1. 2. 3. Оглавление Результаты освоения курса внеурочной деятельности Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Тематическое планирование 2 3 4 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Предметные результаты: - знать модели строения атома, физический смысл понятий закона раскрывать смысл основных химических понятий; - уметь решать задачи различных типов; - применять правила систематической и международной номенклатуры - составлять молекулярные и структурные формулы органических и неорганических веществ, на основе которых характеризовать их свойства и принадлежность к определенному классу соединений с помощью химических равнений; характеризовать (описывать)общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, - проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ. Метапредметные результаты: Базовые логические действия: раскрывать смысл химических понятий; уметь оперировать химическими символами, формулами, уравнениями реакций; выявлять в них общие закономерности. Базовые исследовательские действия: умение наблюдать заходом химического опыта, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. Работа с информацией: уметь анализировать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников (научно-популярная литература, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; использовать и анализировать информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей среды. Универсальные коммуникативные действия: уметь задавать вопросы в ходе диалога/обсуждения результатов эксперимента, совместной учебной деятельности; заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности. Универсальные регулятивные действия: уметь самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Личностные результаты: Патриотическое воспитание: понимание значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях мировой и отечественной химии; гражданское воспитание: готовности к совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; Ценности научного познания: формирование интереса к обучению познанию, любознательности, способности к самообразованию; Формирование культуры здоровья: Осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни. Трудовое воспитание: осознанный выбор продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде. Экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышение уровня экологической культуры; -критически оценивать интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах интернета с целью формирования собственной позиции; - воспитать в себе экологически безопасные правила поведения в быту и жизни с целью сохранения своего здоровья и окружающей среды. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Строение атома. Строение электронных оболочек Атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева. Валентность. Степень окисления химических элементов. Ряд электроотрицательности неметаллов. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Механизмы образования ковалентной полярной связи: обменный и донорно-акцепторный. Типы кристаллических решёток. Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства. Химические реакции. Классификация и номенклатура неорганических веществ. Тривиальные и международные (по номенклатуре IUPAK) названия сложных веществ. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства кислот, оснований и солей. Соли: кислые, основные и средние (нормальные). Генетическая связь между классами неорганических веществ. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Раздел 3. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач. Электролиты и не электролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Определение зарядов ионов и составление ионных уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-,гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса. Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Раздел 5. Расчётные задачи. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Раздел 6. Химический эксперимент. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений». Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Качественные реакции на катионы изученных металлов, атак же бария, серебра, кальция, меди и железа. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-,сульфат-ионы, карбонат, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион). Отработка практических навыков. Формы организации Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые. Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный урок. Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными и нетрадиционные формы организации образовательной деятельности: презентации, игровые технологии и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления. Учащиеся осуществляют следующие виды работ: — работу с источниками информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); решение познавательных и практических задач. 3. Тематическое планирование 9 классы № Тема п/п Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. 1. Простые и сложные вещества. 2. Строение атома. 3. Строение электронных оболочек. Атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. 4. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева. 5. Валентность. Степень окисления химических элементов. Ряд электроотрицательности неметаллов. Строение вещества. Кол-во часов 7 1 1 1 1 1 6. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Механизмы образования ковалентной полярной связи: обменный и донорно-акцепторный. 7. Типы кристаллических решёток. Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства. Химические реакции. Классификация и номенклатура неорганических веществ. 8. Тривиальные и международные (по номенклатуре IUPAK) названия сложных веществ. Химические свойства простых веществ. 9. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. 10. Химические свойства кислот, оснований и солей. 11. Соли: кислые, основные и средние (нормальные). 12. Генетическая связь между классами неорганических веществ. 13. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. 14. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Раздел 3.Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач. 15. Электролиты и не электролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних). 16. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Определение зарядов ионов и составление ионных уравнений реакций. Реакции нейтрализации. 17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). 18. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). 19. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире веществ. 20. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса. 21. Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. 22. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. 23. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Раздел 5. Расчётные задачи. 24. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 25. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. 26. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 27. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. 28. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Раздел 6. Химический эксперимент. 29. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. 30. Разделение смесей и очистка веществ. 31. Приготовление растворов. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений». 32. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». 33. Качественные реакции на катионы изученных металлов, атак же бария, серебра, кальция, меди и железа. 34. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфатионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион). Отработка практических навыков. 1 1 6 1 1 1 1 1 1