Оглавление
1.
Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 3
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................... 4
3.
Тематическое планирование ........................................................................................................... 5
2
1. Содержание учебного предмета
10 КЛАСС
Педагогические классы. Искусство самоопределения
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках.
Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль
для обучения и карьеры? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к
построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута.
Как работать с текстом учащихся, другими учебными материалами?
Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры
человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ
динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство
мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего.
Психология в жизни каждого из нас
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место
психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее
психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя
позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире.
Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и
успешного социального взаимодействия.
Развитие личностного потенциала человека
Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности
человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в
жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект
деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в
образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная
деятельность. Исследовательская деятельность.
Познание
как
совместная
деятельность.
Учимся учиться самостоятельно
От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга,
учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация
учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень
притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для
самостоятельной работы.
11 КЛАСС
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность?
Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за
собой?
Азбука общения: от А до Я
Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и
пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология
лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь
уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров.
Проектирование своей истории успеха
Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка
3
достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование.
Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.
Практическая психология на каждый день
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в
управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в
экстремальных ситуациях.
Институциональная основа современных психологических и педагогических
практик
Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования.
Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в
педагогике и психологии.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» учащиеся будут
знать:
специфику педагогической профессии,
какие личностные качества профессионально значимы для учителя;
основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые
в рамках данного курса;
методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных
образовательных ситуаций;
о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного
образовательного и социального взаимодействия.
Будут уметь:
проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития,
в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе
проектно-исследовательских;
самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде,
проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной
деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической
профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне
среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает:
удовлетворение индивидуальных запросов учащихся;
развитие личности учащихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической
области;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения учащихся.
Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии»
способствуют:
развитию личности учащихся средствами педагогики и психологии: развитию их
4
общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок;
развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей,
готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
обеспечению профессиональной ориентации учащихся.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
10
1
34
11
2
68
Итого
34
68
10 класс
Модуль
Краткое содержание
Колво
часов
Педагог
ические
классы.
Искусст
во
самоопр
еделения
Кому и
зачем
нужна
педагоги
ка?
Педагог
ика как
часть
Педагогические
классы.
Как и зачем создавались
классы в 20-м и 21-м
веках? Искусство выбора в
современном
мире
и
образовании. Правильно
ли я выбрал профиль для
обучения и карьеры.? Как
мы
будем
учиться?
Обоснование методов и
подходов к построению
совместного образования и
индивидуального
образовательного
маршрута. Как работать с
текстом
учебников,
другими
учебными
материалами?
4
Педагогика в динамике и
развитии. Педагогика как
важнейший
компонент
культуры
человечества.
Наука
о
счастье
и
благополучии
человечества. Историкокультурный
анализ
5
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
5
культур
ы
человече
ства
Групповое проектирование.
динамики
развития
педагогических практик.
Педагогика и ценностносмысловое единство мира.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Педагогика
и
технологический прогресс.
Педагогика будущего
Психоло
гия
в
жизни
каждого
из нас
Для
чего
психология?
5
нужна
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Житейская
и
профессиональная
психология.
Место
психологии в системе
наук. Как психология
помогает понять человека.
Будущее психологии и ее
перспектив
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Человек
как
уникаль
ная
личност
ь
в
социаль
ном
взаимод
ействии
Развитие
личност
ного
потенци
ала
человека
Личность человека и ее
уникальность.
Факторы
развития
личности.
Внутренняя
позиция
личности. Потенциал и
ресурсы
личности.
Личность в современном
мире.
Человек
на
пересечении социальных
реалий.
Возможности
личностного развития и
успешного
социального
взаимодействия
5
Развитие
психики
человека. Личностные и
характерологические
особенности человека. Всё
об эмоциях. Искусство
управления
эмоциями.
Эмоциональный интеллект
в жизни и профессии.
Психологическая
готовность
к
самостоятельному
принятию решений
5
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
6
Как мы
учимся?
Искусст
во
эффекти
вного
познани
я.
Человек
как
субъект
деятельн
ости
Учимся
учиться
самостоя
тельно
Умение решать задачи.
5
Чтение и письмо.
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Эффективная
обратная
связь и самооценка.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Проектная деятельность.
Решение учебных задач.
Исследовательская
деятельность.
Познание
как
совместная
деятельность
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
5
От
«Матетики»
Коменского
к
внутрифирменному
обучению. Учимся друг у
друга, учимся вместе,
учимся
у
лучших.
Целеполагание.
Внутренняя и внешняя
мотивация
учения.
Выученная
беспомощность. Развитие
познавательных
интересов.
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссии.
Выполнение
контроля.
Уровень притязаний и
самооценка. Способы и
приемы самостоятельной
работы.
Ресурсы
для
самостоятельной работы
итогового
Итоговый контроль (проект)
Всего
34
11 класс (68 часа)
Модуль
Колво
Краткое содержание
часов
7
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Как мы
живем и
работае
м
вместе?
Человек
как член
сообщес
тва
Человек, коллектив, общество.
Как организовать совместную
деятельность? Как общаться и
работать вместе? Социальный
и эмоциональный интеллект.
Как вести за собой?
8
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Азбука
общения
: от А до
Я
Навыки
эффективного
общения.
Культура
виртуального
общения.
Конфликты
и
пути
их
разрешения.
Возможности
медиации при разрешении
конфликтов.
Психология
лидерства
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Универс
альные
компете
нции для
жизни и
учебы
Искусство навыков XXI века.
Успеваем всё: современный
тайм-менеджмент.
Будь
уверен!
Говори!
Навыки
самопрезентации. Искусство
переговоров
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Проекти
рование
своей
истории
успеха
Психология идентичности: кто
Я? Как стать успешным! Мой
карьерный
путь.
Папка
достижений.
Подготовка
портфолио. Мой успех – успех
для каждого
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
8
Где
и
как
работаю
т
педагоги
?
Педагог
ика
в
совреме
нном
обществ
е
Семейная педагогика. Детский
сад. Школа. Дополнительное
образование.
Специальное
образование. Педагогика для
взрослых.
Цифровая
педагогика
Практич
еская
психоло
гия на
каждый
день
Психология в социальной
сфере.
Психология
в
образовании. Психология в
управлении. Психология и
современное
производство.
Психологическая помощь в
экстремальных ситуациях
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Институ
циональ
ная
основа
совреме
нных
психоло
гически
х
и
педагоги
ческих
практик
Общее
представление
об
институтах. Нормативная база
современного
образования
(Конституция,
Закон,
Стандарт). Нормативная база
современной
психологии.
Этические нормы профессий.
Волонтерство в педагогике и
психологии
10
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Итоговый контроль (проект)
Всего
68
9