рп изобразительное искусство

1 {р и л о ж е н и е 2

к А
о б щ е о б
н а ч а л ь
у ч а щ и х с я с
р а з в и т и я (в а р

М

Р е к о м е н д
1(с д а г о г и
М А О У С
П р о т о к о л

д а п т
р а з о в
н о г о
з а д е
и а н т

и р о в а н
а т е л ь н
о б щ е г
р ж к о й
7.2.) М

н о й
о й п
о о б р
п с и х
А О У

о с н о в н
р о г р а м
а з о в а н
и ч е с к о
С О Ш №

о й
м е
и я
г о

8

у н и ц и п а л ь н о е а в т о н о м н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е
с р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а №
8

У т в е р ж д е н а
Д и р е к т о р М А О У С О Ш
№
/т Ш
_С .В . Е л с у к о в а
н р и к а з ю т 3E08.2023 №

о в а н а
ч е с к и м с о в е т о м
О Ш
№
8
о т 30.08.2023 К <>2/-11С /2022-2023

Р А Б
п о
«И з о б
С р о
К л а с с : 1

О Ч А Я
у ч е б н
р а з и т е
к р е а л
д о п о л

П Р
о м у
л ь н
и з а
н и т

О Г Р А М
п р е д м
о е и с к у
ц и и : 2
е л ь н ы й

М

А

е т у
с с т в о »
г о д а
- 2 к л а с с

С е в е р о у р а л ь с к и й г о р о д с к о й
2023 г о д

о к р у г

8

&п

Оглавление
1.

Пояснительная записка ................................................................................................................... 2

2. Общая характеристика учебного предмета ..................................................................................... 3
3. Описание места учебного предмета в учебном плане .................................................................... 4
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ........................................... 4
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета ......................... 4
6. Содержание учебного предмета ........................................................................................................10
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ...................................................................................................................................................13
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............29

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в
соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с задержкой психического развития, утверждённым приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1023 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г.,
регистрационный № 72654);
- Федеральной рабочей программой начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
- Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) МАОУ
СОШ № 8;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья";
- Устав МАОУ СОШ № 8;
- локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство». Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков
аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать
произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать
несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной
координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку с ЗПР
выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает
психическое развитие на качественно новую ступень.
2

Уроки по изобразительному искусству для учащихся с ЗПР решают не только
образовательные, но и коррекционные задачи.
Основная цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в
формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного
мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения
начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого
потенциала.
Специальная цель:
 создание условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого,
социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в
обществе;
 приобретение первоначального опыта изобразительной деятельности на основе
овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и
проектной деятельностью;
 формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и
людям творческих профессий.
Общие задачи курса:
 формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
 формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое,
дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные
суждения о произведениях искусства;
 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого,
делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и
тематическую лексику;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного
и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям
искусства;
 формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в
природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать
по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
 овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства.

2. Общая характеристика учебного предмета
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют
формированию личности учащегося с ЗПР, воспитанию у него положительных навыков и
привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий и сферы
жизненной компетенции. В зависимости от степени выраженности нарушений
регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут
формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание
помощи организационного плана и руководящий контроль учителя при выполнении
учебной работы учащимися.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает
предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений
и потенциальных возможностей учащихся с ЗПР, раскрывает содержание, методы и
3

приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения
дифференцированного подхода к учащимся.
В урочное время деятельность учащихся с ЗПР организуется как в индивидуальном, так
и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в
художественной деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство», относится к обязательной части учебного плана образования учащихся с ЗПР.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане в соответствии с
годовым учебным планом образования учащихся с ЗПР представлено в следующей
таблице:
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1 доп.
1
33
33
класс
2 класс
1
34
34

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
На занятиях учащиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностные результаты:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
духовно-нравственное развитие учащихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в социальнозначимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение учащихся к
ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет «изобразительное
искусство» способствует пониманию особенностей жизни разных народов. Коллективные
творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой
деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной
ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
учащегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
4

мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством
помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена
общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений учащихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию
ценностных ориентаций школьников с ЗПР в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству,
культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой
деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических
чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой
работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального,
практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, а также
умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную
работу.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
пространстве;
характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на
доступном для учащегося с ЗПР уровне;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на
основе предложенного плана;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов
между собой с помощью учителя;
выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в
пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах.
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут
необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проявлять исследовательские действия в процессе освоения выразительных свойств
различных художественных материалов;
проявлять базовые экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий;
5

проявлять начальные исследовательские действия на основе определённых учебных
установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры
и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и
состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать под руководством учителя с позиций эстетических категорий явления
природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным установкам по
результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам и,
соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного искусства по
жанрам;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других
информационных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые
системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные
альбомы и детские книги;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и
представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на
основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта
интересов в процессе совместной художественной деятельности (при необходимости с
помощью учителя);
демонстрировать и объяснять (на доступном для учащегося с ЗПР уровне)
результаты своего творческого, художественного опыта;
анализировать по предложенному плану произведения детского художественного
творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной
учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего
результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
6

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания, при
необходимости с опорой на план;
организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты в 1 дополнительном классе:
Модуль «Графика»
Закреплять навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы
обучения рисунку на доступном для учащегося с ЗПР уровне.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать с помощью учителя соотношения пропорций, визуально
сравнивать пространственные величины.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности.
Модуль «Живопись»
Закреплять навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой
на опыт жизненных ассоциаций.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные учителем.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных
объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о
целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из
бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе
фотографий); приводить примеры, и делать ассоциативные сопоставления (с опорой на
зрительный образец) с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя
с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по
мотивам игрушки выбранного промысла.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать по предложенному плану особенности и
составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых
геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективной игровой деятельности.
7

Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать по предложенному плану детские
рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на
листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных
впечатлений с учётом учебных задач, поставленных учителем.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Приобретать опыт аналитического наблюдения архитектурных построек под
руководством учителя.
Приобретать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной,
понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт
восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других
художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного
наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан
снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре под руководством
учителя.
Предметные результаты во 2 классе.
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными
материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких
графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения
линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как
необходимой композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать
умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские
впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение
его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка,
осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и
прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью,
навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы
прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков
составного цвета.
Различать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с белой
и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать тёплые и холодные
оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный;
цвет мягкий, «глухой» и мрачный и др. на доступном для учащегося с ЗПР уровне.
8

Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман,
грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи
разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые
и злые, нежные и грозные).
Модуль «Скульптура»
Знакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных
промыслов; осваивать приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях
выбранного промысла; выполять в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам
традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская,
дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной
формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать под руководством учителя разнообразие форм в природе,
воспринимаемых как узоры.
Сравнивать с опорой на план природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки,
роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) — с рукотворными
произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или
вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек,
созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская,
абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов
в художественные изображения и поделки.
Рассматривать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам
лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не
только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться
понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его
характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных
персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования
предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета
сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать под руководством учителя конструкцию архитектурных
строений (по фотографиям в условиях урока).
Рассматривать, приводить примеры разных жилищ, домиков сказочных героев в
иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к
архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру
героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в
них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета, а также ответа на
поставленную учебную задачу.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений
декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и
роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).
9

Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных
художников-пейзажистов (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, А.И.
Куинджи, Н.П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов
(В.В. Ватагина, Е.И. Чарушина и других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия произведений живописи западноевропейских
художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса
и других по выбору учителя).
Знакомиться с именами и наиболее известными произведениями художников И.И.
Левитана, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.М. Васнецова, В.В. Ватагина, Е.И.
Чарушина (и других по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint
(или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы копирования геометрических фигур в программе Paint, а также
построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники —
карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или композиции
(например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение
объекта в кадре. Участвовать в обсуждении ученических фотографий.
6. Содержание учебного предмета
Содержание обучения в 1 дополнительном классе.
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального
формата листа в зависимости от содержания изображения.
Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка
видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки
работы гуашью в условиях урока.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в
изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие
навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён
года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
10

Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и
аппликации.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги,
картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения
(установки).
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с
картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и
другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и
творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование с целью выражения ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой
теме.
Содержание обучения во 2 классе.
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного
рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов,
приёмы работы.
Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на плоскости
листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Выразительные свойства пропорций (на
основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги.
Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части
предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать форму
натурного предмета.
Графический рисунок животного. Рассматривание графических произведений
анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового
цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное,
плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной
краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и
11

отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность
цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и
соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер — по
выбору учителя). Произведения И.К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или
женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам
выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский
петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Способ лепки в соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики
движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки,
паутинки, роса на листьях и др. Сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. Декоративная композиция.
Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов;
филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с
учётом местных художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и
мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты
складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания
геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и
наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например,
гармошкой). Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской
архитектуры с ярко выраженным характером здания.
Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по
выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и
эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё,
резьба и роспись и др.).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в
природе. Произведения И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В.
Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение
животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом
графическом редакторе).
12

Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами.
Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка
и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы
«Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жарптицы» и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Обсуждение в условиях
урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 дополнительный класс
№ Тема урока
п/п

Основные виды деятельности
учащихся на уроке

1

Закреплять первичные навыки
работы
графическими
материалами.

2

3

Кол ЭОР
-во
часо
в
(обя
зат.
част
ь)
Изображения
всюду 1
Изобразитель
вокруг нас. Изображения в
ное искусство.
жизни
человека.
1
класс.
Расположение
Электронная
изображения на листе.
форма
Выбор вертикального или
учебника
горизонтального формата
Неменской Л.
листа в зависимости от
А.
содержания изображения.
Мастер
Изображения 1
Российская
учит видеть. Цвет как
электронная
одно из главных средств
школа
выражения в изобразительном
искусстве.
Навыки работы гуашью в
условиях урока. Краски
«гуашь», кисти, бумага
цветная и белая.
Изображать
можно 1
пятном.
Графическое
пятно (ахроматическое) и
представление о силуэте.
Формирование
навыка
видения
целостности.
Цельная форма и её части.

13

Закреплять навыки работы гуашью
в условиях школьного урока.

Закреплять
последовательность
выполнения рисунка.
Приобретать опыт обобщения
видимой формы предмета.
Анализировать и сравнивать с
помощью учителя соотношение
частей, составляющих одно целое,
рассматривать
изображения
животных
с
контрастными
пропорциями.

4

5

6

7

8

Изображать можно в
объеме. Изображение в
объёме. Приёмы работы с
пластилином; дощечка,
стек, тряпочка. Лепка
зверушек из цельной
формы
(черепашки,
ёжика, зайчика, птички и
др.).
Приёмы
вытягивания,
вдавливания, сгибания,
скручивания.
Изображать
можно
линией. Разные виды
линий.
Линейный
рисунок.
Графические
материалы для линейного
рисунка
и
их
особенности. Приёмы рисования линией.
Разноцветные
краски.
Три основных цвета.
Ассоциативные
представления, связанные
с каждым цветом. Навыки
смешения
красок
и
получение нового цвета.
Изображать можно и то,
что
невидимо
(настроение).
Эмоциональная
выразительность
цвета,
способы
выражение
настроения
в
изображаемом
сюжете.
Живописное изображение
разных
цветков
по
представлению
и
восприятию.
Развитие
навыков работы гуашью.
Эмоциональная
выразительность цвета.

1

Художники
и
зрители
(обобщение
темы).
Знакомство с картиной, в
которой ярко выражено
эмоциональное состояние,
или с картиной, написанной
на
сказочный
сюжет
(произведения
В.
М.

Приобретать опыт внимательного
аналитического наблюдения.
Наблюдать,
воспринимать
выразительные образные объёмы в
природе: на что похожи формы
облаков,
камней,
коряг,
картофелин и др. (в классе на
основе фотографий).
Осваивать
навыки
объёмной
аппликации
(например,
изображение птицы — хвост,
хохолок, крылья на основе простых
приёмов работы с бумагой).

1

Закреплять первичные навыки
работы графическими
материалами. Закреплять
последовательность выполнения
рисунка.

1

Закреплять навыки работы гуашью
в условиях школьного урока.

1

Понимать эмоциональное звучание
цвета, то, что разный цвет
«рассказывает»
о
разном
настроении
—
весёлом,
задумчивом, грустном и др.
Объяснять с помощью учителя, как
разное настроение героев передано
художником в иллюстрациях.
Выполнять красками рисунок с
весёлым
или
грустным
настроением.

1

Приобретать опыт зрительских
умений,
включающих
необходимые знания, личный
жизненный
опыт
зрителя.
Рассказывать
зрительские
впечатления и мысли.
Знать основные произведения
изучаемых художников
14

9

Васнецова, М. А. Врубеля и
другие по выбору учителя).
Художники
и
зрители
(обобщение
темы).
Рассматривание
иллюстраций детской книги
на основе содержательных
установок
учителя
в
соответствии с изучаемой
темой.

1

Приобретать опыт эстетического
наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений и с
учётом визуальной установки
учителя.

10

Мир полон украшений. 1
Узоры
и
орнаменты,
создаваемые людьми, и
разнообразие их видов.
Орнаменты
геометрические
и
растительные. Декоративная композиция в круге
или в полосе.

11

Цветы.
Живописное 1
изображение
разных
цветков
по
представлению
и
восприятию.
Развитие
навыков работы гуашью.
Эмоциональная
выразительность цвета.
Красоту нужно уметь 1
замечать.
Узоры
в
природе.
Наблюдение
узоров в живой природе (в
условиях урока на основе
фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности.
Рисование
с
натуры:
разные листья и их форма.
Узоры на крыльях. Ритм 1
пятен. Представления о
симметрии и наблюдение
её в природе. Последовательное ведение
работы над изображением
бабочки
по
представлению,
использование
линии

Характеризовать
по
предложенному плану различные
примеры узоров в природе (на
основе фотографий). Приводить
примеры и делать ассоциативные
сопоставления (с опорой на
зрительный
образец)
с
орнаментами
в
предметах
декоративно-прикладного
искусства.
Характеризовать
по
предложенному плану примеры
художественно
выполненных
орнаментов.
Закреплять навыки работы гуашью
в условиях школьного урока.

12

13

Выполнять с натуры рисунок листа
дерева с опорой на план.
Рассматривать и обсуждать по
вопросам учителя характер формы
листа.
Закреплять
последовательность
выполнения рисунка.
Приобретать опыт обобщения
видимой формы предмета.

Характеризовать
по
предложенному плану различные
примеры узоров в природе (на
основе фотографий). Приводить
примеры и делать ассоциативные
сопоставления (с опорой на
зрительный
образец)
с
орнаментами
в
предметах

15

симметрии при составлении узора крыльев.

14

15

16

17

18

19

Красивые
рыбы.
Монотипия.
Техника
монотипии.
Представления
о
симметрии.
Развитие
воображения.
Украшение
птиц.
Объёмная
аппликация.
Объёмная аппликация из
бумаги и картона.

1

Узоры, которые создали
люди.
Орнамент,
характерный для игрушек
одного из наиболее известных
народных
художественных
промыслов: дымковская
или
каргопольская
игрушка (или по выбору
учителя с учётом местных
промыслов).
Ассоциативное
сопоставление
с
орнаментами в предметах
декоративноприкладного искусства.
Как
украшает
себя
человек. Оригами —
создание игрушки для
новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги.
Как
украшает
себя
человек. Ассоциативное
сопоставление
с
орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.

1

Мастер
Украшения
помогает сделать праздник
(обобщение
темы)

1

декоративно-прикладного
искусства.
Характеризовать
по
предложенному плану примеры
художественно
выполненных
орнаментов.
Осваивать технику монотипии для
развития живописных умений и
воображения.
Осваивать свойства симметрии на
доступном для учащегося с ЗПР
уровне.
Осваивать
приёмы
создания
объёмных изображений из бумаги.
Приобретать опыт коллективной
работы под руководством учителя
по созданию в технике аппликации
панно из работ учащихся.
Рассматривать и характеризовать
по
предложенному
плану
орнамент, украшающий игрушку
выбранного промысла.
Выполнять на бумаге красками
рисунок орнамента выбранной
игрушки.
Выполнять
рисунок
игрушки
выбранного
художественного
промысла или, предварительно
покрыв вылепленную игрушку
белилами, наносить орнаменты на
свою игрушку, сделанную по
мотивам народного промысла.
Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей.
Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей.
Осваивать навыки работы с
бумагой,
ножницами,
клеем,
подручными материалами
Характеризовать
по
предложенному плану различные
примеры узоров в природе (на
основе фотографий). Приводить
примеры и делать ассоциативные
сопоставления (с опорой на
зрительный
образец)
с
орнаментами
в
предметах
декоративно-прикладного
искусства.
Наблюдать,
разглядывать,
анализировать по предложенному
плану детские работы с позиций их

1

1

1

16

Художественное
наблюдение окружающего
мира природы и предметной
среды жизни человека в
зависимости от поставленной
аналитической
и
эстетической
задачи
наблюдения (установки).

20

Постройки
в
нашей
жизни.
Наблюдение
разнообразных
архитектурных зданий в
окружающем мире (по
фотографиям),
обсуждение
особенностей
и
составных частей зданий
Дома бывают разными.
Овладение
приёмами
склеивания, надрезания и
вырезания
деталей;
использование
приёма
симметрии.

1

22

Домики, которые построила
природа.
Фотографирование мелких
деталей
природы,
выражение
ярких
зрительных впечатлений.

1

23

Дом снаружи и внутри.
Освоение
приёмов
конструирования из бумаги.
Складывание
объёмных
простых
геометрических
тел.
Строим
город.
Макетирование
(или
аппликация)
пространственной
среды
сказочного
города
из
бумаги,
картона
или
пластилина.

1

21

24

настроения, расположения на
листе, цветового содержания,
соответствия учебной задаче,
поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического
наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений и с
учётом визуальной установки
учителя.
Сравнивать по предложенному
плану
различные
здания
в
окружающем
мире
(по
фотографиям).
Анализировать под руководством
учителя особенности и составные
части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы склеивания
деталей,
симметричного
надрезания, вырезания деталей и
др., чтобы получились крыши,
окна,
двери,
лестницы
для
бумажных домиков.
Макетировать в игровой форме
пространство сказочного городка
(или построить городок в виде
объёмной
аппликации)
под
руководством учителя.
Расширять
опыт
фотографирования
с
целью
эстетического
и
целенаправленного
наблюдения
природы.
Приобретать опыт обсуждения
фотографий с точки зрения цели
сделанного снимка, значимости его
содержания под руководством
учителя.
Сравнивать по предложенному
плану
различные
здания
в
окружающем
мире
(по
фотографиям).
Анализировать под руководством
учителя особенности и составные
части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы склеивания
деталей,
симметричного
надрезания, вырезания деталей и
др., чтобы получились крыши,

1

1

17

25

Все имеет свое строение. 1
Бумажная
пластика.
Овладение
первичными
приёмами
надрезания,
закручивания,
складывания.

окна,
двери,
лестницы
для
бумажных домиков.
Макетировать в игровой форме
пространство сказочного городка
(или построить городок в виде
объёмной
аппликации)
под
руководством учителя.

26

Строим вещи. Дизайн 1
предмета:
изготовление
нарядной упаковки путём
складывания бумаги и
аппликации.
Город, в котором мы живем 1

Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей.
Осваивать навыки работы с
бумагой,
ножницами,
клеем,
подручными материалами
Объяснять с помощью учителя
расположение изображения на
листе и выбор вертикального или
горизонтального
формата.
Объяснять,
какими
художественными
материалами
(карандашами, мелками, красками
и т. д.) сделан рисунок.
Рисовать рисунок на простую тему
карандашами или мелками с
учетом приобретенных знаний в 1
классе.
Наблюдать,
разглядывать,
анализировать по предложенному
плану детские работы с позиций их
настроения, расположения на
листе, цветового содержания,
соответствия учебной задаче,
поставленной учителем.
Рассматривать под руководством
учителя
глиняные
игрушки
известных
народных
художественных промыслов.
Анализировать по предложенному
плану строение формы, частей и
пропорций игрушки выбранного
промысла.
Осваивать этапы лепки формы
игрушки и её частей.
Выполнить лепку игрушки по
мотивам выбранного народного
промысла с опорой на план.
Закреплять
последовательность
выполнения рисунка.
Приобретать опыт обобщения
видимой формы предмета.

27

(обобщение
темы).
Восприятие произведений
детского
творчества.
Обсуждение сюжетного и
эмоционального
содержания детских работ.

28

Три
Брата-Мастера
всегда трудятся вместе.
Лепка
игрушки,
характерной для одного
из наиболее известных
народных
художественных
промыслов (дымковская
или
каргопольская
игрушка или по выбору
учителя с учётом местных
промыслов).

1

29

Праздник
весны.
Праздник
птиц.
Представление
о
пропорциях: короткое —
длинное. Развитие навыка

1

18

видения
соотношения
частей целого (на основе
рисунков животных).

30

31

32

33

Анализировать и сравнивать с
помощью учителя соотношение
частей, составляющих одно целое,
рассматривать
изображения
животных
с
контрастными
пропорциями.
Приобретать опыт внимательного
аналитического наблюдения.
Развивать навыки рисования по
представлению.
Закреплять навыки работы гуашью
в условиях школьного урока.
Понимать эмоциональное звучание
цвета, то, что разный цвет
«рассказывает»
о
разном
настроении
—
весёлом,
задумчивом, грустном и др.

Разноцветные
жуки. 1
Обсуждение в условиях
урока
ученических
фотографий,
соответствующих изучаемой
теме.
Развитие навыков работы
гуашью. Эмоциональная
выразительность цвета.
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности.
Сказочная
страна.
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности.
Восприятие
произведений детского
творчества. Обсуждение
сюжетного
и
эмоционального
содержания
детских
работ. Обсуждение в
условиях
урока
ученических фотографий,
со¬ответствующих
изучаемой теме.
Времена
года. 1
Тематическая композиция
«Времена
года».
Контрастные
цветовые
состояния времён года.
Живопись
(гуашь),
аппликация
или
смешанная техника.

Расширять
опыт
фотографирования
с
целью
эстетического
и
целенаправленного
наблюдения
природы.
Приобретать опыт обсуждения
фотографий с точки зрения цели
сделанного снимка, значимости его
содержания под руководством
учителя.

Выполнять красками рисунок с
весёлым
или
грустным
настроением.
Выполнять изображения разных
времён года. Рассуждать и
объяснять, какого цвета каждое
время года и почему, как
догадаться по цвету изображений,
какое это время года.
Наблюдать,
разглядывать,
анализировать по предложенному
плану детские работы с позиций их
настроения, расположения на
листе, цветового содержания,

Здравствуй, лето! Урок 1
любования
(обобщение
темы). Художник и зритель.
Освоение
зрительских
умений
на
основе
получаемых
знаний
и
19

творческих
практических
задач
—
установок
наблюдения. Ассоциации из
личного опыта учащихся и
оценка
эмоционального
содержания произведений.

соответствия учебной задаче,
поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического
наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений и с
учётом визуальной установки
учителя.
Осваивать опыт аналитического
наблюдения
архитектурных
построек
под
руководством
учителя.
Приобретать опыт зрительских
умений,
включающих
необходимые знания, личный
жизненный
опыт
зрителя.
Рассказывать
зрительские
впечатления и мысли.

2 класс
№
п/п

1

2

3

Тема урока

Кол ЭОР
-во
часо
в
(обя
зат.
част
ь)
Три основных цвета - 1
Изобразител
желтый,
красный,
ьное
синий.
Цвета
искусство.
основные и составные.
2
класс.
Развитие
навыков
Электронная
смешивания красок и
форма
получения
нового
учебника
цвета. Приёмы работы
Неменской
гуашью.
Разный
Л. А.
характер мазков и
движений
кистью.
Пастозное, плотное и
Российская
прозрачное нанесение
электронная
краски
школа
Белая и черная краски. 1
Цвет
тёмный
и
светлый (тональные
отношения).
Затемнение цвета с
помощью
тёмной
краски и осветление
цвета.
Пастель и цветные 1
мелки, акварель, их
выразительные
20

Основные
виды
учащихся на уроке

деятельности

Осваивать навыки работы с цветом,
смешение красок и их наложения на
доступном для детей с ЗПР уровне.
Узнавать названия основных и
составных цветов. Выполнять задание
на смешение красок и получение
различных оттенков составного цвета.
Осваивать
особенности
работы
кроющей краской «гуашь».

Различать тёмные и светлые оттенки
цвета.
Осваивать смешение цветных красок с
белой и с чёрной для изменения их
тона.

Осваивать приёмы работы и учиться
понимать
особенности

художественных
материалов
—
пастели и мелков.
Выполнять пастелью рисунок на
заданную тему, например «Букет
цветов» или «Золотой осенний лес».
Исследовать под руководством учителя
(в
игровой
форме)
изменение
содержания
изображения
в
зависимости
от
изменения
расположения пятен на плоскости
листа.
Приобретать опыт работы акварелью и
понимать
особенности
работы
прозрачной краской.
Осваивать возможности изображения с
помощью разных видов линий в
программе Paint (или в другом
графическом редакторе).
Осваивать
приёмы
копирования
геометрических фигур в программе
Paint и построения из них простых
рисунков или орнаментов.

возможности. Пастель
и
мелки
—
особенности
и
выразительные
свойства графических
материалов, приёмы
работы. Акварель и её
свойства.
Акварельные кисти.
Приёмы
работы
акварелью.

4

5

6

Выразительные
1
возможности
аппликации.
Компьютерные
средства изображения.
Работа с геометрическими
фигурами.
Трансформация
и
копирование
геометрических фигур
в программе Paint.
Выразительные
1
возможности
графических
материалов.
Восприятие
орнаментальных
произведений
прикладного
искусства
(кружево,
шитьё,
резьба
и
роспись и др.).
Выразительность
1
материалов
для
работы в объёме.
Декоративные
изображения
животных в игрушках
народных промыслов;
филимоновские,
дымковские,
каргопольские
игрушки (и другие по
выбору учителя с
учётом местных художественных
промыслов). Лепка из
пластилина или глины

Приобретать
опыт
эстетического
наблюдения и анализа произведений
декоративно-прикладного искусства
(кружево, шитьё, резьба и роспись по
дереву, роспись по ткани и др.), их
орнаментальной организации.

Осваивать приёмы орнаментального
оформления сказочных глиняных
зверушек по мотивам народных
художественных
промыслов
(по
выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Познакомиться с традиционными
игрушками одного из народных
художественных промыслов.
Выполнять лепку фигурки сказочного
зверя
по
мотивам
традиций
выбранного промысла.
Осваивать
приёмы
и
последовательность лепки игрушки в
традициях выбранного промысла.
21

7

8

9

игрушки
—
сказочного животного
по
мотивам
выбранного
художественного
народного промысла
(филимоновская
игрушка, дымковский
петух, каргопольский
Полкан и другие по
выбору учителя с
учётом
местных
промыслов). Способ
лепки в соответствии с
традициями
промысла.
1
Выразительные
возможности бумаги.
Конструирование из
бумаги.
Приёмы
работы с полосой
бумаги,
разные
варианты
складывания,
закручивания,
надрезания.
Макетирование
пространства детской
площадки.
Неожиданные
1
материалы
(обобщение
темы)
Поделки
из
подручных
нехудожественных
материалов.
Восприятие
произведений
детского творчества.
Обсуждение
сюжетного
и
эмоционального
содержания детских
работ.
Изображение
и 1
реальность.
Мастер
Изображения
учит
видеть мир вокруг нас.
Лепка
животных
(кошка,
собака,
медвежонок и др.) с
передачей

Осваивать приёмы передачи движения
в лепке из пластилина.

Осваивать приёмы создания объёмных
предметов из бумаги.
Осваивать
приёмы
объёмного
декорирования предметов из бумаги.
Макетировать
под
руководством
учителя из бумаги пространство
сказочного игрушечного города или
детскую площадку.
Развивать эмоциональное восприятие
архитектурных построек.

Получать
опыт
преобразования
бытовых
подручных
нехудожественных
материалов
в
художественные
изображения
и
поделки.
Рассматривать,
анализировать
по
предложенному плану детские рисунки
с точки зрения содержания, сюжета,
настроения, расположения на листе,
цвета в соответствии с учебной
задачей, поставленной учителем.
Анализировать под руководством
учителя
цветовое
состояние,
ритмическую
организацию
наблюдаемого природного явления.
Осваивать приёмы передачи движения
в лепке из пластилина.

22

10

характерной пластики
движения.
Соблюдение
цельности формы, её
преобразование
и
добавление деталей.
Изображение
движения и статики в
скульптуре: лепка из
пластилина тяжёлой,
неповоротливой
и
лёгкой, стремительной
формы.
Изображение
и 1
фантазия.
Мастер
Изображения
учит
фантазировать.
Изображение
сказочного персонажа
с ярко выраженным
характером
(образ
мужской
или
женский).

11

Украшение
и 1
реальность.
Мастер
Украшения учится у
природы.
Произведения
И.
К.
Айвазовского.

12

Украшение
и 1
фантазия. Природные
формы. Наблюдение
узоров в природе (на
основе фотографий в
условиях
урока):
снежинки, паутинки,
роса на листьях и др.
Постройка
и 1
реальность.
Природные
формы.
Ассоциативное
сопоставление
с
орнаментами
в
предметах
декоративно-прикладного

13

Выполнять
красками
рисунки
контрастных сказочных персонажей,
показывая в изображении их характер с
опорой на образец или при помощи
учителя (добрый или злой, нежный или
грозный и т. п.).
Учится
понимать
какими
художественными
средствами
показывают
характер
сказочных
персонажей.
Учиться понимать, что художник
всегда выражает своё отношение к
тому, что изображает, он может
изобразить доброе и злое, грозное и
нежное и др.
Рассматривать изменения цвета при
передаче
контрастных
состояний
погоды на примере морских пейзажей
И.К. Айвазовского и других известных
художников-маринистов (по выбору
учителя).
Узнавать
известные
картины
художника И. К. Айвазовского.
Рассматривать, анализировать под
руководством учителя разнообразие
форм в природе, воспринимаемых как
узоры.
Сравнивать с опорой на предложенный
план природные явления — узоры
(капли, снежинки, паутинки, роса на
листьях и др.) с рукотворными
произведениями
декоративноприкладного искусства (кружево,
шитьё и др.).
Выполнять эскиз геометрического
орнамента кружева или вышивки на
основе природных мотивов.

23

14

15

16

17

искусства (кружево,
вышивка, ювелирные
изделия и др.).
Постройка и фантазия. 1
Построение игрового
сказочного города из
бумаги (на основе
сворачивания
геометрических тел —
параллелепипедов
разной
высоты,
цилиндров
с
прорезями
и
наклейками);
завивание,
скручивание
и
складывание полоски
бумаги
(например,
гармошкой).
БратьяМастера 1
Изображения,
Украшения
и
Постройки
всегда
работают
вместе
(обобщение
темы).
Художественное
наблюдение природы
и красивых природных деталей, анализ их
конструкции
и
эмоционального
воздействия.
Сопоставление их с
рукотворными
произведениями.
Изображение природы 1
в
различных
состояниях.
Изображение природы
(моря)
в
разных
контрастных состояниях
погоды
и
соответствующих
цветовых состояниях
(туман, нежное утро,
гроза, буря, ветер —
по выбору учителя).

Макетировать
под
руководством
учителя из бумаги пространство
сказочного игрушечного города или
детскую площадку.
Развивать эмоциональное восприятие
архитектурных построек.
Рассматривать и исследовать под
руководством учителя конструкцию
архитектурных
построек
(по
фотографиям в условиях урока).

Рассматривать,
анализировать
по
предложенному плану детские рисунки
с точки зрения содержания, сюжета,
настроения, расположения на листе,
цвета в соответствии с учебной
задачей, поставленной учителем.
Анализировать под руководством
учителя
цветовое
состояние,
ритмическую
организацию
наблюдаемого природного явления.

Выполнять
простые
пейзажи,
передающие разные состояния погоды
(туман, гроза, солнце и др.) на основе
изменения тонального звучания цвета.
Осваивать эмоциональное звучание
цвета: цвет звонкий, яркий, глухой.
Приобретать навыки работы с цветом.
Рассматривать изменения цвета при
передаче
контрастных
состояний
погоды на примере морских пейзажей
И.К. Айвазовского и других известных
художников-маринистов (по выбору
учителя).
Рассматривать
анималистические
рисунки В.В. Ватагина, Е.И. Чарушина
(возможно привлечение рисунков
других авторов).

Изображение
1
характера животных.
Графический рисунок
животного с активным
24

18

19

20

21

выражением
его
характера.
Аналитическое
рассматривание
графических
произведений
анималистического
жанра.
Восприятие
произведений
анималистического
жанра
в
графике
(произведения В. В.
Ватагина,
Е.
И.
Чарушина и др.) и в
скульптуре
(произведения В. В.
Ватагина).
Наблюдение
животных с точки зрения
их
пропорций,
характера движения,
пластики.
Изображение
характера человека:
женский
образ.
Изображение
сказочного персонажа
с ярко выраженным
характером
(образ
мужской
или
женский).
Изображение
характера человека:
женский
образ.
Изображение
сказочного персонажа
с ярко выраженным
характером
(образ
мужской
или
женский).
Изображение
характера человека:
мужской
образ.
Изображение
сказочного персонажа
с ярко выраженным
характером
(образ
мужской
или
женский).
Изображение
характера человека:
мужской образ. Жанр

Выполнять рисунок по памяти или по
представлению любимого животного
(при необходимости с опорой на
зрительный
образец).Приобретать
опыт
восприятия
произведений
отечественных
художникованималистов: В. В. Ватагина, Е.И.
Чарушина; художников В.Ван Гога, К.
Моне, А. Матисса (и других по выбору
учителя).

1

Выполнять
красками
рисунки
контрастных сказочных персонажей,
показывая в изображении их характер с
опорой на образец или при помощи
учителя (добрый или злой, нежный или
грозный и т. п.).
Учится
понимать
какими
художественными
средствами
показывают
характер
сказочных
персонажей.
Учиться понимать, что художник
всегда выражает своё отношение к
тому, что изображает, он может
изобразить доброе и злое, грозное и
нежное и др.

1

1

1

25

22

23

24

25

26

портрета.
Изображение
сказочного персонажа
с ярко выраженным
характером
(образ
мужской
или
женский).
Образ человека в
скульптуре.
Художественная
фотография.
Расположение объекта
в кадре. Масштаб.
Доминанта.
Обсуждение
в
условиях урока ученических фотографий,
соответствующих
изучаемой теме.
Человек
и
его
украшения.
Декор
одежды
человека.
Разнообразие
украшений. Традиционные
народные
женские и мужские
украшения.
О
чем
говорят
украшения.
Художественное
конструирование
и
оформление одежды.
Назначение
украшений и их роль в
жизни людей.
Образ
здания.
Памятники
отечественной
или
западноевропейской
архитектуры с ярко
выраженным
характером
здания.
Рисунок дома для
доброго или злого
сказочного персонажа
(иллюстрация сказки
по выбору учителя).

1

Иметь
представление
о
композиционном построении кадра
при фотографировании.
Участвовать
в
обсуждении
ученических фотографий.

1

Рассматривать украшения человека на
примерах иллюстраций к народным
сказкам, когда украшения не только
соответствуют народным традициям,
но и выражают характер персонажа.
Учиться понимать, что украшения
человека всегда рассказывают о нём,
выявляют особенности его характера,
представления о красоте.
Знакомиться
и
рассматривать
традиционные народные украшения.
Выполнять
красками
рисунки
украшений
народных
былинных
персонажей.

1

1

Рассматривать и исследовать под
руководством учителя конструкцию
архитектурных
построек
(по
фотографиям в условиях урока).
Приводить примеры жилищ разных
сказочных героев с опорой на
иллюстрации известных художников
детской книги.
Выполнять творческие рисунки зданий
(на основе просмотренных материалов)
для сказочных героев с разным
характером, например для добрых и
злых волшебников.
Осваивать в компьютерном редакторе
(например, Paint) художественные
инструменты и создавать простые

В
изображении, 1
украшении
и
постройке
человек
26

27

28

29

выражает
свои
чувства,
мысли,
настроение,
свое
отношение к миру
(обобщение
темы).
Освоение
инструментов
традиционного
рисования (карандаш,
кисточка,
ластик,
заливка и др.) в
программе Paint на
основе
простых
сюжетов (например,
образ дерева).
Теплые и холодные 1
цвета. Цвет тёплый и
холодный — цветовой
контраст.
Освоение
инструментов
традиционного
рисования в программе Paint на основе
темы
«Тёплый
и
холодный цвета» (например,
«Горящий
костёр в синей ночи»,
«Перо жар-птицы» и
др.).
Тихие и звонкие цвета. 1
Эмоциональная
выразительность
цветовых состояний и
отношений.
Цвет открытый —
звонкий
и
приглушённый, тихий.
Эмоциональная
выразительность
цвета.
Что такое ритм линий? 1
Ритм
линий.
Выразительность
линии.
Художественные материалы
для
линейного рисунка и
их свойства. Развитие
навыков
линейного
рисунка.
Рисунок
геометрического

рисунки или композиции (например,
«Образ дерева»).

Создавать в программе Paint цветные
рисунки с наглядным контрастом
тёплых и холодных цветов (например,
«Костёр в синей ночи» или «Перо жарптицы»).

Осваивать эмоциональное звучание
цвета: цвет звонкий, яркий, глухой.
Приобретать навыки работы с цветом.

Осваивать
приёмы
работы
графическими материалами и навыки
линейного рисунка.
Учиться понимать свойства линейного
ритма и ритмическую организацию
изображения.
Выполнять эскиз геометрического
орнамента кружева или вышивки на
основе природных мотивов.

27

30

31

32

33

орнамента
кружева
или вышивки.
Характер
линий. 1
Рисунок с натуры
простого
предмета.
Расположение предмета на листе бумаги.
Определение формы
предмета. Соотношение частей предмета.
Светлые и тёмные
части предмета, тень
под
предметом.
Штриховка. Умение
внимательно
рассматривать
и
анализировать форму
натурного предмета.
Компьютерные
средства изображения.
Виды линий (в программе
Paint
или
другом графическом
редакторе).
Ритм пятен. Ритм 1
пятен: освоение основ
композиции.
Расположение пятна
на плоскости листа:
сгущение,
разброс,
доминанта,
равновесие, спокойствие и
движение.
Декоративная
композиция.
Ритм
пятен в декоративной
аппликации.

Выполнять
простым
карандашом
рисунок с натуры простого предмета
(например,
предметов
своего
письменного стола) или небольшого
фрукта.
Осваивать последовательность этапов
ведения рисунка с натуры по
предложенному плану.
Приобретать и тренировать навык
штриховки. Определять с помощью
учителя самые тёмные и самые светлые
места предмета.
Обозначать тень под предметом.
Осваивать возможности изображения с
помощью разных видов линий в
программе Paint (или в другом
графическом редакторе).

Исследовать под руководством учителя
(в
игровой
форме)
изменение
содержания
изображения
в
зависимости
от
изменения
расположения пятен на плоскости
Выполнять
эскиз
листа.
геометрического орнамента кружева
или вышивки на основе природных
мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального
оформления сказочных глиняных
зверушек по мотивам народных
художественных
промыслов
(по
выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Рассматривать разных птиц (по
фотографиям) и характеризовать с
помощью
учителя
соотношения
пропорций в их строении.
Выполнять рисунки разных видов птиц
(например, рисунки цапли, пингвина и
др.).

Пропорции выражают 1
характер. Пропорции
—
соотношение
частей
и
целого.
Развитие
аналитических навыков
видения пропорций.
Выразительные
свойства пропорций
(на основе рисунков
птиц).
Ритм линий и пятен, 1
цвет, пропорции –

Приобретать
произведений
28

опыт

восприятия
отечественных

34

средства
выразительности.
Восприятие
произведений
живописи с активным
выражени¬ем
цветового состояния в
природе.
Произведения И. И.
Левитана,
Н.
П.
Крымова.
Обобщающий
урок 1
года.
Выставка
детских работ.

художников-пейзажистов:
И.И.
Левитана, И.И. Шишкина, И.К.
Айвазовского, А.И. Куинджи, Н.П.
Крымова (и других по выбору учителя)

Рассматривать,
анализировать
по
предложенному плану детские рисунки
с точки зрения содержания, сюжета,
настроения, расположения на листе,
цвета в соответствии с учебной
задачей, поставленной учителем.
*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие
тематике программы по изобразительному искусству.
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и
художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц,
кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин,
глина, клей и др.).

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».