рп ук мировая художественная культура

Оглавление
1.
2.
3.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Содержание учебного курса
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

Планируемые результаты освоения учебного курса
1.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего
(полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и
художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении
ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной
культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в
отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне
ученик должен:
знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой,
стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного
искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.

2. Содержание учебного курса
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние
2

2
2
4

образы и символы. ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ. Ритуал - единство слова, музыки, танца,
изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и
предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика
геометрического орнамента. АРХАИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОЛЬКЛОРА. МИФ И
СОВРЕМЕННОСТЬ.
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры
Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность
канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы
Карнака и ЛУКСОРА. СТУПА В САНЧИ, ХРАМ КАНДАРЬЯ МАХАДЕВА В
КХАДЖУРАХО - МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ОТРАЖЕНИЕ
МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАЙЯ И АЦТЕКОВ В АРХИТЕКТУРЕ И
РЕЛЬЕФЕ (ПАЛЕНКЕ, ТЕНОЧТИТЛАН).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя.
Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме
(Пергамский алтарь). Символы римского величия: РИМСКИЙ ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ,
Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский
крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская
школа). КОСМИЧЕСКАЯ, ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ, ВРЕМЕННАЯ СИМВОЛИКА
ХРАМА. Икона и иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев). Ансамбль московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.
Готический собор - как образ мира. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ РАЯ В КОМПЛЕКСЕ РЕГИСТАНА (ДРЕВНИЙ
САМАРКАНД).
ВОПЛОЩЕНИЕ
МИФОЛОГИЧЕСКИХ
И
РЕЛИГИОЗНОНРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КИТАЯ В ХРАМЕ НЕБА В ПЕКИНЕ.
ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ ЯПОНИИ.
МОНОДИЧЕСКИЙ СКЛАД СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ОБРАЗЫ
ДРЕВНЕГО
МИРА,
АНТИЧНОСТИ
И
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ.
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение
идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Микеланджело, ТИЦИАН). СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: ГЕНТСКИЙ
АЛТАРЬ Я. ВАН ЭЙКА; МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ А. ДЮРЕРА, КОМПЛЕКС
ФОНТЕНБЛО. РОЛЬ ПОЛИФОНИИ В РАЗВИТИИ СВЕТСКИХ И КУЛЬТОВЫХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная
художественная ценность идей Возрождения.
Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве
Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху Барокко. Архитектурные ансамбли
Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.Б. Растрелли); живопись (П.П.
Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонногармонического стиля в опере Барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.С. Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли ПАРИЖА, Версаля, Петербурга). От
классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.Л. ДАВИД, К.П. Брюллов, А.А.
ИВАНОВ). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в
произведениях мастеров Венской классической школы (В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. ШУБЕРТ, Р. Вагнер).
Романтизм в живописи (ПРЕРАФАЭЛИТЫ, Ф. Гойя, Э. ДЕЛАКРУА, О. Кипренский).
Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. КУРБЕ, О. Домье, художникипередвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине
XIX в. (П.И. Чайковский).
3

Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи
конца XIX в: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. СЕЗАНН, П.
ГОГЕН). Модерн в архитектуре (В. ОРТА, А. Гауди, В.И. ШЕХТЕЛЬ). Символ и миф в
живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма
в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С.
Дали). Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Ш.Э. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Ф.Л. Райт, О. НИМЕЙЕР).
Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. НемировичДанченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в.
(С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). СИНТЕЗ ИСКУССТВ - ОСОБЕННАЯ
ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ XX В.: КИНЕМАТОГРАФ (С.М. ЭЙЗЕНШТЕЙН, Ф. ФЕЛЛИНИ),
ВИДЫ И ЖАНРЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ДИЗАЙН, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И
АНИМАЦИЯ, МЮЗИКЛ (Э.Л. УЭББЕР). РОК-МУЗЫКА (БИТТЛЗ, ПИНК ФЛОЙД);
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА (Ж.М. ЖАРР). МАССОВОЕ ИСКУССТВО.
Культурные традиции родного края.
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
10
1
34
34
11
1
34
33
4.
10 класс
Содержание (раздел, темы уроков)
Кол-во час.

І.
1

2-3

4
5

Художественная культура первобытного мира

1 час.

Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в 1
культуре. Древние образы и символы. ПЕРВОБЫТНАЯ
МАГИЯ. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения,
пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения
и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и
Стоунхенджа.
Символика
геометрического
орнамента.
АРХАИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ФОЛЬКЛОРА.
МИФ
И
СОВРЕМЕННОСТЬ.
ІІ. Художественная культура Древнего мира
10 час.
Художественная культура Древнего мира. Гигантизм и 2
неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве
Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и
ЛУКСОРА.
Особенности художественной культуры Месопотамии:
1
аскетизм и красочность ансамблей Вавилона.
ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1
МАЙЯ И АЦТЕКОВ В АРХИТЕКТУРЕ И РЕЛЬЕФЕ
(ПАЛЕНКЕ, ТЕНОЧТИТЛАН).
4

6-7
8
9
10-11

СТУПА В САНЧИ, ХРАМ КАНДАРЬЯ МАХАДЕВА В 2
КХАДЖУРАХО - МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ДРЕВНЕЙ
ИНДИИ.
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского
1
Акрополя.
Слияние восточных и античных традиций в эллинизме
1
(Пергамский алтарь). Символы римского величия: РИМСКИЙ
ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ, Пантеон.
Театрализованное действо.
2
ІІІ Художественная культура Средних веков

14 час.

12

Художественная культура Средних веков. София
Константинопольская - воплощение идеала божественного
мироздания в восточном христианстве.

1

13-14

Древнерусский крестово-купольный храм (киевская,
владимиро-суздальская, новгородская, московская школа).
КОСМИЧЕСКАЯ, ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ, ВРЕМЕННАЯ
СИМВОЛИКА ХРАМА.

2

15-17

Икона и иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев). Ансамбль
московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни
романской эпохи. Готический собор - как образ мира.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

3

18-19

2

20-21

МОНОДИЧЕСКИЙ СКЛАД СРЕДНЕВЕКОВОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ОБРАЗЫ ДРЕВНЕГО МИРА, АНТИЧНОСТИ И
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ.

2

22-23

ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНОНРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КИТАЯ В ХРАМЕ
НЕБА В ПЕКИНЕ.

2

24

ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ
ЯПОНИИ

1

25

МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ РАЯ В КОМПЛЕКСЕ
РЕГИСТАНА (ДРЕВНИЙ САМАРКАНД)

1

ІV. Художественная культура Ренессанса

9 час.

26

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. 1
Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

27-28

Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело, ТИЦИАН).
5

2

29

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ Я. ВАН
ЭЙКА; МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ А. ДЮРЕРА.
КОМПЛЕКС ФОНТЕНБЛО.

1

30-34

РОЛЬ ПОЛИФОНИИ В РАЗВИТИИ СВЕТСКИХ И
КУЛЬТОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ. Театр У.
Шекспира. Историческое значение и вневременная
художественная ценность идей Возрождения.

5

Итого: 34 час.
11 класс
Содержание (раздел, темы уроков)

І. Художественная культура Нового времени

Кол-во
часов
13 час.

1

Стили и направления в искусстве Нового времени.

2

2-5

Изменение мировосприятия в эпоху Барокко. Архитектурные
ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.Б.
Растрелли); живопись (П.П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи
(Рембрандт ван Рейн).

4

6-10

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли ПАРИЖА, Версаля,
Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен,
Ж.Л. ДАВИД, К.П. Брюллов, А.А. ИВАНОВ).

5

11

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере Барокко.
Высший расцвет свободной полифонии (И.С. Бах). Формирование
классических жанров и принципов симфонизма в произведениях
мастеров Венской классической школы (В.А. Моцарт, Л. ван
Бетховен).
Театральное искусство XVII – XVIII в.в.

1

12-13

ІІ. Художественная культура конца XIX - XX вв.

2

20 час.

14

Романтизм в живописи (ПРЕРАФАЭЛИТЫ, Ф. Гойя, Э.
ДЕЛАКРУА, О. Кипренский).

1

15-16

Социальная тематика в живописи реализма (Г. КУРБЕ, О. Домье,
художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков).

2

17

Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм
(К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. СЕЗАНН, П. ГОГЕН).

1

18-19

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. ШУБЕРТ, Р.
Вагнер). Зарождение русской классической музыкальной школы
(М.И. Глинка).

2

6

22

Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.
Чайковский).
Символ и миф в живописи (М.А. Врубель)

1

23

Модерн в архитектуре (В. ОРТА, А. Гауди, В.И. ШЕХТЕЛЬ).

1

24

Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Ш.Э. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Ф.Л. Райт,
О. НИМЕЙЕР).

1

25-26

Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм
(П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С.
Дали).

2

27-28

Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев,
Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке, А.Н. Скрябин). МЮЗИКЛ (Э.Л.
УЭББЕР). РОК-МУЗЫКА (БИТТЛЗ, ПИНК ФЛОЙД);
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА (Ж.М. ЖАРР). МАССОВОЕ
ИСКУССТВО.
Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.
Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б.
Брехта.

2

30-31

СИНТЕЗ ИСКУССТВ - ОСОБЕННАЯ ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ XX В.:
КИНЕМАТОГРАФ (С.М. ЭЙЗЕНШТЕЙН, Ф. ФЕЛЛИНИ),

2

32

ВИДЫ И ЖАНРЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ДИЗАЙН, КОМПЬЮТЕРНАЯ
ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ,

1

33

Культурные традиции родного края.

1

20-21

29

Итого:

34 час.

7

2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».