Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Функциональная грамотность

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Пояснительная записка…………………………………………………………
Цели и задачи……………………………………………………………………
Планируемые результаты………………………………………………………
Календарный учебный график …………………………………………………
Учебный план …………………………………………………………………..
Содержание программы………………………………………………………...
Календарно-тематическое планирование ……………………………………..
Организационно – педагогические условия…………………………………..
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………….
Литература………………………………………………………………………

1.

Пояснительная записка

3
5
6
8
8
8
12
20
21
25

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Функциональная грамотность» (далее –
Программа) разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмом Минобрнауки России от 18.11.215 № 09-3442 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;

Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Направленность: естественнонаучная
Актуальность Программы определяется изменением требований
реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в
современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра
стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные
сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в
обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки
для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого
находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть
на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы
делать правильный выбор, принимать конструктивные решения.
Адресат: возраст: 7-11 лет.
Количество учащихся в группе. 7-30 человек.
Возрастные и психофизические особенности учащихся.
У детей 7 – 8 лет в основном завершается долгий и сложный процесс
овладения речью. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение,
рассматривание, поиск. Общая линия развития мышления - переход от нагляднодейственного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению
3

Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане.
Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их
соотнесение с реальностью, а затем - контроль за решением. Ребёнок способен не
только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но
также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него
формируется наглядно-схематическое мышление. Это особый вид мышления,
который выражается в том, что ребёнок понимает и успешно использует
различные схематические изображения предмета (инструкции, схемы).
У детей 9 – 11 лет происходит функциональное совершенствование мозга развивается аналитико-синтетическая функция коры. Характерная особенность
детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают
непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное,
яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. У детей этого возраста более
развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети быстрее
запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица,
предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается
всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик.

Режим
занятий
Объем

1 год
обучения
1 час в неделю
33 часа

2 год
обучения
1 час в неделю

3 год
обучения
1 час в неделю

34 часа
34 часа
ИТОГО: 135 часов
4 года

4 год
обучения
1 час в неделю
34 часа

Срок
освоения
Стартовый
Уровень
программы
Индивидуальная, групповая
Формы
обучения
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа, мастер Виды
классы, творческие мастерские, выставки, экскурсии, праздники
занятий
Формы
Участие в выставках, конкурсах, создание творческих работ по
подведения
окончании разделов, беседа, викторина, тестирование, мастер-класс,
итогов
самостоятельная работа, проект.
реализации
Программа разбита
на
четыре
блока:

«Читательская грамотность»;

«Математическая грамотность»;

«Финансовая грамотность»;

«Естественно-научная грамотность».
4

2. Цели и задачи
Цель
Программы:
создание условий
функциональной
грамотности.

для

развития

Цель изучения блока «Читательская грамотность»: развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Цель изучения блока «Математическая грамотность»: формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в
котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и
будущем потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цель изучения блока
«Финансовая
грамотность»:
развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Цель изучения блока
«Естественно-научная
грамотность»:
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
Обучающие:

способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром,
решая при этом разнообразные задачи;

способность человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни.

проводить
рассуждения,
формулировать,
применять,
интерпретировать проблемы в разнообразных контекстах реального мира
Развивающие:

применять естественнонаучные знания и умения в реальных
жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых
вопросов;
5

применять естественнонаучные знания и умения в реальных
жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых
вопросов;

развивать
способность
личности
принимать
разумные,
целесообразные решения в различных ситуациях собственной жизнедеятельности

развивать
способность
личности
принимать
разумные,
целесообразные решения в различных ситуациях собственной жизнедеятельности
Воспитательные:

воспитать компетентную личность – человека, который способен
воспринимать местные и глобальные проблемы, вопросы межкультурного
взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения, мировоззрения;

воспитать компетентную личность – человека, который способен
воспринимать местные и глобальные проблемы, вопросы межкультурного
взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения, мировоззрения;

воспитать компетентную личность – человека, который способен
успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также
ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного
благополучия.

воспитать компетентную личность – человека, который способен
успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также
ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного
благополучия.


3.

.Планируемые результаты

Метапредметные результаты:
Познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;

- овладевать
логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;

делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;

6

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:

проявлять познавательную и творческую инициативу;

принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:

адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Личностные результаты:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Предметные
результаты:
«Читательская грамотность»:

способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;


7

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
«Естественно-научная грамотность»:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;

способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.
«Математическая грамотность»:

способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;

способность проводить математические рассуждения;

способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование финансовых терминов;

представление о семейных расходах и доходах;

умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

представление о различных видах семейных доходов;

представление о различных видах семейных расходов;

представление о способах экономии семейного бюджета.


4.

Календарный учебный график

Календарный учебный график является приложением к Программе
(Приложение 1).
5.

Учебный план

Учебный план является приложением к Программе (Приложение 2).

6.

Содержание программы
1 год обучения

Читательская грамотность – 9 ч. (1-9 занятия).
Теория: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление
8

текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Практика: практическая работа над текстом, оформление таблицы,
практические упражнения.
Математическая грамотность – 9 ч. (10-18 занятия).
Теория: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Практика: Практические упражнения, решение задач.
Финансовая грамотность – 9 ч. (19-27 занятия).
Теория:: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество,
стоимость.
Практика: практические упражнения
Естественно-научная грамотность – 6 ч. (28-33 занятия).
Теория: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и
еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение.
Практика: практические упражнения, работа с текстом.
2 год обучения
Читательская грамотность – 8 ч. (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия).
Теория: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных
текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Практика: практические упражнения.
Математическая грамотность – 8 ч. (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30
занятия).

9

Теория: нахождение значений математических выражений в пределах
100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав
чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности,
периметр треугольника.
Практика: практические упражнения, решение задач.
Финансовая грамотность – 8 ч. (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия).
Теория: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и
повреждѐнные деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Практика: практические упражнения.
Естественно-научная грамотность – 10 ч. (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32,
33, 34 занятия). Теория: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной.
Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
Практика: практические упражнения.
3 год обучения
Читательская грамотность – 9 ч. (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 занятия).
Теоретическая часть: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы
на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Практика: Практические упражнения, работа с текстом.
Естественно-научная грамотность – 8 ч. (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16
занятия). Теория: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций
и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела,
свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Практика: Практические упражнения, решение задач.
Финансовая грамотность – 8 ч. (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия).

10

Теория: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный
бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад,
пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.
Практика: Практические упражнения, решение задач.
Математическая грамотность – 9 ч. (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 34
занятия).
Теория: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение
задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Практика: Практические упражнения, решение задач
4 год обучения
Читательская грамотность (занятия 1-8).
Теория: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема
текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы
по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Практика: Практические упражнения, работа с тестом.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-17).
Теория: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста,
горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части
растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Практика: Практические упражнения, решение задач.
Финансовая грамотность (занятия 18-25).
Теория: потребительская корзина, состав потребительской корзины,
прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и
его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Практика: Практические упражнения, решение задач.
Математическая грамотность (занятия 26-34).
11

Теория: нахождение значений математических выражений в пределах
100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи
на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение
пользоваться калькулятором.
Практика: Практические упражнения, решение задач.
7.

Календарно-тематическое планирование.
1 года обучения.

№

Тема занятия

п/
п
1.

В. Бианки. Лис
мышонок.

2.

и

Всего В том числе
часо Теори Практ
я
ика
в

Форма
контроля

1

0,5

0,5

рисунок

Русская народная сказка.
Мороз и заяц.

1

0,5

0,5

рисунок

3.

В. Сутеев.

1

0,5

0,5

ролевая игра

4.

Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.

1

0,5

0,5

ролевая игра

5.

М. Пляцковский. Урок
дружбы.

1

0,5

0,5

инсценировани
е

6.

Грузинская сказка. Лев и
заяц.

1

0,5

0,5

рисунок

7.

Русская
народная сказка.
Как лиса училась летать.

1

0,5

0,5

викторина

8.

Е.

1

0,5

0,5

рисунок

9.

Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.

1

0,5

0,5

викторина

10 Про козу, козлят и капусту.

1

0,5

0,5

ролевая игра

11 Про петушка и жерновцы.

1

0,5

0,5

тест

Живые грибы.

Пермяк. Четыре брата.

12

12 Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.

1

0,5

0,5

ролевая игра

13 Про наливные яблочки.

1

0,5

0,5

тест

14 Про Машу
медведей.

1

0,5

0,5

тест

15 Про старика, старуху, волка
и лисичку.

1

0,5

0,5

тест

16 Про медведя, лису и
мишкин мед.

1

0,5

0,5

тест
ролевая игра

и трех

17 За покупками.

1

0,5

0,5

18 Находчивый колобок.

1

0,5

0,5

19 День рождения мухицокотухи.

1

0,5

0,5

ролевая игра

20 Буратино и карманные
деньги.

1

0,5

0,5

ролевая игра

21 Кот Василий продает
молоко.

1

0,5

0,5

ролевая игра

22 Лесной банк.

1

0,5

0,5

тест

23 Как мужик и медведь
прибыль делили.

1

0,5

0,5

ролевая игра

24 Как

1

0,5

0,5

ролевая игра

25 Как Иванушка хотел
попить водицы.

1

0,5

0,5

рисунок

26 Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.

1

0,5

0,5

наблюдение

27 Про репку и другие
корнеплоды.

1

0,5

0,5

ролевая игра

28 Плывет,

1

0,5

0,5

наблюдение

29 Про Снегурочку и
превращения воды.

1

0,5

0,5

тест

30 Как делили апельсин.

1

0,5

0,5

наблюдение

31 Крошка енот и Тот, кто сидит
в пруду.

1

0,5

0,5

наблюдение

32 Иванова соль.

1

0,5

0,5

наблюдение

мужик золото менял.

плывет кораблик.

ролевая игра

13

33 В. Сутеев. Яблоко.

1
Итого:

33

0,5

0,5

16,5

16,5

ролевая игра

2 года обучения.

№

Тема занятия

п/п

Всег В том числе
о Теория Практ
ика
часо
в
1
0,5
0,5

Формы контроля

1.

Михаил Пришвин. Беличья
память.

2.

Про беличьи запасы.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

3.

Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

ролевая игра

4.

Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5

наблюдения

5.

И. Соколов-Микитов.

1

0,5

0,5

наблюдения

наблюдения

В берлоге.
6.

Медвежье потомство.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

7.

Поврежденные и фальшивые
деньги.

1

0,5

0,5

ролевая игра

8.

Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5

наблюдения

9.

Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

10.

Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

наблюдения

11.

Банковская карта.

1

0,5

0,5

ролевая игра

12.

Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

13.

Николай Сладков. Веселая
игра.

1

0,5

0,5

наблюдения

14.

Лисьи забавы.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

15.

Безопасность денег на
банковской карте.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

16.

Лисьи норы.

1

0,5

0,5

наблюдения
14

17.

Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

18.

Про крота.

1

0,5

0,5

наблюдения

19.

Про кредиты.

1

0,5

0,5

ролевая игра

20.

Корень часть
растения.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

21.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5

наблюдения

22.

Про ежа.

1

0,5

0,5

наблюдения

23.

Про вклады.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

24.

Занимательные особенности
яблока.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

25.

Полевой хомяк.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

26.

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

27.

Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

28.

Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

29.

Про бобров.

1

0,5

0,5

наблюдения

30.

Бобры строители.

1

0,5

0,5

наблюдения

31.

Такие разные деньги.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

32.

Материал для плотин.

1

0,5

0,5

наблюдения

33.

Позвоночные животные.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

34.

Встреча друзей.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

34

17

17

Итого:

3 года обучения

Всего

В том числе
15

№
п/п

Тема занятия

часов Теория Практ
ика

Формы
контроля

1.

Про дождевого червяка.

1

0,5

0,5

наблюдения

2.

Кальций.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

3.

Сколько весит облако?

1

0,5

0,5

наблюдения

4.

Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

5.

Про мел.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

6.

Про мыло.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

7.

История свечи.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

8.

Магнит.

1

0,5

0,5

Библиотечные
урок

9.

Дождевые черви.

1

0,5

0,5

Библиотечный
урок

10.

Полезный кальций.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

11.

Про облака.

1

0,5

0,5

участие в
научно- и
сследовательск
их дискуссиях

12.

Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

13.

Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

14.

Чем интересно мыло и как
оно «работает»?

1

0,5

0,5

практические
упражнения

15.

Про свечи.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

16.

Волшебный Магнит.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

16

17.

Проверь себя.

1

0,5

0,5

проверочная
работа

18.

Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5

практические
упражнения

19.

Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

20.

Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

21.

Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.

1

0,5

0,5

деловая беседа

22.

Откуда в семье берутся
деньги? Наследство,
вклад, выигрыш.

1

0,5

0,5

урок игра

23.

На что тратятся
семейные деньги? Виды
расходов.

1

0,5

0,5

урок игра

24.

На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.

1

0,5

0,5

урок игра

25.

Как сэкономить
семейные деньги?

1

0,5

0,5

практические
упражнения

26.

Расходы и доходы
бюджета.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

27.

Планируем семейный
бюджет.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

28.

Подсчитываем
семейный доход.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

29.

Пенсии и пособия.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

30.

Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

31.

Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5

практические
упражнения
17

32.

Расходы на обязательные
платежи.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

33.

Подсчитываем
сэкономленные деньги.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

34.

Проверь себя.

1

0,5

0,
5

деловая игра

34

17

17

Итого:

4 года обучения

Тема занятия

№
п/п

В том
числе

Всего
часов

Формы
контроля

Теория Практ
ика
1.

Старинная женская одежда.

1

0,5

0,5

викторина

2.

Старинные женские

1

0,5

0,5

деловая беседа

головные уборы.
3.

Старинная мужская о дежда
и головные уборы.

1

0,5

0,5

деловая беседа

4.

Жилище крестьянской
семьи на Руси.

1

0,5

0,5

деловая беседа

5-6

Внутреннее убранство и
предметы обихода
русской избы.

4

2

2

практические
упражнения

7.

История посуды на Руси.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

8.

Какие деньги были раньше в
России

1

0,5

0,5

практические
упражнения

9.

Томат.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

10.

Болгарский перец.

1

0,5

0,5

оформление
таблицы

11.

Картофель.

1

0,5

0,5

практические
упражнения
18

12.

Баклажан. Семейство
паслѐновые.

1

0,5

0,5

13.

Лук.

1

0,5

0,5

14.

Капуста.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

15.

Горох.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

16.

Грибы.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

17.

Творческая работа.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

1819

Потребительская корзина.

2

1

1

практические
упражнения

20.

Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

21.

Инфляция.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

2223

Распродажи, скидки, бонусы.

2

1

1

практические
упражнения

24.

Благотворительность.

1

0,5

0,5

деловая беседа

25.

Страхование.

1

0,5

0,5

урок игра

26.

В бассейне.

1

0,5

0,5

урок игра

2728

Делаем ремонт.

2

1

1

урок игра

29.

Праздничный торт.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

30

Обустраиваем
участок.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

3132

Поход в кино.

2

1

1

деловая
беседа,
практические
упражнения

участие
в
научноисследовательс
ких
дискуссиях,
практические
упражнения

19

33

Отправляемся в
путешествие.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

34

Творческая работа.
Составляем словарик по
финансовой грамотности.

1

0,5

0,5

практические
упражнения

34

17

Итого:

8.







17

Организационно – педагогические условия.

Материально-техническое обеспечение
учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и
требованиям;
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала;
ученические столы с комплектом стульев;
стол учительский;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и прочего;
стенды для размещения иллюстративного материала, постановки наглядных
пособий;
аудио и видеоаппаратура.

Программа

Кадровое обеспечение
реализуется педагогом дополнительного

обязательным прохождением профессиональной
квалификации.

переподготовки

или

образования
курсов

с
повышения

Методические материалы
Методы обучения:
 словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
 наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, видеоуроков, наблюдение);
практические (метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и
приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок,
тестирование);
 метод проектов.
Тип занятия:
 теоретический,
 практический,
 комбинированный.
Наглядный
материал
(иллюстрации,
таблицы,
видеоматериалы,
презентации);
20

Дидактические материал. Видеофильмы. Тренажеры. Тесты. Флеш
анимации. Таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, видео передачи, телефильмы,
дидактические пособия (карточки, тесты, рабочие тетради, вопросы и задания
устные и письменные, практические задания).
Ежегодно составляются справки кадровому обеспечению, обеспеченности
учебными изданиями и
электронными ресурсами, материально – техническому
обеспечению, безопасным и специальным условиям реализации программ для
основных и дополнительных образовательных программ, которые являются
неотъемлемой частью настоящей образовательной программы. Информация по
лицензионным условиям размещается в специальном разделе «Сведения об
образовательных организациях». Условия для реализации дополнительных
образовательных программ на внебюджетной основе создаются только за счет
средств, полученных от деятельности, приносящей доход.

9.
Время

Формы аттестации и оценочные материалы
Цель проведения

Формы контроля

проведения
Начальный или входной контроль
В начале учебного Определение
уровня
года
развития детей, их
творческих способностей

Беседа,
тестирование

опрос,

Текущий контроль
В
течение
всего
учебного года

По

Определение
степени
Педагогическое
усвоения
обучающимися
наблюдение,
опрос,
учебного
материала.
Определение
готовности детей к самостоятельная работа
восприятию новогоматериала.
Повышение
ответственности
и
заинтересованности воспитанников в
обучении.Выявление
детей, отстающих и
опережающих обучение. Подбор
наиболееэффективных
методов
и
средств обучения.
Промежуточный или рубежный контроль

окончании Определение

степени

контрольное занятие
21

изучения
темы или раздела.

усвоения обучающимися учебного
материала.
Определение результатов

обучения.
В конце учебного года или курса обучения
В конце учебного Определение
изменения уровня самостоятельная
года
развития детей, их творческих итоговая работа, беседа
или курса обучения способностей.
Определение
результатов
обучения.
Ориентирование обучающихся на
дальнейшее(в
том числе
самостоятельное)
обучение.
Получение
сведений
для
совершенствования
образовательной программы
и методов обучения.
Система оценивания предметных результатов
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Возмо
Методы
жное
диагности
кол-во
ки
баллов

Теоретическая подготовка учащихся

22

еоретические
знания
(по
основным
разделам
учебно
–
тематического
плана
программы)

Соответствие
теоретически
х
знаний
программны
м
требованиям

1
- минимальный
уровень
(учащийся
овладел менее, чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний
5
уровень (объем
усвоенныхзнаний
составляетболее
½);
максимальный
10
уровень (обучающийся
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период).

Наблюдение

23

Владение
специальной
терминологией
по тематике
программы

Осмысленнос
ть
и
правильность
использовани
я
специальной
терминологи
и

1
- минимальн
ыйуровень
(учащийся, как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины);
- средний
5
уровень
(учащийся
сочетает специальную
терминологию с
бытовой);
10
-максимальный
уровень (специальные
термины употребляет
осознанно и в полном
соответствие с их
содержанием).

Собеседование

Практическая подготовка учащихся
Практические
умения
и
навыки,
предусмотренн
ые программой
(по основным
разделам
учебнотематического
плана
программы)

Соответствие
практических
умений
и
навыков
программны
м
требованиям

- минимальн
ыйуровень
(обучающийся
овладел менее ½
предусмотренных
умений и навыков);
- средний
уровень (объем
усвоенных умений
и навыков
составляет более ½);

6-7

Диагности
ческое
тестирова ние

8-12

12-20

максимальный
уровень
(обучающийся овладел
практически
всеми
умениями инавыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период).
Сумма баллов от 15 до 40 дают возможность получить зачет.

24

10. Литература
Для педагога
1.
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение
с увлечением).
2.
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение
с увлечением).
3.
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение
с увлечением).
4.
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение
с увлечением).
5.
Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.
Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество:
тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII
Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
6.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль,
1998. 240 с.
7.
Буряк М.В.,Шейкина С.А. Функциональная грамотность 1 класс.
Тренажѐр для школьников– М.: Планета, 2022. – 112
8.
Ю.Корлюгова.
Финансовая
грамотность.
Методические
рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
9
Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: учебная
программа. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020
10 Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: рабочая
тетрадь. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников:
методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
12. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
13. Иллюстративная энциклопедия
школьника «Мир живой
природы». М., 1998.
14. Энциклопедия «Что такое?
Кто такой?». Издательство
«Педагогика». М. 1990.
15. Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М.,
«Народное образование» 2006, № 5, 71-76.
16. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования
читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской»,
«Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1»,
под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
17. Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы
методики обучения чтению в начальных классах». – М., 1997
25

18. Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта
обучения чтению: Кн. для учителя». – М.: Просвещение, 1990
19. Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской
грамотности у младших школьников с помощью конструктора приемов / О.
К.Стулова // Социальные и педагогические вопросы образования : сборник
материалов Международной научнопрактической конференции. - 2020. - С.
124-127.
Для учащихся
1. Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 1 для
начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова; стихи
М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство
«Интеллект-Центр», 2020. – 20 с.…
2. С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3
классы. В 2 ч. Ч. 1-2: Москва ВИТА,2015
3. С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3
классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».
2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
3. http://rasxodam.net–сайтоб
экономии денег в повседневной
жизни «Расходам.нет».
4. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный
бюджет».
5.
http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
6. http://www.mind-map.ru –
сайт «Интеллект-карты.
Тренинг эффективного мышления».
7. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
8. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе» с вкладкой
«Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
9. https://finagram.com – портал финансовой грамотности
«Финаграм».

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».