Программа внеурочной деятельности (Человек и общество 9)

1.
2.
3.

Оглавление
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование

2
4
5

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные:
1. Формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации.
2. Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных
теорий общественного развития.
3. Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для
решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп.
4. Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
5. Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам.
6. Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
2

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
3

поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Человек и общество.
Человек и общество. Человек и человечество, личность. Общество - как форма
жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность.
Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд,
игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.
Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение.
Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества.
Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности
получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Экономика.
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и
функции государства.
Социальная сфера.
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между
поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные
нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный
конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Сфера политики и социального управления.
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение
властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное
самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское
общество и правовое государство.
Право
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой
акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской
Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные
правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты
уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные
органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России,
их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
4

Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв
вооружённых конфликтов.
3. Тематическое планирование
9 класс
№
Тема
Кол-во
п/п
часов
Введение в изучение факультативного курса "Актуальные вопросы
1.
1
обществознания»". 9 класс.
Тема «Человек и общество».
5
Человек и общество. Человек и общество. Человек и человечество,
личность. Общество - как форма жизнедеятельности людей.
3
2.
Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной
жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке.
Личность.
Особенности
подросткового
возраста.
Личность.
Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её
3.
основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее
2
окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные
конфликты и их конструктивное разрешение.
Тема «Сфера духовной культуры».
5
Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и её
особенности. Религия, религиозные организации и объединения, их
3
4.
роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Наука в жизни современного общества. Наука в жизни современного
общества. Образование и его значение в условиях информационного
5.
2
общества. Возможности получения общего и профессионального
образования в Российской Федерации.
Тема «Экономика».
5
Экономика. Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги,
потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические
системы и собственность. Производство, производительность труда.
6.
3
Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и
фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Деньги.
Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и
7.
2
экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые
гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема «Социальная сфера».
5
Социальная сфера. Социальная структура общества. Семья как малая
группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных
8.
ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности.
3
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт и пути его решения. Социальный конфликт и
9.
2
пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема «Сфера политики и социального управления».
5
Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в
3
10. жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей.
Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное
5

самоуправление. Участие граждан в политической жизни.
Выборы. Референдум. Политические партии и движения. Выборы,
референдум. Политические партии и движения, их роль в
11.
общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое
государство.
Тема «Право»
Право. Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права.
Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и
виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное
устройство России. Органы государственной власти Российской
Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права
12.
потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности
родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудоустройство
несовершеннолетних.
Административные
правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и
институты
уголовного
права.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Правоохранительные
органы.
Судебная
система.
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и
обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их
13.
гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и
их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
14. Итоговое повторение.

6

2
5

3

2

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».