РП География 6

Подписано цифровой подписью: Елсукова
Светлана Владимировна
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН
ЮЛ=7710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1",
L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство
России
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 18 Сентябрь 2023 г. 13:57:10

Оглавление
1. Пояснительная записка .................................................................................. 2
2. Общая характеристика учебного предмета .................................................... 2
3. Описание места учебного предмета в учебном плане ................................... 5
4. Личностные и предметные результаты учебного предмета .......................... 5
5. Содержание учебного предмета ...................................................................... 7
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся........................................................................................ 8
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности ....................................................................................................... 11

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «География» разработана в соответствии со
следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 года № 1599;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1) МАОУ
СОШ № 8;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
для 5-9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2011;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья";
- Устав МАОУ СОШ № 8;
- локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии,
насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими
аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную

-

-

-

-

взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В
этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.

2. Общая характеристика учебного предмета

•

Преподавание географии должно быть направлено на коррекцию недостатков
интеллектуального развития учащихся. Изучение географии нашей страны и материков
расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и
социально-экономические процессы взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но
научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России
и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в
природе.
Основная цель обучения географии детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации к
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1.) и заключается
в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей учащихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта.
Достижение данной цели в процессе обучения биологии предусматривает решение
следующих основных задач, определенных Адаптированной основной
общеобразовательной программой образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1.):
овладение учащимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;

•

•

•
•

•
•

•

•

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения Адаптированной основной
общеобразовательной программой образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1.)с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
формирование представлений о географии, и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Обучение географии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с
жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными
предметами.
В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года
обучения. География дает благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает
знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе. Программа
составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением
интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания
обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной
деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся
анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости. Работа с символическими пособиями, каким является
географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас
детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в
связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных
тем с естествознанием, историей, русским языком, математикой, и другими предметами.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. В этой связи предусмотрены возможности выполнения
некоторых заданий с помощью учителя.
Минимальный уровень: является обязательным для большинства учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Промежуточная аттестация проводится в форме оценивания ЗУН учащихся по четвертям
и по итогам года.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание»,
относится к обязательной части учебного плана образования учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая программа рассчитана для
учащихся 6-9 классов. Срок реализации программы 4 года. В соответствии с требованиями
ФГОС учащихся с умственной отсталостью выделяется следующее количество учебных
часов:
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
6
2
68
0
68

4. Личностные и предметные результаты учебного предмета
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр
видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать
выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), предметом оценки освоения учащимися Адаптированной основной
общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1.) должно быть достижение учащимися
предметных и личностных результатов.
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечения;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
VI класс

Минимальный уровень:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы с помощью учителя;
- понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические
объекты;
- узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины,
холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного
мира на макетах, рисунках и фотографиях;
- называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные
слова и выражения;
- использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
- применять элементарные практические умения и приемы работы с географической
картой для получения географической информации;
- определять направления на карте;
- вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды;
- сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные
слова и выражения;
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
- делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
- читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласамприложениям к учебнику;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи
учителя на контурной карте.
Система оценки достижения учащимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
учащегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
самостоятельно;
-

понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными
предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие
высказанное суждение;

-

классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные
признаки и свойства;
- правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
- дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;
- не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность
в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
- дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
- материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи
учителя;
- испытывает трудности при классификации объектов на группы;
- самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинноследственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

5. Содержание учебного предмета
VI класс
Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические
сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила
пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы,
горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды.
Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря.
Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от
загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта.
Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета.
Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые
кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его
отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на
глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и
полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России.
Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
VI класс
№

Дифференциация видов деятельности

п/п

Тема урока

Введение - 5 часов
1.
Понятие о
географии как
науке.

2.

Колво
часов
(обяз.
часть)

Программное
содержание

1

Формирование у
учащихся
представлений об
изучаемом предмете
- география

Называют, что в
переводе означает
слово «география».
Рассказывают о
первых
путешественниках по
плану и
опорным словам и
словосочетаниям

Формирование
представлений о
разных временах
года, суточном и
годовом движении
Земли

Называют основные
компоненты погоды,
используя помощь
учителя.
Рассказывают от чего
зависит смена дня и
ночи, смена времен
года. Рисуют
положение Солнца на
небе в разное время
суток. Узнают и
называют условные
знаки календаря
погоды
Определяют и
называют по
иллюстрации явления
природы.
Рассказывают с
опорой иллюстрации
(схематические
рисунки) как вести
себя во
время грозы и при
сильных порывах
ветра
Составляют рассказ
по иллюстрациям о
занятиях населения
своей местности.
Выполняют
зарисовки,
упражнения в тетради
на печатной основе
после наблюдений,
проведенных во
время экскурсии
совместно с учителем

Понятие о
географии как
науке.

1

3.

Явления
природы: ветер,
дождь, гроза.
1

Знакомство
учащихся с
явлениями природы,
обобщение и
закрепление знаний
о правилах
поведения во время
грозы, сильных
порывах ветра

Знакомство с
местностью, в
1
которой учатся и
проживают
школьники.
5.
Формирование
умения
наблюдать за
окружающей
1
действительностью,
фиксирование и
обобщение своих
наблюдений
Ориентирование на местности – 5 часов
6.
Ориентирование
Формирование
на местности.
представлений о
1
линии горизонта,
основных сторонах
горизонта
4.

Географические
сведения о своей
местности и
труде населения.
Географические
сведения о своей
местности и
труде населения.

Минимальный
уровень

учащихся
Достаточный уровень

Находят в словаре и
зачитывают, что
такое горизонт, линия
горизонта. Выделяют

Называют, что означает в
переводе
слово
«география»,
рассказывают о первых
географах
и
их
путешествиях.
Составляют рассказ о
том,
как люди используют в
своей жизни знания по
географии
Называют основные
компоненты погоды.
Рассказывают, как
меняется высота Солнца
над горизонтом в
течение дня и в разное
время года.
Рисуют положение
Солнца на небе в разное
время года. Составляют
по плану рассказ, какая
погода характерна для
разных времен года
Называют «явления
природы», определяют,
что такое «ветер».
Рассказывают, как люди
используют силу ветра.
Составляют рассказ о
правилах поведения во
время грозы и при
сильных порывах ветра

Составляют рассказа о
своей местности по
плану, предложенному
учителем.
Выполняют зарисовки,
упражнения в тетради на
печатной основе после
наблюдений,
проведенных во время
экскурсии

Дают определение
географическим
понятиям «горизонт»,
«линия горизонта».

7.

Ориентирование
на местности.
1

8.

Горизонт, линии,
стороны
горизонта.
1

9.

Компас и
правила
пользования им.

1

10.

Компас и
правила
пользования им.

1

Формы поверхности Земли – 4часа
11.
Формы
поверхности
земли.

Формирование
умений
ориентироваться по
местным признакам
природы,
принимать решения
в нестандарт- ной
ситуации
Формирование
умений
пользоваться
компасом,
определять
основные стороны
горизонта
Знакомство с
компасом.
Устройство.
Правила
пользования.
Формирование
умений
ориентироваться по
компасу

Рельеф
местности, его
основные
формы.
Равнины, холмы,
горы

1

Называют свойства
горизонта
Рассказывают, что такое
компас, для чего он
нужен и как он устроен.
Ориентируются с
помощью компаса по
местным признакам
природы

Называют основные
стороны горизонты,
опираясь на схему.
Рисуют схему сторон
горизонта совместно
с учителем

Называют основные
стороны горизонта.
Зарисовывают схему
сторон горизонта в
тетради

Определяют стороны
горизонта по
компасу, используя
помощь учителя.
Наклеивают картинку
компаса в тетрадь

Рассказывают, что такое
компас и правила
пользования компасом
пользоваться.
Схематически
зарисовывают компас.
Определяют стороны
горизонта с помощью
компаса в классе,
школьном холле, на
пришкольном участке
Наблюдают за
окружающей
действительностью,
выделяют признаки
природы, по которым
можно определить
стороны горизонта.
Определяют стороны
горизонта по местным
признакам природы, по
компасу

Закрепление
сформированных
навыков
ориентирования с
пользованием
компаса.
Продолжение
формирования
умений наблюдать
за окружающей
действительностью,
обобщение своих
наблюдений

Наблюдают за
окружающей
действительностью.
Определяют стороны
горизонта по
местным признакам
природы, принимая
помощь учителя

Формирование
представлений
учащихся о формах
поверхности
земного шара

Называют основные
формы земной
поверхности.
Зарисовывают
строение холма по
образцу с указанием
его частей. Называют
и показывают горы и
равнины на
иллюстрациях

Обобщение и
закрепление
сведений учащихся
о родном крае.
Продолжение
формирования
умения
наблюдать за
окружающей

Определяют форму
рельефа своей
местности, опираясь
на схемы и
иллюстрации,
совместно с учителем

1

12.

на иллюстрации
линию горизонта
Определяют стороны
горизонта по
признакам природы,
изображенных на
иллюстрации,
используя помощь
педагога

Называют основные
формы земной
поверхности.
Рассказывают, чем
отличаются плоские и
холмистые равнины.
Определяют виды
равнин по иллюстрациям
и схеме.
Показывают части холма
на схеме
Определяют форму
рельефа своей
местности. Составляют
рассказ о форме рельефа
своей местности

13.

Понятие о
землетрясениях
и вулканах.

1

14.

Овраги и их
образование.

1

Вода на Земле – 10 часов
15.
Вода на земле.

1

16.

Родник и его
образование.

1

17.

Колодец.
Водопровод.
1

18.

Река и ее части.
Горные и
равнинные реки.

1

действительностью,
фиксировать и
обобщать свои
наблюдения
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
разновидностях
рельефа земного
шара. Знакомство со
стихийными
явлениями природы
(землетрясение,
извержение
вулкана),
формирование
навыков
безопасного
поведения
Формирования
представлений об
образовании
оврагов и о вреде
оврагов для
сельского
хозяйства.
Воспитание
бережного
отношения к родной
земле
Закрепление
полученных на
уроках
природоведения
знаний о воде и ее
значении для живых
организмов и
хозяйственной
деятельности
человека
Формирование
элементарных
представлений об
образовании
родника

Формирование
элементарных
представлений о
колодце и
водопроводе как
источниках пресной
воды для человека
Знакомство с
горными и
равнинными
реками, их значении

Составляют рассказ о
горах из
предложенных
учителем
предложений. Лепят
макет горы из
пластилина.
Отвечают на
наводящие вопросы о
стихийных явлениях
в природе

Рассказывают о горах и
горных системах.
Зарисовывают схему
вулкана. Выполняют
макет горно- го хребта из
пластилина. Рассказывают о стихийных
явлениях природы
(лавина, землетрясение,
извержение вулкана)

Показывают на
иллюстрации овраг,
называют
подписанные части
оврага, делают макет
оврага из сырого
песка и глины

Рассказывают о процессе
образования оврагов и о
вреде оврагов для
сельского хозяйства с
опорой на иллюстрации,
зарисовывают схему
оврага и подписывают
его
части. Делают макет
оврага из сырого песка и
глины

Приводят примеры,
где встречается вода в
природе с опорой на
иллюстрации. По
схеме рассказывают о
круговороте воды в
природе

Приводят примеры, где
встречается вода в
природе. Рассказывают
как происходит
круговорот воды в
природе по схеме

Составляют рассказ,
по опорным словам,
об образование
родника

Рассказывают, как
накапливается вода под
землёй. Объясняют, как
образовалось слово
«источник». Называют,
из каких горных пород
состоят
водопроницаемые и
водонепроницаемые слои
Рассказывают о работе
водопровода. Называют
правила охраны воды
при пользовании
водопроводом

Формирование
элементарных
представлений о
колодце и
водопроводе как
источниках пресной
воды для человека
Составляют
предложения как
образуются реки по
опорным словам.

Рассказывают по схеме
как образуются реки.
Называют и показывают
на схеме части реки.

19.

Вода на земле.

1

20.

Озера,
водохранилища,
пруды.

1

21.

Болота и их
осушение.

1

22.

Океаны и моря.
Ураганы и
штормы.

1

23.

Острова и
полуострова

в жизни человека и
его хозяйственной
деятельности

Называют части реки,
обозначенные на
схеме. Определяют по
иллюстрации горную
и равнинную реку

Продолжение
формирования
представлений
учащихся об
использовании
природных ресурсов
(пресной воды рек)
в хозяйственной
деятельности
человека
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
многообразии
водоемов земного
шара. Обобщить и
закрепить знания об
озерах, прудах,
водохранилищах
родного края, их
использовании в
хозяйственной
деятельности
человека
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о болоте.
Повторить и
закрепить сведения,
полученные о
торфе, его добыче и
использовании
Формирование
понятий
«океан», «море».
Знакомство
обучающихся со
стихийными
явлениями природы
(шторм, цунами,
ураган)

Составляют рассказ
об использование рек
по схеме с опорой на
иллюстрации

Формирование
понятий «остров» и
«полуостров»
1

Определяют на схеме
направление реки, левые
и правые притоки.
Сравнивают горную и
равнинную реки по
плану. Рассказывают как
образуется водопад
Рассказывают об
использовании пресной
воды рек в
хозяйственной
деятельности человека

По иллюстрациям и
опорным словам
рассказывают, где
образуются озера.
Называют различия
пруда от озера,
принимая помощь
учителя

Называют характерные
особенности озера.
Рассказывают, в каких
местах образуются озёра.
Зарисовывают схему
озера. Рассказывают, как
образуются
водохранилища.
Сравнивают пруд и
озеро. Приводят
примеры искусственных
водоемов

Составляют рассказ
по серии картинок
«Образование болот»

Рассказывают об
образовании болот по
схеме. Рассказываю, для
чего осушают болота и
где используется торф

Составляют рассказ
по иллюстрациям об
использовании морей
и океанов человеком

Называют характерные
особенности морей и
океанов. Сравнивают и
показывают на схеме
окраинные и внутренние
моря. Называют отличия
морской воды от
пресной. Рассказывают,
что такое цунами.
По иллюстрациям
составляют рассказ об
использование морей и
океанов в хозяйственной
деятельности человека
Называют характерные
особенности морей и
океанов. На рисунке
находят и показывают
острова, полуострова,
заливы и проливы.
Делают макет острова и
полуострова из

Зарисовывают в
тетради вместе с
учителем остров,
полуостров и
подписывают их,
делают макеты из
пластилина

24.

Водоемы нашей
местности.
Охрана воды от
загрязнения.
1

25.

План и карта.

1

26.

Масштаб карты.

1

27.

План и
географическая
карта.

1

28.

Условные знаки
плана местности.
1

29.

Условные цвета
и знаки
физической
карты.

1

Продолжение
формирования
представлений о
родном крае,
обобщение
сведений о
водоемах, их
использовании.
Охрана водоемов

Составляют рассказ о
водоёмах из
предложенных
учителем
предложений.
Подбирают
иллюстрации и
фотографии с
изображением
водоемов

Формирование
первоначальных
представлений
учащихся о плане,
его значении.

Знакомятся
с
понятием
«план».
Зарисовывают план
предметов (ластик,
кубик) по контурным
линиям. Называют
отличия плана от
рисунка, используя
помощь учителя
Знакомятся с
понятием «масштаб».
Составляют рассказ
«Люди каких
профессий
используют масштаб
в своей работе», по
опорным словам, и
иллюстрациям
Называют отличия
плана от карты,
используя помощь
учителя

Продолжение
формирования
представлений
учащихся о плане,
закрепление
представления о
масштабе.

Продолжение
формирования
представлений
учащихся о плане и
его значении.
Знакомство
учащихся с
многообразием
географических
карт и их значением
для
жизнедеятельности
человека
Развитие умения
читать простейшие
планы, знакомство с
условными знаками
плана местности

Знакомство с
условными цветами
физической карты.
Обучение
показывать на
физической карте
России формы
поверхности,

Называют условные
знаки плана
местности с опорой
на иллюстрации.
Вычерчивают
простейшие знаки
плана местности по
образцу
По иллюстрации
называют формы
земной поверхности.
С помощью учителя
называют основные
цвета физической
карты

пластилина и цветной
бумаги
Называют водоемы,
которые есть в
местности, где
проживают учащиеся.
Рассказывают как
используют водные
ресурсы и о мерах,
предпринимаемых
людьми для охраны
водоёмов. Составляют
альбом «Вода на Земле»
План и карта – 7 часов
Рассказывают, что такое
план и для чего он
нужен. Сравнивают
изображенные предметы
на плане и на рисунке,
называя отличия.
Зарисовывают в тетради
план предметов (пенал,
ластик, кубик)
Знакомятся с понятием
«масштаб». Перечисляют
профессии людей,
которым необходим план
местности

Сравнивают план города
и карту. Называют
отличия плана от карты.
Показывают на карте
стороны горизонта.
Рассказывают, какими
бывают карты по
назначению (физическая,
политическая,
административная, карта
растений и животных)

Называют характерные
особенности изученных
понятий. Читают рассказ,
используя условные
знаки плана местности

Повторяют формы
земной поверхности.
Читают условные цвета,
знаки географической
карты. Зарисовывают в
тетради условные знаки
плана, цвета и условные
знаки физической карты

30.

Условные знаки
физической
карты
1

31.

Физическая
карта России.

1

Земной шар – 17 часов
32.
Земной шар.
Краткие
сведения о
Земле, Солнце и
Луне.
33.

1

Планеты.

крупнейшие
водоемы с опорой
на условный цвет,
которым
обозначены
различные формы
поверхности и
водоемы
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
географической
карте.
Знакомство с
условными знаками
физической карты
Обобщение и
систематизация
представлений
учащихся о
физической карте и
ее значении.
Формирование
умений показывать
на карте заданные
объекты с помощью
условных цветов и
знаков

Формирование у
учащихся
элементарных
представлений о
телах Солнечной
системы
Расширение круга
элементарных
представлений о
планетах Солнечной
системы

1

34.

Земля - планета.

1

Формирование
у
учащихся
представлений
о
форме
Земли.
Продолжение
закрепления знаний
о вращении Земли
вокруг своей оси и
вокруг Солнца

Соотносят условный
знак физической
карты с
изображением

Называют условные
цвета, знаки
географической карты.
Зарисовывают в тетради
условные цвета и
условные знаки
физической карты

Составляют рассказ о
значении физической
карты в жизни людей
из предложенных
учителем
предложений.
Показывают на
физической карте
России границу
государства, крупные
географические
объекты (равнины,
горы, океаны),
опираясь на условные
цвета карты, с
помощью учителя

Рассказывают о значение
физической карты в
жизни человека с опорой
на план. Показывают на
физической карте России
границу государства,
крупные географические
объекты (равнины, горы,
океаны), опираясь на
таблицу условных цветов
и знаков карты

Составляют рассказ о
Земле, Солнце и Луне
из рекомендованных
учителем
предложений

Рассказывают, что такое
Солнечная система.
Знакомятся с
понятиями
«астрономия», «планеты»
Показывают и называют
планеты (обозначенные и
подписанные) на схеме
Солнечной
системы.
Знают названия до 4
планет.
Называют
отличительные признаки
Земли от других планет.
Зарисовывают вместе с
учителем
схему
Солнечной
системы.
Располагают на макете,
по образцу, планеты по
отношению к Солнцу
Приводят
примеры
доказательства
шарообразности Земли.
Показывают, с помощью
теллурия,
движение
Земли.
Рассказывают
как
менялись представления
о форме иразмерах

Знают название 2-3
планет. Составляют
рассказ об однойиз
планет, используя
опорныеслова и
словосочетания.
Располагают на
макете планетыпо
отношению к Солнцу,
используя помощь
учителя

Составляют рассказа
из
предложенных
учителем
предложений
о
планете
Земля.
Зарисовывают
как
выглядит планета Земля из космоса
(по шаблону)

35.

Освоение
космоса.
1

36.

Глобус - модель
земного шара.
Земная ось,
экватор, полюса.

1

37.

Физическая
карта
полушарий.

1

38.

Океаны и
материки на
глобусе и карте
полушарий.

1

39.

Океаны и
материки на
глобусе и карте
полушарий.

1

Продолжить
формирование
представлений
учащихся
об
освоении космоса в
XX и XXI веках

Формирование
представлений
учащихся о форме
Земли. Обучение
пользоваться
глобусом. Показ на
глобусе полюса,
линии экватора.
Закрепление знаний
об условных цветах
физической карты

Повторение и
закрепление знаний
учащихся об
условных цветах
физической карты,
линии экватора,
Северном и Южном
полюсах, Северном
и Южном
полушариях.
Знакомство с картой
полушарий.
Обучение показу на
физической карте
полушарий,
названных выше
объектов
Знакомство
учащихся с
распределением
воды и суши на
Земле.
Формирование
представлений
учащихся о
неравномерности
распределения воды
и суши на
территории нашей
планеты
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о Земном
шаре. Знакомство
учащихся с
названием и

Называют
первого
космонавта.
Составляют рассказ
из
предложенных
учителем
предложений
о
первом
полете
в
космос
Показывают и
называют глобус,
определяют его
назначение.
Приклеивают
картинку глобуса в
тетрадь,
подписывают полюса
и линию экватора.
Лепят макет глобуса
из пластилина

Называют основные
цвета
карты полушарий.
Рассматривают
условные знаки карты
полушарий.
Показывают на
физической карте
полушарийполюса,
линию экватора,
материки, океаны

Земли с опорой на
иллюстрации
Рассказывают о первом
полете Ю. А. Гагарина в
космос

Рассказывают о строении
глобуса. Показывают на
глобусе полюса, линию
экватора,
южное
и
северное
полушария.
Лепят из пластилина
модель
Земли,
обозначают
на
ней
полюса
и
линию
экватора. Показывают на
глобусе
различные
формы поверхности (с
опорой на
цвет) с помощью
таблицы условных
цветов и знаков
Определяют, какими
цветамиизображена
поверхность Земли на
карте полушарий.
Рассматриваютусловные
знаки карты полушарий.
Показывают на карте
полушарий иглобусе
полюса, линию экватора,
материки, океаны

Определяют по карте,
что занимает
большую часть
земного шара: вода
или суша.
Показывают воду и
сушу на карте,
опираясь на таблицу
условныхзнаков

Определяют по карте, в
каком полушарии
больше воды, а в каком
островов и материков

Показывают на
физическойкарте и
глобусе Мировой
океан. Зачитывают
названия океанов.
Показывают океаны
на карте. Отвечают на

Называют
Тихий,
Атлантический,
Индийский,
Северный
Ледовитый
океаны.
Рассказывают
о
хозяйственном значении
океанов по схеме или

40.

Океаны и
материки на
глобусе и карте
полушарий.

1

41.

Первые
кругосветные
путешествия.

1

42.

Первые
кругосветные
путешествия.

месторасположение
мокеанов на
физической карте
полушарий и на
глобусе. Обучение
показу заданных
объектов на карте и
глобусе

вопросы учителя об
океанах с опоройна
карту. Подписывают
названия океанов на
контурной карте

Продолжение
формирования
представлений
учащихся о Земном
шаре. Знакомство
учащихся
с
названием
и
месторасположение
м материков
на
физической
карте
полушарий и на
глобусе. Обучение
показу
заданных
объектов на карте и
глобусе
Формирование
представлений
обучающихся о
значении первого
кругосветного
путешествия под
командованием Ф.
Магеллана

Называют материк, на
котором мы живем.
На карте показывают
материки.
Составляют рассказ о
материке сопорой на
карту, используя
предложения,
предложенные
учителем

Знакомство с
первым русским
кругосветным
плаванием и его
значением

Составляют из
предложенных
учителем
предложений рассказ
о русском
кругосветном
плавании. По
пунктирным линиям
на контурной карте
отмечают первое
русское кругосветное
плавание (маршрут
Крузенштерна, шлюп
«Нева»)

Формирование
представлений

С помощью теллурия
показывают движение

1

43.

Значение Солнца
для жизни на

1

Составляют из
предложений,
предложенных
учителем, рассказ об
экспедиции Ф.
Магеллана. По
пунктирным линиям
на контурной карте
отмечают первое
кругосветное
путешествие

иллюстрациям.
Устанавливают
простейшие при- чинноследственные
зависимости (например,
почему
Северный
Ледовитый
океан
получил такое название).
Находят на глобусе и
физической
карте
полушарий
океаны,
подписывают названия
океанов на контурной
карте
Находят и называют на
глобусе и физической
карте
полушарий
материки, подписывают
названия материков на
контурной
карте.
Сравнивают материки и
части света

Рассказ по плану и карте
о первом кругосветном
плавании. Вычисляют
длительность
кругосветногоплавания
(с опорой на даты,
представленные в
учебнике). Показывают
на физической карте
полушарий маршрут
кругосветных
путешествий под
командованием Ф.
Магеллана
Составляют рассказ по
плану и карте о первом
русском
кругосветном
плавании.
Вычисляют
длительность
кругосветного плавания
(с опорой на даты,
представленные
в
учебнике)
Рассказывают
как
происходило
первое
путешествие,
каково
значение
первого
кругосветного плавания,
какой
вклад
внесли
русские
моряки в
географическую науку
Рассказывают о значении
солнца для жизни на

Земле. Понятие о
климате, его
отличие от
погоды.
Основные типы
климата.

44.

Пояса
освещенности,
их изображение
на глобусе и
карте
полушарий.

обучающихся о
различии в
освещении и
нагревании
Солнцем земной
поверхности.
Знакомство с
климатом земного
шара
Продолжение
формирования
первоначальных
представлений о
разнообразии
климата на Земном
шаре

Земли вокругСолнца.
Составляют рассказ о
климате своей
местности, используя
помощь учителя

земле с опорой на схему
или рисунки.
Составляют рассказ с
опорой на схему, от чего
зависит климат и от чего
зависит погода

Составляют рассказ
об одном из поясов
освещенности из
предложенных
учителем
предложений.
Раскрашивают в
контурной карте
пояса освещенности.
Заполняют схему
пояса освещенности

Расширение круга
представлений
учащихся об
особенностях
природных услвий
тропического пояса

Показывают на карте
тропический
пояс,
выделенный
учителем.
Заштриховывают
(закрашивают)
заранее обозначенный
учителем
тропический пояс в
тетради.
Узнают изображения
типичных животных
тропического
пояса и называют их
(от 3 до 5
представителей)
Узнают изображения
типичных животных
саванн и пустынь
тропического пояса и
называют их (от 3 до
5 представителей)

Устанавливают
простейшие причинноследственные
связи
между географическим
положением, солнечной
радиацией,
подстилающей
поверхностью. Называют
основные типы климатов,
их
характерные
признаки.
Составляют
устный рассказ об одном
из поясовосвещенности с
опорой на схему/
план. Чертят в тетради
схему «По-яса
освещенности»
Называют, с опорой на
схему
«пояса
освещенности»,
какие
материки
и
океаны
расположены в пределах
тропического пояса.
Узнают
изображения
типичных
животных
тропического леса и
называют их (до 5
представителей),
показывают на карте
«Растительный
и
животный
мир»
тропического леса с
помощью учителя
Узнают
изображения
типичных
животных
саванн
и
пустынь,
называют их (до 5
представителей),
показывают на карте
«Растительный
и
животный
мир»
природные зонысаванн и
пустынь с помощью
учителя
Называют материки и
океаны, расположенные
в пределах умеренного и
полярного поясов.
Составляют рассказ о
природе умеренных и
полярных поясов по
плану

1

45.

Природа
тропического
пояса.

1

46.

Природа
тропического
пояса.

Знакомство с
природнымизонами
саванн и пустынь
тропического пояса
1

47.

Природа
умеренных и
полярных
поясов.
1

Знакомство
учащихся с
особенностями
природныхусловий
умеренных и
полярных поясов

Называют и
показывают
умеренные и
полярные пояса
освещенности,
выделенныеучителем
на карте. Составляют
рассказ из
предложенных
учителем

48.

Обобщающий
урок

Карта России-20 часов
49.
Положение
России на
глобусе, карте
полушарий,
физической
карте.

50.

1

1

Границы России.

Обобщение
изученного
материала
по
разделу Земнойшар.
Работа с картой
полушарий
и
глобусом.
Выполнение
заданий в тетради

Границы России.

1

52.

Границы России.

1

Выполняют контрольное
тестирование по разделу
«Земной шар»

Знакомство
учащихся с
положением России
на глобусе, карте.
Формирование
представлений о
площади
государства,
повторение
символики РФ
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о Москве
как главном городе
(столице) России

Показывают на карте
и настольной карте
Россию,
используя
помощь учителя.
Выделяют среди
других изображений
флаг и герб РФ.
Зарисовывают вместе
с учителемфлаг РФ

Составляют описание
географического
положения России (с
опоройна план в
учебнике). По карте
поясов освещенности
определяют, в каких
поясах лежит Россия

С помощью находят
на карте столицу
нашей Родины.
Рассматривают
иллюстрации
достопримечательнос
тей столицы.
Составляют рассказ о
столице, используя
опорные слова и
словосочетания

Формирование
представлений
учащихся о
государственных
границах.
Закрепление знаний
об условных
обозначениях
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов на
географической
карте
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
государственных
границах.
Закрепление знаний
условных

Показывают границы
России на физической
карте, обводят по
пунктирным линиям в
контурной карте
сухопутные границы

Находят на карте
столицу нашего
государства.
Рассказывают о
достопримечательностях
Москвы с опорой на
иллюстрации.
Рассматривают план
центра Москвы (по
приложению к
учебнику). Находят
улицы, о которых
говорится в тексте
учебника
Показывают на карте
сухопутные границы, их
протяженность.
Называют государства, с
опорой на политическую
карту, с которыми РФ
граничит на западе и юге.
Выделяют сухопутные
границы РФ на
контурной карте

1

51.

предложений о природе умеренных или
полярных поясов
(Арктика,
Антарктика)
Выполняют
контрольное
тестирование с
опорой на учебник, с
помощью учителя

Показывают границы
России
на физической карте.
Обозначают на
контурной карте
Северный Ледовитый
океан. Показывают
на карте за Северный

Показывают на карте
морские границы РФ.
Рассказывают о природе
морей,
омывающих
берега
России
(не
выделяя
конкретных
названий).

обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов на
географической
карте

53.

Океаны и моря,
омывающие
берега России.

1

54.

Острова и
полуострова
России.

1

55.

Формы
поверхности
России.

1

Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
государственных
границах России.
Закрепление знаний
об
условных
обозначениях
и
условных
цветах
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов
на
географической
карте
Формирование
представлений о
территории РФ,
островах и
полуостровах
Северного
Ледовитого, Тихого,
Атлантического
океанов.
Закрепление знаний
условных
обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов на
географической
карте
Формирование
представлений о
поверхности РФ, ее
разнообразии.
Закрепление знаний
условных
обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов на

Ледовитый океан,
омывающий берега
России, ичитают
названия морей.
Рассказывают по
иллюстрациям,
используя помощь
учителя о природе
морей (не выделяя
конкретных
названий) ,
омывающих берега
России на севере.
Показывают на карте
Тихий
и
Атлантический океан,
читают
названия
морей.
Рассказывают по
иллюстрации,
используя помощь
учителя, о природе
морей, омывающих
берега России

Называют и показывают
моря Северного
Ледовитого океана на
карте. Рассказывают о
морях Северного
Ледовитого океана по
плану

Называют и показывают
на карте моря Тихого и
Атлантического океанов.
Наносят океаны, моря на
контурную карту.
Составляют описания
одного из морей с
опорой на план

Показывают и
называют острова и
полуострова, заранее
выделенные учителем

Называют и показывают
острова иполуострова
России. Рассказывают об
особенностях природы
островов и полуостровов
России. Составляют
описания одного из
островов и полуостровов
РФ с опорой на план.
Наносят названия
островов и полуостров
России на контурную
карту

Закрашивают в
контурнойкарте
обозначенные
равнины
(низменности,
плоскогорья).
Составляют описание
равниныпо плану,
используя помощь
учителя

Называют и показывают
на физической карте
низменности,
возвышенности,
плоскогорья России.
Составляют описание
равнины (низменности,
плоскогорья) с опорой на
план в учебнике

56.

Формы
поверхности
России.

1

57.

Горы России.

1

58.

59.

Крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых
(каменного угля,
нефти, железной
и медной руд,
природного газа)

1

Работа с
контурными
картами

1

60.

Реки и озера
России.

1

географической
карте
Закрепление
представлений
учащихся о рельефе
РФ,
совершенствование
навыковработы с
настенной,
настольной
картами,
формирование
навыков работы с
контурными
картами
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
разнообразии
поверхности РФ

Закрепление знаний
учащихся о
полезных
ископаемых,
продолжение
формирования
представлений
учащихся о
богатстве недр РФ.
Повторение
условных
обозначений
полезных
ископаемых
Закрепление
представлений
учащихся о рельефе
РФ,
природных
богатствах,
совершенствование
навыков работы с
настенной,
настольной картами,
формирование
навыков работы
с контурными
картами
Формирование
представлений
учащихся о реке
Волге как одной из
самых длинных рек
европейской части
России.
Закреплениезнаний
об использовании
рек в хозяйственной

Наносят на
контурную карту
названия крупных
равнин, плоскогорий,
низменностей
России, закрашивают
(заштриховывают)
указанные
географические
объекты, используя
помощь учителя

Наносят на контурную
карту названия крупных
равнин, плоскогорий,
низменностей России,
закрашивают
(заштриховывают)
указанные
географические объекты

Называют и
показывают на
настенной карте
заранее выделенные
учителем горы.
Заштриховывают и
закрашиваютгоры в
контурной карте,
используя помощь
учителя
Зарисовывают
в
тетради
условные
знаки
полезных
ископаемых.
Закрашивают заранее
обозначенные
полезные
ископаемыев
контурной карте.
Изготавливают
макеты условных
знаков с
последующим
прикреплением их к
настенной карте
Наносят на
контурную карту
названия гор России,
условныезнаки
полезных ископаемых
в местах их добычи

Называют и показывают
на настенной карте
Кавказские, Уральские,
Крымские горы, Алтайи
Саяны. Различают горы
по высоте, размеру.
Составляют описания
гор России с опорой на
план в учебнике

Показывают на
настеннойкарте реку
Волгу, используя
помощь учителя.
Составлять из
предложенных
учителем
предложений рассказописание реки Волги

Показывают крупнейшие
месторождения полезных
ископаемых, добываемые
на территории России.
Рассказывают
об
использовании полезных
ископаемых.
Зарисовывают в тетради
условные знаки полезных
ископаемых,
изготавливают
макеты
условных
знаков
с
последующим
прикреплением их к
настенной карте
Наносят на контурную
карту названия гор
России, условные знаки
полезных ископаемых в
местах их добычи

Показывают по карте
реку Волгу, ее притоки
Оку и Каму. Находятее
по условным знакам на
настенной карте ГЭС.
Называют каналы,
соединившие Волгу с
другими реками.
Составляют описания
Волги с опорой на план

61.

Реки и озера
России.

1

62.

Реки и озера
России.

1

63.

Реки и озера
России.

1

64.

Реки и озера
России.
1

деятельности
человека
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
крупных реках РФ.
Закрепление знания
об использовании
рек в хозяйственной
деятельности
человека.
Воспитание
бережного
отношения к
водным ресурсам
страны
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
крупных реках РФ.
Знакомство
школьников с
реками азиатской
части РФ.
Закрепление знаний
об использовании
рек в хозяйственной
деятельности
человека.
Воспитание
бережного
отношения к
водным
ресурсам страны
Продолжение
формирования
представлений
учащихсяо крупных
реках РФ.
Знакомство
школьников с
реками Азиатской
части РФ.
Закрепление знаний
об использовании
рек в хозяйственной
деятельности
человека.
Воспитание
бережного
отношенияк водным
ресурсам страны
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
водоемах РФ.
Знакомство
учащихся с
крупнейшими

Показывают
изученные реки на
настенной карте,
заранее выделенные
учителем.
Составляют описание
об одной из
изученных рек с
опорой на план,
используя помощь
учителя

Показывают
изученные реки на
настенной карте,
заранее выделенные
учителем.
Составляют описание
об одной из
изученных рек с
опорой на план,
используя помощь
учителя

Показывают
на
настенной
карте
изученные реки, крупные
водохранилища.
Называют
канал,
соединяющий реки Дон и
Волгу. Рассказывают о
старинном
русском
городе, расположенном
на берегу реки Днепр.
Составляют
описание
изученных рек с опорой
на план. На контурной
карте подписывают Дон,
Днепр, Урал, Печору,
Северную Двину
Называют равнину по
которой протекают реки
Обь
и
Енисей,
показывают их путь по
карте. По условным
знакам находят крупные
ГЭС, построенные на
реках Енисей, и Ангара.
Составляют
описание
изученных рек с опорой
на план. На контурной
карте
подписывают
изученные
реки.
Сравнивают
протяженность рек Обь
и
Енисей по рисунку в
учебнике

Показывают
изученные реки на
настенной карте,
заранее выделенные
учителем.
Составляют описание
одной из изученных
рек с опорой на план,
используя помощь
учителя

Показывают на карте
реки Лену,Амур и их
притоки. Сравниваютпо
протяженности
изучаемые реки с
другими реками России
по рисунку. Составляют
описание изученных рек
с опорой на план. На
контурной карте
подписывают изученные
реки

Показывают
на
настенной
карте
заранее обозначенные
озера.
Составляют из
предложенных
учителем
предложений об

Называют и показывают
озера
России
на
настенной
карте.
Рассказывают об их
особенностях. Называют
реки,
впадающие
в
Каспийское
море.
Поясняют,
почему

65.

Крупные города
России

1

66.

Работа с
контурными
картами

1

67.

Наш край на
физической
карте России

1

68.

Повторение
начального
курса
физической
географии

1

VII класс
VIII класс
IX класс

озерами России.
Закрепление знаний
об использовании
озер
в
хозяйственной
деятельности
человека.
Воспитание
бережного от
ношения к водным
ресурсам страны
Продолжение
формирования
представлений
учащихся о
многообразии
городов России,
знакомство с
названиями,
географическим
положением и
достопримечательн
остями крупнейших
городов РФ.
Повторение и
обобщение знаний о
столицеРоссии
Закрепление
представлений
учащихся о городах
РФ,
совершенствование
навыков работы с
настенной,
настольной
картами, навыками
работы в контурных
картах. Воспитание
аккуратности,
усидчивость
Расширение
представлений
учащихся о родном
крае. Формирование
умений
находить нашу
страну на карте,
показ столицы РФ
Повторение
и
обобщение
представлений
учащихся,
формируемых
в
начальном
курсе
физической
географии

озерах России.
Подписывают
название озер на
контурной карте,
используя помощь
учителя

Каспийское
озеро
называется морем.
Наносят на контурную
карту названия
изученных озер

Показывают на карте
столицу России,
родной город (с
помощью).
Рассказывают о
достопримечательнос
тях столицы и своего
города, опираясь на
иллюстрации и
опорныеслова

Показывают на карте
столицу России, городамиллионеры,
родной
город.
Составляют рассказа о
столицеРоссии с опорой
на план. Перечисляют
достопримечательности
родного города (поселка)

Отмечают на
контурной карте
заранее отмеченные
учителем условные
изображения
столицы.
Подписывают на
контурной карте
родной город

Наносят на контурную
карту условные знаки
изображения столицы,
названий городовмиллионеров, родного
города

Составляют рассказ о
родном крае по
плану, используя
опорные слова и
предложения

Составляют рассказ о
родном крае с опорой на
план, предложенный
учителем. Пишут письмо
другу, в котором
содержится описание
родного края

Выполняют
контрольное
тестирование с
опорой на учебник

Выполняют контрольное
тестирование по
начальному курсу
географии

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности






География 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы: с прил./ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. –
16-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022.
Интернет-ресурсы—сайт издательства «Просвещение».
Технические средства:
• персональный компьютер (ноутбук).
Учебно-практическое оборудование:
-раздаточный дидактический материал (рабочие листы с заданиями к урокам,
кроссворды, таблицы, адаптированные тематические тексты, «немые» схемы и
т.п.);
- карточки для индивидуальной работы;
-компьютерные презентации;
-обучающие фильмы;
-географические карты, глобусы, коллекция полезных ископаемых.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».