4кл. РП Основы религиозных культур и светской этики

I {р и л о ж с н и с 2

к А
о б щ е о б
н а ч а л ь
у ч а щ и х с я с
р а з в и т и я (в а р

М

Р е к о м е
П е д а г о
М А О У
I {р о т о к

н д
г и
С
о л

д а п т и р о в а н н
р а з о в а т е л ь н о
н о г о о б щ е г о
з а д е р ж к о й п
и а н т 7.2.) М А

й

о й

п
о б р
с и х
О У

о с н о в н
р о г р а м
а з о в а н
и ч е с к о
С О Ш №

у н и ц и п а л ь н о е а в т о н о м н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е
с р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а №
8

о в а н а
ч е с к и м с о в е т о м
О Ш № 8
о т 29.08.2024 №

«О С Н О В Ы

27 -1JC/2023 2024

Р А Б
н о
Р Е Л И Г И О
С р

О Ч
у ч
З Н Ы
о к
К

А Я
е б н
Х
р е а
л а

о

К
с

л

П Р О
м у п
У Л Ь
и з а ц
с :4 к

Г Р А
р е д
Т У Р
и и :
л а с с

М

М

А

м е т у
И С В И Т С К О Й
1 г о д

С е в е р о у р а л ь с к и й г о р о д с к о й
2024 г о д

о к р у г

Э Т И К И »

о й
м е
и я
г о

8

Оглавление
1.

Пояснительная записка ................................................................................................................... 2

2. Общая характеристика учебного предмета ..................................................................................... 3
3. Описание места учебного предмета в учебном плане .................................................................... 3
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ........................................... 4
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета ......................... 4
6. Содержание учебного предмета ........................................................................................................13
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ...................................................................................................................................................14
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............23

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с задержкой психического развития, утверждённым приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1023 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г.,
регистрационный № 72654);
- Федеральной рабочей программой начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) МАОУ
СОШ № 8;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья";
- Устав МАОУ СОШ № 8;
- локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) входит
в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики». Предметная
область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской
этики». В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87) выбор
модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся.
2

Целью ОРКСЭ является формирование у учащегося с ЗПР мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей (законных представителей);
 развитие представлений учащихся с ЗПР о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей
семьи;
 развитие способностей учащихся с ЗПР к общению в полиэтничной,
разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ —
культурологический подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Общая характеристика учебного предмета
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у учащихся с
ЗПР представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских
традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности учащихся, требующей
от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её,
согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Особенности речевого и
познавательного развития детей с ЗПР определяют необходимость при данном подходе
дополнительного использования смысловых опор, речевых шаблонов, планов речевого
высказывания. Обязательным компонентом уроков должна стать словарная работа по
выяснению лексического значения новых/малознакомых слов и расширению словарного
запаса. В некоторых случаях возможна адаптация речевого материала, упрощение
сложности текстов и их объема.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «ОРКСЭ» входит в предметную область «ОРКСЭ», относится к
обязательной части учебного плана образования учащихся с ЗПР. Место учебного предмета
«ОРКСЭ» в учебном плане в соответствии с годовым учебным планом образования
учащихся с ЗПР представлено в следующей таблице:
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
3

4 класс

1

34

-

34

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка учащихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо
Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или
не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; уметь подбирать и использовать соизмеримые с ситуацией
речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
4

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить на доступном уровне прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
использовать под руководством учителя разные средства для получения
информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
создавать после совместного анализа небольшие тексты-описания, текстырассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
соблюдать этические нормы и дисциплинарные требования, корректировать свое
поведение в соответствии с правилами, в ответ на замечание;
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
5

проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Предметные результаты в 4 классе.
Модуль «Основы православной культуры»
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать с помощью учителя основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять
«золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
рассказывать по плану о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый
Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл
Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;
рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения
с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
6

Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри,
святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
раскрывать с помощью учителя основное содержание нравственных категорий в
исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка,
достойное поведение, стремление к знаниям);
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций исламской этики;
раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах;
рассказывать по плану о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост,
7

закят, дуа, зикр);
рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),
нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями;
исламских семейных ценностей;
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах,
каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать с помощью учителя основное содержание нравственных категорий в
буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность,
благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе,
постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности
человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как
совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное
действие»;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
8

и других людей) с позиций буддийской этики;
раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах),
бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание
ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;
рассказывать по плану о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве буддийского храма,
нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в
буддийской культуре;
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении
буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль
буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри,
святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать с помощью учителя основное содержание нравственных категорий в
иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и
9

спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в
жизни человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной
традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций иудейской этики;
раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах
иудаизма;
рассказывать по плану о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в
синагоге, общения с мирянами и раввинами;
рассказывать на доступном уровне об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая
Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и
значение в еврейской культуре;
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии,
религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
излагать с опорой на план основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по
образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
10

рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми;
раскрывать с помощью учителя основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной
культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое
правило нравственности» в религиозных традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
рассказывать по плану о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах,
обычаях (1—2 примера);
рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах,
общения с верующими;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника
каждой традиции);
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие,
ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных
религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях
народов России;
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять
своими словами её значение в религиозной культуре;
рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или
звуковой среды);
излагать с опорой на план основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического
и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
11

человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по
образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать с помощью учителя основное содержание нравственных категорий
российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание,
ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро,
человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми
в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и
нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных,
охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
12

образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять своими словами на доступном уровне роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического
и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
6. Содержание учебного предмета
Содержание обучения в 4 классе.
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Праздники в религиях мира.
Представление о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения
в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Значение нравственности,
веры и религии в жизни человека и общества.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк
Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что
верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена
мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
13

Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и
религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в
буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные
сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского
народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение
синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники:
их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах
разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция)
в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные
ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
4 класс
ОПК
14

№
п/п

Тема урока

1

Россия - наша Родина.

Колво
часо
в
(обяз
ат.
част
ь)
1

ЭОР

Основные виды деятельности учащихся на
уроке

Основы
православной
культуры.
4
класс.
Электронная
форма
учебника
Автор
Васильева
О.Ю.

Использовать систему условных обозначений
при выполнении заданий, рассматривать
иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному.
Размышлять после совместного анализа о роли
духовных традиций народов России, их
значении в жизни человека, семьи, общества,
духовном мире человека.
Называть традиционные религии в России,
народы России, для которых традиционными
религиями являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм.
Использовать ключевые понятия учебной темы
в устной и письменной речи (при
необходимости
с
опорой
на
терминологические таблицы), применять их
при анализе и оценке явлений и фактов
действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений
между людьми.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Использовать электронных форм учебника
(ЭФУ).
Приводить примеры единения народов России
(например «День народного единства» и т. д.)
Выделять после совместного анализа тему и
идею учебного текста, формулировать
вопросы к тексту и отвечать на них.
Объяснять по наводящим вопросам
соотношение культуры и религии, сущность
культуры, значение религии как духовной
культуры человека, народа, общества.
Рассказывать о том, как человек создаёт
культуру; об истоках русской культуры в
православной религии.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Использовать ключевые понятия темы в устной
и письменной речи (при необходимости с
опорой на терминологические таблицы),
применять их при анализе и оценке фактов
действительности.
Раскрывать своими словами и с опорой на
план-вопрос первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии,
вероучении
о
Боге-Троице,
Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви.
Пересказывать
прочитанное,
составлять
рассказ с введением в него новых фактов;

Методическое
обеспечение
экспериментал
ьных уроков по
предмету
«Основы
православной
культуры» для
4-5
классов
(рисунки,
аудио-видеоиллюстрации)
(htpp://experime
ntopk.pravolimp.r
u/lesson)
2
3

4
5
6
7

Культура и религия.
Как христианство пришло
на Русь. Введение в
православную традицию

1
1

Бог, мир, человек. Во что
верят
православные
христиане.
Библия
Ошибка первых людей
Вдали от рая

1

Мир религий
(htpp://www.reli
gio.ru/)
Православие в
России
(htpp://ww.or.ru
/)нная школа

1
1
1

15

8
9
10
11

12
13

В ожидании Спасителя.
Добро
и
зло
в
православной традиции.
Десять заповедей. Золотое
правило нравственности.
Благовещение. Рождество
Христово
Богоявление. Искушение в
пустыне

1

Нагорная проповедь
Евангельские
притчи.
Любовь к ближнему.

1
1

соотносить прочитанное с личным жизненным
опытом.
Рассказывать на доступном уровне о том, как
вера в Бога влияет на поступки людей, что
такое молитва, кто такие святые, что такое
Священное Предание Церкви, что его
составляет, о Священном Писании (Библии),
Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Использование электронных форм учебника
(ЭФУ)
Рассказывать о том, что такое заповеди Бога,
какие
заповеди
Бог
дал
Моисею.
Анализировать
с
помощью
педагога
содержание Десяти ветхозаветных заповедей с
религиозной и нравственно-этической точки
зрения.
Рассуждать о возможности и необходимости
соблюдения нравственных норм жизни
(свобода, разум, совесть, доброта, любовь).
Рассказывать о нравственных заповедях
Иисуса Христа — Заповедях Блаженства, их
соотношении с Десятью ветхозаветными
заповедями.
Объяснять
понимание
в
православном
христианстве, кто такой ближний, что означает
любовь к ближнему, как понимается в
православной традиции «золотое правило
нравственности» (поступайте с другими так,
как хотели бы, чтобы с вами поступили), о
святости и святых в православной традиции.
Размышлять и рассуждать на доступном
уровне на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Читать текст, находить в нём незнакомые
слова, выяснять их значение. Читать и
пересказывать учебный текст с опорой на план.
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на текст учебника.
Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте.
Рассказывать о грехопадении Прародителей, о
заповедях, о роли труда в жизни православных
христиан.
С
помощью
педагога
устанавливать
логическую связь между фактами; участвовать
в беседе.
Проводить совместный анализ прочитанного с
точки зрения полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни,
литературных произведений по наводящим
вопросам. Читать текст, находить в нём
незнакомые слова, выяснять их значение.
Читать и пересказывать учебный текст с
опорой на план.
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на текст учебника.
Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте.

1
1
1

16

14

Крест

1

15
16

Пасха. Праздники.
Итоговые
учебные
проекты

1
1

17

Храмы
России.
Православный храм и
другие святыни.
Икона.
Символический
язык
православной
культуры:
христианское
искусство (иконы, фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный календарь.
Церковнославянский язык
Православная молитва
Церковь. Православие в
России.

1

18

19
20
21

1

1
1
1

22
23

Причастие
Покаяние

1
1

24
25

Подвиг
Брак. Христианская семья
и её ценности.
Родители и дети. Долг и
ответственность.

1
1

26

Рассказывать о грехопадении Прародителей, о
заповедях, о роли труда в жизни православных
христиан.
С
помощью
педагога
устанавливать
логическую связь между фактами; участвовать
в беседе.
Проводить совместный анализ прочитанного с
точки зрения полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни,
литературных произведений по наводящим
вопросам.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст.
Распознавать
христианскую
символику,
объяснять своими словами её смысл и значение
в православной культуре.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Использование электронных форм учебника
(ЭФУ.
Называть православные праздники, объяснять
их значение (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово),
о православных постах, назначении поста в
жизни православных христиан. Православные
праздники: «Воскресение Христово (Пасха)»,
«Рождество Христово», «День славянской
письменности и культуры», «День семьи,
любви и верности
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Соотносить
содержание
текста
с
иллюстративным рядом.
Рассказывать по плану о назначении и
устройстве православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас),
нормах поведения в храме, общения с
мирянами
и
священнослужителями,
богослужениях в храмах в православной
традиции. Рассказывать с опорой на план о
художественной культуре в православной
традиции, о церковном пении, иконописи,
особенностях икон в сравнении с картинами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Использование электронных форм учебника
(ЭФУ)
Рассказывать о таинствах в православной
традиции. Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Использование электронных форм учебника
(ЭФУ
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст.
Рассказывать о традициях заключения брака, о
том, что такое православная семья, Таинство
Венчания, о взаимоотношениях в православной
семье
на
примерах
житий
святых,

1

17

27

Монашество

1

28

Труд
и
творчество.
Отношение к труду.
Любовь
вершина
творчества. Милосердие и
сострадание.
Суд
Божий
и
суд
человеческий

1

Отечество
земное
и
небесное.
Любовь
и
уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального
и
многоконфессионального
народа России.
Итоговый опрос
Обобщенный
урок,
знакомство с
другими
традиционными
культурами народов РФ, их
святынями, праздниками,
нравственными
ценностями, отношением к
труду,
образованию,
семейным
ценностям,
любви и уважении к
Отечеству.
Этические
нормы и правила в
нерелигиозных семьях.
Обобщенный
урок,
знакомство с
другими
традиционными
культурами народов РФ, их
святынями, праздниками,
нравственными

1

29
30

31

32
33

34

литературных произведений. Размышлять и
рассуждать на доступном уровне на моральноэтические темы.
Раскрывать основное содержание норм
отношений в православной в семье,
обязанностей и ответственности членов семьи,
отношении детей и родителей.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Праздник «День семьи, любви и верности»
Рассказывать о монашестве и монастырях в
православной традиции. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения.
Использование электронных форм учебника
(ЭФУ
Читать текст, находить в нём незнакомые
слова, выяснять их значение. Читать и
пересказывать учебный текст с опорой на план.
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на текст учебника.
Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте.
С
помощью
педагога
устанавливать
логическую связь между фактами; участвовать
в беседе.
Проводить совместный анализ прочитанного с
точки зрения полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни,
литературных произведений по наводящим
вопросам.
Закреплять
и
систематизировать
представления
о
духовных
традициях
многонационального народа России, духовном
мире человека, религии, религиях народов
России, их значении в жизни человека, семьи,
общества.
Проводить соотношение между религией и
Отечеством,
объяснять
отношение
православных христиан к Отечеству, защите
Родины, патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить определения
с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в устной
и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения

1
1

1
1

18

ценностями, отношением к
труду,
образованию,
семейным
ценностям,
любви и уважении к
Отечеству.
Этические
нормы и правила в
нерелигиозных семьях.

ОСЭ
№
п/п

Тема урока

1

Россия — наша Родина.

Колво
часо
в
(обяз
ат.
част
ь)
1

Этика - наука нравственной
жизни человека. Добрым жить
на белом свете веселей"
Правила общения для всех.
Этика и её значение в жизни
человека.
От добрых правил - добрые
слова и поступки

1

5

Каждый интересен. Образцы
нравственности в культуре
Отечества, в культурах разных
народов России.

1

6
7

Этикет. Премудрости этикета"
Красота этикета

1
1

8

Школьные
и
правила этикета

1

2
3
4

домашние

1

ЭОР

Основные
виды
учащихся на уроке

Основы светской
этики.
4
класс.
Электронная
форма учебника
Автор
Шемшурина
А.И.
)

Использовать ключевые понятия учебной
темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке
явлений и фактов действительности.
Рассказывать
о
роли
культурных
традиций в жизни народов России, о
значении культурных традиций в жизни
человека, семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Приводить примеры единения народов
России (например, праздники).
Размышлять и рассуждать на темы
правил поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и правила
этикета, приводить примеры.
Использовать основные понятия темы в
устной и письменной речи,
рассматривать иллюстративный
материал, соотносить текст с
иллюстрациями.
Составлять по предварительно
составленному плану и ключевым словам
небольшой текст-рассуждение на темы
добра и зла.
Высказывать суждения оценочного
характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества,
государства.
Рассуждать о возможности и
необходимости соблюдения
нравственных норм в жизни человека,
общества, раскрывать понимание
«золотого правила этики».
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Объяснять взаимосвязь этики и этикета,
целесообразность правил этикета.
Рассказывать о правилах этикета в
разных жизненных ситуациях, приводить
примеры, использовать народные
пословицы и поговорки.

Мир религий
(htpp://www.relig
io.ru/)
Православие в
России
(htpp://ww.or.ru/)

1

19

деятельности

9
10

Чистый ручеёк нашей речи
В развитии добрых чувств творение души."

1
1

11

Природа волшебные двери к
добру и доверию
Чувство Родины. Любовь и
уважение к Отечеству.
Предками данная мудрость
народная.
Чтобы быть коллективом"
Коллектив начинается с меня.
Нормы морали.
Мой класс - мои друзья
Ежели душевны вы и к этике не
глухи
Жизнь священна"

1

12
13
14
15
16
17
18

Обосновывать необходимость
соблюдения правил этикета в разных
ситуациях.
Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного
построения речевых высказываний в
соответствии с коммуникативными
задачами.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на
примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев,
защитников Отечества в истории России и
современности.
Рассуждать
о
возможности
и
необходимости бережного отношения к
природе и личной ответственности за это
каждого человека.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Составлять
коллективно
небольшой
текст-рассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения в культуре
Отечества».
Использовать знания, полученные на
уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления
примеров
нравственного
поведения
людей в истории и культуре Отечества.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Раскрывать
основное
содержание
понимания семьи, отношений в семье на
основе взаимной любви и уважения,
любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в
помощи родителях; уважение старших.
Рассказывать о семейных традициях
народов России, приводить примеры.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на
примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев,
защитников Отечества в истории России и
современности. Осуществлять поиск
необходимой
информации
для
выполнения заданий.
Составлять
коллективно
небольшой
текст-рассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения в культуре
Отечества».

1
1
1
1
1
1
1

19

Человек рожден для добра
Семейные ценности и этика
семейных отношений.

1

20
21

О милосердии.
Жить во благо себе и другим

1
1

20

22

Государство
и
мораль
гражданина, основной закон
(Конституция) в государстве
как
источник
российской
светской (гражданской) этики.

1

23

Достойно жить среди людей.
Что значит быть нравственным
в наше время.
Уметь понять и простить
Простая
этика
поступков.
Нравственные
ценности,
идеалы, принципы морали.

1

24
25

26

Общение
и
преодоления обид"

источники

27

Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства

Использовать знания, полученные на
уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления
примеров
нравственного
поведения
людей в истории и культуре Отечества.
Читать и понимать учебный текст,
объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника.
Выражать понимание нравственного
долга и ответственности человека в
российском обществе, государстве.
Рассказывать о российской гражданской
этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и
поведения
людей,
основанных
на
конституционных
правах,
свободах,
обязанностях человека.
Раскрывать основное содержание норм
российской
гражданской
этики
(справедливость,
ответственность,
ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, уважение к
старшим, к труду, свобода совести,
свобода вероисповедания, забота о
природе, историческом и культурном
наследии и др.).
Использовать
систему
условных
обозначений при выполнении заданий.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Использовать основные понятия темы в
устной и письменной речи,
рассматривать иллюстративный материал,
соотносить текст с иллюстрациями.
Составлять
по
предварительно
составленному плану и ключевым словам
небольшой текст-рассуждение на темы
добра и зла.
Высказывать
суждения
оценочного
характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества,
государства.
Рассуждать
о
возможности
и
необходимости
соблюдения
нравственных норм в жизни человека,
общества,
раскрывать
понимание
«золотого правила этики».
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Анализировать прочитанное с точки
зрения полученных ранее знаний.
Рассказывать
о
трудовой
морали,
нравственных
традициях
трудовой
деятельности, предпринимательства в
России, приводить примеры.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Высказывать
суждения
оценочного
характера о трудолюбии, честном труде,
об уважении к труду, к трудящимся

1
1

1

1

21

28

Праздники как одна из форм
исторической памяти

1

29

Действия с приставкой "со-"

1

30
31

С чего начинается Родина"
В тебе рождается патриот и
гражданин.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального
народа России.

1

32

Человек
чело
века.
Образование как нравственная
норма.
Слово, обращённое к себе.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Обобщенный урок, знакомство
с традиционными культурами
народов РФ, их святынями,
праздниками, нравственными
ценностями, отношением к
труду, образованию, семейным
ценностям, любви и уважении к
Отечеству. Общность этических
норм и правил в религиозных и
нерелигиозных семьях.

1

33
34

людям, результатам труда (своего и
других людей).
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Объяснять значение праздников как одной
из форм исторической памяти народа,
общества, их значение для укрепления
единства народа, общества.
Рассказывать о российских праздниках
(государственные,
народные,
религиозные, семейные), День народного
единства, День защитников Отечества и
др., о праздниках в своём регионе,
местности проживания.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на
примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев,
защитников Отечества в истории России и
современности.
Закреплять
и
систематизировать
представления о российской светской
этике, духовно-нравственной культуре
многонационального народа России, их
значении в жизни человека, семьи,
российского общества.
Сопоставлять понятия «патриотизм»,
«Отечество», «многонациональный народ
России»,
«служение»,
соотносить
определения с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в
устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Выражать своими словами понятия урока
с опорой на учебник.
Приводить
примеры
нравственных
поступков, оценивать поступки свои и
других людей.
Соотносить нравственные нормы с
анализом личного опыта поведения.
Составлять
коллективно
небольшой
текст-рассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения людей в
современной жизни».
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

1
1

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
22

(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие
тематике программы по ОРКСЭ.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».