Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Пояснительная записка……………………………………………………….. Цели и задачи………………………………………………………………….. Планируемые результаты……………………………………………………… Календарный учебный график ……………………………………………….. Учебный план ………………………………………………………………….. Содержание программы……………………………………………………….. Календарно-тематическое планирование ……………………………………. Организационно – педагогические условия………………………………….. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………. Литература……………………………………………………………………… 3 4 5 6 6 6 8 11 11 13 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Звонкие голоса» (далее – Программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмом Минобрнауки России от 18.11.215 № 09-3442 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Направленность: художественная Актуальность данной программы в том, что она нацелена на реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников. Данная программа разработана для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние. Адресат программы: учащихся в возрасте 7-16 лет. В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, проявляющие интерес к избранному направлению. Наполняемость группы: 7 - 20 человек. Возрастные особенности учащихся В период от 7 до 9 лет закладываются все основные навыки голосообразования. С одной стороны, это время ограниченных возможностей 3 (тембр голоса неровный, гласные звучат «пестро», нет однообразия звучания, сила голоса небольшая, но в умеренном динамическом оттенке можно добиться яркой выразительности), с другой – период становления и воспитания правильных навыков певца. В возрасте 7 – 9 лет детскому голосу свойственен фальцет (неполное замыкание голосовой щели). Дети до 9 лет не делятся на голоса, но в 9 – 10 лет появляется (особенно у мальчиков) грудное звучание. Настоящей звучности голос достигает, когда в пении используется грудной регистр (от 10 лет). В 12 лет уже достаточно ярко проявляются различия в механизме образования звука у мальчиков и девочек. Возраст детей (13-16 лет) принято считать одним из самых сложных периодов в жизни человека. Это – время, когда подростки учатся общаться и оценивать свои возможности. Происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности. Актуальное для подростков стремление к самоопределению и самоутверждению среди ровесников проявляется в повышенном интересе к тому, что и как делают они и их сверстник Режим занятий Объем 1 год обучения 1 час в неделю 34 часа 2 год 3 год 4 год обучения обучения обучения 1 час в неделю 1 час в неделю 1 час в неделю 34 часа 34 часа 34 часа ИТОГО: 136 часов 4 года Срок освоения Стартовый Уровень программы Индивидуальная, групповая Формы обучения Беседы, лекции, практические занятия, Виды самостоятельная работа, мастер - классы, творческие занятий мастерские, выставки, экскурсии, праздники Формы Участие в выставках, конкурсах, создание подведения творческих работ по окончании разделов, беседа, итогов викторина, тестирование, мастер-класс, самостоятельная реализации работа, проект. 2. Цель и задачи программы Цель: формирование певческой культуры учащихся, способствующей их общему и музыкальному воспитанию, становлению творческого потенциала детей, их личностных качеств. 4 Задачи: Обучающие: - приобретение вокально-хоровых навыков и умений как основы для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения; - знакомство с разнообразным песенным репертуаром. Развивающие: - развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, артикуляции, певческого дыхания; привитие устойчивого интереса к вокальному творчеству и музыке в целом; Воспитательные: - воспитание нравственных и эстетических чувств личности; - формирование творческой активности, воспитание гражданственности и патриотизма; - приобщение к концертной деятельности. 3. Планируемые результаты Метапредметные - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; -приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной вокально-учебной деятельности, включая информационно коммуникационные технологии; -стремление к художественному самообразованию. Личностные - способность формулировать собственное мнение и позицию; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Предметные - овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально 5 воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями эстрадного вокального искусства; - знание характерных особенностей вокальных жанров и основных стилистических направлений; - владение навыками эстрадного пения; приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства; - сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных вокальных произведений; -использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). 4. Календарный учебный график Календарный учебный график является приложением к Программе (Приложение 1). 5. Учебный план Учебный план является приложением к Программе (Приложение 2). 6. Содержание программы 1 год обучения. Тема: Пение как вид музыкальной деятельности. Теория: Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Объяснение целей и задач вокальной студии.. Практика: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных Тема: Формирование детского голоса. Теория: Образование голоса в гортани. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Практика: Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Теория: Слушание музыкальных произведений. Практика: Освоение жанра эстрадной песни, её особенностей. Тема: Концертная – исполнительская деятельность. Практика: Выступление солистов и группы. 6 2 год обучения. Тема: Пение как вид музыкальной деятельности. Теория: Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Практика: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Тема: Формирование детского голоса. Теория: Движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Координация дыхания и звукообразования Практика: Кантиленное пение. Пение staccato. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Теория: Слушание музыкальных произведений. Практика: Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Тема: Концертная – исполнительская деятельность. Практика: Выступление солистов и группы. 3 год обучения. Тема: Пение как вид музыкальной деятельности. Теория: Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной. Практика: Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Тема: Формирование детского голоса. Теория: Знакомство с концентрическим и фонетическим методом пения. Определения. Практика: Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Теория: Слушание музыкальных произведений. Практика: Пение оригинальных песен без сопровождения. 7 Тема: Концертная – исполнительская деятельность. Практика: Выступление солистов и группы. 4 год обучения. Тема: Пение как вид музыкальной деятельности. Теория: Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Практика: Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Тема: Формирование детского голоса. Теория: Знакомство с концентрическим и фонетическим методом пения. Определения. Практика: Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Теория: Слушание музыкальных произведений. Практика: Пение эстрадных песен с сопровождением фонограммы (минус). Тема: Концертная – исполнительская деятельность. Практика: Выступление солистов и группы. 7. Календарно тематическое планирование 1 год обучения № п/п Разделы, название темы Количество часов Всего I. II. Пение как вид музыкальной деятельности. Формирование детского голоса. Теория Формы контроля Практика 5 2 3 8 3 5 Беседы, практические занятия Самостоятельная работа 8 III. IV. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Концертноисполнительская деятельность 7 1 6 Мастер-класс Участие конкурсах 14 - 14 34 6 28 в Итого: 2 год обучения № п/п Разделы, название темы Количество часов Всего I. II. III. IV. Пение как вид музыкальной деятельности. Формирование детского голоса. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Концертноисполнительская деятельность Теория Формы контроля Практика 5 2 3 8 3 5 7 1 6 14 - 14 34 6 28 Беседы, практические занятия Самостоятельная работа Мастер-класс Участие конкурсах в Итого: 3 год обучения № п/п Разделы, название темы Количество часов Всего Теория Формы контроля Практика 9 I. Пение как вид музыкальной деятельности. II. Формирование детского голоса. III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. IV. Концертноисполнительская деятельность 5 2 3 8 3 5 7 1 6 14 - 14 34 6 28 Беседы, практические занятия Самостоятельная работа Мастер-класс Участие конкурсах в Итого: 4 год обучения № п/п Разделы, название темы Количество часов Всего I. II. III. IV. Пение как вид музыкальной деятельности. Формирование детского голоса. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Концертноисполнительская деятельность Теория Формы контроля Практика 5 2 3 8 3 5 7 1 6 14 - 14 34 6 28 Беседы, практические занятия Самостоятельная работа Мастер-класс Участие конкурсах в Итого: 10 8. Организационно – педагогические условия Материально- техническое обеспечение Столы, стулья, портреты композиторов, компьютер, фотоаппарат, мультимедиа, флэшки, микрофоны. СД диски с музыкой современных композиторов РФ, СД диски хоровой и инструментальной классической музыкой, пособия по элементарной теории музыки в таблицах, портреты композиторов русской и мировой музыки, репродукции картин, камертон и метроном. Кадровое обеспечение Программа реализуется педагогом дополнительного образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации. Методические материалы Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, видеоуроков, наблюдение); практические (метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок, тестирование); метод проектов. Тип занятия: теоретический, практический, комбинированный. Наглядный материал (иллюстрации, таблицы, видеоматериалы, презентации); Дидактические материал. Нотная литература, фонохрестоматия, музыкальные энциклопедии, хоровой словарь, нотные таблицы, схемы, книги о музыке, учебники музыкальной литературы, методическая литература для учителя; сборники песен для младшего, среднего и старшего школьного возраста. 9. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. На первом занятии проводится прослушивание детей, на котором выявляются их музыкальные данные: музыкальный слух, ритм, музыкальная память. 11 В середине и в конце учебного года (декабрь/май) проводится аттестация учащихся, на которой оценивается «Пение и вокальные способности» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Критерии диагностики воспитанников Правильно передаёт мелодию (чистота интонации) Правильно берёт дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами Отчётливо произносит слова. Своевременно начинает и заканчивает песню Точно передаёт ритмический рисунок хлопками Исполняет песни с музыкальным сопровождением и без него Поёт выразительно, без напряжения, плавно, лёгким звуком в диапазоне ре 1 – си1 (до2) Уровень развития Уровень развития с/ф с Условные обозначения: с/ф – находится в стадии формирования с - сформированы В течение года педагог ведет «Карту развития» № Фамилия, имя ребёнка 1. 2. 1 д 2 м д 3 м д 4 м д 5 м д 6 м д 7 м д 8 м д м Условные обозначения: д – декабрь м - май В конце учебного форме отчетного концерта. года проводится итоговая аттестация в 12 10. Литература. Литература для педагогов: 1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г 2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения. 3. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г. 4. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г. 5. Струве Г. «Школьный хор М.1981г. 6. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей» Литература для детей: 1. Кривцун О.А. Искусство и мир человека. М.: 1986. 2. Полякова О.И. Пойте с нами. Моя Москва. Новые песни О.Поляковой. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества.– М. ВЕСТЪТДА. 2008 – 1CD 3. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998. 4. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994. Литература для родителей: 1. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр. 2. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр. 3. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. 4. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000. 13