рп астрономия 10-11 (базовый уровень)

1.
2.
3.

Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

2
3
4

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции
звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
2

потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Содержание учебного предмета
Предмет астрономии
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на
Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов
познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли,
полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии
3

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная
карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного
неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого
расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение
Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.
Время и календарь.
Законы движения небесных тел
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости
планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.
Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение
искусственных небесных тел.
Солнечная система
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы.
Астероидная опасность.
Методы астрономических исследований
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как
источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические
телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект
Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
Звезды
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до
звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема
существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд.
Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые
карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна,
вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на
Солнце. Солнечно-земные связи.
Наша Галактика - Млечный Путь
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.
Вращение Галактики. Темная материя.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии.
Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое
излучение. Темная энергия.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
11

1

34

4

34

11 ЕН,
Т

№
п/п

1

33

-

11 класс
Тема

33

Кол-во
часов

Предмет астрономии (1 час)
1

Введение в астрономию. Роль астрономии в развитии
цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Особенности методов познания в астрономии.
Основы практической астрономии (7 часов)

1

2

Звездная карта, созвездия, использование компьютерных
приложений для отображения звездного неба. Звёздное
небо. Видимая звездная величина. Суточное движение
светил.

1

3

Практическое применение астрономических исследований.
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные
координаты.
Основы практической астрономии
Практическая работа «Определение небесных координат»

1

Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя. Видимое движение
планет и Солнца
Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы
Луны. Солнечные и лунные затмения.
Время и календарь
Итоговый урок по теме «Основы практической астрономии»
Законы движения небесных тел (5 часов)

1

4
5

6
7
8

9
10
11
12

13

14

1

1
1
1

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.
Законы Кеплера движения планет Обобщённые законы Кеплера
и определение масс небесных тел
Космические скорости и межпланетные перелёты
История развития отечественной космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина.
Достижения современной космонавтики .
Итоговый урок «Законы движения небесных тел»
Солнечная система (8 часов)

1
1

Современные представления о строении и составе
Солнечной системы.
Отличия планет земной группы и планет-гигантов; о
планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке
комет Оорта .

1

5

1
1

1

15

16

17

18

19
20

Система Земля - Луна
Луна и её влияние на Землю.
Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов
на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия
земной оси и движение точки весеннего равноденствия
Планеты земной группы.
Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования
планет земной группы космическими аппаратами
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.
Планеты-карлики
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна;
вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа
колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики
Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и
облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов
Происхождение Солнечной системы. Внесолнечные планеты.
Итоговый урок по теме «Солнечная система»
Методы астрономических исследований (2 часа)

2

1

1

1

1
1

21

Электромагнитное
излучение,
космические
лучи
и
гравитационные волны как источник информации о природе и
свойствах небесных тел. Спектральный анализ. Эффект
Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

1

22

Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Космические аппараты.
Звезды (4 часа)

1

23

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления
солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы.
Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей
на Солнце. Солнечно-земные связи. Происхождение
химических элементов
Звезды: основные физико-химические характеристики и их
взаимная связь. Внутреннее строение и источники энергии
звезд .Разнообразие звездных характеристик и их
закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс.

1

Двойные и кратные звезды. Переменные и вспыхивающие
звезды. Коричневые карлики.
Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Наша Галактика - Млечный Путь (6 часов)
Галактики. Состав и структура Галактики. Звездные скопления.
Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики.

1

24

25
26
27

28
29
30

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их
основные характеристики.
Темная материя. Темная энергия.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.
6

1

1
1

1
1
1

31
32

№
п/п

Представление о космологии. Красное смещение. Закон
Хаббла. Реликтовое излучение.
Строение и эволюция Вселенной
Большой Взрыв. Проблема существования жизни во Вселенной.

11 класс
Тема

1
1

Кол-во
часов

Предмет астрономии (1 час)
1

Введение в астрономию. Роль астрономии в развитии
цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Особенности методов познания в астрономии.
Основы практической астрономии (7 часов)

1

2

Звездная карта, созвездия, использование компьютерных
приложений для отображения звездного неба. Звёздное
небо. Видимая звездная величина. Суточное движение
светил.

1

3

Практическое применение астрономических исследований.
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные
координаты.
Основы практической астрономии
Практическая работа «Определение небесных координат»

1

Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя. Видимое движение
планет и Солнца
Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы
Луны. Солнечные и лунные затмения.
Время и календарь
Итоговый урок по теме «Основы практической астрономии»
Законы движения небесных тел (5 часов)

1

4
5

6
7
8

9
10
11
12

13

14

1

1
1
1

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.
Законы Кеплера движения планет Обобщённые законы Кеплера
и определение масс небесных тел
Космические скорости и межпланетные перелёты
История развития отечественной космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина.
Достижения современной космонавтики .
Итоговый урок «Законы движения небесных тел»
Солнечная система (8 часов)

1
1

Современные представления о строении и составе
Солнечной системы.

1

7

1
1

1

15

16

17

18

19
20

Отличия планет земной группы и планет-гигантов; о
планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке
комет Оорта .
Система Земля - Луна
Луна и её влияние на Землю.
Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов
на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия
земной оси и движение точки весеннего равноденствия
Планеты земной группы.
Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования
планет земной группы космическими аппаратами
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.
Планеты-карлики
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна;
вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа
колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики
Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и
облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов
Происхождение Солнечной системы. Внесолнечные планеты.
Итоговый урок по теме «Солнечная система»
Методы астрономических исследований (2 часа)

2

1

1

1

1
1

21

Электромагнитное
излучение,
космические
лучи
и
гравитационные волны как источник информации о природе и
свойствах небесных тел. Спектральный анализ. Эффект
Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

1

22

Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Космические аппараты.
Звезды (4 часа)

1

23

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления
солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы.
Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей
на Солнце. Солнечно-земные связи. Происхождение
химических элементов
Звезды: основные физико-химические характеристики и их
взаимная связь. Внутреннее строение и источники энергии
звезд .Разнообразие звездных характеристик и их
закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс.

1

Двойные и кратные звезды. Переменные и вспыхивающие
звезды. Коричневые карлики.
Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Наша Галактика - Млечный Путь (6 часов)
Галактики. Состав и структура Галактики. Звездные скопления.
Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики.

1

24

25
26
27

8

1

1
1

28
29
30
31
32

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их
основные характеристики.
Темная материя. Темная энергия.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.
Представление о космологии. Красное смещение. Закон
Хаббла. Реликтовое излучение.
Строение и эволюция Вселенной
Большой Взрыв. Проблема существования жизни во Вселенной.

9

1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».