Помощь родителей. Осторожно!

18.03.2022

Как быть, если ребенок делает "не то"?
Вмешательство родителей и реакции детей.
Проблема ошибок.

     Изучая аспекты воспитания детей, в предыдущей теме мы рассмотрели  принцип, который можно считать основой наших отношений с ребенком - безоценочным, безусловным его принятием. Мы поговорили о том, как важно постоянно сообщать ребенку, что он нам нужен и важен, что его существование для нас - радость.

    Сразу возникает вопрос-возражение: легко следовать этому совету в спокойные моменты, когда все идет хорошо? А если ребенок делает "не то", не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях?

    Мы будем отвечать на этот вопрос по частям. Разберем ситуации, в которых ваш ребенок чем-то занят, что-то делает, но делает, по вашему мнению, "не так", плохо, с ошибками.

     Представим ситуацию: ребенок увлеченно возится с поделкой для школьной выставки. Получается у него не все как надо: детали рассыпаются, работа выглядит не аккуратно,  да и получается она в итоге "не такой". Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вот Вы не выдерживаете: "Подожди, - говорите Вы, - надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "Не надо, я сам".

    Другой пример. Второклассник подписывает открытку бабушке. Вы заглядываете ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да и ошибок много: все эти знаменитые детские "ищо",”для тибя»”... Как же не заметить и не поправить? Но ребенок после замечаний расстраивается, скисает, не хочет писать дальше.

    Разные дети по-разному реагируют на родительские "не так": одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: "Раз плохо, не буду вообще!". Как будто бы реакции разные, но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему?

    Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми.

    Как долго у нас самих не получалось написать букву, пришить самостоятельно пуговицу или помыть пол? Теперь эти дела нам кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту "простоту" ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе на нас обижаться!

    Как же научить ребенка, если не указывать на ошибки?

·         указывать на ошибки нужно с особенной деликатностью и осторожностью, даже в ситуациях, когда эти знания полезны и необходимы;

·         не стоит акцентировать внимание на каждой ошибке;

·         ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;

·         наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

    Обратите внимание на отношение к ошибкам самих детей. Нам есть чему у них поучиться. Знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, по крайней мере, догадывается. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он очень старается, пусть пока не все получается как надо. К тому же, он догадывается: завтра получится лучше! Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов. А получается часто совсем наоборот.

Основа воспитания любого ребенка – любовь и уважение. Казалось бы, все просто.  Отметим несколько важных моментов:

·         безусловное принятие – необходимо любить ребенка ни за что, а просто так, потому что он есть. Все негативные реплики родителей должны быть направлены на действия ребенка, но не на него самого; 

·         невмешательство – родители не должны вмешиваться в тот процесс, которым увлечен ребенок. Тем самым они убеждают своего ребенка в том, что он справится сам, без дополнительной помощи;

·         предложение помощи – если ребенку нужна помощь в чем-либо, и он не отказывается ее принять, родители должны обязательно ему помочь. Все то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра уже сможет делать сам. Расширяется его зона самостоятельности; в процессе обучения родители постепенно должны перекладывать ответственность за личные дела ребенка на него самого, только так происходит взросление. Сталкиваясь с отрицательными результатами, ребенок учится самостоятельно искать выход и брать ответственность на себя.Хочу такой сайт

Результаты учения

     Каждый ребенок непрерывно чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.

    Первый, самый очевидный - это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.

   Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.

  Третий результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

  Наконец, четвертый результат - след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

   Итак, если ваш ребенок очень фальшивит, исполняя песню в авторском исполнении, или не очень складно пересказывает содержание прочитанной книги, но при этом увлечен или сосредоточен - не спешите его критиковать или поправлять.  Гораздо важнее в этот момент проявить искренний интерес к его делу, тогда Вы почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам и вашему ребенку.

   

 

Шпаргалка для родителей

Задание первое.

Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

Задание второе.

Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

Задание третье.

Запомните две-три ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.03.2022

Дата обновления: 18.03.2022

Дата публикации: 18.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».