1. 2. 3. Оглавление Планируемые результаты освоения учебного предмета Содержание учебного предмета Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 2 3 4 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты: 1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; 2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; 3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; 4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; 5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. Личностные результаты: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, 2 потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 2. Содержание учебного предмета Предмет астрономии Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии 3 Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Законы движения небесных тел Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Солнечная система Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. Методы астрономических исследований Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. Звезды Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Наша Галактика - Млечный Путь Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Класс Количество Количество часов в год Итого часов в неделю Обязательная Часть, часть формируемая участниками образовательных отношений 11 1 34 4 34 11 ЕН, Т № п/п 1 33 - 11 класс Тема 33 Кол-во часов Предмет астрономии (1 час) 1 Введение в астрономию. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Особенности методов познания в астрономии. Основы практической астрономии (7 часов) 1 2 Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Звёздное небо. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. 1 3 Практическое применение астрономических исследований. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Основы практической астрономии Практическая работа «Определение небесных координат» 1 Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Видимое движение планет и Солнца Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь Итоговый урок по теме «Основы практической астрономии» Законы движения небесных тел (5 часов) 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 1 1 1 Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Законы Кеплера движения планет Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел Космические скорости и межпланетные перелёты История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики . Итоговый урок «Законы движения небесных тел» Солнечная система (8 часов) 1 1 Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Отличия планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта . 1 5 1 1 1 15 16 17 18 19 20 Система Земля - Луна Луна и её влияние на Землю. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия Планеты земной группы. Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Планеты-карлики Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Происхождение Солнечной системы. Внесолнечные планеты. Итоговый урок по теме «Солнечная система» Методы астрономических исследований (2 часа) 2 1 1 1 1 1 21 Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. 1 22 Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Звезды (4 часа) 1 23 Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Происхождение химических элементов Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Внутреннее строение и источники энергии звезд .Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. 1 Двойные и кратные звезды. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Наша Галактика - Млечный Путь (6 часов) Галактики. Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. 1 24 25 26 27 28 29 30 Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Темная материя. Темная энергия. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. 6 1 1 1 1 1 1 31 32 № п/п Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Строение и эволюция Вселенной Большой Взрыв. Проблема существования жизни во Вселенной. 11 класс Тема 1 1 Кол-во часов Предмет астрономии (1 час) 1 Введение в астрономию. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Особенности методов познания в астрономии. Основы практической астрономии (7 часов) 1 2 Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Звёздное небо. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. 1 3 Практическое применение астрономических исследований. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Основы практической астрономии Практическая работа «Определение небесных координат» 1 Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Видимое движение планет и Солнца Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь Итоговый урок по теме «Основы практической астрономии» Законы движения небесных тел (5 часов) 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 1 1 1 Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Законы Кеплера движения планет Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел Космические скорости и межпланетные перелёты История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики . Итоговый урок «Законы движения небесных тел» Солнечная система (8 часов) 1 1 Современные представления о строении и составе Солнечной системы. 1 7 1 1 1 15 16 17 18 19 20 Отличия планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта . Система Земля - Луна Луна и её влияние на Землю. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия Планеты земной группы. Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Планеты-карлики Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Происхождение Солнечной системы. Внесолнечные планеты. Итоговый урок по теме «Солнечная система» Методы астрономических исследований (2 часа) 2 1 1 1 1 1 21 Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. 1 22 Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Звезды (4 часа) 1 23 Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Происхождение химических элементов Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Внутреннее строение и источники энергии звезд .Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. 1 Двойные и кратные звезды. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Наша Галактика - Млечный Путь (6 часов) Галактики. Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. 1 24 25 26 27 8 1 1 1 28 29 30 31 32 Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Темная материя. Темная энергия. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Строение и эволюция Вселенной Большой Взрыв. Проблема существования жизни во Вселенной. 9 1 1 1 1 2