Оглавление 1. Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 6 3. Тематическое планирование .........................................................................................................12 2 1. Содержание учебного предмета Модуль N 1 "Музыка моего края" Фольклор - народное творчество. Традиционная музыка - отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы). Календарный фольклор. Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние - на выбор учителя). Семейный фольклор. Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Наш край сегодня. Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки - композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Модуль N 2 "Народное музыкальное творчество России" Россия - наш общий дом. Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Фольклорные жанры. Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. На рубежах культур. Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Модуль N 3 "Русская классическая музыка". Образы родной земли. Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов). Золотой век русской культуры. Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. РимскогоКорсакова и других композиторов). История страны и народа в музыке русских композиторов. Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов - Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов). Русский балет. Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Русская исполнительская школа. Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. 3 Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского. Русская музыка - взгляд в будущее. Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина, Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов). Модуль N 4 "Жанры музыкального искусства". Камерная музыка. Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма. Циклические формы и жанры. Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Симфоническая музыка. Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Театральные жанры. Опера, балет, либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. Вариативные модули: Модуль N 5 "Музыка народов мира». Музыка - древнейший язык человечества. Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии). Музыкальный фольклор народов Европы. Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2 - 3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно - образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор - кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор - мазурка, полонез; французский фольклор - рондо, трубадуры; австрийский фольклор - альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Музыкальный фольклор народов Азии и Африки. Африканская музыка - стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1 - 2 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Народная музыка Американского континента. Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, боссанова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. Модуль N 6 "Европейская классическая музыка". Национальные истоки классической музыки. Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и других композиторов. Значение и роль композитора классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. 4 Музыкант и публика. Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Музыка - зеркало эпохи. Искусство как отражение, с одной стороны - образа жизни, с другой - главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. Баха и Л. Бетховена. Музыкальный образ. Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека - судьба человечества (на примере творчества Л. Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Музыкальная драматургия. Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма - строение музыкального произведения. Музыкальный стиль. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (на примере творчества В. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов). Модуль N 7 "Духовная музыка" Храмовый синтез искусств. Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Развитие церковной музыки Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод'Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Музыкальные жанры богослужения. Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. Религиозные темы и образы в современной музыке. Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX - XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры. Модуль N 8 "Современная музыка: основные жанры и направления" Джаз. Джаз - основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Мюзикл. Особенности жанра. Классика жанра - мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Молодежная музыкальная культура. Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX - XXI веков (рок-н5 ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры). Музыка цифрового мира. Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. Модуль N 9 "Связь музыки с другими видами искусства" Музыка и литература. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка. Музыка и живопись. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия - мелодия, пятно - созвучие, колорит - тембр, светлотность динамика. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов). Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. Музыка кино и телевидения. Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и других). 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у учащегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских 6 акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объема специальной терминологии. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного опыта и опыта восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; нравственно-эстетическое отношение к природе, участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: 7 освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. Метапредметные: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования. Базовые исследовательские действия следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, "наблюдать" звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; 8 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, включаться в соответствующий уровень общения; Вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности; Совместная деятельность (сотрудничество): развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: 9 Самоорганизация ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; проводить выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания. Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Предметные: Модуль N 1 "Музыка моего края" отличать и ценить музыкальные традиции своей родного края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. Модуль N 2 "Народное музыкальное творчество России" определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному 10 фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны. Модуль N 3 "Русская классическая музыка" различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль N 4 "Жанры музыкального искусства различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. Модуль N 5 "Музыка народов мира" определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров). Модуль N 6 "Европейская классическая музыка" различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль N 7 "Духовная музыка" различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль N 8 "Современная музыка: основные жанры и направления" 11 определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Модуль N 9 "Связь музыки с другими видами искусства" определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. 3. Тематическое планирование Класс Количество Количество часов в год часов в неделю Обязательная Часть, часть формируемая участниками образовательных отношений 5 1 34 6 1 34 7 1 34 8 1 34 - Итого 34 34 34 34 5 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема урока Модуль № 1 «Музыка моего края» Фольклор — народное творчество Традиционная музыка — отражение жизни народа. Модуль № 1 «Музыка моего края» Фольклор — народное творчество Традиционная музыка — отражение жизни народа. Модуль № 1 «Музыка моего края» Фольклор — народное творчество Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.). Модуль № 1 «Музыка моего края» Фольклор — народное творчество Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.). Модуль № 1 «Музыка моего края» Календарный фольклор Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние). 12 Кол-во часов (обязат. часть) 1 1 1 1 ЭОР Образовательная платформа «Российская электронная школа» 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Модуль № 1 «Музыка моего края» Календарный фольклор Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние). Модуль № 1 «Музыка моего края» Календарный фольклор Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние). Модуль № 1 «Музыка моего края» Календарный фольклор Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние). Модуль № 3 «Русская классическая музыка» Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). Модуль № 3 «Русская классическая музыка» Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). Модуль № 3 «Русская классическая музыка» Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). Модуль № 3 «Русская классическая музыка» Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). Модуль № 3 «Русская классическая музыка» Русская исполнительская школа Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Модуль № 3 «Русская классическая музыка» Русская исполнительская школа Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Модуль № 3 «Русская классическая музыка» Русская исполнительская школа 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 17. 18. Консерватории в Москве и Санкт- Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. 1 1 1 19. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. 1 20. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Музыкант и публика Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.)- Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Музыкант и публика Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.)- Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Музыкант и публика Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Музыкант и публика Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и литература Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). 1 21. 22. 23. 24. 25. 26. 14 1 1 1 1 1 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и литература Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и литература Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и литература Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и литература Программная музыка. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и живопись Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и живопись Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная музыка. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и живопись Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная музыка. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и живопись Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.). Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 34 6 класс № п/п Тема урока Кол-во часов (обязательная часть) 15 ЭОР 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Модуль №1 «Музыка моего края» «Наш край сегодня» Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория Модуль №1 «Музыка моего края» «Наш край сегодня» Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория Модуль №2 «Народное музыкальное творчество России» «Фольклорные жанры» Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Модуль №2 «Народное музыкальное творчество России» «На рубежах культур» Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» «На рубежах культур» Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Современная жизнь фольклора Модуль №3 «Русская классическая музыка» «Образы родной земли» Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки,С.В. Рахманинова, В.А.Гаврилина и других композиторов) Модуль №3 «Русская классическая музыка» «Образы родной земли» Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки,С.В. Рахманинова, В.А.Гаврилина и других композиторов) Модуль №3 «Русская классическая музыка» «Русская исполнительская школа» Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С.Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е.Мравинский и другие исполнители); консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского Модуль №3 «Русская классическая музыка» «Русская музыка – взгляд в будущее» Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Образовательная платформа «Российская электронная школа» 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов) Модуль № 3 «Русская классическая музыка» «История страны и народа в музыке русских композиторов» Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов) Модуль № 3 «Русская классическая музыка» «История страны и народа в музыке русских композиторов» Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов) Модуль №3 «Русская классическая музыка» «Русский балет» Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Театральные жанры» Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Камерная музыка» Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Циклические формы и жанры» Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Симфоническая музыка» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства» «Симфоническая музыка» Одночастные симфонические жанры.Симфония 17 1 1 1 1 1 1 1 1 18. Модуль №5 «Музыка народов мира» «Музыкальный фольклор народов Европы» Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (английский, немецкий, французский). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов 1 19. Модуль № 5 «Музыка народов мира» «Музыкальный фольклор народов Европы» Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора ( итальянский, испанский, польский, норвежский, фольклор). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов Модуль № 5 «Музыка народов мира» «Народная музыка американского континента» Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения Модуль №5 «Музыка народов мира» «Народная музыка американского континента» Стили и жанры американской музыки (самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения Модуль №6 «Европейская классическая музыка» «Музыкальный образ» Героические образы в музыке. (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров) Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыкальный образ» Лирический герой музыкального произведения. (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров) Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыкальный образ» Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров) Модуль № 7 «Духовная музыка» «Храмовый синтез искусств» Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Модуль № 7 «Духовная музыка» «Храмовый синтез искусств» Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Полифония в западной и русской духовной музыке Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» 1 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 18 1 1 1 1 1 1 1 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. «Молодежная музыкальная культура» Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Молодежная музыкальная культура» Авторская песня (Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры) Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Музыка цифрового мира» Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Мюзикл» Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене Модуль №9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка и живопись» Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная музыка Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка и живопись» Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная музыка Модуль №9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка кино и телевидения» Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка кино и телевидения» Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.) 19 1 1 1 1 1 1 1 7 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема урока Кол-во часов (обязательная часть) ЭОР Модуль №1 «Музыка моего края» «Календарный фольклор» Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя) Модуль №1 «Музыка моего края» «Семейный фольклор» Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания Модуль №2 «Народное музыкальное творчество России» «Фольклорные жанры» Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» «Фольклорные жанры» Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Модуль №3 «Русская классическая музыка» «История страны и народа в музыке русских композиторов» Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина) Модуль № 3 «Русская классическая музыка» «История страны и народа в музыке русских композиторов» Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов - М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов) Модуль №3 «Русская классическая музыка» «Русский балет» Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны Модуль №3 «Русская классическая музыка» «Русский балет» Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. 1 Образовательная платформа «Российская электронная школа» 20 1 1 1 1 1 1 1 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Камерная музыка» Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Камерная музыка» Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Театральные жанры» Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства» «Театральные жанры» Светская музыка российского дворянства XIX века. Особенности отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И. Глинки) Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Симфоническая музыка» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Симфоническая музыка» Симфония Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства» «Циклические формы и жанры» Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Модуль №4 «Жанры музыкального искусства» «Циклические формы и жанры» Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства» «Циклические формы и жанры» Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития Модуль №5 «Музыка народов мира» «По странам и континентам» Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский фольклор). Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 композиторов 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Модуль № 5 «Музыка народов мира» «По странам и континентам» Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор). Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыкальная драматургия» Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыкальная драматургия» Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыкальный образ» Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыкант и публика» Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыкант и публика» Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыкальный стиль» Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка (на примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга 22 1 1 1 1 1 1 1 и других композиторов) 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Модуль № 7 «Духовная музыка» «Музыкальные жанры богослужения» Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение Модуль № 7 «Духовная музыка» «Музыкальные жанры богослужения» Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Молодежная музыкальная культура» Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). 1 Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Молодежная музыкальная культура» Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры) Модуль №8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Джазовые композиции и популярные хиты» Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация) Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Джазовые композиции и популярные хиты» Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация) Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка и живопись. Симфоническая картина» Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка и живопись. Симфоническая картина» Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, 23 1 1 1 1 1 1 1 пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. 34. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка и живопись. Симфоническая картина» Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси и других композиторов) 1 8 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема урока Модуль №1. «Музыка моего края» «Наш край сегодня» Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Модуль №1. «Музыка моего края» «Наш край сегодня» Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория Модуль №2. «Народное музыкальное творчество России» «На рубежах культур» Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора Модуль № 2. «Народное музыкальное творчество России» «На рубежах культур» Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора Модуль №3. «Русская классическая музыка» «Русский балет» Мировая слава русского балета. Творчество композиторов, балетмейстеров, артистов балета Модуль №3. «Русская классическая музыка» «Русский балет» Мировая слава русского балета. Творчество композиторов, балетмейстеров, артистов балета Модуль №3. «Русская классическая музыка» «История страны и народа в музыке русских композиторов» Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов 24 Кол-во часов (обязательная часть) ЭОР 1 Образовательная платформа «Российская электронная школа» 1 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Модуль № 3. «Русская классическая музыка» «Русская исполнительская школа» Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского Модуль № 3. «Русская классическая музыка» «Русская исполнительская школа» Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского Модуль № 4. «Жанры музыкального искусства» «Театральные жанры» Опера. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Модуль №4. «Жанры музыкального искусства» «Театральные жанры» Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Модуль № 4. «Жанры музыкального искусства» «Театральные жанры» Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле Модуль № 4. «Жанры музыкального искусства» «Театральные жанры» Опера. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле Модуль № 4. «Жанры музыкального искусства» «Симфоническая музыка» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония Модуль № 4. «Жанры музыкального искусства» «Симфоническая музыка» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония Модуль № 4. «Жанры музыкального искусства» «Симфоническая музыка» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония Модуль № 4. «Жанры музыкального искусства» «Симфоническая музыка» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония Модуль № 5 «Музыка народов мира» «Музыкальный фольклор народов Азии и Африки» Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. основа музыки стран Азии (Китай, Индия, Япония), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей Модуль № 5 «Музыка народов мира» «Музыкальный фольклор народов Азии и Африки» Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (Вьетнам, Индонезия), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей Модуль № 5 «Музыка народов мира» «Музыкальный фольклор народов Азии и Африки» Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» «Музыка – зеркало эпохи» Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Модуль №6 «Европейская классическая музыка» «Музыка – зеркало эпохи» Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена Модуль №7 «Духовная музыка» «Религиозные темы и образы в современной музыке» Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Модуль № 7 «Духовная музыка» «Религиозные темы и образы в современной музыке» Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Модуль № 7 «Духовная музыка» «Религиозные темы и образы в современной музыке» Религиозная тематика в контексте современной культуры Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Музыка цифрового мира» Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды Модуль №8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Мюзикл» Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века. Модуль №8 «Современная музыка: основные жанры и направления» 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29. 30. 31. 32. 33. 34. «Мюзикл» Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Традиции и новаторство в музыке» Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация) Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» «Традиции и новаторство в музыке» Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация) Модуль №9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка кино и телевидения» Музыка в немом и звуковом кино. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка кино и телевидения» Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А.Шнитке и др.). Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка кино и телевидения» Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А.Шнитке и др.). Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка кино и телевидения» Внутрикадровая и закадровая музыка 27 1 1 1 1 1 1