1. 2. 3. Оглавление Планируемые результаты освоения учебного курса Содержание учебного курса Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 2 3 5 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 2 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: - приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; - развитие визуально – пространственного мышления; - рациональное использование чертежных инструментов; - освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; - развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; - приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; - применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования). 2. Содержание учебного курса Введение в предмет. Техника выполнения чертежей и правила их выполнения: - значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе; - инструмент, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. - понятие о стандартах; формат, рамка и основная надпись (штамп); 3 - линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная; - геометрические построения; - сведения о чертежном шрифте; буквы, цифры и знаки на чертежах; - применение и обозначение масштаба; - некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел; - понятие о симметрии; виды симметрии. Чертежи в системе прямоугольных проекций: - проецирование. Центральное и параллельное проецирование; - прямоугольные проекции; - выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; - расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Аксонометрические проекции. Технический рисунок: - косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров; - аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала; - выбор вида аксонометрической проекции иррационального способа ее построения; - понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Чтение и выполнение чертежей: - анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел; - нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета; - нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел; - анализ графического состава изображений; - чтение чертежей детали; - решение графических задач, в том числе творческих; - сопряжение; - выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений Эскизы: - понятие об эскизе; выполнение эскизов. Практические работы по разделам программы Правила оформления чертежей: - знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). - знакомство с видами графической документации. - организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Оформление формата А4 и основной надписи. - выполнение основных линий чертежа. - Выполнение чертежа предмета в трех видах - анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. - выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. 4 - нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. - выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. - построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения. Варианты объектов труда - Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа. - Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, - Изображения различных вариантов геометрических построений. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Класс Количество Количество часов в год Итого часов в неделю Обязательная Часть, часть формируемая участниками образовательных отношений 10 1 34 34 11 1 34 34 № п/п 1 2 10 класс Тема урока Введение в предмет. Техника выполнения чертежей и правила их выполнения: - значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе; - инструмент, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. - понятие о стандартах; формат, рамка и основная надпись (штамп); - линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная. Практическая работа №1. Правила оформления чертежей: - знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа. - знакомство с видами графической документации. - организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Оформление формата А4 и основной надписи. 5 Кол-во часов (часть, формируемая УОО) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 - выполнение основных линий чертежа. Сведения о чертежном шрифте; буквы, цифры и знаки на чертежах. Применение и обозначение масштаба. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел. Понятие о симметрии; виды симметрии. Практическая работа №2. Выполнение чертежа «плоской» детали. Практическая работа №3. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Сопряжение. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Геометрические построения. Практическая работа №4. Сопряжения. Варианты объектов труда. Чертежи в системе прямоугольных проекций: - проецирование. Центральное и параллельное проецирование; - прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Чтение и выполнение чертежей: анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Практическая работа №5. Выполнение чертежа предмета в трех видах. Практическая работа №6. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Аксонометрические проекции. Технический рисунок: косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Выбор вида аксонометрической проекции иррационального способа ее построения. Практическая работа №7. Выполнение чертежей плоских и объемных деталей в аксонометрической проекций. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Чтение чертежей детали. 6 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 Эскизы - понятие об эскизе; выполнение эскизов. 26 Практическая работа №8. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Практическая работа №9. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Практическая работа №10. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Практическая работа №11. Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей. Изображения различных вариантов геометрических построений. Решение графических задач, в том числе творческих. 27 28 29 30 № п/п 1 2 3 4 5 11 класс Количество часов в год - 34 Тема урока Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Сечения и разрезы: - Виды сечений. Назначение. Применение. Правила построения. Штриховка. - Вынесенное и наложенное сечение. Обозначение сечений. Симметричные сечения на следе секущей плоскости. Особые случаи выполнения сечений. Правила обозначения сечений. Обозначение материалов в сечениях. Сечения и разрезы: - Виды сечений. Назначение. Применение. Правила построения. Штриховка. - Вынесенное и наложенное сечение. Обозначение сечений. Симметричные сечения на следе секущей плоскости. Особые случаи выполнения сечений. Правила обозначения сечений. Обозначение материалов в сечениях. Практическая работа №12. Сечения и разрезы: - Чертежи детали с выполнением сечений. Сечения и разрезы: - Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов Простые разрезы. Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Соединение половины вида с половиной разреза. Местный разрез. 7 1 1 1 1 1 2 Кол-во часов (часть, формируемая УОО) 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Сечения и разрезы: - Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов Простые разрезы. Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Соединение половины вида с половиной разреза. Местный разрез. Сечения и разрезы: - Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов Простые разрезы. Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Соединение половины вида с половиной разреза. Местный разрез. Сечения и разрезы: - Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов Простые разрезы. Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Соединение половины вида с половиной разреза. Местный разрез. Сечения и разрезы: - Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов Простые разрезы. Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Соединение половины вида с половиной разреза. Местный разрез. Практическая работа №13. Сечения и разрезы: - Чертежи детали с выполнением необходимого разреза. Сечения и разрезы: - Разрезы в аксонометрических проекциях. Практическая работа №14. Сечения и разрезы: - Чертёж детали с разрезами по аксонометрии. Сечения и разрезы: - Сечение геометрических тел проецирующими плоскостями. Сечения и разрезы: - Сечение геометрических тел проецирующими плоскостями. Практическая работа №15. Сечения и разрезы: - Сечение гранных тел проецирующими плоскостями. Практическая работа №15. Сечения и разрезы: - Сечение гранных тел проецирующими плоскостями. Сечения и разрезы: - Сечение геометрических тел проецирующими плоскостями. Практическая работа №16. Сечения и разрезы: - Сечение тел вращения. Практическая работа №16. Сечения и разрезы: - Сечение тел вращения. Типовые соединения: 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 - Общие понятия о соединении деталей. Виды соединений деталей: разъемные, неразъемные. Типовые соединения: - Общие сведения, примеры, назначение, характеристика. Виды резьбы. Применение. - Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Практическая работа №17. Сборочные чертежи: - Эскиз болта. Типовые соединения: - Изображение болтовых и шпилечных соединений, сходства и различие. Практическая работа №18. Сборочные чертежи: - Чертёж болтового соединения. - Чертёж шпилечного соединения. Типовые соединения: - Разъёмные нерезьбовые соединения. Сборочные чертежи: - Сборочный чертёж. Назначение. Изображения на сборочных чертежах. Штриховка деталей на сборочном чертеже. Размеры, наносимые на сборочных чертежах. Позиции на сборочных чертежах. - Спецификация сборочного чертежа – конструкторский документ. - Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа №19. Сборочные чертежи: - Чтение сборочных чертежей. Деталирование: - Суть процесса деталирования, его необходимость. Правила деталирования. Способы нахождения размеров при деталировании. - Выполнение чертежей деталей по чертежу изделия. Практическая работа №20. Сборочные чертежи: - Деталирование. Строительные чертежи: - Понятия об архитектурно-строительных чертежах, их значения. - Отличия строительных чертежей от машино - строительных. Фасады. Планы. Размеры на строительных чертежах. Практическая работа №21. Строительные чертежи: - Чтение строительных чертежей. Схема: - Типы и виды схем. Общие правила выполнения схем. Резервное время 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2