Оглавление
1.
Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 4
3.
Тематическое планирование ........................................................................................................... 5
2
1. Содержание учебного предмета
10 КЛАСС
Педагогические классы. Искусство самоопределения
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках.
Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль
для обучения и карьеры? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к
построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута.
Как работать с текстом учащихся, другими учебными материалами?
Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры
человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ
динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство
мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего.
Психология в жизни каждого из нас
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место
психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее
психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя
позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире.
Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и
успешного социального взаимодействия.
Развитие личностного потенциала человека
Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности
человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в
жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект
деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в
образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная
деятельность. Исследовательская деятельность.
Познание
как
совместная
деятельность.
Учимся учиться самостоятельно
От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга,
учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация
учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень
притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для
самостоятельной работы.
11 КЛАСС
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность?
Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за
собой?
Азбука общения: от А до Я
Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и
пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология
лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь
уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров.
Проектирование своей истории успеха
Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка
3
достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование.
Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.
Практическая психология на каждый день
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в
управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в
экстремальных ситуациях.
Институциональная основа современных психологических и педагогических
практик
Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования.
Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в
педагогике и психологии.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» учащиеся будут
знать:
специфику педагогической профессии,
какие личностные качества профессионально значимы для учителя;
основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые
в рамках данного курса;
методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных
образовательных ситуаций;
о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного
образовательного и социального взаимодействия.
Будут уметь:
проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития,
в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе
проектно-исследовательских;
самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде,
проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной
деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической
профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне
среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает:
удовлетворение индивидуальных запросов учащихся;
развитие личности учащихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической
области;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения учащихся.
Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии»
способствуют:
развитию личности учащихся средствами педагогики и психологии: развитию их
4
общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок;
развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей,
готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
обеспечению профессиональной ориентации учащихся.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
10
1
34
11
2
68
Итого
34
68
10 класс
Модуль
Краткое содержание
Колво
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
часов
Педагоги
ческие
классы.
Искусств
о
самоопре
деления
Кому и
зачем
нужна
педагогик
а?
Педагоги
ка как
часть
культуры
Педагогические классы. Как и
зачем создавались классы в
20-м и 21-м веках? Искусство
выбора в современном мире и
образовании. Правильно ли я
выбрал профиль для обучения
и карьеры.? Как мы будем
учиться? Обоснование
методов и подходов к
построению совместного
образования и
индивидуального
образовательного маршрута.
Как работать с текстом
учебников, другими учебными
материалами?
4
Педагогика в динамике и
развитии. Педагогика как
важнейший компонент
культуры человечества. Наука
о счастье и благополучии
человечества. Историкокультурный анализ динамики
развития педагогических
практик. Педагогика и
15
5
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
человечес
тва
Промежуточный контроль
ценностно-смысловое
единство мира.
Педагогика и технологический
прогресс. Педагогика
будущего
Психолог
ия в
жизни
каждого
из нас
Для чего нужна психология?
5
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Житейская и
профессиональная
психология. Место
психологии в системе наук.
Как психология помогает
понять человека. Будущее
психологии и ее перспектив
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Человек
как
уникальн
ая
личность
в
социальн
ом
взаимоде
йствии
Развитие
личностн
ого
потенциа
ла
человека
Как мы
учимся?
Искусств
о
эффектив
Личность человека и ее
уникальность. Факторы
развития личности.
Внутренняя позиция
личности. Потенциал и
ресурсы личности. Личность в
современном мире. Человек на
пересечении социальных
реалий. Возможности
личностного развития и
успешного социального
взаимодействия
5
Развитие психики человека.
Личностные и
характерологические
особенности человека. Всё об
эмоциях. Искусство
управления эмоциями.
Эмоциональный интеллект в
жизни и профессии.
Психологическая готовность к
самостоятельному принятию
решений
5
Умение решать задачи.
5
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа с проблемным вопросом.
Чтение и письмо.
Сочинение-рассуждение.
Эффективная обратная связь и
самооценка.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
6
ного
познания.
Человек
как
субъект
деятельно
сти
Проектная деятельность.
Решение учебных задач.
Исследовательская
деятельность. Познание как
совместная деятельность
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Учимся
От «Матетики» Коменского к
учиться внутрифирменному обучению.
самостоят Учимся друг у друга, учимся
ельно
вместе, учимся у лучших.
Целеполагание. Внутренняя и
внешняя мотивация учения.
Выученная беспомощность.
Развитие познавательных
интересов.
5
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссии.
Уровень притязаний и
самооценка. Способы и
приемы самостоятельной
работы. Ресурсы для
самостоятельной работы
Выполнение итогового контроля.
Итоговый контроль (проект)
Всего
34
11 класс
Модуль
Как мы
живем и
работаем
вместе?
Человек
как член
сообщест
ва
Колво
Краткое содержание
Человек, коллектив, общество.
Как организовать совместную
деятельность? Как общаться и
работать вместе? Социальный и
эмоциональный интеллект. Как
вести за собой?
часов
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
8
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
7
Азбука
общения:
от А до Я
Навыки эффективного общения.
Культура виртуального
общения. Конфликты и пути их
разрешения. Возможности
медиации при разрешении
конфликтов. Психология
лидерства
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Универса
льные
компетен
ции для
жизни и
учебы
Искусство навыков XXI века.
Успеваем всё: современный
тайм-менеджмент. Будь уверен!
Говори! Навыки
самопрезентации. Искусство
переговоров
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Проектир
ование
своей
истории
успеха
Психология идентичности: кто
Я? Как стать успешным! Мой
карьерный путь. Папка
достижений. Подготовка
портфолио. Мой успех – успех
для каждого
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Где и как
работают
педагоги?
Педагоги
ка в
современ
ном
обществе
Семейная педагогика. Детский
сад. Школа. Дополнительное
образование. Специальное
образование. Педагогика для
взрослых. Цифровая педагогика
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
8
Практиче
ская
психолог
ия на
каждый
день
10
Психология в социальной
сфере. Психология в
образовании. Психология в
управлении. Психология и
современное производство.
Психологическая помощь в
экстремальных ситуациях
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Институц
иональна
я основа
современ
ных
психолог
ических и
педагогич
еских
практик
Общее представление об
институтах. Нормативная база
современного образования
(Конституция, Закон,
Стандарт). Нормативная база
современной психологии.
Этические нормы профессий.
Волонтерство в педагогике и
психологии
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Итоговый контроль (проект)
Всего
68
*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
9