Программа внеурочной деятельности (За страницами учебника биологии)

1.
2.
3.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование

2
4
5

1.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Утверждена
1) воспитание
российской
гражданской -Директор МАОУ СОШ №
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, 8
С.В. Елсукова
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
1

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1. Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития,
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине
мира.
2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности
и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде.
4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных местообитаний видов растений и
животных.
5. Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
6. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними.
2

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический
эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой
природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток одна из причин заболеваний организмов. Вирусы - неклеточные формы жизни
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость - свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов
растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и
размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека
Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной
деятельности
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной
деятельности
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции
Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная
система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Дыхание. Система дыхания
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови.
Иммунитет
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения
Покровы тела и их функции
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
Органы чувств, их роль в жизни человека
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность
мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека
3

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание,
рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска:
несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков,
стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧинфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых
ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными
и животными - переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений;
нарушения зрения и слуха
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего;
кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях;
повреждении зрения
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой
природе
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем
Биосфера - глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические
проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы
и экосистемы
Формы организации: фронтальная, индивидуальная и групповая,
Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом в учебнике, научнопопулярной литературе, отбор материала из нескольких источников, выполнение
упражнений по разграничению понятий, систематизация, анализ таблиц, графиков, схем,
анализ раздаточных материалов, решение различных экспериментальных задач, выполнение
лабораторных и практических работ.
3. Тематическое планирование
№ п/п №
Тема
Кол- во
занячасов
тия по
теме
Биология как наука. Методы биологии
1.

1

Биология как наука. Методы биологии

4

2

2.
3.

1

Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Г ены и хромосомы.

2

2

Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.

2
2

3

Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость.
Одноклеточные и многоклеточные организмы.

4.

2

5.

1

Ткани, органы, системы органов растений и животных.
Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам:
«Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»
Система, многообразие и эволюция живой природы
14
2
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии возбудители заболеваний.

2

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни
человека.

4

6.
7.
8.

3
9.
4
10.
5
11.
6
12.
7

13.

1

14.
2
15.

3

16.
4
17.

8

5

2

2
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы
высших растений.
2
Основные семейства цветковых растений.
Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам:
«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
2
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных.
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы,
Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и
результата эволюции.
Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам:
«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»
Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и
процессы жизнедеятельности человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам:
«Общий план строения человека», «Нейро-гуморальнаярегуляция
организма»
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

2

Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам:
«Система пищеварения, дыхание»
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы

2

5

2

32
2
2

2

2

крови. Иммунитет.
18.

6

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

2
2

19.

20.

8

Обмен веществ и превращение энергии.
Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам:
«Внутренняя среда организма», « Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
2

21.

9

Покровы тела и их функции.

2

10

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

2

Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам
«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие
человека»
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

3

7

22.

23.
11
24.

12

25.

3
2

26.

14

Органы чувств, их роль в жизни человека.
Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам:
«Опорно-овигательный аппарат», «Органы чувств»
Психология и поведение человека. ВНД.

27.

15

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

2
2

2

Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.
Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам:
«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни»,
«Приемы оказания первой помощи»
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Сезонные изменения в живой природе.

3

Экосистемная организация живой природы.

2

4

Учение о биосфере. Практическая работа № 10: «Решение тестовых
заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

2

5

Заключительный урок по теме. Итоговое тестирование

2
68

13

28.
16

29.

1

30.

31.
32.
33.

Итого

6

2

10
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».