Изменения в основную общеобразовательную программу среднего общего образования с 1 сентября 2024 года

4) сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и
общем устройстве стрелкового оружия;
5) овладение основными положениями Устава внутренней службы
Вооруженных Сил Российской Федерации и умение их применять при
выполнении обязанностей воинской службы;
6) сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, понятиях "опасность", "безопасность", "риск", знание
универсальных правил безопасного поведения, готовность применять их на
практике, используя освоенные знания и умения, освоение основ
проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом
природных, техногенных и социальных рисков;
7) знание правил дорожного движения, пожарной безопасности,
безопасного поведения в быту, транспорте, в общественных местах, на
природе и умение их применять;
8) сформированность представлений о порядке действий при
возникновении чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в общественных
местах, на природе; умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные
факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасных и
чрезвычайных ситуациях, с учетом реальных условий и возможностей;
9) освоение основ медицинских знаний; умение оказывать первую
помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных
кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути,
травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового
образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
10) сформированность представлений о правилах безопасного
поведения в социуме, овладение знаниями об опасных проявлениях
конфликтов, манипулятивном поведении, умения распознавать опасные
проявления и формирование готовности им противодействовать;
11) сформированность представлений об информационных и
компьютерных угрозах, опасных явлениях в сети Интернет, знаний о правилах
безопасного поведения в информационном пространстве и готовность
применять их на практике;
12) освоение знаний об основах общественно-государственной системы
противодействия
экстремизму
и
терроризму;
сформированность
представлений об опасности вовлечения в деструктивную, экстремистскую и
террористическую деятельность, умение распознавать опасности вовлечения;
знания правил безопасного поведения при угрозе или совершении
террористического акта;
13) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
14) понимание роли государства в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным

вызовам
современности:
терроризму,
распространению наркотических средств.».

экстремизму,

незаконному

2. Пункт 2.2.2.2 подраздела 2.2 изложить в следующей редакции:
«2.2.2.2 Литература (базовый и углубленный уровни)
Базовый уровень:
10
КЛАСС
Основные этапы литературного процесса от древнерусской
литературы до литературы первой половины XIX века: обобщающее
повторение ("Слово о полку Игореве"; стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р.
Державина; комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль"; стихотворения и баллады
В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"; произведения А.С.
Пушкина (стихотворения, романы "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка");
произведения М.Ю. Лермонтова (стихотворения, роман "Герой нашего
времени"); произведения Н.В. Гоголя (комедия "Ревизор", поэма "Мертвые
души").
Литература второй половины XIX века.
А.Н. Островский. Драма "Гроза".
И.А. Гончаров. Роман "Обломов".
И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети".
Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Silentium!", "Не то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О,
как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К.Б." ("Я
встретил вас - и все былое...") и другие.
Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Тройка", "Я не люблю иронии твоей...", "Вчерашний день, часу в шестом...",
"Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай
нам говорит изменчивая мода...") и другие. Поэма "Кому на Руси жить
хорошо".
А.А. Фет. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например, "Одним
толчком согнать ладью живую...", "Еще майская ночь", "Вечер", "Это утро,
радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали..." и другие.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника "История одного города" (не
менее двух глав по выбору). Например, главы "О корени происхождения
глуповцев", "Опись градоначальникам", "Органчик", "Подтверждение
покаяния" и другие.
Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание".
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея "Война и мир".
Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по
выбору). Например, "Очарованный странник", "Однодум" и другие.
А.П. Чехов. Рассказы (не менее трех по выбору). Например, "Студент",
"Ионыч", "Дама с собачкой", "Человек в футляре" и другие. Пьеса "Вишневый
сад".
Литературная критика второй половины XIX века.

Статьи Н.А. Добролюбова "Луч света в темном царстве", "Что такое
обломовщина?", Д.И. Писарева "Базаров" и других (не менее двух статей по
выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением).
Литература народов России.
Стихотворения (одно по выбору). Например, Г. Тукая, К. Хетагурова и
других.
Зарубежная литература.
Зарубежная проза второй половины XIX века (одно произведение по
выбору). Например, произведения Ч. Диккенса "Дэвид Копперфилд",
"Большие надежды"; Г. Флобера "Мадам Бовари" и другие.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух
стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А.
Рембо, Ш. Бодлера и другие.
Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее
одного произведения по выбору). Например, пьеса Г. Ибсена "Кукольный дом"
и другие.
11 КЛАСС
Литература конца XIX - начала XX века.
А.И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору).
Например, "Гранатовый браслет", "Олеся" и другие.
Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору).
Например, "Иуда Искариот", "Большой шлем" и другие.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, "Старуха
Изергиль", "Макар Чудра", "Коновалов" и другие. Пьеса "На дне".
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений
одного поэта по выбору). Например, стихотворения К.Д. Бальмонта, М.А.
Волошина, Н.С. Гумилева и другие.
Литература XX века.
И.А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, "Антоновские
яблоки", "Чистый понедельник", "Господин из Сан-Франциско" и другие.
А.А. Блок. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "Река раскинулась.
Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной
дороге", "О доблестях, о подвигах, о славе...", "О, весна, без конца и без
краю...", "О, я хочу безумно жить..." и другие. Поэма "Двенадцать".
В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее трех по выбору).
Например, "А вы могли бы?", "Нате!", "Послушайте!", "Лиличка!",
"Юбилейное", "Прозаседавшиеся", "Письмо Татьяне Яковлевой" и другие.
Поэма "Облако в штанах".
С.А. Есенин. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например, "Гой
ты, Русь, моя родная...", "Письмо матери", "Собаке Качалова", "Спит ковыль.
Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не
плачу...", "Я последний поэт деревни...", "Русь Советская", "Низкий дом с
голубыми ставнями..." и другие.
О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трех по выбору).

Например, "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть
грядущих веков...", "Ленинград", "Мы живем, под собою не чуя страны..." и
другие.
М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Моим стихам, написанным так рано...", "Кто создан из камня, кто создан из
глины...", "Идешь, на меня похожий...", "Мне нравится, что вы больны не
мной...", "Тоска по родине! Давно...", "Книги в красном переплете",
"Бабушке", "Красною кистью..." (из цикла "Стихи о Москве") и другие.
А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Смуглый
отрок бродил по аллеям...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Не с теми я,
кто бросил землю...", "Мужество", "Приморский сонет", "Родная земля" и
другие. Поэма "Реквием".
Н.А. Островский. Роман "Как закалялась сталь" (избранные главы).
М.А. Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон" (избранные главы).
М.А. Булгаков. Романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (один
роман по выбору).
А.П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору).
Например, "В прекрасном и яростном мире", "Котлован", "Возвращение" и
другие.
А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трех по выбору).
Например, "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери" ("В
краю, куда их вывезли гуртом..."), "Я знаю, никакой моей вины...", "Дробится
рваный цоколь монумента..." и другие.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не
менее чем двух писателей по выбору). Например, В.П. Астафьев "Пастух и
пастушка"; Ю.В. Бондарев "Горячий снег"; В.В. Быков "Обелиск", "Сотников",
"Альпийская баллада"; Б.Л. Васильев "А зори здесь тихие", "В списках не
значился", "Завтра была война"; К.Д. Воробьев "Убиты под Москвой", "Это
мы, Господи!"; В.Л. Кондратьев "Сашка"; В.П. Некрасов "В окопах
Сталинграда"; Е.И. Носов "Красное вино победы", "Шопен, соната номер два",
С.С. Смирнов "Брестская крепость" и другие.
А.А. Фадеев "Молодая гвардия".
В.О. Богомолов "В августе сорок четвертого".
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному
стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю.В.
Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С.
Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и других.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно
произведение по выбору). Например, В.С. Розов "Вечно живые" и другие.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне
хочется дойти...", "Снег идет", "Любить иных - тяжелый крест...", "Быть
знаменитым некрасиво...", "Ночь", "Гамлет", "Зимняя ночь" и другие.
А.И. Солженицын. Произведения "Один день Ивана Денисовича",

"Архипелаг ГУЛАГ" (фрагменты книги по выбору, например, глава "Поэзия
под плитой, правда под камнем" и другие).
В.М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например,
"Срезал", "Обида", "Микроскоп", "Мастер", "Крепкий мужик", "Сапожки" и
другие.
В.Г. Распутин. Рассказы и повести (одно произведение по выбору).
Например, "Живи и помни", "Прощание с Матерой" и другие.
Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Звезда полей", "Тихая моя родина!..", "В горнице моей светло...", "Привет,
Россия...", "Русский огонек", "Я буду скакать по холмам задремавшей
отчизны..." и другие.
И.А. Бродский. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"На смерть Жукова", "Осенний крик ястреба", "Пилигримы", "Стансы" ("Ни
страны, ни погоста..."), "На столетие Анны Ахматовой", "Рождественский
романс", "Я входил вместо дикого зверя в клетку..." и другие.
Литература второй половины XX - начала XXI вв.
Проза второй половины XX - начала XXI века. Рассказы, повести,
романы (по одному произведению не менее чем двух прозаиков по выбору).
Например, Ф.А. Абрамов (повесть "Пелагея"); Ч.Т. Айтматов (повесть "Белый
пароход"); В.П. Астафьев (повествование в рассказах "Царь-рыба"
(фрагменты); В.И. Белов (рассказы "На родине", "Бобришный угор"); Ф.А.
Искандер (роман в рассказах "Сандро из Чегема" (фрагменты)); Ю.П. Казаков
(рассказы "Северный дневник", "Поморка"; Захар Прилепин (рассказы из
сборника "Собаки и другие люди"); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть "Пикник
на обочине" и другие); Ю.В. Трифонов (повести "Обмен", "Другая жизнь",
"Дом на набережной" и другие) и другие.
Поэзия второй половины XX - начала XXI века. Стихотворения по
одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Б.А.
Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А.
Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш.
Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.
Драматургия второй половины XX - начала XXI века. Пьесы
(произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов
"Иркутская история"; А.В. Вампилов "Старший сын" и другие.
Литература народов России.
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по
выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу "Хранитель огня"; повесть Ю.
Шесталова "Синий ветер каслания" и другие; стихотворения Г. Айги, Р.
Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и других.
Зарубежная литература.
Зарубежная проза XX века (одно произведение по выбору). Например,
произведения Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"; Э.М. Ремарка "Три
товарища"; Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи"; Г. Уэллса "Машина
времени"; Э. Хемингуэя "Старик и море" и других.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из

поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т.С. Элиота и
другие.
A.
Зарубежная драматургия XX века (одно произведение по
выбору). Например, пьесы Б. Брехта "Мамаша Кураж и ее дети"; М.
Метерлинка "Синяя птица"; О. Уайльда "Идеальный муж"; Т. Уильямса
"Трамвай "Желание"; Б. Шоу "Пигмалион" и других.
Углубленный уровень:
10 КЛАСС

Основные этапы литературного процесса от древнерусской
литературы до литературы первой половины XIX века: обобщающее
повторение ("Слово о полку Игореве"; стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р.
Державина; комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль"; стихотворения и баллады
В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"; произведения А.С.
Пушкина (стихотворения, романы "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка");
произведения М.Ю. Лермонтова (стихотворения, роман "Герой нашего
времени"); произведения Н.В. Гоголя (комедия "Ревизор", поэма "Мертвые
души").
Литература второй половины XIX века.
А.Н. Островский. Драма "Гроза". Пьесы "Бесприданница", "Свои люди
- сочтемся" и другие (одно произведение по выбору).
И.А. Гончаров. Роман "Обломов". Романы и очерки (одно произведение
по выбору). Например, "Обыкновенная история", очерки из книги "Фрегат
"Паллада" и другие.
И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети". Повести и романы (одно
произведение по выбору). Например, "Первая любовь", "Вешние воды",
"Рудин", "Дворянское гнездо" и другие. Статья "Гамлет и Дон Кихот".
Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Silentium!", "Не то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О,
как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я
встретил вас - и все былое..."), "Певучесть есть в морских волнах...", "Природа
- сфинкс. И тем она верней...", "Эти бедные селенья...", "О вещая душа моя!..",
"День и ночь" и другие.
Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Тройка", "Я не люблю иронии твоей...", "Вчерашний день, часу в шестом...",
"Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай
нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", "Блажен
незлобивый поэт...", "Памяти Добролюбова", "Пророк" и другие. Поэма "Кому
на Руси жить хорошо".
А.А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, "Одним
толчком согнать ладью живую...", "Еще майская ночь", "Вечер", "Это утро,
радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали...", "Я тебе ничего не скажу...", "Заря прощается с землею...", "На заре
ты ее не буди...", "Как беден наш язык! Хочу и не могу...", "На стоге сена ночью
южной..." и другие.
А.К. Толстой. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,

"Средь шумного бала, случайно...", "Колокольчики мои...", "Меня, во мраке и
в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный..." и другие.
Н.Г. Чернышевский. Роман "Что делать?" (главы по выбору). Статьи
"Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы
графа Л.Н. Толстого", "Русский человек на rendez-vous. Размышления по
прочтении повести г. Тургенева "Ася".
Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Повести и
романы (одно произведение по выбору). Например, "Неточка Незванова",
"Сон смешного человека", "Идиот", "Подросток" и другие.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея "Война и мир". Рассказы, повести и романы
(одно произведение по выбору). Например, рассказы из цикла
"Севастопольские рассказы", "Смерть Ивана Ильича", "Анна Каренина" и
другие.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника "История одного города" (не
менее четырех глав по выбору). Например, главы "О корени происхождения
глуповцев", "Опись градоначальникам", "Органчик", "Подтверждение
покаяния" и другие. Сказки (не менее трех по выбору). Например, "Пропала
совесть", "Медведь на воеводстве", "Карась-идеалист", "Коняга" и другие.
Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее двух произведений по
выбору). Например, "Очарованный странник", "Однодум", "Тупейный
художник", "Леди Макбет Мценского уезда" и другие.
А.П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, "Студент",
"Ионыч", "Дама с собачкой", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви",
"Попрыгунья", "Душечка", "Дом с мезонином" и другие. Комедия "Вишневый
сад". Пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры" (одно произведение по
выбору).
Литературная критика второй половины XIX века.
Статьи Н.А. Добролюбова "Луч света в темном царстве", "Что такое
обломовщина?", Д.И. Писарева "Базаров", "Мотивы русской драмы", А.В.
Дружинина "Обломов". Роман И.А. Гончарова", А.А. Григорьева "После
"Грозы" Островского", Н.Н. Страхова "Сочинения гр. Л.Н. Толстого" и другие
(не менее трех статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным
произведением).
Литература народов России.
Стихотворения и поэмы (одно произведение по выбору). Например,
стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма "Фатима" К. Хетагурова и
другие).
Зарубежная литература.
Зарубежная проза второй половины XIX века (одно произведение по
выбору). Например, произведения Ч. Диккенса "Дэвид Копперфилд",
"Большие надежды", Г. Флобера "Мадам Бовари", Э. Золя "Творчество", Г. Де
Мопассана "Милый друг" и другие.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух
стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А.
Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна и другие.

Зарубежная драматургия второй половины XIX века (одно произведение
по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана "Перед восходом солнца",
"Одинокие", Г. Ибсена "Кукольный дом", "Пер Гюнт" и другие.
11 КЛАСС
Литература конца XIX - начала XX века.
А.И. Куприн. Рассказы и повести (два произведения по выбору).
Например, "Гранатовый браслет", "Олеся", "Поединок" и другие.
Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (два произведения по выбору).
Например, "Иуда Искариот", "Большой шлем", "Рассказ о семи повешенных"
и другие.
М. Горький. Рассказы, повести, романы (два произведения по выбору).
Например, "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Коновалов", "Фома Гордеев"
и другие. Пьеса "На дне".
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трех стихотворений
двух поэтов по выбору). Например, стихотворения И.Ф. Анненского, К.Д.
Бальмонта, А. Белого, В.Л. Брюсова, М.А. Волошина, И. Северянина, В.С.
Соловьева, Ф.К. Сологуба, В.В. Хлебникова и другие.
Литература XX века.
И.А. Бунин. Стихотворения (не менее двух по выбору). Например,
"Аленушка", "Вечер", "Дурман", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья...", "У
птицы есть гнездо, у зверя есть нора..." и другие. Рассказы (три по выбору).
Например, "Антоновские яблоки", "Чистый понедельник", "Господин из СанФранциско", "Темные аллеи", "Легкое дыхание", "Солнечный удар" и другие.
Книга очерков "Окаянные дни" (фрагменты).
А.А. Блок. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "Река раскинулась.
Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной
дороге", "О доблестях, о подвигах, о славе...", "О, весна, без конца и без
краю...", "О, я хочу безумно жить...", "Девушка пела в церковном хоре...", "В
ресторане", "Вхожу я в темные храмы...", "Я - Гамлет. Холодеет кровь...",
"Фабрика", "Русь", "Когда вы стоите на моем пути...", "Она пришла с
мороза...", "Рожденные в года глухие...", "Пушкинскому Дому", "Скифы" и
другие. Поэма "Двенадцать".
Н.С. Гумилев. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Жираф", "Заблудившийся трамвай", "Капитаны", "Пятистопные ямбы",
"Слово", "Шестое чувство", "Андрей Рублев" и другие.
В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее пяти по выбору).
Например, "А вы могли бы?", "Нате!", "Послушайте!", "Лиличка!",
"Юбилейное", "Прозаседавшиеся", "Письмо Татьяне Яковлевой", "Скрипка и
немножко нервно", "Дешевая распродажа", "Левый марш", "Сергею Есенину",
"Товарищу Нетте, пароходу и человеку" и другие. Поэмы "Облако в штанах",
"Во весь голос. Первое вступление в поэму".
С.А. Есенин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, "Гой
ты, Русь, моя родная...", "Письмо матери", "Собаке Качалова", "Спит ковыль.
Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не

плачу...", "Я последний поэт деревни...", "Русь Советская", "Низкий дом с
голубыми ставнями...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Клен ты
мой опавший...", "Отговорила роща золотая...", "Мы теперь уходим
понемногу...", "О красном вечере задумалась дорога...", "Запели тесаные
дроги...", "Русь", "Пушкину", "Я иду долиной. На затылке кепи...", "До
свиданья, друг мой, до свиданья!.." и другие. Поэма "Черный человек".
О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее пяти по выбору).
Например, "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть
грядущих веков...", "Ленинград", "Мы живем, под собою не чуя страны...",
"Notre Dame", "Айя-София", "Невыразимая печаль...", "Золотистого меда
струя из бутылки текла...", "Я не слыхал рассказов Оссиана...", "Нет, никогда
ничей я не был современник...", "Я к губам подношу эту зелень..." и другие.
М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Моим стихам, написанным так рано...", "Кто создан из камня, кто создан из
глины...", "Идешь, на меня похожий...", "Мне нравится, что вы больны не
мной...", "Тоска по родине! Давно...", "Книги в красном переплете",
"Бабушке", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Генералам
двенадцатого года", "Уж сколько их упало в эту бездну...", "Расстояние:
версты, мили...", "Красною кистью...", "Семь холмов - как семь колоколов!.."
(из цикла "Стихи о Москве") и другие. Очерк "Мой Пушкин".
А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Смуглый
отрок бродил по аллеям...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Не с теми я,
кто бросил землю...", "Мужество", "Приморский сонет", "Родная земля",
"Сероглазый король", "Вечером", "Все мы бражники здесь, блудницы...", "Все
расхищено, предано, продано...", "Я научилась просто, мудро жить...",
"Заплаканная осень, как вдова...", "Перед весной бывают дни такие...", "Мне
ни к чему одические рати...", "Творчество", "Муза" ("Когда я ночью жду ее
прихода...") и другие. Поэма "Реквием".
Е.И. Замятин. Роман "Мы".
Н.А. Островский. Роман "Как закалялась сталь" (избранные главы).
М.А. Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон"(избранные главы).
В.В. Набоков. Рассказы, повести, романы (одно произведение по
выбору). Например, "Облако, озеро, башня", "Весна в Фиальте", "Машенька",
"Защита Лужина", "Дар" и другие.
М.А. Булгаков. Романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (один
роман по выбору). Рассказы, повести, пьесы (одно произведение по выбору).
Например, рассказы из книги "Записки юного врача", "Записки на манжетах",
"Дни Турбиных", "Бег" и другие.
А.П. Платонов. Рассказы и повести (два произведения по выбору).
Например, "В прекрасном и яростном мире", "Котлован", "Возвращение",
"Река Потудань", "Сокровенный человек" и другие.
А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трех по выбору).
Например, "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери" ("В
краю, куда их вывезли гуртом..."), "Я знаю, никакой моей вины...", "Дробится

рваный цоколь монумента...", "О сущем", "В тот день, когда окончилась
война...", "Я убит подо Ржевом", "Памяти Гагарина" и другие. Поэма "По
праву памяти".
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не
менее чем трех писателей по выбору). Например, В.П. Астафьев "Пастух и
пастушка", "Звездопад", Ю.В. Бондарев "Горячий снег", В.В. Быков
"Обелиск", "Сотников", "Альпийская баллада", Б.Л. Васильев "А зори здесь
тихие", "В списках не значился", "Завтра была война", "Летят мои кони", К.Д.
Воробьев "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!", В.Л. Кондратьев
"Сашка", В.П. Некрасов "В окопах Сталинграда", Е.И. Носов "Красное вино
победы", "Шопен, соната номер два", С.С. Смирнов "Брестская крепость" и
другие.
А.А. Фадеев "Молодая гвардия".
В.О. Богомолов "В августе сорок четвертого".
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному
стихотворению не менее чем трех поэтов по выбору). Например, Ю.В.
Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С.
Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и других.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно
произведение по выбору). Например, В.С. Розов "Вечно живые", К.М.
Симонов "Русские люди" и другие.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне
хочется дойти...", "Снег идет", "Любить иных - тяжелый крест...", "Быть
знаменитым некрасиво...", "Ночь", "Гамлет", "Зимняя ночь", "Единственные
дни", "О, знал бы я, что так бывает...", "Никого не будет в доме...", "Август" и
другие. Роман "Доктор Живаго" (избранные главы).
А.В. Вампилов. Пьесы (одна по выбору). Например, "Старший сын",
"Утиная охота" и другие.
А.И. Солженицын. Произведения "Один день Ивана Денисовича",
"Архипелаг ГУЛАГ" (фрагменты книги по выбору, например, глава "Поэзия
под плитой, правда под камнем"), произведения из цикла "Крохотки" (не менее
двух).
В.М. Шукшин. Рассказы и повести (не менее четырех произведений по
выбору). Например, "Срезал", "Обида", "Микроскоп", "Мастер", "Крепкий
мужик", "Сапожки", "Забуксовал", "Дядя Ермолай", "Шире шаг, маэстро!",
"Калина красная" и другие.
В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по
выбору). Например, "Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Женский
разговор" и другие.
Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Звезда полей", "Тихая моя родина!..", "В горнице моей светло...", "Привет,
Россия...", "Русский огонек", "Я буду скакать по холмам задремавшей
отчизны", "Родная деревня", "В осеннем лесу", "В минуты музыки
печальной...", "Видения на холме", "Ночь на родине", "Утро" и другие.

И.А. Бродский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
"На смерть Жукова", "Осенний крик ястреба", "Пилигримы", "Стансы" ("Ни
страны, ни погоста..."), "На столетие Анны Ахматовой", "Рождественский
романс", "Я входил вместо дикого зверя в клетку...", "И вечный бой...", "Я
памятник себе воздвиг иной...", "Мои слова, я думаю, умрут...", "Ниоткуда с
любовью, надцатого мартобря...", "Воротишься на родину. Ну что ж...",
"Postscriptum" и другие.
В.С. Высоцкий. Стихотворения (не менее трех по выбору). Например,
"Песня о Земле", "Он не вернулся из боя", "Мы вращаем Землю", "Я не
люблю", "Братские могилы", "Песня о друге", "Лирическая", "Охота на
волков", "Песня о звездах" и другие.
Литература второй половины XX - начала XXI вв.
Проза второй половины XX - начала XXI века. Рассказы, повести,
романы (по одному произведению не менее четырех прозаиков по выбору).
Например, Ф.А. Абрамов (повесть "Пелагея"), Ч.Т. Айтматов (повесть "Белый
пароход"), В.П. Астафьев (повествование в рассказах "Царь-рыба"
фрагменты), В.И. Белов (рассказы "На родине", "Бобришный угор"), А.Г.
Битов (цикл рассказов "Аптекарский остров"), А.Н. Варламов (повесть
"Рождение"), С.Д. Довлатов (повесть "Заповедник" и другие), Ф.А. Искандер
(роман в рассказах "Сандро из Чегема" (фрагменты)), Ю.П. Казаков (рассказы
"Северный дневник", "Поморка"), Захар Прилепин (рассказы из сборника
"Собаки и другие люди"), В.А. Солоухин (произведения из цикла "Камешки
на ладони"), А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть "Понедельник начинается в
субботу"), В.Ф. Тендряков (рассказы "Хлеб для собаки", "Пара гнедых"), Ю.В.
Трифонов (повести "Обмен", "Другая жизнь"), Митрополит Тихон (Шевкунов)
"Гибель империи. Российский урок" и другие.
Поэзия второй половины XX - начала XXI века. Стихотворения и
поэмы (по одному произведению не менее четырех поэтов по выбору).
Например, Б.А. Ахмадулиной, О.Ф. Берггольц, Ю.И. Визбора, А.А.
Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, А.С.
Кушнера, Л.Н. Мартынова, О.А. Николаевой, Б.Ш. Окуджавы, Р.И.
Рождественского, В.Н. Соколова, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.
Драматургия второй половины XX - начала XXI века. Пьесы
(произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов
"Иркутская история", "Жестокие игры", А.М. Володин "Пять вечеров", "Моя
старшая сестра", В.С. Розов "Гнездо глухаря", М.М. Рощин "Валентин и
Валентина", "Спешите делать добро" и другие.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее двух произведений по
выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу "Хранитель огня", роман "Сон в начале
тумана", повести Ю. Шесталова "Синий ветер каслания", "Когда качало меня
солнце" и другие, стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М.
Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и другие.
Зарубежная литература.
Зарубежная проза XX века (не менее двух произведений по выбору).

Например, произведения Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", У. Голдинга
"Повелитель мух", Э.М. Ремарка "На западном фронте без перемен", "Три
товарища", Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи", Г. Уэллса "Машина
времени", Э. Хемингуэя "Старик и море", "Прощай, оружие", А. Франк
"Дневник Анны Франк" и другие.
Зарубежная поэзия XX века (не менее трех стихотворений одного из
поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Ф. Гарсиа
Лорки, Р.М. Рильке, Т.С. Элиота и других.
Зарубежная драматургия XX века (одно произведение по выбору). Например,
пьесы Б. Брехта "Мамаша Кураж и ее дети", Ф. Дюрренмата "Визит старой
дамы", Э. Ионеско "Носорог", М. Метерлинка "Синяя птица", Д. Пристли
"Визит инспектора", О. Уайльда "Идеальный муж", Т. Уильямса "Трамвай
"Желание", Б. Шоу "Пигмалион" и другие. ».
3. Пункт 2.2.2.6 подраздела 2.2 изложить в следующей редакции:
«2.2.2.6 География (базовый и углубленный уровни)
Базовый уровень:
10 КЛАСС

География как наука.
Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы.
Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
направления географических исследований. Источники географической
информации, государственные информационные системы. Географические
прогнозы как результат географических исследований.
Географическая культура. Элементы географической культуры:
географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их
значимость для представителей разных профессий.
Природопользование и геоэкология.
Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы,
ее формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным
природным условиям территорий, ее изменение во времени. Географическая и
окружающая среда.
Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения
ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическая работа
1.Классификация ландшафтов с использованием источников
географической информации.
Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные
явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана,
загрязнение окружающей среды. "Климатические беженцы". Стратегия
устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических
наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа

1.Определение целей и задач учебного исследования, связанного с
опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата
и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов
наблюдения (исследования).
Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных
ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том
числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов.
Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном,
рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд
мира. Обезлесение - его причины и распространение. Роль природных
ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в
жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические
ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Практические работы:
1.Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
2.Определение обеспеченности стран отдельными видами природных
ресурсов.
Современная политическая карта.
Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география
и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие.
Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги
современных геополитических конфликтов. Политико-географическое
положение России и ее специфика как евразийского и приарктического
государства.
Классификации и типология стран мира. Основные типы стран:
критерии их выделения. Формы правления государств мира, унитарное и
федеративное государственное устройство.
Население мира.
Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира
и динамика ее изменения. Теория демографического перехода.
Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным
уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и
ее направления в странах различных типов воспроизводства населения.
Практические работы:
1.Определение и сравнение темпов роста населения крупных по
численности населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов
анализа по выбору учащихся).
2.Объяснение особенности демографической политики в странах с
различным типом воспроизводства населения.
Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения
мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем

социально-экономического развития. Этнический состав населения. Крупные
народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный
состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы
распространения. Население мира и глобализация. География культуры в
системе географических наук. Современные цивилизации, географические
рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Практические работы:
1.Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных
типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
2.Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран
на основе анализа различных источников географической информации.
Размещение населения. Географические особенности размещения
населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы
высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины,
основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие
об урбанизации, ее особенности в странах различных социальноэкономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа
1.Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и
сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических
данных.
Качество жизни населения. Качество жизни населения как совокупность
экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни
людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс
человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества
жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в
отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников
географической информации.
Мировое хозяйство.
Состав
и
структура
мирового
хозяйства.
Международное
географическое разделение труда. Мировое хозяйство: определение и состав.
Основные этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения
производства и их влияние на современное развитие мирового хозяйства.
Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной специализации. Условия формирования международной
специализации стран и роль географических факторов в ее формировании.
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место
России в международном географическом разделении труда.
Практическая работа
1. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран.
Международная
экономическая
интеграция.
Крупнейшие

международные отраслевые и региональные экономические союзы.
Глобализация мировой экономики и ее влияние на хозяйство стран разных
социально-экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их
роль в мировой экономики.
География главных отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира. Географические особенности размещения
основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам
и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития,
"энергопереход". География отраслей топливной промышленности.
Крупнейшие страны-производители, экспортеры и импортеры нефти,
природного газа и угля. Организация стран - экспортеров нефти. Современные
тенденции развития отрасли, изменяющие ее географию, "сланцевая
революция", "водородная" энергетика, "зеленая энергетика". Мировая
электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и ее
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по
развитию "возобновляемой" энергетики. Воздействие на окружающую среду
топливной промышленности и различных типов электростанций, включая
возобновляемых источников энергии. Роль России как крупнейшего
поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой
экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы черной
и цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортеры стали,
меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние
металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и
экспорте цветных и черных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители
и
экспортеры
продукции
автомобилестроения,
авиастроения
и
микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира.
Ведущие страны-производители и экспортеры минеральных удобрений и
продукции химии органического синтеза. Ведущие страны - производители
деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности.
Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду.
Практическая работа.
1. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения
объемов и структуры производства электроэнергии в мире.
Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности
земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные
тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство.
Растениеводство. География производства основных продовольственных
культур. Ведущие экспортеры и импортеры. Роль России как одного из
главных экспортеров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортеры и импортеры продукции

животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую
среду.
Практическая работа
1. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе
анализа статистических материалов и создание карты "Основные экспортеры
и импортеры продовольствия.
Сфера услуг. Мировой транспорт. Роль разных видов транспорта в
современном мире. Основные международные магистрали и транспортные
узлы. Мировая система НИОКР. Международные экономические отношения:
основные формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая торговля и
туризм.
11 КЛАСС
Регионы и страны.
Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира:
Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская
Америка, Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная
Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы
региона.
Практическая работа
1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран
различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников
географической информации (по выбору учителя).
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная
Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа
1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте
основных видов продукции.
Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка),
общая экономико-географическая характеристика. Особенности природноресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности
экономико-географического положения природно-ресурсного капитала,
населения, хозяйства стран Америки, современные проблемы (на примере
США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа
1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства
Канады и Бразилии на основе анализа географических карт.

Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка,
Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономикогеографическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства субрегионов. Последствия колониализма в экономике
Африки. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала,
населения, хозяйства стран Африки (ЮАР, Египет, Алжир, Нигерии).
Практическая работа
1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.
Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности
географического положения. Австралийский Союз: главные факторы
размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое
положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в
международном географическом разделении труда.
Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической
карте мира. Роль и место России в мировой политике, экономике,
человеческом потенциале. Особенности интеграции России в мировое
сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа
1. Изменение направления международных экономических связей
России в новых геоэкономических и геополитических условиях.
Глобальные проблемы человечества.
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические,
демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и
причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема
разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и
развивающимися странами и причина ее возникновения.
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Глобальные
экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия
человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его
хозяйственную деятельность. Проблема глобальных климатических
изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и
энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения
их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема
сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и
освоения его ресурсов.
Глобальные
проблемы
народонаселения:
демографическая,
продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблем народонаселения.

Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость
переоценки человечеством и отдельными странами некоторых ранее
устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных
ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем.
Практическая работа.
1. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на
основе анализа различных источников географической информации и
сведений об участии России в их решении. ».
4. Пункт 2.2.2.13 подраздела 2.2 изложить в следующей редакции:
«2.2.2.13 Основы безопасности и защиты Родины (базовый уровень)
Модуль N 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства"
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении
национальной безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, ее
задачи и примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее
военной безопасности;
роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.
Модуль N 2 "Основы военной подготовки"
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом,
движение с изменением скорости движения, повороты в движении,
выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;

оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных видов
стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина,
пистолет Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение,
общее
устройство
и
тактико-технические
характеристики переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние
на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств
местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для
стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры
применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние признаки применения бактериологического (биологического)
оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей "красной", "желтой" и "зеленой" зон;
объем мероприятий первой помощи в "красной", "желтой" и "зеленой"
зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в "красной",
"желтой" и "зеленой" зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-

учетных специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведения и военно-учебные центры.
Модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе"
понятие "культура безопасности", его значение в жизни человека,
общества, государства;
соотношение понятий "опасность", "безопасность", "риск" (угроза);
соотношение понятий "опасная ситуация", "чрезвычайная ситуация";
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень
решения задачи обеспечения безопасности;
понятия "виктимность", "виктимное поведение", "безопасное
поведение";
влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности,
общества, государства.
Модуль N 4 "Безопасность в быту"
источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок в
Интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок
действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая помощь при ушибах
переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;

термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд,
лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак
и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной
системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Модуль N 5 "Безопасность на транспорте"
история появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на
транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине;
движение в темное время суток; движение с использованием средств
индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле,
автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного
характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения,
порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасных и чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и
чрезвычайной ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной,
чрезвычайной ситуации.
Модуль N 6 "Безопасность в общественных местах"
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого и
открытого типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии;

криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы,
давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила
безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного
поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок;
взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося
человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(медицинские и образовательные организации, культурные, торговоразвлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.
Модуль N 7 "Безопасность в природной среде"
отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде;
источники опасности в автономных условиях;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных
условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях
(предвидеть;
избежать
опасности;
действовать:
прекратить
или
минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи);
природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
геологическими явлениями и процессами: землетрясения, извержение
вулканов, оползни, камнепады;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения

последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами,
сели, лавины;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями
и процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи"
понятия "здоровье", "охрана здоровья", "здоровый образ жизни",
"лечение", "профилактика";
биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм распространения и способы передачи инфекционных
заболеваний;
чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры
профилактики и защиты;
роль вакцинации, национальный календарь профилактических
прививок;
вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные
заболевания,
самые
распространенные
неинфекционные заболевания;
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;

меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в
животе, эпилепсия и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия;
основные факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие;
основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического
здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; "сложные"
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая
помощь при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9 "Безопасность в социуме"
определение понятия "общение";
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях "социальная группа", "большая
группа", "малая группа";
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические характеристики группы и особенности взаимодействия
в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие "конфликт", стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы

саморегуляции;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и
разрешения конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению как основа
коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению молодежи в противозаконную и
антиобщественную деятельность.
Модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве":
понятия "цифровая среда", "цифровой след";
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
"цифровая зависимость", ее признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы
работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза
для будущей жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, "воронки вовлечения";
радикализация деструктива;
профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные

сообщества;
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
"информационный пузырь", манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие "фейк", цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещенный контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и
терроризму":
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
понятия "экстремизм" и "терроризм", их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической направленности, их цель, причины,
последствия;
опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки;
предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.».
5. Абзац восьмой пункта 3.1.1 подраздела 3.1 изложить в следующей
редакции:
«В учебный план входят следующие предметные области и учебные
предметы:

Предметные области
Русский язык и литература

Учебные предметы
Русский язык,

Литература
Иностранные языки

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика,
Информатика

Общественно-научные предметы

История,
Обществознание,
География

Естественнонаучные предметы

Физика,
Химия,
Биология

Основы безопасности и защиты
Родины

Основы безопасности и защиты
Родины

Физическая культура

Физическая культура


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».