рп основы безопасности и защиты Родины 8-9

Оглавление
1. Содержание учебного предмета ........................................................................................... 3
2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета .................................................... 7

3.

Тематическое планирование ............................................................................................... 20

2

1. Содержание учебного предмета
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского
общества, безопасности страны, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
стратегия национальной безопасности, национальные интересы и угрозы
национальной безопасности;
чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального
характера;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система
ОКСИОН;
история развития гражданской обороны;
сигнал "Внимание всем!", порядок действий населения при его получении;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования
фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий
населения при объявлении эвакуации;
современная армия, воинская обязанность и военная служба, добровольная и
обязательная подготовка к службе в армии.
Модуль № 2 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
история возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации;
этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные направления подготовки к военной службе;
организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской
Федерации;
особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов
вооружения и военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской
Федерации (мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии,
противовоздушной обороны);
организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи
отделения в различных видах боя;
состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего;
вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические
характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74, ручной
пулемет Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В, снайперская
винтовка Драгунова (СВД);
назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат
(наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная граната
оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН);
история создания общевоинских уставов;
этапы становления современных общевоинских уставов;
общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и
основные понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск;
сущность единоначалия;
командиры (начальники) и подчиненные;
старшие и младшие;
3

приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;
воинские звания и военная форма одежды;
воинская дисциплина, ее сущность и значение;
обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской дисциплины;
способы достижения воинской дисциплины;
положения Строевого устава;
обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд
"Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные
уборы (головной убор) - снять (надеть)", повороты на месте.
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
безопасность жизнедеятельности, ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
понятия опасной и чрезвычайной ситуации, сходство и различия опасной,
экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой
помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила
оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и
правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила
поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила предупреждения возможных аварий на коммунальных системах, порядок
действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение;
условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
4

правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности
и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных
транспортных средствах при опасных и чрезвычайных ситуациях;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда и иных средств
индивидуальной мобильности;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (внеуличного, железнодорожного,
водного, воздушного);
обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на
отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в результате
чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в
общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах,
порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и
предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
природные чрезвычайные ситуации и их классификация;
опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и паукообразные,
ядовитые грибы и растения;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения,
порядок действий при нахождении в зоне природного пожара;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании
в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для
снижения риска попадания под камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
5

общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания на
оборудованных и необорудованных пляжах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении
человека в полынье;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне
цунами;
ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при
ураганах, бурях и смерчах;
грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок
действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне
извержения вулкана;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для
устойчивого развития общества;
правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
(загрязнении атмосферы).
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для
человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек
(табакокурение, алкоголизм, наркомания, чрезмерное увлечение электронными изделиями
бытового назначения (игровые приставки, мобильные телефоны сотовой связи и др.));
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и
защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия,
эпифитотия, панфитотия);
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы
самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм
оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы
психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы эффективного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
6

условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов,
безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его
опасных проявлениях;
способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций
и способы противостояния им;
приёмы
распознавания
противозаконных
проявлений
манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут
причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила
безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и
компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их
разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных
и опасных ситуаций в цифровой среде;
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки,
приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз
при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и
группы);
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного
использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность.
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные
варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
признаки
вовлечения
в
террористическую
деятельность,
правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их
обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
7

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых
качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению
здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к
целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в
целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР,
отражают готовность учащихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга - защите Отечества;
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества
в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
8

веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми;
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей;
Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить
и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни;
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия,
дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и
каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасных или чрезвычайных ситуациях с учетом реальных условий
и возможностей;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
9

умение осознавать эмоциональное состояние свое и других, уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учебе, способности применять меры и
средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице,
на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при
воздействии рисков культурной среды);
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
Метапредметные:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
10

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование
заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков учащихся.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их
смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои
взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно
выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные
презентационные материалы.
Самоорганизация:
11

выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с
учетом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за
принятое решение.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку
свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
определять свои действия и действия партнера, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Предметные:
1) сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого
развития для государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и принципах,
формирующих основы российского общества, безопасности страны, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, правовых основах обеспечения национальной
безопасности, угрозах мирного и военного характера;
2) освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении
военной угрозы; формирование представлений о роли гражданской обороны и ее истории;
знание порядка действий при сигнале "Внимание всем!"; знание об индивидуальных и
коллективных мерах защиты и сформированность представлений о порядке их применения;
3) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга - защите Отечества; овладение знаниями об
истории возникновения и развития военной организации государства, функции и задачи
современных Вооруженных Сил Российской Федерации, знание особенностей
добровольной и обязательной подготовки к военной службе;

12

4) сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем
устройстве стрелкового оружия;
5) овладение основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской
службы;
6) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности,
понятиях "опасность", "безопасность", "риск", знание универсальных правил безопасного
поведения, готовность применять их на практике, используя освоенные знания и умения,
освоение основ проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом
природных, техногенных и социальных рисков;
7) знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного
поведения в быту, транспорте, в общественных местах, на природе и умение применять их
в поведении;
8) сформированность представлений о порядке действий при возникновении
чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе; умение
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях, с учетом реальных условий
и возможностей;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую
помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях,
попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях; сформированность социально ответственного
отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков,
алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
10) сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме,
овладение знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном поведении,
умения распознавать опасные проявления и формирование готовности им
противодействовать;
11) сформированность представлений об информационных и компьютерных
угрозах, опасных явлениях в Интернете, знания о правилах безопасного поведения в
информационном пространстве и готовность применять их на практике;
12) освоение знаний об основах общественно-государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму; сформированность представлений об
опасности вовлечения в деструктивную, экстремистскую и террористическую
деятельность, умение распознавать опасности вовлечения; знания правил безопасного
поведения при угрозе или в случае террористического акта;
13) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
14) понимание роли государства в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств.
Модуль N 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства":
объяснять значение Конституции Российской Федерации;
раскрывать содержание статей 2, 4, 20, 41, 42, 58, 59 Конституции Российской
Федерации, пояснять их значение для личности и общества;
объяснять значение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400;
раскрывать понятия "национальные интересы" и "угрозы национальной
безопасности", приводить примеры;

13

раскрывать классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабам и источникам
возникновения, приводить примеры;
раскрывать способы информирования и оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях;
перечислять основные этапы развития гражданской обороны, характеризовать роль
гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях и угрозах военного характера;
выработать навыки безопасных действий при получении сигнала "Внимание всем!";
изучить средства индивидуальной и коллективной защиты населения, вырабатывать
навыки пользования фильтрующим противогазом;
объяснять порядок действий населения при объявлении эвакуации;
характеризовать современное состояние Вооруженных Сил Российской Федерации;
приводить примеры применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе
с неонацизмом и международным терроризмом;
раскрывать понятия "воинская обязанность", "военная служба";
раскрывать содержание подготовки к службе в армии.
Модуль N 2 "Военная подготовка. Основы военных знаний":
иметь представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил
Российской Федерации;
владеть информацией о направлениях подготовки к военной службе;
понимать необходимость подготовки к военной службе по основным направлениям;
осознавать значимость каждого направления подготовки к военной службе в
решении комплексных задач;
иметь представление о составе, предназначении видов и родов Вооруженных Сил
Российской Федерации;
понимать функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации на
современном этапе;
понимать значимость военной присяги для формирования образа российского
военнослужащего - защитника Отечества;
иметь представление об основных образцах вооружения и военной техники;
иметь представление о классификации видов вооружения и военной техники;
иметь представление об основных тактико-технических характеристиках
вооружения и военной техники;
иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного
состава в бою;
иметь представление о современных элементах экипировки и бронезащиты
военнослужащего;
знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты;
иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических
характеристиках стрелкового оружия;
знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных гранат;
знать историю создания уставов и этапов становления современных общевоинских
уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
знать структуру современных общевоинских уставов и понимать их значение для
повседневной жизнедеятельности войск;
понимать принцип единоначалия, принятый в Вооруженных Силах Российской
Федерации;
иметь представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях
военнослужащих;
понимать порядок отдачи приказа (приказания) и их выполнения;
различать воинские звания и образцы военной формы одежды;
иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности и значении;
14

понимать принципы достижения воинской дисциплины;
уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины;
знать основные положения Строевого устава;
знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
знать строевые приемы на месте без оружия;
выполнять строевые приемы на месте без оружия.
Модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе":
характеризовать значение безопасности жизнедеятельности для человека;
раскрывать смысл понятий "опасность", "безопасность", "риск", "культура
безопасности жизнедеятельности";
классифицировать и характеризовать источники опасности;
раскрывать и обосновывать общие принципы безопасного поведения;
моделировать реальные ситуации и решать ситуационные задачи;
объяснять сходство и различия опасной и чрезвычайной ситуаций;
объяснять механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию;
приводить примеры различных угроз безопасности и характеризовать их;
раскрывать и обосновывать правила поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Модуль N 4 "Безопасность в быту":
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать основные источники опасности в быту;
объяснять права потребителя, выработать навыки безопасного выбора продуктов
питания;
характеризовать бытовые отравления и причины их возникновения;
характеризовать правила безопасного использования средств бытовой химии; иметь
навыки безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях в случае, если разбился
ртутный термометр;
раскрывать признаки отравления, иметь навыки профилактики пищевых
отравлений;
знать правила и приемы оказания первой помощи, иметь навыки безопасных
действий при отравлениях, промывании желудка;
характеризовать бытовые травмы и объяснять правила их предупреждения;
знать правила безопасного обращения с инструментами;
знать меры предосторожности от укусов различных животных;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при ушибах, переломах,
растяжении, вывихе, сотрясении мозга, укусах животных, кровотечениях;
владеть правилами комплектования и хранения домашней аптечки;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при
обращении с газовыми и электрическими приборами;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при
опасных ситуациях в подъезде и лифте;
владеть правилами и иметь навыки приемов оказания первой помощи при
отравлении газом и электротравме;
характеризовать пожар, его факторы и стадии развития;
объяснять условия и причины возникновения пожаров, характеризовать их
возможные последствия;
иметь навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в
лифте;

15

иметь навыки правильного использования первичных средств пожаротушения,
оказания первой помощи;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан в
области пожарной безопасности;
знать порядок и иметь навыки вызова экстренных служб; знать порядок
взаимодействия с экстренным службами;
иметь представление об ответственности за ложные сообщения;
характеризовать меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом;
характеризовать ситуации криминогенного характера;
знать правила поведения с малознакомыми людьми;
знать правила поведения и иметь навыки безопасных действий при попытке
проникновения в дом посторонних;
классифицировать
аварийные
ситуации
на
коммунальных
системах
жизнеобеспечения;
иметь навыки безопасных действий при авариях на коммунальных системах
жизнеобеспечения.
Модуль N 5 "Безопасность на транспорте":
знать правила дорожного движения и объяснять их значение;
перечислять и характеризовать участников дорожного движения и элементы дороги;
знать условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
знать правила дорожного движения для пешеходов;
классифицировать и характеризовать дорожные знаки для пешеходов;
знать "дорожные ловушки" и объяснять правила их предупреждения;
иметь навыки безопасного перехода дороги;
знать правила применения световозвращающих элементов;
знать правила дорожного движения для пассажиров;
знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств;
знать правила применения ремня безопасности и детских удерживающих устройств;
иметь навыки безопасных действий пассажиров при опасных и чрезвычайных
ситуациях в маршрутных транспортных средствах;
знать правила поведения пассажира мотоцикла;
знать правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда, лиц,
использующих средства индивидуальной мобильности;
знать дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
знать правила подготовки и выработать навыки безопасного использования
велосипеда;
знать требования правил дорожного движения к водителю мотоцикла;
классифицировать дорожно-транспортные происшествия и характеризовать
причины их возникновения;
иметь навыки безопасных действий очевидца дорожно-транспортного
происшествия;
знать порядок действий при пожаре на транспорте;
знать особенности и опасности на различных видах транспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
знать обязанности пассажиров отдельных видов транспорта;
иметь навыки безопасного поведения пассажиров при различных происшествиях на
отдельных видах транспорта;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при различных травмах в
результате чрезвычайных ситуаций на транспорте;
знать способы извлечения пострадавшего из транспорта.
Модуль N 6 "Безопасность в общественных местах":
16

классифицировать общественные места;
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах;
знать правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
уметь планировать действия в случае возникновения опасной или чрезвычайной
ситуации;
характеризовать риски массовых мероприятий и объяснять правила подготовки к
посещению массовых мероприятий;
иметь навыки безопасного поведения при беспорядках в местах массового
пребывания людей;
иметь навыки безопасных действий при попадании в толпу и давку;
иметь навыки безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения
пожара;
знать правила и иметь навыки безопасных действий при эвакуации из общественных
мест и зданий;
знать навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений;
характеризовать опасности криминогенного и антиобщественного характера в
общественных местах;
иметь представление о безопасных действиях в ситуациях криминогенного и
антиобщественного характера, при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей
и предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при захвате и
освобождении заложников;
иметь навыки действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль N 7 "Безопасность в природной среде":
классифицировать и характеризовать чрезвычайные ситуации природного
характера;
характеризовать опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и
паукообразные, ядовитые грибы и растения;
иметь представление о безопасных действиях при встрече с дикими животными,
змеями, насекомыми и паукообразными;
знать правила поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами и
растениями;
характеризовать автономные условия, раскрывать их опасности и порядок
подготовки к ним;
иметь представление о безопасных действиях при автономном пребывании в
природной среде: ориентирование на местности, в том числе работа с компасом и картой,
обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия;
классифицировать и характеризовать природные пожары и их опасности;
характеризовать факторы и причины возникновения пожаров;
иметь представления о безопасных действиях при нахождении в зоне природного
пожара;
иметь представление о правилах безопасного поведения в горах;
характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние признаки
и опасности;
иметь представления о безопасных действиях, необходимых для снижения риска
попадания в лавину, под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня;
знать общие правила безопасного поведения на водоемах;
знать правила купания, понимать различия между оборудованными и
необорудованными пляжами;
знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
иметь представление о безопасных действиях при обнаружении тонущего человека
летом и человека в полынье;
17

знать правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду;
характеризовать наводнения, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при наводнении;
характеризовать цунами, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне цунами;
характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при ураганах и смерчах;
характеризовать грозы, их внешние признаки и опасности;
иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу;
характеризовать землетрясения и извержения вулканов и их опасности;
иметь представление о безопасных действиях при землетрясении, в том числе при
попадании под завал;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне извержения
вулкана;
раскрывать смысл понятий "экология" и "экологическая культура";
объяснять значение экологии для устойчивого развития общества;
знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке (загрязнении атмосферы).
Модуль N 8 " Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи ":
раскрывать смысл понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни" и их содержание,
объяснять значение здоровья для человека;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать содержание элементов здорового образа жизни, объяснять пагубность
вредных привычек;
обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья;
раскрывать понятие "инфекционные заболевания", объяснять причины их
возникновения;
характеризовать механизм распространения инфекционных заболеваний,
выработать навыки соблюдения мер их профилактики и защиты от них;
иметь представление о безопасных действиях при возникновении чрезвычайных
ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
характеризовать основные мероприятия, проводимые государством по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия,
панфитотия);
раскрывать понятие "неинфекционные заболевания" и давать их классификацию;
характеризовать факторы риска неинфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний и
защиты от них;
знать назначение диспансеризации и раскрывать ее задачи;
раскрывать понятия "психическое здоровье" и "психическое благополучие";
объяснять понятие "стресс" и его влияние на человека;
иметь навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывать способы
саморегуляции эмоциональных состояний;
раскрывать понятие "первая помощь" и ее содержание;
знать состояния, требующие оказания первой помощи;
знать универсальный алгоритм оказания первой помощи; знать назначение и состав
аптечки первой помощи;
иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях;
характеризовать приемы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль N 9 "Безопасность в социуме":
18

характеризовать общение и объяснять его значение для человека;
характеризовать признаки и анализировать способы эффективного общения;
раскрывать приемы и иметь навыки соблюдения правил безопасной межличностной
коммуникации и комфортного взаимодействия в группе;
раскрывать признаки конструктивного и деструктивного общения;
раскрывать понятие "конфликт" и характеризовать стадии его развития, факторы и
причины развития;
иметь представление о ситуациях возникновения межличностных и групповых
конфликтов;
характеризовать безопасные и эффективные способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций;
иметь навыки безопасного поведения для снижения риска конфликта и безопасных
действий при его опасных проявлениях;
характеризовать способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны
(медиатора);
иметь представление об опасных формах проявления конфликта: агрессия,
домашнее насилие и буллинг;
характеризовать манипуляции в ходе межличностного общения;
раскрывать приемы распознавания манипуляций и знать способы противостояния
ей;
раскрывать приемы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут
причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и знать способы защиты от них;
характеризовать современные молодежные увлечения и опасности, связанные с
ними, знать правила безопасного поведения;
иметь навыки безопасного поведения при коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве":
раскрывать понятие "цифровая среда", ее характеристики и приводить примеры
информационных и компьютерных угроз;
объяснять положительные возможности цифровой среды;
характеризовать риски и угрозы при использовании Интернета;
знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
характеризовать опасные явления цифровой среды;
классифицировать и оценивать риски вредоносных программ и приложений, их
разновидностей;
иметь навыки соблюдения правил кибергигиены для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в цифровой среде;
характеризовать основные виды опасного и запрещенного контента в Интернете и
характеризовать его признаки;
раскрывать приемы распознавания опасностей при использовании Интернета;
характеризовать противоправные действия в Интернете;
иметь навыки соблюдения правил цифрового поведения, необходимых для
снижения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в
различные организации и группы);
характеризовать деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности;
иметь навыки соблюдения правил безопасного использования Интернета,
необходимых для снижения рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную
деятельность.
Модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму":
19

объяснять понятия "экстремизм" и "терроризм", раскрывать их содержание,
характеризовать причины, возможные варианты проявления и их последствия;
раскрывать цели и формы проявления террористических актов, характеризовать их
последствия;
раскрывать основы общественно-государственной системы, роль личности в
противодействии экстремизму и терроризму;
знать уровни террористической опасности и цели контртеррористической операции;
характеризовать признаки вовлечения в террористическую деятельность;
иметь навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и безопасных
действий при обнаружении признаков вербовки;
иметь представление о признаках подготовки различных форм терактов, объяснять
признаки подозрительных предметов, иметь навыки безопасных действий при их
обнаружении;
иметь представление о безопасных действиях в случае теракта (нападение
террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налет, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
8
1
34
9
1
34
-

Итого

34
34

8 класс
№
п/п

1.

2.

Тема урока

Роль безопасности в жизни человека,
общества, государства: фундаментальные
ценности и принципы, формирующие
основы российского общества,
безопасности страны, закрепленные в
Конституции Российской Федерации;
стратегия национальной безопасности,
национальные интересы и угрозы
национальной безопасности.
Чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и биолого-социального
характера: чрезвычайные ситуации
природного, техногенного и биологосоциального характера; информирование и
оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях, система ОКСИОН;история
развития гражданской обороны.
20

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

1

ЭОР

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Мероприятия по оповещению и защите
населения при ЧС и возникновении угроз
военного характера: сигнал «Внимание
всем!», порядок действий населения при
его получении; средства индивидуальной и
коллективной защиты населения, порядок
пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях
чрезвычайных ситуаций, порядок действий
населения при объявлении эвакуации.
Защита Отечества как долг и обязанность
гражданина: современная армия, воинская
обязанность и военная служба,
добровольная и обязательная подготовка к
службе в армии.
Вооруженные Силы Российской
Федерации – защита нашего Отечества:
история возникновения и развития
Вооруженных Сил Российской Федерации;
этапы становления современных
Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные направления подготовки к
военной службе.
Состав и назначение Вооруженных Сил
Российской Федерации: организационная
структура Вооруженных Сил Российской
Федерации; функции и основные задачи
современных Вооруженных Сил
Российской Федерации; особенности видов
и родов войск Вооруженных Сил
Российской Федерации; воинские символы
современных Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Основные образцы вооружения и военной
техники Вооруженных Сил Российской
Федерации (основы технической
подготовки и связи): виды, назначение и
тактико-технические характеристики
основных образцов вооружения и военной
техники видов и родов войск Вооруженных
Сил Российской Федерации
(мотострелковых и танковых войск,
ракетных войск и артиллерии,
противовоздушной обороны).
Организационно-штатная структура
мотострелкового отделения (взвода)
(тактическая подготовка): организационноштатная структура и боевые возможности
отделения, задачи отделения в различных
видах боя; состав, назначение,

21

1

1

1

1

1

1

9.

10.

11.

12.

13.

характеристики, порядок размещения
современных средств индивидуальной
бронезащиты и экипировки
военнослужащего.
Виды, назначение и тактико-технические
характеристики стрелкового оружия и
ручных гранат Вооруженных Сил
Российской Федерации (огневая
подготовка): вооружение мотострелкового
отделения, назначение и тактикотехнические характеристики основных
видов стрелкового оружия (автомат
Калашникова АК-74, ручной пулемет
Калашникова (РПК), ручной
противотанковый гранатомет РПГ-7В,
снайперская винтовка Драгунова (СВД);
назначение и тактико-технические
характеристики основных видов ручных
гранат (наступательная ручная граната
РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1,
ручная граната оборонительная (РГО),
ручная граната наступательная (РГН).
Общевоинские уставы – закон жизни
Вооруженных Сил Российской Федерации:
история создания общевоинских уставов;
этапы становления современных
общевоинских уставов; общевоинские
уставы Вооруженных Сил Российской
Федерации, их состав и основные понятия,
определяющие повседневную
жизнедеятельность войск.
Военнослужащие и взаимоотношения
между ними (общевоинские уставы):
сущность единоначалия; командиры
(начальники) и подчинённые; старшие и
младшие; приказ (приказание), порядок
его отдачи и выполнения; воинские звания
и военная форма одежды.
Воинская дисциплина, ее сущность и
значение: воинская дисциплина, её
сущность и значение; обязанности
военнослужащих по соблюдению
требований воинской дисциплины;
способы достижения воинской
дисциплины.
Строевые приёмы и движение без оружия
(строевая подготовка): положения
Строевого устава; обязанности
военнослужащих перед построением и в
строю; строевые приёмы и движение без

22

1

1

1

1

1

14.

15.

16.

17.

18.

19.

оружия, строевая стойка, выполнение
команд «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Заправиться»,
«Отставить», «Головные уборы (головной
убор) – снять (надеть)», повороты на месте.
Основы безопасности жизнедеятельности:
безопасность жизнедеятельности:
ключевые понятия и значение для
человека; смысл понятий «опасность»,
«безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их
классификация.
Правила поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях: общие принципы
безопасного поведения; понятия опасной и
чрезвычайной ситуации, сходство и
различия опасной и чрезвычайной
ситуации; механизм перерастания
повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию, правила поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Основные опасности в быту.
Предупреждение бытовых отравлений:
основные источники опасности в быту и их
классификация; защита прав потребителя,
сроки годности и состав продуктов
питания; бытовые отравления и причины
их возникновения; признаки отравления,
приёмы и правила оказания первой
помощи.
Предупреждение бытовых травм: правила
комплектования и хранения домашней
аптечки; бытовые травмы и правила их
предупреждения, приёмы и правила
оказания первой помощи.
Безопасная эксплуатация бытовых
приборов и мест общего пользования:
правила обращения с газовыми и
электрическими приборами; приемы и
правила оказания первой помощи; правила
поведения в подъезде и лифте, а также при
входе и выходе из них.
Пожарная безопасность в быту: пожар и
факторы его развития; условия и причины
возникновения пожаров, их возможные
последствия, приёмы и правила оказания
первой помощи; первичные средства
пожаротушения; правила вызова
экстренных служб и порядок

23

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac746

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac8c2

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac8c2

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacdf4

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacf84

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

взаимодействия с ними, ответственность за
ложные сообщения; права, обязанности и
ответственность граждан в области
пожарной безопасности.
Предупреждение ситуаций криминального
характера: ситуации криминогенного
характера; правила поведения с
малознакомыми людьми; меры по
предотвращению проникновения
злоумышленников в дом, правила
поведения при попытке проникновения в
дом посторонних.
Безопасные действия при авариях на
коммунальных системах
жизнеобеспечения: классификация
аварийных ситуаций на коммунальных
системах жизнеобеспечения; правила
предупреждения возможных аварий на
коммунальных системах, порядок действий
при авариях на коммунальных системах.
Правила дорожного движения: правила
дорожного движения и их значение;
условия обеспечения безопасности
участников дорожного движения.
Безопасность пешехода: правила
дорожного движения и дорожные знаки
для пешеходов; «дорожные ловушки» и
правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила
их применения.
Безопасность пассажира: правила
дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных
транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров в
маршрутных транспортных средствах при
опасных и чрезвычайных ситуациях;
правила поведения пассажира мотоцикла.
Безопасность водителя: правила дорожного
движения для водителя велосипеда, мопеда
и иных средств индивидуальной
мобильности; дорожные знаки для
водителя велосипеда, сигналы
велосипедиста; правила подготовки
велосипеда к пользованию.
Безопасные действия при дорожнотранспортных происшествиях: дорожнотранспортные происшествия и причины их
возникновения; основные факторы риска

24

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ead51a

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ead68c

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaefa0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf946

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafef0

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

возникновения дорожно-транспортных
происшествий; порядок действий очевидца
дорожно-транспортного происшествия.
Безопасность пассажиров на различных
видах транспорта: порядок действий при
пожаре на транспорте; особенности
различных видов транспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
обязанности и порядок действий
пассажиров при различных происшествиях
на отдельных видах транспорта, в том
числе вызванных террористическим актом.
Первая помощь при чрезвычайных
ситуациях на транспорте: приёмы и
правила оказания первой помощи при
различных травмах в результате
чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Основные опасности в общественных
местах: общественные места и их
характеристики, потенциальные источники
опасности в общественных местах; правила
вызова экстренных служб и порядок
взаимодействия с ними.
Правила безопасного поведения при
посещении массовых мероприятий:
массовые мероприятия и правила
подготовки к ним; порядок действий при
беспорядках в местах массового
пребывания людей; порядок действий при
попадании в толпу и давку.
Пожарная безопасность в общественных
местах: порядок действий при
обнаружении угрозы возникновения
пожара; порядок действий при эвакуации
из общественных мест и зданий.
Пожарная безопасность в общественных
местах: порядок действий при
обнаружении угрозы возникновения
пожара; порядок действий при эвакуации
из общественных мест и зданий.
Безопасные действия в ситуациях
криминогенного и антиобщественного
характера: опасности криминогенного и
антиобщественного характера в
общественных местах, порядок действий
при их возникновении; порядок действий
при обнаружении бесхозных
(потенциально опасных) вещей и
предметов, а также в случае

25

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafd42

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0210

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb038c

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

34.

№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников.
Безопасные действия в ситуациях
криминогенного и антиобщественного
характера: порядок действий при
взаимодействии с правоохранительными
органами.
9 класс
Тема урока

Правила безопасного поведения в
природной среде: природные
чрезвычайные ситуации и их
классификация; опасности в природной
среде: дикие животные, змеи, насекомые и
паукообразные, ядовитые грибы и
растения.
Безопасные действия при автономном
существовании в природной среде:
автономные условия, их особенности и
опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном
пребывании в природной среде; правила
ориентирования на местности, способы
подачи сигналов бедствия.
Пожарная безопасность в природной среде:
природные пожары, их виды и опасности,
факторы и причины их возникновения,
порядок действий при нахождении в зоне
природного пожара.
Безопасное поведение в горах: правила
безопасного поведения в горах; снежные
лавины, их характеристики и опасности,
порядок действий, необходимый для
снижения риска попадания в лавину;
камнепады, их характеристики и
опасности, порядок действий,
необходимых для снижения риска
попадания под камнепад; сели, их
характеристики и опасности, порядок
действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности,
порядок действий при начале оползня.
Безопасное поведение на водоёмах: общие
правила безопасного поведения на
водоёмах, правила купания на
оборудованных и необорудованных
26

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

ЭОР

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1ac0

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4

6.

7.

8.

9.

10.

11.

пляжах; порядок действий при
обнаружении тонущего человека; правила
поведения при нахождении на
плавсредствах; правила поведения при
нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье.
Безопасные действия при наводнении,
цунами: наводнения, их характеристики и
опасности, порядок действий при
наводнении; цунами, их характеристики и
опасности, порядок действий при
нахождении в зоне цунами.
Безопасные действия при урагане, смерче,
грозе: ураганы, смерчи, их характеристики
и опасности, порядок действий при
ураганах, бурях и смерчах; грозы, их
характеристики и опасности, порядок
действий при попадании в грозу.
Безопасные действия при землетрясении,
извержении вулкана: землетрясения и
извержения вулканов, их характеристики и
опасности, порядок действий при
землетрясении, в том числе при попадании
под завал, при нахождении в зоне
извержения вулкана.
Экология и её значение для устойчивого
развития общества: смысл понятий
«экология» и «экологическая культура»,
значение экологии для устойчивого
развития общества; правила безопасного
поведения при неблагоприятной
экологической обстановке (загрязнении
атмосферы).
Общие представления о здоровье: смысл
понятий «здоровье» и «здоровый образ
жизни», их содержание и значение для
человека; факторы, влияющие на здоровье
человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни,
ответственность за сохранение здоровья.
Предупреждение и защита от
инфекционных заболеваний: понятие
«инфекционные заболевания», причины их
возникновения; механизм распространения
инфекционных заболеваний, меры их
профилактики и защиты от них; порядок
действий при возникновении
чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия,
пандемия); мероприятия, проводимые

27

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb209c

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb222c

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb23a8

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb279a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2c0e

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

государством по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во
время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия,
пандемия, эпизоотия, панзоотия,
эпифитотия, панфитотия).
Профилактика неинфекционных
заболеваний: понятие «неинфекционные
заболевания» и их классификация, факторы
риска неинфекционных заболеваний; меры
профилактики неинфекционных
заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи.
Психическое здоровье и психологическое
благополучие: понятия «психическое
здоровье» и «психологическое
благополучие»; стресс и его влияние на
человека, меры профилактики стресса,
способы саморегуляции эмоциональных
состояний.
Первая помощь при неотложных
состояниях: понятие «первая помощь» и
обязанность по её оказанию,
универсальный алгоритм оказания первой
помощи.
Практикум для отработки практических
навыков первой помощи и
психологической поддержки, решения
кейсов, моделирования ситуаций:
назначение и состав аптечки первой
помощи; порядок действий при оказании
первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки
пострадавшего.
Практикум для отработки практических
навыков первой помощи и
психологической поддержки, решения
кейсов, моделирования ситуаций:
назначение и состав аптечки первой
помощи; порядок действий при оказании
первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки
пострадавшего.
Общение – основа социального
взаимодействия: общение и его значение
для человека, способы эффективного
общения.
Безопасные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций:
приёмы и правила безопасной

28

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2d94

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3078

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb350a
https://m.edsoo.ru/f5eb367c

1

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3ca8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb425c

19.

20.

21.

22.

23.

межличностной коммуникации и
комфортного взаимодействия в группе,
признаки конструктивного и
деструктивного общения; понятие
«конфликт» и стадии его развития,
факторы и причины развития конфликта;
условия и ситуации возникновения
межличностных и групповых конфликтов,
безопасные и эффективные способы
избегания и разрешения конфликтных
ситуаций.
Безопасные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций:
правила поведения для снижения риска
конфликта и порядок действий при его
опасных проявлениях; способ разрешения
конфликта с помощью третьей стороны
(медиатора); опасные формы проявления
конфликта: агрессия, домашнее насилие и
буллинг.
Манипуляция и способы противостоять ей:
манипуляции в ходе межличностного
общения, приёмы распознавания
манипуляций и способы противостояния
им.
Манипуляция и способы противостоять ей:
приёмы распознавания противозаконных
проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к
действиям, которые могут причинить вред
жизни и здоровью, и вовлечение в
преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и способы
защиты от них.
Современные увлечения. Их возможности
и риски: современные молодёжные
увлечения и опасности, связанные с ними,
правила безопасного поведения; правила
безопасной коммуникации с незнакомыми
людьми.
Цифровая среда - ее возможности и риски:
понятие «цифровая среда», её
характеристики и примеры
информационных и компьютерных угроз,
положительные возможности цифровой
среды; риски и угрозы при использовании
Интернета; общие принципы безопасного
поведения, необходимые для
предупреждения возникновения опасных

29

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb425c

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb40ea

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb40ea

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4568

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

ситуаций в личном цифровом
пространстве.
Вредоносные программы и приложения,
способы защиты от них: опасные явления
цифровой среды: вредоносные программы
и приложения и их разновидности; правила
кибергигиены, необходимые для
предупреждения возникновения опасных
ситуаций в цифровой среде.
Опасный и запрещенный контент: способы
распознавания и защиты: основные виды
опасного и запрещённого контента в
Интернете и его признаки, приёмы
распознавания опасностей при
использовании Интернета; противоправные
действия в Интернете.
Деструктивные течения в интернете, их
признаки, опасности: деструктивные
течения в Интернете, их признаки и
опасности, правила безопасного
использования Интернета по
предотвращению рисков и угроз
вовлечения в различную деструктивную
деятельность.
Правила безопасного поведения в
цифровой среде: правила цифрового
поведения, необходимого для снижения
рисков и угроз при использовании
Интернета (кибербуллинга, вербовки в
различные организации и группы).
Сущность понятий "терроризм" и
"экстремизм": понятия «экстремизм» и
«терроризм», их содержание, причины,
возможные варианты проявления и
последствия; цели и формы проявления
террористических актов, их последствия,
уровни террористической опасности.
Основы общественно-государственной
системы противодействия экстремизму и
терроризму: основы общественногосударственной системы противодействия
экстремизму и терроризму,
контртеррористическая операция и её цели.
Основы общественно-государственной
системы противодействия экстремизму и
терроризму: основы общественногосударственной системы противодействия
экстремизму и терроризму,
контртеррористическая операция и её цели.

30

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4842

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da

1

1

31.

32.

33.

34.

Опасности вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность, меры
защиты: признаки вовлечения в
террористическую деятельность, правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных
форм терактов, порядок действий при их
обнаружении.
Опасности вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность, меры
защиты: признаки вовлечения в
террористическую деятельность, правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных
форм терактов, порядок действий при их
обнаружении.
Правила безопасного поведения при угрозе
и совершении террористического акта:
правила безопасного поведения в случае
теракта (нападение террористов и попытка
захвата заложников, попадание в
заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного
устройства).
Правила безопасного поведения при угрозе
и совершении террористического акта:
правила безопасного поведения в случае
теракта (нападение террористов и попытка
захвата заложников, попадание в
заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного
устройства).

31

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».