Оглавление 1. 2. 3. 4. Пояснительная записка Результаты освоения курса внеурочной деятельности Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Тематическое планирование 2 3 5 7 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия мои горизонты» составлена на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской' Федерации», Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370, Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее - ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371, Методических рекомендаций по реализации проекта «Россия мои горизонты» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05), Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05). В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Россия мои горизонты» (далее - проект). В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленного ФГОС ООО внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том 2 числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению. Программа обеспечивает информированность учащихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями. В целях обеспечения реализации Программы создаются условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации учащихся. Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать, в том числе информационное сопровождение проектирования учащимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения. 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты Гражданское воспитание: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Патриотическое воспитание: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины - России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. Эстетическое воспитание: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; - стремление к творческому самовыражению в любой профессии; - стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 3 - осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудовое воспитание: - осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; - готовность адаптироваться в профессиональной среде; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуального образовательно-профессионального маршрута и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба; - осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Понимание ценности научного познания: - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. Метапредметные результаты Овладению универсальными познавательными действиями: - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); - с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной з адачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, 4 версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе. Овладению универсальными коммуникативными действиями: - воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - делать выбор и брать ответственность за решение; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.. 3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Моя Россия - мои горизонты. Россия - страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей. Открой свое будущее. Познаю себя. Россия аграрная: растениеводство, садоводство. Россия индустриальная: атомная промышленность. Практико-ориентированное занятие. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание. Россия здоровая: биотехнологии, экология. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана. Практико-ориентированное занятие. Россия комфортная: транспорт. Россия здоровая: медицина и фармация. Россия деловая: предпринимательство. Россия комфортная: энергетика. Практико-ориентированное занятие. Проектное занятие. 5 Мое будущее. Россия индустриальная: добыча и переработка. Россия индустриальная: легкая промышленность. Россия умная: наука и образование. Практико-ориентированное занятие Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс. Практико-ориентированное занятие. Россия умная: программирование и телекоммуникации. Россия комфортная: строительство и архитектура. Практико-ориентированное занятие. Россия социальная: сервис и туризм. Россия креативная: искусство и дизайн. Практикоориентированное занятие. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона. Практико-ориентированное занятие Рефлексивное занятие Формы организации: беседы, дискуссии, совместные поиски решений, групповая работа, парная работа, мини-конференции, мини-проекты, исследования в рамках внеурочной деятельности. 6 № п/п 4. Тематическое планирование 6–9 классы (1 час в неделю) Тема, раздел курса Форма Кол-во чапроведесов ЭОР ния занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия - мои горизонты, мои достижения» (1 час) Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1 час) Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час) Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час) Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность (1 час) Тема 6. Практикоориентированное занятие (1 час) Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание (1 час) 8. Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология (1 час) 9. Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана (1 час) 10. Тема 10. Практикоориентированное занятие (1 час) 7. 11. Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час) 12. Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час) 13. Тема 13. Россия деловая: предпринимательство (1 час) 14. Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час) 15. Тема 15. Практикоориентированное занятие (1 час) 16. Тема 16. Проектное занятие (1 час) 17. Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» Установочное 1 https://bvbinfo.ru/ Тематическое профориентационное 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ Отраслевое Отраслевое 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ Практикоориентирован ное Отраслевое Отраслевое Отраслевое 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ Отраслевое Практикоориентирован ное Проектное Профориента ционное 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ https://bvbinfo.ru/ Установочное Отраслевое Практикоориентирован ное Отраслевое 7 18. 19. 20. 21. (1 час) Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка (1 час) Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час) Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час) Тема 21. Практикоориентированное занятие (1 час) 22. Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение (1 час) 23. Тема 23. Россия безопасная: военнопромышленный комплекс (1 час) 24. Тема 24. Практикоориентированное занятие (1 час) Отраслевое Отраслевое Отраслевое Практикоориентирован ное Отраслевое Отраслевое Практикоориентирован ное Тема 25. Россия умная: программироваОтрасле25. ние и телекоммуникации (1 час) вое Тема 26. Россия комфортная: строительОтрасле26. ство и архитектура (1 час) вое Практико27. Тема 27. Практикоориентированное занятие (1 час) ориентирован ное 28. Тема 28. Россия социальная: сервис и ту- Отраслеризм (1 час) вое 29. Тема 29. Россия креативная: искусство и Отраследизайн (1 час) вое Практико30. Тема 30. Практикоориентированное занятие (1 час) ориентирован ное Тема 31. Россия аграрная: животноводОтрасле31. ство, селекция и генетика (1 час) вое Отрасле32. Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1 час) вое Практико33. Тема 33. Практикоориентированное занятие (1 час) ориентирован ное Рефлек34. Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час) сивное 8 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/