РП Окружающий мир

Оглавление
1. Содержание учебного предмета .......................................................................................................... 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ............................................................... 7
3. Тематическое планирование.............................................................................................................13

2

1. Содержание учебного предмета
1 КЛАСС
Человек и общество.
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа.
Природа ‒ среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая
и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и
другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних
питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные
знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в Интернете (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
2 КЛАСС
Человек и общество.
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной
край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории
родного края.

3

Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни
человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа.
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса.
Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас,
устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание
на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на
общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете
(коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
3 КЛАСС
Человек и общество.
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина ‒
Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение
к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
4

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа.
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных
сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное
поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий,
защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть «Интернет».
5

4 КЛАСС
Человек и общество.
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства.
Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и
за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа.
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты
по исследованию природных объектов и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и
ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг
Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
6

Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и
разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и
других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного предмета достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы
самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы учебного предмета отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям,
приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на
практике.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;
2. Духовно-нравственное воспитание:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
3. Эстетическое воспитание:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

7

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
5. Трудовое воспитание:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6. Экологическое воспитание:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе;
7. Ценность научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
1. В результате изучения учебного предмета в начальной школе у учащихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
1) базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи
и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени
и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
2) базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая
и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другие);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое,
8

причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему,
таблицу, иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
2. К концу обучения в начальной школе у учащегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия::
1) общение:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах
и явлениях природы, событиях социальной жизни;
подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
3. К концу обучения в начальной школе у учащегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
1) самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и
жизни;
9

объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
3) совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
1 класс
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в
разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей
местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и
опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к
природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащенных экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными образовательными и информационными ресурсами.
2 класс
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его
главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
10

своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа
и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного
края;
важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать
примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления
внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью
учителя (при необходимости).
3 класс
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа
и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с
богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
11

сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа
в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
4 класс
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа
и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и
периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов,
следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений
и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и
12

за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых
центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и
других средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1
2
66
2
2
68
3
2
68
4
2
68
-

Итого

66
68
68
68

1 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6

Тема урока

Кол-во
часов
(обязат.
часть)

Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство
со школьными помещениями
Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?
Наша Родина: от края и до края. Символы
России
Народы России. Народов дружная семья
Путешествие по родному краю
Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ
13

1
1
1
1
1
1

ЭОР

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19

20
21
22
23
24

25

Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы
Что такое окружающий мир? Что природа
даёт человеку?
Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
выделение различий
Дикорастущие и культурные растения вокруг
нас. Сходство и различия дикорастущих и
культурных растений
Явления и объекты неживой природы
Природа и человек. Природные материалы и
изделия из них. Наше творчество
Что мы знаем о растениях? Что общего у
разных растений?
Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни растения
Комнатные растения. Растения в твоём доме:
краткое описание
Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)
Разнообразие растений: узнавание,
называние, краткое описание
Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание. Лиственные
растения нашего края
Особенности хвойных растений: узнавание,
краткое описание. Хвойные растения нашего
края
Мир животных: насекомые (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
Насекомые: сравнение, краткое описание
внешнего вида
Какие звери живут в морях и океанах?
Морские звери: узнавание, называние,
краткое описание
Мир животных: рыбы пресных и солёных
водоёмов (сравнение, краткое описание)
Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
Где обитают птицы, чем они питаются.
Птицы: сравнение места обитания, способа
питания
14

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

38
39

40
41
42
43
44
45
46

Мир животных: звери (узнавание, называние,
сравнение, краткое описание)
Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы животных.
Забота зверей о своих детёнышах
Знакомься: электронные ресурсы школы
Ты – пешеход!
Знаки дорожного движения
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном крае:
название. Моя малая родина
Культурные объекты родного края
Домашние и дикие животные. Различия в
условиях жизни
Резервный урок. Повторение изученного по
разделу «Человек и общество»
Семья – коллектив. Права и обязанности
членов семьи
Значение природы в жизни людей
Бытовые электрические и газовые приборы:
правила безопасного использования.
Поведение в экстремальных ситуациях.
Номера телефонов экстренных служб
Наблюдение за погодой. Анализ результатов
наблюдений
Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как способы
определения состояния погоды
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)
Резервный урок. Откуда в снежках грязь?
Как живут растения?
Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?
Времена года: наблюдения за особенностью
погоды, жизнью растительного и животного
мира осенью
Резервный урок. Откуда берётся и куда
девается мусор?
Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности

15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

Учебный класс. Рабочее место школьника.
Режим учебного труда, отдыха
Времена года: наблюдения за особенностью
48
погоды, жизнью растительного и животного
мира зимой
49
Мир животных. Где живут белые медведи?
50
Мир животных. Где живут слоны?
Мир животных. Перелётные и зимующие
51
птицы. Где зимуют птицы?
Декоративное творчество народов, которое
52
воплотилось в одежде, предметах быта,
игрушках
53
Труд людей родного края
Семейные поколения. Моя семья в прошлом
54
и настоящем
Резервный урок. Повторение изученного по
55
разделу «Человек и природа»
Мир животных. Почему мы любим кошек и
56
собак?
Прогулки на природе. Правила поведения в
57
природе
58
Зачем нужна вежливость?
Режим дня первоклассника. Правильное
59
сочетание труда и отдыха в режиме
первоклассника
Правила здорового питания. Состав пищи,
60
обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7
лет. Правила поведения за столом
Предметы личной гигиены. Закаливание
61
организма солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила закаливания
Времена года: наблюдения за особенностью
62
погоды, жизнью растительного и животного
мира весной
Резервный урок. Зачем люди осваивают
63
космос?
64
Труд и быт людей в разные времена года
Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся о
65
животных. Мои домашние питомцы
Резервный урок. Повторение изученного в 1
66
классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
47

16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
66

2 класс
№
п/п

1
2
3

4

5
6
7
8
9

10

11

12

13

14

15

Тема урока

Кол-во
часов

Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация
Народы России. Родная страна
Родной край, его природные
достопримечательности. Город и село
Значимые события истории родного края.
Исторические памятники, старинные
постройки. Природа и предметы, созданные
человеком
Заповедники России (Остров Врангеля,
Большой Арктический заповедник). Охрана
природы
Заповедники России
Заповедники России. Охрана природы
Народы Поволжья и других территорий РФ:
традиции, обычаи, праздники. Родной край,
город (село)
Резервный урок. Тематическая проверочная
работа по разделу «Где мы живём?»
Связи в природе: зависимость изменений в
живой природе от изменений в неживой
природе. Неживая и живая природа. Явления
природы
Годовой ход изменений в жизни животных.
Жизнь животных осенью и зимой. Явления
природы
Зачем человек трудится? Ценность труда и
трудолюбия. Профессии. Все профессии
важны
Зависимость жизни растений от состояния
неживой природы. Жизнь растений осенью и
зимой. Невидимые нити природы
Мир животных: птицы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
Звёздное небо: звёзды и созвездия. Солнечная
система: планеты (название, расположение от
Солнца, краткая характеристика)

17

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

ЭОР

16
17
18
19

20

21

22

23

24
25

26

27
28
29

30

31

Как человек познаёт окружающую природу?
Особенности разных методов познания
окружающего мира
Земля - живая планета Солнечной системы
Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни
на Земле. Водные богатства Земли
Деревья, кустарники, травы родного края
(узнавание, называние, краткое описание).
Какие бывают растения
Деревья лиственные и хвойные. Сравнение
лиственных и хвойных деревьев: общее и
различия
Многообразие животных родного края и
разных территорий России. Какие бывают
животные
Мир животных: насекомые. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
Мир животных: рыбы. Особенности внешнего
вида, условия жизни, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
Зависимость жизни растений от состояния
неживой природы. Жизнь растений весной и
летом. Невидимые нити. Впереди лето
Растения дикорастущие и культурные: общее
и различия
Мир животных: земноводные и
пресмыкающиеся. Особенности внешнего
вида, условия жизни, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
Многообразие растений по месту обитания,
внешнему виду. Сравнение растений разных
климатических условий. Комнатные растения
Многообразие животных. Дикие и домашние
животные
Мир животных: звери (млекопитающие).
Особенности внешнего вида, передвижения,
питания: узнавание, называние, описание
Отдельные представители растений Красной
книги России (включая представителей
растительного мира региона): узнавание,
называние и описание
Отдельные представители животных Красной
книги России (включая представителей

18

1
1
1
1

1

1

1

1

1
1

1

1
1
1

1

1

32

33
34
35
36
37
38

39

40

41

42

43

44

45
46
47

животного мира региона): узнавание,
называние и описание
Красная книга России. Её значение в
сохранении и охране редких растений и
животных
Какие задачи решают сотрудники
заповедника. Правила поведения на
территории заповедника
Заповедники: значение для охраны природы
Резервный урок. Тематическая проверочная
работа по разделу «Человек и природа»
Мир профессий жителей нашего региона
Резервный урок. Из чего что сделано
Наш регион, какой он? Культура родного
края. Родной край, его культурные
достопримечательности
Здоровый образ жизни. Режим дня:
чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности. Если хочешь быть
здоров
Рациональное питание: количество приёмов
пищи и рацион питания. Витамины и
здоровье ребёнка
Правила безопасности в школе: маршрут до
школы, поведение на занятиях, переменах,
при приеме пищи; на пришкольной
территории
Правила безопасного поведения в быту.
Безопасное пользование электроприборами,
газовой плитой. Безопасность при разогреве
пищи. Номера телефонов экстренной помощи.
Домашние опасности
Физическая культура, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья
Безопасное поведение на прогулках: правила
поведения на игровых площадках; езда на
велосипедах (санках, самокатах) и качелях.
На воде и в лесу. Опасные незнакомцы
Правила культурного поведения в
общественных местах. Что такое этикет
Подробнее о лесных опасностях
Семейные ценности и традиции. Труд, досуг,
занятия членов семьи. Наша дружная семья

19

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

61

62
63
64
65

66

Главные правила взаимоотношений членов
общества: доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению
Безопасное пользование сетью Интернет. Ты
и твои друзья
Правила поведения при пользовании
компьютером: посадка, время отдыха,
обязательность отдыха и другие
Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта. Мы — пассажиры
Знаки безопасности на общественном
транспорте
Правила безопасного поведения пассажира
метро. Знаки безопасности в метро
Родословная. Родословное древо, история
семьи. Предшествующие поколения
Модели Земли - глобус, карта, план.
Практическая работа
Карта мира. Материки и океаны.
Практическая работа
Ориентирование на местности по местным
природным признакам и с использованием
компаса. Практическая работа
Резервный урок. Формы земной поверхности
Животные и их потомство. Размножение
животных. Стадии развития насекомого,
земноводных
Москва ‒ столица России. Герб Москвы
Достопримечательности Москвы: Большой
театр, Московский государственный
университет, Московский цирк, Театр кукол
имени С.В. Образцова. Путешествие по
Москве
Строительство Московского Кремля.
Московский Кремль и Красная площадь
Санкт-Петербург ‒ северная столица.
Достопримечательности города
Кустарники нашего края: узнавание,
название, краткое описание
Травы нашего края: многообразие. Внешний
вид, условия жизни (название, краткое
описание)
Годовой ход изменений в жизни животных.
Жизнь животных весной и летом. Явления
природы. В гости к весне. Впереди лето
20

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1

Резервный урок. Древние кремлёвские города:
Нижний Новгород, Псков, Смоленск. Города
67
России
Резервный урок. Тематическая проверочная
68
работа по итогам 2 класса
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
68

3 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Безопасная информационная среда

1

2

Методы изучения природы: наблюдения,
сравнения, измерения, опыты и эксперименты.
Материки и океаны, части света: картины
природы

1

3

Бактерии – мельчайшие одноклеточные
живые существа

1

4

Естественные природные сообщества: лес,
луг, водоём

1

5

Искусственные природные сообщества,
созданные человеком – пруд, поле, парк,
огород

1

6

Природные сообщества родного края – дватри примера на основе наблюдения

1

7

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям, истории
разных народов и своего народа

ЭОР

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40f9fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40ff74

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
41330e

Библиотека ЦОК
8

Что такое общество?

1

9

Наша Родина – Российская Федерация
Государственная символика Российской
Федерации. Уважение к государственным
символам России

1

10

Родной край – малая родина. Российская
Федерация

1

11

Условия, необходимые для жизни животных:
воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) –
обобщение на основе результатов наблюдений
и работы с информацией

1

21

https://m.edsoo.ru/f8
4123aa

12

Труд жителей региона. Профессии, связанные
с трудом в учреждениях образования и
культуры

13

Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых веществ,
жидкостей и газов

14

Разнообразие веществ в природе. Примеры
веществ (соль, сахар, вода, природный газ):
узнавание, называние, краткая характеристика

15

Воздух как смесь газов. Значение воздуха для
жизни флоры, фауны, человека. Охрана
воздуха

16

Вода как вещество. Определение свойств
воды в ходе практической работы

17

Распространение воды в природе: водоёмы,
реки. Круговорот воды в природе

18

Значение воды для жизни живых организмов
и хозяйственной деятельности людей. Охрана
воды

19

Почва, её состав. Значение для живой
природы

20

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места обитания

21

Растения родного края: названия и краткая
характеристика (на основе наблюдения)

1
Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40c7ca

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40c392

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40d328

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40cb62

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40ce78

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40d03a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40da26

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40df26

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40e0de

Библиотека ЦОК
22

Растение как живой организм

1

23

Как растения размножаются?

1

24

Развитие растения от семени до семени (по
результатам практических работ)

1

25

Условия роста и развития растения (по
результатам наблюдений). Бережное
отношение человека к растениям

https://m.edsoo.ru/f8
40e282

Библиотека ЦОК

22

https://m.edsoo.ru/f8
40e41c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40e6a6

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
40e85e

Библиотека ЦОК

26

Жизнь животных в разные времена года.
Разнообразие животных

27

Особенности питания животных. Цепи
питания

1

28

Размножение и развитие рыб, птиц, зверей

1

29

Роль животных в природе и жизни людей

1

30

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей. Охрана
животного мира в России

1

31

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика

1

32

Резервный урок. Проверочная работа по теме
«Многообразие растений и животных»

1

33

Разнообразие грибов: узнавание, называние,
описание

1

34

Общее представление о строении организма
человека. Температура тела, частота пульса
как показатели здоровья человека

1

35

Резервный урок. Органы чувств, их роль в
жизни человека

1

36

Опорно-двигательная система и её роль в
жизни человека

1

37

Пищеварительная система и её роль в жизни
человека

1

38

Дыхательная система и её роль в жизни
человека

39

Кровеносная и нервная система и их роль в
жизни человека

40

Профилактика заболеваний. Роль закаливания
для здоровья растущего организма

1

https://m.edsoo.ru/f8
40ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40ebe2

Библиотека ЦОК

23

https://m.edsoo.ru/f8
40ed90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40ef2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40fde4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40f240

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
410f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4116c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
410dd4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
410aa0

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
410654

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
410c3a

Библиотека ЦОК

41

Роль двигательной активности: утренней
гимнастики, динамических пауз

1

42

Резервный урок. Проверочная работа по теме
«Человек – часть природы. Строение тела
человека»

1

43

Знаки безопасности во дворе жилого дома.
Безопасность в доме

1

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности

1

45

Безопасное поведение пассажира авиа и
водного транспорта

1

46

Соблюдение правил перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей
части. Знаки безопасности во дворе жилого
дома

47

Нужны ли обществу правила поведения?
Правила поведения в социуме

48

Значение труда в жизни человека и общества.
Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России

1

49

Горная порода как соединение разных
минералов. Примеры минералов

1

50

Полезные ископаемые – богатство земных
недр

1

51

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

52

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

53

Труд жителей региона. Профессии, связанные
с трудом на производстве, в сельском
хозяйстве

1

54

Резервный урок. Семья: традиции, праздники.
Государственный бюджет

1

55

Семья – первый и главный коллектив в жизни
человека. Повседневные заботы семьи

1

https://m.edsoo.ru/f8
410910

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
411f90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
411dd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
411c0c

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
4118a6

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f8
4112c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
41254e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
412896

Библиотека ЦОК

24

https://m.edsoo.ru/f8
412a1c

Библиотека ЦОК

56

Совместный труд. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи

57

Города Золотого кольца России: Сергиев
Посад, Переславль-Залесский

1

58

Города Золотого кольца России: Ростов,
Углич, Ярославль

1

59

Памятники природы и культуры стран Европы
(по выбору)

1

60

Памятники природы и культуры Белоруссии
(по выбору)

1

61

Памятники природы и культуры Китая (по
выбору)

1

62

Памятники природы и культуры стран Азии
(по выбору)

1

63

Уникальные памятники культуры России:
Красная площадь, Кремль

1

64

Уникальные памятники культуры России:
исторический центр Санкт-Петербурга

1

65

Уникальные памятники культуры России:
Кижи, памятники Великого Новгорода

1

66

Достопримечательности родного края:
памятники природы и культуры региона

1

67

Резервный урок. Проверочная работа по теме
«Наша Родина – Российская Федерация»

1

68

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 3 классе

1

1

https://m.edsoo.ru/f8
412ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
413c3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
413e30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4140ba

Библиотека ЦОК

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/f8
41380e

68

4 класс
№
п/п

Тема урока

Колво
часов

1

Как человек изучает окружающую природу?

1

2

Солнце – звезда

1

3

Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли

1

25

ЭОР

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

4

5

6
7
8

Смена дня и ночи на Земле как результат
вращения планеты вокруг своей оси
(практические работы с моделями и
схемами)
Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов (практические
работы с моделями и схемами). Общая
характеристика времён года
Историческое время. Что такое «лента
времени»?
Экологические проблемы взаимодействия
человека и природы
Всемирное культурное наследие России

1

1

1
1
1

12

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом
Знакомство с Международной Красной
книгой
Всемирное культурное наследие

13

Охрана историко-культурного наследия

1

14

О вредных для здоровья привычках

1

9
10
11

15
16

17
18
19

20

21

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет
Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры населённого
пункта
Правила поведения в общественных местах:
зонах отдыха, учреждениях культуры и
торговых центрах
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные знаки
Равнины России: Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская (название, общая
характеристика, нахождение на карте)
Горные системы России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая характеристика, главные
вершины, место нахождения на карте)
Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан, море, озеро,
болото. Примеры водоёмов в России

26

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

1

1
1

1
1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Река как водный поток

1

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте
Характеристика природных зон России:
арктическая пустыня. Связи в природной
зоне
Характеристика природных зон России:
тундра. Связи в природной зоне
Характеристика природных зон России:
тайга. Связи в природной зоне
Характеристика природных зон России:
смешанный лес. Связи в природной зоне
Характеристика природных зон России:
степь и полупустыня. Связи в природной
зоне
Формы земной поверхности (на примере
родного края)
Водоёмы и реки родного края
Использование рек и водоёмов человеком
(хозяйственная деятельность, отдых). Охрана
рек и водоёмов
Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных ископаемых,
флоры и фауны)
Искусственные водоёмы: водохранилища,
пруды (общая характеристика)
Резервный урок. Проверочная работа по теме
«Формы земной поверхности и водоёмы»
Резервный урок. Проверочная работа по теме
«Природные зоны»
Человек – творец культурных ценностей
Труд и быт людей в разные исторические
времена
Резервный урок. Новое время
Резервный урок. Новейшее время: история
продолжается сегодня
Государство Русь. Страницы общественной
и культурной жизни
Города России. Древние города России.
Страницы истории
Государство Русь. Человек – защитник
своего Отечества

27

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

1
1

1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

43
44
45
46
47
48

49
50
51
52
53

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве
Образование и культура в Московском
государстве
Страницы истории Российской империи.
Пётр I
Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке, быту
Образование в Российской империи
Развитие культуры в Российской империи
Российская империя: развитие культуры
XVIII века (архитектура, живопись, театр)
«Золотой век» русской культуры. Великие
поэты и писатели, композиторы и
художники XIX века
Первая Отечественная война: 1812 год.
Защита Родины от французских завоевателей
Страницы истории России ХХ века

1
1
1

1

1

1

55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

56

Мы живём в Российской Федерации

1

59
60
61
62

Государственные праздники России
28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

1

1

58

https://m.edsoo.ru/f841b4aa

1

Всё для фронта – всё для победы

57

Библиотека ЦОК

1

54

Государственное устройство РФ (общее
представление). Конституция РФ. Президент
РФ. Политико-административная карта
России
Родной край. Знаменитые люди родного края
Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость и
уважение
Права и обязанности гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка
Резервный урок. Проверочная работа по теме
«История Отечества» / Всероссийская
проверочная работа

https://m.edsoo.ru/f841b284

1

1

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
как все начиналось
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
главные сражения

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

63
64

Праздник в жизни общества и человека
Праздники и памятные даты своего региона
Малая Родина гражданина России.
65
Достопримечательности родного края
66
Наша малая Родина: главный город
Города России. Города-герои. Страницы
67
истории
Резервный урок. Проверочная работа
68
"Оценим свои достижения"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

29

1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».