Оглавление 1. Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 3 3. Тематическое планирование ........................................................................................................... 6 2 1. Содержание учебного предмета Учебный курс «Вероятность и статистика» 10 КЛАСС Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы). Вероятность случайного события. Близость частоты и вероятности событий. Случайные опыты с равновозможными элементарными событиями. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями. Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полной вероятности. Независимые события. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона. Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли. Случайная величина. Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Примеры распределений, в том числе, геометрическое и биномиальное. 11 КЛАСС Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Примеры применения математического ожидания, в том числе в задачах из повседневной жизни. Математическое ожидание бинарной случайной величины. Математическое ожидание суммы случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия геометрического и биномиального распределений. Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований. Примеры непрерывных случайных величин. Понятие о плотности распределения. Задачи, приводящие к нормальному распределению. Понятие о нормальном распределении. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: В результате изучения математики на уровне среднего общего образования у учащегося будут сформированы следующие личностные результаты: Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и другое), умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; Патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы, использование этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики; Духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа, сформированность нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью ученого, осознание личного вклада в построение 3 устойчивого будущего; Эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений, восприимчивость к математическим аспектам различных видов искусства; Физического воспитания: сформированность умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), физическое совершенствование при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; Трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и ее приложениями, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, готовность к активному участию в решении практических задач математической направленности; Экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, ориентация на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирование поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов ее развития и значимости для развития цивилизации, овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Метапредметные: Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные суждения и выводы; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать 4 вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи; выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; структурировать информацию, представлять ее в различных формах, иллюстрировать графически; оценивать надежность информации по самостоятельно сформулированным критериям. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учетом новой информации. Самоконтроль, принятие себя и других: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретенному опыту. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач, принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; 5 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Предметные: 10 КЛАСС читать и строить таблицы и диаграммы; оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее, наименьшее значение, размах массива числовых данных; оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт) и случайное событие, элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта, находить вероятности в опытах с равновозможными случайными событиями, находить и сравнивать вероятности событий в изученных случайных экспериментах; находить и формулировать события: пересечение и объединение данных событий, событие, противоположное данному событию, пользоваться диаграммами Эйлера и формулой сложения вероятностей при решении задач; оперировать понятиями: условная вероятность, независимые события, находить вероятности с помощью правила умножения, с помощью дерева случайного опыта; применять комбинаторное правило умножения при решении задач; оперировать понятиями: испытание, независимые испытания, серия испытаний, успех и неудача, находить вероятности событий в серии независимых испытаний до первого успеха, находить вероятности событий в серии испытаний Бернулли; оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, диаграмма распределения. 11 КЛАСС сравнивать вероятности значений случайной величины по распределению или с помощью диаграмм; оперировать понятием математического ожидания, приводить примеры, как применяется математическое ожидание случайной величины находить математическое ожидание по данному распределению; иметь представление о законе больших чисел; иметь представление о нормальном распределении. 3. Тематическое планирование Класс Количество Количество часов в год часов в неделю Обязательная Часть, часть формируемая участниками образовательных отношений 10 1 34 11 1 34 - Итого 34 34 10 класс № п/п 1. Тема урока Кол-во часов (обязат. часть) 1 Представление данных с помощью таблиц и диаграмм ЭОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/25c6d12b 6 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы) Вероятность случайного события. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями Близость частоты и вероятности событий. Вероятность случайного события. Практическая работа Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера 1 https://m.edsoo.ru/dd00738d 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/98645f6c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7c9033a8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/347c1b78 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/64d75244 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5e8fa94a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/221c622b 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cc10c1e2 1 Формула сложения вероятностей Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3057365d Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента 1 https://m.edsoo.ru/9a408d25 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b1e76d3a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/47fb6b11 1 Формула полной вероятности Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/15941bec 1 Формула полной вероятности Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a9ec13c8 Формула полной вероятности. Независимые события 1 https://m.edsoo.ru/e3dd5ac9 1 Обобщающий урок Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/29dc6cb9 1 Комбинаторное правило умножения Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2270cf70 1 Перестановки и факториал Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d58ce6d1 1 Число сочетаний Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7904dfb0 Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха 1 https://m.edsoo.ru/fa47998f 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2e1f2368 1 Серия независимых испытаний Бернулли Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e9572a68 7 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Серия независимых испытаний. Практическая работа с использованием электронных таблиц 1 https://m.edsoo.ru/f4a15a14 1 Случайная величина Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/639be9aa Распределение вероятностей. Диаграмма распределения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6dc7ff39 1 Сумма и произведение случайных величин Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/51b7ed5f 1 Сумма и произведение случайных величин Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c2757cc3 Примеры распределений, в том числе геометрическое и биномиальное Примеры распределений, в том числе геометрическое и биномиальное 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/91e08061 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5afff05f Повторение, обобщение и систематизация знаний Повторение, обобщение и систематизация знаний Повторение, обобщение и систематизация знаний Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0f4d3cd7 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e01a3dc4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a985ae79 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1ddca5e0 11 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема урока Повторение, обобщение, систематизация знаний. Случайные опыты и вероятности случайных событий. Серии независимых испытаний Повторение, обобщение, систематизация знаний. Случайные опыты и вероятности случайных событий. Серии независимых испытаний Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Примеры применения математического ожидания (страхование, лотерея) Математическое ожидание бинарной случайной величины. Математическое ожидание суммы случайных величин Математическое ожидание геометрического и биномиального распределений Математическое ожидание геометрического и биномиального распределений Кол-во часов (обязат. часть) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/430d330a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a573a292 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/07a5e861 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/32bc29bf 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ea27084d 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0adefe9e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/20de2fc2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/17b0e769 1 Дисперсия и стандартное отклонение ЭОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bcc67f76 8 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 1 Дисперсия и стандартное отклонение Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bf78aad6 Дисперсии геометрического и биномиального распределения Практическая работа с использованием электронных таблиц Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований Практическая работа с использованием электронных таблиц 1 https://m.edsoo.ru/4b5a495e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a53cd884 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/94ddc34a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cf23b369 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6c1d11a6 1 Обобщающий урок Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7e379f8f Примеры непрерывных случайных величин. Функция плотности распределения. Равномерное распределение и его свойства Примеры непрерывных случайных величин. Функция плотности распределения. Равномерное распределение и его свойства Задачи, приводящие к нормальному распределению. Понятие о нормальном распределении. Практическая работа с использованием электронных таблиц Повторение, обобщение и систематизация знаний. Описательная статистика Повторение, обобщение и систематизация знаний. Описательная статистика Повторение, обобщение и систематизация знаний. Опыты с равновозможными элементарными событиями Повторение, обобщение и систематизация знаний. Опыты с равновозможными элементарными событиями Повторение, обобщение и систематизация знаний. Вычисление вероятностей событий с применением формул и графических методов (координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера) Повторение, обобщение и систематизация знаний. Вычисление вероятностей событий с применением формул и графических методов (координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера) Повторение, обобщение и систематизация знаний. Вычисление вероятностей событий с применением формул и графических методов (координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера) Повторение, обобщение и систематизация знаний. Вычисление вероятностей событий с применением формул и графических методов (координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера) 9 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9f5b423d 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b1c2712e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/97c19f59 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1f1f9ad9 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/72953f4c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b699ad0c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3fcbacf9 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/538fd7cf 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/272910f5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/dc9ad6ca 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5964f277 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e71debe4 30. 31. 32. 33. 34. 35. Повторение, обобщение и систематизация знаний. Случайные величины и распределения Повторение, обобщение и систематизация знаний. Случайные величины и распределения Повторение, обобщение и систематизация знаний. Математическое ожидание случайной величины Повторение, обобщение и систематизация знаний. Математическое ожидание случайной величины 1 https://m.edsoo.ru/00b2efb3 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1cc2df8f 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/aea1298c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/640a8ebf 1 Обобщающий урок Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0fd6d597 Повторение, обобщение и систематизация знаний 10 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5006273e