рп технология 1-4

Оглавление
1. Содержание учебного предмета .......................................................................................................... 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ............................................................... 8
3. Тематическое планирование.............................................................................................................13

2

1. Содержание учебного предмета
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека.Природа как источник сырьевых
ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в
изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия
создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых
материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его
организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании
работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами
и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка
деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия
или его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с
использованиемрисунков, графических инструкций, простейших схем. Чтение условных
графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки.
Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы
соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др.
Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей
(окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в
зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,
линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное
использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления
изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой,
отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы
обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание,
склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и
хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки,
семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в
соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание,
склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в
иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы,
бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции
изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы
3

соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции
образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели
(на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата;
выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла.
Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные представления об
основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство
использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности
(композиция, цвет, тон и др.). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее
представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения
(выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с
соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование
их технологических процессов. Мастера и их профессии; правила мастера. Культурные
традиции.Техника на службе человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни.
Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических
свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки
(угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона
и плотных видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей
изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости
от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
схема. Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль). Их функциональное
назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль)
инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия
разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений.
Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка
деталей с использованиемпростейшихчертежей, эскизов. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений
и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и
плотных видов бумаги — биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую
нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и
продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные
на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые
материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого
4

стежка и её варианты (перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты
(крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного
изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и
др.).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания
гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования
симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение
элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях*.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с
обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы,
размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония
в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее
представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в
жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения
природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как
устойчивая геометрическая форма и др.).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и
идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых
группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных
ролей (руководитель/лидер и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических
материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах
изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала
(например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их
декоративно-художественным
и
технологическим
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др.);
называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства
и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка
материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка
5

изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение
необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений,
расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение
отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого
стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной строчки для соединения деталей
изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление
швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в
одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов
«Конструктор»
по
заданным
условиям
(технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного
соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и
устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач
на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
Информационно-коммуникативные технологии
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные
технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио,
печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его
назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных
устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной
информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD).
Работа с текстовым редактором MicrosoftWord или другим.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в
развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов
с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как
универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт
и др.).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и др.).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на
окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление
изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё,
вышивка и др.).
6

Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или
собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений).
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала,
изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания
конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства.
Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических
задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в
соответствии с дополнительными/изменёнными требованиями к изделию. Технология
обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки
деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в
одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью
чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах
тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей
использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор
текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия.
Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка
петельного стежка и её варианты («тамбур» и др.), её назначение (соединение и отделка
деталей) и/или строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и
отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший
ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен.
Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их
обработки в сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и др.).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов «Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск
оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на
всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных
творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы
робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление
алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование
конструкции робота. Презентация робота.
Информационно-коммуникативные технологии
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами.
Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ,
использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и др. Создание
презентаций в программе PowerPoint или другой.

7

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по технологии на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у
учащегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное
отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства - эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты
форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной
культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики общения,
проявление толерантности и доброжелательности.
Метапредметные результаты
1. В результате изучения учебного предмета в начальной школе у учащихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
1) базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
проводить обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.;
2) работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике
8

и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом), оценивать объективность информации и возможности ее использования для
решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
2. К концу обучения в начальной школе у учащегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия::
1) общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения
и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия;
2) совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и
подчиненного, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать
и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
3. К концу обучения в начальной школе у учащегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
1) самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание
и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Предметные результаты
1 класс
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать
рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с
клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной
9

разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для
ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать
их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга,
пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание,
отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические
приемы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка
деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки, выделение
деталей способами обрывания, вырезания и другие, сборку изделий с помощью клея, ниток
и другие;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий "изделие", "деталь изделия", "образец", "заготовка",
"материал", "инструмент", "приспособление", "конструирование", "аппликация";
выполнять задания с использованием готового плана;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать
за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и
дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды
соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага,
тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и
другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления
(шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по
линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью
клея, пластических масс и другие, эстетично и аккуратно выполнять отделку
раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с
использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах
под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
2 класс
понимать смысл понятий "инструкционная" ("технологическая") карта, "чертеж",
"эскиз", "линии чертежа", "развертка", "макет", "модель", "технология", "технологические
операции", "способы обработки" и использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
10

распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность,
удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать
гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных
видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного
мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или
инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с использованием
инструкционной (технологической) карты;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать
свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки,
проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и
надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного
прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки, угольника) с использованием
простейшего чертежа (эскиза), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической
формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия "развертка" (трехмерного предмета), соотносить объемную
конструкцию с изображениями ее развертки;
отличать макет от модели, строить трехмерный макет из готовой развертки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять
подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической
деятельности;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
3 класс
понимать смысл понятий "чертеж развертки", "канцелярский нож", "шило",
"искусственный материал";
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространенные в крае ремесла;
называть и описывать свойства наиболее распространенных изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью чертежных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
11

выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида
и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные
техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративнохудожественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов
"Конструктор" по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих
и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала
на основе полученных знаний и умений.
4 класс
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о
творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и
искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую
работу) с использованием инструкционной (технологической) карты или творческого
замысла, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия
по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных материалов
(например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные
способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертеж развертки, эскиз, технический
рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению
конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с
изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием
изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета
шрифта, выравнивание абзаца);
12

работать с доступной информацией, работать в программах Word, Power Point;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел,
осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно
представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности,
предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей,
договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу
в общем процессе.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1
1
33
2
1
34
3
1
34
4
1
34
-

№
п/п

1

2

3

4

5

1 класс
Тема урока

Рукотворный и природный мир города. Прогулка на улице
Природное и техническое окружение человека. Природа как
источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров.. Подготовка
к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида
работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов
и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка
по окончании работы.
Рукотворный и природный мир села. Прогулка на улице. Красота
и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из
различных материалов.
На земле, на воде и в воздухе. Прогулка на улице. Наблюдения
природы и фантазия мастера — условия создания изделия.
Бережное отношение к природе
Природа и творчество. Природные материалы. Виды природных
материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки,
семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами:
подбор материалов в соответствии с замыслом, составление
композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с
помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Составление букв и цифр из природных материалов, несложных
композиций (без наклеивания на основу)
Листья и фантазии. Прогулка на улице и (или) работа в классе.
Геометрические формы (прямоугольник, круг, треугольник,
овал). Бережное, экономное и рациональное использование
13

Итого

33
34
34
34

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

1

1

1

1

ЭОР

6

7

8

9

10

11

12
13

14

15

обрабатываемых материалов. Использование конструктивных
особенностей материалов при изготовлении изделий.
Семена и фантазии. Общее понятие об изучаемых материалах, их
происхождении, разнообразии. Прогулка на улице и (или) работа
в классе. Составление композиций с использованием семян,
листьев, веток и других природных материалов.
Композиция из листьев. Составление композиции из листьев по
инструкционной карте.Способы разметки деталей: на глаз и от
руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту
без откладывания размеров) и изготовление изделий с
использованием
рисунков,
графических
инструкций,
простейших схем. Рациональное и безопасное использование и
хранение инструментов.
Орнамент из листьев. Основные технологические операции
ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение
деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка
изделия или его деталей. Общее представление. Составление
разных орнаментов из одинаковых деталей-листьев (в круге,
квадрате, полосе)
Природные материалы. Составление объёмных композиций из
разных природных материалов. Чтение условных графических
изображений (называние операций, способов и приёмов работы,
последовательности изготовления изделий). Проверь себя.
Проверка знаний и умений по теме
Материалы для лепки. Пластические массы, их виды (пластилин,
пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по
сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части
(стекой, отрыванием), придание формы. Что может пластилин?
Исследование свойств пластилина, получение из него различных
форм.
В мастерской кондитера. Профессии, связанные с изучаемыми
материалами
и
производствами.
Профессии
сферы
обслуживания. Изготовление «пирожных», «печенья» из
пластилина.
В море. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Изготовление морских обитателей из пластилина
Наши проекты. Аквариум. Работа в группах по 4–6 человек.
Информация. Виды информации. Проверь себя. Проверка
знаний и умений по теме
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Простейшие способы
обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание,
сминание, обрывание, склеивание и др. Изготовление ёлочных
игрушек из бумажных полосок
Наши проекты. Скоро Новый год! Работа в группах по 4–6
человек. Правила экономной и аккуратной разметки.
Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых
деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с
помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др.
Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок

14

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

16

17
18

19

20

21

22

23

24
25

26

27

28

29

Бумага. Исследование свойств нескольких видов бумаги, их
сравнениеНаиболее распространённые виды бумаги. Их общие
свойства.
Бумага и картон. Исследование свойств картона в сравнении со
свойствами бумаги
Оригами. Простые и объёмные конструкции из разных
материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и
способы их создания. Изготовление изделий в технике оригами
Обитатели пруда. Введение понятия «аппликация». Закрепление
приёмов сгибания и складывания. Приёмы и правила аккуратной
работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Изготовление изделий в технике
оригами
Животные зоопарка. Общее представление о конструкции
изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в
общей конструкции. Изготовление изделий в технике оригами.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Наша родная армия. Профессии родных и знакомых. Способы
соединения деталей в изделиях из разных материалов.
Изготовление изделий в технике оригами
Ножницы. Введение понятий «конструкция», «мозаика».
Ножницы — режущий инструмент. Правила безопасной работы,
передачи и хранения ножниц.Резание бумаги ножницами.
Выполнение резаной мозаики
Весенний праздник 8 Марта. Изготовление изделия,
включающего отрезание и вырезание бумажных деталей по
прямым, кривым и ломаным линиям, а также вытягивание и
накручивание бумажных полос
Шаблон. Введение понятия «шаблон». Изготовление изделий,
разметка деталей в которых выполняется с помощью шаблонов
Бабочки. Изготовление изделий из деталей, сложенных
гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам. Образец,
анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по
образцу, рисунку.
Орнамент в полосе. Конструирование по модели (на плоскости).
Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Изготовление
орнаментов из деталей геометрических форм (в полосе, круге,
квадрате)
Образы весны. Первоцветы. Закрепление ранее освоенных
знаний и умений. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата;
выбор способа работы в зависимости от требуемого
результата/замысла.Изготовление рамок для аппликаций
Настроение весны. Знакомство с понятием «колорит».
Цветосочетания.
Подбор
цветосочетаний
материалов.
Закрепление ранее освоенных знаний и умений
Праздники традиции и весны. Подбор материалов для коллажа.
Наклеивание тканых материалов на картон. Изготовление
коллажных изделий. Проверь себя. Проверка знаний и умений
по теме
15

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

30

31

32

33

Мир тканей. Введение понятия «ткани и нитки — материалы».
Знакомство с видами ткани,
их использованием. Общее
представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Организация рабочего места. Завязывание узелка
Мир тканей. Профессии мастеров, использующих ткани и нитки
в своих работах. Подбор соответствующих инструментов и
способов обработки материалов в зависимости от их свойств и
видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,
линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное,
рациональное и безопасное использование. Основные
технологические этапы изготовления изделий из тканей. Виды
швов
Мир тканей. Исследование свойств нескольких видов тканей, их
сравнение между собой и с бумагой. Рациональное размещение
на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание
порядка во время работы; уборка по окончании работы.
Аппликация
Мир тканей. Использование дополнительных отделочных
материалов. Аппликация

1

1

1

1

2 класс
№
Тема урока
Кол-во
п/п
часов
1 Что ты уже знаешь? Рукотворный мир — результат труда
1
человека.Повторение знаний и умений, полученных в первом
классе. Изготовление изделий из деталей, размеченных по
шаблонам. Изготовление изделий в технике оригами
2 Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Традиции и
1
современность.Знакомство со средствами художественной
выразительности: цвет, форма и размер. Изготовление
композиций из семян растений
3 Какова роль цвета в композиции? Мастера и их профессии;
1
правила мастера. Культурные традиции.
Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми
сочетаниями материалов
4 Какие бывают цветочные композиции? Изготовление композиций
1
разных видов. Основные и дополнительные детали. Общее
представление о правилах создания гармоничной композиции.
Средства художественной выразительности (композиция, цвет,
тон и др.).
5 Как увидеть белое изображение на белом фоне? Технология
1
обработки бумаги и картона.Назначение линий чертежа (контур,
линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Изготовление
рельефных композиций из белой бумаги

16

ЭОР

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Что такое симметрия? Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.Изготовление композиций
из симметричных бумажных деталей
Можно ли сгибать картон? Сгибание и складывание тонкого
картона и плотных видов бумаги — биговка. Освоение биговки.
Наши проекты Изготовление изделий сложных форм в одной
тематике.
Как плоское превратить в объёмное? Получение объёмных
деталей путём надрезания и последующего складывания части
детали. Изготовление изделий с использованием вышеуказанного
приёма получения объёма, с разметкой по половине шаблона
Как согнуть картон по кривой линии? Называние и выполнение
основных технологических операций ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с
помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование
деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов
бумаги и др.), сборка изделия (сшивание).Изготовление изделий с
деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине
шаблона. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме
Что такое технологические операции и способы? Общее
представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с
целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия;
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений
и изменений.Изготовление изделий с деталями, сложенными
«пружинкой».
Что такое линейка и что она умеет? Построение прямых линий и
отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических
фигур. Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль).
Что такое чертёж и как его прочитать? Изготовление изделий с
основой прямоугольной формы по их чертежам. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла).
Что такое чертёж и как его прочитать? Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
схема.
Их
функциональное
назначение,
конструкция.Изготовление изделий с основой прямоугольной
формы по их чертежам
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме. Работа по технологической карте. Изготовление
изделий с плетёными деталями
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Чтение
условных графических изображений.Работа по технологической
карте. Изготовление изделий с плетёными деталями
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Введение
понятия «угольник – чертёжный инструмент». Составление плана
работы. Работа по технологической карте.Изготовление изделий с
основой прямоугольной формы по их чертежам Конструирование
17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу.
Можно ли без шаблона разметить круг? Введение понятий:
«циркуль – чертёжный инструмент», «круг», «окружность»,
«дуга», «радиус». Построение окружности заданного радиуса.
Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами.
Можно ли без шаблона разметить круг? Изготовление изделий с
круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля.
Элементарные представления об основном принципе создания
мира вещей: прочность конструкции, удобство использования,
эстетическая выразительность. Изготовление изделий с учётом
данного принципа.
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление изделий из
кругов, размеченных с помощью циркуля и из частей кругов, из
деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью
угольника и линейки. Проверим себя. Проверка знаний и умений
по теме. Использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Какой секрет у подвижных игрушек? Новая жизнь древних
профессий.
Совершенствование
их
технологических
процессов.Введение понятий: «подвижное и неподвижное
соединение деталей», «шарнир», «шило». Разметка деталей с
использованием простейших чертежей, эскизов.Составление
плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление
изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Введение
понятий: «разборная и неразборная конструкции». Подвижное
соединение деталей изделия. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие. Изготовление
изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения
Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Изготовление
изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки —
игрушка-«дергунчик». Подвижное соединение деталей на
проволоку, толстую нитку
Что заставляет вращаться пропеллер? Изготовление изделий,
имеющих пропеллер. Многообразие материалов, их свойств и их
практическое применение в жизни. Исследование и сравнение
элементарных физических, механических и технологических
свойств различных материалов.
Можно ли соединить детали без соединительных материалов?
Введение понятия «модель», «щелевой замок». Изготовление
модели самолёта. Сборка «щелевым замком»
День
защитника
Отечества.
Техника
на
службе
человеку.Изменяется ли вооружение армии? Составление плана
работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделия
на военную тематику (например, открытки со вставками)
Как машины помогают человеку? Введение понятий «макет»,
«развёртка».
Составление
плана
работы.
Работа
по
технологической
карте.
Изготовление моделей машин по их развёрткам Демонстрация
18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27

28

29

30

31

32

33

34

учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
Как машины помогают человеку? Введение понятий «макет»,
«развёртка». Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Составление плана
работы. Работа по технологической карте. Изготовление моделей
машин по их развёрткам
Поздравляем женщин и девочек. Работа по технологической
карте.
Изготовление поздравительных открыток с использованием
разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных
знаний и умений. Изготовление изделий из различных материалов
с соблюдением этапов технологического процесса.
Что интересного в работе архитектора? Элементарная творческая
и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Наши проекты. Изготовление макета родного города или города
мечты.
Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме
Какие бывают ткани? Технология обработки текстильных
материалов. Строение ткани (поперечное и продольное
направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения
(полученные на основе натурального сырья). Составление плана
работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий
из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона).
Какие бывают ткани? Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж,
нетканые материалы (общее представление), его строение и
основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты
(перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты
(крестик, стебельчатая, ёлочка. Составление плана работы. Работа
по технологической карте. Изготовление изделий из нетканых
материалов (ватных дисков, синтепона)
Какие бывают ткани? Лекало. Разметка с помощью лекала
(простейшей выкройки).Составление плана работы. Работа по
технологической карте. Изготовление изделий из нетканых
материалов (ватных дисков, синтепона)
Какие бывают ткани? Технологическая последовательность
изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей,
выкраивание
деталей,
отделка
деталей,
сшивание
деталей).Составление плана работы. Работа по технологической
карте. Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных
дисков, синтепона)
Какие бывают ткани? Составление плана работы. Работа по
технологической карте. Изготовление изделий из нетканых
материалов (ватных дисков, синтепона). Использование
дополнительных материалов (например, проволока, пряжа,
бусины и др.). Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

3 класс
19

1

1

1

1

1

1

1

1

№
Тема урока
Кол-во
п/п
часов
1 Вспомним и обсудим! Изготовление изделия из природного
1
материала. Бережное и внимательное отношение к природе как
источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
2 Знакомимся с компьютером. Практическое знакомство с
1
возможностями компьютера. Современный информационный
мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила
пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных
устройств компьютера для ввода, вывода и обработки
информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD).
1
3 Компьютер — твой помощник. Активация информации на флешнакопителе. Работа с учебной информацией на нём.
Информационная среда, основные источники (органы
восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и
передача информации. Информационные технологии.
4 Создание текста на компьютере.Набор текстов, изменение
1
шрифтов, форматирование текста. Алгоритм создания таблиц в
программе Word. Работа с текстовым редактором MicrosoftWord
или другим.
5 Создание текста на компьютере. Источники информации,
1
используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные
издания,
персональный
компьютер
и
др.
Освоение клавиатуры компьютера, текстового набора,
форматирования текста, изменения шрифтов.
6 Работа с текстовым редактором MicrosoftWord или другим.
1
Создание текста на компьютере. Создание таблиц в программе
Word. Использование таблиц для выполнения учебных
заданийПроверим себя. Проверка знаний и умений по теме
7 Как работает скульптор? Изготовление скульптурных изделий из
1
пластичных материалов. Разнообразие творческой трудовой
деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов
рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства. Современные производства
и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных
используемым на уроках технологии.
8 Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания
1
пластилина на пластиковую заготовку Общие правила создания
предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров,
материала и внешнего оформления изделия его назначению.
Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной
и окружающей среды (общее представление).
9 Рельеф и его виды. Изготовление изделий с рельефной отделкой
1
из пластичных материалов.
Непрерывность процесса
деятельностного освоения мира человеком и создания культуры.
Материальные и духовные потребности человека как движущие
силы прогресса.

20

ЭОР

10 Конструируем из фольги. Изготовление изделий из фольги с
использованием изученных приёмов её обработки. Проверим
себя. Проверка знаний и умений по теме
11 Вышивка и вышивание. Закрепление нитки в начале и конце
работы (узелковое и безузелковое). Вышивка «болгарский крест»
— вариант строчки косого стежка. Использование вариантов
строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или
петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки.
12 Вышивка
и
вышивание.
Вышивка «болгарский крест» — вариант строчки косого стежка.
Разметка деталей кроя по лекалу. Использование ранее освоенных
знаний и умений. Работа с опорой на рисунки
13 Строчка петельного стежка. Использование вариантов строчки
косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной
строчки для соединения деталей изделия и отделки.
Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением
(сшивание или отделка) строчки петельного стежка
14 Строчка
петельного
стежка.
Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением
(сшивание или отделка) строчки петельного стежка
15 Пришивание пуговиц. Работа с опорой на рисунки. Изготовление
изделия с использованием пуговиц с дырочками. Пришивание
пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных
изделий из нескольких деталей.
16 Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево».Работа в
группах по 4–6 человек. Изготовление изделия сложной
конструкции с отделкой пуговицами. Элементарная творческая и
проектная
деятельность.
Коллективные,
групповые
и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
17 История швейной машины. Работа с опорой на рисунки.
Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием
способа стяжки деталей. Технология обработки текстильных
материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов
для изготовления изделий.
18 Секреты швейной машины. Изготовление изделия из тонкого
трикотажа с использованием способа стяжки деталей
(продолжение и завершение).
19 Футляры. Изготовление футляра из плотного несыпучего
материала с застёжкой из бусины или пуговицы с дырочками.
Украшение аппликацией.
20 Футляры. Изготовление футляра из плотного несыпучего
материала с застёжкой из бусины или пуговицы с дырочками.
Украшение аппликацией. Использование дополнительных
материалов. Комбинирование разных материалов в одном
изделии. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме.
21 Наши проекты. Подвеска. Геометрические подвески —
украшения к Новому году. Изготовление изделий из пирамид,
построенных с помощью линейки и циркуля. Совместная работа
в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение
работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и
подчинённый).
21

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

22 Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с
элементами декора из гофрокартона. Технология обработки
бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого
чертежа/эскиза развёртки изделия. Создание простых макетов и
моделей архитектурных сооружений, технических устройств,
бытовых конструкций. Решение задач на внесение необходимых
дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз.
23 Объём
и
объёмные
формы.
Развёртка.
Изготовление объёмных изделий из развёрток. Рицовка.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом. Изготовление изделия кубической
формы на основе развёртки. Преобразование развёрток
несложных форм.
24 Подарочные
упаковки.
Изготовление
коробок-упаковок
призматических форм из картона. Выполнение измерений,
расчётов,
несложных
построений.
Инструменты
и
приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и
др.); называние и выполнение приёмов их рационального и
безопасного использования.
25 Декорирование (украшение) готовых форм. Декорирование
коробок-упаковок оклеиванием тканью и другими известными
ученикам способами отделки. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и технологическим свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов
в зависимости от назначения изделия.
26 Конструирование из сложных развёрток. Изготовление
транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам
деталей объёмных и плоских форм. Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз.
27 Модели и конструкции. Конструирование и моделирование
изделий из различных материалов, в том числе наборов
«Конструктор»
по
заданным
условиям
(техникотехнологическим,
функциональным,
декоративнохудожественным). Способы подвижного и неподвижного
соединения деталей набора «Конструктор», их использование в
изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции. Профессии
людей, работающих на изучаемых машинах.
28 Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление макетов и
моделей техники из наборов типа «Конструктор». Решение задач
на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в
развёртку (и наоборот).
29 Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки по
чертежам. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий
(требований). Использование измерений и построений для
решения практических задач.
30 Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. (тема по выбору)
Изготовление изделий с использованием художественной
техники «квиллинг». Художественные техники из креповой
бумаги. (тема по выбору) Изготовление изделий в разных
22

1

1

1

1

1

1

1

1

1

31

32

33

34

художественных техниках с использованием креповой
бумаги.Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме.
Что такое игрушка? Робот Робик. Изготовление выбранной
игрушки-робота. Мир современной техники. Информационнокоммуникационные технологии в жизни современного человека.
Решение человеком инженерных задач на основе изучения
природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые
сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и
др.). Обсуждение результатов коллективной работы.
Театральные куклы-марионетки. Изготовление марионетки из
любого подходящего материала. Некоторые (доступные в
обработке) виды искусственных и синтетических материалов.
Игрушка из носка. Изготовление изделий из предметов и
материалов одежды (из старых вещей). Углубление общих
представлений о технологическом процессе (анализ устройства и
назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная разметка материалов;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия;
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений
и изменений).
Игрушка-неваляшка. Изготовление игрушки-неваляшки из
любых доступных материалов с использованием готовых форм.
Разнообразие технологий и способов обработки материалов в
различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при
использовании того или иного материала (например, аппликация
из бумаги и ткани, коллаж и др.).Проверим себя. Проверка знаний
и умений по теме. Что узнали, чему научились. Проверка знаний
и умений за 3 класс.

1

1

1

1

4 класс
№ Тема урока
Кол-во
п/п
часов
1 Вспомним и обсудим! Составление кроссвордов на
1
конструкторско-технологическую тематику (по группам).
Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса.
2 Информация. Интернет. Работа с доступной информацией в
1
Интернете и на цифровых носителях информации. Электронные и
медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Освоение алгоритма
поиска информации технологического и другого учебного
содержания в Интернете.
3 Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.
1
Создание презентаций по разным темам учебного курса
технологии и других учебных предметов. Работа с готовыми
цифровыми материалами. Информационный мир, его место и
влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных
технологий и преобразующей деятельности человека на
окружающую среду, способы её защиты.
23

ЭОР

4

5

6

7
8
9

10

11

12

13
14
15

Робототехника. Роботы. Коллективный проект. Конструктивные,
соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты
и детали для создания робота. Конструирование робота.
Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота.
Презентация робота.
Презентация класса (проект). Изготовление панно, стенда или
классного альбома. Использование ранее освоенных знаний и
умений. Изготовление компьютерной презентации класса на
основе рисунков и шаблонов из ресурса компьютера с
последующим распечатыванием страниц и оформлением в форме
альбома, панно, стенда и т.п. Использование комбинированных
техник создания конструкций по заданным условиям в
выполнении учебных проектов.
Презентация класса (проект). Эмблема класса. Изготовление
эмблемы класса с использованием известных способов и
художественных техник, а также освоенных возможностей
компьютера.
Папка «Мои достижения». Проверим себя. Проверка знаний и
умений по теме.
Реклама. Индивидуальная или групповая работа по созданию
рекламы известных ученикам изделий, товаров.
Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки
изделия. Упаковка для мелочей. Изготовление упаковок для
мелочей из развёрток разных форм с расчётом необходимых
размеров. Коробочка для подарка. Изготовление коробочек для
сюрпризов из развёрток разных форм с расчётом необходимых
размеров.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в
условные графические изображения в соответствии с дополнительными/изменёнными требованиями к изделию. Упаковка
для сюрприза. Изготовление упаковок пирамидальной формы
двумя способами. Проверим себя. Проверка знаний и умений по
теме.
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж».
Изготовление изделий (декорирование) в художественной
технике «декупаж».
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж».
Изготовление изделий (декорирование) в художественной
технике «декупаж».
Плетёные салфетки. Изготовление плетёных салфеток с помощью
чертёжных инструментов.
Технология обработки бумаги и картона. Цветы из креповой
бумаги. Изготовление цветов из креповой бумаги.
Цветы из креповой бумаги. Изготовление цветов из креповой
бумаги. Подбор материалов в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции изделия. Выбор способов отделки.
Комбинирование разных материалов в одном изделии.

24

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

16 Сувениры на проволочных кольцах. Изготовление изделий из
картона с соединением деталей проволочными кольцами и
петлями.
17 Изделия из полимеров. Изготовление изделий из тонкого и
толстого пенопласта. Технология обработки синтетических
материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство,
сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их
обработки в сравнении с освоенными материалами. Изобретение
и использование синтетических материалов с определёнными
заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из
нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и др.). Проверим себя.
Проверка знаний и умений по теме.
18 Новогодние традиции. Изготовление новогодних игрушек с
объёмными слоёными деталями из креповой бумаги. из пирамид,
изготовленных
с
помощью
циркуля.
Игрушки из трубочек для коктейля.Изготовление игрушек из
трубочек для коктейля путём их нанизывания на нитку или
тонкую проволоку.
19 Игрушки из зубочисток. Знакомство с понятиями, относящимися
к объёмным. Изготовление игрушек объёмных геометрических
форм из зубочисток с их закреплением в углах с помощью пробок,
пенопласта, пластилина и т.п. Комбинированное использование
разных
материалов.
Проверим
себя.
Проверка знаний и умений по теме.
20 История одежды и текстильных материалов. Технология
обработки текстильных материалов. Обобщённое представление
о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их
свойствах и областей использования. Проектное задание по
поиску информации о стране происхождения разных видов
тканей. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на
основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года.
21 Исторический
костюм.Проект
«Исторический
костюм».
Изготовление плоскостной картонной модели костюма
исторической эпохи. Элементарная творческая и проектная
деятельность (реализация заданного или собственного замысла,
поиск оптимальных конструктивных и технологических
решений).
22 Одежда народов России. Изготовление плоскостной картонной
модели народного или исторического костюма народов России.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей
к культурным традициям.
23 Изготовление коллекции тканей. Синтетические материалы —
ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание
синтетических материалов с заданными свойствами.
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты,
химики и др.).
24 Твоя школьная форма. Проект «Моя школьная форма».
Изготовление вариантов школьной формы для картонных кукол.
25

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени.
Поиск
оптимальных
и
доступных
новых
решений
конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении
индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
25 Объёмные рамки. Изготовление объёмных рамок для
плоскостных изделий с помощью чертежных инструментов.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки
с помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных
художественных техник.
26 Аксессуары одежды. Отделка готовых изделий строчкой
крестообразного стежка и его вариантами. Вышивка лентами.
Изготовление вышивок тонкими лентами, украшение изделий
вышивками тонкими лентами. Подбор текстильных материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия.
Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным
несложным. Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур»
и др.), её назначение (соединение и отделка деталей) и/или
строчки
петлеобразного
и
крестообразного
стежков
(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для
сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
27 Плетёная
открытка.
Изготовление
открытки
сложной
конструкции по заданным требованиям к ней (размер,
оформление и др.).
28 День защитника Отечества. Конструирование и моделирование
изделий из различных материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по проектному заданию или собственному
замыслу. Групповой проект. Изготовление макета Царь-пушки
или объёмного макета другого исторического военного
технического объекта.
29 Весенние цветы. Изготовление цветков сложных конструкций на
основе ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделий
с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка,
вязание,
шитьё,
вышивка
и
др.).
Проверим
себя.
Проверка знаний и умений по теме.
30 История игрушек. Игрушка-попрыгушка. Изготовление игрушек
с раздвижным подвижным механизмом. Современные требования
к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и др.).
31 Качающиеся игрушки. Изготовление игрушек с качающимся
механизмом из сложенных деталей. Использование щелевого
замка. Современные требования к техническим устройствам
(экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
32 Подвижная игрушка «Щелкунчик». Изготовление игрушек с
подвижным механизмом типа «щелкунчик». Современные
требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и др.).
33 Игрушка с рычажным механизмом. Изготовление игрушек с
рычажным механизмом. Современные требования к техническим
26

1

1

1

1

1

1

1

1

1

устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и
др.).
34 Подготовка портфолио. Поиск дополнительной информации по
тематике творческих и проектных работ, использование рисунков
из ресурса компьютера в оформлении изделий и др.
Отбор и обсуждение зачётных работ за все четыре года обучения.
Проверим себя. Проверка знаний и умений за 4 класс.

1

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».