рп основы безопасности и защиты Родины 10-11 базовый уровень

Оглавление
1.

Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3

2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 9

3.

Тематическое планирование .........................................................................................................21

2

1. Содержание учебного предмета
Модуль N 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства"
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной
безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных
приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении
национальной безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной
деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, ее задачи и
примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее
военной безопасности;
роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной
безопасности.
Модуль N 2 "Основы военной подготовки"
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с
изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского
приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во
время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового
оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных видов
стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет
Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
3

предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики
переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на
боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры
применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей "красной", "желтой" и "зеленой" зон;
объем мероприятий первой помощи в "красной", "желтой" и "зеленой" зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в "красной", "желтой" и
"зеленой" зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных
специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской
Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
военно-учебные заведения и военно-учебные центры.
Модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе"
понятие "культура безопасности", его значение в жизни человека, общества,
государства;
соотношение понятий "опасность", "безопасность", "риск" (угроза);
соотношение понятий "опасная ситуация", "чрезвычайная ситуация";
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения
задачи обеспечения безопасности;
понятия "виктимность", "виктимное поведение", "безопасное поведение";
влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности,
общества, государства.
Модуль N 4 "Безопасность в быту"
источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
4

правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок
действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить
травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок,
лестниц и другое), первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Модуль N 5 "Безопасность на транспорте"
история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в
темное время суток; движение с использованием средств индивидуальной
мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного
характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими;
при опасности возгорания; с большим количеством участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения,
порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных и
чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной,
чрезвычайной ситуации.
Модуль N 6 "Безопасность в общественных местах"
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого
типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные ситуации;
случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки;
5

эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного
поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного
поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок; взрослый;
пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и
образовательные организации, культурные, торгово-развлекательные учреждения и
другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.
Модуль N 7 "Безопасность в природной среде"
отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде;
источники опасности в автономных условиях;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях,
первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть;
избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие
опасных факторов; дождаться помощи);
природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для людей и
окружающей среды;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими
явлениями и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни, камнепады;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий,
правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими
явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий,
правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий,
правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
6

влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса;
чрезвычайные
ситуации
экологического
характера,
возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи"
понятия "здоровье", "охрана здоровья", "здоровый образ жизни", "лечение",
"профилактика";
биологические, социально-экономические, экологические (геофизические),
психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность,
психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний;
чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры профилактики и
защиты;
роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок;
вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные заболевания, самые распространенные неинфекционные
заболевания;
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия
и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия;
основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие;
основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического
стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления
алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенесшим
психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой
помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; "сложные"
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь
при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9 "Безопасность в социуме"
определение понятия "общение";
навыки конструктивного общения;
7

общие представления о понятиях "социальная группа", "большая группа", "малая
группа";
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие "конфликт", стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения
конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению как основа коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение; внушение;
подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению молодежи в противозаконную и антиобщественную
деятельность.
Модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве":
понятия "цифровая среда", "цифровой след";
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
"цифровая зависимость", ее признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза для будущей
жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
8

деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их
признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, "воронки вовлечения";
радикализация деструктива;
профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества;
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
"информационный пузырь", манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие "фейк", цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещенный контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму":
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
понятия "экстремизм" и "терроризм", их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия;
опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы
и признаки;
предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического
акта, проведении контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее
цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к
памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности
к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной
жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном
отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к
традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Гражданского воспитания:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
9

ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью
жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как
основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности
личности, общества и государства.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою
Родину и Вооруженные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и
природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооруженных Сил
Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и
здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убежденность
и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать
в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных
ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре
и традициям народов России, принятие идей волонтерства и добровольчества.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного
поведения в повседневной жизни.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного
поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в
опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
Физического воспитания:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
10

здоровью и здоровью окружающих;
знание приемов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности
в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и
государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Метапредметные:
1.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности
личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять
их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в
парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретенные знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при
разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
11

самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учетом установленных
(обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной
жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретенные знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в
области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретенные знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных
видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной
безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учетом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их
представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и
гигиены.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию,
переносить принципы ее организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение
социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приемами безопасного межличностного и группового общения; безопасно
действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в
конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов,
мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по
совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости;
проявлять творчество и разумную инициативу.
3.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
12

самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и
составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за свое решение;
оценивать приобретенный опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных
областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать
соответствие результатов целям;
использовать приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации,
выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля
всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной
ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Предметные:
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, обеспечивают:
1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих
национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения
государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей
гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской
обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты
государства; формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки;
овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием;
сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия
массового поражения, а также способах защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание
о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в
условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения
профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций,
осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства,
обеспечении законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных
ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
13

движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание
правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о
порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять
их на практике; знания порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности
бережного отношения к природе, разумного природопользования;
11) знания основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знания порядка действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знания прав и обязанностей
граждан в области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний,
сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе
жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного
отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и
подручные средства для само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного характера; умение
предупреждать опасные явления и противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминогенного характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма,
терроризма; понимание роли государства в противодействии терроризму; умения различать
приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знания порядка действий при объявлении разного
уровня террористической опасности и действий при угрозе или в случае террористического
акта, проведении контртеррористической операции.
Модуль N 1. "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства":
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации;
характеризовать роль личности, общества и государства в достижении
стратегических национальных приоритетов, объяснять значение их реализации в
обеспечении комплексной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации,
приводить примеры;
характеризовать роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности.
объяснять роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
характеризовать правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
14

уметь действовать при сигнале "Внимание всем!", в том числе при химической и
радиационной опасности;
анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации, обосновывать
значение обороны государства для мирного социально-экономического развития страны;
характеризовать роль Вооруженных Сил Российской в обеспечении национальной
безопасности.
Модуль N 2 "Основы военной подготовки":
знать строевые приемы в движении без оружия;
выполнять строевые приемы в движении без оружия;
иметь представление об основах общевойскового боя;
иметь представление об основных видах общевойскового боя и способах маневра в
бою;
иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке подразделений;
понимать способы действий военнослужащего в бою;
знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;
приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при обращении с
оружием и их возможных последствий;
применять меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и
обращении с оружием;
знать способы удержания оружия, правила прицеливания и производства меткого
выстрела;
определять характерные конструктивные особенности образцов стрелкового оружия
на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;
иметь представление о современных видах короткоствольного стрелкового оружия;
иметь представление об истории возникновения и развития робототехнических
комплексов;
иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА квадрокоптерного
типа;
иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
иметь представление об истории возникновения и развития связи;
иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях, предъявляемых к
радиосвязи;
иметь
представление
о
видах,
предназначении,
тактико-технических
характеристиках современных переносных радиостанций;
иметь представление о тактических свойствах местности и их влиянии на боевые
действия войск;
иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования окопа для
стрелка;
иметь представление о видах оружия массового поражения и их поражающих
факторах;
знать способы действий при применении противником оружия массового
поражения;
понимать особенности оказания первой помощи в бою;
знать условные зоны оказания первой помощи в бою;
знать приемы самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту;
иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при учебных заведениях
высшего образования.
Модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном
15

обществе":
объяснять смысл понятий "опасность", "безопасность", "риск (угроза)", "культура
безопасности", "опасная ситуация", "чрезвычайная ситуация", объяснять их взаимосвязь;
приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной
жизни (индивидуальный, групповой и общественно-государственный уровни);
знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;
объяснять смысл понятий "виктимное поведение", "безопасное поведение";
понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводить примеры;
иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на безопасность;
раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности;
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода на уровне
личности, общества, государства.
Модуль N 4 "Безопасность в быту":
раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности, обосновывать
зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения человека;
знать права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в том числе в
Интернете; оценивать их роль в совершении безопасных покупок;
оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь навыки их
профилактики;
иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;
уметь оценивать риски получения бытовых травм;
понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;
знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, понимать влияние
соблюдения правил на безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и
электрического оборудования;
иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения
сердечно-легочной реанимации;
знать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и другие);
понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень
безопасности, приводить примеры;
понимать риски противоправных действий, выработать навыки, снижающие
криминогенные риски;
знать правила поведения при возникновении аварии на коммунальной системе;
иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Модуль N 5 "Безопасность на транспорте":
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимости от
изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход);
понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать навыки безопасного
поведения;
понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасность дорожного
движения, приводить примеры;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности пешехода,
пассажира, водителя;
иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;
знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера;
иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования огнетушителем;
знать источники опасности на различных видах транспорта, приводить примеры;
16

знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить примеры влияния
поведения на безопасность;
иметь представление о порядке действий при возникновении опасных и
чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль N 6 "Безопасность в общественных местах":
перечислять и классифицировать основные источники опасности в общественных
местах;
знать общие правила безопасного поведения в общественных местах,
характеризовать их влияние на безопасность;
иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о
действиях, которые позволяют минимизировать риск получения травмы в случае попадания
в толпу, давку;
оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного характера в
общественных местах;
иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;
иметь представление о безопасном поведении для снижения рисков криминогенного
характера;
оценивать риски потеряться в общественном месте;
знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;
знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в общественных
местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданий или
отдельных конструкций;
иметь представление о правилах поведения при угрозе или в случае
террористического акта в общественном месте.
Модуль N 7 "Безопасность в природной среде":
выделять и классифицировать источники опасности в природной среде;
знать особенности безопасного поведения при нахождении в природной среде, в том
числе в лесу, на водоемах, в горах;
иметь представление о способах ориентирования на местности; знать разные
способы ориентирования, сравнивать их особенности, выделять преимущества и
недостатки;
знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски потеряться в
природной среде;
знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде;
иметь представление об основных источниках опасности при автономном
нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о помощи;
иметь представление о способах сооружения убежища для защиты от перегрева и
переохлаждения, получения воды и пищи, правилах поведения при встрече с дикими
животными;
иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении,
навыки транспортировки пострадавших;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;
выделять наиболее характерные риски для своего региона с учетом географических,
климатических особенностей, традиций ведения хозяйственной деятельности, отдыха на
природе;
раскрывать применение принципов безопасного поведения (предвидеть опасность;
по возможности избежать ее; при необходимости действовать) для природных
чрезвычайных ситуаций;
указывать причины и признаки возникновения природных пожаров;
17

понимать влияние поведения человека на риски возникновения природных пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и возникновении
природного пожара;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными геологическими явлениями и процессами;
раскрывать
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими
явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры рискориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными гидрологическими явлениями и процессами;
раскрывать
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими
явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными гидрологическими явлениями и
процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры рискориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными метеорологическими явлениями и процессами;
раскрывать
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий
природных
чрезвычайных
ситуаций,
вызванных
опасными
метеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры
риск-ориентированного поведения;
характеризовать источники экологических угроз, обосновывать влияние
человеческого фактора на риски их возникновения;
характеризовать значение риск-ориентированного подхода к обеспечению
экологической безопасности;
иметь навыки экологической грамотности и разумного природопользования.
Модуль N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи":
объяснять смысл понятий "здоровье", "охрана здоровья", "здоровый образ жизни",
"лечение", "профилактика" и выявлять взаимосвязь между ними;
понимать
степень
влияния
биологических,
социально-экономических,
экологических, психологических факторов на здоровье;
понимать значение здорового образа жизни и его элементов для человека, приводить
примеры из собственного опыта;
характеризовать инфекционные заболевания, знать основные способы
распространения и передачи инфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;
понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний, приводить
примеры;
понимать значение национального календаря профилактических прививок и
18

вакцинации населения, роль вакцинации для общества в целом;
объяснять смысл понятия "вакцинация по эпидемиологическим показаниям";
иметь представление о чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера,
действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера (на примере
эпидемии);
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к обеспечению
безопасности при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
характеризовать наиболее распространенные неинфекционные заболевания
(сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и другие), оценивать основные
факторы риска их возникновения и степень опасности;
характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний (инсульт,
сердечный приступ и другие);
иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;
понимать значение образа жизни в профилактике и защите от неинфекционных
заболеваний;
раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики неинфекционных
заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;
объяснять смысл понятий "психическое здоровье" и "психологическое
благополучие", характеризовать их влияние на жизнь человека;
знать основные критерии психического здоровья и психологического благополучия;
характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие;
иметь представление об основных направления сохранения и укрепления
психического здоровья и психологического благополучия;
характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственную и
физическую работоспособность, благополучие человека;
характеризовать роль раннего выявления психических расстройств и создания
благоприятных условий для развития;
объяснять смысл понятия "инклюзивное обучение";
иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние хронического стресса;
характеризовать признаки психологического неблагополучия и критерии обращения
за помощью;
знать правовые основы оказания первой помощи в Российской Федерации;
объяснять смысл понятий "первая помощь", "скорая медицинская помощь", их
соотношение;
знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и действиях при
оказании первой помощи;
иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
иметь представление о безопасных действиях по оказанию первой помощи в
различных условиях (травмы глаза; "сложные" кровотечения; первая помощь с
использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах
одновременно).
Модуль N 9 "Безопасность в социуме":
объяснять смысл понятия "общение"; характеризовать роль общения в жизни
человека, приводить примеры межличностного общения и общения в группе;
иметь навыки конструктивного общения;
объяснять смысл понятий "социальная группа", "малая группа", "большая группа";
характеризовать взаимодействие в группе;
понимать влияние групповых норм идейностей на комфортное и безопасное
взаимодействие в группе, приводить примеры;
объяснять смысл понятия "конфликт";
знать стадии развития конфликта, приводить примеры;
19

характеризовать факторы, способствующие и препятствующие развитию
конфликта;
иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
знать условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта;
иметь представление о способах пресечения опасных проявлений конфликтов;
раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям насилия;
характеризовать способы психологического воздействия;
характеризовать особенности убеждающей коммуникации;
объяснять смысл понятия "манипуляция";
называть характеристики манипулятивного воздействия, приводить примеры;
иметь представления о способах противодействия манипуляции;
раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение, убеждение,
внушение, подражание и другие), приводить примеры;
иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических технологиях и
способах противодействия.
Модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве":
характеризовать цифровую среду, ее влияние на жизнь человека;
объяснять смысл понятий "цифровая среда", "цифровой след", "персональные
данные";
анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость, вредоносное
программное обеспечение, сетевое мошенничество и травля, вовлечение в деструктивные
сообщества, запрещенный контент и другие), раскрывать их характерные признаки;
иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и защите от опасностей
цифровой среды;
объяснять смысл понятий "программное обеспечение", "вредоносное программное
обеспечение";
характеризовать и классифицировать опасности, анализировать риски, источником
которых является вредоносное программное обеспечение;
иметь навыки безопасного использования устройств и программ;
перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением людей в
цифровой среде;
характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация
близких социальных отношений; травля; шантаж разглашением сведений; вовлечение в
деструктивную, противоправную деятельность), способы их выявления и противодействия
им;
иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий "достоверность информации",
"информационный пузырь", "фейк";
иметь представление о способах проверки достоверности, легитимности
информации, ее соответствия правовым и морально-этическим нормам;
раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой, выработать
навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде;
объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и
юридических лиц в информационном пространстве.
Модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму":
характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию человека,
стабильности общества и государства;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий "экстремизм" и "терроризм"; анализировать
варианты их проявления и возможные последствия;
характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность, выработать навыки безопасных действий при их обнаружении;
иметь представление о методах и видах террористической деятельности;
20

знать уровни террористической опасности, иметь навыки безопасных действий при
их объявлении;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе (обнаружение бесхозных
вещей, подозрительных предметов и другие) и в случае террористического акта (подрыв
взрывного устройства, наезд транспортного средства, попадание в заложники и другие),
проведении контртеррористической операции;
раскрывать правовые основы, структуру и задачи государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму;
объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и
юридических лиц в области противодействия экстремизму и терроризму.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
10
1
34
11
1
34
-

Итого

34
34

10 класс
№
п/п

1.

2.

3.

Тема урока

Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении национальной безопасности: правовая
основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие
обеспечения национальной безопасности и
устойчивого развития Российской Федерации.
Государственная и общественная безопасность:
взаимодействие личности, государства и общества в
реализации национальных приоритетов; роль
правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности, роль
личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности.
Роль личности, общества и государства в
предупреждении и ликвидации чрезвычайных
ситуаций: Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), структура, режимы
функционирования; территориальный и
функциональный принцип организации РСЧС, её
задачи и примеры их решения; права и обязанности
граждан в области защиты от чрезвычайных
ситуаций.
21

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

ЭОР

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eae0fff3

1

1

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Оборона страны как обязательное условие
благополучного развития страны: задачи гражданской
обороны; права и обязанности граждан Российской
Федерации в области гражданской обороны; Россия в
современном мире, оборона как обязательное условие
мирного социально-экономического развития
Российской Федерации и обеспечение её военной
безопасности; роль Вооружённых Сил Российской
Федерации в обеспечении национальной
безопасности.
Строевые приемы и движение без оружия (строевая
подготовка): движение строевым шагом, движение
бегом, походным шагом, движение с изменением
скорости движения, повороты в движении,
выполнение воинского приветствия на месте и в
движении
Основные виды тактических действий войск
(тактическая подготовка): основы общевойскового
боя; основные понятия общевойскового боя (бой,
удар, огонь, маневр); виды маневра; походный,
предбоевой и боевой порядок действия
подразделений; оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы.
Требования безопасности при обращении с оружием
и боеприпасами (огневая подготовка): требования
курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок; правила
безопасного обращения с оружием; изучение условий
выполнения упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия; способы удержания оружия и
правильность прицеливания.
Виды, назначение и тактико-технические
характеристики современного стрелкового оружия
(огневая подготовка): назначение и тактикотехнические характеристики современных видов
стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12,
пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева); перспективы
и тенденции развития современного стрелкового
оружия.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) –
эффективное средство вооруженной борьбы (основы
технической подготовки и связи): история
возникновения и развития робототехнических
комплексов; виды, предназначение, тактикотехнические характеристики и общее устройство
беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА
квадрокоптерного типа.
Предназначение, общее устройство и тактикотехнические характеристики переносных
радиостанций (основы технической подготовки и
связи): история возникновения и развития
22

1

1

1

1

1

1

1

11.

12.

13.

14.

15.

16.

радиосвязи; радиосвязь, назначение и основные
требования; предназначение, общее устройство и
тактико-технические характеристики переносных
радиостанций.
Свойства местности и их применение в военном деле
(военная топография): местность как элемент боевой
обстановки; тактические свойства местности,
основные её разновидности и влияние на боевые
действия войск, сезонные изменения тактических
свойств местности; шанцевый инструмент, его
назначение, применение и сбережение.
Фортификационное оборудование позиции
отделения. Виды укрытий и убежищ (инженерная
подготовка): порядок оборудования позиции
отделения; назначение, размеры и
последовательность оборудования окопа для стрелка.
Оружие массового поражения (радиационная,
химическая, биологическая защита): понятие оружия
массового поражения, история его развития, примеры
применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и
классификация; внешние признаки применения
бактериологического (биологического) оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него.
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская
подготовка. Тактическая медицина): состав и
назначение штатных и подручных средств первой
помощи; виды боевых ранений и опасность их
получения; алгоритм оказания первой помощи при
различных состояниях; условные зоны оказания
первой помощи.
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская
подготовка. Тактическая медицина): характеристика
особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах; порядок выполнения
мероприятий первой помощи в «красной», «желтой»
и «зеленой» зонах.
Особенности прохождения военной службы по
призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и
военно-учебные центры (тактическая подготовка):
особенности прохождения службы по призыву,
освоение военно-учетных специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для
Вооруженных Сил Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности
Российской Федерации, Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
23

1

1

1

1

1

1

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

стихийных бедствий; военно-учебные заведение и
военно-учебные центры.
Современные представления о культуре
безопасности: понятие «культура безопасности», его
значение в жизни человека, общества, государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность»,
«риск» (угроза); соотношение понятий «опасная
ситуация», «чрезвычайная ситуация»; общие
принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественногосударственный уровень решения задачи
обеспечения безопасности.
Влияние поведения на безопасность. Рискориентированный подход к обеспечению
безопасности на уровне личности, общества,
государства: понятия «виктимность», «виктимное
поведение», «безопасное поведение»; влияние
действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие; действия, позволяющие предвидеть
опасность; действия, позволяющие избежать
опасности; действия в опасной и чрезвычайной
ситуациях; риск-ориентированное мышление как
основа обеспечения безопасности; рискориентированный подход к обеспечению
безопасности личности, общества, государства.
Источники опасности в быту: источники опасности в
быту, их классификация; общие правила безопасного
поведения; защита прав потребителя; правила
безопасного поведения при осуществлении покупок в
Интернете.
Профилактика и первая помощь при отравлениях:
причины и профилактика бытовых отравлений,
первая помощь, порядок действий в экстренных
случаях.
Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая
помощь при них: предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях,
связанных с опасностью получить травму
(спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая
помощь при ушибах переломах, кровотечениях.
Пожарная безопасность в быту: основные правила
безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами; последствия
электротравмы; порядок проведения сердечнолегочной реанимации; основные правила пожарной
безопасности в быту; термические и химические
ожоги, первая помощь при ожогах.
Безопасное поведение в местах общего пользования:
правила безопасного поведения в местах общего
пользования (подъезд, лифт, придомовая территория,
детская площадка, площадка для выгула собак и
24

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3488963

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ca989222

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ee497bff

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

других); коммуникация с соседями; меры по
предупреждению преступлений.
Безопасное поведение в местах общего пользования:
аварии на коммунальных системах
жизнеобеспечения; правила безопасного поведения в
ситуации аварии на коммунальной системе; порядок
вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Безопасность дорожного движения: история
появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости; риск-ориентированный подход к
обеспечению безопасности на транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение
по обочине; движение в тёмное время суток;
движение с использованием средств индивидуальной
мобильности).
Безопасность дорожного движения: взаимосвязь
безопасности водителя и пассажира; правила
безопасного поведения при поездке в легковом
автомобиле, автобусе; бответственность водителя,
ответственность пассажира; представления о знаниях
и навыках, необходимых водителю.
Порядок действий при дорожно-транспортных
происшествиях: порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях разного характера (при
отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с
большим количеством участников).
Безопасное поведение на разных видах транспорта:
основные источники опасности в метро, правила
безопасного поведения, порядок действий при
возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном
транспорте, правила безопасного поведения, порядок
действий при возникновении опасных и
чрезвычайных ситуаций.
Безопасное поведение на разных видах транспорта:
основные источники опасности на водном
транспорте, правила безопасного поведения, порядок
действий при возникновении опасной и чрезвычайной
ситуации; основные источники опасности на
авиационном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении
опасной, чрезвычайной ситуации.
Безопасность в общественных местах. Опасности
социально-психологического характера:
общественные места и их классификация; основные
источники опасности в общественных местах
закрытого и открытого типа, общие правила
безопасного поведения; опасности в общественных
местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии;
25

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ec659795

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c

31.

32.

33.

34.

криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся
человек).
Опасности криминального характера, меры защиты от
них: порядок действий при риске возникновения или
возникновении толпы, давки; эмоциональное
заражение в толпе, способы самопомощи, правила
безопасного поведения при попадании в агрессивную
и паническую толпу; правила безопасного поведения
при проявлении агрессии.
Опасности криминального характера, меры защиты от
них: криминогенные ситуации в общественных
местах, правила безопасного поведения, порядок
действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек
(ребёнок; взрослый; пожилой человек; человек с
ментальными расстройствами); порядок действий в
ситуации, если вы обнаружили потерявшегося
человека.
Действия при пожаре, обрушении конструкций,
угрозе или совершении террористического акта:
порядок действий при угрозе возникновения пожара в
различных общественных местах, на объектах с
массовым пребыванием людей (медицинские и
образовательные организации, культурные, торговоразвлекательные учреждения и другие).
Действия при пожаре, обрушении конструкций,
угрозе или совершении террористического акта: меры
безопасности и порядок действий при угрозе
обрушения зданий и отдельных конструкций; меры
безопасности и порядок поведения при угрозе, в
случае террористического акта.

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a2e1b5d5

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5

1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5

11 класс
№
п/п

1.

2.

Тема урока

Безопасность в природной среде: отдых на
природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в
горах, на водоёмах; общие правила безопасности в
походе; особенности обеспечения безопасности в
лыжном походе; особенности обеспечения
безопасности в водном походе; особенности
обеспечения безопасности в горном походе.
Выживание в автономных условиях:
ориентирование на местности; карты,
традиционные и современные средства навигации
(компас, GPS); порядок действий в случаях, когда
человек потерялся в природной среде; источники
26

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1

ЭОР

1
[[Библиотека ЦОК

3.

4.

5.

6.

7.

опасности в автономных условия; сооружение
убежища, получение воды и питания; способы
защиты от перегрева и переохлаждения в разных
природных условиях, первая помощь при
перегревании, переохлаждении и отморожении.
Природные чрезвычайные ситуации. Природные
пожары: природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных
чрезвычайных ситуациях (предвидеть; избежать
опасности; действовать: прекратить или
минимизировать воздействие опасных факторов;
дождаться помощи); природные пожары,
возможности прогнозирования и предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия
природных пожаров для людей и окружающей
среды.
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные
геологические явления и процессы: землетрясения,
извержение вулканов, оползни, сели, камнепады:
природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными геологическими явлениями и
процессами: землетрясения, извержение вулканов,
оползни, камнепады; возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий, правила безопасного поведения,
последствия природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами.
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные
гидрологические явления и процессы: наводнения,
паводки, половодья, цунами, сели, лавины:
природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными гидрологическими явлениями и
процессами: паводки, половодья, цунами, сели,
лавины; возможности прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами.
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные
метеорологические явления и процессы: ливни,
град, мороз, жара: природные чрезвычайные
ситуации, вызванные опасными
метеорологическими явлениями и процессами:
ливни, град, мороз, жара; возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий, правила безопасного поведения,
последствия природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами.
Экологическая грамотность и разумное
природопользование: влияние деятельности
27

1

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4dd59356

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d331f5d5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/552ec0cd

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/12845814

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6beae69f

8.

9.

10.

11.

12.

человека на природную среду; причины и
источники загрязнения Мирового океана, рек,
почвы, космоса; чрезвычайные ситуации
экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий; экологическая грамотность и
разумное природопользование.
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Здоровый образ жизни: понятия «здоровье»,
«охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика»; биологические,
социально-экономические, экологические
(геофизические), психологические факторы,
влияющие на здоровье человека; составляющие
здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие.
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации
в борьбе с инфекционными заболеваниями: общие
представления об инфекционных заболеваниях;
механизм распространения и способы передачи
инфекционных заболеваний; чрезвычайные
ситуации биолого-социального характера, меры
профилактики и защиты.
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации
в борьбе с инфекционными заболеваниями: роль
вакцинации, национальный календарь
профилактических прививок; вакцинация по
эпидемиологическим показаниям; значение
изобретения вакцины для человечества.
Неинфекционные заболевания. Факторы риска и
меры профилактики. Роль диспансеризации для
сохранения здоровья: неинфекционные
заболевания, самые распространённые
неинфекционные заболевания; факторы риска
возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических
заболеваний; факторы риска возникновения
заболеваний дыхательной системы; факторы риска
возникновения эндокринных заболеваний; меры
профилактики неинфекционных заболеваний; роль
диспансеризации в профилактике
неинфекционных заболеваний.
Психическое здоровье и психологическое
благополучие: признаки угрожающих жизни и
здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи (инсульт, сердечный
приступ, острая боль в животе, эпилепсия и
другие); психическое здоровье и психологическое
благополучие; критерии психического здоровья и
психологического благополучия; основные
факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие; основные
28

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cf0d6e0f

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a38c6e17

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ee0176

13.

14.

15.

16.

17.

направления сохранения и укрепления
психического здоровья (раннее выявление
психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий
жизни, работы, учёбы; профилактика
злоупотребления алкоголя и употребления
наркотических средств; помощь людям,
перенёсшим психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление
психического здоровья.
Первая помощь пострадавшему: первая помощь,
история возникновения скорой медицинской
помощи и первой помощи; состояния, при которых
оказывается первая помощь; мероприятия по
оказанию первой помощи.
Первая помощь пострадавшему: алгоритм первой
помощи; оказание первой помощи в сложных
случаях (травмы глаза; «сложные» кровотечения;
первая помощь с использованием подручных
средств; первая помощь при нескольких травмах
одновременно); действия при прибытии скорой
медицинской помощи.
Общение в жизни человека. Межличностное
общение, общение в группе: определение понятия
«общение»; навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная
группа», «большая группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе,
межгрупповое общение (взаимодействие);
особенности общения в группе; психологические
характеристики группы и особенности
взаимодействия в группе; групповые нормы и
ценности; коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе.
Конфликты и способы их разрешения: понятие
«конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении,
конфликты в малой группе; факторы,
способствующие и препятствующие эскалации
конфликта; способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте.
Конфликты и способы их разрешения: роль
регуляции эмоций при разрешении конфликта,
способы саморегуляции; способы разрешения
конфликтных ситуаций; основные формы участия
третьей стороны в процессе урегулирования и
разрешения конфликта; ведение переговоров при
разрешении конфликта; опасные проявления
конфликтов (буллинг, насилие); способы
противодействия буллингу и проявлению насилия.
29

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b20971f2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Конструктивные и деструктивные способы
психологического воздействия: способы
психологического воздействия; психологическое
влияние в малой группе; положительные и
отрицательные стороны конформизма.
Конструктивные и деструктивные способы
психологического воздействия: эмпатия и
уважение к партнёру (партнёрам) по общению как
основа коммуникации; убеждающая
коммуникация; манипуляция в общении, цели,
технологии и способы противодействия.
Психологические механизмы воздействия на
большие группы людей: психологическое влияние
на большие группы; способы воздействия на
большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание.
Психологические механизмы воздействия на
большие группы людей: деструктивные и
псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению молодёжи в
противозаконную и антиобщественную
деятельность.
Безопасность в цифровой среде: понятия
«цифровая среда», «цифровой след»; влияние
цифровой среды на жизнь человека; приватность,
персональные данные; «цифровая зависимость», её
признаки и последствия; опасности и риски
цифровой среды, их источники; правила
безопасного поведения в цифровой среде.
Опасности, связанные с использованием
программного обеспечения: вредоносное
программное обеспечение; виды вредоносного
программного обеспечения, его цели, принципы
работы; правила защиты от вредоносного
программного обеспечения; кража персональных
данных, паролей; мошенничество, фишинг,
правила защиты от мошенников; правила
безопасного использования устройств и программ.
Опасности, связанные с коммуникацией в
цифровой среде: поведенческие опасности в
цифровой среде и их причины; опасные персоны,
имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в
Интернете как угроза для будущей жизни и
карьеры; травля в Интернете, методы защиты от
травли.
Опасности, связанные с коммуникацией в
цифровой среде: деструктивные сообщества и
деструктивный контент в цифровой среде, их
признаки; механизмы вовлечения в деструктивные
сообщества; вербовка, манипуляция, «воронки
вовлечения»; радикализация деструктива;
30

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/738187f6

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/738187f6

1

1

1

https://m.edsoo.ru/d526ac07]]

1

1

1

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

профилактика и противодействие вовлечению в
деструктивные сообщества; правила
коммуникации в цифровой среде.
Достоверность информации в цифровой среде:
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на
достоверность; «информационный пузырь»,
манипуляция сознанием, пропаганда.
Достоверность информации в цифровой среде:
фальшивые аккаунты, вредные советчики,
манипуляторы; понятие «фейк», цели и виды,
распространение фейков; правила и инструменты
для распознавания фейковых текстов и
изображений.
Защита прав в цифровом пространстве: понятие
прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент; защита прав в цифровом
пространстве.
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого
развития общества: экстремизм и терроризм как
угроза устойчивого развития общества; понятия
«экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные
последствия.
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого
развития общества: преступления
террористической направленности, их цель,
причины, последствия; опасность вовлечения в
экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки;
предупреждение и противодействие вовлечению в
экстремистскую и террористическую
деятельность.
Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористического акта: формы
террористических актов; уровни террористической
угрозы.
Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористического акта: правила
поведения и порядок действий при угрозе или в
случае террористического акта, проведении
контртеррористической операции.
Противодействие экстремизму и терроризму:
правовые основы противодействия экстремизму и
терроризму в Российской Федерации; основы
государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму, ее цели, задачи,
принципы.
Противодействие экстремизму и терроризму:
права и обязанности граждан и общественных
31

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/39a257c1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/98341000000

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/98341000000

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00

организаций в области противодействия
экстремизму и терроризму.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».