ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка …………...... ……………………………………… 3 Оценка результатов освоения курса.. ………………………………............ 7 Содержание учебного курса ……...... ……………………………………… 8 Тематическое планирование ……...... ……………………………………… 11 Условия реализации программы…… ……………………………………… 19 Список литературы………………….. ……………………………………… 20 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой нацелено на выявление и поддержку педагогически одаренных детей. Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности приобретает системный характер в рамках психолого-педагогических классов, обеспечивая создание системы непрерывного педагогического образования. Рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся 10–11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), примерной основной образовательной программой среднего общего образования, а также примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Программа разработана в помощь учащимся, чтобы посредством метода активного включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли принять решение о правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс самоопределения, саморазвития, самовоспитания и самообразования. Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие функциональной грамотности учащихся. Нормативно-правовой базой для создания Программы являются: − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021); − Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 12 августа 2022 г. № 732; − Федеральная образовательная программа среднего общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 371) Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего образования, а также планируемые результаты его освоения. Целью реализации Программы является создание условий для профессионального самоопределения учащихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Задачи реализации программы: − мотивировать учащихся на осознанный профессиональный выбор и потребность в профессиональном самоопределении с помощью формирования системного представления о педагогической деятельности; − формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и требованиям к профессиональной педагогической деятельности; − развивать у учащихся навыки конструктивного общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде. − развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно работать с информацией; − обеспечить практический опыт исследовательской работы. Общая характеристика учебного курса Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего образования обеспечивает междисциплинарные связи с учебными предметами «Обществознание», «Биология», «Русский язык», «Технология», «Учебный проект»; с программой воспитания,). Методологической основой Программы является системно- деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в данном случае в области психологии и педагогики. В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных умений, включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия: способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не только на получение целостной системы знаний об основах педагогики и психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Основные содержательные линии учебного курса представлены в программе «Основы педагогики и психологии» в виде модулей, изучение которых обеспечивает достижение поставленной цели. Программа учебного курса не дублирует программы соответствующих дисциплин для вузов, а является пропедевтическим курсом для учащихся старших классов. Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для которой разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и портреты педагогов, схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций, ключевые слова, проблемные вопросы, описание методов для практической работы, др.). Место учебного курса в учебном плане Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего образования предполагается за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в объеме 68 часов: в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. Планируемые результаты освоения курса В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» учащиеся будут знать: - специфику педагогической профессии, - какие личностные качества профессионально значимы для учителя; - основные требования к профессиональной педагогической деятельности; - ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса; - методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций; - о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия. Будут уметь: − проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии; − работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских; − самостоятельно работать с информацией. Будут иметь опыт: − организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности; Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии. Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает: − удовлетворение индивидуальных запросов учащихся; − развитие личности учащихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; − развитие навыков самообразования и самопроектирования; − углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого- педагогической области; − совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной учащихся. деятельности, профессионального самоопределения Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют: − развитию личности учащихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностносмысловых установок; − развитию способностей, познавательных, готовности и регулятивных способности и к коммуникативных саморазвитию и профессиональному самоопределению; − обеспечению профессиональной ориентации учащихся. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и предметных результатов. Оценка метапредметных результатов Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности учащихся. Система оценки предметных результатов Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего, промежуточного, так и итогового оценивания. Критерии оценивания письменных работ (эссе) Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития речи учащихся. При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое оформление, при этом учитываются: − соответствие работы учащегося теме и основной мысли; − полнота раскрытия темы; − правильность фактического материала; − последовательность изложения; − умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой. Проектная и исследовательская работа Критерии оценки проектной и исследовательской работы: − самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации; − самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов; − сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия содержания работы; − правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Основное содержание учебного курса «Основы педагогики и психологии» делится на блоки «Основы педагогики и психологии, 10 класс» и «Основы педагогики и психологии, 11 класс». 10 класс Педагогические классы. Искусство самоопределения Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках. Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом учащихся, другими учебными материалами? Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего. Психология в жизни каждого из нас Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее психологии и ее перспективы. Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия. Развитие личностного потенциала человека Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений. Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность. Учимся учиться самостоятельно От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы. 11 класс Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства. Универсальные компетенции для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров. Проектирование своей истории успеха Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого. Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика. Практическая психология на каждый день Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Институциональная основа современных психологических и педагогических практик Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (34 часа) Модул ь Краткое содержание Колво часов Педагог ические классы. Искусст во самооп ределен ия Кому и зачем нужна педагог ика? Педагог ика как часть культур ы человеч ества Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках? Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль для обучения и карьеры.? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом учебников, другими учебными материалами? 4 Педагогика в динамике и развитии. Педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историкокультурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностносмысловое единство мира. 15 Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего Характеристика основных видов деятельности обучающихся Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Психол огия в жизни каждог о из нас Человек как уникаль ная личност ь в социаль ном взаимод ействии Развити е личност ного потенц иала человек а Для чего психология? нужна 5 Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека. Будущее психологии и ее перспектив Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия 5 Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Как мы учимся ? Искусст во эффект ивного познани я. Человек как субъект деятель ности Учимся учиться самосто ятельно Умение решать задачи. 5 Чтение и письмо. Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Эффективная обратная связь и самооценка. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Проектная деятельность. Решение учебных задач. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. 5 проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссии. Выполнение контроля. итогового Итоговый контроль (проект) Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы Всего Работа с вопросом. 34 11 класс (34 часа) Модуль Краткое содержание Колво Характеристика основных видов деятельности обучающихся часов Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщес тва Человек, коллектив, 4 общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Азбука общения : от А до Я Навыки эффективного 5 общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Универс альные компете нции для жизни и учебы Искусство навыков XXI 5 века. Успеваем всё: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Проекти рование своей истории успеха Психология идентичности: 5 кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Где и как работаю т педагоги ? Педагог ика в совреме нном обществ е Семейная педагогика. 5 Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Практич еская психолог ия на каждый день Психология в социальной 5 сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Институ циональ ная основа Общее представление об 5 институтах. Нормативная база современного образования (Конституция, Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. совреме нных психолог ических и педагоги ческих практик Закон, Стандарт). Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Итоговый контроль (проект) Всего 34 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя учебники для 10-11 классов, учебные пособия, словари, справочники, методические пособия для учителя, а также электронные образовательные ресурсы. Учебно-дидактические материалы могут разрабатываться учителем на основе материалов, указанных в списке литературы, самостоятельно как для коллективной, групповой работы, так и для индивидуальной работы с учащимися с целью поиска образовательного маршрута конкретного учащихся в зависимости от его образовательных потребностей. Реализация программы обеспечивается доступом учащихся библиотечным фондам, электронным изданиям основной к учебной литературы, информационно-образовательным ресурсам и инструментам учреждения. Кабинет для проведения занятия оснащен техническими средствами обучения, компьютером, многофункциональным оборудованием. Список литературы 1. Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений. М. : АСТ, 2010. 239 с. 2. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. М. : Юрайт, 2019. 472 с. 3. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. М. : Просвещение, 1995. 4. Психология: Учебное пособие. Х класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008. 5. Реан А. А., Гатанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология 8-11 класс. Учебник. СПб. : Питер, 2001. 212 с. 6. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. М., 2008. 7. Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для СПО ; 2. изд., испр. и доп . М. : Юрайт, 2020 . 128 с. Словари 1. Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. М., 2005 2. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М., 2002. 3. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : ИЭТ, 2013. 268 с. Научная литература (монографии, статьи) 8. Бакштанский, В. Л., Жданов О. И. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности. М. : Беловодье, 2008. 464 с. 9. Битянова, М. Р., Вачков М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб. : Питер, 2009. 10. Кейн С. Интроверты. Как использовать особенности своего характера. М. : 2012. 376 с. 11. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. 374 с. 12. Кравцова Е., Кравцова М. Мыльные бомбы, или как избежать конфликтов. М. : БерИнгА. 2016. 13. Крашенинников Е. Любовь к педагогике. М. : MyBook, 2017. 167 с. 14. Макеева А.Г. Что делать???... если делать этого не хочется. М. : Клевер-Медиа-Групп, 2018. 15. Марок А. Почему я? История белой вороны. М. : Манн, Иванов и Фабер, 2016. 16. Мишель Мира Пон. Вопросы памяти. М. : Пешком в историю, 2019. 17. Млодик И. Почти неволшебные превращения. Ростов н/Д : Феникс, 2015. 18. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. М., 2011. 184 с. 19. Нехаева Е. Г. Я чувствую мир. Практикум по развитию каналов восприятия информации и памяти для детей и взрослых. М. : КТК Галактика, 2020. 100 с. 20. Омберген ван: В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам нужен. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019 21. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000. 22. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М., 2005. 23. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. М., 2000. 24. Селезнева Е.В. Увлекательная психология. М. : Аванта, 2021. 25. Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. М. : Манн, Иванов и Фабер, 2018. 26. Тимошенко Г. В. 50 лайфхаков: психологические квесты. М. : АСТ, 2017. Учебно-методическая литература (методические рекомендации, программы дополнительного образования и др.) для учителей по организации образовательной деятельности 1. Бадмаев Б. Психология в работе учителя. Кн. 2. Практическое пособие по теории развития, обучение, воспитание. М. : Владос. 2004. 158 с. 2. Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя |; пер. с чеш. Д. М. Прошуниной. М. : Просвещение, 1991. 140 с. 3. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : 2006. 4. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2001. Дополнительная литература, направленная на формирование личностных результатов 1. Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск : Попурри, 2009. 240 с. 2. Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными. М. : Альпина Паблишер, 2015. 155 с. 3. Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М. : Генезис, 2012. 424с. 4. Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М. : ИТРК, 2017. 5. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 352 с. 6. Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М. : АСТ, 2021. 7. Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М. : Диалектика, 2021. Информационные ресурсы 1. Белова Ю.В. Педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов : Вузовское образование, 2018. 83 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/72353.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. 2. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. [Электронный ресурс]. М. : Теревинф, 2019. 152 c. ISBN 978-5-4212-0507-4. URL: https://www.iprbookshop.ru/89933.html 3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие [Электронный ресурс] М. : Академический Проект, 2015. 336 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/36853. 4. Ковалев А. В., Кузнецов В. В., Федоров В. А. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УрО РАО]. Екатеринбург : УрО РАО, 2012. 98 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8508. 5. «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/) 6. Электронная библиотека психологической литературы (http://bookap.info/) 7. Электронная библиотека «Koob.ru»: подраздел «Психология» (http://www.koob.ru) 8. «Психея» (http://www.psycheya.ru/) 9. Газета «Школьный психолог» (http://psy.1september.ru/) 10. Журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/) 11. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (http://www.psyedu.ru/