рп основы религиозных культур и светской этики 4

Оглавление
1. Содержание учебного предмета ............................................................................................... 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ....................................................... 4
3. Тематическое планирование................................................................................................... 14

2

1. Содержание учебного предмета
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия.
Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена
мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и
религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в
буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные
сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и
религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в
России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские
праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
3

Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна
из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах
разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция)
в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные
ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать

чувство гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать

свою этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных

ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни

личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную

религию или не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил

коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое
мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в

российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в

повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной

культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;

понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные:
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной

деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера
ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и

коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
4

совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления

информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать

возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;

совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности

общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а
также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и

светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач:

сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать

свои суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные

образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать

её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с

поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в

разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого
входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных

источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных

притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы

и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,

анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Регулятивные УУД:
5

проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в

осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть
опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь

на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и

негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,

действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,

желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым

качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,

руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и

дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Предметные:
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;

рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение),
основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;

раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
6


рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый
Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл
Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;

рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами
и священнослужителями;

рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;

раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;

распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;

рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;

излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
исламской культуры» должны отражать сформированность умений:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
7


выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;

рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;

раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость,
честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение,
стремление к знаниям);

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;

раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах;

рассказывать о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост,
закят, дуа, зикр);

рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах
поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;

рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);

раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними
родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;

распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;

рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной
атрибутике, одежде;

излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети,
медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

8


называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;

рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;

раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской
культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие
деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен,
внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни,
цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков;
значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;

раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной,
человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни
как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;

рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;

рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;

рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;

раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;

распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и
значение в буддийской культуре;

рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;

излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
9


первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;

рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение),
основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни
человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной
традиции;

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;

раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма;

рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;

рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;

10


рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-аШана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;

раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;

распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл
(магендовид) и значение в еврейской культуре;

рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной
атрибутике, одежде;

излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги,
кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;

рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми;

раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре
11

народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило
нравственности» в религиозных традициях;

соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;

раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях
религий;

рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах,
обычаях (1—2 примера);

рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с
верующими;

рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного
праздника каждой традиции);

раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в
традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;

распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу),
объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;

рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов
России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или
звуковой среды);

излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в
становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
12


выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;

рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых
в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;

раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском
обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные
нормы и нормы этикета, приводить примеры;

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский
патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков,
исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского
общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к
природе, забота о животных, охрана окружающей среды;

рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;

раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на
основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей;
любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи
родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных
ценностей;

13


распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности,
законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на
трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;

раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики
на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;

объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1
2
3
4
1
34
4 класс
ОПК
...
14

Итого

34

№
п/п

Тема урока

1
2
3

Россия - наша Родина.
Культура и религия.
Как христианство пришло на Русь. Введение
в православную традицию
Бог, мир, человек. Во что верят православные
христиане.
Библия
Ошибка первых людей
Вдали от рая
В ожидании Спасителя. Добро и зло в
православной традиции.
Десять заповедей. Золотое правило
нравственности.
Благовещение. Рождество Христово
Богоявление. Искушение в пустыне
Нагорная проповедь
Евангельские притчи. Любовь к ближнему.
Крест
Пасха. Праздники.
Итоговые учебные проекты
Храмы России. Православный храм и другие
святыни.
Икона. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Церковнославянский язык
Православная молитва
Церковь. Православие в России.
Причастие
Покаяние
Подвиг
Брак. Христианская семья и её ценности.
Родители и дети. Долг и ответственность.
Монашество
Труд и творчество. Отношение к труду.
Любовь - вершина творчества. Милосердие и
сострадание.
Суд Божий и суд человеческий
Отечество земное и небесное. Любовь и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Итоговый опрос

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32

15

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

ЭОР

Основы православной
культуры.
4 класс. Электронная
форма учебника
Автор Васильева О.Ю.
Методическое
обеспечение
экспериментальных
уроков по предмету
«Основы православной
культуры» для 4-5
классов (рисунки,
аудио-видеоиллюстрации)
(htpp://experimentopk.pravolimp.ru/lesson)
Мир религий
(htpp://www.religio.ru/)
Православие в России
(htpp://ww.or.ru/)

Обобщенный урок, знакомство с другими
традиционными культурами народов РФ, их
святынями, праздниками, нравственными
ценностями, отношением к труду,
образованию, семейным ценностям, любви и
уважении к Отечеству. Этические нормы и
правила в нерелигиозных семьях.
Обобщенный урок, знакомство с другими
традиционными культурами народов РФ, их
святынями, праздниками, нравственными
ценностями, отношением к труду,
образованию, семейным ценностям, любви и
уважении к Отечеству. Этические нормы и
правила в нерелигиозных семьях.

1

1

ОСЭ
№
п/п

Тема урока

1
2

Россия — наша Родина.
Этика - наука нравственной жизни человека.
Добрым жить на белом свете веселей"
Правила общения для всех. Этика и её
значение в жизни человека.
От добрых правил - добрые слова и поступки
Каждый интересен. Образцы нравственности
в культуре Отечества, в культурах разных
народов России.
Этикет. Премудрости этикета"
Красота этикета
Школьные и домашние правила этикета
Чистый ручеёк нашей речи
В развитии добрых чувств - творение души."
Природа волшебные двери к добру и
доверию
Чувство Родины. Любовь и уважение к
Отечеству.
Предками данная мудрость народная.
Чтобы быть коллективом"
Коллектив начинается с меня. Нормы
морали.
Мой класс - мои друзья
Ежели душевны вы и к этике не глухи
Жизнь священна"
Человек рожден для добра Семейные ценности и этика семейных отношений.
О милосердии.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

16

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ЭОР

Основы
светской
этики.
4 класс. Электронная
форма учебника
Автор Шемшурина
А.И.
)
Мир религий
(htpp://www.religio.ru/)
Православие в России
(htpp://ww.or.ru/)

21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Жить во благо себе и другим
Государство и мораль гражданина, основной
закон (Конституция) в государстве как
источник российской светской
(гражданской) этики.
Достойно жить среди людей. Что значит
быть нравственным в наше время.
Уметь понять и простить
Простая этика поступков. Нравственные
ценности, идеалы, принципы морали.
Общение и источники преодоления обид"
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
Праздники как одна из форм исторической
памяти
Действия с приставкой "со-"
С чего начинается Родина"
В тебе рождается патриот и гражданин.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Человек - чело века.
Образование как
нравственная норма.
Слово, обращённое к себе. Методы
нравственного самосовершенствования.
Обобщенный
урок,
знакомство
с
традиционными культурами народов РФ, их
святынями, праздниками, нравственными
ценностями,
отношением
к
труду,
образованию, семейным ценностям, любви и
уважении к Отечеству. Общность этических
норм и правил в религиозных и
нерелигиозных семьях.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».