Оглавление 1. Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 4 3. Тематическое планирование ........................................................................................................... 7 2 1. Содержание учебного предмета Учебный курс «Вероятность и статистика» 7 класс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число ребер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 класс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом ребер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 класс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины "число успехов в серии испытаний Бернулли". Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: Личностные результаты освоения программы по математике характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности ученого; Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных интересов и общественных потребностей; Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов ее развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; Адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и 4 действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. Метапредметные: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; проводить выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи и полученным результатам; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; 5 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории. Совместная деятельность (сотрудничество) понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких человек; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учетом новой информации. Самоконтроль владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретенному опыту. Предметные: 7 КЛАСС Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. 8 КЛАСС Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над 6 множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. 9 КЛАСС Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведенных измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. 3. Тематическое планирование Класс Количество Количество часов в год часов в неделю Обязательная Часть, часть формируемая участниками образовательных отношений 7 8 9 1 1 1 34 34 34 - Итого 34 34 34 7 класс № п/п 1. 2. 3. Тема урока Кол-во часов (обязательная часть) Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 1 Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 1 Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых)). 1 7 ЭОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e 4. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (круговых). 1 5. Чтение графиков реальных процессов. 1 6. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. 1 Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. 1 Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах. 1 Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах. 1 Описательная статистика: наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. 1 Описательная статистика: наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. 1 7. 8. 9. 10. 11. 12. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc 13. Примеры случайной изменчивости. 1 14. Случайный эксперимент (опыт). 1 15. Случайное событие. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4 16. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. 1 17. Вероятность и частота. 1 18. Вероятность и частота. 1 19. 1 20. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. 1 21. Монета и игральная кость в теории вероятностей. 1 22. Граф, вершина, ребро. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52 23. Граф, вершина, ребро.Степень вершины. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba 24. Число ребер и суммарная степень вершин. 1 25. Представление о связности графа. 1 26. Представление о связности графа. 1 27. Цепи и циклы. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236 8 28. Цепи и циклы. 1 29. Пути в графах. 1 30. Обход графа (эйлеров путь). 1 31. Представление об ориентированном графе. 1 32. Представление об ориентированном графе. 1 33. Решение задач с помощью графов. 1 34. Решение задач с помощью графов. 1 8 класс № п/п Тема урока Кол-во часов (обязательная часть) 1. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 1 Множество, элемент множества, подмножество. 1 2. ЭОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180 3. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. 4. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. 5. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. 6. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. 7. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. 8. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. 9. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. 10. Измерение рассеивания данных. 1 https://m.edsoo.ru/863f143c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784 1 1 1 1 1 1 11. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. 1 12. Диаграмма рассеивания. 1 9 Библиотека ЦОК 13. Элементарные события случайного опыта. 1 14. Случайные события. 1 15. Вероятности событий. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72 16. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. 17. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. 18. Дерево. 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e 19. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом ребер. 20. Правило умножения. 1 21. Правило умножения. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36 22. Решение задач с помощью графов. 1 23. Решение задач с помощью графов. 1 24. Противоположные события. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a 25. Диаграмма Эйлера. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214 26. Объединение и пересечение событий. Условная вероятность. 27. Несовместные события. 1 28. Формула сложения вероятностей. 1 29. Правило умножения. 1 30. Независимые события. 1 31. Представление эксперимента в виде дерева. 1 32. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 33. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 34. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06 10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312 1 1 9 класс № п/п 1. Тема урока Кол-во часов (обязательная часть) 5. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. 1 6. Перестановки и факториал. 1 7. Сочетания и число сочетаний. 1 8. Сочетания и число сочетаний. 1 9. Треугольник Паскаля. 1 2. 3. 4. 1 ЭОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5014 10. Треугольник Паскаля. 1 11. Решение задач с использованием комбинаторики. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16 12. Решение задач с использованием комбинаторики. 1 13. Решение задач с использованием комбинаторики. 1 14. Геометрическая вероятность. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5884 15. Геометрическая вероятность. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50 16. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. 17. Испытание. 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162 18. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6356 19. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. 1 20. Серия испытаний Бернулли. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2 21. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680 22. Случайная величина и распределение вероятностей. 11 1 23. Математическое ожидание и дисперсия. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6 24. Математическое ожидание и дисперсия. 1 25. Математическое ожидание и дисперсия. 1 26. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. 27. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины "число успехов в серии испытаний Бернулли". 28. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины "число успехов в серии испытаний Бернулли". 29. Понятие о законе больших чисел. 1 1 30. Понятие о законе больших чисел. 1 31. Измерение вероятностей с помощью частот. 1 32. Измерение вероятностей с помощью частот. 1 33. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. 34. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116 12 1