Оглавление 1. Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 4 3. Тематическое планирование ........................................................................................................... 5 2 1. Содержание учебного предмета 10 КЛАСС Педагогические классы. Искусство самоопределения Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках. Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом учащихся, другими учебными материалами? Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего. Психология в жизни каждого из нас Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее психологии и ее перспективы. Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия. Развитие личностного потенциала человека Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений. Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность. Учимся учиться самостоятельно От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы. 11 КЛАСС Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства. Универсальные компетенции для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров. Проектирование своей истории успеха Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка 3 достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого. Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика. Практическая психология на каждый день Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Институциональная основа современных психологических и педагогических практик Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» учащиеся будут знать: специфику педагогической профессии, какие личностные качества профессионально значимы для учителя; основные требования к профессиональной педагогической деятельности; ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса; методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций; о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия. Будут уметь: проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии; работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских; самостоятельно работать с информацией. Будут иметь опыт: организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности; Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии. Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает: удовлетворение индивидуальных запросов учащихся; развитие личности учащихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения учащихся. Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют: развитию личности учащихся средствами педагогики и психологии: развитию их 4 общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок; развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; обеспечению профессиональной ориентации учащихся. 3. Тематическое планирование Класс Количество Количество часов в год часов в неделю Обязательная Часть, часть формируемая участниками образовательных отношений 10 1 34 11 2 68 Итого 34 68 10 класс Модуль Краткое содержание Колво Характеристика основных видов деятельности обучающихся часов Педагоги ческие классы. Искусств о самоопре деления Кому и зачем нужна педагогик а? Педагоги ка как часть культуры Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках? Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль для обучения и карьеры.? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом учебников, другими учебными материалами? 4 Педагогика в динамике и развитии. Педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историкокультурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и 15 5 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. человечес тва Промежуточный контроль ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего Психолог ия в жизни каждого из нас Для чего нужна психология? 5 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека. Будущее психологии и ее перспектив Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Человек как уникальн ая личность в социальн ом взаимоде йствии Развитие личностн ого потенциа ла человека Как мы учимся? Искусств о эффектив Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия 5 Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений 5 Умение решать задачи. 5 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с проблемным вопросом. Чтение и письмо. Сочинение-рассуждение. Эффективная обратная связь и самооценка. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. 6 ного познания. Человек как субъект деятельно сти Проектная деятельность. Решение учебных задач. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Учимся От «Матетики» Коменского к учиться внутрифирменному обучению. самостоят Учимся друг у друга, учимся ельно вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. 5 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссии. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы Выполнение итогового контроля. Итоговый контроль (проект) Всего 34 11 класс Модуль Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщест ва Колво Краткое содержание Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся 8 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль 7 Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства 10 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Универса льные компетен ции для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров 10 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Проектир ование своей истории успеха Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого 10 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Где и как работают педагоги? Педагоги ка в современ ном обществе Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика 10 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль 8 Практиче ская психолог ия на каждый день 10 Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Институц иональна я основа современ ных психолог ических и педагогич еских практик Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования (Конституция, Закон, Стандарт). Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии 10 Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Итоговый контроль (проект) Всего 68 *ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 9