1 1р и л о ж е н и с 2
к А
о б щ е о б
н а ч а л ь
у ч а щ и х с я с
р а з в и т и я (в а р
М
Р е к о м е н д о
11е д а г о г и ч
М А О У С О
I Ipo roKOJi
д а п т
р а з о в
н о г о
з а д е
и а н т
и р о в а н
а т е л ь н
о б щ е г
р ж к о й
7.2.) М
н о й
о й п
о о б р
п с и х
А О У
о с н о в н
р о г р а м
а з о в а н
и ч е с к о
С О Ш №
о й
м е
и я
г о
у н и ц и п а л ь н о е а в т о н о м н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е
с р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а №
8
в а н а
с е к и м с о в е т о м
Ш
№ 8
о т 30.08.2023 №
У т в е р ж д е н а
Д и р с к т Р р /М А О У С О Ш
№
8
1 С .В . Е л с у к о в а
п р и к а з а н 31.08.2023
-Г 1С /2022-2023
Р А Б О
п о у
«О
С р о к
К л а с с : 1 д
Ч А
ч е б
к р у
р е
о п о
Я
н
ж
а л
л
П Р
о м у
а ю щ
и з а
н и т
О Г
п р
и й
ц и и
е л ь
Р А М М А
е д м е т у
м и р »
: 2 г о д а
н ы й - 2 к л а с с
С е в е р о у р а л ь с к и й г о р о д с к о й
2023 г о д
о к р у г
8
Оглавление
1.
Пояснительная записка ................................................................................................................... 2
2. Общая характеристика учебного предмета ..................................................................................... 3
3. Описание места учебного предмета в учебном плане .................................................................... 4
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ........................................... 4
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета ......................... 4
6. Содержание учебного предмета .......................................................................................................... 8
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ...................................................................................................................................................10
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............25
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии со
следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с задержкой психического развития, утверждённым приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1023 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г.,
регистрационный № 72654);
- Федеральной рабочей программой начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
- Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) МАОУ
СОШ № 8;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья";
- Устав МАОУ СОШ № 8;
- локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область
«Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у
учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы
и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания,
формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и
тесно связаны с практической жизнью. У учащихся с ЗПР, которым рекомендовано
обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений,
недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми
или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность
2
большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность
видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в
качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для
учащихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям
и интересам учащихся с ЗПР младшего школьного возраста.
Цели изучения предмета: формировании начальных знаний о природе и обществе,
формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную
среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного
предмета; формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков
применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с
поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность);
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление
уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение учащимися с ЗПР основ
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта учащихся с ЗПР,
развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения; становление базовых навыков
повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у учащихся фундамента
экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей –
умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в
мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся с ЗПР
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя
сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая
учащемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и
общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие,
что особенно важно для учащихся с ЗПР.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий мир» имеет большое значение в системе подготовки
младшего школьника с ЗПР. В нем заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
3
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
учащихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание
и естествознание», относится к обязательной части учебного плана образования учащихся
с ЗПР. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане в соответствии с
годовым учебным планом образования учащихся с ЗПР представлено в следующей
таблице:
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1 доп.
2
66
66
класс
2 класс
2
68
68
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» учащиеся с ЗПР овладевают основами
практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать
причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий
потенциал предмета заключается в развитии способности учащегося с ЗПР использовать
сформированные представления о мире для решения разнообразных предметнопрактических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и
разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют готовность учащихся с ЗПР руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности учащихся, в части:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена
общества;
2)
духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственноэтических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение
правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие
4
любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям;
3)
эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных
знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной
деятельности.
4)
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
5)
трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6)
экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
7)
ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию учащегося ЗПР к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли учащегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
Метапредметные результаты:
Изучение окружающего мира в 1 дополнительном классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
сравнивать под руководством учителя происходящие в природе изменения; наблюдать под
руководством учителя зависимость изменений в живой природе от состояния неживой
природы; приводить с опорой на образец примеры представителей разных групп животных
(звери, насекомые, рыбы, птицы), называть (после проведенного анализа) главную
особенность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить с опорой на
5
образец примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, используя картинный
план/схему, устанавливать различия во внешнем виде с опорой на алгоритм.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций,
видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы; уважительно
относиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населенного пункта,
название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить
предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу Российской
Федерации (с использованием иллюстративно-дидактических материалов учебника,
рабочей тетради), описывать предмет по предложенному плану; описывать по
предложенному плану время года; сравнивать с опорой на схему/алгоритм домашних и
диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
сравнивать с помощью учителя и с опорой на план организацию своей жизни с
установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная
активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми;
анализировать с помощью учителя предложенные ситуации: устанавливать нарушения
режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил
пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила
общения в совместной деятельности (при необходимости под руководством взрослого):
договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил
взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом
уровне ряда универсальных учебных действий:
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
определять на основе наблюдения и визуальной подсказки состояние вещества (жидкое,
твёрдое, газообразное); различать символы Российской Федерации; различать деревья,
кустарники, травы; приводить примеры с опорой на образец (в пределах изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные (с опорой на образец); лекарственные
и ядовитые (в пределах изученного) (с опорой на образец); различать прошлое, настоящее,
будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать
информацию, представленную в схеме, таблице с помощью учителя; используя текстовую
информацию, заполнять таблицы (при необходимости обращаясь к помощи учителя);
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия
и термины, связанные с социальным миром (органы чувств; старшее поколение, культура
поведения; Родина, столица, родной край); понятия и термины, связанные с миром природы
(среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с
организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание,
6
безопасность, опасная ситуация); описывать условия жизни на Земле, отличие нашей
планеты от других планет Солнечной системы с опорой на план/опорные слова; создавать
небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают
профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес природное сообщество» и другие с
опорой на план/опорные слова); приводить примеры растений и животных, занесённых в
Красную книгу России (на примере своей местности).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению
учебной задачи; оценивать результаты своей работы, спокойно, без обид принимать советы
и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе под руководством учителя; оценивать
жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения; проводить в
парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко,
сахар, соль, железо), участвовать в составлении плана работы, оценивать свой вклад в
общее дело под руководством учителя; определять причины возможных конфликтов после
проведенного анализа, выбирать (из предложенных) способы их разрешения.
Предметные результаты в 1 дополнительном классе:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение (на доступном
уровне) к семейным ценностям и традициям, соблюдать при напоминании взрослого
правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего
населённого пункта, региона, страны; приводить с помощью учителя примеры культурных
объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей
семьи, профессий; различать с опорой на образец объекты живой и неживой природы,
объекты, созданные человеком, и природные материалы; знать и показывать части растений
(корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); знать группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери); описывать на основе опорных схем/слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, сезонные
явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки применяя
опорные слова, используя алгоритм; применять правила ухода за комнатными растениями
и домашними животными используя памятку с алгоритмом последовательности действий;
проводить под руководством взрослого, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в
природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять
температуру воздуха ) и опыты под руководством учителя (используя наглядный алгоритм
последовательности действий); давать оценку на примитивном уровне ситуациям,
раскрывающим положительное и негативное отношение к природе; знать правила
поведения в быту, в общественных местах; соблюдать под руководством взрослого правила
безопасности на учебном месте школьника во время наблюдений и опытов; безопасно
пользоваться бытовыми электроприборами (при обязательном присутствии взрослого);
иметь представление о правилах здорового питания и соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного
поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным
дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами.
Предметные результаты во 2 классе:
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву; узнавать государственную
символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение
к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов,
7
государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить
примеры (используя дидактический материал, учебник, рабочую тетрадь) изученных
традиций, обычаев и праздников народов родного края, важных событий прошлого и
настоящего родного края, трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения (по алгоритму последовательных действий); иметь
представление об изученных взаимосвязях в природе, приводить с помощью учителя
примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе
предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе
предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления;
группировать с опорой на образец изученные объекты живой и неживой природы по
предложенным признакам; сравнивать с опорой на образец объекты живой и неживой
природы на основе внешних признаков; иметь представление об особенностях
ориентирования на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану и опорным словам высказывания о природе; соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать на доступном уровне
примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления
внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения
в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания, используя визуальные подсказки; безопасно использовать
мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную
сеть «Интернет»; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с
помощью учителя (при необходимости).
6. Содержание учебного предмета
Содержание обучения в 1 дополнительном классе.
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая
и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
8
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной
гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки,
дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (электронный
дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Содержание обучения во 2 классе.
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной
край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории
родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные
занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного
древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса.
Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас,
устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на
9
занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на
прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть «Интернет».
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 дополнительный класс
№ Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
Кол ЭОР
-во
часо
в
(обя
зат.
част
ь)
Задавайте
вопросы. 1
Окружающий
мир.
Знакомство с учебником,
Электронная
постоянными
форма
персонажами учебника Муравьём Вопросиком и
учебника. 1
кл.
Мудрой Черепахой
В 2-х ч. Ч.1
Что такое Родина? Россия
— наша Родина. Символы
России (герб, флаг, гимн).
Что мы знаем о народах
России? Народы России.
Первоначальные
сведения о родном крае.
Название
своего
населённого
пункта
(города, села), региона.
Что мы знаем о Москве?
Москва
—
столица
России.
Проект
"Моя
малая
Родина?
Культурные
1
1
1
1
Основные виды деятельности
учащихся на уроке
Экскурсия по школе. Обсуждение
ситуаций по теме, например,
«Правила поведения в классе и в
школе». Обсуждение ситуаций о
небезопасном поведении в школе.
Рассматривании иллюстративного
материала
по
теме
«Одноклассники». Беседа по теме,
«Кирилл
например, «Как содержать рабочее
и Мефодий».
место в порядке». Игра «Кто
Электронное
быстрее правильно приготовит
приложение
рабочее
место».
Составление
по
памятки «Правила обращения с
окружающем опасными
школьными
у
принадлежностями».
миру. 1 класс. Просмотр
и
обсуждение
В 2-х ч. Ч.1.
иллюстраций и других материалов
(по выбору) на темы «Москва —
Цифровой
столица России», «Экскурсия по
образовательн Москве».
ый
Экскурсии, целевые прогулки,
ресурс
просмотр
иллюстраций,
"Якласс"
видеофрагментов
и
других
материалов (по выбору) о родном
Образователь крае, труде людей. Рассматривание
ная
изделий народных промыслов
платформа
родного края и народов России.
"Учи.ру"
Игра «Угадай промысел по
описанию».
Российская
10
объекты родного края.
Ценность
и
красота
рукотворного мира.
6
Что у нас над головой?
Природа
—
среда
обитания человека.
7
8
9
10
11
12
13
14
электронная
школа
1
1
Что у нас под ногами?
Природа
—
среда
обитания человека.
Что общего у разных
растений? Части растения
(называние,
краткая
характеристика значения
для жизни растения):
корень, стебель, лист,
цветок, плод, семя.
Что
растёт
на
подоконнике? Комнатные
растения,
правила
содержания и ухода.
Что растёт на клумбе?
Растения
ближайшего
окружения
(узнавание,
называние,
краткое
описание).
Что это за листья?
Лиственные и хвойные
растения.
1
1
1
1
1
Что
такое
хвоинки?
Лиственные и хвойные
растения.
Кто такие насекомые? 1
Мир животных. Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы
и др.).
Кто такие рыбы? Мир 1
животных.
Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы
11
Беседа
по
теме,
например,
«Правила
поведения
в
учреждениях культуры — в театре,
музее, библиотеке».
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Почему люди должны
оберегать и охранять природу».
Рассматривание иллюстраций и
обсуждение по теме, например,
«Правила поведения в природе».
Экскурсии по теме, например,
«Сезонные изменения в природе,
наблюдение
за
погодой».
Практическая работа по теме,
например, «Измеряем температуру
воды».
Работа
с
иллюстративным
материалом: «Живая и неживая
природа». Дидактическая игра
«Живое/неживое».
Экскурсия. Сравнение внешнего
вида деревьев, кустарников, трав.
Определение
названия
по
внешнему виду дерева. Работа с
иллюстративным
материалом:
деление растений на две группы —
дикорастущие
и
культурные.
Учебный
диалог
по
теме,
например,
«Чем
различаются
дикорастущие
и
культурные
растения?». Дидактическая игра
«Дикорастущее/культурное».
Знакомство с гербарием. Обучение
определению на гербарии частей
растения. Практическая работа
«Составление
гербария».
Рассматривание
и
зарисовка
разнообразия частей растения:
разные листья, разные цветки и
плоды, разные корни (по выбору).
Практическая работа по теме,
например, «Правильно ухаживаем
за растениями уголка природы».
Игра-соревнование
по
теме,
например, «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)».
Наблюдения
за
поведением
животных
в
естественных
условиях: повадки птиц, движения
зверей,
условия
обитаний
насекомых (во время экскурсий,
15
16
17
18
19
20
21
и др.).
Кто такие птицы? Мир
животных.
Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы
и др.).
Кто такие звери? Мир
животных.
Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы
и др.).
Что окружает нас дома?
Бережное отношение к
предметам, вещам, уход
за ними.
Что умеет компьютер?
Безопасность
в
информационнотелекоммуникационной
сети
"Интернет"
(электронный дневник и
электронные
ресурсы
школы)
в
условиях
контролируемого доступа
в
информационнотелекоммуникационную
сеть "Интернет".
Что вокруг нас может
быть опасным? Правила
безопасности в быту:
пользование бытовыми
электроприборами,
газовыми плитами.
На что похожа наша
планета?
Проверим себя и оценим
свои
достижения
по
разделу «Что и кто?»
Презентация
проекта
«Моя малая Родина»
22
целевых прогулок, просмотра
видеоматериалов).
Логическая задача: найди ошибку в
иллюстрациях — какое животное
попало в эту группу неправильно.
Рассказы детей по теме, например,
«Мой домашний питомец».
1
1
1
Беседа по теме, например, «Что
такое режим дня»: обсуждение
режима
дня
первоклассника.
Практическая
работа
по
составлению режима дня. Рассказ
учителя: «Что такое правильное
питание». Практическая работа
«Составление коллажа «Полезная
еда для школьника». Повторение
правил пользования газовой и
электроплитой». Рассматривание
иллюстративного
материала
«Правильные действия по вызову
экстренных служб».
Дидактическая игра по теме,
например, «Правила поведения на
улицах и дорогах, дорожные
знаки».
1
1
1
Экскурсии, целевые прогулки,
просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов
и
других
материалов (по выбору) о родном
крае, труде людей.
1
1
Работа
с
иллюстративным
материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему «Семья».
Беседа с детьми о профессиях
родителей. Дидактическая игра
«Угадай профессию».
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Что такое семья».
Рассказы детей по теме, например,
«Как наша семья проводит
свободное время».
Как живёт семья? Проект
"Моя семья". Семья. Моя
семья в прошлом и
настоящем. Имена и
фамилии членов семьи,
их
профессии.
Взаимоотношения
и
взаимопомощь в семье.
Совместный
труд
и
отдых. Домашний адрес.
12
23
24
25
26
Откуда в наш дом
приходит вода и куда она
уходит?
Правила
безопасности в быту:
пользование бытовыми
электроприборами,
газовыми плитами.
Откуда в наш дом
приходит электричество?
Правила безопасности в
быту:
пользование
бытовыми
электроприборами,
газовыми плитами.
Как путешествует письмо?
Куда текут реки? Неживая
и живая природа.
1
Повторение правил пользования
газовой
и
электроплитой».
Рассматривание иллюстративного
материала «Правильные действия
по вызову экстренных служб».
1
1
1
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Почему люди должны
оберегать и охранять природу».
Рассматривание иллюстраций и
обсуждение по теме, например,
«Правила поведения в природе».
Работа
с
иллюстративным
материалом: «Живая и неживая
природа». Дидактическая игра
«Живое/неживое».
Экскурсия. Сравнение внешнего
вида деревьев, кустарников, трав.
Определение
названия
по
внешнему виду дерева. Работа с
иллюстративным
материалом:
деление растений на две группы —
дикорастущие
и
культурные.
Учебный
диалог
по
теме,
например,
«Чем
различаются
дикорастущие
и
культурные
растения?». Дидактическая игра
«Дикорастущее/культурное».
Знакомство с гербарием. Обучение
определению на гербарии частей
растения. Практическая работа
«Составление
гербария».
Рассматривание
и
зарисовка
разнообразия частей растения:
разные листья, разные цветки и
плоды, разные корни (по выбору).
Практическая работа по теме,
например, «Правильно ухаживаем
за растениями уголка природы».
Игра-соревнование
по
теме,
например, «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)».
1
27
Откуда берутся снег и
лёд?
Исследование
свойств снега и льда.
Неживая
и
живая
природа.
Природные
материалы.
28
29
30
1
Как живут растения?
Растительный
мир.
Дикорастущие
и
культурные растения.
Как живут животные?
Как
зимой
помочь
птицам?
Взаимосвязи
между
человеком
и
1
1
13
природой.
31
32
33
34
35
Откуда берётся и куда
девается
мусор?
Взаимосвязи
между
человеком и природой.
1
Откуда в снежках грязь?
Взаимосвязи
между
человеком и природой.
Проверим себя и оценим 1
свои
достижения
по
разделу «Как, откуда и
куда?»
Презентация
проекта «Моя семья»
Когда учиться интересно? 1
Школа.
Школьные
традиции и праздники.
Адрес школы. Дорога от
дома до школы.
Проект "Мой класс и моя 1
школа" Подготовка к
выполнению
проекта
«Мой класс и моя
школа»обсуждение
плана
работы,
хода
действий.
Классный,
школьный
коллектив.
Друзья,
взаимоотношения между
ними; ценность дружбы,
согласия,
взаимной
помощи.
Совместная
деятельность
с
Наблюдения
за
поведением
животных
в
естественных
условиях: повадки птиц, движения
зверей,
условия
обитаний
насекомых (во время экскурсий,
целевых прогулок, просмотра
видеоматериалов).
Логическая задача: найди ошибку в
иллюстрациях — какое животное
попало в эту группу неправильно.
Рассказы детей по теме, например,
«Мой домашний питомец».
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Почему люди должны
оберегать и охранять природу».
Рассматривание иллюстраций и
обсуждение по теме, например,
«Правила поведения в природе».
Экскурсии по теме, например,
«Сезонные изменения в природе,
наблюдение
за
погодой».
Практическая работа по теме,
например, «Измеряем температуру
воды».
Работа
с
иллюстративным
материалом: «Живая и неживая
природа». Дидактическая игра
«Живое/неживое».
Работа
с
иллюстративным
материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему «Семья».
Беседа с детьми о профессиях
родителей. Дидактическая игра
Окружающий «Угадай профессию».
Учебный
диалог
по
теме,
мир.
например, «Что такое семья».
Электронная
Рассказы детей по теме, например,
форма
учебника. 1 «Как наша семья проводит
свободное время».
кл.
В 2-х ч. Ч.1
«Кирилл
и Мефодий».
Электронное
приложение
по
окружающем
у
миру. 1 класс.
В 2-х ч. Ч.1.
Цифровой
14
36
37
38
39
40
41
одноклассниками
—
учёба,
игры,
отдых.
Рабочее
место
школьника:
удобное
размещение
учебных
материалов и учебного
оборудования;
поза;
освещение
рабочего
места.
Правила
безопасной работы на
учебном месте.
Когда придёт суббота?
образовательн
ый
ресурс
"Якласс"
Образователь
ная
платформа
"Учи.ру"
1
1
Российская
электронная
школа
Когда наступит лето?
Наблюдение за погодой
своего края. Погода и
термометр. Определение
температуры
воздуха
(воды) по термометру.
Сезонные изменения в
природе.
Где
живут
белые 1
медведи?
Где живут слоны?
1
1
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Природа и предметы,
созданные человеком.
42
1
Когда
велосипед?
предметы,
человеком.
изобрели
Природа и
созданные
15
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Почему люди должны
оберегать и охранять природу».
Рассматривание иллюстраций и
обсуждение по теме, например,
«Правила поведения в природе».
Экскурсии по теме, например,
«Сезонные изменения в природе,
наблюдение
за
погодой».
Практическая работа по теме,
например, «Измеряем температуру
воды».
Работа
с
иллюстративным
материалом: «Живая и неживая
природа». Дидактическая игра
«Живое/неживое».
Игра-соревнование
по
теме,
например, «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)».
Наблюдения
за
поведением
животных
в
естественных
условиях: повадки птиц, движения
зверей,
условия
обитаний
насекомых (во время экскурсий,
целевых прогулок, просмотра
видеоматериалов).
Логическая задача: найди ошибку в
иллюстрациях — какое животное
попало в эту группу неправильно.
Рассказы детей по теме, например,
«Мой домашний питомец».
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Почему люди должны
оберегать и охранять природу».
Рассматривание иллюстраций и
обсуждение по теме, например,
«Правила поведения в природе».
Экскурсии по теме, например,
«Сезонные изменения в природе,
наблюдение
за
погодой».
Практическая работа по теме,
43
Когда
мы
станем
взрослыми?
Правила
поведения в социуме.
46
47
48
49
50
51
1
1
44
45
например, «Измеряем температуру
воды».
Работа
с
иллюстративным
материалом: «Живая и неживая
природа». Дидактическая игра
«Живое/неживое».
Экскурсия по школе. Обсуждение
ситуаций по теме, например,
«Правила поведения в классе и в
школе». Обсуждение ситуаций о
небезопасном поведении в школе.
Рассматривании иллюстративного
материала
по
теме
«Одноклассники». Беседа по теме,
например, «Как содержать рабочее
место в порядке». Игра «Кто
быстрее правильно приготовит
рабочее
место».
Составление
памятки «Правила обращения с
опасными
школьными
принадлежностями».
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Почему люди должны
оберегать и охранять природу».
Рассматривание иллюстраций и
обсуждение по теме, например,
«Правила поведения в природе».
Экскурсии по теме, например,
«Сезонные изменения в природе,
наблюдение
за
погодой».
Практическая работа по теме,
например, «Измеряем температуру
воды».
Работа
с
иллюстративным
материалом: «Живая и неживая
природа». Дидактическая игра
«Живое/неживое».
Игра-соревнование
по
теме,
например, «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)».
Наблюдения
за
поведением
животных
в
естественных
условиях: повадки птиц, движения
зверей,
условия
обитаний
насекомых (во время экскурсий,
целевых прогулок, просмотра
видеоматериалов).
Логическая задача: найди ошибку в
иллюстрациях — какое животное
попало в эту группу неправильно.
Рассказы детей по теме, например,
«Мой домашний питомец».
Проверим себя и оценим
свои
достижения
по
разделу «Где и когда?»
Презентация
проекта
«Мой класс и моя школа"
Почему Солнце светит
днём, а звёзды ночью?
Почему
Луна
бывает
разной?
Почему идёт дождь и дует
ветер?
Почему звенит звонок?
1
1
1
1
1
Почему
радуга
разноцветная?
Почему мы любим кошек и 1
собак? Домашние и дикие
животные (различия в
условиях жизни). Забота о
домашних питомцах.
1
Проект «Мои домашние
питомцы». Подготовка к
выполнению
проекта:
«Мои
домашние
питомцы».
16
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Почему мы не будем рвать 1
цветы и ловить бабочек?
Взаимосвязи
между
человеком и природой.
Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе.
1
Почему в лесу мы будем
соблюдать
тишину?
Взаимосвязи
между
человеком и природой.
Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе.
Зачем мы спим ночью?
Режим труда и отдыха.
Почему нужно есть много
овощей и фруктов?
Почему нужно чистить
зубы и мыть руки?
Понимание
необходимости
соблюдения режима дня,
правил здорового питания
и личной гигиены.
Зачем нам телефон и
телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Правила
безопасного
поведения
пешехода
(дорожные
знаки,
дорожная
разметка,
дорожные сигналы).
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и
поезде нужно соблюдать
правила безопасности?
Почему на корабле и в
самолёте
нужно
соблюдать
правила
безопасности?
Зачем люди осваивают
космос?
Взаимосвязи
между
человеком
и
природой.
Почему мы часто слышим
слово
"экология".
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Почему люди должны
оберегать и охранять природу».
Рассматривание иллюстраций и
обсуждение по теме, например,
«Правила поведения в природе».
Экскурсии по теме, например,
«Сезонные изменения в природе,
наблюдение
за
погодой».
Практическая работа по теме,
например, «Измеряем температуру
воды».
Работа
с
иллюстративным
материалом: «Живая и неживая
природа». Дидактическая игра
«Живое/неживое».
Беседа по теме, например, «Что
такое режим дня»: обсуждение
режима
дня
первоклассника.
Практическая
работа
по
составлению режима дня. Рассказ
учителя: «Что такое правильное
питание». Практическая работа
«Составление коллажа «Полезная
еда для школьника». Повторение
правил пользования газовой и
электроплитой». Рассматривание
иллюстративного
материала
«Правильные действия по вызову
экстренных служб».
Дидактическая игра по теме,
например, «Правила поведения на
улицах и дорогах, дорожные
знаки».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебный
диалог
по
теме,
например, «Почему люди должны
17
Взаимосвязи
между
человеком и природой.
оберегать и охранять природу».
Рассматривание иллюстраций и
обсуждение по теме, например,
«Правила поведения в природе».
Экскурсии по теме, например,
«Сезонные изменения в природе,
наблюдение за погодой». Работа с
иллюстративным
материалом:
«Живая и неживая природа».
Дидактическая
игра
«Живое/неживое».
1
66
Проверим себя и оценим
свои
достижения
по
разделу
«Почему
и
зачем?»
Презентация
проекта
«Мои
дом.
питомцы»
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
Тема урока
Кол ЭОР
-во
часо
в
(обя
зат.
част
ь)
Окружающи
Родная страна. Наша 1
й
Родина — Россия,
мир.
Российская
Электронная
Федерация. Россия и
её столица на карте.
форма
Государственные
учебника. 2
символы России.
кл.
В 2-х ч. Ч.1
1
Город и село. Проект
«Родной город». Свой
регион и его главный
город
на
карте;
символика
своего
региона. Родной край,
его
природные
и
культурные
достопримечательнос
ти. Значимые события
истории родного края.
Природа
и 1
рукотворный мир.
Проверим
себя
и 1
оценим
свои
«Кирилл
и Мефодий».
Электронное
приложение
по
окружающе
му
миру.
2
класс.
В 2-х ч. Ч.1.
Цифровой
образователь
ный
ресурс
"Якласс"
Образовател
ьная
платформа
"Учи.ру"
18
Основные
виды
учащихся на уроке
деятельности
Рассказ
учителя,
рассматривание
иллюстраций о многонациональном
составе населения страны. Играпутешествие по теме, например,
«Работаем экскурсоводами, проводим
экскурсии по Москве». Рассказ учителя
по
теме,
например,
«История
возникновения Москвы». Составление
рассказа по серии последовательных
картинок
на
тему
«История
возникновения Москвы». Работа с
картой: Россия, Москва.
Рассматривание
видеофрагментов/анимированных
иллюстраций о народах России, их
традициях.
Рассказ учителя об истории родного
края.
Учебный диалог по теме, например,
«Зачем человек трудится?».
Дидактическая игра по теме, например,
«Профессии
города
и
села».
Логическая задача по теме, например,
«Разделим картинки на три группы:
профессии, которые есть только в
городе; профессии села; профессии,
которые есть и в селе, и в городе».
Учебный диалог по теме, например,
«Чем Земля отличается от других
планет». Просмотр и обсуждение
иллюстраций, видеофрагментов и
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
достижения
по
разделу
«Где
мы
живём?»
Неживая и живая
природа.
Методы
познания
природы:
наблюдения, опыты,
измерения.
Явления
природы.
Методы
познания
природы: наблюдения,
опыты, измерения.
Что такое погода.
В гости к осени
(экскурсия).
В гости к осени (урок).
Звёздное небо. Звёзды
и
созвездия,
наблюдения звёздного
неба. Планеты. Чем
Земля отличается от
других
планет;
условия жизни на
Земле.
Заглянем в кладовые
земли.
Про воздух и про воду.
Про воздух и про воду.
Какие
бывают
растения.
Многообразие
растений.
Деревья,
кустарники, травы.
Какие
бывают
животные.
Многообразие
животных.
Насекомые,
рыбы,
птицы,
звери,
земноводные,
пресмыкающиеся:
общая характеристика
внешних признаков.
Невидимые
нити.
Связи в природе.
Дикорастущие
и
культурные растения.
Годовой
ход
изменений в жизни
растений.
Российская
электронная
школа
1
1
других материалов (по выбору) на тему
«Звёздное небо. Созвездия».
Практическая работа с глобусом,
картой. Практическая работа с картой:
«Как показывать объекты на настенной
карте». Рассказ учителя: описание и
особенности океанов и материков на
Земле.
Практическая
работа
«Составление
карты
мира».
Рассматривание и практическая работа
с компасом. Зарисовка компаса.
1
1
1
1
1
1
1
1
Экскурсия в парк: сравнение деревьев,
кустарников, трав. Игра-соревнование
по теме, например, «Кто больше
вспомнит
названий
деревьев».
Описание растений по иллюстрациям и
живым объектам. Классификация
растений
(по
иллюстрациям):
дикорастущие
—
культурные.
Практическая
работа
по
теме,
например,
«Работа
с
атласомопределителем «найди растение».
Практическая
работа
«Зарисовка
связей в природе».
Работа в группах с иллюстративным
материалом:
составление
коллективного рассказа по теме,
например, «Каким бывает растение в
разные сезоны».
1
1
1
19
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Дикие и домашние
животные. Связи в
природе. Годовой ход
изменений в жизни
животных.
Комнатные растения.
Животные
живого
уголка.
Про кошек и собак.
Красная книга России,
её
значение,
отдельные
представители
растений и животных
Красной
книги.
Заповедники,
природные парки. Охрана
природы.
Будь природе другом.
Правила
нравственного поведения на природе.
Проект
«Красная
книга, или возьмём
под защиту».
Проверим
себя
и
оценим
свои
достижения
по
разделу «Природа».
Проверка знаний и
умений.
Что такое экономика.
Хозяйственные
занятия,
профессии
жителей родного края.
Из чего что сделано.
Как построить дом.
Какой
бывает
транспорт
Культура
и
образование.
Все профессии важны.
Проект «Профессии».
Значение труда в
жизни человека и общества.
В гости к зиме
(экскурсия). Связи в
природе.
В гости к зиме (урок).
Связи в природе.
1
1
1
1
1
1
1
1
Рассказ
учителя,
рассматривание
иллюстраций о многонациональном
составе населения страны. Играпутешествие по теме, например,
«Работаем экскурсоводами, проводим
экскурсии по Москве». Рассказ учителя
по
теме,
например,
«История
возникновения Москвы». Составление
рассказа по серии последовательных
картинок
на
тему
«История
возникновения Москвы». Работа с
картой: Россия, Москва.
Рассматривание
видеофрагментов/анимированных
иллюстраций о народах России, их
традициях.
Рассказ учителя об истории родного
края.
Учебный диалог по теме, например,
«Зачем человек трудится?».
1
1
1
1
1
1
1
20
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Проверим
себя
и
оценим
свои
достижения
по
разделу
«Жизнь
города и села»
Презентация проектов
«Родное
село»,
«Красная книга, или
Возьмём под защиту»,
«Профессии».
Строение
тела
человека.
Если хочешь быть
здоров.
Здоровый
образ жизни: режим
дня (чередование сна,
учебных
занятий,
двигательной
активности)
и
рациональное питание
(количество приёмов
пищи
и
рацион
питания). Физическая
культура,
закаливание, игры на
воздухе как условие
сохранения
и
укрепления здоровья.
Берегись автомобиля!
Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта
и метро (ожидание на
остановке,
посадка,
размещение в салоне
или вагоне, высадка,
знаки безопасности на
общественном
транспорте).
Школа пешехода.
Домашние опасности.
Номера
телефонов
экстренной помощи.
Пожар. Номера телефонов экстренной
помощи.
На воде и в лесу.
Правила безопасности
в школе (маршрут до
школы,
правила
поведения
на
занятиях, переменах,
1
Дидактическая игра по теме, например,
«Профессии
города
и
села».
Логическая задача по теме, например,
«Разделим картинки на три группы:
профессии, которые есть только в
городе; профессии села; профессии,
которые есть и в селе, и в городе»
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебный диалог по теме, например,
«Зачем нужен режим дня? Почему
нужно правильно питаться?». Беседа
по теме, например, «Что может
случиться на прогулке, на игровой
площадке, дома и в школе, если не
соблюдать правила безопасности».
Ролевая игра по теме, например, «Мы
— пешеходы».
Анализ дорожных ситуаций. Работа в
паре: соотнесение изображений и
названий
дорожных
знаков.
Практическая
работа
по
теме,
например,
«Учимся
соблюдать
изученные правила безопасности под
руководством инструктора ГИБДД или
учителя».
Обсуждение с опорой на иллюстрации
Окружающи потенциальных опасностей бытовых
предметов и ситуаций. Беседа по теме,
й
например, «Правила поведения в
мир.
Электронная общественном транспорте». Ролевая
игра по теме «Вызываем экстренные
форма
учебника. 2 службы».
Практическая работа (при наличии
кл.
условий) по теме, например, «Правила
В 2-х ч. Ч.1
пользования компьютером».
«Кирилл
и Мефодий».
Электронное
приложение
по
окружающе
му
миру.
2
класс.
В 2-х ч. Ч.1.
Цифровой
образователь
ный
21
42
43
44
45
46
47
48
при приёмах пищи и
на
пришкольной
территории), в быту,
на прогулках.
Опасные незнакомцы.
Правила безопасности
в школе (маршрут до
школы,
правила
поведения
на
занятиях, переменах,
при приёмах пищи и
на
пришкольной
территории), в быту,
на прогулках.
Проверим
себя
и
оценим
свои
достижения
по
разделу «Здоровье и
безопасность».
Наша дружная семья.
Семья.
Семейные
ценности и традиции.
Родословная. Составление
схемы
родословного древа,
истории семьи.
Проект
«Родословная».
В школе. Правила
культурного
поведения
в
общественных местах.
Правила вежливости.
Доброта,
справедливость,
честность, уважение к
чужому мнению и
особенностям других
людей — главные
правила взаимоотношений
членов
общества.
Ты и твои друзья. Доброта,
справедливость,
честность, уважение к
чужому мнению и
особенностям других
людей — главные
правила
взаимоотношений
членов общества.
ресурс
"Якласс"
1
Образовател
ьная
платформа
"Учи.ру"
Российская
электронная
школа
1
1
Обсуждение обязанностей в семье,
семейных традиций, совместный труд
и отдых. Рассказы детей «Моя семья».
Практическая
работа
по
теме,
например,
«Составление
схемы
родословного древа семьи».
1
1
Анализ ситуаций, раскрывающих
примеры гуманного отношения к
людям. Работа в группе: работа с
пословицами, сравнение и группировка
слов по противоположному значению
(добрый — злой, смелый — трусливый,
правдивый — лживый и другие).
Просмотр
видеофрагментов,
мультипликационных фильмов по
теме.
1
1
22
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Мы – зрители и
пассажиры. Правила
культурного
поведения
в
общественных местах.
Проверим
себя
и
оценим
свои
достижения
по
разделу «Общение».
Посмотри вокруг.
Ориентирование
на
местности.
Ориентирование
на
местности по местным
природным
признакам, Солнцу.
Ориентирование
на
местности.
Компас,
устройство;
ориентирование
с
помощью
компаса.
Определение сторон
горизонта при помощи
компаса.
Формы
земной
поверхности.
Водные богатства.
В гости к весне
(экскурсия).
В гости к весне (урок).
Россия
на
карте.
Изображения Земли:
глобус, карта, план.
Проект
«Города
России».
Города
России. Россия —
многонациональное
государство. Народы
России, их традиции,
обычаи, праздники.
Путешествие
по
Москве. Москва —
столица
России.
Святыни Москвы —
святыни
России:
Кремль,
Красная
площадь,
Большой
театр и другие. Герб
Москвы.
Расположение
Москвы на карте.
1
1
1
1
Учебный диалог по теме, например,
«Чем Земля отличается от других
планет». Просмотр и обсуждение
иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему
«Звёздное небо. Созвездия».
Практическая работа с глобусом,
картой. Практическая работа с картой:
«Как показывать объекты на настенной
карте». Рассказ учителя: описание и
особенности океанов и материков на
Земле.
Практическая
работа
«Составление
карты
мира».
Рассматривание и практическая работа
с компасом. Зарисовка компаса.
1
1
1
1
1
1
1
Рассказ
учителя,
рассматривание
иллюстраций о многонациональном
составе населения страны. Играпутешествие по теме, например,
«Работаем экскурсоводами, проводим
экскурсии по Москве». Рассказ учителя
по
теме,
например,
«История
возникновения Москвы». Составление
рассказа по серии последовательных
картинок
на
тему
«История
возникновения Москвы». Работа с
картой: Россия, Москва.
Рассматривание
видеофрагментов/анимированных
иллюстраций о народах России, их
традициях.
Рассказ учителя об истории родного
края.
1
23
61
62
63
64
65
66
67
68
Московский Кремль.
Характеристика
отдельных
исторических
событий, связанных с
Москвой (основание
Москвы,
строительство Кремля
и другие).
Город на Неве.
Путешествие
по
планете. Карта мира.
Путешествие
по
материкам. Материки,
океаны.
1
Учебный диалог по теме, например,
«Зачем человек трудится?».
Дидактическая игра по теме, например,
«Профессии
города
и
села».
Логическая задача по теме, например,
«Разделим картинки на три группы:
профессии, которые есть только в
городе; профессии села; профессии,
которые есть и в селе, и в городе».
1
1
Учебный диалог по теме, например,
«Чем Земля отличается от других
планет». Просмотр и обсуждение
иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему
«Звёздное небо. Созвездия».
Практическая работа с глобусом,
картой. Практическая работа с картой:
«Как показывать объекты на настенной
карте». Рассказ учителя: описание и
особенности океанов и материков на
Земле.
Практическая
работа
«Составление
карты
мира».
Рассматривание и практическая работа
с компасом. Зарисовка компаса.
Учебный диалог по теме, например,
«Зачем нужен режим дня? Почему
нужно правильно питаться?». Беседа
по теме, например, «Что может
случиться на прогулке, на игровой
площадке, дома и в школе, если не
соблюдать правила безопасности».
Ролевая игра по теме, например, «Мы
— пешеходы».
Анализ дорожных ситуаций. Работа в
паре: соотнесение изображений и
названий
дорожных
знаков.
Практическая
работа
по
теме,
например,
«Учимся
соблюдать
изученные правила безопасности под
руководством инструктора ГИБДД или
учителя».
Обсуждение с опорой на иллюстрации
потенциальных опасностей бытовых
предметов и ситуаций. Беседа по теме,
например, «Правила поведения в
общественном транспорте». Ролевая
игра по теме «Вызываем экстренные
службы».
Практическая работа (при наличии
условий) по теме, например, «Правила
пользования компьютером».
1
1
Страны мира. Проект
«Страны мира».
Впереди
лето. 1
Правила
поведения
при
пользовании
компьютером.
Безопасность
в
информационнокоммуникационной
сети
"Интернет"
(коммуникация
в
мессенджерах
и
социальных группах) в
условиях
контролируемого
доступа
в
информационнотелекоммуникационну
ю сеть "Интернет".
Проверим
себя
и 1
оценим
свои
достижения
по
разделу
«Путешествия».
1
Презентация проектов
«Родословная»,
«Города
России»,
«Страны мира».
24
*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие
тематике программы по окружающему миру.
25