Программа внеурочной деятельности (За страницами учебника биологии)

1.
2.
3.

Оглавление
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование

2
4
5

1.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
2

мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные:
1. Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений о картине мира.
2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии.
3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
3

животных.
5. Формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
6. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический
эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой
природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток –
одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов
растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и
размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека
Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной
деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной
деятельности
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной
деятельности
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции
Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и
процессы жизнедеятельности человека
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная
система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Дыхание. Система дыхания
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови.
Иммунитет
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения
Покровы тела и их функции
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
Органы чувств, их роль в жизни человека
4

№
п/п

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность
мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики
человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение
интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание,
рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска:
несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и
наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп,
гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые,
органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика:
отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней;
травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего;
кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях;
повреждении зрения
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой
природе
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические
проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы
Формы организации: фронтальная, индивидуальная и групповая,
Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом в учебнике, научнопопулярной литературе, отбор материала из нескольких источников, выполнение
упражнений по разграничению понятий, систематизация, анализ таблиц, графиков, схем,
анализ раздаточных материалов, решение различных экспериментальных задач,
выполнение лабораторных и практических работ.
3. Тематическое планирование
№
КолТема
заняво
тия
часов
по
теме
Биология как наука. Методы биологии

1.

1

Биология как наука. Методы биологии
5

2

2.
3.

1

2

2

Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.

2
2

3

Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость.
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Ткани, органы, системы органов растений и животных.
Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам:
«Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых
организмов»
Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии –
возбудители заболеваний.

2

4.

5.
4

6.
7.

1
2

8.
3
9.
4
10.
5
11.
6
12.
7

13.

1

14.
2
15.

3

16.
4
17.

8

Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Гены и хромосомы.

5

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни
человека.

14
2
2

2
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы
высших растений.
2
Основные семейства цветковых растений.
Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам:
«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
2
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных.
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы,
Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и
результата эволюции.
Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам:
«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»
Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения
и процессы жизнедеятельности человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам:
«Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция
организма»
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам:
«Система пищеварения, дыхание»
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы
6

2

2

32
2
2

2
2

2

крови. Иммунитет.
18.

6

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

2
2

2

20.

8

Обмен веществ и превращение энергии.
Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам:
«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен
веществ»
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

21.

9

Покровы тела и их функции.

2

10

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

2

Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам
«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие
человека»
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

2

19.
7

22.

23.
11
24.

12

2
2

26.

14

Органы чувств, их роль в жизни человека.
Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам:
«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»
Психология и поведение человека. ВНД.

27.

15

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

2
2

2

Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.
Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам:
«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни»,
«Приемы оказания первой помощи»
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

3

Экосистемная организация живой природы.

2

4

Учение о биосфере. Практическая работа № 10: «Решение тестовых
заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

2

5

Заключительный урок по теме. Итоговое тестирование

2
66

25.
13

28.
16

29.

1

30.

31.
32.
33.

Итого

7

2

10
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».