1-4 кл. РП КК Формирование коммуникативного поведения

11р и л о ж с н и с 2

к А д ап ти р о ван н о й о сн о вн о й
о б щ е о б р а зо в а те л ь н о й п р о гр а м м е
н а ч а л ь н о го о б щ е го о б р а зо в а н и я
д л я у ч ащ и х ся с р асстр о й ствам и
ау ти сти ч еск о го сп ек тр а
(в а р и а н т 8.2.) М А О У С О Ш № 8

М у н и ц и п а л ь н о е а в то н о м н о е о б щ ео б р а зо в а те л ь н о е у ч р е ж д е н и е
с р е д н я я о б щ е о б р а зо в а те л ь н а я ш к о л а № 8

Р еком ен д ован а
I [е д а г о г и ч е с к и м с о в е т о м
М А О У С О Ш № 8
п р о т о к о л о т 29.08.2024 №

v-

Ш

о у COI 11 № 8
С .В .Е л с у к о в а

-/-1 IC/2023-2024

А
с *. *

РА БО Ч А Я П РО ГРА М М А
К о р р е к ц и о н н ы й к у р с «Ф о р м и р о в а н и е к о м м у н и к а т и в н о г о п о в е д е н и я »
С р о к р е а л и за ц и и : 5 л е т
К л а с с : 1-4 к л а с с

С ев ер о у р ал ь ск и й го р о д ск о й о к р у г
2024 г о д

Оглавлениие
1.

Пояснительная записка ................................................................................................................... 2

2. Общая характеристика коррекционного курса «Формирование коммуникативного
поведения» .................................................................................................................................................. 4
3. Описание места коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» в
учебном плане ............................................................................................................................................ 4
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Формирование
коммуникативного поведения» .............................................................................................................. 4
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»................................................................................ 5
6. Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» .......... 6
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ..................................................................................................................................................... 7
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............26

1. Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения»
разработана в соответствии со следующими документами:
-

-

-

-

-

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
задержкой психического развития, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023
(зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654);

Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования для учащихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
МАОУ СОШ № 8;
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Устав МАОУ СОШ № 8;
локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.

Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана для учащихся с
РАС. Нарушения социального взаимодействия и общения, наряду со стереотипными и
повторяющимися поведением и интересами являются основными диагностическими
признаками расстройств аутистического спектра. Вследствие этого, коммуникативное
поведение как поведение, которое возникает в процессе общения и регулируется нормами
и традициями общения данного социума, формируется у детей с РАС гораздо сложнее и
занимает более длительное время, чем у их типично развивающихся сверстников.
Трудности формирования коммуникативного поведения у детей с РАС связаны с
отставанием в эмоционально-волевом и личностном развитии, в том числе саморегуляции;
особенностями переработки информации, из за которых ребенку с РАС трудно правильно
2

и быстро оценивать многочисленные и меняющиеся потоки информации в процессе
взаимодействия и общения; сложностями, связанными с быстрым оцениванием и реакцией
на новую незнакомую ситуацию; трудностями правильной интерпретации мыслей, чувств
и намерений других людей; сложностями соотнесения собственного поведения с
социальным контекстом; ограниченным социальным опытом и интересами. Аутичным
школьникам сложно реагировать на социальные инициативы других детей и взрослых,
сложно самостоятельно инициировать социальное взаимодействие, гибко использовать
разнообразный репертуар ответов.
Цель реализации коррекционного курса: достижение социальной и коммуникативной
компетентности, развитие саморегуляции, а также функциональных адаптационных
навыков, необходимых для обеспечения максимальной самостоятельности учащегося с
РАС.
Задачи реализации коррекционного курса:
• формирование
коммуникативной
мотивации,
создание
положительного
эмоционального настроя и доверительных отношений учащегося с РАС с взрослыми и
сверстниками;
• преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и
социального взаимодействия у учащихся с РАС, характерных для начала обучения в школе;
• развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального
взаимодействия оучащихся с РАС с другими участниками образовательного процесса в
условиях Учреждения;
• формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных
норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога);
• формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики и
пантомимики);
• обучение способности ориентации на партнера по общению;
• формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать различные
коммуникативные роли в общении;
• формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на социально
приемлемые формы поведения.
Принципы и подходы к реализации курса
Коррекционная работа по формированию коммуникативного поведения осуществляется
на основе следующих принципов, разработанных в общей, коррекционной педагогике и
специальной психологии и педагогике:
• комплексного воздействия: коррекционное воздействие на учащегося должно быть
согласовано со всеми участниками педагогического процесса: учителями, специалистами,
родителями (законными представителями) учащегося с РАС;
• систематичности: для обучения коммуникативному поведению важно обеспечить
целенаправленное, систематическое и последовательное обучение, включающее в себя
перенос полученных навыков в реальную жизнь;
• опора на онтогенез социального развития: формируемые навыки должны быть в зоне
ближайшего развития учащегося и учитывать уровень его актуального развития;
• обучения от простого к сложному: обучение коммуникативным навыкам
осуществляется в процессе постепенного усложнения коррекционных задач и точного
определения последовательности предлагаемых заданий;
• принципа индивидуально-дифференцированного подхода к обучению: подбор
методов, приемов и форм организации коррекционной работы определяется
необходимостью учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов
учащихся с РАС;
• преемственности: реализация коррекционного курса «Развитие коммуникативного
поведения» в начальной школе опирается на результаты развития коммуникативного
3

поведения учащихся с РАС на предыдущем этапе обучения и обеспечивает готовность к
переходу в основную школу.

2. Общая характеристика коррекционного курса «Формирование
коммуникативного поведения»
Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения»
направлена на развитие коммуникативной компетентности, предполагающей не только
освоение социальных ролей (ученика, одноклассника, друга и др.) и обучение конкретным
умениям и навыкам, но и помощь в осмыслении отношений учащегося с РАС с
окружающим миром и людьми.
Коррекционный курс реализуется в форме индивидуальных или групповых
коррекционно-развивающих занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей
учащихся.
Программа имеет концентрическую структуру и предполагает реализацию однотипных
учебных тем в течение одного учебного года с дальнейшим усложнением учебного
материала в последующих годах обучения.
Кроме направленных занятий по развитию коммуникативного поведения и обучению
учащихся с РАС пониманию социальных ситуаций в специально-организованной среде,
важно предусмотреть возможность переноса полученных навыков в естественное общение
учащегося с РАС с различными взрослыми и со сверстниками. Для развития
коммуникативного поведения у учащихся с РАС и генерализации полученных навыков
необходима организация педагогического общения, которое включает в себя учебное
сотрудничество с учителем и со сверстниками и поддержка общения в условиях
естественных социальных контактов.

3. Описание места коррекционного курса «Формирование
коммуникативного поведения» в учебном плане
Курс «Формирование коммуникативного поведения» относится к курсам
коррекционно-развивающей области, реализуемым в образовательной организации.
Коррекционная программа реализуется во внеурочное время, длительность занятия 35 мин.
в первом и 1 дополнительном классах, 40 мин. во 2-4 классах.
Класс
1 класс
1 доп.
класс
2 класс
3 класс
4 класс

Количество
часов в неделю
2
2

Обязательная часть

Итого

2
2

66
66

2
2
2

2
2
2

68
68
68

4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса «Формирование коммуникативного поведения»
«Формирование коммуникативного поведения» с младшими школьниками с РАС
исключительно важно формировать положительную мотивацию к речевому
взаимодействию, способность ориентироваться в заданиях, развивать навыки анализа и
синтеза (на речевом материале), учить обдумывать и планировать предстоящую
деятельность, следить за правильностью ее выполнения, рассказывать о проделанном и
адекватно оценивать результат деятельности.
4

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения»
Личностные:
 умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и
моральными нормами;
 ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях;
 накопление опыта социального поведения;
 освоенность основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в школе;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества;
 готовность вести диалог с другими людьми;
 готовность и способность к дальнейшему обучению в школе;
 умеют соблюдать социальные правила поведения в ситуации фрустрации;
 умеют понимать и заявлять о своих трудностях, оценивать свои собственные силы
и при необходимости попросить о помощи;
 умеют принимать и оказывать помощь;
 умеют понимать собственное эмоциональное состояние (усталости, чувства
радости, печали, страха, гнева и др.) и при необходимости сообщать об этом
социально приемлемым способом;
 умеют справиться со своими негативными эмоциями, знать и использовать
способы преодоления своих эмоциональных состояний, в том числе простые
приемы саморегуляции;
 умение использовать имеющиеся социально-бытовые навыки с учетом конкретной
ситуации.
Метапредметные:
 умеют использовать полученные знания для безопасного взаимодействия с
окружающей средой и для развития и усложнения картины мира;
 умеют осмысливать и оценивать свой жизненный опыт и использовать его в
организации собственного поведения;
 умеют переносить полученные знания в новую ситуацию;
 умеют правильно определять свою социальную роль в общении;
 знают и умеют применять на практике правила личной безопасности;
 осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной
форме;
 умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
 учитывают позиции и мнения других
 людей, партнера по общению или деятельности, в том числе, в учебной
деятельности;
 умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; извлекают
необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров,
определяют основную и второстепенную информацию.
 умеют использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации для
организации адекватного социального поведения в семье, в школе, в обществе;
 умеют применять общепринятые правила социального взаимодействия с учетом
конкретных обстоятельств ситуации общения;
 умеют правильно определять пространственную и психологическую дистанцию в
общении;
5

умеют управлять своим эмоциональным состоянием в процессе социального
взаимодействия;
 умеют строить свое поведение, опираясь на необходимые знания и представления
о других людях;
 умеют соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
 умеют учитывать выражение лица, интонации, жесты собеседника в организации
своего поведения.
Предметные результаты:
 Предметные результаты коррекционного курса не предусмотрены. Достижение
результатов для каждого учащегося с РАС имеет индивидуальный характер и
зависит от степени выраженности аутистических нарушений, нарушений
эмоционально-волевого и познавательного развития, индивидуального опыта
учащегося.


6. Содержание коррекционного курса «Формирование
коммуникативного поведения»
Содержание обучения в 1 классе
Формирование обобщенного представления о человеке (тело, чувства, мысли).
Формирование представлений о своем внешнем виде. Формирование умений соотносить
одежду и времена года. Формирование представлений об уместности внешнего вида в
различных социальных ситуациях.
Формирование представления о внутреннем мире человека. Основные эмоции: радость,
грусть, страх. Формирование умения определять свое эмоциональное состояние и
рассказывать об этом. Формирование понимания о способах преодоления страха.
Формирование умения использовать навыки саморегуляции для контроля своего
эмоционального состояния.
Формирование умения определять свою позицию в семье, понимание внутрисемейных
отношений, обязанностей членов семьи. Формирование представлений о себе как ученике.
Формирование представлений о коллективе класса. Основные правила поведения в школе
и в классе.
Навыки знакомства и прощания. Правила вежливости при знакомстве и прощании.
Формирование навыков вербального и невербального общения. Формирование
невербальных способов коммуникации. Понятия жесты, мимика и пантомимика.
Формирование навыков совместной деятельности с другими учащимися. Умение
просить и принимать помощь взрослого, сверстника, благодарить за помощь.
Содержание обучения в 1 дополнительном классе
Расширение представлений о внутреннем мире человека. Привязанности и привычки
человека. Основные эмоции: гнев, обида, усталость. Анализ ситуаций, в которых могут
возникать гнев и обида. Ссора. Способы решения конфликтов. Развитие умения
использовать навыки саморегуляции для контроля своего эмоционального состояния.
Формирование умений правильной организации своего отдыха.
Отношения одноклассников и умение сотрудничать в различных видах деятельности,
умение договориться о совместных действиях со сверстником. Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной деятельности.
Умение слушать других, умение ждать и соблюдать очередность. Умение отвечать на
вопросы и самостоятельно задавать вопросы. Умение замечать свои и чужие успехи.
Умение хвалить себя и других за успешные достижения.
Умение принимать замечания об ошибках во время совместной деятельности, умение
замечать собственные ошибки, умение исправлять ошибки.
Способы попросить прощения; отработка следующих навыков: «Умение извиняться».
Жесты, мимика и пантомимика.
6

Содержание обучения во 2 классе
Расширение представлений о внутреннем мире человека. Формирование представлений
о качествах характера. Выделение определенных качеств характера в себе и других людях
(доброжелательность, трудолюбие, аккуратность, лень). Плохие и хорошие качества
характера. Какие качества нам нравятся в других людях. Хорошие и плохие поступки.
Эмоции: стыд, удивление.
Отношения одноклассников и умение сотрудничать в различных видах деятельности,
умение ставить общие цели, умение составлять общий план действий, распределять
обязанности, работать вместе.
Навыки общения: умение ориентироваться на готовность партнера к общению,
правильно определять дистанцию для комфортного общения, эмоциональные реакции
собеседника, умение принять отказ. Умение рассказывать с учетом эмоциональной реакции
других людей. Интонирование речи для передачи смысла сообщения.
Содержание обучения в 3 классе
Расширение представлений о внутреннем мире человека. Привязанности и привычки
человека. Хорошие и плохие привычки. Формирование представлений о своих
возможностях и ограничениях. Эмоции человека, причины, вызвавшие определенную
эмоцию. Основные эмоции: жалость, сочувствие. Эмоциональные реакции окружающих.
Фантазии и ложь. Умение отличать фантазию от лжи.
Дружба и друзья. Мои друзья в классе. Развитие умений сотрудничать в различных видах
деятельности, умение ставить общие цели, составлять общий план действий, распределять
обязанности, работать вместе.
Навыки общения: Умение начинать и продолжать диалог со сверстником. Умение
заканчивать диалог. Развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Умение обмениваться
своими впечатлениями об эмоционально значимых событиях.
Содержание обучения в 4 классе
Развитие навыков самообладания и самоанализа; внимания к самому себе, своим
желаниям и переживаниям. Индивидуальные особенности других людей.
Умение адекватно выражать свои эмоции, поддерживать коммуникацию и
контролировать свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса, в ситуациях изменения
привычной среды и окружения.
Умение понимать смысл и разумность общепринятых социальных правил.
Систематизация правил поведения дома, в школе, в общественных местах. Круги
социального общения (члены семьи, друзья, знакомые и незнакомые люди).
Развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы диалога, умение вести диалог более гибко, ориентируясь на
эмоциональное состояние собеседника. Преодоление «монологичности» в собственной
речи.
Навыки общения с незнакомыми людьми в общественном транспорте, обращение за
помощью к незнакомым людям.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 класс
№
п/п

1.
2.

Тема урока

Диагностическое обследование
Диагностическое обследование

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1
1

7

ЭОР

Основные виды деятельности
учащихся на уроке

Участие в беседе, слушание рассказов,
аудиоматериалов по теме. Просмотр

3.

4.

5.
6.
7.

8.

9.
10.
11.

12.

13.
14.
15.

16.

17.

18.

19.

20.

Формирование
обобщенного
представления о человеке (тело,
чувства, мысли).
Формирование
обобщенного
представления о человеке (тело,
чувства, мысли).

1

Формирование представлений о
своем внешнем виде.
Формирование представлений о
своем внешнем виде.
Формирование умений соотносить
одежду и времена года.
Формирование представлений об
уместности внешнего вида в
различных социальных ситуациях.
Формирование умений соотносить
одежду
и
времена
года.
Формирование представлений об
уместности внешнего вида в
различных социальных ситуациях.
Формирование представления о
внутреннем мире человека.
Формирование представления о
внутреннем мире человека.
Основные эмоции: радость, грусть,
страх. Формирование умения
определять свое эмоциональное
состояние и рассказывать об этом.
Основные эмоции: радость, грусть,
страх. Формирование умения
определять свое эмоциональное
состояние и рассказывать об этом.
Формирование
понимания
о
способах преодоления страха.
Формирование
понимания
о
способах преодоления страха.
Формирование
умения
использовать
навыки
саморегуляции
для
контроля
своего эмоционального состояния.
Формирование
умения
использовать
навыки
саморегуляции
для
контроля
своего эмоционального состояния.
Формирование умения определять
свою позицию в семье, понимание
внутрисемейных
отношений,
обязанностей членов семьи.
Формирование умения определять
свою позицию в семье, понимание
внутрисемейных
отношений,
обязанностей членов семьи.

1

Формирование умения определять
свою позицию в семье, понимание
внутрисемейных
отношений,
обязанностей членов семьи.
Формирование умения определять
свою позицию в семье, понимание
внутрисемейных
отношений,
обязанностей членов семьи.

обучающих
видеофильмов.
Прослушивание
музыкальных
произведений.
Участие в дидактических и ролевых играх.
Релаксационные упражнения. Участие в
играх и упражнениях, направленных на
развитие
сознательных
форм
саморегуляции.
Индивидуальное и совместное рисование,
создание тематических комиксов и
коллажей.
Совместное изучение художественных
текстов
(художественных
фильмов),
включающий анализ отношений личности
и проблем межличностных отношений.
Ведение
«Дневника
событий
и
впечатлений». Участие в ситуативном
анализе жизненных ситуаций.

1

1
1

1

1
1
1

1

1
1
1

1

1

Моделирование образцов поведения.
Изучение социальных историй.
Учащиеся вовлекаются в различных игры:
на развитие творческого воображения,
образного мышления, мимической и
пантомимической
экспрессии,
игрыупражнения из практики психотренингов.
Сюжетно ролевые игры с социально
значимыми ролями (школа, профессии,
семья).
Ролевое проигрывание сюжетов, сказок и
жизненных историй. Создание образов
людей,
животных
и
сказочных
персонажей.

1

1

1

8

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

Формирование представлений о
себе как ученике.
Формирование представлений о
себе как ученике.
Формирование представлений о
себе как ученике.

1

Формирование представлений о
себе как ученике.
Формирование представлений о
коллективе класса.
Формирование представлений о
коллективе класса.
Формирование представлений о
коллективе класса.
Формирование представлений о
коллективе класса.
Основные правила поведения в
школе и в классе.
Основные правила поведения в
школе и в классе.
Основные правила поведения в
школе и в классе.
Основные правила поведения в
школе и в классе.
Навыки знакомства и прощания.
Навыки знакомства и прощания.
Навыки знакомства и прощания.
Навыки знакомства и прощания.
Правила
вежливости
при
знакомстве и прощании.
Правила
вежливости
при
знакомстве и прощании.
Правила
вежливости
при
знакомстве и прощании.
Правила
вежливости
при
знакомстве и прощании.
Формирование
навыков
вербального и невербального
общения.
Формирование
навыков
вербального и невербального
общения.
Формирование
навыков
вербального и невербального
общения.
Формирование
навыков
вербального и невербального
общения.
Формирование
невербальных
способов коммуникации. Понятия
жесты, мимика и пантомимика.
Формирование
невербальных
способов коммуникации. Понятия
жесты, мимика и пантомимика.
Формирование
невербальных
способов коммуникации. Понятия
жесты, мимика и пантомимика.
Формирование
невербальных
способов коммуникации. Понятия
жесты, мимика и пантомимика.

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Участие в общей деятельности (создании
мультфильмов, небольших книжек с
иллюстрациями, коллажей).
Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания, тренировки речевого
аппарата,
правильной
артикуляции,
дикции.
Игры со словом, развивающие образную
речь, умение сочинить небольшой рассказ,
сказку, подобрать простую рифму.
Учащиеся вовлекаются в различные
дидактические и театрализованные игры:
на развитие творческого воображения,
образного мышления, мимической и
пантомимической
экспрессии,
игрыупражнения из практики психотренингов.
Комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения,
способствующие развитию координации,
пластическую выразительность движений.
Игры и упражнения на изучение языков
мимики и жеста, пантомимы.

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

9

49.

Формирование
навыков
совместной
деятельности
с
другими учащимися.
Формирование
навыков
совместной
деятельности
с
другими учащимися.
Формирование
навыков
совместной
деятельности
с
другими учащимися.
Формирование
навыков
совместной
деятельности
с
другими учащимися.
Формирование
навыков
совместной
деятельности
с
другими учащимися.
Формирование
навыков
совместной
деятельности
с
другими учащимися.
Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.

1

Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.
Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.
Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.
Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.
Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.
Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.
Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.

1

63.

Умение просить и принимать
помощь взрослого, сверстника,
благодарить за помощь.

1

64.
65.

Итоговая проверочная работа.
Диагностика сформированности
навыков
Диагностика сформированности
навыков

1
1

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

66.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 дополнительный класс
№
п/п

1.
2.

Тема урока

Диагностическое обследование
Диагностическое обследование

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1
1

10

ЭОР

Основные виды деятельности учащихся
на уроке

Участие в беседе, слушание рассказов,
аудиоматериалов по теме. Просмотр

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Расширение представлений
внутреннем мире человека.
Расширение представлений
внутреннем мире человека.

о

1

о

1

Привязанности
и
привычки
человека.
Привязанности
и
привычки
человека.
Основные эмоции: гнев, обида,
усталость.
Основные эмоции: гнев, обида,
усталость.
Анализ ситуаций, в которых
могут возникать гнев и обида.
Анализ ситуаций, в которых
могут возникать гнев и обида.
Ссора.
Ссора.
Способы решения конфликтов.
Способы решения конфликтов.
Развитие умения использовать
навыки
саморегуляции
для
контроля своего эмоционального
состояния.
Развитие умения использовать
навыки
саморегуляции
для
контроля своего эмоционального
состояния.
Формирование
умений
правильной организации своего
отдыха.
Формирование
умений
правильной организации своего
отдыха.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
договориться
о
совместных
действиях со сверстником.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
договориться
о
совместных
действиях со сверстником.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
договориться
о
совместных
действиях со сверстником.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
договориться
о
совместных
действиях со сверстником.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
договориться
о
совместных
действиях со сверстником.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных

1

обучающих
видеофильмов.
Прослушивание
музыкальных
произведений.
Участие в дидактических и ролевых играх.
Релаксационные упражнения. Участие в
играх и упражнениях, направленных на
развитие
сознательных
форм
саморегуляции.
Индивидуальное и совместное рисование,
создание тематических комиксов и
коллажей.
Совместное изучение художественных
текстов
(художественных
фильмов),
включающий анализ отношений личности
и проблем межличностных отношений.
Ведение
«Дневника
событий
и
впечатлений». Участие в ситуативном
анализе жизненных ситуаций.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

Моделирование
образцов
поведения.
Изучение социальных историй.
Учащиеся вовлекаются в различных игры:
на развитие творческого воображения,
образного мышления, мимической и
пантомимической
экспрессии,
игрыупражнения из практики психотренингов.
Сюжетно ролевые игры с социально
значимыми ролями (школа, профессии,
семья).
Ролевое проигрывание сюжетов, сказок и
жизненных историй. Создание образов
людей, животных и сказочных персонажей.

1

1

1

1

1

11

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

видах
деятельности,
умение
договориться
о
совместных
действиях со сверстником.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
договориться
о
совместных
действиях со сверстником.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
договориться
о
совместных
действиях со сверстником.
Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной
деятельности.
Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной
деятельности.
Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной
деятельности.
Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной
деятельности.
Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной
деятельности.
Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной
деятельности.
Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной
деятельности.
Умение предложить помощь
сверстнику во время совместной
деятельности.
Умение слушать других, умение
ждать и соблюдать очередность.
Умение слушать других, умение
ждать и соблюдать очередность.
Умение слушать других, умение
ждать и соблюдать очередность.
Умение слушать других, умение
ждать и соблюдать очередность.
Умение отвечать на вопросы и
самостоятельно задавать вопросы.
Умение отвечать на вопросы и
самостоятельно задавать вопросы.
Умение отвечать на вопросы и
самостоятельно задавать вопросы.
Умение отвечать на вопросы и
самостоятельно задавать вопросы.
Умение замечать свои и чужие
успехи.
Умение замечать свои и чужие
успехи.
Умение замечать свои и чужие
успехи.
Умение замечать свои и чужие
успехи.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Участие в общей деятельности (создании
мультфильмов, небольших книжек с
иллюстрациями, коллажей).
Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания, тренировки речевого
аппарата,
правильной
артикуляции,
дикции.
Игры со словом, развивающие образную
речь, умение сочинить небольшой рассказ,
сказку, подобрать простую рифму.
Учащиеся вовлекаются в различные
дидактические и театрализованные игры:
на развитие творческого воображения,
образного мышления, мимической и
пантомимической
экспрессии,
игрыупражнения из практики психотренингов.
Комплексные ритмические, музыкальные,
пластические
игры
и
упражнения,
способствующие развитию координации,
пластическую выразительность движений.
Игры и упражнения на изучение языков
мимики и жеста, пантомимы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

47.
48.
49.
50.
51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Умение хвалить себя и других за
успешные достижения.
Умение хвалить себя и других за
успешные достижения.
Умение хвалить себя и других за
успешные достижения.
Умение хвалить себя и других за
успешные достижения.
Умение принимать замечания об
ошибках во время совместной
деятельности, умение замечать
собственные ошибки, умение
исправлять ошибки.
Умение принимать замечания об
ошибках во время совместной
деятельности, умение замечать
собственные ошибки, умение
исправлять ошибки.
Умение принимать замечания об
ошибках во время совместной
деятельности, умение замечать
собственные ошибки, умение
исправлять ошибки.
Умение принимать замечания об
ошибках во время совместной
деятельности, умение замечать
собственные ошибки, умение
исправлять ошибки.
Способы попросить прощения;
отработка следующих навыков:
«Умение извиняться».
Способы попросить прощения;
отработка следующих навыков:
«Умение извиняться».
Способы попросить прощения;
отработка следующих навыков:
«Умение извиняться».
Способы попросить прощения;
отработка следующих навыков:
«Умение извиняться».
Жесты, мимика и пантомимика.
Жесты, мимика и пантомимика.
Жесты, мимика и пантомимика.
Жесты, мимика и пантомимика.
Жесты, мимика и пантомимика.
Итоговая проверочная работа.
Диагностика сформированности
навыков
Диагностика сформированности
навыков

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
№
п/п

1.
2.

Тема урока

Диагностическое обследование
Диагностическое обследование

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1
1

13

ЭОР

Основные виды деятельности учащихся на
уроке

Участие в беседе, слушание рассказов,
аудиоматериалов по теме. Просмотр обучающих

3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.

19.

20.

21.

Расширение представлений о
внутреннем мире человека.
Расширение представлений о
внутреннем мире человека.
Формирование представлений о
качествах характера.
Формирование представлений о
качествах характера.
Выделение определенных качеств
характера в себе и других людях
(доброжелательность,
трудолюбие, аккуратность, лень).
Выделение определенных качеств
характера в себе и других людях
(доброжелательность,
трудолюбие, аккуратность, лень).
Плохие и хорошие качества
характера.
Плохие и хорошие качества
характера.
Какие качества нам нравятся в
других людях.
Какие качества нам нравятся в
других людях.
Хорошие и плохие поступки.
Хорошие и плохие поступки.
Эмоции: стыд, удивление.
Эмоции: стыд, удивление.
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,

1

видеофильмов. Прослушивание музыкальных
произведений.
Участие в дидактических и ролевых играх.
Релаксационные упражнения. Участие в играх и
упражнениях, направленных
на развитие
сознательных форм саморегуляции.
Индивидуальное и совместное рисование,
создание тематических комиксов и коллажей.
Совместное изучение художественных текстов
(художественных
фильмов),
включающий
анализ отношений личности и проблем
межличностных отношений.
Ведение «Дневника событий и впечатлений».
Участие в ситуативном анализе жизненных
ситуаций.

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Моделирование образцов поведения. Изучение
социальных историй.
Учащиеся вовлекаются в различных игры: на
развитие творческого воображения, образного
мышления, мимической и пантомимической
экспрессии, игры-упражнения из практики
психотренингов.
Сюжетно ролевые игры с социально значимыми
ролями (школа, профессии, семья).
Ролевое проигрывание сюжетов, сказок и
жизненных историй. Создание образов людей,
животных и сказочных персонажей.

1

1

1

1

14

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Отношения одноклассников и
умение сотрудничать в различных
видах
деятельности,
умение
ставить общие цели, умение
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,

1

1

1

Участие в общей деятельности (создании
мультфильмов,
небольших
книжек
с
иллюстрациями, коллажей).
Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания, тренировки речевого аппарата,
правильной артикуляции, дикции.
Игры со словом, развивающие образную речь,
умение сочинить небольшой рассказ, сказку,
подобрать простую рифму.
Учащиеся
вовлекаются
в
различные
дидактические и театрализованные игры: на
развитие творческого воображения, образного
мышления, мимической и пантомимической
экспрессии, игры-упражнения из практики
психотренингов.
Комплексные
ритмические,
музыкальные,
пластические
игры
и
упражнения,
способствующие
развитию
координации,
пластическую выразительность движений.
Игры и упражнения на изучение языков мимики
и жеста, пантомимы.

1

1

1

1

1

16

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Навыки
общения:
умение
ориентироваться на готовность
партнера к общению, правильно
определять
дистанцию
для
комфортного
общения,
эмоциональные
реакции
собеседника, умение принять
отказ.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

52.

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Умение рассказывать с учетом
эмоциональной реакции других
людей.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Интонирование речи для передачи
смысла сообщения.
Итоговая проверочная работа.
Диагностика сформированности
навыков
Диагностика сформированности
навыков

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

Тема урока

Диагностическое обследование
Диагностическое обследование
Расширение представлений о
внутреннем мире человека.
Расширение представлений о
внутреннем мире человека.
Привязанности
и
привычки
человека.
Привязанности
и
привычки
человека.
Хорошие и плохие привычки.
Хорошие и плохие привычки.
Формирование представлений о
своих
возможностях
и
ограничениях.
Формирование представлений о
своих
возможностях
и
ограничениях.

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

18

ЭО
Р

Основные виды деятельности учащихся на
уроке

Участие в беседе, слушание рассказов,
аудиоматериалов по теме. Просмотр обучающих
видеофильмов. Прослушивание музыкальных
произведений.
Участие в дидактических и ролевых играх.
Релаксационные упражнения. Участие в играх и
упражнениях, направленных
на развитие
сознательных форм саморегуляции.
Индивидуальное и совместное рисование,
создание тематических комиксов и коллажей.
Совместное изучение художественных текстов
(художественных
фильмов),
включающий
анализ отношений личности и проблем
межличностных отношений.
Ведение «Дневника событий и впечатлений».
Участие в ситуативном анализе жизненных
ситуаций.

11.

12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.

27.

28.

29.

30.

Эмоции
человека,
причины,
вызвавшие
определенную
эмоцию.
Эмоции
человека,
причины,
вызвавшие
определенную
эмоцию.
Основные эмоции: жалость,
сочувствие.
Основные эмоции: жалость,
сочувствие.
Эмоциональные реакции
окружающих.
Эмоциональные
реакции
окружающих.
Фантазии и ложь.
Фантазии и ложь.
Умение отличать фантазию от
лжи.
Умение отличать фантазию от
лжи.
Дружба и друзья.
Дружба и друзья.
Мои друзья в классе.
Мои друзья в классе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Моделирование образцов поведения. Изучение
социальных историй.
Учащиеся вовлекаются в различных игры: на
развитие творческого воображения, образного
мышления, мимической и пантомимической
экспрессии, игры-упражнения из практики
психотренингов.
Сюжетно ролевые игры с социально значимыми
ролями (школа, профессии, семья).
Ролевое проигрывание сюжетов, сказок и
жизненных историй. Создание образов людей,
животных и сказочных персонажей.

1

1

1

1

1

19

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.
46.

Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Развитие умений сотрудничать в
различных видах деятельности,
умение ставить общие цели,
составлять общий план действий,
распределять
обязанности,
работать вместе.
Навыки
общения:
Умение
начинать и продолжать диалог со
сверстником.
Навыки
общения:
Умение
начинать и продолжать диалог со
сверстником.
Навыки
общения:
Умение
начинать и продолжать диалог со
сверстником.
Навыки
общения:
Умение
начинать и продолжать диалог со
сверстником.
Навыки
общения:
Умение
начинать и продолжать диалог со
сверстником.
Навыки
общения:
Умение
начинать и продолжать диалог со
сверстником.
Навыки
общения:
Умение
начинать и продолжать диалог со
сверстником.
Навыки
общения:
Умение
начинать и продолжать диалог со
сверстником.
Умение заканчивать диалог.
Умение заканчивать диалог.

1

1

1

1

1

1

1

Участие в общей деятельности (создании
мультфильмов,
небольших
книжек
с
иллюстрациями, коллажей).
Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания, тренировки речевого аппарата,
правильной артикуляции, дикции.
Игры со словом, развивающие образную речь,
умение сочинить небольшой рассказ, сказку,
подобрать простую рифму.
Учащиеся
вовлекаются
в
различные
дидактические и театрализованные игры: на
развитие творческого воображения, образного
мышления, мимической и пантомимической
экспрессии, игры-упражнения из практики
психотренингов.
Комплексные
ритмические,
музыкальные,
пластические
игры
и
упражнения,
способствующие
развитию
координации,
пластическую выразительность движений.
Игры и упражнения на изучение языков мимики
и жеста, пантомимы.

1

1

1

1

1

1

1

1
1

20

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.
67.
68.

Умение заканчивать диалог.
Умение заканчивать диалог.
Умение заканчивать диалог.
Умение заканчивать диалог.
Умение заканчивать диалог.
Умение заканчивать диалог.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Умение обмениваться своими
впечатлениями об эмоционально
значимых событиях.
Умение обмениваться своими
впечатлениями об эмоционально
значимых событиях.
Умение обмениваться своими
впечатлениями об эмоционально
значимых событиях.
Умение обмениваться своими
впечатлениями об эмоционально
значимых событиях.
Умение обмениваться своими
впечатлениями об эмоционально
значимых событиях.
Умение обмениваться своими
впечатлениями об эмоционально
значимых событиях.
Итоговая проверочная работа.
Диагностика уровня устной и
письменной речи.
Диагностика уровня устной и
письменной речи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1

4 класс
№
п/п

1.
2.
3.

4.

Тема урока

Диагностическое обследование
Диагностическое обследование
Развитие навыков самообладания и
самоанализа; внимания к самому
себе,
своим
желаниям
и
переживаниям.
Развитие навыков самообладания и
самоанализа; внимания к самому
себе,
своим
желаниям
и
переживаниям.

Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1
1
1

1

21

ЭОР

Основные виды деятельности учащихся на
уроке

Участие в беседе, слушание рассказов,
аудиоматериалов
по
теме.
Просмотр
обучающих видеофильмов. Прослушивание
музыкальных произведений.
Участие в дидактических и ролевых играх.
Релаксационные упражнения. Участие в играх и
упражнениях, направленных
на развитие
сознательных форм саморегуляции.
Индивидуальное и совместное рисование,
создание тематических комиксов и коллажей.

5.

6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Развитие навыков самообладания и
самоанализа; внимания к самому
себе,
своим
желаниям
и
переживаниям.
Индивидуальные
особенности
других людей.
Индивидуальные
особенности
других людей.
Индивидуальные
особенности
других людей.
Индивидуальные
особенности
других людей.
Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.
Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.
Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.
Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.
Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.
Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.
Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.

1

Совместное изучение художественных текстов
(художественных
фильмов),
включающий
анализ отношений личности и проблем
межличностных отношений.
Ведение «Дневника событий и впечатлений».
Участие в ситуативном анализе жизненных
ситуаций.

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

22

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.
Умение адекватно выражать свои
эмоции,
поддерживать
коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в
ситуациях стресса, в ситуациях
изменения привычной среды и
окружения.
Умение
понимать
смысл
и
разумность
общепринятых
социальных правил.
Умение
понимать
смысл
и
разумность
общепринятых
социальных правил.
Умение
понимать
смысл
и
разумность
общепринятых
социальных правил.
Умение
понимать
смысл
и
разумность
общепринятых
социальных правил.
Систематизация правил поведения
дома, в школе, в общественных
местах.
Систематизация правил поведения
дома, в школе, в общественных
местах.
Систематизация правил поведения
дома, в школе, в общественных
местах.
Круги социального общения (члены
семьи,
друзья,
знакомые
и
незнакомые люди).
Круги социального общения (члены
семьи,
друзья,
знакомые
и
незнакомые люди).
Круги социального общения (члены
семьи,
друзья,
знакомые
и
незнакомые люди).
Круги социального общения (члены
семьи,
друзья,
знакомые
и
незнакомые люди).
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.

1

1

1

Моделирование образцов поведения. Изучение
социальных историй.
Учащиеся вовлекаются в различных игры: на
развитие творческого воображения, образного
мышления, мимической и пантомимической
экспрессии, игры-упражнения из практики
психотренингов.
Сюжетно ролевые игры с социально значимыми
ролями (школа, профессии, семья).
Ролевое проигрывание сюжетов, сказок и
жизненных историй. Создание образов людей,
животных и сказочных персонажей.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Участие в общей деятельности (создании
мультфильмов,
небольших
книжек
с
иллюстрациями, коллажей).
Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания, тренировки речевого аппарата,
правильной артикуляции, дикции.
Игры со словом, развивающие образную речь,
умение сочинить небольшой рассказ, сказку,
подобрать простую рифму.
Учащиеся
вовлекаются
в
различные
дидактические и театрализованные игры: на
развитие творческого воображения, образного
мышления, мимической и пантомимической

1
1
1
1
1
1

23

37.
38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.
47.
48.
49.
50.
51.

Развитие языка жестов, мимики и
пантомимики.
Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы
диалога, умение вести диалог более
гибко,
ориентируясь
на
эмоциональное
состояние
собеседника.
Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы
диалога, умение вести диалог более
гибко,
ориентируясь
на
эмоциональное
состояние
собеседника.
Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы
диалога, умение вести диалог более
гибко,
ориентируясь
на
эмоциональное
состояние
собеседника.
Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы
диалога, умение вести диалог более
гибко,
ориентируясь
на
эмоциональное
состояние
собеседника.
Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы
диалога, умение вести диалог более
гибко,
ориентируясь
на
эмоциональное
состояние
собеседника.
Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы
диалога, умение вести диалог более
гибко,
ориентируясь
на
эмоциональное
состояние
собеседника.
Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы
диалога, умение вести диалог более
гибко,
ориентируясь
на
эмоциональное
состояние
собеседника.
Развитие умения поддержания
социально приемлемой формы
диалога, умение вести диалог более
гибко,
ориентируясь
на
эмоциональное
состояние
собеседника.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.

1

экспрессии, игры-упражнения из практики
психотренингов.
Комплексные
ритмические,
музыкальные,
пластические
игры
и
упражнения,
способствующие
развитию
координации,
пластическую выразительность движений.
Игры и упражнения на изучение языков мимики
и жеста, пантомимы.

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

24

52.
53.
54.
55.
56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.
67.
68.

Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Преодоление «монологичности» в
собственной речи.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Навыки общения с незнакомыми
людьми
в
общественном
транспорте, обращение за помощью
к незнакомым людям.
Итоговая проверочная работа.
Диагностика
сформированности
навыков
Диагностика
сформированности
навыков

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
25

пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
ЭОР: Работа с контентом: портал «Логопед.ru», Логопедический портал, сайт «Логопедия
для всех», сайт «Логопункт», портал «Логопеды.ru», сайт УЦ «Логопед-мастер», сайт
«logopediya.com: Логопед», развивающий портал «Мерсибо»https://mersibo.ru/ коллекция
интерактивных объектов, созданная с использованием «Flash-технологий». Набор игр
«Занимательная фонематика» и «ЛогоСтарт» https://logostart.ru/ . https://plus.yandex.ru/kids/
https://uchi.ru/ .Личные сайты теоретиков и практиков логопедии: О.И. Азовой, С.М.
Томилиной и др.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
1. Авраам Я. Почему со мной никто не дружит? Психологическая помощь детямизгоям / Я. Авраам; пер. с иврита Г. Кац – М.: Генезис, 2020. -234 с.
2. Баенская Е.Р. Страхи у детей с аутизмом/ Е.Р. Баенская, Е.И. Гусева// Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - № 7. – С. 26 – 32.
3. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у
детей. Учебное пособие. — М.: УМК Психология Москва, 2003. — 320 с.
4. Борисова Н.В., Розенблюм С.А., Шаргородская Л.В. Психолого-педагогическая
помощь школьнику с РАС в основной школе. Методические рекомендации к
проведению коррекционных курсов. – М.: 2020, ФГБНУ «Институт коррекционной
педагогики Российской академии образования» https://ikp-rao.ru/metodicheskierekomendacii/soderzhanie-1
5. Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с РАС:
монография. / И.А. Костин. – М.: Теревинф, 2018. – 144 с.
6. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные
нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во Московского
Университета, 1990.
7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии.
8. Шаргородская Л.В. Особенности понимания социальных ситуаций младшими
школьниками с РАС // Дефектология, № 5, 2021 – с. 22-27
9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.Тропинка к своему Я: как сохранить
психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004. - 175с.
10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2006. - 179с.
11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное
пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось – 89», 2001. – 224 с.
(Практическая психология).
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал,
наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
26

Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».