рп обществознание 10-11 (базовый уровень)

1.
2.
3.

Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

2
3
5

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
2

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Содержание учебного предмета
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие
культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры:
народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и
диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции.
Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида,
3

агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и
деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость
в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и
социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного
познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания.
Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные
ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления
развития образования. Функции образования как социального института. Общественная
значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный
прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция.
Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика,
макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса,
факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения.
Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок
совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике.
Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль
в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия
инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная
политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежнокредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные
макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая
экономика. Международная специализация, международное разделение труда,
международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная
стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная
группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
4

разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся
поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность,
ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи
в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения.
Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как
основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический
режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных
систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы
права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная
служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое
право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания
приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной
деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы
предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и
образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное
судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия
терроризму в Российской Федерации.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5

Класс

Количество
часов в неделю

10
11

2
2

№
п/п
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
11.
12.

Количество часов в год
Часть,
формируемая
Обязательная
участниками
часть
образовательных
отношений
68
66
-

Итого

10 класс
Количество часов в год - 68
Тема урока
Введение в изучение курса "Обществознания" 10 класс. Естественные и
социально-гуманитарные науки.
Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность
людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Общество как сложная система. Системное строение общества:
элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные
отношения. Основные институты общества. Социализация индивида,
агенты (институты) социализации.
Динамика
общественного
развития.
Многовариантность
общественного развития. Основные направления общественного
развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы
социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации.
Основные направления глобализации. Последствия глобализации.
Социальная сущность человека. Человек как результат биологической
и социокультурной эволюции. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Самосознание и самореализация.
Деятельность – способ существования людей. Мышление, формы и
методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация
деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Общественное и индивидуальное сознание.
Познавательная и коммуникативная деятельность. Познание мира.
Формы познания. Особенности научного познания. Уровни научного
познания. Способы и методы научного познания. Особенности
социального познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная,
относительная истина. Виды человеческих знаний.
Свобода и необходимость в деятельности человека. Самосознание
индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и
предпочтения. Свобода и ответственность.
Современное общество. Глобализация как явление современности.
Современное
информационное
пространство.
Глобальная
информационная экономика.
Глобальная угроза международного терроризма. Международный
терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный
терроризм. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Обобщающий урок по теме «Человек в обществе».
Урок представления результатов проектной деятельности по теме
«Человек в обществе».
6

68
66

Кол-во
часов
1
2

2

2

2

2

2

2

2

2
1
1

13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.

24.

25.
26.
27.

28.

29.

30.

Духовная культура общества. Понятие культуры. Материальная и
духовная культура, их взаимосвязь.
Духовный мир личности. Духовная жизнь и духовный мир человека.
Мировоззрение, его типы.
Мораль. Мораль. Нравственная культура.
Наука и образование. Основные направления развития образования.
Функции образования как социального института. Общественная
значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки
людей в условиях информационного общества.
Религия и религиозные организации. Религия. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации.
Искусство. Искусство, его основные функции.
Массовая культура. Формы и виды культуры: народная, массовая,
элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Оценка массовой
культуры как общественного явления. Многообразие и диалог культур.
Обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры».
Урок представления результатов проектной деятельности по теме
«Общество как мир культуры».
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к
праву.
Право в системе социальных норм. Право в системе социальных норм.
Система российского права: элементы системы права; частное и
публичное право; материальное и процессуальное право. Правовые
основы социальной защиты и социального обеспечения.
Источники права. Источники права. Виды нормативных актов.
Законотворческий процесс в Российской Федерации. Федеральные
законы и законы субъектов РФ.
Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение. Что
такое
правонарушение.
Юридическая
ответственность.
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Предпосылки правомерного поведения. Правомерное поведение.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная
гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Гражданское
право.
Гражданское
право.
Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права.
Право собственности. Основания приобретения права собственности.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения .Право на
результаты
интеллектуальной
деятельности.
Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав. Гражданские споры, порядок
их рассмотрения. Организационно-правовые формы предприятий.
Семейное право. Семейное право. Порядок и условия заключения и
расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Порядок приема на обучение в профессиональные
7

2
2
2
2

2
2
2
1
1
2

2

2

2
2
2

2

2

2

31.

32.

33.
34.

35.

36.
37.
38.

образовательные организации и образовательные организации высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Экологическое право. Экологическое право. Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Основные
правила и принципы гражданского процесса. Особенности
административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса.
Стадии уголовного процесса.
Конституционное
судопроизводство.
Конституционное
судопроизводство.
Международная защита прав человека. Понятие и предмет
международного права. Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени.
Правовые основы антитеррористической политики Российского
государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской
Федерации. Органы власти, проводящие политику противодействия
терроризму.
Обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных
отношений».
Урок представления результатов проектной деятельности по теме
«Правовое регулирование общественных отношений».
Ученическая конференция по курсу «Обществознание» 10 класс.

2

2

2
2

2

1
1
1

11 класс
Количество часов в год - 66
№
п/п
1.
2.

3.

4.

5.

6.

Тема урока
Введение в изучение курса "Обществознание" 11 класс.
Роль экономики в жизни общества. Понятие об экономике как
подсистеме общества. Взаимосвязь экономики и различных сфер:
экономика и уровень жизни, экономика и социальная структура
общества, экономика и политика
Экономика: наука и хозяйство. Экономика, экономическая наука.
Экономика в узком и широком смыслах. Уровни экономики:
микроэкономика, макроэкономика. Экономическая деятельность и ее
измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.
Экономический рост и развитие. Экономический рост. Абсолютный
прирост. Темп роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
Факторы экономического роста. НТР. Экономическое развитие. ИРПЧ.
Экономические циклы.
Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества.
Рыночная экономика. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование
спроса.
Предложение,
закон
предложения.
Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции
рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика
защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные
отношения в современной экономике.
Фирмы в экономике. Фирма в экономике. Факторы производства и
факторные доходы. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции
налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Фондовый рынок, его
8

Кол-во
часов
1
2

2

2

2

2

7.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.

16.

17.

18.

19.

инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и
переменные затраты (издержки).
Правовые основы предпринимательской деятельности. Правовые
основы предпринимательства. Организационно-правовые формы
предпринимательства. Как открыть свое дело.
Слагаемые успеха в бизнесе. Основные источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Роль государства в
экономике. Общественные блага. Основы денежной и бюджетной
политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Государственный бюджет. Государственный долг. Тенденции
экономического развития России.
Финансы в экономике. Понятие «финансы». Финансовый рынок.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его
задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Занятость и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица, виды
безработицы. Государственная политика в области занятости
Мировая
экономика.
Мировая
экономика.
Международная
специализация, международное разделение труда, международная
торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли. Глобальные
экономические проблемы.
Экономическая культура. Экономическая культура: сущность и
структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая
свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры
и деятельности. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина.
Практикум по теме: « Экономическая жизнь общества».
Повторение материала, изученного в разделе «Политическая жизнь
общества».
Социальная структура общества. Социальная структура общества и
социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.
Социальные группы, их типы. Социальная мобильность, ее формы и
каналы в современном обществе.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные
нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение
(девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальный
конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения конфликтов.
Нации и межнациональные отношения. Этнические общности.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Религиозные объединения и организации в Российской
Федерации. Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья и
брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема
неполных семей.
9

2
2

2

2

2

2

2

2
1

2

2

2

2

20.
21.

22.
23.
24.
25.

26.

27.

28.

29.
30.
31.
32.

33.
34.

Гендер – социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и
социализация. Гендерные отношения в современном обществе.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная
субкультура.
Демографическая ситуация в современной России. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации. Изменение
численности населения России. Возрастной состав населения России.
Миграция.
Практикум по теме: «Социальная сфера».
Повторение материала, изученного в разделе «Политическая жизнь
общества».
Политика и власть. Политическая деятельность. Политические
институты. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система. Политическая система, ее структура и
функции. Государство как основной институт политической системы.
Государство, его функции. Политический режим. Типология
политических режимов.
Гражданское общество и правовое государство. Гражданское
общество и правовое государство.
Демократические выборы. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем:
мажоритарная,
пропорциональная,
смешанная.
Избирательная
кампания.
Политические партии и партийные системы. Политические партии,
их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем.
Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита
и политическое лидерство. Типология лидерства.
Политическое сознание. Политическая психология. Роль средств
массовой информации в политической жизни общества.
Политическое поведение. Политическое поведение. Многообразие
форм
политического
поведения.
Политический
терроризм.
Регулирование политического поведения.
Политический процесс и культура политического участия.
Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его
причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Практикум по теме: «Политическая жизнь общества».

10

2
2

2
2
1
2

2

2

2

2
2
2
2

2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».