рп музыка

1 [р и л о ж с н и с 2

к А д ап ти рован н ой осн овн ой
о б щ ео б р азо в ател ь н о й п р о гр ам м е
н ач ал ь н о го о б щ его о б р азо в ан и я
у ч ащ и х ся с зад ер ж к о й п си х и ч еск о го
р а з в и т и я (в а р и а н т 7.2.) М А О У С О Ш № 8
М у н и ц и п ал ь н о е ав то н о м н о е о б щ ео б р азо в ател ь н о е у ч р еж д ен и е
ср ед н я я о б щ ео б р азо в ател ьн ая ш к о л а № 8

Р еком ен дован а
1 [е д а г о г и ч с с к и м с о в е т о м
М А О У С О Ш № 8
I 1р о т о к о л о т 30.08.2023 № 27-110/2022-2023

У твер ж д ен а
Д и р с к ^р М А О У С О Ш № 8
/ш р
С .В . Б л с у к о в а
н р и Ш с у г 31.08.2023 № /^ ‘

РА Б О Ч А Я П РО Г РА М М А
п о у ч еб н о м у п р ед м ету
«М у з ы к а »
С р о к р еал и зац и и : 2 го д а
К ласс: 1 д о п о лн и тельн ы й - 2 класс

С ев ер о у р ал ьск и й го р о д ск о й о к р у г
2023 г о д

2

Оглавление
1.

Пояснительная записка ................................................................................................................... 2

2. Общая характеристика учебного предмета ..................................................................................... 5
3. Описание места учебного предмета в учебном плане .................................................................... 6
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ........................................... 6
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета ......................... 6
6. Содержание учебного предмета ........................................................................................................12
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ...................................................................................................................................................13
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............34

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Музыка» разработана в соответствии со
следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с задержкой психического развития, утверждённым приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1023 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г.,
регистрационный № 72654);
- Федеральной рабочей программой начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
- Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) МАОУ
СОШ № 8;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья";
- Устав МАОУ СОШ № 8;
- локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Музыка
является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника
— как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит
игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных
приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных
фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
2

направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка,
композиционных принципов.
Для учащихся с ЗПР овладение учебным предметом имеет существенное коррекционное
значение. В процессе уроков:
происходит развитие и коррекция слухового восприятия;
обогащается общий кругозор, способствующий расширению словарного запаса, знаний и
представлений об окружающем мире;
оказывается благоприятное воздействие на эмоциональную сферу учащегося;
в интересной для учащихся практической деятельности развиваются логические операции,
умения анализировать, наблюдать за явлениями, произвольно направлять и удерживать
внимание;
совершенствуется возможность саморегуляции во время прослушивания музыкальных
произведений и исполнительской деятельности;
обогащается чувственный опыт учащегося.
Деятельность учащихся с ЗПР на уроках должна быть организована с учетом их
возможностей. Подбор музыкального материала для исполнения учащимися
осуществляется на доступном для ребенка уровне. Новый материал следует предъявлять
развернуто, использовать визуализацию, примеры, практические упражнения и
многократно закреплять.
Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР будет более эффективным, если:
учитывать специфику музыкальной деятельности младших школьников с ЗПР,
характеризующуюся
качественным
своеобразием:
неустойчивостью
внимания,
повышенной отвлекаемостью; замедленным приемом и переработкой информации; низким
уровнем познавательной мотивации; недостатками развития моторики, малым объемом
певческого диапазона, что обусловлено нарушением диафрагмального дыхания, дикции,
звукопроизношения; задержкой в развитии мелодического, гармонического, тембрового
слуха.
рассматривать процесс музыкального воспитания как часть коррекционной работы,
направленной не только на развитие собственно-музыкальных способностей учащегося
(слух, ритм, музыкальная память и др.), но и как фактор его социальной адаптации и
оздоровления;
включать в содержании уроков специально отобранные произведения разных жанров
вокальной и инструментальной музыки, отвечающие внутренней эмоциональной
потребности учащегося в духовном обогащении. Программа предусматривает знакомство
учащихся с ЗПР с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание
музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной
терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который
должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень,
соответствие системе базовых национальных ценностей;

3

применять активные виды музыкальной деятельности учащегося в их взаимосочетании, а
именно: слушание музыки, пение, логоритмика, музыкально-ритмические движения и
упражнения, игра на детских музыкальных инструментах, использование других видов
искусства при восприятии музыки и др. Поэтому в содержании образования представлены
различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка,
в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада,
музыка кино и др.);
использовать разнообразные формы музыкального воспитания в сочетании уроков музыки
с внеурочными видами работы (музыкальные игры, экскурсии, театральные представления,
драматизации музыкальных сказок, индивидуальные, групповые, массовые формы) и
внешкольные музыкальные занятия младших школьников с ЗПР: посещение музыкальных
концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.;
использовать игровые формы деятельности на уроках, которые рассматриваются как
широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству —
от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым
импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов
музыкального языка, композиционных принципов, а также практическое музицирование —
пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального
движения.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части
всей духовной культуры учащихся с ЗПР. Основным содержанием музыкального обучения
и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру
другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей
познавательной сферы;

учащихся

в единстве эмоциональной и

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в
искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования.
4

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение
к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт
эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного
мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе:
а) слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) музыкальное движение
моделирование и др.);

(пластическое

интонирование,

танец,

двигательное

д) исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая
природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре других стран, культур, времён и народов.

2. Общая характеристика учебного предмета
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить
основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и
общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные
пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе
наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино
и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных
жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта учащихся. Через опыт чувственного восприятия и
художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность,
рефлексивная установка личности в целом.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
учащихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
5

«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный
язык» и др.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», относится к
обязательной части учебного плана образования учащихся с ЗПР. Место учебного предмета
«Музыка» в учебном плане в соответствии с годовым учебным планом образования
учащихся с ЗПР представлено в следующей таблице:
Класс Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1 доп. 1
33
33
класс
2 класс 1
34
34

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа предусматривает знакомство учащихся с некоторым количеством явлений,
фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень
содержания обучения не является главным. Значительно более важным является
формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и
чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе
музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем
произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом
для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём.
Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара,
который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностные результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций
его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской
Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров
культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
понимание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться
красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства на доступном для
6

учащегося с ЗПР уровне.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с
использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие
в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
–

–
–
–
–

–
–
–
–

–

Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры с
помощью учителя и на основе предложенного плана; устанавливать основания для
сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому
признаку на доступном уровне;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального
языка, произведения, исполнительские составы и др.);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным
материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять после совместного анализа недостаток информации, в том числе
слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи (при необходимости с направляющей
помощью) в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать
простейшие выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным
и желательным состоянием музыкальных явлений;
с помощью учителя формулировать цель вокальных и слуховых упражнений;
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными
объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования,
звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
7

–
–
–
–
–
–

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

–

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в
сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации под
руководством учителя.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению
на доступном для учащегося с ЗПР уровне;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
выбирать и корректно использовать речевые средства при ответе в учебной
дискуссии, аргументации своего мнения;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать по совместно составленному плану устные и письменные тексты
(описание, рассуждение, повествование);
готовить под руководством взрослого небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать после совместного анализа краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
8

–
–

–
–
–
–
–

подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные
образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата (при
необходимости с направляющей помощью);
выстраивать последовательность выбранных действий, удерживать предложенный
алгоритм.
Самоконтроль:
понимать смысл предъявляемых учебных задач и организовывать в соответствии с
ними собственное поведение;
понимать причины успеха/неудач учебной деятельности на основе совместного
анализа;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления
ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у учащихся с ЗПР
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Учащиеся с ЗПР, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
 проявляют интерес к занятиям музыкой, любят петь, играть на доступных
музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила
поведения в театре, концертном зале;
 имеют представления о разнообразии форм и направлений музыкального
искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов,
исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
 имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой
деятельности в различных смежных видах искусства;
 с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
 стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:
 классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие,
громкие, низкие, высокие;
 различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм,
мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих
терминов с опорой на карточки визуальной поддержки;
 различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки
сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
 различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
9

понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые
музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную,
рондо, вариации с направляющей помощью учителя;
 ориентироваться с направляющей помощью учителя в нотной записи в пределах
певческого диапазона;
 исполнять различные ритмические рисунки в простых заученных музыкальных
произведениях с направляющей помощью учителя;
 исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль № 2 «Народная музыка России»:
 иметь представления о принадлежности музыкальных интонаций, изученных
произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных
регионов России;
 определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты с
опорой на карточки визуальной поддержки;
 группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;
 определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству на знакомом музыкальном
материале;
 создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении
народной песни на заученном материале с направляющей помощью учителя;
 исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением на
доступном уровне;
 участвовать в коллективной игре (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров с направляющей помощью учителя.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
 различать на слух произведения народной и композиторской музыки других стран;
 определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
 различать на слух и соотносить фольклорные элементы музыки разных народов
мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных
культурно-национальных традиций и жанров) самостоятельно или с
направляющей помощью учителя;
 различать и характеризовать по предложенному плану фольклорные жанры
музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые
признаки.
Модуль № 4 «Духовная музыка»:
 определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки
под руководством учителя;
 уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной
музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно
региональной религиозной традиции).
Модуль № 5 «Классическая музыка»:
 различать на слух произведения классической музыки, называть автора и
произведение, исполнительский состав на изученном материале и с опорой на
визуализацию;
 различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),
вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в
сочинениях композиторов-классиков;
 иметь представление о концертных жанрах по особенностям исполнения
(камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их


10

разновидности, приводить примеры с опорой на карточки визуальной поддержки;
 воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать
эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь на доступном уровне
описать свои впечатления от музыкального восприятия;
 характеризовать с направляющей помощью учителя выразительные средства,
использованные композитором для создания музыкального образа;
 соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы
на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:
 иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры,
стремиться к расширению музыкального кругозора;
 различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений,
исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том
числе эстрады, мюзикла, джаза и др.) с опорой на карточки визуальной поддержки;
 различать и соотносить музыкально-выразительные средства, определяющие
основной характер, настроение музыки с опорой на карточки визуальной
поддержки;
 исполнять на доступном уровне современные музыкальные произведения,
соблюдая певческую культуру звука.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:
 различать особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
 различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.),
узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и
их авторов с опорой на карточки визуальной поддержки;
 различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
 отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их
роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист,
режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:
 исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы,
исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни,
воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции,
чувства и настроения;
 воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни,
различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и
маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
 осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать
прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и
удовлетворению эстетических потребностей.
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип
допускает перестановку блоков перераспределение количества учебных часов между
блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить
формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений
театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими
проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы,
увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных
эстетическим направлением плана внеурочной деятельности Учреждения.

11

6. Содержание учебного предмета
Содержание обучения в 1 дополнительном классе.
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Ритм. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая
черта. Ритмический рисунок. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Длительности: половинная, целая, четверть, восьмая, шестнадцатые. Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации
(диезы, бемоли, бекары).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Сказки, мифы и легенды. Народные сказители. Русские народные сказания, былины.
Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины,
Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание храма. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки.
Колокольность в музыке русских композиторов. Песни верующих. Образы духовной
музыки в творчестве композиторов-классиков. Инструментальная музыка в церкви. Орган
и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха. Религиозные праздники. Праздничная
служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б.
Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр,
партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие инструменты.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в
цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Танцы, игры и веселье. Музыка — игра
звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Музыка на
войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши,
интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана,
трубы и т. д.).
Содержание обучения во 2 классе.
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Постепенное, плавное движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок. Сопровождение. Аккомпанемент. Остинато. Вступление,
заключение, проигрыш. Песня. Куплетная форма. Запев, припев. Лад. Понятие лада.
Семиступенные лады мажор и минор. Тональность. Гамма. Тоника, тональность. Знаки при
ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Интервалы.
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта,
секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Вариации. Понятие музыкального
интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы:
секунда, септима. Музыкальный язык. Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо,
диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).
12

Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Русские
народные музыкальные инструменты. Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Народные праздники. Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере
одного или нескольких народных праздников. Фольклор в творчестве профессиональных
музыкантов. Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Кавказские мелодии и ритмы. Музыкальные традиции и праздники, Народные
инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении,
Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками
Северного Кавказа.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание храма Колокола. Колокольность в музыке русских композиторов. Песни
верующих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б.
Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш. Фортепиано. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано,
«секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор). Музыкальные инструменты. Скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие инструменты. Программная музыка. Программное название, известный
сюжет, литературный эпиграф. Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры,
группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Европейские композиторыклассики. Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Русские композиторыклассики. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Мастерство исполнителя.
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров.
Консерватория, филармония, конкурс имени П. И. Чайковского.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Театр оперы и балета. Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты,
хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле. Опера. Главные герои и номера оперного
спектакля. Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из
опер русских и зарубежных композиторов.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главный музыкальный символ. Главный музыкальный символ нашей страны. Традиции
исполнения Гимна России. Другие гимны. Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение
глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Музыкальные портреты. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Искусство
времени. Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания.
Музыкальные образы движения, изменения и развития.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 дополнительный класс
№ Тема урока
п/п

Кол ЭОР
-во
часо
в
(обя
зат.
13

Основные виды деятельности
учащихся на уроке

част
ь)
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
1
Ритм. Звуки длинные и 1
короткие
(восьмые
и
четвертные длительности),
такт, тактовая черта.
2
Ритм. Звуки длинные и 1
короткие (восьмые и
четвертные
длительности),
такт,
тактовая черта.

3
4
5

6

Ритмический
рисунок.
Паузы.
Ритмические
рисунки.
Ритмическая партитура.
Длительности:
половинная,
целая,
четверть,
восьмая,
шестнадцатые.
Длительности:
половинная,
целая,
четверть,
восьмая,
шестнадцатые.

Образователь
ная
платформа
«Российская
электронная
школа»

1
1
1

Определение
на
слух,
прослеживание по нотной записи
ритмических рисунков, состоящих
из различных длительностей и пауз
с
направляющей
помощью
учителя.
Исполнение,
импровизация
с
помощью
звучащих
жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или
ударных инструментов простых
ритмов с направляющей помощью
учителя.
Игра
«Ритмическое
эхо»,
прохлопывание
ритма
по
ритмическим
карточкам,
проговаривание с использованием
ритмослогов.
Разучивание,
исполнение
на
ударных
инструментах
ритмической
партитуры.
Слушание
музыкальных
произведений с ярко выраженным
ритмическим
рисунком,
воспроизведение данного ритма по
памяти (хлопками) с помощью
учителя.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или
духовых
инструментах
(фортепиано,
синтезатор,
металлофон, ксилофон, свирель,
блокфлейта, мелодика и др.)
попевок, остинатных формул,
состоящих
из
различных
длительностей с направляющей
помощью учителя.
Определение
на
слух,
прослеживание по нотной записи
ритмических рисунков, состоящих
из различных длительностей и
пауз.
Исполнение,
импровизация
с
помощью
звучащих
жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или
ударных инструментов простых
ритмов с направляющей помощью
учителя.

1

14

Игра
«Ритмическое
эхо»,
прохлопывание
ритма
по
ритмическим
карточкам,
проговаривание с использованием
ритмослогов.
Разучивание,
исполнение
на
ударных
инструментах
ритмической
партитуры
с
направляющей
помощью учителя.
Слушание
музыкальных
произведений с ярко выраженным
ритмическим
рисунком,
воспроизведение данного ритма по
памяти
(хлопками)
с
направляющей помощью учителя.
На выбор или факультативно:

7

Высота звуков. Регистры.

1

8

Ноты
певческого
диапазона. Расположение
нот на клавиатуре. Знаки
альтерации
(диезы,
бемоли, бекары).

1

9

Сказки, мифы и легенды. 1
Народные
сказители.
Русские
народные
сказания, былины
Эпос народов России. 1
Сказки и легенды о музыке
и музыкантах.

10

Исполнение на клавишных или
духовых
инструментах
(фортепиано, синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодика, ксилофоне,
металлофоне и др.) попевок,
остинатных формул, состоящих из
различных длительностей.
Освоение понятий «выше-ниже».
Определение
на
слух
принадлежности звуков к одному
из регистров. Прослеживание по
нотной записи отдельных мотивов,
фрагментов
знакомых
песен,
вычленение знакомых нот, знаков
альтерации.
Наблюдение
за
изменением
музыкального
образа
при
изменении регистра.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или
духовых инструментах попевок,
кратких мелодий по нотам с
помощью
учителя
или
самостоятельно.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Образователь Знакомство с манерой сказывания
ная
нараспев. Слушание сказок, былин,
платформа
эпических
сказаний,
«Российская
рассказываемых нараспев.
электронная
В
инструментальной
музыке
школа»
определение на слух музыкальных
интонаций
речитативного
характера.
15

На выбор или факультативно:
Создание
иллюстраций
к
прослушанным музыкальным и
литературным произведениям.
Просмотр
фильмов,
мультфильмов,
созданных
на
основе былин, сказаний.
Речитативная импровизация —
чтение нараспев фрагмента сказки,
былины.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
11
Музыка наших соседей. 1
Фольклор и музыкальные
традиции
Белоруссии,
Украины,
Прибалтики
(песни, танцы, обычаи,
музыкальные
инструменты).

Образователь
ная
платформа
«Российская
электронная
школа»

Знакомство
с
особенностями
музыкального фольклора народов
других
стран.
Определение
характерных
черт,
типичных
элементов музыкального языка
(ритм,
лад,
интонации)
с
использованием
визуальной
поддержки.
Знакомство с внешним видом,
особенностями
исполнения
и
звучания народных инструментов.
Определение на слух тембров
инструментов с использованием
визуальной поддержки.
Классификация
на
группы
духовых, ударных, струнных.
Музыкальная викторина на знание
тембров народных инструментов с
опорой на предметные картинки.
Двигательная
игра
—
импровизация-подражание игре на
музыкальных инструментах.
Сравнение интонаций, жанров,
ладов,
инструментов
других
народов
с
фольклорными
элементами народов России.
Разучивание и исполнение песен,
танцев, сочинение, импровизация
ритмических аккомпанементов к
ним (с помощью звучащих жестов
или на ударных инструментах) с
направляющей помощью учителя.
На выбор или факультативно:
школьные
фестивали,
посвящённые
музыкальной
культуре народов мира.

Модуль № 4 «Духовная музыка»
12 Звучание
храма. 1
Колокольные
звоны
(благовест, трезвон и др.).
Звонарские приговорки.

Образователь
ная
платформа
«Российская

Диалог с учителем о традициях
изготовления колоколов, значении
колокольного звона. Знакомство с
видами
колокольных
звонов.

16

Колокольность в музыке
русских композиторов.

13

Песни верующих. Образы
духовной
музыки
в
творчестве
композиторов-классиков.
Инструментальная
музыка в церкви

электронная
школа»

1

Выявление, обсуждение характера,
выразительных
средств,
использованных
композитором.
Ритмические и артикуляционные
упражнения на основе звонарских
приговорок
с направляющей
помощью учителя.
Слушание
вокальных
произведений
религиозного
содержания. Беседа с учителем о
характере
музыки,
манере
исполнения,
выразительных
средствах.
Знакомство с произведениями
светской музыки, в которых
воплощены
молитвенные
интонации,
используется
хоральный склад звучания.
На выбор или факультативно:
Просмотр
документального
фильма о значении молитвы.

14

Орган и его роль в
богослужении.
Творчество И. С. Баха.

Рисование
по
мотивам
прослушанных
музыкальных
произведений.
Просмотр образовательных видеоматериалов, посвящённых истории
создания, устройству органа, его
роли
в
католическом
и
протестантском
богослужении.
Ответы на вопросы учителя.

1

Слушание органной музыки И. С.
Баха. Описание впечатления от
восприятия,
характеристика
музыкально-выразительных
средств.
Игровая имитация особенностей
игры на органе (во время
слушания).
Звуковое
исследование
—
исполнение
(учителем)
на
синтезаторе
знакомых
музыкальных
произведений
тембром органа. Наблюдение за

17

трансформацией
образа.

музыкального

На выбор или факультативно:
Посещение
музыки.

концерта

органной

Рассматривание
иллюстраций,
изображений органа.

15

Религиозные праздники.
Праздничная
служба,
вокальная (в том числе
хоровая)
музыка
религиозного
содержания.

Просмотр познавательного фильма
об органе.
Слушание
музыкальных
фрагментов
праздничных
богослужений,
определение
характера музыки, её религиозного
содержания.

1

Разучивание (с опорой на нотный
текст), исполнение доступных
вокальных произведений духовной
музыки.
На выбор или факультативно:
Просмотр фильма, посвящённого
религиозным праздникам.
Посещение
музыки.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
16 Композиторы — детям. 1
Детская музыка П. И.
Чайковского,
С.
С.
Прокофьева,
Д.
Б.
Кабалевского
и
др.
Понятие жанра. Песня,
танец, марш.
17 Композиторы — детям. 1
Детская музыка П. И.
Чайковского,
С.
С.
Прокофьева,
Д.
Б.
Кабалевского
и
др.
Понятие жанра. Песня,
танец, марш.
18 Композиторы — детям. 1
Детская музыка П. И.
Чайковского,
С.
С.
Прокофьева,
Д.
Б.
Кабалевского
и
др.
Понятие жанра. Песня,
танец, марш.

Образователь
ная
платформа
«Российская
электронная
школа»

концерта

духовной

Слушание музыки, определение
основного характера, музыкальновыразительных
средств,
использованных композитором с
использованием
визуальной
поддержки. Подбор эпитетов из
предложенных, иллюстраций к
музыке.
Определение жанра. Двигательная
импровизация под танцевальную и
маршевую музыку.
Музыкальная
использованием
опоры.

викторина
с
визуальной

Разучивание, исполнение песен.
Сочинение
ритмических
аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или ударных и
шумовых инструментов) к пьесам
18

19

20

21

22

23

Оркестр. Оркестр —
большой
коллектив
музыкантов.
Дирижёр,
партитура,
репетиция.
Жанр
концерта
—
музыкальное
соревнование солиста с
оркестром.
Скрипка,
виолончель.
Оркестр. Оркестр —
большой
коллектив
музыкантов.
Дирижёр,
партитура,
репетиция.
Жанр
концерта
—
музыкальное
соревнование солиста с
оркестром.
Оркестр. Оркестр —
большой
коллектив
музыкантов.
Дирижёр,
партитура,
репетиция.
Жанр
концерта
—
музыкальное
соревнование солиста с
оркестром.
Скрипка,
виолончель.
Певучесть
тембров
струнных
смычковых
инструментов.
Композиторы,
сочинявшие скрипичную
музыку.
Знаменитые
исполнители,
мастера,
изготавливавшие
инструменты.
Скрипка,
виолончель.
Певучесть
тембров
струнных
смычковых
инструментов.
Композиторы,
сочинявшие скрипичную
музыку.
Знаменитые
исполнители,
мастера,
изготавливавшие
инструменты.

1

Образователь
ная
платформа
«Российская
электронная
школа»

1

маршевого
и
танцевального
характера
с
направляющей
помощью учителя.
Слушание музыки в исполнении
оркестра. Просмотр видеозаписи.
Беседа с учителем о роли
дирижёра.
«Я — дирижёр» — игра —
имитация дирижёрских жестов во
время
звучания
музыки.
Ориентация в расположении групп
инструментов в симфоническом
оркестре
с
использованием
визуальной поддержки.
Разучивание и исполнение песен
соответствующей тематики.
Знакомство
с
принципом
расположения партий в партитуре.

1

Разучивание,
исполнение
(с
ориентацией на нотную запись)
ритмической партитуры для 2—3
ударных инструментов с помощью
учителя.
1

Образователь
ная
платформа
«Российская
электронная
школа»

1

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
24 Музыкальная сказка на 1
Образователь
сцене, на экране. Тембр
ная
19

Игра-имитация исполнительских
движений во время звучания
музыки.
Музыкальная викторина на знание
конкретных произведений и их
авторов, определения тембров
звучащих
инструментов
с
использованием
карточек
визуальной поддержки.
Разучивание, исполнение песен,
посвящённых
музыкальным
инструментам.
На выбор или факультативно:
Посещение
концерта
инструментальной музыки.
«Паспорт
инструмента»
—
исследовательская
работа,
предполагающая
описание
внешнего вида и особенностей
звучания инструмента, способов
игры на нём.

25

голоса.
Соло.
Хор,
ансамбль.
Музыкальная сказка на 1
сцене, на экране. Тембр
голоса.
Соло.
Хор,
ансамбль.

платформа
«Российская
электронная
школа»

Игра-викторина
«Угадай
по
голосу» средств с использованием
карточек визуальной поддержки.
Разучивание,
исполнение
отдельных номеров из детской
оперы,
музыкальной
сказки,
музыкального
фильма,
мультфильма.
На выбор или факультативно:
Постановка детской музыкальной
сказки, спектакль для родителей.
Творческий проект «Озвучиваем
мультфильм».

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
26 Музыка в цирке, на 1
Образователь
уличном
шествии,
ная
спортивном празднике.
платформа
«Российская
27 Музыка в цирке, на 1
электронная
уличном
шествии,
школа»
спортивном празднике.

Диалог с учителем о значении
музыки на празднике.
Слушание
произведений
торжественного,
праздничного
характера.
«Дирижирование»
фрагментами
произведений
с
направляющей помощью учителя.
Конкурс на лучшего «дирижёра».
Разучивание
и
исполнение
тематических песен к ближайшему
празднику.
Проблемная ситуация: почему на
праздниках обязательно звучит
музыка?
В зависимости
от
времени
изучения данного блока в рамках
календарно-тематического
планирования здесь
могут
быть
использованы
тематические песни к Новому году,
23 февраля, 8 марта, 9 мая и т. д.
На выбор или факультативно:
Запись
видеооткрытки
музыкальным поздравлением.

с

Групповые творческие шутливые
двигательные
импровизации
«Цирковая труппа»
20

28

29

Танцы, игры и веселье.
Музыка — игра звуками.
Танец — искусство и
радость
движения.
Примеры
популярных
танцев.
Танцы, игры и веселье.
Музыка — игра звуками.
Танец — искусство и
радость
движения.
Примеры
популярных
танцев.

1

Слушание, исполнение музыки
скерцозного характера.
Разучивание,
исполнение
танцевальных движений.
Танец-игра.
Рефлексия
собственного
эмоционального состояния после
участия
в
танцевальных
композициях и импровизациях.
Проблемная ситуация: зачем люди
танцуют?
Вокальная,
инструментальная,
ритмическая импровизация в стиле
определённого
танцевального
жанра. По выбору учителя в
данном
блоке
можно
сосредоточиться
как
на
традиционных
танцевальных
жанрах (вальс, полька, мазурка,
тарантелла), так и на более
современных примерах танцев.
Просмотр образовательных видеоматериалов посвящённых военной
музыке. Слушание, исполнение
музыкальных
произведений
военной тематики. Знакомство с
историей
их
сочинения
и
исполнения.

1

30

Музыка на войне, музыка 1
о войне. Военная тема в
музыкальном искусстве.
31 Музыка на войне, музыка
о войне. Военная тема в
музыкальном искусстве.
32 Военные песни, марши, 1
интонации, ритмы, тембры
(призывная
кварта,
пунктирный ритм, тембры
малого барабана, трубы и
т. д.).
33 Военные песни, марши, 1
интонации, ритмы, тембры
(призывная
кварта,
пунктирный ритм, тембры
малого барабана, трубы и
т. д.).
2 класс
№
п/п

Беседа в классе. Ответы на
вопросы: какие чувства вызывает
эта музыка, почему? Как влияет на
наше восприятие информация о
том, как и зачем она создавалась?

Тема урока

Кол ЭОР
-во
часо
в
(обя
зат.
част
ь)
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»

21

Основные
виды
учащихся на уроке

деятельности

1

Мелодия.
Мотив, 1
музыкальная
фраза.
Постепенное, плавное
движение
мелодии,
скачки. Мелодический
рисунок.

Образовательная
платформа
«Российская
электронная школа»

Определение на слух, прослеживание
по нотной записи мелодических
рисунков с поступенным, плавным
движением, скачками, остановками.
Исполнение (вокальная или на
звуковысотных
музыкальных
инструментах)
различных
мелодических рисунков.
На выбор или факультативно:
Нахождение
по
нотам
границ
музыкальной
фразы,
мотива
с
направляющей помощью учителя.

2

Сопровождение.
Аккомпанемент.
Остинато.
Вступление,
заключение,
проигрыш.

Обнаружение
повторяющихся
и
неповторяющихся
мотивов,
музыкальных фраз, похожих друг на
друга.
Определение на слух, прослеживание
по нотной записи главного голоса и
сопровождения.
Различение,
характеристика
мелодических
и
ритмических особенностей главного
голоса и сопровождения. Показ рукой
линии движения

1

главного голоса и аккомпанемента с
направляющей помощью учителя.
Различение простейших элементов
музыкальной формы: вступление,
заключение, проигрыш.
На выбор или факультативно:

3

Исполнение
простейшего
сопровождения
(бурдонный
бас,
остинато) к знакомой мелодии на
клавишных или духовых инструментах
самостоятельно или с направляющей
помощью учителя.
Знакомство со строением куплетной
формы.
Составление
наглядной
буквенной или графической схемы
куплетной формы.

Песня.
Куплетная 1
форма. Запев, припев.

Исполнение песен,
куплетной форме.

написанных

в

Различение куплетной формы при
слушании незнакомых музыкальных
произведений.
22

На выбор или факультативно:

4

Импровизация,
сочинение
новых
куплетов к знакомой песне.
Определение на слух
ладового
наклонения музыки. Игра «Солнышко
— туча». Наблюдение за изменением
музыкального образа при изменении
лада.
Распевания,
вокальные
упражнения,
построенные
на
чередовании мажора и

Лад. Понятие лада. 1
Семиступенные лады
мажор
и
минор.
Тональность. Гамма.

минора.
Исполнение песен с ярко выраженной
ладовой окраской.
На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение в заданном
ладу.

5

6

7

Чтение сказок о нотах и музыкальных
ладах.
Определение на слух устойчивых
звуков. Игра «устой — неустой». Пение
упражнений — гамм с названием нот,
прослеживание по нотам. Освоение
понятия «тоника».

Тоника, тональность. 1
Знаки при ключе.
Мажорные
и
минорные
тональности (до 2–3
знаков при ключе).
Тоника, тональность. 1
Знаки при ключе.
Мажорные
и
минорные
тональности (до 2–3
знаков при ключе).

Упражнение на допевание неполной
музыкальной
фразы до тоники
«Закончи музыкальную фразу».
На выбор или факультативно:
Импровизация в заданной тональности.
Освоение понятия «интервал».

Интервалы. Понятие 1
музыкального
интервала.
Тон,
полутон. Консонансы:
терция, кварта, квинта,
секста,
октава.
Диссонансы: секунда,
септима.
Вариации.
Понятие
музыкального
интервала.
Тон,
полутон. Консонансы:
терция, кварта, квинта,
секста,
октава.
Диссонансы: секунда,
септима.
Музыкальный язык.

Различение на слух диссонансов и
консонансов, параллельного движения
двух голосов в октаву, терцию, сексту.
Подбор эпитетов для определения
краски звучания различных интервалов
с направляющей помощью учителя.
Разучивание, исполнение попевок и
песен с ярко выраженной характерной
интерваликой
в
мелодическом
движении.
На
выбор
или
факультативно:

23

8

Сочинение аккомпанемента на основе
движения квинтами, октавами.
Знакомство
с
элементами
музыкального языка, специальными
терминами, их обозначением в нотной
записи.

Темп,
тембр. 1
Динамика
(форте,
пиано,
крещендо,
диминуэндо и др.).
Штрихи
(стаккато,
легато, акцент и др.).

Определение изученных элементов на
слух при восприятии музыкальных
произведений
с
использованием
визуальной поддержки.
Наблюдение
за
изменением
музыкального образа при изменении
элементов музыкального языка (как
меняется характер музыки при
изменении темпа, динамики, штрихов и
т. д.).
Исполнение вокальных и ритмических
упражнений,
песен
с
ярко
выраженными
динамическими,
темповыми, штриховыми красками.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или
духовых
инструментах
попевок,
мелодий
с
ярко
выраженными
динамическими,
темповыми,
штриховыми
красками
с
направляющей помощью учителя.
Исполнительская интерпретация
основе их изменения.

на

Составление музыкального словаря.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
9
Русский фольклор. 1
ОбразоваРусские
народные
тельная
песни
(трудовые,
платформа
солдатские,
«Российсхороводные и др.).
кая
Детский фольклор
электрон(игровые, заклички,
ная школа»
потешки,
считалки,
прибаутки).

Разучивание, исполнение русских
народных песен разных жанров.
Участие в коллективной традиционной
музыкальной игре.
Ритмическая
импровизация
или
сочинение аккомпанемента на ударных
или
шумовых
инструментах
к
изученным народным песням с
направляющей помощью учителя.
На выбор или факультативно:

24

10

Исполнение на клавишных или
духовых инструментах (фортепиано,
синтезатор,
свирель,
блокфлейта,
мелодика и др.) мелодий народных
песен, прослеживание мелодии по
нотной записи с направляющей
помощью учителя.
Определение
на
слух
тембров
инструментов. Классификация на
группы духовых, ударных, струнных.
Музыкальная викторина на знание
тембров народных инструментов с
использованием карточек визуальной
поддержки.

Русские
народные 1
музыкальные
инструменты.
Инструментальные
наигрыши. Плясовые
мелодии.

Двигательная игра — импровизацияподражание игре на
музыкальных инструментах.
Слушание
фортепианных
композиторов, исполнение

пьес

песен, в которых присутствуют
звукоизобразительные
элементы,
подражание
голосам
народных
инструментов.
На выбор или факультативно:
Просмотр видеофильма о русских
музыкальных инструментах.
Посещение
музыкального
краеведческого музея.

11

или

Освоение простейших навыков игры на
свирели, ложках.
Знакомство с праздничными обычаями,
обрядами, бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня у различных
народностей Российской Федерации.

Народные праздники. 1
Обряды,
игры,
хороводы,
праздничная
символика
—
на
примере одного или
нескольких народных
праздников.

Разучивание песен, реконструкция
фрагмента
обряда,
участие
в
коллективной традиционной игре.
На выбор или факультативно:
Просмотр
фильма/
мультфильма,
рассказывающего
о
символике
фольклорного праздника.

25

Посещение театра, театрализованного
представления.

12

13

Участие в народных гуляньях на улицах
родного города, посёлка
Диалог с учителем о значении
фольклористики. Просмотр видеофрагмента о собирателях фольклора.

Фольклор в творчестве 1
профессиональных
музыкантов.
Собиратели
фольклора. Народные
мелодии в обработке
композиторов.
Народные
жанры,
интонации как основа
для композиторского
творчества.
Фольклор в творчестве 1
профессиональных
музыкантов.
Собиратели
фольклора. Народные
мелодии в обработке
композиторов.
Народные
жанры,
интонации как основа
для композиторского
творчества.

Слушание
музыки,
созданной
композиторами на основе народных
жанров и интонаций. Определение
приёмов обработки, развития народных
мелодий с направляющей помощью
учителя.
Разучивание, исполнение народных
песен в композиторской обработке.
Сравнение звучания одних и тех же
мелодий в народном и композиторском
варианте.
Обсуждение
аргументированных
оценочных
суждений на основе сравнения.
На выбор или факультативно:
Аналогии
с
изобразительным
искусством — сравнение
фотографий
подлинных
народных промыслов

образцов

(гжель, хохлома, городецкая роспись и
т. д.) с творчеством современных
художников, модельеров, дизайнеров,
работающих
в
соответствующих
техниках росписи.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
14
Кавказские мелодии и 1
Образоваритмы. Музыкальные
тельная
традиции и праздники,
платформа
Народные
«Российсинструменты и жанры.
кая
Композиторы
и
электронмузыкантыная школа»
исполнители Грузии,
Армении,
Азербайджана.
Близость музыкальной
культуры этих стран с
российскими
республиками
Северного Кавказа.
26

Знакомство
с
особенностями
музыкального фольклора народов
других
стран.
Определение
характерных черт, типичных элементов
музыкального языка (ритм, лад,
интонации)
с
использованием
визуальной поддержки.
Знакомство
с
внешним
видом,
особенностями исполнения и звучания
народных инструментов.

Определение
на
слух
тембров
инструментов
с
использованием
визуальной поддержки.
Классификация на группы духовых,
ударных, струнных.
Музыкальная викторина на знание
тембров народных инструментов с
опорой на предметные картинки.
Двигательная игра — импровизацияподражание игре на музыкальных
инструментах.
Сравнение интонаций, жанров, ладов,
инструментов других народов с
фольклорными элементами народов
России.
На выбор учителя здесь могут быть
представлены творческие портреты А.
Хачатуряна, А. Бабаджаняна, О.
Тактакишвили, К. Караева, Дж.
Гаспаряна и др.
На выбор или факультативно:
школьные фестивали, посвящённые
музыкальной культуре народов мира.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
15
Звучание
храма 1
Колокола.
Колокольность
в
музыке
русских
композиторов. Песни
верующих.
16

Образовательная
платформа
«Российская
электронная школа»

Образы
духовной 1
музыки в творчестве
композиторовклассиков.

Выявление, обсуждение характера,
выразительных
средств,
использованных
композитором.
Исполнение
ритмических
и
артикуляционных
упражнения
на
основе звонарских приговорок
с
направляющей помощью учителя.
Слушание вокальных произведений
религиозного содержания.
Беседа с учителем о характере музыки,
манере исполнения, выразительных
средствах.
Знакомство с произведениями светской
музыки, в которых воплощены
молитвенные интонации, используется
хоральный склад звучания.
На выбор или факультативно:

27

Просмотр документального фильма о
значении молитвы.
Рисование по мотивам прослушанных
музыкальных произведений.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
17
Композиторы
— 1
Образовадетям.
Детская
тельная
музыка
П.
И.
платформа
Чайковского, С. С.
«РоссийсПрокофьева, Д. Б.
кая
Кабалевского и др.
электронПонятие жанра.
ная школа»

Слушание
музыки,
определение
основного характера, музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором
с
использованием
визуальной
поддержки. Подбор эпитетов из
предложенных, иллюстраций к музыке.
Определение жанра. Двигательная
импровизация под танцевальную и
маршевую музыку.
Музыкальная
викторина
использованием визуальной опоры.

18

с

Разучивание,
исполнение
песен.
Сочинение
ритмических
аккомпанементов
(с
помощью
звучащих жестов или ударных и
шумовых инструментов) к пьесам
маршевого и танцевального характера с
направляющей помощью учителя.
Игра-имитация
исполнительских
движений во время звучания музыки.

Песня, танец, марш. 1
Фортепиано. Рояль и
пианино.
История
изобретения
фортепиано, «секрет»
названия инструмента
(форте
+
пиано).
«Предки»
и
«наследники»
фортепиано (клавесин,
синтезатор).
Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
альт,
виолончель,
контрабас.
Композиторы,
сочинявшие
скрипичную музыку.
Знаменитые
исполнители, мастера,
изготавливавшие
инструменты.

Музыкальная викторина на знание
конкретных произведений и их
авторов,
определения
тембров
звучащих
инструментов
с
использованием карточек визуальной
поддержки.
Разучивание,
посвящённых
инструментам.

исполнение
песен,
музыкальным

На выбор или факультативно:
Посещение
инструментальной музыки.

концерта

«Паспорт
инструмента»
—
исследовательская
работа,
предполагающая описание внешнего
вида
и
особенностей
звучания
инструмента, способов игры на нём.
28

19

Программная музыка. 1
Программное
название, известный
сюжет, литературный
эпиграф.

Слушание произведений программной
музыки. Обсуждение музыкального
образа,
музыкальных
средств,
использованных композитором.
На выбор или факультативно:

20

Рисование
образов
программной
музыки.
Знакомство
с
составом
симфонического оркестра, группами
инструментов. Определение на слух
тембров
инструментов
симфонического
оркестра
с
использованием карточек визуальной
поддержки.

Симфоническая
1
музыка.
Симфонический
оркестр.
Тембры,
группы инструментов.
Симфония,
симфоническая
картина.

Слушание фрагментов симфонической
музыки. «Дирижирование» оркестром.
Музыкальная
викторина
с
использованием карточек визуальной
поддержки.
На выбор или факультативно:
Посещение концерта симфонической
музыки.

21

Просмотр фильма об устройстве
оркестра.
Знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из
их биографии. Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг характерных образов
(картины природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов, музыкальновыразительных
средств
с
использованием карточек визуальной
поддержки. Наблюдение за развитием
музыки. Определение жанра, формы с
использованием карточек визуальной
поддержки.
Просмотр
видеофрагментов
биографического
характера.

Европейские
1
композиторыклассики. Творчество
выдающихся
зарубежных
композиторов.

Вокализация тем инструментальных
сочинений.
29

Разучивание, исполнение доступных
вокальных сочинений.
На выбор или факультативно:

22

Посещение
концерта.
Просмотр
биографического фильма.
Знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из
их биографии. Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг характерных образов
(картины природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов, музыкальновыразительных
средств
с
использованием карточек визуальной
поддержки. Наблюдение за развитием
музыки. Определение жанра, формы с
использованием карточек визуальной
поддержки.
Просмотр
видеофрагментов
биографического
характера.

Русские композиторы- 1
классики. Творчество
выдающихся
отечественных
композиторов.

Вокализация тем инструментальных
сочинений.
Разучивание, исполнение доступных
вокальных сочинений.
На выбор или факультативно:

23

Посещение
концерта.
Просмотр
биографического фильма
Знакомство с творчеством выдающихся
исполнителей классической музыки.
Изучение
программ,
афиш
консерватории, филармонии.

Мастерство
1
исполнителя.
Творчество
выдающихся
исполнителей
—
певцов,
инструменталистов,
дирижёров.
Консерватория,
филармония, конкурс
имени
П.
И.
Чайковского.

Сравнение нескольких интерпретаций
одного и того же произведения в
исполнении разных музыкантов.
Беседа на тему «Композитор
исполнитель — слушатель».

—

На выбор или факультативно:
Посещение
музыки.

30

концерта

классической

Создание коллекции записей любимого
исполнителя.
Деловая игра
филармонии».
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
24
Театр оперы и балета. 1
ОбразоваОсобенности
тельная
музыкальных
платформа
спектаклей.
Балет.
«РоссийсОпера. Солисты, хор,
кая
оркестр, дирижёр в
электронмузыкальном
ная школа»
спектакле.
25
Театр оперы и балета. 1
Особенности
музыкальных
спектаклей.
Балет.
Опера. Солисты, хор,
оркестр, дирижёр в
музыкальном
спектакле.

«Концертный

отдел

Знакомство
со
знаменитыми
музыкальными театрами.
Просмотр фрагментов музыкальных
спектаклей с комментариями учителя.
Определение особенностей балетного
и оперного спектакля. Тесты или
кроссворды на освоение специальных
терминов с использованием карточек
визуальной поддержки.
Танцевальная
импровизация
музыку фрагмента

под

балета.
Разучивание и исполнение доступного
фрагмента, обработки песни/хора из
оперы.
«Игра в дирижёра» — двигательная
импровизация во время слушания
оркестрового фрагмента музыкального
спектакля.
На выбор или факультативно:
Посещение спектакля или экскурсия в
местный музыкальный театр.
Виртуальная экскурсия по Большому
театру.

26

27

Рисование по мотивам музыкального
спектакля, создание афиши.
Слушание
фрагментов
опер.
Определение
характера
музыки
сольной партии, роли и выразительных
средств оркестрового сопровождения с
направляющей помощью учителя.

Опера. Главные герои 1
и номера оперного
спектакля. Ария, хор,
сцена, увертюра —
оркестровое
вступление.
Отдельные номера из
опер
русских
и
зарубежных
композиторов.
Опера. Главные герои 1
и номера оперного

Знакомство с тембрами голосов
оперных
певцов.
Освоение
терминологии. Звучащие тесты и
кроссворды на проверку знаний с
использованием карточек визуальной
поддержки. В данном тематическом
31

спектакля. Ария, хор,
сцена, увертюра —
оркестровое
вступление.
Отдельные номера из
опер
русских
и
зарубежных
композиторов.

блоке могут быть представлены
фрагменты из опер Н. А. РимскогоКорсакова («Садко», «Сказка о царе
Салтане», «Снегурочка»), М. И. Глинки
(«Руслан и Людмила»), К. В. Глюка
(«Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и др.
Конкретизация — на выбор учителя.
Разучивание, исполнение песни, хора
из оперы.
На выбор или факультативно:
Рисование героев, сцен из опер.
Просмотр фильма-оперы.

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
28
Главный
1
Образовамузыкальный символ.
тельная
Главный
платформа
музыкальный символ
«Российснашей
страны.
кая
Традиции исполнения
электронГимна России. Другие
ная школа»
гимны.

29

Музыкальные
1
пейзажи. Музыка —
выражение глубоких
чувств,
тонких
оттенков настроения,
которые
трудно
передать словами.

30

Музыкальные
портреты.
«Портреты»,
выраженные
музыкальных
интонациях.

1
в

32

Разучивание,
исполнение
Гимна
Российской Федерации.
Знакомство с историей создания,
правилами исполнения.
Просмотр
видеозаписей
парада,
церемонии награждения спортсменов.
Чувство
гордости,
понятия
достоинства и чести. Обсуждение
этических вопросов, связанных с
государственными символами страны.
Разучивание, исполнение Гимна своей
республики, города, школы.
Разучивание,
исполнение
Гимна
Российской Федерации.
Знакомство с историей создания,
правилами исполнения.
Просмотр
видеозаписей
парада,
церемонии награждения спортсменов.
Чувство
гордости,
понятия
достоинства и чести. Обсуждение
этических вопросов, связанных с
государственными символами страны.
Разучивание, исполнение Гимна своей
республики, города, школы.
Слушание произведений программной
музыки,
посвящённой
образам
природы. Подбор эпитетов для
описания
настроения,
характера
музыки с использованием карточек
визуальной поддержки. Сопоставление
музыки
с
произведениями
изобразительного искусства.
Двигательная
импровизация,
пластическое интонирование.

31
32

33

34

Разучивание,
одухотворенное
исполнение песен о природе, её
красоте.
На выбор или факультативно:
Рисование «услышанных» пейзажей
и/или абстрактная живопись —
передача настроения цветом, точками,
линиями.
Игра-импровизация
«Угадай
моё
настроение».
Слушание произведений вокальной,
программной
инструментальной
музыки, посвящённой образам людей,
сказочных
персонажей.
Подбор
эпитетов для описания настроения,
характера музыки с использованием
карточек
визуальной
поддержки.
Сопоставление
музыки
с
произведениями
изобразительного
искусства. Двигательная импровизация
в образе героя музыкального
произведения.
Разучивание,
харáктерное исполнение песни —
портретной зарисовки.
На
выбор
или
факультативно:Рисование
героя
музыкального
произведения.Играимпровизация «Угадай мой характер».
Слушание, исполнение музыкальных
произведений, передающих образ
непрерывного движения.

Искусство времени. 1
Музыка — временно́е
искусство.
Искусство времени. 1
Музыка — временно́е
искусство.

Погружение в поток 1
музыкального
звучания.
Музыкальные образы
движения, изменения
и развития.
Погружение в поток 1
музыкального
звучания.
Музыкальные образы
движения, изменения
и развития.

Наблюдение за своими телесными
реакциями (дыхание, пульс, мышечный
тонус) при восприятии музыки.
Проблемная ситуация: как музыка
воздействует на человека?
На выбор или факультативно:

Программная
ритмическая
или
инструментальная
импровизация
«Поезд», «Космический корабль».
*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
33

8.
Описание
материально-технического
обеспечения
образовательной
деятельности
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Музыкальные инструменты (в соответствии с возможностями образовательной
организации);
технические
средства
обучения
(CD/DVD-проигрыватели;
телевизор;
аудиовидеомагнитофон;
фонотека с разнообразными записями звуков природы, музыки;
видеотека с записями выступлений различных исполнителей;
слайды с необходимым визуальным сопровождением;
аксессуары для обозначения ролей, исполняемых учащимися.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».