Программа внеурочной деятельности (Россия мои горизонты)

Оглавление
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование

2
3
5
7

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия мои горизонты» составлена
на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской' Федерации»,
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,
Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП
ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 370,
Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее - ФОП
СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 371,
Методических рекомендаций по реализации проекта «Россия мои горизонты» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. №
ДГ-808/05),
Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05).
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним
из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое
реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Россия мои горизонты» (далее - проект).
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 июля
2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленного ФГОС ООО внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том
2

числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской
Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего
и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного
подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.
Программа обеспечивает информированность учащихся об особенностях различных сфер
профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями.
В целях обеспечения реализации Программы создаются условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей
и интересов, самореализации учащихся.
Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать, в том числе информационное сопровождение проектирования учащимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданское воспитание:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества.
Патриотическое воспитание:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Духовно-нравственное воспитание:
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности.
Эстетическое воспитание:
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.
Трудовое воспитание:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
3

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества.
Ценности научного познания:
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты
Овладению универсальными познавательными действиями:
- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы.план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
4

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
- оценивать приобретенный опыт.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Моя Россия - мои горизонты.
Россия - страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда как условие его
эффективности. Разнообразие отраслей.
Открой свое будущее. Познаю себя. Россия аграрная: растениеводство, садоводство.
Россия индустриальная: атомная промышленность. Практико-ориентированное занятие.
Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание. Россия здоровая: био-технологии, экология. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасе-ния,
охрана. Практико-ориентированное занятие.
Россия комфортная: транспорт. Россия здоровая: медицина и фармация. Россия деловая:
предпринимательство. Россия комфортная: энергетика. Практико-ориентированное занятие.
Проектное занятие.
Мое будущее. Россия индустриальная: добыча и переработка. Россия индустриальная:
легкая промышленность. Россия умная: наука и образование. Практико-ориентированное занятие
Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение. Россия безопас-ная:
военно-промышленный комплекс. Практико-ориентированное занятие.
Россия умная: программирование и телекоммуникации. Россия комфортная: строительство и архитектура. Практико-ориентированное занятие.
Россия социальная: сервис и туризм. Россия креативная: искусство и дизайн. Практикоориентированное занятие.
Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика. Россия безопасная: вооружен-ные
силы, гражданская оборона. Практико-ориентированное занятие
Рефлексивное занятиеФормы организации: беседы, дискуссии, совместные поиски решений, групповая работа, парная работа, мини-конференции, мини-проекты, исследования в
рамках внеурочной деятельности.

5

№
п/п

4. Тематическое планирование
10–11 классы (1 час в неделю)
Тема, раздел курса
Форма
Кол-во чапроведесов

ЭОР

ния занятия

1.

2.

3.
4.
5.
6.

Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия - мои горизонты, мои достижения»
(1 час)
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1
час)
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час)
Тема 5. Россия индустриальная: атомная
промышленность (1 час)
Тема 6. Практикоориентированное занятие (1 час)

Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание
(1 час)
8. Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии,
экология (1 час)
9. Тема 9. Россия безопасная: полиция,
противопожарная служба, служба спасения, охрана (1 час)
10. Тема 10. Практикоориентированное занятие (1 час)
7.

11. Тема 11. Россия комфортная: транспорт
(1 час)
12. Тема 12. Россия здоровая: медицина и
фармация (1 час)
13. Тема 13. Россия деловая: предпринимательство (1 час)

14. Тема 14. Россия комфортная: энергетика
(1 час)
15. Тема 15. Практикоориентированное занятие (1 час)
16. Тема 16. Проектное занятие (1 час)
17. Тема 17.
Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»

Установочное

1

https://bvbinfo.ru/

Тематическое профориентационное

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

Отраслевое
Отраслевое

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

Практикоориентирован ное
Отраслевое
Отраслевое
Отраслевое

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

Отраслевое
Практикоориентирован ное
Проектное
Профориента ционное

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1
1

https://bvbinfo.ru/
https://bvbinfo.ru/

Установочное
Отраслевое
Практикоориентирован ное
Отраслевое

6

18.
19.
20.
21.

(1 час)
Тема 18. Россия индустриальная: добыча
и переработка (1 час)
Тема 19. Россия индустриальная: легкая
промышленность (1 час)
Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час)
Тема 21. Практикоориентированное занятие (1 час)

22. Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение
(1 час)
23. Тема 23. Россия безопасная: военнопромышленный комплекс (1 час)
24. Тема 24. Практикоориентированное занятие (1 час)

Отраслевое
Отраслевое
Отраслевое
Практикоориентирован ное
Отраслевое

Отраслевое
Практикоориентирован ное
Тема
25.
Россия
умная:
программироваОтрасле25.
ние и телекоммуникации (1 час)
вое
Тема
26.
Россия
комфортная:
строительОтрасле26.
ство и архитектура (1 час)
вое
Практико27. Тема 27. Практикоориентированное занятие (1 час)
ориентирован ное
28. Тема 28. Россия социальная: сервис и ту- Отраслеризм (1 час)
вое
29. Тема 29. Россия креативная: искусство и Отраследизайн (1 час)
вое
Практико30. Тема 30. Практикоориентированное занятие (1 час)
ориентирован ное
Тема
31.
Россия
аграрная:
животноводОтрасле31.
ство, селекция и генетика (1 час)
вое
Отрасле32. Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1 час)
вое
Практико33. Тема 33. Практикоориентированное занятие (1 час)
ориентирован ное
Рефлек34. Тема 34.
Рефлексивное занятие (1 час)
сивное

7

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/

1

https://bvbinfo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».