Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Удивительный мир биологии

Оглавление
Пояснительная записка ............................................................................................. 3
Планируемые результаты ......................................................................................... 5
Календарный учебный график................................................................................. 6
Учебный план ............................................................................................................ 6
Содержание программы ........................................................................................... 6
Календарно-тематическое планирование ............................................................... 7
Организационно-педагогические условия ............................................................. 8
Формы аттестации и оценочные материалы. ......................................................... 8

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
дополнительная
общеразвивающая программа «Удивительный мир биологии» (далее-Программа)
реализуется в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмом Минобрнауки России от 18.11.215 № 09-3442 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»).
Направленность: естественнонаучная.
Актуальность: По мере развития биологии и внедрения ее достижений в жизнь
человеческого общества будет возрастать число людей, для которых биологическое
образование окажется элементом их профессиональной подготовки. Отсюда видно, что
значимость биологического образования в школе возрастает.
Адресат: учащиеся в возрасте 15 -18 лет
Количество учащихся в группе. 7-12 человек.
Возрастные и психофизические особенности учащихся.
Личностные характеристики. Потенциальные учащиеся объединения должны
проявлять интерес к биологии, современным направлениям развития
естественнонаучного направления. По темпераменту, характеру, способностям
учащиеся могут быть разными.
Потенциальные роли в программе: учащиеся, более опытные могут выступать
в качестве наставников и консультантов, делиться опытом.
Медико-психолого-педагогические характеристики.
Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направленность на
формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления,

основанного на оперировании не конкретными образами и
представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить
в ходе рассуждения от одного суждения к другому. В интеллектуальной
деятельности учащихся в этот возрастной период усиливаются индивидуальные
различия,
связанные
с
развитием
самостоятельного
мышления,
интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что
позволяет рассматривать подростковый возраст как сенситивный период для
развития творческого мышления.

Режим занятий
Объем
Срок освоения
Уровень
программы
Формы обучения
Виды занятий
Формы
подведения
итогов
реализации

1 год
2 год
обучения
обучения
1 час в неделю
1 час в неделю
34 часа
34 часа
ИТОГО: 68 часов
2 года
Стартовый
Индивидуальная, групповая
Беседы,
лекции,
практические
занятия,
самостоятельная работа, выставки.
Создание творческих работ по окончании
разделов, беседа, викторина, тестирование, мастеркласс, самостоятельная работа, проект.

2. Цели и задачи
Цель: обеспечение оптимального развития потенциальных способностей
учащихся в области биологического образования через знакомство с
многообразием мира и явлениями живой природы.
Задачи:
Обучающие:

овладение умениями применять биологические знания для
объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о современных достижениях
в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма,
биологические эксперименты.
Развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе
проведения наблюдений
за
живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации.
Воспитательные:

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в

природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной
жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном
здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий
своей деятельности по отношению к природной среде, собственному
организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни.
3.

Планируемые результаты

Метапредметные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели;

составление (индивидуально или в группе) плана решения
проблемы (выполнения проекта);

умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

совершенствование в диалоге с учителем самостоятельно
выработанных критерий оценки;

создание схематических моделей с выделением существенных
характеристик объекта;

составление тезисов, различных видов планов (простых, сложных
и т.п.).;

преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.);

умение определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.);

умение в дискуссии выдвинуть аргументы и контраргументы,
критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимание позиции другого, различать в его речи: мнение,
доказательство, факты;

умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
людьми иных позиции.
Личностные:

осознание единства и целостности окружающего мира,
возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.

постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том
числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

оценка жизненных ситуации с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

оценка экологического риска взаимоотношений человека и

природы.
формирование экологического мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Предметные:

формирование системы научных знаний о живой природе и
закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для создания естественно-научной картины мира;

формирование
первоначальных
систематизированных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной
организации жизни, формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в природе,влияние
факторов риска на здоровье человека;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.

формирование представлений о значении биологических наук в
решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;


4. Календарный учебный график
Календарный учебный график является приложением к дополнительной
общеобразовательной программе (Приложение 1).
5. Учебный план
Учебный
план
является
приложением
общеобразовательной программе (Приложение 2).
6.

к

дополнительной

Содержание программы
1 год обучения

Биоразнообразие природы. Образцы жизни
Теория: Основные вещества, из которых состоят царства живых организмов.
Размножение животных и растений. Знакомство с царствами живых
организмов, основными веществами из которых состоят царства живых
организмов. Общие представления о размножении животных и растений.
Практика: Интеллектуальная игра «Загадочная природа»
Зеленый мир
Теория: Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни
растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их
функции. Представители флоры нашего края, занесенные в Красную книгу.
Причины исчезновения некоторых видов флоры. Пути и сохранения и

восстановления. Почва – живое или мёртвое вещество? Ее значение для
растений. Вода и ее свойства. Значение воды для растений Типы и виды почв.
Роль субстрата в жизни растений.
Практика: Лабораторная работа «Влияние света на рост растений и
животных». Демонстрация полученных при фотосинтезе продуктов:кислорода
и глюкозы. Виртуальная экскурсия «Гидропоника». Практическая работа
«Полив и подкормка комнатных растений».
Животный мир.
Теория: Мир животных. Особенности и многообразие животных. Знакомство с
особенностями строения различных групп животных, со способами их
приспособления к активному образу жизни. Инстинкты самосохранения
животных. Правила поведения в окружающей среде. Могут ли животные
чувствовать? Интересные факты о питании животных.
Практика: Практическая работа «Поведение дождевого червя».
Мир человека.
Теория: Человек - особенный. Как появился человек. Выявление доказательств
эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека.
Нормы здорового образа жизни. Правила оказания медицинской помощи при
кровотечениях. Значение воды для жизни человека и животных,экологические
проблемы и способы охраны воды. Бережное отношение к воде, водоемам.
Практика:. Лабораторная работа: «Познание окружающего мира с помощью
органов чувств».
Лабораторная работа: «Определение группы крови». Практикум- Оказание
первой
помощи при кровотечениях.
Микромир
Теория:. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.
Бактерии в жизни человека. Бактерии в жизни человека. Простейшие
организмы. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие
бактерий. Роль бактерий в биосфере. Значение бактерий в жизни человека положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии
брожения; отрицательная – гниение продуктов питания,патогенные бактерии
возбудители болезней у человека, животных и растений.
Практика: Практическая работа «Бактерии картофельной палочки»
Практическая работа «Микромир аквариума». Создание проекта «Микромир».
Итоговое занятие
Практика: Тестирование.
2 год обучения
Биоразнообразие природы. Образцы жизни
Теория: Основные вещества, из которых состоят царства живых организмов.
Размножение животных и растений. Знакомство детей с царствами живых

организмов, основными веществами из которых состоят царства живых
организмов. Общие представления о размножении животных и растений.
Практика: Интеллектуальная игра «Загадочная природа»
Зеленый мир
Теория: Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни
растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их
функции. Кто такие? Где живут? Определение растений. Определение растений.
Роль растений в природеи жизни человека. Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.
Практика: Практическая работа «Влияние света на рост растений и
животных». Демонстрация полученных при фотосинтезе продуктов:кислорода
и глюкозы. Практическая работа «Полив и подкормка комнатных растений».
Животный мир.
Теория: Рыбы. Особенности строения, их приспособленность к водной среде.
Пресноводные, морские рыбы. Значение рыб и их охрана. .Земноводные.
Особенности земноводных, их значение для человека и в природе. Лягушки,
головастики, тритоны, саламандры. Легенды и мифы о лягушках. Ящерицы,
черепахи, крокодилы, змеи. Особенности строения, их приспособленность к
жизни на суше. Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся –
динозавры. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусах змей.
Практика: Практическая работа «Изучение внешнего строения паутинного
клеща, тли, трипсов», Сравнение скелета птицы и скелета лягушки. «Своя игра»,
Мир человека
Теория:. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.
Неестественные ощущения – укорочение жизни, или вредные привычки.
Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и
среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье
человека. Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека.
ЗОЖ. Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов. Акция: «Если
хочешь быть здоров…» Итоговоеотчетное занятие.
Практика: Правила оказания медицинской помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа: «Определение группы крови». Практикум- Оказание
первой помощи при кровотечениях.
Микромир
Теория: Методы исследования природы. Исследования природы с помощью
микроскопа. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека.
Бактерии в жизни человека. «Суд над бактерией» Простейшие организмы.
Клетки растений и животных. Что показал нам микроскоп.
Практика: Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов», Игра:
Суд над бактерией Создание проекта «Микромир».
Итоговое занятие
Практика: Тестирование.

7.

Календарно-тематическое планирование
1 год обучения

Тема

Всего
часов

Теория

Практика

1.

Биоразнообразие
природы. Образцы
жизни

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Формы
контроля
Практическая
работа

2.

Зеленый мир

6 ч.

3 ч.

3 ч.

Викторина

3.

Животный мир

8 ч.

4 ч.

4 ч.

8 ч.

4 ч.

4 ч.

8 ч.

4 ч.

4 ч.

2 ч.
34 ч.

16 ч.

2 ч.
18 ч.

№

4.
5.
6.

Мир человека
Микромир
Итоговое занятие
Итого

Защита
проекта
Практическая
работа
Защита
проекта
Тестирование

2 год обучения

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2.

Биоразнообразие
природы. Образцы
жизни
Зеленый мир

Формы
контроля
Практическая
работа

6 ч.

3 ч.

3 ч.

Викторина

3.

Животный мир

8 ч.

4 ч.

4 ч.

4.

Мир человека

8 ч.

4 ч.

4 ч.

8 ч.

4 ч.

4 ч.

2 ч.

-

2 ч.

34

16 ч.

18 ч.

№
1.

5.
6.

Тема

Микромир
Итоговое занятие
Итого

Всего
часов

Теория

Практика

Защита
проекта
Практическая
работа
Защита
проекта
Тестирование

8. Организационно-педагогические условия
Материально-техническое обеспечение программы.
Средства ЦО "Точка Роста":
Комплект влажных препаратов
Комплект гербариев демонстрационный
Комплект коллекций демонстрационный
Цифровая лаборатория по биологии

Кадровое обеспечение.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов
повышения квалификации.
Методическое обеспечение.
- инструкции по технике безопасности и правилам поведения;
- справочники в электронном виде;
- информационный материал;
- методические разработки и планы конспектов занятий;
- методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- наглядные пособия.
Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению,
обеспеченности учебными изданиями и электронными ресурсами,
материально – техническому обеспечению, безопасным и специальным условиям
реализации программ для основных и дополнительных образовательных
программ, которые являются неотъемлемой частьюнастоящей образовательной
программы. Информация по лицензионным условиям размещается в
специальном разделе «Сведения об образовательныхорганизациях». Условия для
реализации дополнительных образовательных программ на внебюджетной
основе создаются только за счет средств, полученных от деятельности,
приносящей доход.
9.

Формы аттестации и оценочные материалы.

Оценивание включает в себя такие компоненты, как: информирование
учащихся о целях обучения и критериях оценки; вовлечение учащихся на
каждом уроке в самооценивание, самоанализ собственной деятельности,
основанный на критериях; обеспечение обратной связи, помогающей
учащимся биологии определить их дальнейшие шаги и способы их
осуществления.
Оцениваются не учащиеся, а их работа (деятельность). Приоценивании
акцент делается на позитивные стороны, а не на негативные.
Оценивание должно быть:
 понятным всем участникам образовательного процесса;
 гибким;
 многоинструментальным;
 психологически комфортным.
Кто оценивает? Ученик – самооценка. Ученик и учитель в диалоге –
совместное оценивание.
Основные подходы к оцениванию включают:
 уровневый: оценка индивидуальных образовательных достижений
ведется «методом сложения», при котором фиксируются достижение базового
уровня и его превышение (повышенный, высокий).
 комплексный: оценка
предметных,
метапредметных
и
личностных результатов.

Объектом оценки предметных результатов является: способность к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных
на изучаемом учебном материале с использованием способов действий,
соответствующих содержанию учебного предмета «Биология», в том числе
метапредметных действий.
Объектом оценки метапредметных результатов является:
 способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к
сотрудничеству и коммуникации;
 способность к решению личностно и социально значимых
проблем ивоплощению найденных решений в практику;
 способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения
иразвития;
 способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Большое место в изучении биологии отводится работе с текстом. Текст
является инструментом оценивания метапредметных умений: осмысливать
цели чтения; выбирать вид чтения в зависимости от его цели; извлекать
необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
определять основную и второстепенную информацию; свободно
ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно
оценивать языковые средства массовой информации.
10.Литература
Для учителя.
1. Биологический энциклопедический словарь./ Гл. ред. М. С. Гиляров – 2-е
изд.-М., 1995.
2. И. В. Болгова. Сборник задач по общей биологии с решениями для
поступающих в ВУЗы. – М.: ООО Издательство «Оникс», 2016.
3. Н. Н. Воронцов, Н. Л. Сухорукова. Эволюция органического мира:
Факультатив. курс. - М.: Просвещение, 1991.
4. Н.Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология: В 3 т.М., 1990
5. Р.Г. Заяц и др. Биология в таблицах, схемах и рисунках.
Ростов н/Д:
Феникс, 2013.
6. В. Ю. Крестьянинов, Г.Б. Вагнер. Сборник задач по генетике с
решениями. Методическое пособие. – Саратов: «Лицей», 1998.
7. Н. А. Шишкинская. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы.Саратов: Лицей, 2005.
8. Задания ГИА последних лет.
9. КИМ последних лет

1.

Для учащихся и родителей
И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова/ Под редакцией И. Н.

Пономаревой. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Вентана–Граф, 2012.
2.
В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. Биология: 7 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф,
2015.
3.
А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Биология: 8 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2015.
4.
И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова/ Под редакцией И. Н.
Пономаревой. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций. – М.: Вентана–Граф, 2015.
5.
Д. К. Беляев и др. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций: базовый уровень. – М. : Просвещение, 2020
6.
Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс:
учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) /А.В. Теремов,
Р.А. Петросова. – М.: Мнемозина, 2016 г.
7. А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко. Биология.Подготовка к
ЕГЭ: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион,2018-2021г.
8. Решу ЕГЭ. bio. reshuege.ru/test.id. 2021г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».