Оглавление Пояснительная записка ............................................................................................. 3 Планируемые результаты ......................................................................................... 5 Календарный учебный график................................................................................. 6 Учебный план ............................................................................................................ 6 Содержание программы ........................................................................................... 6 Календарно-тематическое планирование ............................................................... 7 Организационно-педагогические условия ............................................................. 8 Формы аттестации и оценочные материалы. ......................................................... 8 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир биологии» (далее-Программа) реализуется в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмом Минобрнауки России от 18.11.215 № 09-3442 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Направленность: естественнонаучная. Актуальность: По мере развития биологии и внедрения ее достижений в жизнь человеческого общества будет возрастать число людей, для которых биологическое образование окажется элементом их профессиональной подготовки. Отсюда видно, что значимость биологического образования в школе возрастает. Адресат: учащиеся в возрасте 15 -18 лет Количество учащихся в группе. 7-12 человек. Возрастные и психофизические особенности учащихся. Личностные характеристики. Потенциальные учащиеся объединения должны проявлять интерес к биологии, современным направлениям развития естественнонаучного направления. По темпераменту, характеру, способностям учащиеся могут быть разными. Потенциальные роли в программе: учащиеся, более опытные могут выступать в качестве наставников и консультантов, делиться опытом. Медико-психолого-педагогические характеристики. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому. В интеллектуальной деятельности учащихся в этот возрастной период усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать подростковый возраст как сенситивный период для развития творческого мышления. Режим занятий Объем Срок освоения Уровень программы Формы обучения Виды занятий Формы подведения итогов реализации 1 год 2 год обучения обучения 1 час в неделю 1 час в неделю 34 часа 34 часа ИТОГО: 68 часов 2 года Стартовый Индивидуальная, групповая Беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа, выставки. Создание творческих работ по окончании разделов, беседа, викторина, тестирование, мастеркласс, самостоятельная работа, проект. 2. Цели и задачи Цель: обеспечение оптимального развития потенциальных способностей учащихся в области биологического образования через знакомство с многообразием мира и явлениями живой природы. Задачи: Обучающие: овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты. Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. Воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни. 3. Планируемые результаты Метапредметные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы (выполнения проекта); умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; совершенствование в диалоге с учителем самостоятельно выработанных критерий оценки; создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта; составление тезисов, различных видов планов (простых, сложных и т.п.).; преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); умение в дискуссии выдвинуть аргументы и контраргументы, критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимание позиции другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты; умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции. Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки. постепенное выстраивание собственной целостной картины мира. осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. оценка жизненных ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы. формирование экологического мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Предметные: формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,влияние факторов риска на здоровье человека; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 4. Календарный учебный график Календарный учебный график является приложением к дополнительной общеобразовательной программе (Приложение 1). 5. Учебный план Учебный план является приложением общеобразовательной программе (Приложение 2). 6. к дополнительной Содержание программы 1 год обучения Биоразнообразие природы. Образцы жизни Теория: Основные вещества, из которых состоят царства живых организмов. Размножение животных и растений. Знакомство с царствами живых организмов, основными веществами из которых состоят царства живых организмов. Общие представления о размножении животных и растений. Практика: Интеллектуальная игра «Загадочная природа» Зеленый мир Теория: Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Представители флоры нашего края, занесенные в Красную книгу. Причины исчезновения некоторых видов флоры. Пути и сохранения и восстановления. Почва – живое или мёртвое вещество? Ее значение для растений. Вода и ее свойства. Значение воды для растений Типы и виды почв. Роль субстрата в жизни растений. Практика: Лабораторная работа «Влияние света на рост растений и животных». Демонстрация полученных при фотосинтезе продуктов:кислорода и глюкозы. Виртуальная экскурсия «Гидропоника». Практическая работа «Полив и подкормка комнатных растений». Животный мир. Теория: Мир животных. Особенности и многообразие животных. Знакомство с особенностями строения различных групп животных, со способами их приспособления к активному образу жизни. Инстинкты самосохранения животных. Правила поведения в окружающей среде. Могут ли животные чувствовать? Интересные факты о питании животных. Практика: Практическая работа «Поведение дождевого червя». Мир человека. Теория: Человек - особенный. Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Нормы здорового образа жизни. Правила оказания медицинской помощи при кровотечениях. Значение воды для жизни человека и животных,экологические проблемы и способы охраны воды. Бережное отношение к воде, водоемам. Практика:. Лабораторная работа: «Познание окружающего мира с помощью органов чувств». Лабораторная работа: «Определение группы крови». Практикум- Оказание первой помощи при кровотечениях. Микромир Теория:. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Бактерии в жизни человека. Простейшие организмы. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Роль бактерий в биосфере. Значение бактерий в жизни человека положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания,патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Практика: Практическая работа «Бактерии картофельной палочки» Практическая работа «Микромир аквариума». Создание проекта «Микромир». Итоговое занятие Практика: Тестирование. 2 год обучения Биоразнообразие природы. Образцы жизни Теория: Основные вещества, из которых состоят царства живых организмов. Размножение животных и растений. Знакомство детей с царствами живых организмов, основными веществами из которых состоят царства живых организмов. Общие представления о размножении животных и растений. Практика: Интеллектуальная игра «Загадочная природа» Зеленый мир Теория: Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие? Где живут? Определение растений. Определение растений. Роль растений в природеи жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Практика: Практическая работа «Влияние света на рост растений и животных». Демонстрация полученных при фотосинтезе продуктов:кислорода и глюкозы. Практическая работа «Полив и подкормка комнатных растений». Животный мир. Теория: Рыбы. Особенности строения, их приспособленность к водной среде. Пресноводные, морские рыбы. Значение рыб и их охрана. .Земноводные. Особенности земноводных, их значение для человека и в природе. Лягушки, головастики, тритоны, саламандры. Легенды и мифы о лягушках. Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи. Особенности строения, их приспособленность к жизни на суше. Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся – динозавры. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусах змей. Практика: Практическая работа «Изучение внешнего строения паутинного клеща, тли, трипсов», Сравнение скелета птицы и скелета лягушки. «Своя игра», Мир человека Теория:. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье. Неестественные ощущения – укорочение жизни, или вредные привычки. Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека. ЗОЖ. Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов. Акция: «Если хочешь быть здоров…» Итоговоеотчетное занятие. Практика: Правила оказания медицинской помощи при кровотечениях. Лабораторная работа: «Определение группы крови». Практикум- Оказание первой помощи при кровотечениях. Микромир Теория: Методы исследования природы. Исследования природы с помощью микроскопа. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Бактерии в жизни человека. «Суд над бактерией» Простейшие организмы. Клетки растений и животных. Что показал нам микроскоп. Практика: Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов», Игра: Суд над бактерией Создание проекта «Микромир». Итоговое занятие Практика: Тестирование. 7. Календарно-тематическое планирование 1 год обучения Тема Всего часов Теория Практика 1. Биоразнообразие природы. Образцы жизни 2 ч. 1 ч. 1 ч. Формы контроля Практическая работа 2. Зеленый мир 6 ч. 3 ч. 3 ч. Викторина 3. Животный мир 8 ч. 4 ч. 4 ч. 8 ч. 4 ч. 4 ч. 8 ч. 4 ч. 4 ч. 2 ч. 34 ч. 16 ч. 2 ч. 18 ч. № 4. 5. 6. Мир человека Микромир Итоговое занятие Итого Защита проекта Практическая работа Защита проекта Тестирование 2 год обучения 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2. Биоразнообразие природы. Образцы жизни Зеленый мир Формы контроля Практическая работа 6 ч. 3 ч. 3 ч. Викторина 3. Животный мир 8 ч. 4 ч. 4 ч. 4. Мир человека 8 ч. 4 ч. 4 ч. 8 ч. 4 ч. 4 ч. 2 ч. - 2 ч. 34 16 ч. 18 ч. № 1. 5. 6. Тема Микромир Итоговое занятие Итого Всего часов Теория Практика Защита проекта Практическая работа Защита проекта Тестирование 8. Организационно-педагогические условия Материально-техническое обеспечение программы. Средства ЦО "Точка Роста": Комплект влажных препаратов Комплект гербариев демонстрационный Комплект коллекций демонстрационный Цифровая лаборатория по биологии Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации. Методическое обеспечение. - инструкции по технике безопасности и правилам поведения; - справочники в электронном виде; - информационный материал; - методические разработки и планы конспектов занятий; - методические указания и рекомендации к практическим занятиям; - наглядные пособия. Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению, обеспеченности учебными изданиями и электронными ресурсами, материально – техническому обеспечению, безопасным и специальным условиям реализации программ для основных и дополнительных образовательных программ, которые являются неотъемлемой частьюнастоящей образовательной программы. Информация по лицензионным условиям размещается в специальном разделе «Сведения об образовательныхорганизациях». Условия для реализации дополнительных образовательных программ на внебюджетной основе создаются только за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход. 9. Формы аттестации и оценочные материалы. Оценивание включает в себя такие компоненты, как: информирование учащихся о целях обучения и критериях оценки; вовлечение учащихся на каждом уроке в самооценивание, самоанализ собственной деятельности, основанный на критериях; обеспечение обратной связи, помогающей учащимся биологии определить их дальнейшие шаги и способы их осуществления. Оцениваются не учащиеся, а их работа (деятельность). Приоценивании акцент делается на позитивные стороны, а не на негативные. Оценивание должно быть: понятным всем участникам образовательного процесса; гибким; многоинструментальным; психологически комфортным. Кто оценивает? Ученик – самооценка. Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание. Основные подходы к оцениванию включают: уровневый: оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируются достижение базового уровня и его превышение (повышенный, высокий). комплексный: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов. Объектом оценки предметных результатов является: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебного предмета «Биология», в том числе метапредметных действий. Объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем ивоплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения иразвития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Большое место в изучении биологии отводится работе с текстом. Текст является инструментом оценивания метапредметных умений: осмысливать цели чтения; выбирать вид чтения в зависимости от его цели; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. 10.Литература Для учителя. 1. Биологический энциклопедический словарь./ Гл. ред. М. С. Гиляров – 2-е изд.-М., 1995. 2. И. В. Болгова. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в ВУЗы. – М.: ООО Издательство «Оникс», 2016. 3. Н. Н. Воронцов, Н. Л. Сухорукова. Эволюция органического мира: Факультатив. курс. - М.: Просвещение, 1991. 4. Н.Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология: В 3 т.М., 1990 5. Р.Г. Заяц и др. Биология в таблицах, схемах и рисунках. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 6. В. Ю. Крестьянинов, Г.Б. Вагнер. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. – Саратов: «Лицей», 1998. 7. Н. А. Шишкинская. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы.Саратов: Лицей, 2005. 8. Задания ГИА последних лет. 9. КИМ последних лет 1. Для учащихся и родителей И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова/ Под редакцией И. Н. Пономаревой. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана–Граф, 2012. 2. В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2015. 3. А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2015. 4. И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова/ Под редакцией И. Н. Пономаревой. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана–Граф, 2015. 5. Д. К. Беляев и др. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. – М. : Просвещение, 2020 6. Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) /А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М.: Мнемозина, 2016 г. 7. А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко. Биология.Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион,2018-2021г. 8. Решу ЕГЭ. bio. reshuege.ru/test.id. 2021г.