о б щ у ч а щ и х с я с р а с п е к т (и н т е л М к А д а п т и р е о б р а з о в а т с с т р о й с т в а м р а с у м с т в е л е к т у а л ь н ы у н и ц и п а л ь н о е а в т о н о м н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р с р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а № 8 Р е к о м е н д о в а н а 1Г с д а г о г и ч с с к и м с о в е т о м М А О У CO1II № 8 j j р М У п р о т о к о л о т 29.08.2024 № ^7 -1 IC/2023 11р о в а н н о е л ь н о й и а у т и н н о й о м и н а р М А О У е ж д е н и и л о й о с п р о с т и т с т а у ш е С О е ж е н и с 2 н о в н о й г р а м м е ч е с к о г о л о с т ь ю н и я м и ) Ш № 8 А О У С О Ш № 8 С .В . 1Е Jл 1Vс jу IXк о 15в CLа .08.2024 О j . Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А К о р р е к ц и о н н о -р а з в и в а ю щ а я о б л а с т ь (к о р р е к ц и о н н ы й к у р с ) «Р и т м и к а » С р о к р е а л и з а ц и и : 4 г о д а К л а с с : 5-8 к л а с с С е в е р о у р а л ь с к и й г о р о д с к о й 2024 г о д о к р у г --- Оглавление 1. Пояснительная записка ............................................................................................................................. 2 2. Общая характеристика коррекционного курса ........................................................................................ 3 3. Описание места коррекционного курса в учебном плане ....................................................................... 3 4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса........................................... 4 5. Содержание коррекционного курса ............................................................................................................. 6 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся 11 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности....................... 31 1. Пояснительная записка Программа курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» разработана в соответствии со следующими документами: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599; - Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026; - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ № 8; - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; - Устав МАОУ СОШ № 8; - локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8. ЦЕЛЬ: всестороннее развитие личности учащихся с расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - учащихся с РАС с УО).в процессе приобщения их к урокам ритмики, формирование умение двигаться в соответствии с музыкой, воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности, воспитывать интерес к занятиям ритмикой, к собственной танцевальной деятельности, осуществлять коррекцию психических (внимание, память, восприятие), эмоционально-волевой, моторной сферы, согласованности движений и речи, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. ЗАДАЧИ: коррекция нарушений психического и физического развития путем формирования музыкально-двигательные навыков и эмоциональной отзывчивости; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей в процессе обучения; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов музыкально-физкультурной деятельности; формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения; Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей учащихся, предусматривает: обогащение чувственного опыта; коррекцию и развитие сенсомоторной сферы; формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. 2. Общая характеристика коррекционного курса Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции нарушений психического и физического развития учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. На занятиях по ритмике используются такие средства, как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Основным принципом построения ритмики является тесная связь движений и музыки, где организующим началом выступают музыка, ритм. Развитие в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс. Коррекция нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от учащегося собранности, внимания, конкретности представлений, развития памяти – эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной (двигательно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с самостоятельным выполнением упражнений). Специфические средства воздействия являются основой формирования универсальных учебных действий: учащиеся учатся слушать музыку, выполнять разнообразные движения, петь, танцевать. 3. Описание места коррекционного курса в учебном плане Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия, и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана. «Ритмика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений коррекционно-развивающей области учебного плана учащихся с РАС с УО. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составляет 1 час в неделю. В соответствии с требованиями ФГОС учащихся с РАС с УО выделяется следующее количество учебных часов: Класс Количество часов в Количество часов в Итого неделю год 5 1 34 34 6 1 34 34 7 1 34 34 8 1 34 34 4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса Личностные: • • • • • • • • • • • • • • • • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формировать положительные качества и умение управлять своими эмоциями; формировать трудолюбие, упорство в достижении цели, дисциплинированность; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо). проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: • представления о ритмике как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; • выполнение не сложных упражнений под руководством учителя; • знание основных правил поведения на уроках ритмики и осознанное их применение; • выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; • представления о двигательных действиях; • знание основных строевых команд; • подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; • ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; • взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр; • участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; • знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно- спортивных мероприятиях; • выполнение ритмических комбинаций движений на уровне возможностей учащихся; • понимать простейшие музыкальные понятия (быстрый, медленный темп, громкая, тихая музыка); • определять музыкальные жанры: танец, марш, песня. Достаточный уровень: • выполнение ритмических комбинаций на максимально высоком уровне; • развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки); • развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение; • согласовывать музыку и движение; • самостоятельное выполнение комплексов упражнений; • владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; • участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); • выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; • подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений; • совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; • оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; • знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; • знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; • знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни. Система оценки достижения учащихся с РАС с УО планируемых результатов освоения рабочей программы по коррекционно-развивающей области «Ритмика» 5-8 класс Отметки по коррекционному курсу «Ритмика» не выставляются. В целом оценка достижения учащихся с РАС с УО предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные учащимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности учащегося и овладении им социальным опытом. Текущий контроль овладения различными видами деятельности, осуществляется на каждом занятии, мониторинг планируемых результатов обучения проводится в конце каждой четверти. Проверки по овладению различными видами деятельности, проводятся на «Ритмике» фронтально, малыми группами или индивидуально. Результаты проверок отражаются в отчетах учителя, ведущего «Ритмику», предоставляются в конце каждой четверти администрации учреждения. Желательно участие учителя, ведущего «Ритмику», в стартовой диагностике и мониторинге развития, который проводит учитель, ведущий коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения» и «Социально-бытовая ориентировка». Учитель ритмических занятий принимает участие в составлении характеристики развития учащихся по итогам каждого учебного года. Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи. Работа учащихся поощряется и стимулируется с использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно» Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые учащимися: «верно» - задание выполнено на 70–100 %; «частично верно» - задание выполнено на 30–70%; «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %. 5. Содержание коррекционного курса Материал программы включает следующие разделы: 1. Вводное занятие. 2. Ритмика, элементы музыкальной грамоты. 3. Танцевальная азбука (тренаж). 4. Танец (народный, классический). 5. Гимнастические упражнения. 6. Творческая деятельность. 7. Постановочная и репетиционная работа. Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. Практическая часть предусматривает отработку постановочных элементов, танцевальных движений. Вводное занятие. Знакомство с режимом работы, форма одежды, техника безопасности, история появления танца и танцевальных движений, освоение терминологии, влияние танца на здоровье человека. Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты». Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формирование восприятия музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально-слуховых представлений, развитие умений координировать движение с музыкой. Раздел «Танцевальная азбука». Этот раздел включает изучение основных позиций и движений танца. Раздел «Гимнастические упражнения». Этот раздел включает систему специально подобранных физических упражнений, направленных на развитие, укрепление и растяжку отдельных групп мышц и суставов, гибкости, равновесия. Вырабатывает умение владеть своим телом. Способствует исправлению нарушения осанки, совершенствует двигательные навыки, благотворно воздействует на работу органов дыхания и кровообращения. Гимнастика может начинаться с выполнения упражнений в положении стоя, которые представлены в виде комплексов игровой аэробики или движений под словесное сопровождение. Все упражнения можно выполнять в любом возрасте с той разницей. Количество повторений 4 – 8 раз. Раздел «Танец». Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. В программный материал по изучению историко-бытового танца входит: ▪ усвоение тренировочных упражнений на середине зала, ▪ ритмические упражнения, ▪ разучивание танцевальных композиций. В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию. Народно-сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народносценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции. Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит: ▪ партерная гимнастика; ▪ тренаж на середине зала; ▪ танцевальные движения; ▪ композиции различной координационной сложности. Раздел «Творческая деятельность». Организация творческой деятельности учащихся позволяет увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Одно из направлений творческой деятельности – танцевальная импровизация (сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему). Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга. Раздел «Постановочная и репетиционная работа». Отработка танцевальных движений, разучивание композиционных связок, постановка отдельных элементов и соединение их в танце. Тематика основных разделов V - VI класс Вводное занятие. Правила техники безопасности Теория. Знакомство с режимом работы, форма одежды, техника безопасности, история появления танца и танцевальных движений, освоение терминологии, влияние танца на здоровье человека. Ритмика, элементы музыкальной грамоты Теория. Характер музыки. Темп: быстро, медленно, умеренно. Строение (вступление, окончание). Терминология: точки зала. Соотнесение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт. Практика. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Виды шага. Танцевальные шаги в образах, например: оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички и т. д. Построения. Музыкально-ритмические композиции. Основной набор комплексного занятия ритмикой. Виды растяжек в хореографическом творчестве. Классическая растяжка. Джаз-модерн растяжка на ковриках и в паре. Упражнения на ковре. Танцевальная азбука Теория. Понятие об основных позициях и движениях классического, народно-характерного и бального танца. Многообразие классического танца. Яркость русского народного танца. Смешение современных стилей и направлений хореографического искусства. Практика. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3, 5. Постановка рук – 1, 2, 3. Поклон. Танец Теория. Знакомство с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. Практика. Русский танец. Позиция рук – 1, 2, 3 на талии. Шаги танцевальные с носка: простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. Ковырялочка – поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Поклоны и реверанс XVIII века. Поклоны - для девочек, шаг с приставкой и наклон головы - для мальчиков. Разучивание танцевальных номеров и композиций. Гимнастические упражнения Практика. Последовательность выполнения упражнений стоя 1. Повороты головы (упражнения на развитие мышц шеи) 2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, кистей 3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника 4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра 5. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов Основная часть гимнастики, выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении. Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга. Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме. Виды упражнений Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. Творческая деятельность Практика. Танцевальные упражнения по изображению образа животных, неодушевлённых предметов, явлений. Имитация движений на музыкальную композицию. Постановочная и репетиционная работа Практика. Отработка танцевальных движений, разучивание композиционных связок, постановка отдельных элементов и соединение их в танце. VII класс Вводное занятие. Правила техники безопасности Теория. Знакомство с режимом работы, форма одежды, техника безопасности, история появления танца и танцевальных движений, освоение терминологии, влияние танца на здоровье человека. Ритмика, элементы музыкальной грамоты Теория. Особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды Практика. Медленные хороводные и быстрые плясовые русские танцы. Оформление урока классической, современной и народной музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и умеренном темпе. Музыкально-ритмические упражнения в разном темпе. Усложненный курс упражнений. Курс на гибкость и пластику. Комплекс упражнений на растяжку, гибкость. Разучивание основных акробатических элементов. Упражнения на ковре. Танцевальная азбука Теория. Понятие об основных позициях рук и ног в парах. Виды танцевальных композиций в парах. Разновидность музыкального ритма и темпа. Практика. Упражнения. Постановка корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3, 4, 5. Позиции рук – 1, 3, 2.Перегибы корпуса: назад, стоя лицом в 1-й позиции. Размер3/4, характер медленный, спокойный, по два такта на движение. Прыжки разучиваются лицом. Позиции рук в парах; движения рук. Экзерсис и на середине зала. Танец Теория. Русский танец и его творческие коллективы. Основные отличительные признаки от других хореографических постановок. Практика. Повторение и закрепление элементов русского танца. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклоны – на месте и с движением вперед и назад. Ходы: простой шаг с продвижением вперёд и назад: переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп – удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка) – мелкая непрерывная дробь, с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. Ковырялочка – без подскока и с подскоком. Притопы в полуприседании. Гимнастические упражнения Практика. Последовательность выполнения упражнений 1. Повороты головы (упражнения на развитие мышц шеи). 2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, кистей. 3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника. 4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра. 5. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. Основная часть гимнастики, выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении. Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга. Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме. Виды упражнений Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. Творческая деятельность Практика. Задания на раскрытие творческого потенциала, задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование этюдов для развития выразительности движений. Постановочная и репетиционная работа Практика. Отработка танцевальных движений, разучивание композиционных связок, постановка отдельных элементов и соединение их в танце. VIII класс Вводное занятие. Правила техники безопасности Теория. Знакомство с режимом работы, форма одежды, техника безопасности, история появления танца и танцевальных движений, освоение терминологии, влияние танца на здоровье человека. Ритмика, элементы музыкальной грамоты Теория. Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Практика. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях. Танцевальная азбука Теория. Простейшие музыкальные ходы в соответствии с музыкальным ритмом. Строение музыкальной речи (музыкальная фраза, музыкальное предложение). Ритмический рисунок. Темп. Метроритм – определение сильной и слабой доли хлопком, притопом. Практика. Работа в парах. Основные позиции рук и ног. Передача в движении ритмического рисунка. Выполнение движений в различных темпах (подскоки, галоп, разные виды бега). Умение сохранять заданный темп после временного прекращения музыки. Четко определять (не только на слух, но вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание предложения, фразы. Акцентировать конец музыкально- танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т. д.). Танец Теория. Разновидность парных танцев. Танцевальные творческие коллективы. Основные танцевальные движения в русском танце. Знакомство с национальными особенностями народных танцев. Первоначальное представление о танцевальном образе. Практика. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком. Ходы. Закрепляются навыки и знания 1—2-го года обучения и добавляются новые: направление назад; переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад. «Девичий шаг» с переступанием, два шага с последующей мягкой приставкой в 6-ю позицию на всю стопу в полуприседании, с продвижением вперед, назад. Дробь с подскоком – подскок на одной ноге с последующим ударом каблуком и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением. «Веревочка» - простая и с переступанием. Присядки – комбинации из полуприсядок и полных присядок. Гимнастические упражнения Практика. Последовательность выполнения упражнений стоя 1.Повороты головы (упражнения на развитие мышц шеи). 2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, кистей 3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника 4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра 5. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов Основная часть гимнастики, выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении. Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга. Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме. Виды упражнений Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. Творческая деятельность Практика. Задания на раскрытие творческого потенциала, задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование этюдов для развития выразительности движений. Постановочная и репетиционная работа Практика. Отработка танцевальных движений, разучивание композиционных связок, постановка отдельных элементов и соединение их в танце. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся V класс № п/п КолПрограммное во содержание часов (обяз. часть) Вводное занятие. Правила техники безопасности – 1 час 1 Знакомство с режимом 1. Вводное занятие. работы, форма одежды, Правила техники техника безопасности, безопасности история появления Основы танца и танцевальных ритмопластики движений, освоение терминологии, влияние танца на здоровье человека. Дифференциация видов деятельности Тема урока Минимальный уровень Достаточный уровень Под контролем и с помощью учителя выполнять приветствие, знакомство, построение, разминку. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Правила поведения и технику безопасности на уроке Самостоятельно выполнять приветствие, знакомство, построение, разминка. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Правила поведения и технику безопасности на уроке ритмики. Основные понятия, термины. ритмики. Основные понятия, термины. Ритмика, элементы музыкальной грамоты – 2 часа 2. Ритмика, 1 Характер музыки. Темп: быстро, элементы медленно, умеренно. музыкальной Строение (вступление, грамоты. окончание). Фигурное Терминология: точки построение и зала. Соотнесение перестроение. пространственных Постановка построений с музыкой. корпуса Такт и затакт. 3. Ритмика, 1 Музыкальноэлементы пространственные музыкальной упражнения: грамоты. маршировка в темпе и Разучивание ритме музыки; шаг на разных видов месте, вокруг себя, ходьбы, бега, вправо, влево. Виды подскоков шага. Танцевальные шаги в образах, например: оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички и т. д. Построения. Музыкальноритмические композиции. Основной набор комплексного занятия ритмикой. Виды растяжек в хореографическом творчестве. Классическая растяжка. Джаз-модерн растяжка на ковриках и в паре. Упражнения на ковре. Танцевальная азбука – 6 часов 1 4. Танцевальная Понятие об основных азбука. Русский позициях и движениях танец. Позиции классического, рук. народно-характерного и Танцевальные бального танца. шаги Многообразие классического танца. 5. Танцевальная 1 Яркость русского азбука. Позиции народного танца. ног. Поклон. Смешение Перестроение и современных стилей и повороты направлений 1 6. Танцевальная хореографического азбука. искусства. Специфика Шахматный танцевального шага и порядок, линия бега. Начало танца тренировки суставно1 7. Танцевальная мышечного аппарата азбука. ребенка. Выработка Различные виды осанки, опоры, ходьбы. Позиции эластичности и ног в Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка с помощью учителя. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой с помощью учителя. Самостоятельно ориентируются в пространстве при выполнении упражнений: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой (самостоятельно0. С помощью учителя учащийся называет основные позиции и движения классического, народно-характерного и бального танца. При помощи учителя начинает тренировки суставно-мышечного аппарата. Выполняет позиции и положения ног и рук. Самостоятельно учащийся называет основные позиции и движения классического, народно-характерного и бального танца. Начинает тренировки суставно-мышечного аппарата. Выполняет позиции и положения ног и рук. классическом танце 8. Танцевальная азбука. Различные виды ходьбы. Позиции рук в классическом танце 9. Танцевальная азбука. Ритмические движения в характере и темпе музыки Танец – 5 часов 10. Танец. Музыкальноритмические упражнения, разучивание движений к пляскам и танцам 11. Танец. Танцевальные упражнения и элементы хореографии 12. Танец. Элементы классического танца. Специфика танцевального шага и бега 13. Танец. Элементы классического танца. Упражнения. Постановка корпуса. Позиции ног и рук 14. Танец. Элементы народносценического танца 1 1 крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3, 5. Постановка рук – 1, 2, 3. Поклон. Знакомство с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. Русский танец. Позиция рук – 1, 2, 3 на талии. Шаги танцевальные с носка: простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Выведение ноги на каблук из свободной 1й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. Ковырялочка – поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Поклоны и реверанс XVIII века. Поклоны - для девочек, шаг с приставкой и наклон головы - для мальчиков. Разучивание танцевальных номеров и композиций. Гимнастические упражнения Практика. – 6 часов 1 Последовательность 15. Гимнастические выполнения упражнения. упражнений стоя Укрепление 1. Повороты головы мышц плечевого (упражнения на пояса, развитие мышц шеи) укрепление мышц пресса Имеют представление о русском народном танце. С помощью учителя выполняют основные движения танца. Узнают русский народный танец. Самостоятельно выполняют основные движения танца. Учащийся выполняет упражнения под контролем и с помощью учителя. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба Учащийся самостоятельно выполняет упражнения. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», 16. 17. 18. 19. 20. Гимнастические упражнения. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника, суставов Гимнастические упражнения. Упражнения на растяжку Гимнастические упражнения. Упражнения на растяжку Гимнастические упражнения. Упражнения для тренировки равновесия Гимнастические упражнения. Упражнения по профилактике плоскостопия, освоение дыхательной гимнастикой 1 1 1 1 1 2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, кистей 3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника 4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра 5. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов Основная часть гимнастики, выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении. Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга. Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме Творческая деятельность – 3 часа 21. Творческая 1 Танцевальные деятельность. упражнения по Танцевальные изображению образа шаги в образах животных, животных неодушевлённых предметов, явлений. 1 22. Творческая Имитация движений на деятельность. музыкальную Изображение композицию. неодушевленных предметов и явлений 23. Творческая 1 деятельность. Импровизация на назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. С помощью учителя выполнять движения имитирующие повадки животных, неодушевлённых предметов, явлений, импровизировать на заданную тему в определенном темпе и ритме. Самостоятельно выполнять упражнения, заданные словесной инструкцией учителя. заданную музыкальную композицию Постановочная и репетиционная работа – 11 часов 24. Постановочная и 1 Отработка танцевальных репетиционная движений, разучивание работа. композиционных Разучивание связок, постановка танцевальных отдельных элементов и связок соединение их в танце. 25. Постановочная и 1 репетиционная работа. Разучивание танцевальных связок 1 26. Постановочная и репетиционная работа. Разучивание танцевальных связок 1 27. Постановочная и репетиционная работа. Отработка танцевальных движений 1 28. Постановочная и репетиционная работа. Отработка танцевальных движений 29. Постановочная и 1 репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце 1 30. Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце 31. Постановочная и 1 репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце 1 32. Постановочная и репетиционная работа. Отработка Опираясь на подсказки учителя выполняют приветствие, построение, разминку. Выполняют движения согласна психофизическому развитию. Разучивают танец на основе выученных движений. Двигательная разрядка. Исполнение последовательности выученных движений (с подсказкой и контролем учителя). Исполнение танца сольно, в парах. Выполняют самостоятельно приветствие, построение, разминку. Выполняют движения согласна психофизическому развитию. Разучивают танцы на основе выученных движений. Двигательная разрядка. Исполнение последовательности выученных движений. Исполнение танца сольно, в парах. 33. 34. поставленных танцевальных композиций Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций 1 1 VI класс № п/п КолПрограммное во содержание часов (обяз. часть) Вводное занятие. Правила техники безопасности – 1 час 1 Знакомство с режимом 35. Вводное занятие. работы, форма одежды, Правила техники техника безопасности, безопасности история появления Основы танца и танцевальных ритмопластики движений, освоение терминологии, влияние танца на здоровье человека. Дифференциация видов деятельности Тема урока Ритмика, элементы музыкальной грамоты – 2 часа 1 Характер музыки. 36. Ритмика, Темп: быстро, элементы медленно, умеренно. музыкальной Строение (вступление, грамоты. окончание). Фигурное Терминология: точки построение и зала. Соотнесение перестроение. пространственных Постановка построений с музыкой. корпуса Такт и затакт. 1 37. Ритмика, Музыкальноэлементы пространственные музыкальной упражнения: грамоты. маршировка в темпе и Разучивание ритме музыки; шаг на разных видов месте, вокруг себя, ходьбы, бега, вправо, влево. Виды подскоков Минимальный уровень Достаточный уровень Под контролем и с помощью учителя выполнять приветствие, знакомство, построение, разминку. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Правила поведения и технику безопасности на уроке ритмики. Основные понятия, термины. Самостоятельно выполнять приветствие, знакомство, построение, разминка. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Правила поведения и технику безопасности на уроке ритмики. Основные понятия, термины. Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка с помощью учителя. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной Самостоятельно ориентируются в пространстве при выполнении упражнений: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка. Танцевальные шаги (с Танцевальная азбука – 6 часов 1 38. Танцевальная азбука. Русский танец. Позиции рук. Танцевальные шаги 1 39. Танцевальная азбука. Позиции ног. Поклон. Перестроение и повороты 1 40. Танцевальная азбука. Шахматный порядок, линия танца 1 41. Танцевальная азбука. Различные виды ходьбы. Позиции ног в классическом танце 1 42. Танцевальная азбука. Различные виды ходьбы. Позиции рук в классическом танце 1 43. Танцевальная азбука. Ритмические движения в характере и темпе музыки Танец – 5 часов 44. Танец. Музыкальноритмические упражнения, разучивание шага. Танцевальные шаги в образах, например: оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички и т. д. Построения. Музыкальноритмические композиции. Основной набор комплексного занятия ритмикой. Виды растяжек в хореографическом творчестве. Классическая растяжка. Джаз-модерн растяжка на ковриках и в паре. Упражнения на ковре. маршировкой с помощью учителя. носка на пятку) с фигурной маршировкой (самостоятельно0. Понятие об основных позициях и движениях классического, народно-характерного и бального танца. Многообразие классического танца. Яркость русского народного танца. Смешение современных стилей и направлений хореографического искусства. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставномышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3, 5. Постановка рук – 1, 2, 3. Поклон. С помощью учителя учащийся называет основные позиции и движения классического, народно-характерного и бального танца. При помощи учителя начинает тренировки суставно-мышечного аппарата. Выполняет позиции и положения ног и рук. Самостоятельно учащийся называет основные позиции и движения классического, народно-характерного и бального танца. Начинает тренировки суставно-мышечного аппарата. Выполняет позиции и положения ног и рук. Знакомство с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным Имеют представление о русском народном танце. С помощью учителя выполняют Узнают русский народный танец. Самостоятельно выполняют основные движения танца. движений к пляскам и танцам Танец. Танцевальные упражнения и элементы хореографии Танец. Элементы классического танца. Специфика танцевального шага и бега Танец. Элементы классического танца. Упражнения. Постановка корпуса. Позиции ног и рук Танец. Элементы народносценического танца построением, манерой исполнения и характером музыкального 45. сопровождения. Русский танец. Позиция рук – 1, 2, 3 на талии. Шаги танцевальные с носка: простой шаг 46. вперед, переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. 47. Выведение ноги на каблук из свободной 1й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. Ковырялочка – поочередные удары в 48. сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Поклоны и реверанс XVIII века. Поклоны - для девочек, шаг с приставкой и наклон головы - для мальчиков. Разучивание танцевальных номеров и композиций. Гимнастические упражнения Практика. – 6 часов 49. Гимнастические 1 Последовательность упражнения. выполнения Укрепление упражнений стоя мышц плечевого 1. Повороты головы пояса, (упражнения на укрепление развитие мышц шеи) мышц пресса 2. Упражнения для улучшения 1 50. Гимнастические эластичности мышц упражнения. плеча и предплечья, Упражнения для развития подвижности улучшения локтевого сустава, гибкости кистей позвоночника, 3. Упражнения для суставов улучшения гибкости 51. Гимнастические 1 позвоночника упражнения. 4. Упражнения для Упражнения на улучшения растяжку подвижности 1 52. Гимнастические тазобедренного сустава упражнения. и эластичности мышц Упражнения на бедра растяжку 5. Упражнения для 1 53. Гимнастические улучшения гибкости упражнения. коленных суставов Упражнения для Основная часть тренировки гимнастики, равновесия основные движения танца. Учащийся выполняет упражнения под контролем и с помощью учителя. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног Учащийся самостоятельно выполняет упражнения. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», 54. Гимнастические упражнения. Упражнения по профилактике плоскостопия, освоение дыхательной гимнастикой 1 выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении. Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга. Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме Творческая деятельность – 3 часа 1 Танцевальные 55. Творческая упражнения по деятельность. изображению образа Танцевальные животных, шаги в образах неодушевлённых животных предметов, явлений. 1 56. Творческая Имитация движений на деятельность. музыкальную Изображение композицию. неодушевленных предметов и явлений 1 57. Творческая деятельность. Импровизация на заданную музыкальную композицию Постановочная и репетиционная работа – 11 часов 58. Постановочная и 1 Отработка репетиционная танцевальных работа. движений, разучивание Разучивание композиционных танцевальных связок, постановка связок отдельных элементов и соединение их в танце. 1 59. Постановочная и репетиционная работа. Разучивание танцевальных связок 60. Постановочная и 1 репетиционная работа. («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. С помощью учителя выполнять движения имитирующие повадки животных, неодушевлённых предметов, явлений, импровизировать на заданную тему в определенном темпе и ритме. Самостоятельно выполнять упражнения, заданные словесной инструкцией учителя. Опираясь на подсказки учителя выполняют приветствие, построение, разминку. Выполняют движения согласна психофизическому развитию. Разучивают танец на основе выученных движений. Двигательная разрядка. Исполнение последовательности выученных движений (с подсказкой и Выполняют самостоятельно приветствие, построение, разминку. Выполняют движения согласна психофизическому развитию. Разучивают танцы на основе выученных движений. Двигательная разрядка. Исполнение последовательности выученных движений. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Разучивание танцевальных связок Постановочная и репетиционная работа. Отработка танцевальных движений Постановочная и репетиционная работа. Отработка танцевальных движений Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций контролем учителя). Исполнение танца сольно, в парах. 1 1 1 1 1 1 1 1 Исполнение танца сольно, в парах. VII класс № п/п КолПрограммное во содержание часов (обяз. часть) Вводное занятие. Правила техники безопасности – 1 час 1 Знакомство с режимом 1. Вводное занятие. работы, форма одежды, Правила техники техника безопасности, безопасности. история появления Наше здоровье и танца и танцевальных техника движений, освоение безопасности. терминологии, влияние танца на здоровье человека. Дифференциация видов деятельности Тема урока Ритмика, элементы музыкальной грамоты – 2 часа 1 Особенности 2. Ритмика, метроритма, элементы чередование сильной и музыкальной слабой долей такта. грамоты. Вступительные Медленные аккорды. хороводные и Заключительные быстрые плясовые аккорды. Медленные русские танцы хороводные и быстрые 1 3. Ритмика, плясовые русские элементы танцы. Оформление музыкальной урока классической, грамоты. современной и Разучивание народной музыкой с основных ярко выраженным акробатических ритмическим рисунком. элементов Марши, польки, вальсы в медленном и умеренном темпе. Музыкальноритмические упражнения в разном темпе. Усложненный курс упражнений. Курс на гибкость и пластику. Комплекс упражнений на растяжку, гибкость. Разучивание основных акробатических элементов. Упражнения на ковре. Танцевальная азбука – 5 часов 1 4. Танцевальная Понятие об основных азбука. позициях рук и ног в парах. Виды Упражнения. танцевальных Постановка корпуса. Позиции композиций в парах. ног и рук Разновидность Минимальный уровень Достаточный уровень Под контролем и с помощью учителя выполнять приветствие, построение, разминку. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Правила поведения и технику безопасности на уроке ритмики. Основные понятия, термины. Самостоятельно выполнять приветствие, построение, разминка. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Правила поведения и технику безопасности на уроке ритмики. Основные понятия, термины. С помощью учителя выполняют движения элементов танцев: марша, польки, вальсы в медленном и умеренном темпе. Музыкальноритмические упражнения в разном темпе. Самостоятельно выполняют движения элементов танцев: марша, польки, вальсы в медленном и умеренном темпе. Музыкальноритмические упражнения в разном темпе. Знать особенности выполнения упражнений для основных групп мышц; принимать правильное Самостоятельно выполнять требуемые упражнения; выполнять 5. Танцевальная музыкального ритма и 1 азбука. темпа. Упражнения. Постановка корпуса. МузыкальноПозиции ног – 1, 2, 3, 4, ритмические 5. упражнения в Позиции рук – 1, 3, разном темпе 2.Перегибы корпуса: 1 6. Танцевальная назад, стоя лицом в 1-й азбука. Виды позиции. Размер3/4, танцевальных характер медленный, композиций в спокойный, по два такта парах на движение. Прыжки 1 7. Танцевальная разучиваются лицом. азбука. Позиции рук в парах; Разновидность движения рук. Экзерсис музыкального и на середине зала. ритма и темпа 8. Танцевальная 1 азбука. Экзерсис и на середине зала. Танец – 6 часов 1 Русский танец и его 9. Танец. Повторение творческие коллективы. и закрепление Основные элементов отличительные русского танца. признаки от других Положение рук и хореографических ног постановок. Повторение 1 10. Танец. и закрепление Музыкальноэлементов русского ритмические танца. Положение рук, упражнения, положение ног. разучивание Положение рук в движений к групповых танцах в пляскам фигурах: звездочка, и танцам круг, карусель, 1 11. Танец. Положение корзиночка, цепочка. рук в групповых Поклоны – на месте и с танцах в фигурах: движением вперед и звездочка, круг, назад. Ходы: простой карусель, шаг с продвижением корзиночка, вперёд и назад: цепочка переменный шаг с 1 12. Танец. Положение продвижением вперед и рук в групповых назад. Притоп – удар танцах в фигурах: всей стопой. Дроби звездочка, круг, (дробная дорожка) – карусель, мелкая непрерывная корзиночка, дробь, с одинарным цепочка ударом каблука на 1 13. Танец. Ходы: месте, с продвижением. простой шаг с Ковырялочка – без продвижением подскока и с подскоком. вперёд и назад: Притопы в переменный шаг с полуприседании. продвижением вперед и назад 14. Танец. Шаги в 1 русском танце: притопы и дроби Гимнастические упражнения. Практика – 6 часов 15. Гимнастические 1 Последовательность упражнения. выполнения Укрепление мышц упражнений исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе. Знать названия танцевальных элементов и комбинаций; передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д Приобретение опыта публичного выступления. Знать названия всех упражнений и особенности их Уметь координировать свои действия и движения. 16. 17. 18. 19. 20. плечевого пояса, укрепление мышц пресса Гимнастические упражнения. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника, суставов Гимнастические упражнения. Упражнения на растяжку Гимнастические упражнения. Упражнения на растяжку Гимнастические упражнения. Упражнения для тренировки равновесия Гимнастические упражнения. Упражнения по профилактике плоскостопия, освоение дыхательной гимнастикой 1 1 1 1 1 1. Повороты головы (упражнения на развитие мышц шеи). 2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, кистей. 3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника. 4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра. 5. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. Основная часть гимнастики, выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении. Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга. Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме. Виды упражнений Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону выполнения; выполнять упражнения с соблюдением всех правил. Выполнять упражнения в разных темпах. Соотносить темп музыки с характером и темпом собственных движений. («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. Творческая деятельность – 3часа 21. Танцевальные 1 шаги в образах животных 1 22. Изображение неодушевленных предметов и явлений 1 23. Импровизация на заданную музыкальную композицию Задания на раскрытие творческого потенциала, задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование этюдов для развития выразительности движений. Постановочная и репетиционная работа – 11 часов 1 Отработка 24. Постановочная и танцевальных репетиционная движений, разучивание работа. композиционных Разучивание связок, постановка танцевальных отдельных элементов и связок соединение их в танце. 25. Постановочная и 1 репетиционная работа. Разучивание танцевальных связок 26. Постановочная и 1 репетиционная работа. Разучивание С помощью учителя различает характер музыки. Выразительно и эмоционально передает в движениях игровые образы (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека). Исполняет игры с пением и речевым сопровождением Самостоятельно выполнять упражнения, заданные словесной инструкцией учителя. Опираясь на подсказки учителя выполняют приветствие, построение, разминку. Выполняют движения согласна психофизическому развитию. Разучивают танец на основе выученных движений. Двигательная разрядка. Исполнение последовательности выученных движений (с подсказкой и контролем Приобретение опыта публичного выступления. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. танцевальных связок Постановочная и репетиционная работа. Отработка танцевальных движений Постановочная и репетиционная работа. Отработка танцевальных движений Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций учителя). Исполнение танца сольно, в парах. 1 1 1 1 1 1 1 1 VIII класс № п/п Тема урока Колво часов (обяз. часть) Дифференциация видов деятельности Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Вводное занятие. Правила техники безопасности – 1 час 1. Вводное занятие. 1 Знакомство с режимом Правила техники работы, форма одежды, безопасности. техника безопасности, история появления Инструктаж по танца и танцевальных технике движений, освоение безопасности на терминологии, влияние занятии. Основные танца на здоровье танцевальные человека. правила Ритмика, элементы музыкальной грамоты – 2 часа 2. Ритмика, элементы 1 Связь музыки и движения. Понятие музыкальной «мелодия». Характер грамоты. Связь мелодии: веселая, музыки и грустная, движения. Понятие торжественная. «мелодия» Зависимость движения 1 3. Ритмика, элементы от характера мелодии. музыкальной Темп музыки. грамоты. Ритм Ускорение и музыки. Первый замедление. подход к Музыкальное ритмическому вступление. исполнению Музыкальная фраза. (хлопки, Начало и конец выстукивания, музыкальной фразы. притоп) Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Танцевальная азбука – 5 часов 1 4. Танцевальная Простейшие азбука. Работа в музыкальные ходы в парах. Основные соответствии с позиции рук и ног. музыкальным ритмом. Передача в Строение музыкальной движении речи (музыкальная ритмического фраза, музыкальное рисунка предложение). Ритмический рисунок. 1 5. Танцевальная Темп. Метроритм – азбука. Основные определение сильной и танцевальные слабой доли хлопком, точки, шаги. притопом. Работа в Диагональ, парах. Основные середина позиции рук и ног. 1 6. Танцевальная Передача в движении азбука. Понятие о ритмического рисунка. рабочей и опорной Выполнение движений в ноге различных темпах 7. Танцевальная 1 (подскоки, галоп, азбука. разные виды бега). Простейшие Под контролем и с помощью учителя выполнять приветствие, построение, разминку. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Правила поведения и технику безопасности на уроке ритмики. Основные понятия, термины. Самостоятельно выполнять приветствие, построение, разминка. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Правила поведения и технику безопасности на уроке ритмики. Основные понятия, термины. Подбор выразительных движений для создания образа с помощью учителя. Самостоятельное использование музыкальнодвигательной деятельности в импровизациях. С помощью учителя передают движении ритмического рисунка. Уметь четко и быстро скоординировать свои движения под любую, даже не знакомую музыку. 8. танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп Танцевальная азбука. Наклоны и повороты с хореографической точки зрения Танец – 6 часов 9. Танец. Разновидность парных танцев 10. Танец. Положение рук в парном танце 11. Танец. Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре 12. Танец. Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом 13. Танец. Танцы народов РФ, их особенности и костюмы 14. Танец. Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп 1 1 Умение сохранять заданный темп после временного прекращения музыки. Четко определять (не только на слух, но вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание предложения, фразы. Акцентировать конец музыкальнотанцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т. д.). Разновидность парных танцев. Танцевальные творческие коллективы. Основные танцевальные 1 движения в русском танце. Знакомство с 1 национальными особенностями народных танцев. Первоначальное 1 представление о танцевальном образе. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с 1 платочком. Ходы. Закрепляются навыки и знания 1—2-го года обучения и добавляются 1 новые: направление назад; переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад. «Девичий шаг» с переступанием, два шага с последующей мягкой приставкой в 6-ю позицию на всю стопу в полуприседании, с продвижением вперед, назад. Дробь с подскоком – подскок на одной ноге с последующим ударом каблуком и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением. «Веревочка» - простая и с переступанием. Присядки – комбинации из полуприсядок и полных присядок. Гимнастические упражнения. Практика. – 6 часов Исполняют движения в характере музыки четко, сильно, медленно, плавно с помощью учителя. Распознают характер танцевальной музыки. С помощью учителя выполняют основные танцевальные движения в русском танце Отмечают в движении ритмический рисунок, акцент, самостоятельно меняют движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Умеют правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка. Самостоятельно выполняют основные танцевальные движения в русском танце 15. 16. 17. 18. 19. 20. Гимнастические упражнения. Укрепление мышц плечевого пояса, укрепление мышц пресса Гимнастические упражнения. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника, суставов Гимнастические упражнения. Упражнения на растяжку Гимнастические упражнения. Упражнения на растяжку Гимнастические упражнения. Упражнения для тренировки равновесия Гимнастические упражнения. Упражнения по профилактике плоскостопия, освоение дыхательной гимнастикой 1 1 1 1 1 1 Последовательность выполнения упражнений стоя 1.Повороты головы (упражнения на развитие мышц шеи). 2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, кистей 3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника 4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра. 5. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов Основная часть гимнастики, выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении. Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга. Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме. Виды упражнений Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие). Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие). Укрепление позвоночника путем Знать особенности выполнения упражнений для основных групп мышц; принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Самостоятельно выполнять требуемые упражнения; выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе. поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие). Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие). Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие). Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие). Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой. Творческая деятельность – 2 часа 1 Задания на раскрытие 21. Творческая творческого потенциала, деятельность. задания по развитию Импровизация на ритмо-пластики, заданную упражнения музыкальную танцевального тренинга, композицию инсценирование этюдов 1 22. Творческая для развития деятельность. выразительности Импровизация на движений. заданную музыкальную композицию Постановочная и репетиционная работа – 12 часов 1 Отработка 23. Постановочная и танцевальных репетиционная движений, разучивание работа. композиционных связок, Разучивание постановка отдельных танцевальных элементов и соединение связок их в танце. 1 24. Постановочная и репетиционная работа. Разучивание танцевальных связок С помощью учителя выполняют имитационные игры, движения. Самостоятельно выполняют имитационные игры, движения. Опираясь на подсказки учителя выполняют приветствие, построение, разминку. Выполняют движения согласна психофизическому развитию. Разучивают танец на основе выученных движений. Двигательная разрядка. Исполнение Приобретение опыта публичного выступления. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Постановочная и репетиционная работа. Разучивание танцевальных связок Постановочная и репетиционная работа. Разучивание танцевальных связок Постановочная и репетиционная работа. Отработка танцевальных движений Постановочная и репетиционная работа. Отработка танцевальных движений Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Постановка отдельных элементов и соединение их в танце Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций Постановочная и репетиционная работа. Отработка поставленных танцевальных композиций 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 последовательности выученных движений (с подсказкой и контролем учителя). Исполнение танца сольно, в парах. 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности • • • • Материально-техническое обеспечение: технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка); музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры), детские музыкальные инструменты: трещотки, колокольчик, барабан, бубен, маракасы, деревянные ложки; дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты.