рп информатика (углубленный уровень) 10-11

1.
2.
3.

Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

2
4
10

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира;
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов
обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по
выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением
использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными
навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об
их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию
знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить
математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и
основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования
компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения
информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ;
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах
создания и работы с ними;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических
моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью
компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных
процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов,
пользоваться базами данных и справочными системами;
10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта
использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
2

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы. Данные
Способы представления данных. Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных
системах и предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.. Информационное
взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые системы управления.
Математическое и компьютерное моделирование систем управления.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Передача данных
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.
Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. Условие Фано. Обратное
условие Фано. Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов.
Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе неравномерного кода.
Оптимальное кодирование Хаффмана. Использование программ-архиваторов. Алгоритм
LZW.
Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и
декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. Кодирование
сообщений в современных средствах передачи данных.
Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с возможностью
обнаружения и исправления ошибок.
Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи. Криптография
(алгоритмы шифрования). Стеганография.
Дискретизация
Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений. Универсальность
дискретного представления информации.
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла,
полученного в результате записи звука.
Дискретное представление статической и динамической графической информации.
Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации.
Системы счисления
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости
числа на основание системы счисления.
Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с
заданным основанием. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе
счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого
числа в позиционной системе счисления с заданным основанием.
4

Арифметические действия в позиционных системах счисления.
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах
счисления. Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным
основанием.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Компьютерная
арифметика.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Логические уравнения.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Дизъюнктивная
нормальная форма. Конъюнктивная нормальная форма.
Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических
элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа;
определения количества различных путей между вершинами).
Обход узлов дерева в глубину. Упорядоченные деревья (деревья, в которых
упорядочены ребра, выходящие из одного узла).
Использование деревьев при решении алгоритмических задач (примеры: анализ
работы рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических и логических выражений).
Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении данных.
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов
окружающего мира.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и
приближенного решения квадратного уравнения с целыми и вещественными
коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке.
Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе
счисления.
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для
определения НОД двух натуральных чисел.
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без
использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности
(вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). Обработка элементов
последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы
заданных элементов, их максимума и т.п.).
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов данного
одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг элементов массива;
заполнение двумерного числового массива по заданным правилам; поиск элемента в
двумерном массиве; вычисление максимума и суммы элементов двумерного массива.
Вставка и удаление элементов в массиве.
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени
заданного ненулевого вещественного числа; вычисление факториалов; вычисление n-го
элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи).
Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи рекурсивных
алгоритмов без явного использования рекурсии.
5

Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример:
сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без
использования сортировки.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация
сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений
символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным символам; поиск подстроки
внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку.
Построение графика функции, заданной формулой, программой или таблицей
значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке, например,
методом деления отрезка пополам. Алгоритмы приближенного вычисления длин и
площадей, в том числе: приближенное вычисление длины плоской кривой путем
аппроксимации ее ломаной; приближенный подсчет методом трапеций площади под
графиком функции, заданной формулой, программой или таблицей значений.
Приближенное вычисление площади фигуры методом Монте-Карло. Построение
траекторий, заданных разностными схемами. Решение задач оптимизации. Алгоритмы
вычислительной геометрии. Вероятностные алгоритмы.
Сохранение и использование промежуточных результатов. Метод динамического
программирования.
Представление о структурах данных. Примеры: списки, словари, деревья, очереди.
Хэш-таблицы.
Языки программирования
Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные
процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые переменные. Операции над
строками.
Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы.
Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.
Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков
программирования. Запись алгоритмических конструкций и структур данных в выбранном
языке программирования. Обзор процедурных языков программирования.
Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.
Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах
программирования. Изучение второго языка программирования.
Разработка программ
Этапы решения задач на компьютере.
Структурное программирование. Проверка условия выполнения цикла до начала
выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла.
Инвариант цикла.
Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх». Разработка
программ, использующих подпрограммы.
Библиотеки подпрограмм и их использование.
Интегрированная среда разработки программы на выбранном языке
программирования. Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки
программ.
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы.
Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ. Графическое проектирование интерфейса
пользователя. Использование модулей (компонентов) при разработке программ.
Элементы теории алгоритмов
6

Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга – пример абстрактной
универсальной вычислительной модели. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина Поста).
Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции. Проблема остановки и ее
неразрешимость.
Абстрактные универсальные порождающие модели (пример: грамматики).
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Сложность алгоритма сортировки
слиянием (MergeSort).
Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных данных, при которых
алгоритм дает указанный результат; определение результата алгоритма без его полного
пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
Математическое моделирование
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Проведение
вычислительного эксперимента. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов
компьютерного эксперимента.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия
человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Построение математических моделей для решения практических задач.
Имитационное моделирование. Моделирование систем массового обслуживания.
Использование дискретизации и численных методов в математическом
моделировании непрерывных процессов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для
проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Компьютерный (виртуальный) и материальный прототипы изделия.
Использование учебных систем автоматизированного проектирования.
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для
анализа данных
Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные
системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в
коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные
производства.
Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. Тенденции развития
аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
Классификация программного обеспечения. Многообразие операционных систем, их
функции. Программное обеспечение мобильных устройств.
Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные модели
построения информационных систем. Использование облачных технологий обработки
данных в крупных информационных системах.
Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Системное
администрирование.
Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена, эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного
рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с
целями его использования.
7

Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы
средств ИКТ. Технология проведения профилактических работ над средствами ИКТ:
диагностика неисправностей.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов,
таблиц. Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики.
Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа: определение структуры
документа, автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка
используемой литературы и таблиц. Библиографическое описание документов.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста.
Средства создания и редактирования математических текстов.
Технические средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной
речи. Компьютерная верстка текста. Настольно-издательские системы.
Работа с аудиовизуальными данными
Технические средства ввода графических изображений. Кадрирование изображений.
Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с многослойными изображениями.
Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация
объектов.
Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий. Системы
автоматизированного проектирования. Разработка простейших чертежей деталей и
узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования.
Аддитивные технологии (3D-печать).
Электронные (динамические) таблицы
Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных.
Автозаполнение. Форматирование ячеек. Стандартные функции. Виды ссылок в формулах.
Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. Коллективная работа с
данными. Подключение к внешним данным и их импорт.
Решение вычислительных задач из различных предметных областей.
Компьютерные средства представления и анализа данных. Визуализация данных.
Базы данных
Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. Системы
управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. Типы данных. Запрос.
Типы запросов. Запросы с параметрами. Сортировка. Фильтрация. Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты.
Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация.
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор
методов исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных,
проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. Верификация
(проверка надежности и согласованности) исходных данных и валидация (проверка
достоверности) результатов исследования.
Статистическая обработка данных. Обработка результатов эксперимента.
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект. Анализ данных с применением методов машинного обучения.
Экспертные и рекомендательные системы.
Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических
экспериментов, интернет-данные, в частности данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения.
8

Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты
компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы.
Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные
системы. Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей.
Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных
имен.
Технология WWW. Браузеры.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Язык HTML.
Динамические страницы.
Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы стилей (CSS).
Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.
Использование сценариев на языке Javascript. Формы. Понятие о серверных языках
программирования.
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков
построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные
сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Облачные версии прикладных программных систем.
Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные
технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность. Технологии «Интернета
вещей». Развитие технологий распределенных вычислений.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Проблема подлинности полученной информации. Государственные электронные сервисы
и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная
культура. Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве.
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры
(запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и др.)
и компьютерной эры (языки программирования).
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы.
Использование антивирусных средств.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Правовые нормы
использования компьютерных программ и работы в Интернете. Законодательство РФ в
области программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
9

10
11

4
4

участниками
образовательных
отношений
68
66

68
66

136
132

10 класс
Количество часов в год – 136

№
п/п

1

2
3
4

5

6

7
8

9

10

Тема урока

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

Введение. Информация и информационные процессы. Данные – 4
Способы
представления
данных.
Различия
в
представлении данных, предназначенных для хранения и
4
обработки в автоматизированных компьютерных системах
и предназначенных для восприятия человеком.
Тексты и кодирование. Передача данных – 4
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.
Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды.
Условие Фано. Практикум
Обратное условие Фано. Практикум
Алгоритмы декодирования при использовании префиксных
кодов. Практикум
Системы счисления – 12
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в
записи, признак делимости числа на основание системы
1
счисления.
Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в
позиционной системе с заданным основанием. Алгоритмы
построения записи числа в позиционной системе счисления
с заданным основанием и вычисления числа по строке,
содержащей запись этого числа в позиционной системе
счисления с заданным основанием. Практикум
Арифметические действия в позиционных системах
1
счисления.
Арифметические действия в позиционных системах
счисления. Практикум
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в
позиционных системах счисления. Перевод смешанного
числа в позиционную систему счисления с заданным
основанием. Практикум
Представление целых и вещественных чисел в памяти
компьютера. Компьютерная арифметика. Практикум
Дискретизация – 4
10

Кол-во
часов
(часть,
формируемая
УОО)

1
2
1

2

2

3
3

Измерения и дискретизация. Частота и разрядность
измерений. Универсальность дискретного представления
1
информации.
Дискретное
представление
звуковых
данных.
Многоканальная запись. Размер файла, полученного в
12
1
результате записи звука.
Дискретное представление статической и динамической
13
1
графической информации.
Сжатие данных при хранении графической и звуковой
1
14
информации. Практикум
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики – 12
Операции «импликация», «эквиваленция». Логические
15
1
функции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования
16
2
логических выражений.
2
Логические уравнения. Практикум
17
Построение логического выражения с данной таблицей
18
1
истинности. Дизъюнктивная нормальная форма.
2
Конъюнктивная нормальная форма. Практикум
19
Логические элементы компьютеров. Построение схем из
2
20
базовых логических элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией.
21
2
Выигрышные стратегии.
Дискретные объекты – 4
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом
графов (примеры: построения оптимального пути между
вершинами ориентированного ациклического графа;
22
1
определения количества различных путей между
вершинами).
Обход узлов дерева в глубину. Использование деревьев
при решении алгоритмических задач (примеры: анализ
работы рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических
23
1
и логических выражений). Использование графов,
деревьев, списков при описании объектов и процессов
окружающего мира
Упорядоченные деревья (деревья, в которых упорядочены
ребра, выходящие из одного узла).
2
24
Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении
данных. Практикум
Алгоритмы и структуры данных – 14
Алгоритмы исследования элементарных функций, в
частности – точного и приближенного решения
квадратного уравнения с целыми и вещественными
25
1
коэффициентами, определения экстремумов квадратичной
функции на отрезке.
Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в
позиционной системе счисления.
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел.
26
1
Алгоритм Евклида для определения НОД двух
натуральных чисел.
11

11

27

28

29

30

31

32

33

34
35
36
37
38
39
40
41

Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки
последовательности чисел без использования
дополнительной памяти, зависящей от длины
последовательности (вычисление максимума, суммы;
линейный поиск и т.п.). Обработка элементов
последовательности, удовлетворяющих определенному
условию (вычисление суммы заданных элементов, их
максимума и т.п.).
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка
элементов данного одномерного массива в обратном
порядке; циклический сдвиг элементов массива;
заполнение двумерного числового массива по заданным
правилам; поиск элемента в двумерном массиве;
вычисление максимума и суммы элементов двумерного
массива.
Вставка и удаление элементов в массиве. Практикум
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение
натуральной и целой степени заданного ненулевого
вещественного числа; вычисление факториалов;
вычисление n-го элемента рекуррентной
последовательности (например, последовательности
Фибоначчи). Построение и анализ дерева рекурсивных
вызовов. Возможность записи рекурсивных алгоритмов
без явного использования рекурсии.
Сортировка одномерных массивов. Квадратичные
алгоритмы сортировки (пример: сортировка пузырьком).
Слияние двух отсортированных массивов в один без
использования сортировки.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов.
Рекурсивная реализация сортировки массива на основе
слияния двух его отсортированных фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе:
подсчет количества появлений символа в строке;
разбиение строки на слова по пробельным символам;
поиск подстроки внутри данной строки; замена найденной
подстроки на другую строку.
Языки программирования – 20
Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры
подпрограмм. Рекурсивные процедуры и функции.
Логические переменные.
Символьные и строковые переменные. Операции над
строками.
Двумерные массивы (матрицы).
Многомерные массивы. Практикум
Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.
Подробное знакомство с одним из универсальных
процедурных языков программирования.
Запись алгоритмических конструкций и структур данных
в выбранном языке программирования. Практикум

12

1

1

4

2

2

1

1

1
1
1
1
4
1
3
2

42

43
44

45
46
47

48
49
50
51
52

53

54
55
56
57
58
59

60

Представление о синтаксисе и семантике языка
программирования. Практикум
Разработка программ – 12
Этапы решения задач на компьютере. Структурное
1
программирование.
Проверка условия выполнения цикла до начала
выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
1
постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Методы проектирования программ «сверху вниз» и
«снизу вверх». Разработка программ, использующих
2
подпрограммы.
Библиотеки подпрограмм и их использование.
2
Интегрированная среда разработки программы на
выбранном языке программирования. Пользовательский
интерфейс интегрированной среды разработки
программ. Практикум
Аппаратное и программное обеспечение компьютера – 16
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный
1
компьютер. Многопроцессорные системы.
Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные
системы и обработка больших данных. Практикум
Мобильные цифровые устройства и их роль в
1
коммуникациях.
Встроенные
компьютеры.
Микроконтроллеры.
Роботизированные производства. Практикум
Соответствие конфигурации компьютера решаемым
задачам. Тенденции развития аппаратного обеспечения
1
компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных систем. Классификация программного
обеспечения. Многообразие операционных систем, их
1
функции.
Программное
обеспечение
мобильных
устройств.
Модель информационной системы «клиент–сервер».
Распределенные модели построения информационных
систем. Использование облачных технологий обработки
данных в крупных информационных системах. Практикум
Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения.
1
Системное администрирование. Практикум
Тенденции развития компьютеров.
1
Квантовые вычисления. Практикум
Применение
специализированных
программ
для
обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Технология
проведения профилактических работ над средствами
ИКТ: диагностика неисправностей. Практикум
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Гигиена, эргономика, ресурсосбережение,
1
технологические требования при эксплуатации
компьютерного рабочего места.
13

6

6

1

1

2

1
1
2

61

62
63

64

65
66
67
68
69

70

71

72

73
74

75

76

Проектирование автоматизированного рабочего места в
соответствии с целями его использования.
Практикум
Подготовка текстов и демонстрационных материалов – 10
Технологии создания текстовых документов. Вставка
графических объектов, таблиц. Использование готовых
1
шаблонов и создание собственных.
Средства поиска и замены. Системы проверки
1
орфографии и грамматики.
Нумерация страниц. Разработка гипертекстового
документа: определение структуры документа,
автоматическое формирование списка иллюстраций,
1
сносок и цитат, списка используемой литературы и
таблиц.
Библиографическое описание документов. Коллективная
1
работа с документами. Рецензирование текста.
Средства создания и редактирования математических
1
текстов.
Технические средства ввода текста. Распознавание текста.
1
Распознавание устной речи. Компьютерная верстка
текста. Практикум
Настольно-издательские системы. Практикум
Подготовка и выполнение исследовательского проекта – 12
Технология выполнения исследовательского проекта:
постановка задачи, выбор методов исследования,
составление проекта и плана работ, подготовка исходных
4
данных, проведение исследования, формулировка
выводов, подготовка отчета.
Верификация (проверка надежности и согласованности)
исходных данных и валидация (проверка достоверности)
результатов исследования.
Статистическая обработка данных. Обработка
результатов эксперимента. Практикум
Социальная информатика – 6
Социальные сети – организация коллективного
взаимодействия и обмена данными. Проблема
подлинности полученной информации.
Государственные электронные сервисы и услуги.
Практикум.
Мобильные приложения. Открытые образовательные
ресурсы. Информационная культура. Информационные
пространства коллективного взаимодействия. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов
национальных языков, библиотечного и издательского
дела и др.) и компьютерной эры (языки
программирования). Практикум
Информационная безопасность – 6
14

1

3
1

4

4

1
2

1

2

77

78
79
80
81
82

Средства защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и
компьютерах.
Общие проблемы защиты информации и информационной
безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные
программы. Использование антивирусных средств.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и
документы.
Правовые нормы использования компьютерных программ
и работы в Интернете. Законодательство РФ в области
программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с
использованием ИКТ.
Правовое обеспечение информационной безопасности.

1

1
1
1
1
1

11 класс
Количество часов в год – 132
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

8

9

Тема урока

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

Тексты и кодирование. Передача данных – 8
Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе
неравномерного
кода.
Оптимальное
кодирование
Хаффмана. Практикум
Использование программ-архиваторов.
1
Алгоритм LZW. Практикум
Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал,
1
кодирующее и декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность канала
связи. Кодирование сообщений в современных средствах
передачи данных. Практикум
Искажение информации при передаче по каналам связи.
1
Коды с возможностью обнаружения и исправления ошибок.
Способы защиты информации, передаваемой по каналам
связи.
Криптография
(алгоритмы
шифрования).
Стеганография. Практикум
Введение. Информация и информационные процессы. Данные – 2
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Информационное взаимодействие в системе, управление.
Разомкнутые и замкнутые системы управления. Практикум
Математическое моделирование – 18
Практическая работа с компьютерной моделью по
8
выбранной теме. Проведение вычислительного
15

Кол-во
часов
(часть,
формируемая
УОО)

2

1

1

1

2

10
11
12

13

14

15
16
17

18

19
20
21
22
23
24

25

эксперимента. Анализ достоверности (правдоподобия)
результатов компьютерного эксперимента.
Представление результатов моделирования в виде, удобном
для восприятия человеком. Графическое представление
данных (схемы, таблицы, графики).
Построение математических моделей для решения
практических задач.
Имитационное моделирование. Моделирование систем
массового обслуживания. Практикум
Использование дискретизации и численных методов в
математическом моделировании непрерывных процессов.
Практикум
Использование сред имитационного моделирования
(виртуальных лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Практикум
Компьютерный (виртуальный) и материальный
прототипы изделия. Использование учебных систем
автоматизированного проектирования. Практикум
Работа с аудиовизуальными данными – 6
Технические средства ввода графических изображений.
Кадрирование изображений. Цветовые модели. Коррекция
изображений. Работа с многослойными изображениями.
Работа
с
векторными
графическими
объектами.
Группировка и трансформация объектов.
Технологии
ввода
и
обработки
звуковой
и
видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования
новых
изделий.
Системы
автоматизированного
проектирования. Разработка простейших чертежей
деталей и узлов с использованием примитивов системы
автоматизированного
проектирования.
Аддитивные
технологии (3D-печать).
Практикум
Электронные (динамические) таблицы –14
Технология обработки числовой информации. Ввод и
редактирование данных. Автозаполнение. Форматирование
ячеек.
Стандартные функции. Виды ссылок в формулах.
Практикум
Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице.
Коллективная работа с данными. Подключение к внешним
данным и их импорт. Практикум
Решение вычислительных задач из различных предметных
областей.
Компьютерные средства представления и анализа данных.
Визуализация данных.
Базы данных – 8
Понятие и назначение базы данных (далее – БД).
Классификация БД.
16

2
2
2

2

2

1
1
1

3

2
4
1
3
2
2

1

26
27
28
29
30
31
32
33

34

35

36
37

38
39
40

41

42
43

44

Системы управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле.
2
Ключевое поле. Типы данных.
Запрос. Типы запросов. Запросы с параметрами.
2
Сортировка. Фильтрация. Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты. Практикум
Многотабличные БД. Связи между таблицами.
Нормализация. Практикум
Компьютерные сети – 16
Принципы построения компьютерных сетей.
2
Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные
и беспроводные телекоммуникационные каналы. Практикум
Сетевые
протоколы.
Принципы
межсетевого
2
взаимодействия. Сетевые операционные системы.
Задачи системного администрирования компьютеров и
компьютерных сетей. Практикум
Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски
подсети). Система доменных имен. Технология WWW.
2
Браузеры. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие вебстраницы с сервером. Язык HTML. Динамические страницы.
Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы
стилей (CSS). Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.
Практикум
Использование сценариев на языке Javascript. Формы.
Понятие о серверных языках программирования.
Практикум
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
2
Деятельность в сети Интернет – 6
Новые возможности и перспективы развития Интернета:
мобильность, облачные технологии, виртуализация,
1
социальные сервисы, доступность.
Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий
распределенных вычислений. Практикум
Расширенный поиск информации в сети Интернет.
1
Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы
Интернета. Геолокационные сервисы реального времени
(локация мобильных телефонов, определение загруженности
1
автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование
билетов и гостиниц и т.п. Облачные версии прикладных
программных систем.
Новые возможности и перспективы развития Интернета:
мобильность, облачные технологии, виртуализация,
1
социальные сервисы, доступность.
Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий
распределенных вычислений Практикум
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение – 4
Машинное обучение – решение задач распознавания,
классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Анализ данных с применением методов машинного
17

1
2

1

1

4

2

1

1

2

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

обучения. Экспертные и рекомендательные системы.
Практикум
Большие данные в природе и технике (геномные данные,
результаты физических экспериментов, интернет-данные,
в частности данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения. Практикум
Элементы теории алгоритмов –20
Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга –
пример абстрактной универсальной вычислительной
модели. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример:
машина Поста). Универсальный алгоритм. Вычислимые и
невычислимые функции. Проблема остановки и ее
неразрешимость. Практикум
Абстрактные универсальные порождающие модели
(пример: грамматики). Практикум
Сложность вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти; их зависимость от
размера исходных данных. Сложность алгоритма
сортировки слиянием (MergeSort).
Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных
данных, при которых алгоритм дает указанный результат;
определение результата алгоритма без его полного
пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
Практикум
Алгоритмы и структуры данных – 10
Построение графика функции, заданной формулой,
программой или таблицей значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном
отрезке, например, методом деления отрезка пополам.
Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей, в
том числе: приближенное вычисление длины плоской
кривой путем аппроксимации ее ломаной; приближенный
подсчет методом трапеций площади под графиком
функции, заданной формулой, программой или таблицей
значений.
Приближенное вычисление площади фигуры методом
Монте-Карло. Построение траекторий, заданных
разностными схемами. Решение задач оптимизации.
Алгоритмы вычислительной геометрии. Вероятностные
алгоритмы.
Практикум
Сохранение и использование промежуточных результатов.
Метод динамического программирования.
Представление о структурах данных. Примеры: списки,
словари, деревья, очереди.

2

2

4

2

2

6

4

2

2

2

3
1

56

Хэш-таблицы. Практикум

57

Языки программирования – 8
Обзор процедурных языков программирования.
18

2

58

59
60
61

Понятие о непроцедурных языках программирования и
парадигмах программирования. Изучение второго языка
программирования. Практикум
Разработка программ – 12
Понятие об объектно-ориентированном программировании.
Объекты и классы
Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Практикум
Среды быстрой разработки программ. Графическое
проектирование интерфейса пользователя. Использование
модулей (компонентов) при разработке программ.

19

6

2
5
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».