рп вероятность и статистика 7-9

Оглавление
1.

Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3

2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 4

3.

Тематическое планирование ........................................................................................................... 7

2

1. Содержание учебного предмета
Учебный курс «Вероятность и статистика»
7 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц,
чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков
реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и
интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и
наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль
маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и
игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число ребер и суммарная степень вершин.
Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров
путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами:
переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование
графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при
решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых
наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности
событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь
между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и
науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины,
связь между числом вершин и числом ребер. Правило умножения. Решение задач с
помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение
событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность.
Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева.
Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
9 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных.
Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля.
Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из
отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний
Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и
дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения
величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины "число успехов в
серии испытаний Бернулли".
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль
и значение закона больших чисел в природе и обществе.
3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Личностные результаты освоения программы по математике характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской
математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных
сферах;
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности ученого;
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений,
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных интересов и общественных потребностей;
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в
искусстве;
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов ее развития и
значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
Адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и
4

действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
проводить выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные
рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и
данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о
его развитии в новых условиях.
Работа с информацией
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи и полученным результатам;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
5

представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории.
Совместная деятельность (сотрудничество)
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы,
обобщать мнения нескольких человек;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с
другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учетом новой информации.
Самоконтроль
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретенному опыту.
Предметные:
7 КЛАСС
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять
данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по
массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических
величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической
устойчивости.
8 КЛАСС
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по
результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными
событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы
Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над
6

множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств,
применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для
описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных
предметов и курсов.
9 КЛАСС
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных
источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием
комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том
числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведенных измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в
опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого
успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в
случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
7
8
9

1
1
1

34
34
34

Итого

-

34
34
34

7 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

ЭОР

Библиотека ЦОК

1.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

2.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

3.

Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм
(столбиковых (столбчатых)).
Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм
(круговых).
Чтение графиков реальных процессов.

1

4.
5.

7

1
1

6.

Извлечение информации из диаграмм и таблиц,
использование и интерпретация данных.

1

7.

Извлечение информации из диаграмм и таблиц,
использование и интерпретация данных.

1

8.

1

12.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана,
размах.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана,
размах.
Описательная статистика: наибольшее и наименьшее
значения набора числовых данных.
Описательная статистика: наибольшее и наименьшее
значения набора числовых данных.
Примеры случайной изменчивости.

1

13.

Примеры случайной изменчивости.

1

14.

Случайный эксперимент (опыт).

1

15.

Случайное событие.

1

16.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие.

1

17.

Вероятность и частота.

1

18.

Вероятность и частота.

1

19.

1

20.

Роль маловероятных и практически достоверных событий в
природе и в обществе.
Монета и игральная кость в теории вероятностей.

21.

Монета и игральная кость в теории вероятностей.

1

22.

Граф, вершина, ребро.

1

23.

Граф, вершина, ребро.Степень вершины.

1

24.

Число ребер и суммарная степень вершин.

1

25.

Представление о связности графа.

1

26.

Представление о связности графа.

1

27.

Цепи и циклы.

1

28.

Цепи и циклы.

1

29.

Пути в графах.

1

30.

Обход графа (эйлеров путь).

1

31.

Представление об ориентированном графе.

1

32.

Представление об ориентированном графе.

1

9.
10.
11.

8

1
1
1

1

Библиотека ЦОК

33.

Решение задач с помощью графов.

1

Библиотека ЦОК

34.

Решение задач с помощью графов.

1

Библиотека ЦОК

8 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

ЭОР

Библиотека ЦОК

1.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

2.

Множество, элемент множества, подмножество.

1

3.

Операции над множествами: объединение, пересечение,
дополнение.
4. Операции над множествами: объединение, пересечение,
дополнение.
5. Свойства операций над множествами: переместительное,
сочетательное, распределительное, включения.
6. Свойства операций над множествами: переместительное,
сочетательное, распределительное, включения.
7. Свойства операций над множествами: переместительное,
сочетательное, распределительное, включения.
8. Использование графического представления множеств для
описания реальных процессов и явлений, при решении
задач.
9. Использование графического представления множеств для
описания реальных процессов и явлений, при решении
задач.
10. Измерение рассеивания данных.

1

11. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.

1

12. Диаграмма рассеивания.

1

13. Элементарные события случайного опыта.

1

14. Случайные события.

1

15. Вероятности событий.

1

16. Опыты с равновозможными элементарными событиями.
Случайный выбор.
17. Связь между маловероятными и практически достоверными
событиями в природе, обществе и науке.
18. Дерево.

1

9

1
1
1
1
1
1

1

1
1

19. Свойства деревьев: единственность пути, существование
висячей вершины, связь между числом вершин и числом
ребер.
20. Правило умножения.

1

1

21. Правило умножения.

1

22. Решение задач с помощью графов.

1

23. Решение задач с помощью графов.

1

24. Противоположные события.

1

25. Диаграмма Эйлера.

1

26. Объединение и пересечение событий. Условная вероятность.

1

27. Несовместные события.

1

28. Формула сложения вероятностей.

1

29. Правило умножения.

1

30. Независимые события.

1

31. Представление эксперимента в виде дерева.

1

32. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью
дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
33. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью
дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
34. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью
дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.

1

Библиотека ЦОК

1
1

9 класс
№
п/п

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

ЭОР

1

Библиотека ЦОК

5.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных.
Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по
реальным данным.
Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по
реальным данным.
Перестановки и факториал.

6.

Перестановки и факториал.

1

1.
2.
3.
4.

Тема урока

10

1
1
1
1

7.

Сочетания и число сочетаний.

1

8.

Сочетания и число сочетаний.

1

9.

Треугольник Паскаля.

1

10. Треугольник Паскаля.

1

11. Решение задач с использованием комбинаторики.

1

12. Решение задач с использованием комбинаторики.

1

13. Решение задач с использованием комбинаторики.

1

14. Геометрическая вероятность.

1

15. Геометрическая вероятность.

1

16. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и
из дуги окружности.
17. Испытание.

1

18. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.

1

19. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.

1

20. Серия испытаний Бернулли.

1

21. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

1

22. Случайная величина и распределение вероятностей.

1

23. Математическое ожидание и дисперсия.

1

24. Математическое ожидание и дисперсия.

1

25. Математическое ожидание и дисперсия.

1

26. Примеры математического ожидания как теоретического
среднего значения величины.
27. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины
"число успехов в серии испытаний Бернулли".
28. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины
"число успехов в серии испытаний Бернулли".
29. Понятие о законе больших чисел.

1

30. Понятие о законе больших чисел.

1

31. Измерение вероятностей с помощью частот.

1

32. Измерение вероятностей с помощью частот.

1

33. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

1

34. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

1

11

1

1
1
1

Библиотека ЦОК

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».