражданское воспитание:
готовности к совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных
задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания: формирование интереса к обучению познанию,
любознательности, способности к самообразованию;
Формирование культуры здоровья:
Осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими

веществами в быту и реальной жизни.
Трудовое воспитание: осознанный выбор продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к химии и развития необходимых умений; готовность
адаптироваться в профессиональной среде.
Экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе как
источнику жизни на Земле, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения
при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышение уровня
экологической культуры;
-критически оценивать интерпретировать химическую информацию, содержащуюся
в сообщениях средств массовой информации, ресурсах интернета с целью формирования
собственной позиции;
- воспитать в себе экологически безопасные правила поведения в
быту и жизни с целью сохранения своего здоровья и окружающей среды.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система
элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Простые и сложные вещества. Строение атома. Строение электронных оболочек
Атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И.
Менделеева.
Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового
номера химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в
Периодической системе Д.И. Менделеева. Валентность. Степень окисления химических
элементов. Ряд электроотрицательности неметаллов. Строение вещества. Химическая
связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Механизмы
образования ковалентной полярной связи: обменный и донорно-акцепторный. Типы
кристаллических решёток.
Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства.
Химические реакции. Классификация и номенклатура неорганических веществ.
Тривиальные и международные (по номенклатуре IUPAK) названия сложных
веществ. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных. Химические свойства кислот, оснований и солей. Соли: кислые,
основные и средние (нормальные). Генетическая связь между классами неорганических
веществ. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и
составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических
элементов, поглощению и выделению энергии. Химическая реакция. Условия и признаки
протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при
химических реакциях.
Раздел 3. Теория электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач.
Электролиты и не электролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация
кислот, щёлочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Определение зарядов ионов и
составление ионных уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Определение характера
среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы
в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-,гидроксид-ионы; ионы аммония, бария,
серебра, кальция, меди и железа).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного
баланса. Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных
электродных потенциалов.
Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла
другим. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире
веществ, материалов и химических реакций.
Раздел 5. Расчётные задачи.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена
и условия их осуществления. Вычисление количества вещества, массы или объёма
вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов
реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.
Раздел 6. Химический эксперимент.
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Решение
экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Качественные реакции на катионы изученных металлов, атак же бария, серебра,
кальция, меди и железа.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-,сульфат-ионы, карбонат, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион). Отработка практических навыков.
Формы организации
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые.
Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный урок.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными и нетрадиционные формы
организации образовательной деятельности: презентации, игровые технологии и др.;
предусматривает использование различных современных технологий обучения
(интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию
коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Учащиеся осуществляют следующие виды работ:
— работу с источниками информации с использованием современных средств
коммуникации (включая ресурсы Интернета);

решение познавательных и практических задач.
3. Тематическое планирование
9 классы
№
Тема
п/п
Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система
элементов Д.И. Менделеева.
1. Простые и сложные вещества.
2. Строение атома.
3. Строение электронных оболочек. Атомов первых 20 химических
элементов Периодической системы Д. И. Менделеева.
4. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл
порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения
свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И.
Менделеева.
5. Валентность. Степень окисления химических элементов. Ряд
электроотрицательности неметаллов. Строение вещества.

Кол-во
часов
7
1
1
1
1

1

6.

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая. Механизмы образования ковалентной полярной связи:
обменный и донорно-акцепторный.
7. Типы кристаллических решёток.
Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства.
Химические реакции. Классификация и номенклатура неорганических
веществ.
8. Тривиальные и международные (по номенклатуре IUPAK) названия
сложных веществ. Химические свойства простых веществ.
9. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.
10. Химические свойства кислот, оснований и солей.
11. Соли: кислые, основные и средние (нормальные).
12. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
13. Классификация химических реакций по различным признакам:
количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению
степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению
энергии.
14. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при
химических реакциях.
Раздел 3.Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и
ионные уравнения. Решение задач.
15. Электролиты и не электролиты. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних).
16. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Определение
зарядов ионов и составление ионных уравнений реакций. Реакции
нейтрализации.
17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью
индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,
сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария,
серебра, кальция, меди и железа).
18. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
19. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире
веществ.
20. Окислительно-восстановительные
реакции.
Окислитель
и
восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление
уравнений ОВР: метод электронного баланса.
21. Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд
стандартных электродных потенциалов.
22. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения
одного металла другим.
23. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек
в мире веществ, материалов и химических реакций.
Раздел 5. Расчётные задачи.
24. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
25. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
26. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по
количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или
продуктов реакции.

1

1
7

1
1
1
1
1
1

1

5
1
1

1

1
1
4
1

1
1
1
5
1
1
1

27. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по
количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или
продуктов реакции.
28. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.
Раздел 6. Химический эксперимент.
29. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная
посуда и оборудование.
30. Разделение смесей и очистка веществ.
31. Приготовление растворов. Решение экспериментальных задач по теме
«Неметаллы IV–VII групп и их соединений».
32. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
33. Качественные реакции на катионы изученных металлов, атак же бария,
серебра, кальция, меди и железа.
34. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфатионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион).
Отработка практических навыков.

1

1
6
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».