Программа внеурочной деятельности (Россия мои горизонты 10-11)

Оглавление
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование

2
3
5
7

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия мои горизонты» составлена
на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской' Федерации»,
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,
Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП
ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 370,
Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее - ФОП
СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 371,
Методических рекомендаций по реализации проекта «Россия мои горизонты» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. №
ДГ-808/05),
Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05).
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним
из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое
реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Россия мои горизонты» (далее - проект).
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 июля
2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленного ФГОС ООО внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том
2

числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской
Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего
и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного
подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.
Программа обеспечивает информированность учащихся об особенностях различных сфер
профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями.
В целях обеспечения реализации Программы создаются условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей
и интересов, самореализации учащихся.
Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать, в том числе информационное сопровождение проектирования учащимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи.
Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России и собственного региона,
к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
Эстетическое воспитание:
-восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
-осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
-стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
-стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости
от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоциональное благополучие:
3

-осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
-ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
-способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели,
связанные с будущей профессиональной жизнью;
-сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудовое воспитание:
-осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском
обществе;
-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
-интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
-осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
-готовность адаптироваться в профессиональной среде;
-уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
-осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
-осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;
-осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Понимание ценности научного познания:
-овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
-овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения
мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты
Овладению универсальными познавательными действиями:
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
-с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
-предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
4

версию) в различных информационных источниках;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
-воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения;
-выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
-распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
-публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-делать выбор и брать ответственность за решение;
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Моя Россия - мои горизонты
Открой своё будущее
Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов
Система образования России (дополнительное образование, уровни профессионального
образования, стратегии поступления)
Пробую профессию в сфере науки и образования (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и
наставника)
Россия в деле (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение,
лесная промышленность)
Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов
5

Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)
Пробую профессию в сфере промышленности
Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) (
Пробую профессию в области цифровых технологий» (программист, робототехник и др.)
Россия в деле (на выбор: медицина, реабилитация, генетика)
Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов
Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела (машиностроение, транспорт, строительство)
Пробую профессию в инженерной сфере (инженер-конструктор, электромонтер и др.)
Государственное управление и общественная безопасность (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах)
Пробую профессию в сфере управления и безопасности (специалист по кибербезопасности, юрист и др.)
Моё будущее - моя страна
Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны (агропромышленный комплекс)
Пробую профессию в аграрной сфере (агроном, зоотехник и др.)
Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения
(сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)
Пробую профессию в области медицины (врач телемедицины, биотехнолог и др.)
Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества (сфера социального развития, туризма и гостеприимства)
Пробую профессию на благо общества (менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)
Россия креативная: узнаю творческие профессии (сфера культуры и искусства)
Пробую творческую профессию (дизайнер, продюсер и др.)
Один день в профессии (учитель, актер, эколог, пожарный, ветеринар, повар)
Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»
Пробую профессию в инженерной сфере
Решение
онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий, направленных на погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
-Знакомство с профессией и профессиональной областью.
-Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
-Практическое выполнение задания.
-Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Пробую профессию в цифровой сфере
Пробую профессию в сфере промышленности
Пробую профессию в сфере медицины
Пробую профессию в креативной сфере
Формы организации: беседы, дискуссии, совместные поиски решений, групповая работа, парная работа, мини-конференции, мини-проекты, исследования в рамках внеурочной деятельности.

6

№
п/п

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.
8.

9.

4. Тематическое планирование
10–11 классы (1 час в неделю)
Тема, раздел курса
Форма
Кол-во чапроведесов
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия - мои
горизонты» (обзор отраслей экономического
развития РФ - счастье в труде) (1 час)
Тема 2. Тематический профориентационный
урок «Открой своё будущее» (введение в
профориентацию)
Тема 3. Профориентационная диагностика
№ 1 «Мой профиль» и разбор результатов
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное
образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления)
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (на выбор: импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение,
лесная промышленность)
Тема 6. Профориентационная диагностика
№ 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения
страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча
и переработка сырья)
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.)

10. Тема 9. Профориентационное занятие «Рос-

11.

сия цифровая: узнаю достижения страны в
области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)
Тема 10. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в области цифровых
технологий» (моделирующая онлайн-проба
на платформе проекта «Билет в будущее» по

ния занятия
профориентационное занятие
профориентационное занятие
диагностика

1
1
1

ЭОР

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

профориента¬ционное занятие

1

онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

диагностика

1

профориентационное занятие

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

онлайнпроба (моделирующая про-

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

7

профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)

12. Тема 11. Профориентационное занятие
13.

«Россия в деле» (на выбор: медицина, реабилитация, генетика)
Тема 11. Профориентационная диагностика
№ 3 «Мои таланты» и разбор результатов

14. Тема 12. Профориентационное занятие

15.

«Россия инженерная: узнаю достижения
страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство)
Тема 13. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.)

16. Тема 14. Профориентационное занятие

17.

«Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная
службы, особенности работы и профессии в
этих службах)
Тема 15. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в сфере управления и
безопасности» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист
по кибербезопасности, юрист и др.)

18. Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее - моя страна»

19. Тема 17. Профориентационное занятие

20.

«Россия плодородная: узнаю о достижениях
агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс)
Тема 18. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: агроном, зоотехник и др.)

21. Тема 19. Профориентационное занятие

22.

«Россия здоровая: узнаю достижения
страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика
и биотехнологии)
Тема 20. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в области медицины»

фессиональная
проба)
профориентационное занятие
диагностика

1
1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

профориентационное занятие

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие
профориентационное занятие

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

онлайн-

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnaya-

8

1

(моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: врач телемедицины, биотехнолог
и др.)

23. Тема 21. Профориентационное занятие

24.

«Россия добрая: узнаю о профессиях на
благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства)
Тема 22. Профориентационное занятие
«Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)

25. Тема 23. Профориентационное занятие
26.

«Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства)
Тема 24. Профориентационное занятие
«Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: дизайнер, продюсер и др.)

27. Тема 25. Профориентационное занятие
28.
29.

«Один день в профессии» (учитель, актер,
эколог)
Тема 26. Профориентационное занятие
«Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)

30. Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)

31. Тема 29. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)

32. Тема 30. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)

33. Тема 31. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в сфере промышленно-

проба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие
онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие
онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие
профориентационное занятие
профориентационное занятие
профориентационное занятие
онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
онлайнпроба (мо9

deyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

1
1
1
1
1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost
https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

сти» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

34. Тема 32. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в сфере медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)

35. Тема 33. Профориентационное занятие
«Пробую профессию в креативной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)

36. Тема 34. Профориентационное занятие
«Моё будущее - Моя страна»

делирующая профессиональная
проба)
онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
онлайнпроба (моделирующая профессиональная
проба)
профориентационное занятие

10

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost

1

https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».