рп обществознание (углубленный уровень) 10-11 (обновленный ФГОС СОО)

Оглавление
1.

Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3

2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 9

3.

Тематическое планирование .........................................................................................................18

2

1. Содержание учебного предмета
10 КЛАСС
Социальные науки и их особенности.
Общество как предмет изучения. Различные подходы к изучению общества.
Особенности социального познания. Научное и ненаучное социальное познание.
Социальные науки в системе научного знания. Место философии в системе
обществознания. Философия и наука.
Методы изучения социальных явлений. Сходство и различие естествознания и
обществознания. Особенности наук, изучающих общество и человека.
Социальные науки и профессиональное самоопределение молодежи.
Введение в философию.
Социальная философия, ее место в системе наук об обществе. Философское
осмысление общества как целостной развивающейся системы. Взаимосвязь природы и
общества. Понятие "социальный институт". Основные институты общества, их функции и
роль в развитии общества.
Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности
развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальной
динамики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Влияние массовых
коммуникаций на развитие общества и человека.
Понятие общественного прогресса, критерии общественного прогресса.
Противоречия общественного прогресса. Процессы глобализации. Противоречивость
глобализации и ее последствий. Глобальные проблемы современности. Общество и
человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Философская антропология о становлении человека и зарождении общества.
Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человека как философская проблема. Духовное и материальное в человеке. Способность к
познанию и деятельности - фундаментальные особенности человека.
Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии
личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и
обыденное сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное,
политическое и другие. Способы манипуляции общественным мнением. Установки и
стереотипы массового сознания. Воздействие средств массовой информации на массовое
и индивидуальное сознание в условиях цифровой среды. Использование достоверной и
недостоверной информации.
Философия о деятельности как способе существования людей, самореализации
личности. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов
деятельности. Свобода и необходимость в деятельности.
Гносеология в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира.
Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и ее критерии. Абсолютная истина.
Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его
специфика и роль. Формы рационального познания. Мышление и язык. Смысл и значение
языковых выражений. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция.
Доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды
объяснений. Распространенные ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия,
полемика. Основания, допустимые приемы рационального спора. Научное знание, его
характерные признаки: системность, объективность, доказательность, проверяемость.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного
познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Междисциплинарные научные
исследования.
Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное существо. Человек как
творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели.
Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного
3

наследия России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная
культура. Народная культура. Творческая элита. Религия, ее культурологическое
понимание. Влияние религии на развитие культуры.
Искусство, его виды и формы. Социальные функции искусства. Современное
искусство. Художественная культура.
Наука как область духовной культуры. Роль науки в современном обществе.
Социальные последствия научных открытий и ответственность ученого. Авторитет науки.
Достижения российской науки на современном этапе.
Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия.
Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики. Свобода воли и
нравственная оценка. Нравственность как область индивидуально ответственного
поведения.
Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и
нравственного поведения людей.
Особенности профессиональной деятельности по направлениям, связанным с
философией.
Введение в социальную психологию.
Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания. Этапы и
основные направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер
социальной психологии.
Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений.
Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная установка.
Личность в группе. Понятие "Я-концепция". Самопознание и самооценка. Самоконтроль.
Социальная идентичность. Ролевое поведение. Межличностное взаимодействие как
объект социальной психологии.
Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп в
социальной психологии. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые
движения. Способы психологического воздействия в больших социальных группах.
Феномен психологии масс, "эффект толпы".
Малые группы. Динамические процессы в малой группе.
Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня
развития.
Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая сплоченность.
Конформизм и нонконформизм. Причины конформного поведения. Психологическое
манипулирование и способы противодействия ему. Межличностные отношения в группах.
Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация.
Психологические проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в
ученических группах.
Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное поведение.
Общение как объект социально-психологических исследований. Функции общения.
Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности общения в
информационном обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей в
общении. Риски социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность.
Теории конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Особенности
профессиональной
деятельности
социального
психолога.
Психологическое образование.
Введение в экономическую науку.
Экономика как наука, этапы и основные направления ее развития. Микроэкономика,
макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об
обществе. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов.
Экономический выбор. Экономическая эффективность. Экономические институты и их
роль в развитии общества. Собственность. Экономическое содержание собственности.
4

Главные вопросы экономики. Производство. Факторы производства и факторные доходы.
Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем.
Экономическая деятельность и ее субъекты. Домашние хозяйства, предприятия,
государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и
экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая
свобода и социальная ответственность субъектов экономики.
Институт рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное
ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение,
величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность спроса
и эластичность предложения. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары
роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная цена.
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика
Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного
регулирования экономики.
Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок
капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование.
Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда. Занятость и безработица.
Государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации.
Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка труда в
Российской Федерации.
Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения
проблемы асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики
в Российской Федерации.
Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы
предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.
Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль.
Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки,
средние и предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы.
Эффект масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная
стоимость и способы финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента.
Основные элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная база.
Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и функции.
Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии. Финансовая
безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика. Денежно-кредитная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социально-экономические
последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации.
Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные
блага (блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага).
Исключаемость и конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных
благ. Несовершенства рыночной организации хозяйства. Государственное регулирование
рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.
Распределение доходов. Регулирование степени экономического неравенства.
Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы
налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование.
5

Фискальная политика государства.
Экономический
рост.
Измерение
экономического
роста.
Основные
макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовый
внутренний продукт (ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП.
Реальный и номинальный валовый внутренний продукт. Факторы долгосрочного
экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития
экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических
колебаний и долгосрочного экономического роста.
Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля.
Сравнительные преимущества в международной торговле. Государственное
регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг. Квотирование.
Международные расчеты. Платежный баланс. Валютный рынок.
Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной
деятельности в экономической сфере.
11 КЛАСС
Введение в социологию.
Социология в системе социально-гуманитарного знания, ее структура и функции.
Этапы и основные направления развития социологии. Структурный и функциональный
анализ общества в социологии.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные субъекты и их
многообразие. Социальные общности и группы. Виды социальных групп.
Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как этническая
и гражданская общность. Этнические отношения. Этническое многообразие современного
мира. Миграционные процессы в современном мире. Конституционные основы
национальной политики в Российской Федерации.
Молодежь как социальная группа, ее социальные и социально-психологические
характеристики. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в
современной России. Государственная молодежная политика Российской Федерации.
Институты социальной стратификации. Социальная структура и стратификация.
Социальное неравенство. Критерии социальной стратификации. Стратификация в
информационном обществе.
Институт семьи. Типы семей. Семья в современном обществе. Традиционные
семейные ценности. Изменение социальных ролей в современной семье. Демографическая
и семейная политика в Российской Федерации.
Образование как социальный институт. Функции образования. Общее и
профессиональное образование. Социальная и личностная значимость образования. Роль
и значение непрерывного образования в информационном обществе. Система образования
в Российской Федерации. Тенденции развития образования в Российской Федерации.
Религия как социальный институт. Роль религии в жизни общества и человека.
Мировые и национальные религии. Религиозные объединения и организации в Российской
Федерации. Принцип свободы совести и его конституционные основы в Российской
Федерации.
Социализация личности, ее этапы. Социальное поведение. Социальный статус и
социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Статусно-ролевые отношения как основа социальных институтов. Возможности
повышения социального статуса в современном обществе. Социальная мобильность, ее
формы
и
каналы.
Социальные
интересы.
Социальные,
этно-социальные
(межнациональные) конфликты. Причины социальных конфликтов. Способы их
разрешения.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение,
его формы и проявления. Конформизм и девиантное поведение: последствия для
6

общества.
Особенности профессиональной деятельности социолога. Социологическое
образование.
Введение в политологию.
Политология в системе общественных наук, ее структура, функции и методы.
Политика как общественное явление. Политические отношения, их виды.
Политический конфликт, пути его урегулирования. Политика и мораль. Роль личности в
политике.
Власть в обществе и политическая власть. Структура, ресурсы и функции
политической власти. Легитимность власти. Институционализация политической власти.
Политические институты современного общества.
Политическая система общества, ее структура и функции. Факторы формирования
политической системы. Политические ценности. Политические нормы. Политическая
коммуникация. Политическая система современного российского общества.
Место государства в политической системе общества. Понятие формы государства.
Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим.
Типы политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы
современной демократии.
Институты государственной власти. Институт главы государства.
Институт законодательной власти. Делегирование властных полномочий.
Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. Местное
самоуправление в Российской Федерации.
Институт исполнительной власти.
Институты судопроизводства и охраны правопорядка.
Институт государственного управления. Основные функции и направления
политики государства. Понятие бюрократии. Особенности государственной службы.
Институты представительства социальных интересов. Гражданское общество.
Взаимодействие институтов гражданского общества и публичной власти.
Выборы в демократическом обществе. Институт всеобщего избирательного права.
Избирательный процесс и избирательные системы. Избирательная система Российской
Федерации. Избирательная кампания. Абсентеизм, его причины и опасность.
Институт политических партий и общественных организаций. Виды, цели и
функции политических партий. Партийные системы. Становление многопартийности в
Российской Федерации. Общественно-политические движения в политической системе
демократического общества. Группы интересов. Группы давления (лоббирование).
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной
России. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Имидж политического
лидера.
Понятие, структура, функции и типы политической культуры. Политические
идеологии. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.
Политическая социализация и политическое поведение личности. Политическая
психология и политическое сознание. Типы политического поведения, политический
выбор. Политическое участие.
Политический процесс и его основные характеристики. Виды политических
процессов. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль
средств массовой информации в политическом процессе. Интернет в политической
коммуникации.
Современный этап политического развития России. Особенности профессиональной
деятельности политолога.
Политологическое образование.
Введение в правоведение.
Юридическая наука. Этапы и основные направления развития юридической науки.
7

Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в
жизни общества. Естественное и позитивное право. Право и мораль. Понятие, структура и
виды правовых норм. Источники права: нормативный правовой акт, нормативный
договор, правовой обычай, судебный прецедент. Связь права и государства. Правовое
государство и гражданское общество. Основные принципы организации и деятельности
механизма современного государства.
Правотворчество и законотворчество. Законодательный процесс.
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и
процессуальное, национальное и международное право.
Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды.
Правоспособность
и
дееспособность.
Реализация
и
применение
права,
правоприменительные акты. Толкование права.
Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений, состав
правонарушения. Законность и правопорядок, их гарантии. Понятие и виды юридической
ответственности.
Конституционное право России, его источники. Конституция Российской
Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство как
политико-правовой институт. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы,
основания приобретения. Гарантии и защита прав человека. Права ребенка.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по
правам ребенка при Президенте Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская
обязанность и альтернативная гражданская служба.
Россия - федеративное государство. Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в Российской
Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами публичной
власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации: порядок избрания,
полномочия и функции.
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации, порядок формирования
и функции. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной
власти: структура, полномочия и функции. Судебная система Российской Федерации, ее
структура, конституционные принципы правосудия. Конституционное судопроизводство.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Конституционные основы
деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: система,
порядок формирования и функции. Конституционно-правовые основы местного
самоуправления в России.
Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданско-правовые
отношения: понятие и виды. Субъекты гражданского права. Физические и юридические
лица. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних.
Правомочия собственника, формы собственности. Обязательственное право. Сделки.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование как социально-правовой институт. Основания наследования (завещание,
наследственный договор, наследование по закону). Права на результаты интеллектуальной
деятельности. Защита гражданских прав. Защита прав потребителей. Гражданско-правовая
ответственность.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые
институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака.
Порядок заключения брака. Прекращение брака. Брачный договор. Права и обязанности
8

членов семьи (супругов, родителей и детей). Институт материнства, отцовства и детства.
Ответственность родителей за воспитание детей. Усыновление. Опека и попечительство.
Приемная семья.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений:
работник и работодатель. Социальное партнерство в сфере труда. Порядок приема на
работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Виды рабочего
времени. Время отдыха. Заработная плата. Трудовой распорядок и дисциплина труда.
Дисциплинарная ответственность. Охрана труда. Виды трудовых споров. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации.
Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные
правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общие
требования к организации приема на обучение по образовательным программам среднего
профессионального и высшего образования.
Административное право, его источники. Субъекты административного права.
Государственная служба и государственный служащий. Противодействие коррупции в
системе
государственной
службы.
Административное
правонарушение
и
административная ответственность, виды наказаний в административном праве.
Административная ответственность несовершеннолетних. Управление использованием и
охраной природных ресурсов. Экологическое законодательство. Экологические
правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Права и
обязанности потребителей финансовых услуг.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав преступления. Виды
преступлений. Уголовная ответственность, виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность за коррупционные преступления. Необходимая оборона и крайняя
необходимость. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства.
Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса.
Арбитражный процесс. Административный процесс.
Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства.
Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения. Суд присяжных заседателей.
Международное право, его основные принципы и источники. Субъекты
международного права. Международная защита прав человека. Источники и принципы
международного гуманитарного права.
Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста. Основные
виды юридических профессий.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Личностные результаты программы по обществознанию на уровне среднего общего
образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
9

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к
10

учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей
жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Метапредметные:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
■
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему,
рассматривать ее разносторонне;
■
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять
критерии типологизации;
■
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
■
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных
явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
■
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
ресурсов и возможных рисков;
■
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности,
отвечающие ее целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
■
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
■
развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных,
жизненных проблем, при выполнении социальных проектов
Базовые исследовательские действия:
■
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания,
11

включая специфические методы социального познания;
■
осуществлять в различных видах деятельность по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
■
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию,
ключевые понятия и методы;
■
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
■
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
■
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
■
оценивать новые ситуации, возникающие в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
■
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
■
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса
социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
■
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
■
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об
основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах
социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
■
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая
статистические данные, графики, таблицы;
■
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и
форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
■
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
■
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
■ общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог, учитывать разные точки зрения;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
■ совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
12

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать
идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в
жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять
интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
■
Самоконтроль, принятие себя и других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
■ эмоциональный интеллект:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в
межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
13

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Предметные:
10 КЛАСС
владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки,
включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях
развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость
комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы,
исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как системность общества,
разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии,
факторы и механизмы социальной динамики, роль человека как субъекта общественных
отношений, виды и формы познавательной деятельности; общественная природа личности,
роль общения и средств коммуникации формировании социально-психологических качеств
личности; природа межличностных конфликтов и пути их разрешения; экономика как
объект изучения экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики,
экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические функции
государства, факторы и показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное
ценообразование, экономическое содержание собственности, финансовая система и
финансовая политика государства;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных
институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, политике Российской Федерации, направленной на укрепление и
развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку
конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли,
налоговой системы, финансовых рынков;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование,
доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины;
методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных
оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и
достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и
использовании сбережений, инвестиций, способах безопасного использования финансовых
услуг, выборе будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях применения
знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты, типы
обществ, формы общественного сознания, виды деятельности, виды потребностей, формы
познания, уровни и методы научного знания, формы культуры, типы мировоззрения; типы
социальных отношений, виды социальных групп, разновидности социальных конфликтов
и способы их разрешения, типы рыночных структур, современные финансовые технологии,
методы антимонопольного регулирования экономики, виды предпринимательской
деятельности, показатели деятельности фирмы, финансовые институты, факторы
производства и факторные доходы;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
14

их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных
явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития
российского общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости
глобализации, относительности истины, характера воздействия средств массовой
информации на сознание в условиях цифровизации, формирования установок и
стереотипов массового сознания, распределения ролей в малых группах, влияния групп на
поведение людей, особенностей общения в информационном обществе, причин
возникновения межличностных конфликтов, экономической свободы и социальной
ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего
бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной
справедливости в условиях рыночной экономики;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать источники
социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности
сведений, проводить с использованием из различных источников знаний, учебноисследовательской и проектной работы по философской, социально-психологической и
экономической проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов,
осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и
прикладную составляющие работ; владеть навыками презентации результатов учебноисследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях; уметь
анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания,
самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при
решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, конкретизировать
примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, теоретическими положениями разделов "Основы философии",
"Основы социальной психологии", "Основы экономической науки", включая положения о
влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах манипуляции
общественным мнением, распространенных ошибках в рассуждениях при ведении
дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной
информацией, возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий,
выборе рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных
ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике
поведения на основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических
прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при
пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми технологиями,
особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда;
уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно
заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике,
рассматриваемой на примерах материала разделов "Основы философии", "Основы
социальной психологии", "Основы экономической науки";
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно
15

взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессиональной деятельности, связанных с философией, социальной
психологией и экономической наукой.
11 КЛАСС
владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения, включая знания о
предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли
в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности;
объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного подхода к
изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими
науками, в том числе такие вопросы, как социальная структура и социальная
стратификация, социальная мобильность в современном обществе, статусно-ролевая
теория личности, семья и ее социальная поддержка, нация как этническая и гражданская
общность, девиантное поведение и социальный контроль, динамика и особенности
политического процесса, субъекты политики, государство в политической системе
общества, факторы политической социализации, функции государственного управления,
взаимосвязь права и государства, признаки и виды правоотношений, отрасли права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционно-правовой статус
высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности
правоохранительных органов и местного самоуправления, пути преодоления правового
нигилизма;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных
институтов, включая семью, образование, религию, институты в сфере массовых
коммуникаций, в том числе средства массовой информации, институты социальной
стратификации, базовые политические институты, включая государство и институты
государственной власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной
власти, судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты всеобщего избирательного права, политических партий и общественных
организаций, представительства социальных интересов, в том числе об институте
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, институты права, включая
непосредственно право как социальный институт, институты гражданства, брака,
материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии
различных социальных институтов, об изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на укрепление
и развитие социальных институтов российского общества; о способах и элементах
социального контроля, о типах и способах разрешения социальных конфликтов, о
конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая методы: социологии, такие как социологический опрос, социологическое
наблюдение, анализ документов и социологический эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ, системный,
институциональный, социально-психологический подход; правоведения, такие как
формально-юридический, сравнительно-правовой для принятия обоснованных решений в
различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли участника
различных социальных групп, избирателя, участии в политической коммуникации, в
деятельности политических партий и общественно-политических движений, в
противодействии политическому экстремизму, при осуществлении профессионального
16

выбора;
уметь классифицировать и типо логизировать: социальные группы, разновидности
социальных конфликтов, виды социального контроля; виды политических отношений,
формы государства, типы политических режимов, формы правления и государственнотерриториального устройства, виды политических институтов, типы политических партий,
виды политических идеологий, типы политического поведения; виды правовых норм,
источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды
юридической ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных
явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и их
особенностей, проблемы социального неравенства, путей сохранения традиционных
семейных ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль политических
партий и общественных организаций в современном обществе, роль средств массовой
информации в формировании политической культуры личности, трансформация
традиционных политических идеологий, деятельность правовых институтов, соотношение
права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с
привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации по
целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с
использованием знаний из различных источников, учебно-исследовательской, проектноисследовательской и другой творческой работы по социальной, политической, правовой
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять
поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную
составляющие работ, владеть навыками презентации результатов учебноисследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения
социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных групп, социального
взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование, средства
массовой информации, религия), с деятельностью различных политических институтов
современного общества, политической социализацией и политическим поведением
личности, ее политическим выбором и политическим участием, действиями субъектов
политики в политическом процессе, деятельностью участников правоотношений в
отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения
разделов "Основы социологии", "Основы политологии", "Основы правоведения", включая
положения об этнических отношениях и этническом многообразии современного мира,
молодежи как социальной группе, изменении социальных ролей в семье, системе
образования Российской Федерации и тенденциях его развития, средствах массовой
информации, мировых и национальных религиях, политике как общественном явлении,
структуре, ресурсах, функциях и легитимности политической власти, политических нормах
и ценностях, политических конфликтах и путях их урегулирования, выборах в
демократическом обществе, о политической психологии и политическом сознании,
17

влиянии средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав
человека, сделках, обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты
интеллектуальной деятельности, особенностях правового регулирования труда
несовершеннолетних в Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой
обороне и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса, развитии
правовой культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на
основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять
документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала
разделов "Основы социологии", "Основы политологии", "Основы правоведения";
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессионального образования, связанных с социально-гуманитарной
подготовкой и особенностями профессиональной деятельности социолога, политолога,
юриста.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
10
4
136
11
4
136
10 класс

№
п/п

1.

Итого

136
136

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

Тема урока

Социальные науки в системе научного знания.
Особенности социального познания. Общество как
предмет изучения. Различные подходы к изучению
общества. Особенности социального познания. Научное и
ненаучное социальное познание. Социальные науки в
системе научного знания. Место философии в системе
обществознания. Философия и наука. Методы изучения
социальных явлений. Сходство и различие естествознания и
обществознания. Особенности наук, изучающих общество и
человека. Социальные науки и профессиональное
самоопределение молодежи.

18

4

ЭОР

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Общество как система. Динамика и многообразие
процессов развития общества. Социальная философия, ее
место в системе наук об обществе. Философское осмысление
общества как целостной развивающейся системы.
Взаимосвязь природы и общества. Понятие "социальный
институт". Основные институты общества, их функции и роль
в развитии общества. Типология обществ. Современное
общество: ведущие тенденции, особенности развития.
Динамика и многообразие процессов развития общества.
Типы социальной динамики. Эволюция и революция как
формы социального изменения. Влияние массовых
коммуникаций на развитие общества и человека
Общественный прогресс. Процессы глобализации.
Понятие общественного прогресса, критерии общественного
прогресса.
Противоречия
общественного
прогресса.
Процессы глобализации. Противоречивость глобализации и
ее последствий. Глобальные проблемы современности.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Сущность человека. Духовное и материальное в человеке.
Философская антропология о становлении человека и
зарождении общества. Человечество как результат
биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человека как философская проблема. Духовное и
материальное в человеке. Способность к познанию и
деятельности - фундаментальные особенности человека.
Сознание. Массовое сознание и его особенности. Сознание.
Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в
развитии
личности.
Рефлексия.
Общественное
и
индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное
сознание. Формы общественного сознания: религиозное,
нравственное, политическое и другие. Способы манипуляции
общественным мнением. Установки и стереотипы массового
сознания. Воздействие средств массовой информации на
массовое и индивидуальное сознание в условиях цифровой
среды. Использование достоверной и недостоверной
информации.
Деятельность как способ существования людей.
Философия о деятельности как способе существования
людей, самореализации личности. Мотивация деятельности.
Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности.
Свобода и необходимость в деятельности.
Теория познания. Истина и её критерии. Гносеология в
структуре философского знания. Проблема познаваемости
мира. Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и
ее критерии. Абсолютная истина. Относительность истины.
Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его
специфика и роль. Формы рационального познания.
Мышление и язык. Смысл и значение языковых выражений.
Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция.
Доказательство, наблюдение, эксперимент, практика.
19

4

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

4

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

2

3

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

2

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

4

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Объяснение
и
понимание.
Виды
объяснений.
Распространенные ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор,
дискуссия, полемика. Основания, допустимые приемы
рационального спора.
Научное знание и его характерные черты. Научное знание,
его характерные признаки: системность, объективность,
доказательность,
проверяемость.
Эмпирический
и
теоретический уровни научного знания. Способы и методы
научного познания. Дифференциация и интеграция научного
знания. Междисциплинарные научные исследования.
Духовная жизнь человека и общества. Духовная жизнь
человека и общества. Человек как духовное существо.
Человек как творец и творение культуры. Мировоззрение:
картина мира, идеалы, ценности и цели. Понятие культуры.
Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного
наследия России. Вклад российской культуры в мировую
культуру. Массовая и элитарная культура. Народная
культура. Творческая элита.
Направления духовной деятельности. Формы духовной
культуры. Религия, ее культурологическое понимание.
Влияние религии на развитие культуры. Искусство, его виды
и формы. Социальные функции искусства. Современное
искусство. Художественная культура. Наука как область
духовной культуры. Роль науки в современном обществе.
Социальные
последствия
научных
открытий
и
ответственность ученого. Авторитет науки. Достижения
российской науки на современном этапе.
Образование как институт сохранения и передачи
культурного наследия.
Этика и этические нормы. Этика, мораль, нравственность.
Основные категории этики. Свобода воли и нравственная
оценка. Нравственность как область индивидуально
ответственного поведения. Этические нормы как регулятор
деятельности социальных институтов и нравственного
поведения
людей.
Особенности
профессиональной
деятельности по направлениям, связанным с философией.
Представление результатов проектноисследовательской
деятельности.
Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение
в философию».
Социальная психология как наука. Социальная
психология в системе социально-гуманитарного знания.
Этапы и основные направления развития социальной
психологии. Междисциплинарный характер социальной
психологии.
Общество и личность в социальной психологии. Теории
социальных отношений. Основные типы социальных
отношений. Личность как объект исследования социальной
психологии. Социальная установка. Личность в группе.
Понятие "Я-концепция". Самопознание и самооценка.
20

2

6

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

4

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

4

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

2

-

2

-

2

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».

6

15.

16.

17.

18.

19.

Самоконтроль.
Социальная
идентичность.
Ролевое
поведение. Межличностное взаимодействие как объект
социальной психологии.
Социальная психология групп. Группа как объект
исследования социальной психологии. Классификация групп
в социальной психологии. Большие социальные группы.
Стихийные группы и массовые движения. Способы
психологического воздействия в больших социальных
группах. Феномен психологии масс, "эффект толпы". Малые
группы. Динамические процессы в малой группе. Условные
группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного
уровня развития. Влияние группы на индивидуальное
поведение. Групповая сплоченность. Конформизм и
нонконформизм.
Причины
конформного
поведения.
Психологическое
манипулирование
и
способы
противодействия ему. Межличностные отношения в группах.
Межличностная совместимость. Дружеские отношения.
Групповая дифференциация. Психологические проблемы
лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в
ученических группах. Антисоциальные группы. Опасность
криминальных групп. Агрессивное поведение.
Общение и социальное взаимодействие. Общение как
объект социально-психологических исследований. Функции
общения. Общение как обмен информацией. Общение как
взаимодействие. Особенности общения в информационном
обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей
в общении. Риски социальных сетей и сетевого общения.
Информационная
безопасность.
Теории
конфликта.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Психологическое образование и профессиональная
деятельность социального психолога. Особенности
профессиональной деятельности социального психолога.
Психологическое образование.

Представление результатов проектноисследовательской
деятельности.
Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение
в социальную психологию».
Экономика как наука и сфера деятельности человека.
Экономика как наука, этапы и основные направления ее
развития. Микроэкономика, макроэкономика, мировая
экономика. Место экономической науки среди наук об
обществе. Предмет и методы экономической науки.
Ограниченность
ресурсов.
Экономический
выбор.
Экономическая эффективность. Экономические институты и
их роль в развитии общества. Собственность. Экономическое
содержание собственности. Главные вопросы экономики.
Производство. Факторы производства и факторные доходы.
Кривая
производственных
возможностей.
Типы
экономических систем.
21

6

2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

6

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

2

2

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
-

2

-

5

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

20.

21.

22.

23.

24.

Экономическая
деятельность
и
её
субъекты.
Экономическая деятельность и ее субъекты. Домашние
хозяйства,
предприятия,
государство.
Потребление,
сбережения, инвестиции. Экономические отношения и
экономические интересы. Рациональное поведение людей в
экономике.
Экономическая
свобода
и
социальная
ответственность субъектов экономики.
Институт рынка. Институт рынка. Рыночные механизмы:
цена и конкуренция. Рыночное ценообразование. Рыночный
спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение,
величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон
предложения. Эластичность спроса и эластичность
предложения.
Нормальные
блага,
товары
первой
необходимости и товары роскоши. Товары Гиффена и эффект
Веблена. Рыночное равновесие, равновесная цена.
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы
рыночных структур. Совершенная и несовершенная
конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная
политика Российской Федерации по поддержке и защите
конкуренции. Методы антимонопольного регулирования
экономики.
Рынки и ресурсы. Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные
ресурсы и экономическая рента. Рынок капитала. Спрос и
предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование.
Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок
труда. Занятость и безработица. Государственная политика
регулирования рынка труда в Российской Федерации.
Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности
современного рынка труда в Российской Федерации.
Информация
как
ресурс
экономики.
Асимметрия
информации. Способы решения проблемы асимметрии
информации. Государственная политика цифровизации
экономики в Российской Федерации.
Институт
предпринимательства.
Институт
предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы
предпринимательской
деятельности.
Организационноправовые формы предприятий. Малый бизнес. Франчайзинг.
Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Фирмы в экономике. Экономические цели фирмы.
Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль.
Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и
переменные издержки, средние и предельные издержки).
Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Эффект
масштаба производства. Амортизационные отчисления.
Альтернативная стоимость и способы финансирования
предприятия. Основные принципы менеджмента. Основные
элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность
фирмы. Политика импортозамещения в Российской
Федерации
22

5

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

6

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

6

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

5

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

5

25.

26.

27.

28.

29.
30.

Финансовые институты. Финансовые институты. Банки.
Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты.
Денежная масса и денежная база. Денежные агрегаты.
Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и
функции. Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные
финансовые
технологии.
Финансовая
безопасность.
Цифровые финансовые активы. Монетарная политика.
Денежно-кредитная политика Банка России. Инфляция:
причины, виды, социально-экономические последствия.
Антиинфляционная политика в Российской Федерации
Государство в экономике. Государство в экономике.
Экономические функции государства. Общественные блага
(блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто
частные блага). Исключаемость и конкурентность в
потреблении. Способы предоставления общественных благ.
Несовершенства
рыночной
организации
хозяйства.
Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты.
Положительные и отрицательные внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета.
Государственный
долг.
Распределение
доходов.
Регулирование степени экономического неравенства.
Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды
налогов. Принципы налогообложения в Российской
Федерации. Налогообложение и субсидирование. Фискальная
политика государства.
Основные
макроэкономические
показатели.
Экономический рост. Измерение экономического роста.
Основные макроэкономические показатели:
валовой
национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт
(ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП.
Реальный и номинальный валовый внутренний продукт.
Факторы долгосрочного экономического роста. Рынок благ.
Совокупный
спрос
и
совокупное
предложение.
Экономические циклы. Фазы экономического цикла.
Причины циклического развития экономики. Значение
совокупного спроса и совокупного предложения для
циклических колебаний и долгосрочного экономического
роста.
Международная
экономика.
Мировая
экономика.
Международное разделение труда. Внешняя торговля.
Сравнительные преимущества в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли. Экспорт
и импорт товаров и услуг. Квотирование. Международные
расчеты. Платежный баланс. Валютный рынок. Возможности
применения
экономических
знаний.
Особенности
профессиональной деятельности в экономической сфере.
Представление результатов проектноисследовательской
деятельности.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Введение в
экономическую науку».
23

8

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

9

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

6

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

6

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

2

-

2

-

31.

Обобщение
и
систематизация
«Обществознание" 10 класс.

знаний

по

курсу

2

-

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

ЭОР

11 класс

№ п/п

Тема урока

1.

Социология как наука. Социология в системе социальногуманитарного знания, ее структура и функции. Этапы и
основные направления развития социологии. Структурный и
функциональный анализ общества в социологии.

2

2.

Социальная структура и социальная стратификация.
Институты социальной стратификации. Социальная
структура и стратификация. Социальное неравенство.
Критерии социальной стратификации. Стратификация в
информационном обществе.

3

3.

Субъекты общественных отношений. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Социальные
субъекты и их многообразие. Социальные общности и
группы. Виды социальных групп. Этнические общности.
Этнокультурные ценности и традиции. Нация как
этническая и гражданская общность. Этнические
отношения. Этническое многообразие современного мира.
Миграционные
процессы
в
современном
мире.
Конституционные основы национальной политики в
Российской Федерации. Молодежь как социальная группа,
ее
социальные
и
социально-психологические
характеристики. Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы
молодежи
в
современной
России.
Государственная молодежная политика Российской
Федерации.
Социальные институты семьи, образования, религии,
СМИ. Институт семьи. Типы семей. Семья в современном
обществе. Традиционные семейные ценности. Изменение
социальных ролей в современной семье. Демографическая и
семейная политика в Российской Федерации. Образование
как социальный институт. Функции образования. Общее и
профессиональное образование. Социальная и личностная
значимость образования. Роль и значение непрерывного
образования в информационном обществе. Система
образования в Российской Федерации. Тенденции развития
образования в Российской Федерации. Религия как
социальный институт. Роль религии в жизни общества и
человека. Мировые и национальные религии. Религиозные
объединения и организации в Российской Федерации.

7

4.

24

7

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

5.

6.

7.
8.
9.
10.

11.

Принцип свободы совести и его конституционные основы в
Российской Федерации.
Положение личности в обществе. Социализация личности,
ее этапы. Социальное поведение. Социальный статус и
социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Статусно-ролевые отношения как основа социальных
институтов. Возможности повышения социального статуса в
современном обществе. Социальная мобильность, ее формы
и каналы. Социальные интересы. Социальные, этносоциальные (межнациональные) конфликты. Причины
социальных конфликтов. Способы их разрешения.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.
Конформизм и девиантное поведение: последствия для
общества.
Социологическое образование и профессиональная
деятельность социолога. Особенности профессиональной
деятельности социолога. Социологическое образование.

Представление результатов проектно-исследовательской
деятельности.
Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в
социологию».
Политология как наука. Политология в системе
общественных наук, ее структура, функции и методы.
Политика и общество. Политика как общественное
явление. Политические отношения, их виды. Политический
конфликт, пути его урегулирования. Политика и мораль.
Роль личности в политике. Понятие политического
лидерства. Типология лидерства. Имидж политического
лидера. Политическая элита. Типология элит, особенности
их формирования в современной России.
Политическая власть. Политическая система. Роль
государства в политической системе. Власть в обществе и
политическая власть. Структура, ресурсы и функции
политической
власти.
Легитимность
власти.
Институционализация политической власти. Политические
институты современного общества. Политическая система
общества, ее структура и функции. Факторы формирования
политической
системы.
Политические
ценности.
Политические нормы. Политическая коммуникация.
Политическая система современного российского общества.
Место государства в политической системе общества.
Понятие
формы
государства.
Формы
правления.
Государственно-территориальное
устройство.
Политический режим. Типы политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы
современной демократии.
25

9

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

2

2

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
-

2

-

2
4

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

6

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

12.

13.

14.

15.

16.

17.
18.

Институты государственной власти в Российской
Федерации. Институты государственной власти. Институт
главы государства. Институт законодательной власти.
Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Развитие традиций парламентской демократии в России.
Местное самоуправление в Российской Федерации.
Институт
исполнительной
власти.
Институты
судопроизводства и охраны правопорядка. Институт
государственного управления. Основные функции и
направления политики государства. Понятие бюрократии.
Особенности государственной службы.
Институты представительства социальных интересов в
Российской Федерации. Институты представительства
социальных
интересов.
Гражданское
общество.
Взаимодействие институтов гражданского общества и
публичной власти. Выборы в демократическом обществе.
Институт всеобщего избирательного права. Избирательный
процесс и избирательные системы. Избирательная система
Российской
Федерации.
Избирательная
кампания.
Абсентеизм, его причины и опасность. Институт
политических партий и общественных организаций. Виды,
цели и функции политических партий. Партийные системы.
Становление многопартийности в Российской Федерации.
Общественно-политические движения в политической
системе демократического общества. Группы интересов.
Группы давления (лоббирование).
Политическая культура и политическое сознание.
Понятие, структура, функции и типы политической
культуры. Политические идеологии. Истоки и опасность
политического экстремизма в современном обществе.
Политическая социализация и политическое поведение
личности. Политическая психология и политическое
сознание. Типы политического поведения, политический
выбор. Политическое участие.
Политический процесс. Политический процесс и его
основные характеристики. Виды политических процессов.
Особенности политического процесса в современной
России. Место и роль средств массовой информации в
политическом процессе. Интернет в политической
коммуникации. Современный этап политического развития
России.
Политологическое образование и профессиональная
деятельность политолога. Особенности профессиональной
деятельности политолога. Политологическое образование.

Представление результатов проектно-исследовательской
деятельности.
Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в
политологию»
26

6

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

4

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

4

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

4

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

2

2

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
-

2

-

19.

Юридическая наука: этапы и основные направления
развития. Юридическая наука. Этапы и основные
направления развития юридической науки.

2

20.

Право как социальный институт. Система права. Право
как социальный институт. Понятие, признаки и функции
права. Роль права в жизни общества. Естественное и
позитивное право. Право и мораль. Понятие, структура и
виды правовых норм. Источники права: нормативный
правовой акт, нормативный договор, правовой обычай,
судебный прецедент. Система права. Отрасли права.
Частное и публичное, материальное и процессуальное,
национальное и международное право.
Связь права и государства. Правотворчество и
законотворчество. Связь права и государства. Правовое
государство и гражданское общество. Основные принципы
организации и деятельности механизма современного
государства.
Правотворчество
и
законотворчество.
Законодательный процесс.
Правовая
культура.
Правоотношения
и
правонарушения.
Юридическая
ответственность.
Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты
правоотношений,
их
виды.
Правоспособность
и
дееспособность. Реализация и применение права,
правоприменительные
акты.
Толкование
права.
Правомерное поведение и правонарушение. Виды
правонарушений, состав правонарушения. Законность и
правопорядок, их гарантии. Понятие и виды юридической
ответственности.
Основы конституционного права. Конституционное право
России, его источники. Конституция Российской
Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации.

4

21.

22.

23.

24.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации. Права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Гражданство как
политико-правовой институт. Гражданство Российской
Федерации: понятие, принципы, основания приобретения.
Гарантии и защита прав человека. Права ребенка.
Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации. Уполномоченный по правам ребенка при
Президенте Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Воинская обязанность и альтернативная
гражданская служба.
27

4

6

2

5

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

25.

26.

Конституционно-правовой
статус
России
как
федеративного
государства.
Органы
власти
в
Российской
Федерации.
Россия
федеративное
государство. Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации. Конституционно-правовой статус
федеральных органов власти в Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между
органами публичной власти в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации: порядок избрания,
полномочия и функции. Федеральное собрание - парламент
Российской Федерации, порядок формирования и функции.
Правительство Российской Федерации и федеральные
органы исполнительной власти: структура, полномочия и
функции. Судебная система Российской Федерации, ее
структура, конституционные принципы правосудия.
Конституционное судопроизводство. Правоохранительные
органы Российской Федерации. Конституционные основы
деятельности правоохранительных органов Российской
Федерации. Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации: система, порядок формирования и
функции. Конституционно-правовые основы местного
самоуправления в России.
Основные отрасли частного права. Гражданское право.
Источники гражданского права. Гражданско-правовые
отношения: понятие и виды. Субъекты гражданского права.
Физические и юридические лица. Правоспособность и
дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних.
Правомочия
собственника,
формы
собственности.
Обязательственное право. Сделки. Гражданско-правовой
договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование как социально-правовой институт. Основания
наследования (завещание, наследственный договор,
наследование по закону). Права на результаты
интеллектуальной деятельности. Защита гражданских прав.
Защита
прав
потребителей.
Гражданско-правовая
ответственность. Семейное право. Источники семейного
права. Семья и брак как социально-правовые институты.
Правовое регулирование отношений супругов. Условия
заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение
брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи
(супругов, родителей и детей). Институт материнства,
отцовства и детства. Ответственность родителей за
воспитание детей. Усыновление. Опека и попечительство.
Приемная семья. Трудовое право. Источники трудового
права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Социальное партнерство в сфере труда.
Порядок приема на работу. Трудовой договор. Заключение и
прекращение трудового договора. Виды рабочего времени.
Время отдыха. Заработная плата. Трудовой распорядок и
дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность.
Охрана труда. Виды трудовых споров. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних в
28

5

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

10

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

27.

28.

29.

30.

Российской Федерации. Образовательное право в
российской
правовой
системе.
Образовательные
правоотношения. Права и обязанности участников
образовательного процесса. Общие требования к
организации приема на обучение по образовательным
программам среднего профессионального и высшего
образования.
Основные отрасли публичного права. Административное
право, его источники. Субъекты административного права.
Государственная служба и государственный служащий.
Противодействие коррупции в системе государственной
службы.
Административное
правонарушение
и
административная ответственность, виды наказаний в
административном
праве.
Административная
ответственность
несовершеннолетних.
Управление
использованием и
охраной
природных
ресурсов.
Экологическое
законодательство.
Экологические
правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской
деятельности. Права и обязанности потребителей
финансовых услуг. Налоговое право. Источники налогового
права. Субъекты налоговых правоотношений. Права и
обязанности
налогоплательщика.
Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты
налогов. Уголовное право, его принципы. Понятие
преступления, состав преступления. Виды преступлений.
Уголовная ответственность, виды наказаний в уголовном
праве. Уголовная ответственность за коррупционные
преступления.
Необходимая
оборона
и
крайняя
необходимость.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Основные отрасли процессуального права. Гражданское
процессуальное
право.
Принципы
гражданского
судопроизводства. Участники гражданского процесса.
Стадии гражданского процесса. Арбитражный процесс.
Административный процесс. Уголовное процессуальное
право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты
уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального
принуждения.
Суд
присяжных
заседателей.
Международное право. Международное право, его
основные
принципы
и
источники.
Субъекты
международного права. Международная защита прав
человека. Источники и принципы международного
гуманитарного права.
Юридическое
образование
и
профессиональная
деятельность
юриста.
Юридическое
образование.
Профессиональная деятельность юриста. Основные виды
юридических профессий.

29

9

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

8

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».

3

1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».
2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
1. Цифровой
образовательный
ресурс «Якласс».

2

31.

Представление результатов проектно-исследовательской
деятельности
32. Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в
правоведение».
33. Обобщение
и
систематизация
знаний
по
курсу
«Обществознание" 11 класс.

2

2. Образовательная
платформа
«учи.ру».
-

2
2

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».