рп литература10-11 (базовый уровень)

1.
2.
3.

Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

2
4
6

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
3

технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Содержание учебного предмета
10 класс
Русская литература XIX века.
А.С. Пушкин. Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель
пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."),
"Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...". Поэма "Медный
всадник".
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В
полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу..."
Н.В. Гоголь. «Невский проспект».
А.Н. Островский. Драма "Гроза".
И.А. Гончаров. Роман "Обломов".
И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети".
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...",
"Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано
предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое...").
А.А. Фет. Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...",
"Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", А.К. Толстой. «Не
верь мне, друг…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Средь шумного бала,
случайно…».
Н.А. Некрасов. Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...",
"Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит
изменчивая мода..."), «О Муза! я у двери гроба». Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
Н.С.Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (обзор).
М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города" (ОБЗОР).
Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание".
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея "Война и мир".
А.П. Чехов. Рассказы: "Студент", "Ионыч", «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви», «Дама с собачкой». Пьеса "Вишневый сад».
11 класс
Русская литература XX века
И.А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово» «Седое небо надо
мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...»
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско»,
«Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
А.И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет», повесть «Олеся».
М. Горький. Пьеса "На дне". Рассказ «Старуха Изергиль»
4

И.Бабель. Рассказы из цикла «Конармия».
А.Фадеев «Разгром».
Поэзия конца XIX - начала XX вв.
К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн
томленья», «Сонеты солнца», B. Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие
гунны», Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная
скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство», Н.А. Клюев, И. Северянин «В
парке плакала девочка», «Выйди в сад…» «Увертюра («Ананасы в шампанском!..»), Ф.К.
Сологуб, В.В. Хлебников «Заклятие смехом»,«Бобэоби пелись губы», «Бобэ_о_би пелись
губы», «Кузнечик»,«Из мешка…», «Когда умирают кони — дышат…».
А.А. Блок. Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...",
"В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле
Куликовом"), "На железной дороге", а также три стихотворения по выбору. Поэма
"Двенадцать".
В.В. Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и
немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся». Поэма "Облако в
штанах».
С.А. Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в
кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Спит ковыль. Равнина дорогая...",
"Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", поэма «Анна Снегина», «Чёрный
человек».
М.И. Цветаева. Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к
Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска
по родине! Давно...", а также два стихотворения по выбору.
О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Я не хочу моей судьбы», «Мне на плечи
кидается век-волкодав,«Я получил блаженное наследство».
.А.А. Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под
темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...",
"Родная земля". Поэма "Реквием".
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..",
"Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также
два стихотворения по выбору. Роман «Доктор Живаго» (обзор)
М.А. Булгаков. Романы: "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита".
А.П. Платонов. «Котлован».
М.А. Шолохов. «Донские рассказы», Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное
изучение), роман «Поднятая целина» (обзор).
А.Т. Твардовский. Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...",
"Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", а также два стихотворения по выбору.
В.Набоков. Рассказ «Благость».
М.Зощенко рассказ «Обезьяний язык».
В.Т.Шаламов рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный
карантин», «Последний бой майора Пугачева»А.И. Солженицын. Повесть "Один день
Ивана Денисовича". Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты).
Проза второй половины XX века.
Ф.А. Абрамов «Братья и сестры»( обзор), В.П. Астафьев повесть «Царь-рыба»,
рассказ «Людочка», В.И. Белов «Привычное дело», В.В. Быков повести: «Знак беды»,
«Обелиск», «Сотников» (на выбор), Б.Л. Васильев повести: «А зори здесь тихие», «В
списках не значился», «Завтра была война» (на выбор).В.С. Гроссман «Жизнь и судьба»
(обзор), С.Д. Довлатов «Чемодан» В.Г. Распутин повести: «Последний срок», «Живи и
помни», рассказ «Не могу-у.…», Ю.В. Трифонов «Вечные темы», «Обмен»,
В.М. Шукшин. Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
5

Поэзия второй половины XX века.
Б.А. Ахмадулина" По улице моей который год...", «А напоследок я скажу», И.А.
Бродский Стихотворения: «1 января 1965 года»,«В деревне Бог живет не по углам…»,
«Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождественская звезда»,
«То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни страны, ни
погоста…»., А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий «Я не люблю», Е.А. Евтушенко, Б.Ш.
Окуджава, Н.М. Рубцов «Зачем на земле этой вечной живу» “Звезда полей”, “Тихая моя
Родина”, “В горнице”, Д.С. Самойлов.
Драматургия второй половины XX века.
А.Н. Арбузов «Таня», А.В. Вампилов «Утиная охота», А.М. Володин «С любимыми
не расставайтесь», В.С. Розов «В добрый час!» Произведение одного автора по выбору.
Литература последних десятилетий.
Рассказы В.Астафьев, Л.Петрушевская «Страна» «Дама с собаками», М.Веллер
«Легенды Невского проспекта», В.Маканин «Кавказский пленный, Т.Толстая «Факир»,
В.Пелевин «Затворник и Шестипалый», Л.Улицкая «Перловый суп».
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
10
3
102
102
11
3
99
99

№
п/п

10 класс
Количество часов в год – 102
Тема урока

Кол-во
часов

Введение. Общая характеристика эпохи XIX века
1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.

Характеристика русской литературы 19 века.
Школы, направления, течения. Поиски нравственного идеала.
Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Первый период русского реализма
Русская литература 1 половины 19 века. Преемственность
литературных эпох. Ведущие литературные направления: классицизм,
сентиментализм, романтизм. Формирование классического реализма.
А.С. Пушкин. Разнообразие жанров и тематики его произведений.
Отражение жизненных впечатлений и настроений поэта в
стихотворениях периода ссылки: «Погасло дневное светило…»,
«Подражание Корану. 9 песня», «К морю».
Развитие жанра элегии в стихотворениях позднего периода: «Элегия»,
«Вновь я посетил…».
Философская лирика А. С. Пушкина. Миссия поэта в стихотворениях
«Пророк» и «Поэт».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина (из предложенных учителем).
Поэма «Медный всадник». Своеобразие жанра. Композиция.
Петровская тема в поэме. Традиции и новаторство.
6

1

1
1
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Проблема власти и народа в поэме «Медный всадник»,
неразрешимость социально-политического конфликта. Авторская
позиция.
Сочинение по поэме «Медный всадник».
М. Ю. Лермонтов – выразитель и главный поэт эпохи 30-х годов 19
века. Тема одиночества в стихотворениях «Как часто , пёстрою
толпою окружён…», И скучно и грустно…», «Парус», «Узник».
Отражение любви к родине в стихотворениях «Родина», «Выхожу
один я на дорогу…».
Сила страсти, нежности и благодарности в любовной лирике М. Ю.
Лермонтова. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия…»),
«Сон», «Валерик».
Романтическая поэма Демон». Тема борьбы добра и зла в душе
человека.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести. Конфликт мечты и
действительности в повести «Невский проспект».

15.

Семинар по творчеству А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В.
Гоголя.
Второй период русского реализма (1840 – 1880 гг.)

16.

Историческая обстановка второй половины 19 века. Идейные
литературно-общественные течения. Демократизация русской
литературы второй половины 19 века. Создание классических
образцов русского романа.
Журналистика 50 – 70-х годов 19 века. Роль литературной критики в
общественно-культурном развитии России. Споры о путях улучшения
мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.
А. Н. Островский. Жизнь и судьба. Островский – основатель
национального театра. Комедии «Свои люди – сочтёмся!» и «Лес»
(обзор).
Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы
раскрытия характеров героев. Особенности жанра драмы.
Композиция драматургического произведения.
Город Калинов и его обитатели. Отражение картин народной жизни,
традиций, быта. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства».
Обличение самодурства и невежества. Кабаниха и Дикой.
Тихон и Борис – жертвы «тёмного царства. Кулигин – представитель
просвещённого общества.
Образ Катерины. Трагедия совести и её разрешение в пьесе. Речевая
характеристика героини.
«Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном
царстве», А.А. Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И.
С. Тургеневу» (фрагменты).
Пьеса «Бесприданница». Трагедия Ларисы в мире пошлости и
богатства..
Урок творчества. Инсценирование фрагментов драмы «Гроза».
Домашнее сочинение.
И. А. Гончаров. Личность и творчество писателя. Обзор романов
«Обрыв» и «Обыкновенная история».

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

7

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.

Роман «Обломов». История создания романа. Анализ 1 главы:
средства создания образа (портрет, интерьер, диалог, художественная
деталь).
Обломов и его посетители (главы 2 – 5) – «Где же тут человек?».
Духовное и нравственное превосходство Обломова.
Истоки формирования личности Обломова. Глава «Сон Обломова».
Обломов и обломовщина. Н.А. Добролюбов «Что такое
обломовщина?», А. В. Дружинин «Обломов», роман И. А. Гончарова»
(фрагменты). Составление плана фрагментов статей.
Обломов и Штольц. Правда Штольца и правда Обломова.
Любовь – испытание. Обломов и Ольга Ильинская.
Проблема истинной любви в романе. Обломов и Агафья Пшеницына.
Контрольная работа по роману И. А. Гончарова «Обломов» в
формате ЕГЭ.
И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь писателя. «Записки
охотника» и их место в русской литературе.
Социально-психологические романы Тургенева («Рудин»,
«Дворянское гнездо»). Образ русской женщины. Сообщения
учащихся. Презентация.
Роман «Отцы и дети». Творческая история и своеобразие романа.
Эпиграф и его роль в раскрытии политических взглядов писателя.
Анализ 1 главы.
Социально-нравственные и философские истоки нигилизма Базарова.
Главы 6 – 11. Споры П.П. Кирсанова и Базарова. Размышления о
народе и ответственности перед ним.
Испытание любовью. Базаров и Одинцова (главы 12 – 19, 25, 27).
Демократ Базаров и либералы Кирсановы. Базаров и Аркадий.
Авторская позиция.
Родительская любовь на страницах романа «Отцы и дети». Базаровы
и Кирсановы. Отец и сын.
Письменная работа. Анализ эпизода романа («Болезнь и смерть
Базарова», «Родители на могиле сына», «Объяснение в любви» - по
выбору учащихся).
Д. И.Писарев о романе «Отцы и дети» ( статья («Базаров»,
фрагменты). Составление тезисов статьи.
Обобщающее занятие по роману «Отцы и дети». Урок – дискуссия
«В чём прав и в чём ошибался Базаров?»
Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Что
делать?» - социально-утопический роман (обзор произведения).
Н. А. Некрасов. Судьба поэта и его художественный мир. Основные
темы лирики. Стихотворение «В дороге».
Тема поэта и гражданина в лирике Н. А. Некрасова. («Вчерашний
день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! Я
у двери гроба…», поэма «Рыцарь на час»).
Трагический характер любви в лирике Н. А. Некрасова.
Стихотворения « Мы с тобой бестолковые люди…», «Давно
отвергнутый тобою…», «Я не люблю иронии твоей», « Три элегии»,
«Слёзы и нервы».
Анализ лирического произведения, предложенного учителем (по
лирике Н. А. Некрасова).
8

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

57.
58.
5960

61.
62.
63.

64.
65.
66.
67.
68.
69.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности жанра,
композиция, лексика. Анализ «Пролога».
Народное представление о счастье. Семеро странников, образы
крестьян в поэме.
Представители помещичьей Руси. Образы Оболта-Оболдуева, князя
Утятина.
Тема женской судьбы в поэме. Матрена Тимофеевна Корчагина.
Образы народных «заступников» и протестантов (Гриша
Добросклонов, Яким Нагой, Савелий, Ермил Гирин).
Тема народного греха в поэме «Кому на Руси жить хорощо» («Про
холопа примерного – Якова верного», «Крестьянский грех», «О двух
великих грешниках»).
Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Природа, человек и Вселенная
как главные объекты лирики. Стихотворения: «Не то, что мните вы,
природа…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «Тени сизые
смесились…».
«Мыслящая лира» Тютчева: « Нам не дано предугадать…»,
«Silentium!», «Умом Россию не понять…».
Драматизм звучания любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно
мы любим…», «Я встретил вас…» , «Певучесть есть в морских
волнах…», «Весь день она лежала в забытьи…».
А.А. Фет. Обзор жизни и творчества. Презентация. Своеобразие
лирики Фета: постоянство образов, безглагольность,
эмоциональность, музыкальность. Стихотворения «Это утро, радость
эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «»Сияла ночь…», «Заря
прощается с землёю…». Анализ поэтического языка Фета (на
примере стихотворений: «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На
заре ты её не буди…», «Я пришёл к тебе с приветом…» и др.
Анализ поэтического текста (по стихотворениям Ф. И. Тютчева и
А. А. Фета).
А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества. Козьма Прутков.
Основные темы в лирике поэта. Роман «Князь Серебряный» (обзор).
Красота мира и красота человеческих отношений в произведениях
А.К. Толстого. Тема любви в стихотворениях «Не верь мне, друг…»,
«Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Средь шумного бала,
случайно…».
Н. С. Лесков. Обзор жизни и творчества. Психологизм прозы
Лескова (рассказ «Леди Макбет Мценского уезда»).
Повесть «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции.
Воплощение русского национального характера в образе Ивана
Флягина.
М. Е. Салтыков-Щедрин – создатель сатирической летописи своей
эпохи. Роман – антиутопия «История одного города». Своеобразие
жанра и композиции. Прием гротеска в изображении города Глупова.
Градоначальники и их деяния. Абсурдность их поступков.
Сатирические приёмы (сарказм и гротеск) как средства раскрытия
образа.
Народ в романе «История одного города». Авторская позиция в
изображении народа. Смысл финала произведения.
Сочинение - отзыв о романе «История одного города».
9

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
2

1
1

1
1
1
1

1
1
1

70.
7172
73.
74.
75.
76.

77.
78.

79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.

Сказки Салтыкова-Щедрина как вершина сатирического творчества
писателя. Объекты сатиры в сказках.
Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя, его духовные
искания.
Трагедия семьи, разлад с обществом в романе «Анна Каренина».
«Севастопольские рассказы» как отражение взглядов Толстого на
войну и роль народа в истории. Правда о войне. Жанр
художественного очерка.
Роман «Война и мир» - роман-эпопея. История возникновения
замысла романа. Проблематика, жанр, композиция. Система образов.
Приём антитезы в романе.
Анализ эпизода. «Вечер в салоне А. П. Шерер». Пьер и Андрей в
светском обществе. Художественная деталь как средство раскрытия
характера героя. Сцена «Смерть графа Безухова. Борьба за
портфель». Обличение пустоты и фальши светского общества.
Именины у Ростовых и жизнь Болконских в Лысых Горах. Две семьи
– два мира. «Мысль семейная» в романе «Война и мир».
Война1805 года. Героизм Тушина в Шенграбенском сражении.
Противопоставление мужества рядовых участников сражения
трусости штабных офицеров. Преодоление страха и ответственность
Андрея Болконского на поле боя.
Аустерлицкое сражение. Жажда славы Андрея Болконского и
разочарование в ней (небо Аустерлица. Наполеон среди раненых
русских на поле сражения).
Мирная жизнь героев. Пьер Безухов. Князь Андрей. Анализ сцены
«Первый бал Наташи Ростовой».
Личная и общественная жизнь Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Наташа и её увлечение Анатолем Курагиным. Анализ монолога
Наташи после пережитых потрясений в личной жизни.
Война 1812 года. Чувство патриотизма русских людей перед
Бородинским сражение м. Андрей и Пьер о смысле войны. «Всем
народом навалиться хотят…».
Бородинское сражение. Роль личности в истории. Приём антитезы в
изображении Кутузова и Наполеона и тактике ведения боя.
Бородинское сражение. На батарее Раевского. Народный характер
войны – «мысль народная». Герои Бородинского сражения.
Пьер в плену. Встреча с Платоном Каратаевым. Желание Пьера
«солдатом быть, просто солдатом…». Платон Каратаев и Тихон
Щербатый – представители народной России.
Пьер и Наташа в Москве. Герои в эпилоге. Назначение женщины в
обществе.
Семинар. Обобщающее занятие. Путь проб и ошибок главных героев
романа. Роль пейзажа в романе «Война и мир».
Контрольная работа по роману «Война и мир» в формате ЕГЭ.
Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. Очерк «Пушкин»
- новый взгляд на значение Пушкина.
Роман «Преступление и наказание» - социально-психологический
роман. История создания, жанр, композиция, система образов в
романе «Преступление и наказание». Портрет, интерьер, внутренний
монолог в раскрытии психологического состояния героя. Анализ 1-2
глав романа.
10

1
2
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

91.
92.
93.
94.
95.

Образ Петербурга в романе Достоевского. Мир «униженных и
оскорблённых» в романе «Преступление и наказание». Социальные
мотивы преступления Раскольникова.
Индивидуалистический бунт Раскольникова и его крушение.
Антигуманистический смысл его теории. Наказание Раскольникова.
«Двойники» Раскольникова в романе.
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.
Урок –обобщение «Суд над Раскольниковым». Фрагменты статьи
Н. Н. Страхова «Преступление и наказание. Домашнее сочинение
(рекомендации учителя в электронном варианте.

1
1
1
1
1

Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы)
96.

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Личность писателя в
воспоминаниях современников.
97. Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви».
98. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Попрыгунья»,
«Палата № 6».
99. Чехов – драматург. Новаторство и традиции. Пьеса «Вишневый сад».
Своеобразие образной системы и конфликта комедии. Элементы
композиции. Реплики и авторские ремарки. Гаев и Раневская.
Жизненная неустроенность героев. Разлад между желаниями и
реальностью их осуществления.
100. Делец – предприниматель Лопахин.
101. Будущее в пьесе «Вишневый сад». Представители «новой жизни».
Образ вишневого сада.
102. Сочинение – эссе по пьесе «Вишневый сад».
11 класс
Количество часов в год – 99
Тема урока
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
1
1

1
1
1
1

Кол-во
часов

Общаа характеристика эпохи. Литература в ХХ веке
2 часа
ХХ век: начала и концы (хронология исторических событий ХХ века)
1
Литература ХХ века: летопись эпохи
1
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК: ЛИКИ МОДЕРНИЗМА
10 часов
Серебряный век: ренессанс или упадок?
1
Символизм: искусство Иного.
1
В.Я.Брюсов: конструктор русского символизма. Стихотворения:
1
«Юному поэту», «Грядущие гунны».
К.Д.Бальмонт.( Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...»,
1
«Челн томленья», «Сонеты солнца») и А.Белый «Солнце», «Из окна
вагона», «друзьям») два поколения русских символистов
Акмеизм: искусство Этого
1
Н.С.Гумилёв: заблудившийся конквистадор. Стихотворения: «Слово»,
1
«Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка»,
«Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство»
Футуризм: поэзия «самовитого слова». Эгофутуризм: И.Северянин
1
Стихотворения «В парке плакала девочка», «Выйди в сад…»
11

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Увертюра («Ананасы в шампанском!..»)
Велимир Хлебников: утопист и шаман. «Заклятие смехом»,
«Бобэоби пелись губы», «Бобэ_о_би пелись губы», «Кузнечик»,«Из
мешка…», «Когда умирают кони — дышат…»
А.И.Куприн: наследник чеховской традиции. «Гранатовый браслет» –
высокая трагедия в мире обыденной жизни
Л.Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» –
парадоксальное решение вечной темы
Александр Блок
Судьба: жизнь, сочинённая поэтом.
Любовь: от Прекрасной Дамы – к Незнакомке (Стихотворения:
"Незнакомка", "В ресторане", "На железной дороге").
Образ Родины: история и современность ("Россия", "Ночь, улица,
фонарь, аптека...", Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле
Куликовом")
Блок А.А. «Двенадцать». Музыка революции
«В согласии со стихией»
Иван Алексеевич Бунин
Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель?
Лирика. Лирический мир Бунина: поэзия или проза? Стихотворения:
«Вечер», «Сумерки», «Слово» «Седое небо надо мной...», «Христос
воскрес! Опять с зарею...»
Рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско»
Абсурдность жизни или нелепость смерти?
Метафизика любви и смерти в рассказах Бунина («Легкое дыхание»,
«Чистый понедельник»)
Метафизика любви и смерти в рассказах Бунина («Легкое дыхание»,
«Чистый понедельник»)
Максим Горький
Три судьбы Горького: писатель, культурный организатор,
общественный деятель
Ранний Горький: в поисках «гордого человека». «Старуха Изергиль»
«На дне» как социальная драма
«Что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький)
«На дне» как философская притча
Проблема правды и лжи: неразрешённый спор
СОВЕТСКИЙ ВЕК: ДВЕ РУССКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ОДНА?
Общая характеристика 5 часов
Литература и власть. Пути литературы 20-30-х годов
Эпос о революции и «диалектика души»
И.Бабель. Рассказы из цикла «Конармия». А.Фадеев «Разгром»
«Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»:
рассказы М.Зощенко, рассказ «Обезьяний язык»
«…Наравне с именами собратьев по правописанью…»: литература
первой волны эмиграции. В.Набоков. Рассказ «Благость».
«Воздух эпохи»: рассказ Е.Замятина «Дракон»
«О дивный новый мир»: роман-антиутопия «Мы» Е.Замятина
Владимир Маяковский
«Я – поэт. Этим и интересен». Личность и судьба Маяковского.
12

1
1

5 часов
1
1
1
1
1
6 часов
1
1

1
1
1
1
5 часов
1
1
1
1
1
5 часов
1
1
1
1
1
4 часа
1

35
36
37
38

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

52
53
54
55
56
57
58
59

«Революционный поэт»: лирика 1912-1917. Стихотворения: "А вы
могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно",
"Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся».
Поэма «Облако в штанах»: «громада-любовь» и «громада-ненависть»
Лирика Маяковского 1917-1930 годов: поэт Революции»
Поэт и поэзия: трагедия поэта
Сергей Есенин
Творческий портрет Сергея Есенина. Эволюция образа родины в
лирике Есенина (Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не
бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим
понемногу...", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Не жалею, не зову,
не плачу...", "Русь Советская"
Поэма «Анна Снегина»
«Чёрный человек»: трагедия поэта
Михаил Шолохов
«Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова»
«Донские рассказы». «В годину смуты и разврата»: от «Донских
рассказов» к «Тихому Дону»
«Война и мир» на Донской земле: «Тихий Дон» как исторический
роман-эпопея и как семейная сага. Роман о революции и Гражданской
войне: «Поправляющий грех горше поправляемого» (В.Розанов)
Идея Дома и святости семейного очага. Роль и значение женских
образов в художественной системе романа
«Одиссея казачьего Гамлета» (И.Сухих): «Тихий Дон» как роман о
трагической судьбе человека
Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона».
Люди и судьбы: роман «Поднятая целина» (обзор)
Осип Мандельштам
«Я не хочу моей судьбы»: поэт и судьба
«Мне на плечи кидается век-волкодав»: поэт и время
«Я получил блаженное наследство»: поэт и вечность
Анна Ахматова
Жизненный и творческий путь Ахматовой. Образ поэта в стихах её
современников
«Слишком плотны любовные сети»: ранняя лирика Ахматовой.
Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной
вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он
звал утешно..."
«Я была тогда с моим народом»: поэма «Реквием»
«В прошедшем грядущее зреет»: Россия и творчество в поэтическом
сознании Ахматовой
Михаил Булгаков
Судьба художника: противостояние эпохе
М.Булгаков и «потаённая литература»: творческий путь.
Роман «Мастер и Маргарита»
Жанр, композиция и проблематика романа
Роман-миф и три сюжета
Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор
и чудесный помощник. Направленность сатиры
Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое.
13

1
1
1
4 часа
1

1
1
7 часов
1
1
1
1
1
1
1
2 часа
1
1
4 часа
1
1

1
1
7 часов
1
1
1
1
1
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Роман Булгакова как культурный миф
Сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Марина Цветаева
«С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой
«Высота бреда над уровнем жизни»: вечность любви
«Есть времена – железные для всех: время ненависти
Борис Пастернак
Поэт и время: личность и судьба Пастернака
«И образ мира, в слове явленный»: мотивы любви и природы в лирике
Пастернака
«Определение поэзии»: образ поэта и смысл поэтического творчества
в лирике Пастернака
Роман Пастернака «Доктор Живаго». «Ход веков подобен притче»:
стихотворения Юрия Живаго
Андрей Платонов
Человек и мир, в котором он живёт. Рассказы Платонова «Железная
старуха», «В прекрасном и яростном мире», «Фро». (Тайна Фро:
Психея, Афродита или Душечка?)
Повесть «Котлован» (обзор)
СОВЕТСКИЙ ВЕК: НА РАЗНЫХ ЭТАЖАХ
Общая характеристика
Литература и война: музы и пушки. Поэзия (К.Симонов “Родина,
Борис Богатков «Перед наступлением») и проза (В.Быков, Б.Л.
Васильев)

1
3 часа
1
1
1
4 часа
1
1
1
1
2 часа
1
1
5 часов
1

71
72
73

Литература и власть: время кнута и пряника
«Чтоб кровь моя остынуть не успела»: стихи Н.Заболоцкого
«Поэт в России – больше, чем поэт»: поэзия шестидесятников
Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Гамзатов

1
1
1

74

Образ меняющегося времени. Литература 1960-1980-х годов.
В.Астафьев, В.Распутин, В.Белов

1

75
76
77
78
79
80
81
82

Александр Твардовский
«Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и
творчестве Твардовского
Поэма «Василий Тёркин»: «Бой идёт не ради славы, ради жизни на
земле»
«Я знаю, никакой моей вины»: совесть и память в творчестве и жизни
Твардовского. Поэма «По праву памяти»
Александр Солженицын
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день
Ивана Денисовича». Многообразие человеческих типов, черты
праведничества в характере героя
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Особенный герой: Иван
Денисовича или «Щ-854»
Человек в тоталитарном государстве (по книге «Архипелаг ГУЛАГ»)
Василий Шукшин
«Нравственность есть Правда»: жизнь и творческий путь Шукшина
«Чудики» и философы, «крепкие мужики» и «блудные сыновья»
родной земли у Шукшина
14

3 часа
1
1
1
3 часа
1
1
1
2 часа
1
1

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

Николай Рубцов
«За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся
любовью»: проза жизни и чудо поэзии Рубцова
«Но я у Тютчева и Фета проверю искреннее слово»: учителя и
предтечи Рубцова
Авторская песня
Владимир Высоцкий. «Я не люблю»: кодекс чести поэта, певца и
гражданина
Булат Окуджава. «Зачем на земле этой вечной живу»
Юрий Трифонов
История и современность в произведениях Трифонова
«Обмены и обманы» в прозе Трифонова. Завещание Трифонова:
вечные темы в творчестве писателя
Сергей Довлатов
«Мир уродлив, и люди грустны» (И.Бродский): анекдоты и драмы
Довлатова
Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях
Довлатова
Иосиф Бродский
«Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова
Мёртвых
«Поэт есть средство существования языка»: пространство языка –
пространство свободы в лирике Бродского
Александр Вампилов
Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты
Люди – не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах»
Виктор Астафьев
Биография и творческий путь Астафьева
«Царь-рыба»: мир природы и мир человека
Валентин Распутин
«Живи и помни»: жизнь и творчество Распутина
«Будем жить»: повесть Распутина «Пожар»
Неоконченные споры
Рубеж веков: 1990-е. Рассказы В.Астафьева, Л.Петрушевской,
М.Веллера, В.Маканина, Т.Толстой, В.Пелевина, Л.Улицкой. Поэзия
рубежа веков.

15

2 часов
1
1
2 часа
1
1
2 часа
1
1
2 часа
1
1
2 часа
1
1
2 часа
1
1
2 часа
1
1
2 часа
1
1
1 час
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».