рп музыка 1-4

Оглавление
1. Содержание учебного предмета .......................................................................................................... 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ............................................................... 6
3. Тематическое планирование.............................................................................................................11

2

1. Содержание учебного предмета
Модуль N 1 "Народная музыка России"
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты.
Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь,
ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Сказки и легенды о
музыке и музыкантах.
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные
песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты.
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика - на примере одного или
нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание обучающихся может быть
сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины,
Масленица, Троица) и/или праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз,
Ысыах).
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской
Федерации (тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган,
пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации,
музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные
жанры, интонации как основа для композиторского творчества.
Модуль N 2 "Классическая музыка".
Композитор, исполнитель, особенности их деятельности, творчества. Умение
слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.
Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других
композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Оркестр - большой коллектив музыкантов. Дирижер, партитура, репетиция. Жанр
концерта - музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Рояль и пианино, история изобретения фортепиано, "секрет" названия инструмента
(форте + пиано). "Предки" и "наследники" фортепиано (клавесин, синтезатор).
Предки современной флейты, легенда о нимфе Сиринкс, музыка для флейты соло,
флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, "Шутка" И.С. Баха, "Мелодия"
из оперы "Орфей и Эвридика" К.В. Глюка, "Сиринкс" К. Дебюсси).
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов, композиторы, сочинявшие
скрипичную музыку, знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Человеческий голос - самый совершенный инструмент, бережное отношение к
своему голосу, известные певцы, жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы,
арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита.
Соната. Квартет.
Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфонический
оркестр,
тембры,
группы
инструментов,
симфония,
симфоническая картина.
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Творчество выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижеров.
Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского.
Модуль N 3 "Музыка в жизни человека".
3

Стремление человека к красоте. Особое состояние - вдохновение. Музыка возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное
единство людей - хор, хоровод.
Образы природы в музыке, настроение музыкальных пейзажей, чувства человека,
любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков
настроения, которые трудно передать словами.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру
речи. "Портреты", выраженные в музыкальных интонациях.
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии,
спортивном празднике.
Музыка - игра звуками. Танец - искусство и радость движения. Примеры
популярных танцев.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы,
тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы). Песни
Великой Отечественной войны - песни Великой Победы.
Гимн России - главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения
Гимна России. Другие гимны.
Музыка - временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания.
Музыкальные образы движения, изменения и развития.
Модуль N 4 "Музыка народов мира".
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов - ярких
представителей национального музыкального стиля своей страны.
Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья (песни, танцы,
обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы.
Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость
музыкальной культуры этих стран с российскими республиками.
Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских
народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской
Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные
инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро,
фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие).
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки.
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран ЮгоВосточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника.
Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона.
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и
иностранных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских
композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов).
Модуль N 5 "Духовная музыка".
Колокола, колокольные звоны (благовест, трезвон и другие), звонарские
приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в
творчестве композиторов-классиков.
Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха.

4

Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира,
величание и другие). Музыка и живопись, посвященные святым. Образы Христа,
Богородицы.
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного
содержания (по выбору: на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее
почитаема в данном регионе Российской Федерации. В рамках православной традиции
возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения, как религиозной
символики, так и фольклорных традиций (Рождество, Троица, Пасха). Знакомство с
фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов,
П.И. Чайковский и других композиторов).
Модуль N 6 "Музыка театра и кино".
Характеры персонажей, отраженные в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр,
дирижер в музыкальном спектакле.
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные
номера из балетов отечественных композиторов (балеты П.И. Чайковского, С.С.
Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина).
Ария, хор, сцена, увертюра - оркестровое вступление. Отдельные номера из опер
русских и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть представлены
фрагменты из опер Н.А. Римского-Корсакова ("Садко", "Сказка о царе Салтане",
"Снегурочка"), М.И. Глинки ("Руслан и Людмила"), К.В. Глюка ("Орфей и Эвридика"),
Дж. Верди и других композиторов).
Либретто, развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и
балете. Контрастные образы, лейтмотивы.
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И.
Штрауса, И. Кальмана и другие.
Профессии музыкального театра: дирижер, режиссер, оперные певцы, балерины и
танцовщики, художники и другие.
История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений,
посвященных нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты,
отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам (опера "Иван Сусанин" М.И.
Глинки, опера "Война и мир", музыка к кинофильму "Александр Невский" С.С.
Прокофьева, оперы "Борис Годунов" и другие произведения).
Модуль N 7 "Современная музыкальная культура".
Понятие обработки, творчество современных композиторов исполнителей,
обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают
обработки классики?
Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные инструменты джаза,
особые приемы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.
Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки,
популярных у молодежи.
Современные "двойники" классических музыкальных инструментов: синтезатор,
электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в
компьютерных программах.
Модуль N 8 "Музыкальная грамота".
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность,
тембр.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
5

Выразительные и изобразительные интонации.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая
черта.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки.
Ритмическая партитура.
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стаккато,
легато, акцент).
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки
альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок.
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Куплетная форма. Запев, припев.
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый
состав.
Пентатоника - пятиступенный лад, распространенный у многих народов.
Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2 3 знаков при ключе).
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта,
квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.
Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры
аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.
Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения.
Двухчастная, трехчастная и трехчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного предмета достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы
самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы учебного предмета отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям,
приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на
практике.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
2. Духовно-нравственное воспитание:
6

признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
3. Эстетическое воспитание:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов;
умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде и готовность к их выполнению;
бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в
музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух,
голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
5. Трудовое воспитание:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
6. Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценность научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
1. В результате изучения учебного предмета в начальной школе у учащихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
1) базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры,
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составы);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным
материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
7

музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности,
ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами
и явлениями (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. К концу обучения в начальной школе у учащегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия::
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
2) вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
3) совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
8

совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с использованием
предложенных образцов
3. К концу обучения в начальной школе у учащегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у учащихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Модуль N 1 "Народная музыка России"
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к
родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и
коллективов - народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении
народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;
участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль N 2 "Классическая музыка"
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и
произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),
выделять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные), приводить примеры;
9

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с ее настроением, характером, осознавать
эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, кратко описать свои впечатления
от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для
создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы
на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль N 3 "Музыка в жизни человека"
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы,
исполнять песни, посвященные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне,
песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции,
чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни,
различать обобщенные жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и
маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, находить
прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению
эстетических потребностей
Модуль N 4 "Музыка народов мира"
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки
других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира
в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные,
танцевальные), выделять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль N 5 "Духовная музыка"
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать ее жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки
Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной
религиозной традиции).
Модуля N 6 "Музыка театра и кино"
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет,
оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и
другие), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты)
и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их
роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижер, сценарист, режиссер,
хореограф, певец, художник и другие.
Модуль N 7 "Современная музыкальная культура"
различать разнообразные виды и жанры современной музыкальной культуры,
стремиться к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений,
10

исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе
эстрады, мюзикла, джаза);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие
основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкальновыразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру
звука.
Модуль N 8 "Музыкальная грамота"
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие,
громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм,
мелодия, аккомпанемент и другие), объяснять значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки
сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значения термина "музыкальная форма", определять на слух простые
музыкальные формы - двухчастную, трехчастную и трехчастную репризную, рондо,
вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1
1
33
2
1
34
3
1
34
4
1
34
-

Итого

33
34
34
34

1 класс
№ п/п

1.

2.

3.

Тема урока

Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
1.Стремление человека к красоте. Особое состояние —
вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство
людей — хор, хоровод.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
2.Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка —
выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения,
которые трудно передать словами.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
3.Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка —
11

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

1

1

ЭОР

Образовательная
платформа
«Российская
электронная
школа»

выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения,
которые трудно передать словами.
4.

Модуль № 1 "Народная музыка России"

1

4.Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные
и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки,
считалки, прибаутки).
5.

Модуль № 1 "Народная музыка России"

1

5.Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок,
свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные
наигрыши. Плясовые мелодии.
6.

7.

8.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Модуль № 1 "Народная музыка России"
6.Народные сказители. Русские народные сказания, былины.
Эпос народов России (Мой Урал. Сказки П. Бажова). Сказки и легенды о
музыке и музыкантах.
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
7.Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота,
громкость, длительность, тембр.
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
8.Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
9.Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
10.Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы.
Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Модуль № 2 «Классическая музыка»
11.Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б.
Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш
Модуль № 2 «Классическая музыка».
12.Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр,
партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное
соревнование солиста с оркестром.
Модуль № 2 «Классическая музыка»
13.Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс.
Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра («Шутка» И. С. Баха, «Мелодия» из оперы
«Орфей и Эвридика» К. В. Глюка).
Модуль № 2 «Классическая музыка»
14.Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс.
Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра («Шутка» И. С. Баха, «Мелодия» из оперы
«Орфей и Эвридика» К. В. Глюка).
Модуль № 5 «Духовная музыка»
15.Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы
духовной музыки в творчестве композиторов- классиков.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
16.Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты.

Модуль № 1 "Народная музыка России"

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

17.Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации (кавказская лезгинка,
пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири).
Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыкантыисполнители.
18.

Модуль № 1 "Народная музыка России"
12

1

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

18.Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации (кавказская лезгинка,
пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири).
Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыкантыисполнители.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека».
19.Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка —
выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения,
которые трудно передать словами.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека».
20.Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка —
выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения,
которые трудно передать словами.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека».
21.Музыка, передающая образ человека, его походку,
движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в
музыкальных интонациях.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека».
22.Музыка, создающая настроение праздника (песни ко Дню
матери, Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая). Музыка в
цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека».
23.Музыка, создающая настроение праздника (песни ко Дню
матери, Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая). Музыка в
цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека».
24.Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни,
марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта,
пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.).
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека».
25.Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни,
марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта,
пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.).
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
26.Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот
на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
27.Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины,
Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные
инструменты).
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
28.Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины,
Прибалтики
(песни,
танцы,
обычаи,
музыкальные
инструменты).
Модуль № 2 «Классическая музыка»
29.Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли
учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать
музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в
концертном зале.
Модуль № 2 «Классическая музыка»
30.Рояль и пианино. История изобретения фортепиано,
«секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и
«наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Модуль № 2 «Классическая музыка»
13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

31.Певучесть тембров струнных смычковых инструментов.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые
исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
32.
Модуль № 2 «Классическая музыка»
32.Певучесть тембров струнных смычковых инструментов.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые
исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
33.
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
33.Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр
голоса. Соло. Хор, ансамбль.

1

1

2 класс
№
п/п

Тема урока

1

Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Край, в котором ты живёшь »
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Русский фольклор»
Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский
фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Русские народные музыкальные инструменты »
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок,
свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Сказки, мифы и легенды»
Народные сказители. Русские народные сказания, былины.
Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Народные праздники»
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере
одного или нескольких народных праздников (Рождество,
Осенины, Масленица, Троица) и праздниках других народов
России (Сабантуй)
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Фольклор народов России»
Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик
Российской Федерации (культура 2–3 регионов Российской
Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее
распространённым чертам, так и уникальным самобытным
явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская
лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке
республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные
инструменты, музыканты-исполнители
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов»
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке
композиторов. Народные жанры, интонации как основа для

2

3

4

5

6

7

14

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

1

1

1

1

1

1

ЭОР

Образовательная
платформа
«Российская
электронная
школа»

8
9
10

11

12
13

14

15

16

17

18

19

20

композиторского творчества
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Русские композиторы-классики»
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Европейские композиторы-классики»
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель»
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые
исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Вокальная музыка»
Человеческий голос – самый совершенный инструмент.
Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры
вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер.
Кантата. Песня, романс, вокализ, кант
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Программная музыка»
Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Симфоническая музыка»
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Мастерство исполнителя»
Творчество выдающихся исполнителей-певцов,
инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония,
Конкурс имени П.И. Чайковского
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Инструментальная музыка»
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
«Главный музыкальный символ»
Гимн России – главный музыкальный символ нашей страны.
Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
«Красота и вдохновение»
Стремление человека к красоте. Особое состояние –
вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство
людей – хор, хоровод
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
«Диалог культур»
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов (образы других
культур в музыке русских композиторов)
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
«Диалог культур»
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов (русские
музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов)
Модуль № 5 «Духовная музыка»
«Инструментальная музыка в церкви»
15

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

21

22

23
24
25

26

27
28

29

30

31

Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха
Модуль № 5 «Духовная музыка»
«Искусство Русской православной церкви»
Музыка в православном храме. Традиции
исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и другое).
Музыка и живопись, посвященные святым. Образы Христа,
Богородицы
Модуль № 5 «Духовная музыка»
«Религиозные праздники»
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка
религиозного содержания (по выбору: на религиозных
праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном
регионе Российской Федерации.
В рамках православной традиции возможно рассмотрение
традиционных
праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и
фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха).
Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки
русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И.
Чайковский и других композиторов)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Музыкальная сказка на сцене, на экране»
Характеры персонажей, отражённые в музыке.
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Музыкальная сказка на сцене, на экране»
Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Театр оперы и балета»
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты,
хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Балет. Хореография – искусство танца»
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля.
Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных
композиторов (например, балеты П.И. Чайковского, С.С.
Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Опера. Главные герои и номера оперного спектакля»
Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление.
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Опера. Главные герои и номера оперного спектакля»
Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
(по выбору учителя могут быть представлены фрагменты из опер
Н.А. Римского -Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане»,
«Снегурочка»), М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), К.В. Глюка
(«Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Сюжет музыкального спектакля»
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия
и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Оперетта, мюзикл»
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера
из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и др.
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
16

1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

32

33

34

«Современные обработки классической музыки»
Понятие обработки, творчество современных композиторов
исполнителей, обрабатывающих классическую музыку.
Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки
классики?
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Джаз»
Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные
инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество
джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть
представлены примеры творчества всемирно известных
джазовых)
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Исполнители современной музыки»
Творчество одного или нескольких исполнителей современной
музыки, популярных у молодёжи
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Электронные музыкальные инструменты»
Современные «двойники» классических
музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка,
гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в
компьютерных программах

1

1

1

3 класс
№
п/п

Тема урока

1

Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Край, в котором ты живёшь»
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Русский фольклор»
Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский
фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Русские народные музыкальные инструменты»
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок,
свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Жанры музыкального фольклора»
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические,
трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные
музыкальные инструменты
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Фольклор народов России»
Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации (культура 2–3 регионов
Российской Федерации. тувинское горловое пение, кавказская
лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке
республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные
инструменты, музыканты-исполнители

2

3

4

5

17

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

1

1

1

1

ЭОР

Образовательная
платформа
«Российская
электронная
школа»

6

7

8

9

10

11

12
13
14

15

16

17

Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов»
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке
композиторов. Народные жанры, интонации как основа для
композиторского творчества
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Композитор – исполнитель – слушатель»
Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности,
творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал.
Правила поведения в концертном зале
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Композиторы – детям»
Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б.
Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня,
танец, марш
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Музыкальные инструменты. Фортепиано»
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет»
названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники»
фортепиано (клавесин, синтезатор)
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Вокальная музыка»
Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное
отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной
музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата., песня,
романс, вокализ, кант
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Инструментальная музыка»
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Русские композиторы-классики»
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Европейские композиторы-классики»
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Мастерство исполнителя»
Творчество выдающихся исполнителей-певцов,
инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония,
Конкурс имени П.И. Чайковского
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
«Музыкальные пейзажи»
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей.
Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение
глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
«Танцы, игры и веселье»
Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения.
Примеры популярных танцев
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
«Музыка на войне, музыка о войне»
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши,
интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм,
тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной
18

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

18

19

20

21

22

23

24

25

26

войны – песни Великой Победы
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
«Диалог культур»
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных композиторов (образы других культур в музыке
русских композиторов)
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
«Диалог культур»
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных композиторов (образы других культур в музыке
русских композиторов)
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
«Диалог культур»
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
зарубежных композиторов (образы других культур в музыке и
русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов)
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
«Диалог культур»
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
зарубежных композиторов (образы других культур в музыке и
русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов)
Модуль № 5 «Духовная музыка»
«Религиозные праздники»
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка
религиозного содержания (религиозные праздники, которые
наиболее почитаемы
в данном регионе Российской Федерации.
Модуль № 5 «Духовная музыка»
«Религиозные праздники»
Праздничная служба, вокальная
В рамках православной традиции рассмотрение традиционных
праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и
фольклорных традиций (например: Рождество,). Знакомство с
фрагментами литургической музыки русских композиторовклассиков (С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского и других
композиторов)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Патриотическая и народная тема в театре и кино»
История создания, значение музыкально-сценических и экранных
произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме
служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер,
балетов, музыки к фильмам (опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки,
опера «Война и мир»)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Патриотическая и народная тема в театре и кино»
История создания, значение музыкально-сценических и экранных
произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме
служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер,
балетов, музыки к фильмам (музыка к кинофильму «Александр
Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие
произведения)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Сюжет музыкального спектакля»
19

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27

28

29

30

31

32

33
34

Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные
певцы.
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Сюжет музыкального спектакля»
Профессии музыкального театра: балерины и танцовщики,
художники и другие
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Кто создаёт музыкальный спектакль?»
Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные
певцы, балерины и танцовщики, художники и другие
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Исполнители современной музыки»
Творчество одного или нескольких исполнителей современной
музыки, популярных у молодёжи
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Исполнители современной музыки»
Творчество одного или нескольких исполнителей современной
музыки, популярных у молодёжи
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Джаз»
Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные
инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество
джазовых музыкантов
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Электронные музыкальные инструменты»
Современные «двойники» классических музыкальных
инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара,
барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в
компьютерных программах
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
«Интонация»
Выразительные и изобразительные интонации
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
«Ритм»
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности),
такт, тактовая черта

1

1

1

1

1

1

1
1

4 класс
№
п/п

1

2
3

4

Тема урока

Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Край, в котором ты живёшь»
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Первые артисты, народный театр»
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Русские народные музыкальные инструменты»
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок,
свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Жанры музыкального фольклора»
20

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

1
1

1

ЭОР

Образовательная
платформа
«Российская
электронная
школа»

5

6

7

8

9

10

11

12
13

14
15
16

Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации (культура 2–3 регионов
Российской Федерации. тувинское горловое пение, кавказская
лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке
республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные
инструменты, музыканты-исполнители
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Фольклор народов России»
Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации (культура 2–3 регионов
Российской Федерации.). Жанры, интонации, музыкальные
инструменты, музыканты-исполнители
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов»
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке
композиторов.
Модуль № 1 «Народная музыка России»
«Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов»
Народные жанры, интонации как основа для композиторского
творчества
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Композиторы – детям»
Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б.
Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня,
танец, марш
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Оркестр»
Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура,
репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с
оркестром
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Вокальная музыка»
Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное
отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной
музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня,
романс, вокализ, кант
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Инструментальная музыка»
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Программная музыка»
Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Симфоническая музыка»
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов.
Симфония, симфоническая картина
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Русские композиторы-классики»
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Европейские композиторы-классики"
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Модуль № 2 «Классическая музыка»
«Мастерство исполнителя»
Творчество выдающихся исполнителей-певцов,
21

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1

17

18

19

20

21

22

23

24

инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония,
Конкурс имени П.И. Чайковского
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
«Искусство времени»
Музыка – временное искусство. Погружение в поток
музыкального звучания. Музыкальные образы движения,
изменения и развития
Модуль №4 «Музыка народов мира»
«Музыка стран ближнего зарубежья»
Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья
(песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и
жанры. Славянские музыкальные традиции.
Модуль №4 «Музыка народов мира»
«Музыка стран ближнего зарубежья»
Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья
(песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и
жанры. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и
музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость
музыкальной культуры этих стран с российскими республиками
Модуль №4 «Музыка народов мира»
«Музыка стран ближнего зарубежья»
Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко.
Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские
ударные инструменты. Танцевальные жанры (болеро, хота, танго,
самба, румба, ча-ча-ча, сальса).
Модуль №4 «Музыка народов мира»
«Музыка стран ближнего зарубежья»
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки.
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры
стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника.
Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники,
народные инструменты и современные исполнители Казахстана,
Киргизии, и других стран региона
Модуль № 5 «Духовная музыка»
«Религиозные праздники»
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка
религиозного содержания (на религиозных праздниках). В рамках
православной традиции возможно рассмотрение традиционных
праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и
фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха).
Знакомство с фрагментами литургической музыки русских
композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и
других композиторов)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Музыкальная сказка на сцене, на экране»
Характеры персонажей, отражённые в музыке.
Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Театр оперы и балета»
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты,
22

1

1

1

1

1

1

1

1

25

26

27

28

29

30

31

32

33
34

хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Балет. Хореография – искусство танца»
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля.
Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных
композиторов (балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева,)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Балет. Хореография – искусство танца»
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля.
Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных
композиторов (балеты А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К.
Щедрина)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Опера. Главные герои и номера оперного спектакля»
Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные
номера из опер русских и зарубежных композиторов (фрагменты
из опер Н.А. Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о царе
Салтане», «Снегурочка»)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Опера. Главные герои и номера оперного спектакля»
Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные
номера из опер русских и зарубежных композиторов (фрагменты
из опер М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей
и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов)
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
«Патриотическая и народная тема в театре и кино»
История создания, значение музыкально-сценических и экранных
произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме
служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер,
балетов, музыки к фильмам (опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки,
музыка к кинофильму «Александр Невский» )
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Исполнители современной музыки »
Творчество одного или нескольких исполнителей современной
музыки, популярных у молодёжи
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Исполнители современной музыки »
Творчество одного или нескольких исполнителей современной
музыки, популярных у молодёжи
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
«Джаз»
Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные
инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество
джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть
представлены примеры творчества всемирно известных
джазовых)
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
«Интонация»
Выразительные и изобразительные интонации
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
«Музыкальный язык»
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).
Штрихи (стаккато, легато, акцент)

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству
об образовании.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».