Оглавление 1. Содержание учебного предмета .......................................................................................................... 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ............................................................... 7 3. Тематическое планирование.............................................................................................................13 2 1. Содержание учебного предмета 1 КЛАСС Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. 3 Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети "Интернет" (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. 4 Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". 4 КЛАСС (68 ч) Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации. 5 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учетом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учетом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила 6 использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет". 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты освоения программы учебного предмета достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. 1. Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества 2. Духовно-нравственное воспитание: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетическое воспитание: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудовое воспитание: 7 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6. Экологическое воспитание: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред природе. 7. Ценность научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Метапредметные результаты 1. В результате изучения учебного предмета в начальной школе у учащихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: 1) базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другие); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учетом учебной задачи; 8 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа ее проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчет, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). 2. К концу обучения в начальной школе у учащегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:: 1) общение: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления. 2) совместная деятельность: понимать значения коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. 3. К концу обучения в начальной школе у учащегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: 1) самоорганизация: планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 9 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни; объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Предметные результаты 1 класс называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населенного пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов наиболее распространенные в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счет времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила использования электронных средств, оснащенных экраном; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами. 2 класс находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного 10 края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звезды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развернутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть "Интернет"; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). 3 класс различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; 11 фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть "Интернет"; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 4 класс проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на "ленте времени"; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; 12 осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. 3. Тематическое планирование Класс Количество Количество часов в год часов в неделю Обязательная Часть, часть формируемая участниками образовательных отношений 1 2 66 2 2 68 3 2 68 4 2 68 - Итого 66 68 68 68 1 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока Кол-во ЭОР часов (обязат. часть) Задавайте вопросы. Знакомство с учебником, 1 Окружающий постоянными персонажами учебника - Муравьём мир. Вопросиком и Мудрой Черепахой Электронная форма Что такое Родина? Россия — наша Родина. Символы 1 учебника. 1 кл. России (герб, флаг, гимн). В 2-х ч. Ч.1 Что мы знаем о народах России? Народы России. 1 Первоначальные сведения о родном крае. Название «Кирилл своего населённого пункта (города, села), региона. и Мефодий». Что мы знаем о Москве? Москва — столица России. 1 Электронное Проект "Моя малая Родина? Культурные объекты 1 приложение родного края. Ценность и красота рукотворного по мира. окружающему Что у нас над головой? Природа — среда обитания 1 миру. 1 класс. человека. В 2-х ч. Ч.1. Что у нас под ногами? Природа — среда обитания 1 человека. Цифровой Что общего у разных растений? Части растения 1 образовательный (называние, краткая характеристика значения для ресурс "Якласс" жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Образовательная Что растёт на подоконнике? Комнатные растения, 1 платформа правила содержания и ухода. 13 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Что растёт на клумбе? Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Что это за листья? Лиственные и хвойные растения. Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные растения. Кто такие насекомые? Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Кто такие рыбы? Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Кто такие птицы? Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Кто такие звери? Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Что окружает нас дома? Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Что умеет компьютер? Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Что вокруг нас может быть опасным? Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Как живёт семья? Проект "Моя семья". Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Как путешествует письмо? Куда текут реки? Неживая и живая природа. Откуда берутся снег и лёд? Исследование свойств снега и льда. Неживая и живая природа. Природные материалы. Как живут растения? Растительный мир. Дикорастущие и культурные растения. Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Взаимосвязи между человеком и природой. 14 1 "Учи.ру" 1 1 Российская электронная школа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Откуда берётся и куда девается мусор? Взаимосвязи между человеком и природой. Откуда в снежках грязь? Взаимосвязи между человеком и природой. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Когда учиться интересно? Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Дорога от дома до школы. Проект "Мой класс и моя школа" Подготовка к выполнению проекта «Мой класс и моя школа»обсуждение плана работы, хода действий. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Природа и предметы, созданные человеком. Когда изобрели велосипед? Природа и предметы, созданные человеком. Когда мы станем взрослыми? Правила поведения в социуме. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа" Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Проект «Мои домашние питомцы». Подготовка к выполнению проекта: «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. 15 1 1 1 1 1 1 1 Окружающий мир. Электронная форма учебника. 1 кл. В 2-х ч. Ч.1 «Кирилл и Мефодий». Электронное приложение по окружающему миру. 1 класс. В 2-х ч. Ч.1. Цифровой образовательный ресурс "Якласс" 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Образовательная платформа "Учи.ру" Российская электронная школа 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Зачем мы спим ночью? Режим труда и отдыха. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Взаимосвязи между человеком и природой. Почему мы часто слышим слово "экология". Взаимосвязи между человеком и природой. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои дом. питомцы» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс № Тема урока Кол-во ЭОР п/п часов 1 Родная страна. Наша Родина — Россия, Российская 1 Окружающий Федерация. Россия и её столица на карте. мир. Государственные символы России. Электронная 2 Город и село. Проект «Родной город». Свой регион и 1 форма его главный город на карте; символика своего региона. учебника. 2 кл. Родной край, его природные и культурные В 2-х ч. Ч.1 достопримечательности. Значимые события истории родного края. 3 Природа и рукотворный мир. 1 «Кирилл 4 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу 1 и Мефодий». «Где мы живём?» 5 Неживая и живая природа. Методы познания природы: 1 Электронное наблюдения, опыты, измерения. приложение 6 Явления природы. Методы познания природы: 1 наблюдения, опыты, измерения. по 7 Что такое погода. 1 окружающему 8 В гости к осени (экскурсия). 1 9 В гости к осени (урок). 1 16 10 Звёздное небо. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. 11 Заглянем в кладовые земли. 12 Про воздух и про воду. 13 Про воздух и про воду. 14 Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. 15 Какие бывают животные. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. 16 Невидимые нити. Связи в природе. 17 Дикорастущие и культурные растения. Годовой ход изменений в жизни растений. 18 Дикие и домашние животные. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. 19 Комнатные растения. 20 Животные живого уголка. 21 Про кошек и собак. 22 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. 23 Будь природе другом. Правила нравственного поведения на природе. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». 24 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Проверка знаний и умений. 25 Что такое экономика. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. 26 Из чего что сделано. 27 Как построить дом. 28 Какой бывает транспорт 29 Культура и образование. 30 Все профессии важны. Проект «Профессии». Значение труда в жизни человека и общества. 31 В гости к зиме (экскурсия). Связи в природе. 32 В гости к зиме (урок). Связи в природе. 33 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» 34 Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». 35 Строение тела человека. 36 Если хочешь быть здоров. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 17 1 миру. 2 класс. В 2-х ч. Ч.1. 1 1 1 1 Цифровой 1 ресурс "Якласс" 1 1 1 1 1 1 1 образовательный Образовательная платформа "Учи.ру" Российская электронная школа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). 38 Школа пешехода. 39 Домашние опасности. Номера телефонов экстренной помощи. 40 Пожар. Номера телефонов экстренной помощи. 41 На воде и в лесу. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. 42 Опасные незнакомцы. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. 43 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». 44 Наша дружная семья. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. 45 Проект «Родословная». 46 В школе. Правила культурного поведения в общественных местах. 47 Правила вежливости. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. 48 Ты и твои друзья. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. 49 Мы – зрители и пассажиры. Правила культурного поведения в общественных местах. 50 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». 51 Посмотри вокруг. 52 Ориентирование на местности. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. 53 Ориентирование на местности. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Определение сторон горизонта при помощи компаса. 54 Формы земной поверхности. 55 Водные богатства. 56 В гости к весне (экскурсия). 57 В гости к весне (урок). 58 Россия на карте. Изображения Земли: глобус, карта, план. 18 1 1 1 1 1 Окружающий мир. Электронная форма учебника. 2 кл. В 2-х ч. Ч.1 «Кирилл и Мефодий». Электронное 1 приложение по окружающему 1 миру. 2 класс. 1 В 2-х ч. Ч.1. 1 1 Цифровой 1 ресурс "Якласс" 1 образовательный Образовательная платформа "Учи.ру" 1 1 Российская 1 1 электронная 1 1 1 1 1 1 школа 59 Проект «Города России». Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. 60 Путешествие по Москве. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. 61 Московский Кремль. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). 62 Город на Неве. 63 Путешествие по планете. Карта мира. 64 Путешествие по материкам. Материки, океаны. 65 Страны мира. Проект «Страны мира». 66 Впереди лето. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети "Интернет" (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет". 67 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». 68 Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс № Тема урока Кол-во ЭОР п/п часов 1 Природа. Разнообразие природы. Методы изучения 1 Окружающий природы. Природные сообщества: лес, луг, пруд. мир. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — Электронная пища и укрытие для животных; животные — форма распространители плодов и семян растений. Влияние учебника. 3 кл. человека на природные сообщества. Природные В 2-х ч. Ч.1 сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. «Кирилл 2 Человек. Правила нравственного поведения в социуме. 1 и Мефодий». Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о Электронное них. 3 Проект "Богатства, отданные людям". 1 приложение 4 Общество. Общество как совокупность людей, 1 по которые объединены общей культурой и связаны друг окружающему с другом совместной деятельностью во имя общей цели. миру. 3 класс. 5 Что такое экология. 1 6 Природа в опасности! 1 19 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тела, вещества, частицы. Твёрдые тела, жидкости, газы. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана воздуха. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Берегите воду. Охрана воды. Как разрушаются камни. Что такое почва. Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Солнце, растения и мы с вами. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений Размножение и развитие растений. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Охрана растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Разнообразие животных. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Кто что ест. Особенности питания животных. Цепи питания. Проект: «Разнообразие природы нашего края». Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Охрана животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. В царстве грибов. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Великий круговорот жизни. Первоначальные представления о бактериях. Организм человека. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Органы чувств. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. 20 1 В 2-х ч. Ч.1. 1 Цифровой 1 образовательный ресурс "Якласс" 1 Образовательная 1 1 1 1 платформа 1 Российская "Учи.ру" электронная 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 школа 27 Надежная защита организма. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. 28 Опора тела и движение. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. 29 Наше питание. Проект «Школа кулинаров». 30 Дыхание и кровообращение. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. 31 Умей предупреждать болезни. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. 32 Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. 33 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. 34 Презентация проектов «Проект «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». 35 Огонь, вода и газ. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). 36 Чтобы путь был счастливым. Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). 37 Дорожные знаки. 38 Проект «Кто нас защищает». 39 Опасные места. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). 40 Природа и наша безопасность. 41 Экологическая безопасность. 42 Для чего нужна экономика. 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Окружающий мир. Электронная форма учебника. 3 кл. В 2-х ч. Ч.1 1 «Кирилл и Мефодий». 1 1 1 Электронное приложение по окружающему миру. 3 класс. В 2-х ч. Ч.1. 1 1 1 Цифровой 43 Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. 44 Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). 45 Растениеводство. Особенности труда людей родного края, их профессии. 46 Животноводство. Особенности труда людей родного края, их профессии. 47 Какая бывает промышленность. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. 48 Что такое деньги. Безопасность в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". 49 Государственный бюджет. 50 Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Семья — коллектив близких, родных людей. 51 Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. 52 Экономика и экология. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. 53 Проверим себя и оценим свои достижения. 54 Золотое кольцо России. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. 55 Золотое кольцо России. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. 56 Золотое кольцо России. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. 57 Проект «Музей путешествий». Святыни России. Подготовка к выполнению проекта. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. 22 1 образовательный ресурс "Якласс" 1 Образовательная 1 платформа "Учи.ру" 1 1 Российская электронная 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 школа 58 Наши ближайшие соседи. Карта мира. Материки и части света. 59 На севере Европы. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 60 Что такое Бенилюкс? Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 61 В центре Европы. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 62 Путешествие по Франции и Великобритании ( Франция). Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 63 Путешествие по Франции и Великобритании (Великобритания). Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 64 На юге Европы. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 65 По знаменитым местам мира. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 66 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 67 Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности 68 Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 КЛАСС (68 ч) 4 класс № Тема урока Кол-во ЭОР п/п часов 1 Мир глазами астронома. Солнце — ближайшая к нам 1 Окружающий звезда, источник света и тепла для всего живого на мир. Земле Электронная 2 Планеты Солнечной системы. Характеристика планет 1 форма Солнечной системы. Естественные спутники планет. учебника. 4 кл. 3 Звёздное небо – Великая книга Природы. . Смена дня 1 В 2-х ч. Ч.1 и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. «Кирилл 4 Мир глазами географа. Методы познания 1 и Мефодий». окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных Электронное объектов и явлений. 23 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Мир глазами историка. Когда и где. «Лента времени» и историческая карта. Мир глазами эколога. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Сокровища Земли под охраной человечества. Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Сокровища Земли под охраной человечества. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Проверочная работа по разделу «Земля и человечество» Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Зона арктических пустынь. Связи в природных зонах. Тундра. Связи в природных зонах. Леса России. Связи в природных зонах. Лес и человек. Связи в природных зонах. Зона степей. Связи в природных зонах. Пустыни. Связи в природных зонах. У Чёрного моря. Связи в природных зонах. Проверочная работа по разделу «Природа России». Наш край. Поверхность нашего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Водные богатства нашего края. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса Жизнь луга 24 1 1 1 приложение по окружающему миру. 4 класс. В 2-х ч. Ч.1. 1 Цифровой образовательный ресурс "Якласс" 1 Образовательная платформа 1 "Учи.ру" 1 Российская электронная 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 школа 27 Жизнь в пресных водах. 28 Экскурсия «Земная поверхность родного края» Экскурсия №1. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). 29 Экскурсия «Водоёмы родного края» Экскурсия №2. 30 Экскурсия «Смешанные леса родного края». Экскурся №3 31 Растениеводство в нашем крае. 32 Животноводство в нашем крае. 33 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. 34 Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов. 35 Начало истории человечества. 36 Мир древности: далекий и близкий. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. 37 Средние века: время рыцарей и замков. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. 38 Новое время: встреча Европы и Америки. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. 39 Новейшее время: история продолжается сегодня. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. 40 Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян. История Отечества. 41 Во времена Древней Руси. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь. 42 Страна городов. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь. 43 Из книжной сокровищницы Древней Руси. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь. 44 Трудные времена на Русской земле. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь. 45 Русь расправляет крылья. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство. 46 Куликовская битва. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Окружающий мир. Электронная форма учебника. 4 кл. В 2-х ч. Ч.1 1 «Кирилл 1 и Мефодий». Электронное приложение 1 1 по окружающему миру. 4 класс. В 2-х ч. Ч.1. 1 Цифровой 1 образовательный ресурс "Якласс" 1 Образовательная 1 платформа "Учи.ру" 1 Российская 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 разные исторические периоды: Московское государство. Иван Третий. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Мастера печатных дел. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Патриоты России. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Петр Великий. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Михаил Васильевич Ломоносов. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Екатерина Великая. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Отечественная война 1812 года. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Страницы истории 19 века. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Россия вступает в 20 век. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР. Страницы истории 1920-1930-х годов. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя, СССР. Великая война и великая Победа. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя, СССР. 26 электронная 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 школа 58 Великая война и великая Победа. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. 59 Страна, открывшая путь в космос. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. 60 Проверочная работа по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека. Конституция — Основной закон Российской Федерации. 61 Мы – граждане России. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. 62 Славные символы России. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. 63 Такие разные праздники. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. 64 Путешествие по России. Города России. Святыни городов России. 65 Путешествие по России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. 66 Путешествие по России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 67 Проверим себя и оценим свои достижения за год. Проверка знаний и умений. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учетом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учетом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. 68 Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов. Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет". 1 *ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 28