Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Пояснительная записка………………………………………………………..
Цели и задачи…………………………………………………………………..
Планируемые результаты………………………………………………………
Календарный учебный график ………………………………………………..
Учебный план …………………………………………………………………..
Содержание программы………………………………………………………..
Календарно-тематическое планирование …………………………………….
Организационно – педагогические условия…………………………………..
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………….
Литература………………………………………………………………………
3
4
5
6
6
6
8
11
11
13
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Звонкие голоса» (далее – Программа)
разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Письмом Минобрнауки России от 18.11.215 № 09-3442 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»).
Направленность: художественная
Актуальность данной программы в том, что она нацелена на реализацию
задач духовно-нравственного воспитания школьников. Данная программа
разработана для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями
и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться
передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.
Адресат программы: учащихся в возрасте 7-16 лет. В коллектив
принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и
музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, проявляющие
интерес к избранному направлению.
Наполняемость группы: 7 - 20 человек.
Возрастные особенности учащихся
В период от 7 до 9 лет закладываются все основные навыки
голосообразования. С одной стороны, это время ограниченных возможностей
3
(тембр голоса неровный, гласные звучат «пестро», нет однообразия звучания,
сила голоса небольшая, но в умеренном динамическом оттенке можно добиться
яркой выразительности), с другой – период становления и воспитания
правильных навыков певца. В возрасте 7 – 9 лет детскому голосу свойственен
фальцет (неполное замыкание голосовой щели).
Дети до 9 лет не делятся на голоса, но в 9 – 10 лет появляется (особенно
у мальчиков) грудное звучание. Настоящей звучности голос достигает, когда в
пении используется грудной регистр (от 10 лет). В 12 лет уже достаточно ярко
проявляются различия в механизме образования звука у мальчиков и девочек.
Возраст детей (13-16 лет) принято считать одним из самых сложных
периодов в жизни человека. Это – время, когда подростки учатся общаться и
оценивать свои возможности. Происходит бурное психофизиологическое
развитие и перестройка социальной активности. Актуальное для подростков
стремление к самоопределению и самоутверждению среди ровесников
проявляется в повышенном интересе к тому, что и как делают они и их
сверстник
Режим
занятий
Объем
1 год
обучения
1 час в
неделю
34 часа
2 год
3 год
4 год
обучения
обучения
обучения
1 час в неделю 1 час в неделю 1 час в
неделю
34 часа
34 часа
34 часа
ИТОГО: 136 часов
4 года
Срок
освоения
Стартовый
Уровень
программы
Индивидуальная, групповая
Формы
обучения
Беседы,
лекции,
практические
занятия,
Виды
самостоятельная работа, мастер - классы, творческие
занятий
мастерские, выставки, экскурсии, праздники
Формы
Участие в выставках, конкурсах, создание
подведения
творческих работ по окончании разделов, беседа,
итогов
викторина, тестирование, мастер-класс, самостоятельная
реализации
работа, проект.
2. Цель и задачи программы
Цель: формирование певческой культуры учащихся, способствующей их
общему и музыкальному воспитанию, становлению творческого потенциала
детей, их личностных качеств.
4
Задачи:
Обучающие:
- приобретение вокально-хоровых навыков и умений как основы для
достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
- знакомство с разнообразным песенным репертуаром.
Развивающие:
- развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, артикуляции,
певческого дыхания; привитие устойчивого интереса к вокальному творчеству
и музыке в целом;
Воспитательные:
- воспитание нравственных и эстетических чувств личности;
- формирование творческой активности, воспитание гражданственности
и патриотизма;
- приобщение к концертной деятельности.
3. Планируемые результаты
Метапредметные
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной вокально-учебной деятельности, включая информационно
коммуникационные технологии;
-стремление к художественному самообразованию.
Личностные
- способность формулировать собственное мнение и позицию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и
других народов;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Предметные
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
5
воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое
образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и
ключевыми понятиями эстрадного вокального искусства;
- знание характерных особенностей вокальных жанров и основных
стилистических направлений;
- владение навыками эстрадного пения;
приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства;
- сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных
вокальных произведений;
-использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности
и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
4. Календарный учебный график
Календарный учебный график является приложением к Программе
(Приложение 1).
5.
Учебный план
Учебный план является приложением к Программе (Приложение 2).
6. Содержание программы
1 год обучения.
Тема: Пение как вид музыкальной деятельности.
Теория: Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности.
Объяснение целей и задач вокальной студии..
Практика: Предварительное ознакомление с голосовыми и
музыкальными данными учеников. Формирование звуков речи и пения –
гласных и согласных
Тема: Формирование детского голоса.
Теория: Образование голоса в гортани. Основные типы дыхания:
ключичный, брюшной, грудной, смешанный.
Практика: Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо.
Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен.
Теория: Слушание музыкальных произведений.
Практика: Освоение жанра эстрадной песни, её особенностей.
Тема: Концертная – исполнительская деятельность.
Практика: Выступление солистов и группы.
6
2 год обучения.
Тема: Пение как вид музыкальной деятельности.
Теория: Организация занятий с певцами-солистами и вокальным
ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля.
Практика: Предварительное ознакомление с голосовыми и
музыкальными данными учеников.
Тема: Формирование детского голоса.
Теория: Движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Координация дыхания и звукообразования
Практика: Кантиленное пение. Пение staccato. Положение языка и
челюстей при пении; раскрытие рта.
Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен.
Теория: Слушание музыкальных произведений.
Практика: Освоение средств исполнительской выразительности в
соответствии с жанрами изучаемых песен.
Тема: Концертная – исполнительская деятельность.
Практика: Выступление солистов и группы.
3 год обучения.
Тема: Пение как вид музыкальной деятельности.
Теория: Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как
музыкальной.
Практика: Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема: Формирование детского голоса.
Теория: Знакомство с концентрическим и фонетическим методом пения.
Определения.
Практика: Фонетический метод обучения пению. Основные положения.
Упражнения на сочетание различных слогов-фонем.
Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен.
Теория: Слушание музыкальных произведений.
Практика: Пение оригинальных песен без сопровождения.
7
Тема: Концертная – исполнительская деятельность.
Практика: Выступление солистов и группы.
4 год обучения.
Тема: Пение как вид музыкальной деятельности.
Теория: Понятие о певческой установке. Правильное положение
корпуса, шеи и головы. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения.
Практика: Система в выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
Тема: Формирование детского голоса.
Теория: Знакомство с концентрическим и фонетическим методом пения.
Определения.
Практика: Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление
радости и удовольствия.
Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен.
Теория: Слушание музыкальных произведений.
Практика: Пение эстрадных песен с сопровождением фонограммы
(минус).
Тема: Концертная – исполнительская деятельность.
Практика: Выступление солистов и группы.
7. Календарно тематическое планирование
1 год обучения
№
п/п
Разделы,
название темы
Количество часов
Всего
I.
II.
Пение как вид
музыкальной
деятельности.
Формирование
детского голоса.
Теория
Формы
контроля
Практика
5
2
3
8
3
5
Беседы,
практические
занятия
Самостоятельная
работа
8
III.
IV.
Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание
и
исполнение
песен.
Концертноисполнительская
деятельность
7
1
6
Мастер-класс
Участие
конкурсах
14
-
14
34
6
28
в
Итого:
2 год обучения
№
п/п
Разделы,
название темы
Количество часов
Всего
I.
II.
III.
IV.
Пение как вид
музыкальной
деятельности.
Формирование
детского голоса.
Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание
и
исполнение
песен.
Концертноисполнительская
деятельность
Теория
Формы
контроля
Практика
5
2
3
8
3
5
7
1
6
14
-
14
34
6
28
Беседы,
практические
занятия
Самостоятельная
работа
Мастер-класс
Участие
конкурсах
в
Итого:
3 год обучения
№
п/п
Разделы,
название темы
Количество часов
Всего
Теория
Формы
контроля
Практика
9
I.
Пение как вид
музыкальной
деятельности.
II.
Формирование
детского голоса.
III. Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание
и
исполнение
песен.
IV. Концертноисполнительская
деятельность
5
2
3
8
3
5
7
1
6
14
-
14
34
6
28
Беседы,
практические
занятия
Самостоятельная
работа
Мастер-класс
Участие
конкурсах
в
Итого:
4 год обучения
№
п/п
Разделы,
название темы
Количество часов
Всего
I.
II.
III.
IV.
Пение как вид
музыкальной
деятельности.
Формирование
детского голоса.
Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание
и
исполнение
песен.
Концертноисполнительская
деятельность
Теория
Формы
контроля
Практика
5
2
3
8
3
5
7
1
6
14
-
14
34
6
28
Беседы,
практические
занятия
Самостоятельная
работа
Мастер-класс
Участие
конкурсах
в
Итого:
10
8. Организационно – педагогические условия
Материально- техническое обеспечение
Столы, стулья, портреты композиторов, компьютер, фотоаппарат,
мультимедиа, флэшки, микрофоны. СД диски с музыкой современных
композиторов РФ, СД диски хоровой и инструментальной классической
музыкой, пособия по элементарной теории музыки в таблицах, портреты
композиторов русской и мировой музыки, репродукции картин, камертон и
метроном.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов
повышения квалификации.
Методические материалы
Методы обучения:
словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, видеоуроков,
наблюдение);
практические (метод упражнений, который помогает отрабатывать
действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления
допущенных ошибок, тестирование);
метод проектов.
Тип занятия:
теоретический,
практический,
комбинированный.
Наглядный материал (иллюстрации, таблицы, видеоматериалы,
презентации);
Дидактические материал. Нотная литература, фонохрестоматия,
музыкальные энциклопедии, хоровой словарь, нотные таблицы, схемы,
книги о музыке, учебники музыкальной литературы, методическая
литература для учителя; сборники песен для младшего, среднего и
старшего школьного возраста.
9. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
На первом занятии проводится прослушивание детей, на котором
выявляются их музыкальные данные: музыкальный слух, ритм, музыкальная
память.
11
В середине и в конце учебного года (декабрь/май) проводится аттестация
учащихся, на которой оценивается «Пение и вокальные способности»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Критерии диагностики
воспитанников
Правильно передаёт мелодию (чистота
интонации)
Правильно берёт дыхание перед началом
песни, между музыкальными фразами
Отчётливо произносит слова.
Своевременно начинает и заканчивает песню
Точно передаёт ритмический рисунок
хлопками
Исполняет
песни
с
музыкальным
сопровождением и без него
Поёт выразительно, без напряжения, плавно,
лёгким звуком в диапазоне ре 1 – си1 (до2)
Уровень развития
Уровень развития
с/ф
с
Условные обозначения:
с/ф – находится в стадии формирования
с - сформированы
В течение года педагог ведет «Карту развития»
№ Фамилия,
имя ребёнка
1.
2.
1
д
2
м
д
3
м
д
4
м
д
5
м д
6
м
д
7
м
д
8
м
д
м
Условные обозначения:
д – декабрь
м - май
В конце учебного
форме отчетного концерта.
года
проводится
итоговая
аттестация
в
12
10. Литература.
Литература для педагогов:
1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной
школы, «Музыка», Москва, 1997г.
4. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
5. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
6. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика
музыкального образования детей»
Литература для детей:
1.
Кривцун О.А. Искусство и мир человека. М.: 1986.
2.
Полякова О.И. Пойте с нами. Моя Москва. Новые песни О.Поляковой.
[Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус
Московского городского дворца детского и юношеского творчества.– М.
ВЕСТЪТДА. 2008 – 1CD
3.
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
4.
Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент,
1994.
Литература для родителей:
1.
Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
2.
Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
3.
Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
4.
Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального
самообразования. М.: «Владос», 2000.
13