Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Волшебный сундучок

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Пояснительная записка…………………………………………………………
Цели и задачи……………………………………………………………………
Планируемые результаты………………………………………………………
Календарный учебный график …………………………………………………
Учебный план …………………………………………………………………..
Содержание программы………………………………………………………...
Календарно-тематическое планирование ……………………………………..
Организационно – педагогические условия…………………………………..
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………….
Литература……………………………………………………………..

3
5
6
7
7
7
9
11
13
14

1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Волшебный сундучок» (далее – Программа)
разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Письмом Минобрнауки России от 18.11.215 № 09-3442 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;

Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
Направленность: художественная
Актуальность программы заключается в том, что декоративное
искусство, художественные ремесла играют важную роль в эстетическом
воспитании учащихся. Основу декоративно - прикладного искусства составляет
творческий ручной труд.
При изготовлении поделок из разных материалов учащиеся учатся
самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические
задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это
способствуетболее осмысленному выбору приемов работ и развитию фантазии,
доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их
самооценку.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, с помощью
таких видов художественного творчества, как аппликация, лепка, вышивка,
конструирование и дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Занятия по программе способствуют развитию творческих способностей,
воображения, фантазии, что дает возможность социализации, а также создает
основы для выбора будущей профессии.
3

Адресат: возраст: 7-11 лет.
Количество учащихся в группе. 7-30 человек.
Возрастные и психофизические особенности учащихся.
У учащихся 7 – 9 лет в основном завершается долгий и сложный процесс
овладения речью. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение,
рассматривание, поиск. Общая линия развития мышления - переход от
наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к
словесному мышлению Эмоционально-волевая память и внимание
приобретают произвольный характер.
У учащихся 10 – 11 лет происходит функциональное совершенствование
мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры. Характерная
особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная
эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те
объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик,
эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше,
отчётливее. У детей этого возраста более развита наглядно-образная память,
чем словесно-логическая. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в
памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем
определения, описания, объяснения.

Режим
занятий
Объем

1 год
2 год
3 год
4 год
обучения
обучения
обучения
обучения
1 час в неделю 1 час в неделю 1 час в неделю 1 час в
неделю
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
ИТОГО: 135 часов
4 года

Срок
освоения
Стартовый
Уровень
программы
Индивидуальная, групповая
Формы
обучения
Беседы,
лекции,
практические
занятия,
Виды
самостоятельная работа, мастер - классы, творческие
занятий
мастерские, выставки, экскурсии, праздники
Формы
Участие в выставках, конкурсах, создание
подведения
творческих работ по окончании разделов, беседа,
итогов
викторина, тестирование, мастер-класс, самостоятельная
реализации
работа, проект.

4

2.

Цели и задачи

Цель Программы: самореализация учащихся в творчестве через
раскрытие в художественной работе своей индивидуальности.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить учащихся с различными материалами; их
свойствами;
обучить навыкам и приемам работы с различным
материалом (лепка,аппликация, коллаж, плетение, вышивка и т.д.);
дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать
цвета;
научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую
стороныизделия;
обучить плоскостному моделированию – умению
составлять
из
геометрических
фигур
изображения предметов и композиций;
научить владеть иголкой, ниткой, шилом и ножницами;
научить работе с трафаретами;
сформировать умения следовать устным инструкциям.
Развивающие:
развивать у учащихся любознательность через развитие
внимания, наблюдательности, памяти, воображения, художественного
мышления, конструкторских способностей;
развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения;
развивать координацию движений рук;
развивать цветовое восприятие;
расширять и обогащать практический опыт детей;
создавать условия для саморазвития и самореализации детей.
Воспитательные:
формировать потребности трудиться в одиночку, в паре, группе;
воспитывать трудолюбие;
воспитывать
усидчивость,
терпение,
внимательность,
старательность;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые
навыки;
расширять коммуникативные способности детей;
воспитывать эстетический вкус;
совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру
труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать впорядке рабочее место.
5

3. Планируемые результаты
Метапредметные:
Познавательные:
 умеют осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве;
Регулятивные:
 умеют предварительно планировать ход работы над изделием
(устанавливать последовательность изготовления поделки, определять
приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
 умеют выполнять задания по плану (технологической карты),
сверять с ним свои действия.
Коммуникативные:
 умеют анализировать под руководством педагога изделие
(определять его
назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения
деталей, последовательность изготовления);
 умеют адекватно воспринимать оценку педагога;






Личностные:
умеют правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок
во время работы;
умеют следовать устным инструкциям;
умеют экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки,
угольника;
умеют правильно выполнять изученные технологические операции по всем
видам труда; различать их по внешнему виду;

Предметные:
 знают название и назначение материалов: бумага, ткань,
пластилин;
 знают правила разметки и контроль по шаблонам, линейке,
угольнику;
 умеют экономно размечать материалы с помощью шаблонов,
сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по
линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;
 знают название, назначение, правила пользования ручным
инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
 знают правила безопасности труда и личной гигиены при
обработке различных материалов;
6

 умеют вырезать, плести, складывать, наклеивать декорирование,
объемное конструирование;
 умеют самостоятельно отбирать наиболее подходящие для
выполнения задания материалы и инструменты.
4.

Календарный учебный график

Календарный учебный график является приложением к Программе
(Приложение 1).
5.

Учебный план

Учебный план является приложением к Программе (Приложение 2).
-

6.

Содержание программы
1 года обучения.

1.
Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники
безопасности.
2.
Работа с природным материалом
Теория.. Ознакомление с видами природного материала. Приемы
соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.
Практика. Аппликации из листьев, шишек,ракушек, и разных круп.
3.
Работа с пластилином и соленым тестом
Теория. Пластилин как материал для творчества..
Практика. Лепка «Ветка рябины».
4.
Работа с бумагой и картоном
Теория. Работа с бумагой и картоном. Плоское плетение из бумажных
полос:шахматное плетение, плетение уголками.
Практика. Изготовление аппликации с помощью шаблонов:
панно «Коврик».
5. Работа с бросовым материалом
Теория. Технология изготовления поделки из ненужных компакт-дисков.
Практика. Изготовление сувенира из ненужных компакт-дисков.
6.
Работа с тканью и нитками
Теория. Лоскутная практика. Аппликация из ниток.
Практика. Изготовление салфетки с нанесением аппликации из ткани,
изготовленной по шаблону.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.
2.
Работа с природным материалом
Теория. Аппликация из природных материалов.
7

Практика. Аппликация из засушенных листьев и других материалов
(листовик, из круп, веток и тд).
3.
Работа с пластилином и соленым тестом
Теория. Плоскостная аппликация пластилином.
Практика. Выполнение лепной картины.
4.
Работа с бумагой и картоном
Теория. Аппликация из геометрических фигур.
Практика. Изготовление игрушек по выбору (тарелка, фрукты, птица,
кот)
5.
Работа с бросовым материалом
Теория. Поделки из ватных дисков.
Практика. Изготовление из ватных дисков.
6. Работа с тканью и нитками
Теория. Аппликация из ниток.
Практика. Поделки из ниток по выбору (мартинички, аппликация из
ниток цыпленок, котенок и тд).
3 год обучения
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
2.
Работы из природного материала.
Теория. Аппликация из природных материалов.
Практика. Выполнение аппликации «Осенние фантазии».
3.
Работа с пластилином и соленым тестом.
Теория. Рецепт солёного теста.
Практика. Миниатюры на тему сказок из пластилина и соленого
теста..
4.
Работа с бумагой и картоном.
Теория. «Радужное складывание» - техника складывания полос цветной
бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.
Практика. Изготовление новогодних игрушек.
5.
Работа с бросовым материалом.
Теория. Технология изготовление трубочек из газет.
Практика. Изготовление поделок из газетных трубочек.
6.
Работа с тканью и нитками.
Теория. Приёмы работы с нитками и пряжей.
Практика. Изготовление куклы-сувенира из ниток и пряжи.
4 год обучения
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
2.
Работы из природного материала
Теория. Аппликация из природных материалов.
Практика. Выполнение аппликации «Осенние цветы».
8

3.
Работа с пластилином и соленым тестом
Теория. Выпуклая аппликация из пластилина.
Практика. Изготовление миниатюр на тему сказок.
4.
Работа с бумагой и картоном
Теория. Айрис фолдинг - «радужное складывание».
Практика. Выполнение открыток с различным сюжетом.
5.
Работа с бросовым материалом
Теория. Поделки изпластиковых бутылок.
Практика. Поделки из пластиковых бутылок по выбору.
6.
Работа с тканью и нитками
Теория. Аппликация из ткани и ниток.
Практика. Изготовление панно из ткани, игрушки из помпонов.
7.

Календарно-тематическое планирование
1 года обучения.

№
п/п
1
2

3

4

Название
раздела, тема
Вводное занятие
Работа с
природным
материалом
Работа с
пластилином и
соленым
тестом
Работа с бумагой
и картоном

5

Работа с
бросовым
материалом

6

Работа с тканью
и нитками

Итого:

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
1
1
Тестирование
4
1
3
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах
5
1
4
Викторины
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах
11
2
9
Викторины
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах
5
1
4
Интерактивные игры
Выставка творческих
работ .Участие в
конкурсах
7
1
6
Презентация
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах
33
7
25
2 года обучения.
9

№

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
п/п
1
Вводное занятие
1
1
Тестирование
2
4
1
3
Работа с
Выставка творческих
природным
работ. Участие в
материалом
конкурсах
3
7
2
5
Викторины
Работа с
Выставка творческих
пластилином и
работ
соленым тестом
4
1
9
Викторины
Работа с бумагой и 10
Выставка творческих
картоном
работ. Участие в
конкурсах
5
4
1
3
Работа с бросовым
Интерактивные игры
материалом
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах
6
8
1
6
Презентация
Работа с тканью и
Выставка творческих
нитками
работ. Участие в
конкурсах
Итого:
34
7
26

№
п/п
1
2

3

4

5

Название
раздела, тема

3 год обучения
Количество часов
Формы контроля
Название
раздела, тема
Всего Теория Практика
Вводное занятие
1
1
Тестирование
4
1
3
Работа с
Выставка творческих
природным
работ. Участие в
материалом
конкурсах
6
1
5
Викторины
Работа с
Выставка творческих
пластилином и
работ. Участие в
соленым тестом
конкурсах
2
9
Викторины
Работа с бумагой и 11
Выставка творческих
картоном
работ. Участие в
конкурсах
4
1
3
Работа с бросовым
Интерактивные игры
материалом
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах
10

6

Работа с тканью и
нитками

8

1

6

Итого:

34

7

26

Презентация
Выставка творческих
работ . Участие в
конкурсах

4 год обучения
№
п/п
1
2

3

4

Название
раздела, тема
Вводное занятие
Работа с
природным
материало
м
Работа с
пластилином и
соленым
тестом
Работа с бумагой
и картоном

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
1
1
Тестирование
4

1

3

Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах

6

1

5

Викторины
Выставка творческих
работ

11

2

9

Викторины
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах
Интерактивные игры
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах
Презентация
Выставка творческих
работ. Участие в
конкурсах

5

Работа с
бросовым
материалом

4

1

4

7

Раздел 5. Работа
с тканью и
нитками

8

1

6

34

7

26

Итого:

8.

Организационно-педагогические условия

Материально — техническое обеспечение
 учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим
нормам и требованиям;
 аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления демонстрационного материала;
 ученические столы с комплектом стульев;
11

 стол учительский;
 аудио и видеоаппаратура.
 Инструменты
и
материалы
(ножницы
для
ткани,
канцелярские,крючки, кнопки, иголки), набор образцов бумаги и картона,
набор цветной бумаги, набор текстильных материалов (нитки, ленты, тесьма,
образцы тканей, бисер, бусы, пайетки, пуговицы, наклейки), природнорастительный материал (шишки, ветки, листья, камни, ракушки,семена,
крупы), бросовый материал (картонный и пластиковые упаковки, пробки,
крышки, веревки), краски, пластилин, соленое тесто, технологические карты,
рисунки, презентации.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов
повышения квалификации.
Методические материалы
Методы обучения:
 словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
 наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, видеоуроков,
наблюдение);
 практические
(метод
упражнений,
который
помогает
отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций,
исправления допущенных ошибок, тестирование);
 метод проектов.
Тип занятия:
 теоретический,
 практический,
 комбинированный.
Наглядный материал (иллюстрации, таблицы, видеоматериалы,
презентации);
Дидактические материал. Таблицы, схемы, рисунки, диаграммы,
видео передачи, телефильмы, дидактические пособия (карточки, тесты,
рабочие тетради, вопросы и задания устные и письменные, практические
задания).
Ежегодно составляются справки кадровому
обеспечению,
обеспеченности учебными изданиями и
электронными
ресурсами,
материально – техническому обеспечению, безопасным и специальным
условиям реализации программ для основных и дополнительных
образовательных программ, которые являются неотъемлемой частью
настоящей образовательной программы. Информация по лицензионным
условиям размещается в специальном разделе «Сведения об образовательных
организациях». Условия для реализации дополнительных образовательных
программ на внебюджетной основе создаются только за счет средств,
12

полученных от деятельности, приносящей доход.
9.

Формы аттестации и оценочные материалы

Формой контроля является организация просмотра работ, что дает
возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость
успеха. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт
творческого общения. По окончании изучения разделов проверка усвоенных
знаний проводится в виде тестов, викторин, интерактивных игр,
самостоятельного составления учащимися тематических презентаций. В
конце освоения программы проводится итоговая выставка. Результаты
отражаются в портфолио учащегося.
Контроль результатов реализации программы:
- входной (для определения первоначального уровня знаний) в виде
опросов, собеседований;
- промежуточный (для оценки качества обучения по отдельным
разделам программы) в форме самостоятельных работ, срезов знаний,
педагогического наблюдения и т.п.;
- итоговый (для подведения итогов за весь курс обучения по
образовательной программе) в форме самостоятельной работы.
Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации
представляются как уровень успешности освоения Программы:
- Высокий уровень – 75 - 100% - учащийся умеет применять
полученные знания и умения для выполнения самостоятельных заданий, его
деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные
ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию.
- Средний уровень – 50 – 74 % - учащийся воспроизводит основной
программный материал, выполняет задания по образцу, обладает
элементарными умениями учебной деятельности, самостоятельно применяет
знания в стандартных ситуациях, исправлять допущенные ошибки.
- Низкий уровень – менее 50 % - учащийся различает объекты изучения,
воспроизводит незначительную часть программного материала, с помощью
педагога выполняет элементарные задания.
В течение реализации программы используются следующие
диагностики:
- «Методика определения образовательной деятельности» по методике
Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой;
- «Социализированность личности учащегося» по методике М.И.
Рожкова;
- «Методика изучения удовлетворенности обучающихся процессом
обучения» Л.Л. Андреев;
Результаты диагностического контроля заносятся в таблицы
13

№
п/п

ФИО
уч - ся

Входной контроль
Уровень
Уровень
Уровень
Отношение
мотивации творческих воспитанности
к труду
и интереса способностей

№
п/п

ФИО
уч - ся

Промежуточный контроль
Уровень
Уровень
Уровень
Отношение
мотивации творческих воспитанности
к труду
и интереса способностей

№
п/п

ФИО
уч - ся

Итоговый контроль
Уровень
Уровень
Уровень
Отношение
мотивации творческих воспитанности
к труду
и интереса способностей

10. Литература
Для педагога:
1.
Аланина А. Ножницы-художницы. Агапова И., Давыдова М. -М.,2000.
2.
Алюпова А. Ножницы-художницы. Аппликации из бумаги. – М.,1990.
3.
Беляков Н.Д. Кружок «Умелые руки». – М., 1983.
4.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, 1992.
5.
Бубекина Г., Гославская Т. Самоделки из природного материала. – М.,
1995
6.
Бегун Т.А. Увлекательное рукоделие. – М., 2005.
7.
Бисер. Основы художественного ремесла. – М. Ляукина Аст-пресс 1998.
8.
Бисероплетение» Е.И. Сколотнева «Золотой век» 1999г.
9.
Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212 с.
10. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256 с.
11. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие
игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008. – 214 с.
12. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006. – 107 с.
13.Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1977.
14.Газарян С. Прекрасное своими руками: Народные художественные ремесла.
– М: Детская литература, 1989.
15. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. – М., 2007
16. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
17. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. – М., 1987.
18.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек сувениров. –
М.,1990.
19. Мамонтова З.А. Как засушить растение. – М., 1980.
14

20. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей Ярославль:
Академияразвития, 1998.
21. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М: Просвещение, 2007.
22.Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. – М: Просвещение, 2006.
23.Степанова Н.И. Поделки из природных материалов.
24.Соболев Д.Г. Художественная работа из бересты и бумаги. – М, 1990.
25.Шпикалова
Т.И. Народное искусство и детское творчество.–
М.:Гуманитарный издательский центр, 2000.
26. Шпикалова Т.И. Детям
о
традициях народного мастерства. –
М.:Гуманитарный издательский центр, 2001.
27. Школа рукоделия: мягкая игрушка - М., 2007 г.аппликация из бумаги.
М.,1989.
28. Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. – Харьков, 2007.
Для учащихся и родителей
1.
Т.И. Тарабарина. Оригами и развитие ребенка. –Я.: Академия
развития,2007. –224 с.
2.
И.В.Гурская Радуга аппликации. –СПб.: Питер, 2007. –212 с

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».