рп литература (углубленный уровень) 10-11 (обновленный ФГОС СОО)

Оглавление
1.

Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3

2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 8

3.

Тематическое планирование .........................................................................................................16

2

1. Содержание учебного предмета
10 КЛАСС
Литература второй половины XIX века.
А.Н. Островский. Драма "Гроза". Пьесы "Бесприданница", "Свои люди сочтемся" и другие (одно произведение по выбору).
И.А. Гончаров. Роман "Обломов". Романы и очерки (одно произведение по
выбору). Например, "Обыкновенная история", очерки из книги "Фрегат "Паллада" и
другие.
И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети". Повести и романы (одно произведение
по выбору). Например, "Первая любовь", "Вешние воды", "Рудин", "Дворянское
гнездо" и другие. Статья "Гамлет и Дон Кихот".
Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Silentium!", "Не то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как
убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и
все былое..."), "Певучесть есть в морских волнах...", "Природа - сфинкс. И тем она
верней...", "Эти бедные селенья...", "О вещая душа моя!..", "День и ночь" и другие.
Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Тройка", "Я не люблю иронии твоей...", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с
тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит
изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", "Блажен незлобивый поэт...",
"Памяти Добролюбова", "Пророк" и другие.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
А.А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, "Одним
толчком согнать ладью живую...", "Еще майская ночь", "Вечер", "Это утро, радость
эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Я
тебе ничего не скажу...", "Заря прощается с землею...", "На заре ты ее не буди...", "Как
беден наш язык! Хочу и не могу...", "На стоге сена ночью южной..." и другие.
А.К. Толстой. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например, "Средь
шумного бала, случайно...", "Колокольчики мои...", "Меня, во мраке и в пыли...",
"Двух станов не боец, но только гость случайный..." и другие.
Н.Г. Чернышевский. Роман "Что делать?" (главы по выбору). Статьи "Детство
и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н.
Толстого", "Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г.
Тургенева "Ася".
Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Повести и романы
(одно произведение по выбору). Например, "Неточка Незванова", "Сон смешного
человека", "Идиот", "Подросток" и другие.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея "Война и мир". Рассказы, повести и романы (одно
произведение по выбору). Например, рассказы из цикла "Севастопольские рассказы",
"Смерть Ивана Ильича", "Анна Каренина" и другие.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника "История одного города" (не менее
четырех глав по выбору). Например, главы "О корени происхождения глуповцев",
"Опись градоначальникам", "Органчик", "Подтверждение покаяния" и другие. Сказки
(не менее трех по выбору). Например, "Пропала совесть", "Медведь на воеводстве",
"Карась-идеалист", "Коняга" и другие.
Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее двух произведений по выбору).
Например, "Очарованный странник", "Однодум", "Тупейный художник", "Леди
Макбет Мценского уезда" и другие.
А.П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, "Студент",
"Ионыч", "Дама с собачкой", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви",
"Попрыгунья", "Душечка", "Дом с мезонином" и другие.
Комедия "Вишневый сад". Пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры" (одно
3

произведение по выбору).
Литературная критика второй половины XIX века.
Статьи Н.А. Добролюбова "Луч света в темном царстве", "Что такое
обломовщина?", Д.И. Писарева "Базаров", "Мотивы русской драмы", А.В. Дружинина
"Обломов". Роман И.А. Гончарова", А.А. Григорьева "После "Грозы" Островского",
Н.Н. Страхова "Сочинения гр. Л.Н. Толстого" и другие (не менее трех статей по
выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением).
Литература народов России.
Стихотворения и поэмы (не менее одного произведения по выбору). Например,
стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма "Фатима" К. Хетагурова и другие).
Зарубежная литература.
Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения
по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса "Дэвид Копперфилд", "Большие
надежды", Г. Флобера "Мадам Бовари", Э. Золя "Творчество", Г. Де Мопассана
"Милый друг" и другие.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений
одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П.
Верлена, Э. Верхарна и другие.
Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного
произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана "Перед восходом солнца",
"Одинокие", Г. Ибсена "Кукольный дом", "Пер Гюнт" и другие.
11 КЛАСС
Литература конца XIX - начала XX века.
А.И. Куприн. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например,
"Гранатовый браслет", "Олеся", "Поединок" и другие.
Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например,
"Иуда Искариот", "Большой шлем", "Рассказ о семи повешенных" и другие.
М. Горький. Рассказы, повести, романы (два произведения по выбору).
Например, "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Коновалов", "Фома Гордеев" и
другие.
Пьеса "На дне".
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трех стихотворений двух
поэтов по выбору). Например, стихотворения И.Ф. Анненского, К.Д. Бальмонта, А.
Белого, В.Л. Брюсова, М.А. Волошина, И. Северянина, В.С. Соловьева, Ф.К.
Сологуба, В.В. Хлебникова и другие.
Литература XX века.
И.А. Бунин. Стихотворения (не менее двух по выбору). Например,
"Аленушка", "Вечер", "Дурман", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья...", "У птицы
есть гнездо, у зверя есть нора..." и другие. Рассказы (три по выбору). Например,
"Антоновские яблоки", "Чистый понедельник", "Господин из Сан-Франциско",
"Темные аллеи", "Легкое дыхание", "Солнечный удар" и другие.
Книга очерков "Окаянные дни" (фрагменты).
А.А. Блок. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "Река раскинулась. Течет,
грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", "О
доблестях, о подвигах, о славе...", "О, весна, без конца и без краю...", "О, я хочу
безумно жить...", "Девушка пела в церковном хоре...", "В ресторане", "Вхожу я в
темные храмы...", "Я - Гамлет. Холодеет кровь...", "Фабрика", "Русь", "Когда вы
стоите на моем пути...", "Она пришла с мороза...", "Рожденные в года глухие...",
"Пушкинскому Дому", "Скифы" и другие.
Поэма "Двенадцать".
4

Н.С. Гумилев. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например, "Жираф",
"Заблудившийся трамвай", "Капитаны", "Пятистопные ямбы", "Слово", "Шестое
чувство", "Андрей Рублев" и другие.
В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, "А вы
могли бы?", "Нате!", "Послушайте!", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся",
"Письмо Татьяне Яковлевой", "Скрипка и немножко нервно", "Дешевая распродажа",
"Левый марш", "Сергею Есенину", "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" и другие.
Поэмы "Облако в штанах", "Во весь голос. Первое вступление в поэму".
С.А. Есенин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, "Гой ты,
Русь, моя родная...", "Письмо матери", "Собаке Качалова", "Спит ковыль. Равнина
дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Я
последний поэт деревни...", "Русь Советская", "Низкий дом с голубыми ставнями...",
"Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Клен ты мой опавший...", "Отговорила
роща золотая...", "Мы теперь уходим понемногу...", "О красном вечере задумалась
дорога...", "Запели тесаные дроги...", "Русь", "Пушкину", "Я иду долиной. На затылке
кепи...", "До свиданья, друг мой, до свиданья!.." и другие.
Поэма "Черный человек".
О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...",
"Ленинград", "Мы живем, под собою не чуя страны...", "Notre Dame", "Айя-София",
"Невыразимая печаль...", "Золотистого меда струя из бутылки текла...", "Я не слыхал
рассказов Оссиана...", "Нет, никогда ничей я не был современник...", "Я к губам
подношу эту зелень..." и другие.
М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, "Моим
стихам, написанным так рано...", "Кто создан из камня, кто создан из глины...",
"Идешь, на меня похожий...", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Тоска по
родине! Давно...", "Книги в красном переплете", "Бабушке", "Стихи к Блоку" ("Имя
твое - птица в руке..."), "Генералам двенадцатого года", "Уж сколько их упало в эту
бездну...", "Расстояние: версты, мили...", "Красною кистью...", "Семь холмов - как
семь колоколов!.." (из цикла "Стихи о Москве") и другие.
Очерк "Мой Пушкин".
А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, "Песня
последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Смуглый отрок бродил по
аллеям...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Не с теми я, кто бросил землю...",
"Мужество", "Приморский сонет", "Родная земля", "Сероглазый король", "Вечером",
"Все мы бражники здесь, блудницы...", "Все расхищено, предано, продано...", "Я
научилась просто, мудро жить...", "Заплаканная осень, как вдова...", "Перед весной
бывают дни такие...", "Мне ни к чему одические рати...", "Творчество", "Муза"
("Когда я ночью жду ее прихода...") и другие.
Поэма "Реквием".
Е.И. Замятин. Роман "Мы".
Н.А. Островский. Роман "Как закалялась сталь" (избранные главы).
М.А. Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон".
В.В. Набоков. Рассказы, повести, романы (одно произведение по выбору).
Например, "Облако, озеро, башня", "Весна в Фиальте", "Машенька", "Защита
Лужина", "Дар" и другие.
М.А. Булгаков. Романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (один роман
по выбору). Рассказы, повести, пьесы (одно произведение по выбору). Например,
рассказы из книги "Записки юного врача", "Записки на манжетах", "Дни Турбиных",
"Бег" и другие.
А.П. Платонов. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например,
"В прекрасном и яростном мире", "Котлован", "Возвращение", "Река Потудань",
5

"Сокровенный человек" и другие.
А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например, "Вся
суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери" ("В краю, куда их вывезли
гуртом..."), "Я знаю, никакой моей вины...", "Дробится рваный цоколь монумента...",
"О сущем", "В тот день, когда окончилась война...", "Я убит подо Ржевом", "Памяти
Гагарина" и другие.
Поэма "По праву памяти".
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем
трех писателей по выбору). Например, В.П. Астафьев "Пастух и пастушка",
"Звездопад", Ю.В. Бондарев "Горячий снег", В.В. Быков "Обелиск", "Сотников",
"Альпийская баллада", Б.Л. Васильев "А зори здесь тихие", "В списках не значился",
"Завтра была война", "Летят мои кони", К.Д. Воробьев "Убиты под Москвой", "Это
мы, Господи!", В.Л. Кондратьев "Сашка", В.П. Некрасов "В окопах Сталинграда",
Е.И. Носов "Красное вино победы", "Шопен, соната номер два", С.С. Смирнов
"Брестская крепость" и другие.
А.А. Фадеев "Молодая гвардия".
В.О. Богомолов "В августе сорок четвертого".
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному
стихотворению не менее чем трех поэтов по выбору). Например, Ю.В. Друниной,
М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова,
Б.А. Слуцкого и других.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по
выбору). Например, В.С. Розов "Вечно живые", К.М. Симонов "Русские люди" и
другие.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется
дойти...", "Снег идет", "Любить иных - тяжелый крест...", "Быть знаменитым
некрасиво...", "Ночь", "Гамлет", "Зимняя ночь", "Единственные дни", "О, знал бы я,
что так бывает...", "Никого не будет в доме...", "Август" и другие.
Роман "Доктор Живаго" (избранные главы).
А.В. Вампилов. Пьесы (не менее одной по выбору). Например, "Старший сын",
"Утиная охота" и другие.
А.И. Солженицын. Произведения "Один день Ивана Денисовича", "Архипелаг
ГУЛАГ" (фрагменты книги по выбору, например, глава "Поэзия под плитой, правда
под камнем"), произведения из цикла "Крохотки" (не менее двух).
В.М. Шукшин. Рассказы и повести (не менее четырех произведений по
выбору). Например, "Срезал", "Обида", "Микроскоп", "Мастер", "Крепкий мужик",
"Сапожки", "Забуксовал", "Дядя Ермолай", "Шире шаг, маэстро!", "Калина красная"
и другие.
В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
Например, "Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Женский разговор" и другие.
Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например, "Звезда
полей", "Тихая моя родина!..", "В горнице моей светло...", "Привет, Россия...",
"Русский огонек", "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны", "Родная
деревня", "В осеннем лесу", "В минуты музыки печальной...", "Видения на холме",
"Ночь на родине", "Утро" и другие.
И.А. Бродский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, "На
смерть Жукова", "Осенний крик ястреба", "Пилигримы", "Стансы" ("Ни страны, ни
погоста..."), "На столетие Анны Ахматовой", "Рождественский романс", "Я входил
вместо дикого зверя в клетку...", "И вечный бой...", "Я памятник себе воздвиг иной...",
"Мои слова, я думаю, умрут...", "Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря...",
"Воротишься на родину. Ну что ж...", "Postscriptum" и другие.
6

В.С. Высоцкий. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например, "Песня
о Земле", "Он не вернулся из боя", "Мы вращаем Землю", "Я не люблю", "Братские
могилы", "Песня о друге", "Лирическая", "Охота на волков", "Песня о звездах" и
другие.
Проза второй половины XX - начала XXI века. Рассказы, повести, романы
(по одному произведению не менее четырех прозаиков по выбору). Например, Ф.А.
Абрамов ("Братья и сестры" (фрагменты из романа), повесть "Пелагея" и другие), Ч.Т.
Айтматов (повести "Пегий пес, бегущий краем моря", "Белый пароход" и другие),
В.П. Астафьев (повествование в рассказах "Царь-рыба" и другие), В.И. Белов
(рассказы "На родине", "За тремя волоками", "Бобришный угор" и другие), А.Г. Битов
(цикл рассказов "Аптекарский остров", повесть "Жизнь в ветреную погоду" и другие),
А.Н. Варламов (повести "Гора", "Рождение" и другие), Г.Н. Владимов (повесть
"Верный Руслан"), В.С. Гроссман (роман "Жизнь и судьба" (фрагменты)), С.Д.
Довлатов (повесть "Заповедник" и другие), Ф.А. Искандер (роман в рассказах
"Сандро из Чегема" (фрагменты), философская сказка "Кролики и удавы" и другие),
Ю.П. Казаков (рассказы "Северный дневник", "Поморка", "Во сне ты горько плакал"
и другие), В.С. Маканин (рассказ "Кавказский пленный"), В.О. Пелевин (повесть
"Омон Ра", роман "Жизнь насекомых" и другие), Захар Прилепин (рассказ "Белый
квадрат" и другие), В.А. Солоухин (повесть "Капля росы", произведения из цикла
"Камешки на ладони"), А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повести "Пикник на обочине",
"Понедельник начинается в субботу" и другие), В.Ф. Тендряков (повесть "Ночь после
выпуска", рассказы "Хлеб для собаки", "Пара гнедых" и другие), Ю.В. Трифонов
(повести "Отблеск костра", "Обмен", "Другая жизнь", "Дом на набережной" и другие),
В.Т. Шаламов ("Колымские рассказы", например, "Одиночный замер", "Инжектор",
"За письмом", "На представку") и другие.
Поэзия второй половины XX - начала XXI века. Стихотворения и поэмы
(по одному произведению не менее четырех поэтов по выбору). Например, Б.А.
Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Т.Ю.
Кибирова, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, О.А. Николаевой, Б.Ш.
Окуджавы, Д.А. Пригова, Р.И. Рождественского, О.А. Седаковой, В.Н. Соколова,
А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.
Драматургия второй половины XX - начала XXI века. Пьесы
(произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов
"Иркутская история", "Жестокие игры", А.М. Володин "Пять вечеров", "Моя старшая
сестра", К.В. Драгунская "Рыжая пьеса", В.С. Розов "Гнездо глухаря", М.М. Рощин
"Валентин и Валентина", "Спешите делать добро" и другие.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее двух произведений по выбору).
Например, рассказ Ю. Рытхэу "Хранитель огня", роман "Сон в начале тумана",
повести Ю. Шесталова "Синий ветер каслания", "Когда качало меня солнце" и другие,
стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К.
Кулиева и другие.
Зарубежная литература.
Зарубежная проза XX века (не менее двух произведений по выбору).
Например, произведения Г. Бёлля "Глазами клоуна", Р. Брэдбери "451 градус по
Фаренгейту", У. Голдинга "Повелитель мух", А. Камю "Посторонний", Ф. Кафки
"Превращение", Г.Г. Маркеса "Сто лет одиночества", У.С. Моэма "Театр", Д. Оруэлла
"1984", Э.М. Ремарка "На западном фронте без перемен", "Три товарища", Д.
Сэлинджера "Над пропастью во ржи", У. Старка "Пусть танцуют белые медведи", Г.
Уэллса "Машина времени", О. Хаксли "О дивный новый мир", Э. Хемингуэя "Старик
и море", "Прощай, оружие", А. Франк "Дневник Анны Франк", У. Эко "Имя Розы" и
другие.
7

Зарубежная поэзия XX века (не менее трех стихотворений одного из поэтов по
выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Р.М. Рильке,
Т.С. Элиота и других.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта "Мамаша Кураж и ее дети", Ф. Дюрренмата "Визит старой
дамы", Э. Ионеско "Носорог", М. Метерлинка "Синяя птица", Д. Пристли "Визит
инспектора", О. Уайльда "Идеальный муж", Т. Уильямса "Трамвай "Желание", Б. Шоу
"Пигмалион" и другие.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по
литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии
с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, отраженными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображенными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в
литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отраженным в художественных произведениях;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
8

сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов
России, в том числе с использованием литературных произведений.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе
литературы;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
литературе.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью, в том числе с соответствующей оценкой поведения и поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при
чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с
профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в
том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учетом осмысления опыта литературных
героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
9

предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов
России.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с использованием изученных и самостоятельно
прочитанных литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения учащимися программы по
литературе среднего общего образования, в том числе школьного литературного
образования, у учащихся совершенствуется эмоциональный интеллект:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
Метапредметные:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе
при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
использованием собственного читательского опыта..
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
10

литературного материала, навыками разрешения проблем с использованием
художественных произведений;
обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учетом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных
произведений,
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или
иной темы по литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и другие) с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
■ общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы
и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь
на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой
работе на уроках литературы;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
11

развернуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою
точку зрения с использованием языковых средств.;
■ совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на
уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с
учетом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной
литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
использованием читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт с учетом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
■
самоконтроль, принятие себя и других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том
числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и
проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать свое право и право других на ошибку в дискуссиях на литературные
темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания
по литературе;
Предметные:
10 КЛАСС
12

осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами
социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития
страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
осознание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской
и зарубежной литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного
роста;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним;
осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно
интерпретировать художественные, публицистические и литературно-критические тексты;
знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской и
зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина
XIX века), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой литературы;
сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять
связь литературных произведений второй половины XIX века с временем написания, с
современностью и традицией;
умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
литературных произведений;
способность выявлять в произведениях художественной литературы второй
половины XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в
развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в
дискуссии на литературные темы;
устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения
лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к
нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать свое мнение;
сформированность умений выразительно (с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
овладение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в
единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и
наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным на уровне основного общего образования);
владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя,
традиция и новаторство, авторский замысел и его воплощение, миф и литература, историзм,
народность, художественное время и пространство, поэтика, историко-литературный
процесс, литературные направления и течения: романтизм, реализм, литературные жанры,
трагическое и комическое, психологизм, тематика и проблематика, авторская позиция,
фабула, виды тропов и фигуры речи, внутренняя речь, стиль, стилизация, аллюзия,
подтекст, символ, интертекст, гипертекст, системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо-тоническая), "вечные темы" и "вечные образы" в литературе,
взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур, художественный перевод,
литературная критика;
понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
13

современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной
литературы и других видов искусств;
умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать
их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись,
театр, кино, музыка и других);
сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять
их смыслообразующую роль в произведении;
сформированность представлений о стилях художественной литературы разных
эпох, об индивидуальном авторском стиле;
владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного, ведения диалога о прочитанном в русле обсуждаемой проблематики,
информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов);
владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные
высказывания с учетом норм русского литературного языка;
владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов, различными
приемами цитирования и редактирования текстов;
сформированность представлений об основных направлениях литературной
критики, о современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении;
умение создавать собственные литературно-критические произведения на основе
прочитанных художественных текстов;
умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
11 КЛАСС
осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами
социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития
страны в конкретную историческую эпоху (конец XIX - начало XXI века);
включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через
умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и
культуры, раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской,
зарубежной литературы и литератур народов России, и самооценки собственного
интеллектуально-нравственного уровня;
приобщение к российскому литературному наследию и через него - к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, понимание роли и места
русской литературы в мировом культурном процессе;
знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России (конец
XIX - начало XXI века), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой литературы;
сформированность умений самостоятельно определять и учитывать историко14

культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
текстов, выявлять связь литературных произведений конца XIX - начала XXI века со
временем написания, с современностью и традицией, выявлять сквозные темы и ключевые
проблемы русской литературы;
способность самостоятельно выявлять в произведениях художественной литературы
образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях, участие в дискуссии на
литературные темы;
свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения
лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к
нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать свое мнение;
сформированность умений выразительно (с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественного
произведения в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в
нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных
терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне основного общего образования);
владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя,
традиция и новаторство, авторский замысел и его воплощение, миф и литература, историзм,
народность, художественное время и пространство, поэтика, историко-литературный
процесс, литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм
(символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, авангард, литературный манифест,
литературные жанры, трагическое и комическое, психологизм, тематика и проблематика,
авторская позиция, фабула, виды тропов и фигуры речи, внутренняя речь, стиль,
стилизация, аллюзия, подтекст, символ, системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр, "вечные темы" и "вечные образы"
в литературе, беллетристика, массовая литература, сетевая литература, взаимосвязь и
взаимовлияние национальных литератур, художественный перевод, литературная критика;
понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной
литературы и литературной критики;
умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы
и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и другие);
сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы, умение применять их в речевой практике;
умение анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию, и выявлять их смыслообразующую роль;
сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох,
литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов,
15

тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов);
владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные
высказывания с учетом норм русского литературного языка;
владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов, различными
приемами цитирования и редактирования собственных и чужих текстов;
сформированность представлений об основных направлениях литературной критики,
о современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении;
умение создавать собственные литературно-критические произведения на основе
прочитанных художественных текстов;
умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том
числе в медиапространстве (поиск, анализ, отбор, структурирование, презентация
информации), оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
10
5
11
5

Итого

10 класс

№
п/п

1
2

3

4
5

6
7

Тема урока

Обзор русской литературы второй половины XIX века.
А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской
драматургии в творчестве писателя. «Отец русского
театра»
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы
раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта.
Смысл названия.
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких
нравов» «темного царства»
Протест Катерины против «темного царства». Духовное
самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы.
Обучение анализу эпизода.
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьесы в оценке
Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева.
Любовь в пьесах А.Н. Островского «Гроза», «Снегурочка»,
«Бесприданница».

16

Кол-во
часов
(обязательная
часть)
1
1

ЭОР

http://dennimm.nar
od.ru/10ostrovsky.html

1

1
1

1
1

http://hallenna.naro
d.ru/uroki-10klostrovsky.html#gl3
8

8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24

25
26
27
28

29

30
31

32

«Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система
образов. Нравственный смысл и символика комедии.
Сочинение по пьесе "Гроза"
Сочинение по пьесе "Гроза"
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа
«Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» «Обломов»- «Обрыв».
Обломов – главный герой романа: его сущность, характер,
судьба
Сон Обломова
Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика
героев
Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и
Агафьи Матвеевны в романе
«Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»
Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика
характера Обломова.
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и
способы ее выражения в романе.
Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н.А.
Добролюбовым, Д.И. Писаревым, А.В. Дружининым.
«Обломовщина» как общественное явление. И.А. Гончаров
как литературный критик.
Сочинение по роману «Обломов»
Сочинение по роману «Обломов»

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.
Единство мира и философия природы в его лирике
Ф.И. Тютчев «Silentium!», «Не то, что мните вы,
природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о
море ночное…», «Природа – сфинкс…»,«Полдень»,
«Осенний вечер», «Тени сизые смесились…», «День и ночь»
Политические и историко-философские взгляды Ф.И.
Тютчева. Тема России в его творчестве
Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила
и «поединок роковой».
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало
в лирике природы.
А.А. Фет «Даль», «Это утро, радость эта…»,«Еще весны
душистой нега…»,«Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел
к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…»
Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. «Как
беден наш язык!..»,«Одним толчком согнать ладью
живую…»
Любовная лирика А.А. Фета и ее уточнено-чувственный
психологизм.
Сопоставительный анализ стихов Ф.И. Тютчева и А.А.
Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И. Тютчева и
А.А. Фета. (практикум)
А.К. Толстой. Жизнь и творчество.Основные темы, мотивы
17

1
1
1
1

1

http://dennimm.nar
od.ru/10goncharov.html#gl
74

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1

1
1

1

http://hallenna.naro
d.ru/uroki-10klfet.html

33

34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

47
48
49
50
51
52

53

54

55

56
57
58

и образы поэзии А.К. Толстого.
Любовная лирика А.К. Толстого.«Средь шумного бала,
случайно…»,«Острою секирой ранена береза…». Романсы
на стихи А.К. Толстого
Анализ одного стихотворения русского поэта середины
XIX века (по выбору учащихся). Практикум.
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество
«Записки охотника» и их место в русской литературе
И.С. Тургенев – создатель русского романа. Проблематика и
поэтика одного из романов писателя. История создания
романа «Отцы и дети»
Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе
«Отцы и дети». Базаров – герой своего времени.
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и
дети». Сторонники и противники Базарова
Любовь в романе «Отцы и дети»
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Практикум.
Споры критики вокруг романа «Отцы и дети». Д.И. Писарев
"Базаров"
Повесть И.С.Тургенева "Первая любовь"
Повесть И.С.Тургенева "Первая любовь"
Статья "Гамлет и Дон Кихот"
Подготовка к домашнему сочинению. Практикум.
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество Социальная трагедия
народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет
лирических переживаний страдающего поэта.
Героическое и жертвенное в образе разночинцанародолюбца.
Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество
как служение народу.
Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Ее психологизм и
бытовая конкретизация.
«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и
композиция поэмы.
Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на
Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Н.А.
Некрасовым народного бунта.
Проверочная работа. Практикум.
Образы помещиков и их идейный смысл.
Дореформенная и пореформенная Россия. Тема
социального и духовного рабства. Тестирование.
Образы народных заступников в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов.
Тестирование
Фольклорные традиции и народно- поэтическая
стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности языка поэмы.
Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Н.Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические
18

1

http://hallenna.naro
d.ru/uroki-10kltolstoy-a-k.html

1
1
1

http://hallenna.naro
d.ru/uroki-10klturgenev2.html#gl
45

1
1

http://dennimm.nar
od.ru/10turgenev.html

1
1
1
1
1
1
1
1

http://hallenna.naro
d.ru/uroki-10klnekrasov.html#59

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1

http://dennimm.nar
od.ru/10nekrasov.html

59
60

61

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

взгляды.«Что делать?». Система образов романа. Идеал
будущего общества.
Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре
романа
Н.Г. Чернышевский. Статья "Детство и отрочество.
Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы
графа Л.Н. Толстого"
Н.Г. Чернышевский. "Русский человек на rendez-vous.
Размышления по прочтении повести г. Тургенева
"Ася".
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Замысел,
история создания, жанр и композиция романа.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника "История одного
города" глава "О корени происхождения глуповцев"
Образы градоначальников."Опись градоначальникам"
Образы градоначальников. "Органчик"
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника "История одного
города" глава "Подтверждение покаяния"
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Пропала совесть"
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Медведь на воеводстве"
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Карась-идеалист"
Особенности стиля М.Е. Салтыкова- Щедрина. Подготовка к
домашнему сочинению по анализу эпизода. Практикум.
Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы
творческого пути. Духовные искания.
Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н.
Толстого.
Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н
Толстого. Проверочная работа.
История создания романа «Война и мир». Особенности
жанра. Образ автора в романе.
Идейно-художественное своеобразие романа «война и мир»
Изображение светского общества в романе
Изображение войны 1805-1807гг.
Анализ Аустерлицкого сражения.
Бородинское сражение.
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Женские образы в романе «Война и мир»
Женские образы в романе «Война и мир»
Семья Болконских и семья Ростовых
Тема народа в романе «Вона и мир».
Философский смысл образа Платона Каратаева
Кутузов и Наполеон. Сопоставительный анализ образов.
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».
Художественные особенности романа «Война и мир».
Художественные особенности романа «Война и мир».
19

1

http://dennimm.nar
od.ru/10chernyshevsky.htm
l#gl57

1

1

1
1
1

http://dennimm.nar
od.ru/10-saltykovshedrin.html#gl141

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://dennimm.nar
od.ru/10tolstoj.html#gl109

94
95
96
97
98
99
100
101

102
103
104
105

106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121

Духовные искания Л.Н. Толстого и их отражение в позднем
творчестве писателя.
Обзор романов «Анна Каренина»,
«Воскресенье», повести «Хаджи- Мурат»
Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба.
Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.
Достоевского.
История создания романа «Преступление и наказание».
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»,
проблема социальной несправедливости и гуманизм
писателя.
Духовные искания интеллектуального героя и способы их
выявления
Теория Раскольникова. Истоки его бунта
«Тварь я дрожащая или право имею…» (Мотивы
преступления Раскольникова)
«Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то не сумел
рассчитать». Анализ эпизодов трех встреч Порфирия
Петровича и Раскольникова (ч.3, гл. 5; ч.4, гл. 5; ч.5, гл. 2)
«Двойники» Раскольникова.
Значение образа Сони Мармеладовой в романе
«Преступление и наказание».
Концепт «Правда» в романе. «Правда» Сони и «правда»
Раскольникова
Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и
наказание». «Их воскресила любовь…»
Мастерство Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и
наказание». Полифонизм романа.
Оценка романа в статье Н.Н. Страхова «Преступление и
наказание».
Обзор романа Ф.М. Достоевского «Идиот». История
создания и смысл названия.
Обзор романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Проблемы и
герои романа.
Христианские мотивы в романе
Психологические мотивы в романе
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству
Достоевского Н.М.
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.
Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник».
Особенности сюжета.
«Очарованный странник». Жизнь Ивана Флягина и его
духовный мир.
Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Поэтика названия сказа «Очарованный странник».
Особенности жанра и композиции.
20

1
1
1
1
1
1
1
1

http://dennimm.nar
od.ru/10dostoevsky.html
http://hallenna.naro
d.ru/uroki-10kldostoevsky.html#g
l84

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://dennimm.nar
od.ru/10leskov.html

122
123
124
125
126
127
128
129
130
131

132

133

134
135
136

Н.С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер
и необычная судьба русского человека
Купеческая тема и образы в очерке Н.С. Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда» (1865) Шекспировские традиции
Купеческая тема и образы в очерке Н.С. Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда» (1865) Шекспировские традиции
Губительная сила страсти (по очерку Н.С.Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда»)
«Две Катерина» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и
рассказу Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов
начала 80–х годов.
Проблемы рассказов А.П. Чехова 90-х годов. Анализ
рассказов «Палата № 6», «Студент»
Проблемы рассказов А.П. Чехова 90-х годов. Анализ
рассказов «Палата № 6», «Студент»
Многообразие философско- психологической проблематики
в рассказах зрелого Чехова.
А.П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов
«Маленькая трилогия» («Крыжовник», «О любви», «Человек
в футляре»)
А.П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов
«Маленькая трилогия» («Крыжовник», «О любви», «Человек
в футляре»)
А.П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов
«Маленькая трилогия» («Крыжовник», «О любви», «Человек
в футляре»)
Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова
«Ионыч»
Особенности драматургии А.П. Чехова
А.П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр,
герои.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

137

Система образов в пьесе «Вишневый сад» Главный образ
пьесы.

1

138

Своеобразие конфликта в чеховской драме.

1

139

Особенности диалогов в «Вишневом саде»

1

140
141
142

Символ сада в комедии «Вишневый сад».
Своеобразие чеховского стиля.
Обобщение по теме «Русская литература второй половины
19 века»

1
1
1

21

http://dennimm.nar
od.ru/10chexov.html#gl155
http://hallenna.naro
d.ru/uroki-10klchexov.html#gl94

143
144

145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160

161

162
163
164
165
166
167
168
169

Обобщение по теме «Русская литература второй половины
19 века»
Литература народов России.
К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская
лира».
Поэма "Фатима" К. Хетагурова
Стихотворения Г. Тукая
Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика
художественной образности.
«Вечные» вопросы бытия в зарубежной литературе.
Зарубежная проза второй половины XIX века Г. Флобер
"Мадам Бовари"
Г. Флобер «Мадам Бовари»
Г. Флобер "Мадам Бовари"
Герой и конфликт в романе Ги де Мопассана «Милый
друг».
Герой и конфликт в романе Ги де Мопассана «Милый
друг».
Мистическое и реальное в новелле Э. По. «Падение дома
Ашеров»
Мистическое и реальное в новелле Э. По. «Падение дома
Ашеров»
Зарубежная поэзия второй половины XIX века
Стихотворения А. Рембо
Зарубежная поэзия второй половины XIX века
Стихотворения Ш. Бодлера
Зарубежная поэзия второй половины XIX века
Стихотворения П. Верлена
Зарубежная поэзия второй половины XIX века
Стихотворения Э. Верхарна
Зарубежная поэзия второй половины XIX века.
Стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э.
Верхарна
Обобщение по теме «Зарубежная поэзия второй половины
XIX века Стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена,
Э. Верхарна»
Зарубежная драматургия второй половины XIX века Г.
Ибсен. «Кукольный дом» История создания
Г. Ибсен. «Кукольный дом» Смысл названия и новаторство
пьесы.
Г. Ибсен. «Кукольный дом». Герои и особенности конфликта
Сочетание натурализма с элементами критического
реализма в драме Г. Гауптмана «Перед восходом солнца»
Сочетание натурализма с элементами критического
реализма в драме Г. Гауптмана «Перед восходом солнца»
Сочетание натурализма с элементами критического
реализма в драме Г. Гауптмана «Перед восходом солнца»
Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX
века
Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX
века
22

1
1

http://dennimm.nar
od.ru/10-kostaxetagurov.html

1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://dennimm.nar
od.ru/10mopassan.html

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

http://hallenna.naro
d.ru/uroki-10klibsen.html

170

Литературная гостиная

1

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».