РП РОссия - мои горизонты. 10 - 11 классы

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
(далее, соответственно – Программа, Курс) составлена на основе:
– Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
– Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
– Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
– Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
– Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.
1 от 23 февраля 2018 г., Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
– Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650
«Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной
ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и
среднего общего образования».
– Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа
2024 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 58).
– Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.

– Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года».
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
– Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18 мая 2023 г. № 370.
– Федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18 мая 2023 г. № 371.
Организационно-методические

рекомендации

по

реализации

курса

внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», а также место курса в
реализации Единой модели профориентации, в том числе в части регионального
содержательного компонента, отражено в следующих документах:
– Порядок реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» по
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.
– Методические

рекомендаций

по

реализации

Единой

модели

профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.
Содержание Программы включает: цели и задачи Курса, определение места и
роли Курса в плане внеурочной деятельности, содержание отраслевых, практикоориентированных и профориентационных занятий (в том числе рефлексивных
и проектного занятия, направленного на взаимодействие с родителями/законными
представителями), примерное тематическое планирование занятий Курса.

Содержание

Программы

определяет

реализацию

соответствующего

направления Единой модели профориентации.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее – час)
в неделю (34 часа в учебный год).
Планируется, что с 1 сентября 2027 г. при реализации курса внеурочной
деятельности «Россия – мои горизонты» не менее 17 академических часов от общего
объема часов будет отводиться на реализацию регионального компонента данного
направления ЕМП. С 1 сентября 2026 г. реализация регионального уровня курса
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» осуществляется субъектами
Российской Федерации в режиме апробации в объеме от 8 до 17 академических часов
от общего объема курса и в объеме до 17 академических часов от общего объема
часов с 1 сентября 2025 г.
Рекомендации по реализации, подготовке и порядке согласования Курса
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», включающих региональный
компонент, представлены в Приложении №1.

2. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Цель

Курса:

формирование

готовности

к

профессиональному

самоопределению обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных организаций
через знакомство с востребованными профессиями и достижениями России в
различных отраслях экономики, разнообразием образовательных возможностей для
осознанного формирования индивидуального профессионально- образовательного
маршрута с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
–

содействие

формированию

готовности

к

профессиональному

самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
–

формирование

рекомендаций

для

обучающихся

по

построению

индивидуального профессионально-образовательного маршрута в зависимости от
интересов, способностей, доступных им возможностей;

–

информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе

профессионального и высшего образования (включая знакомство с перспективными
и востребованными профессиями, секторами экономики и видами экономической
деятельности);
–

формирование у обучающихся навыков и умений конструирования

индивидуального образовательно-профессионального маршрута и его адаптация с
учетом возможностей среды;
–

формирование ценностного отношения к труду как основному способу

достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

3. Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного
общего образования (6 – 9 класс) и среднего общего образования (10-11 класс).
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач
среднего общего и основного общего образования.
Темы

отраслевых

и

практико-ориентированных

занятий

настоящей

Программы преимущественно связаны с основными отраслями производственной и
непроизводственной сфер экономической деятельности Российской Федерации и
разнообразием профессий, представленных в них. Содержание занятий знакомит
обучающихся с достижениями сфер экономической деятельности России. Кроме
того, занятия направлены на формирование ценностных ориентиров, значимых для
успешной профессиональной деятельности любого человека (ценность труда,
ценность

непрерывного

образования,

научного

познания,

самообразования

и других).
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают
описание диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие,
посвященное взаимодействию с родителями.

4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
4.1.

Личностные результаты

Для ФГОС СОО:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности, в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и
правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:
– сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества, осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
– готовность

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
– умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
– осознание духовных ценностей российского народа, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
– ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
– сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости

за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
– сформированность нравственного сознания, этического поведения;
– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
– осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
В сфере эстетического воспитания:
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.
– способность

воспринимать

различные

виды

искусства,

традиции

и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
– убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере трудового воспитания:
– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
– готовность к активной деятельности в технологической и социальной
сферах деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
– интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
– готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
– сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;

– умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
– планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
– совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
– осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
– сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.
4.2.

Метапредметные результаты

Для ФГОС СОО:
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
– самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать ее всесторонне;
– устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
– определять

цели

деятельности,

задавать

параметры

и

критерии

их достижения;
– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
– вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
– развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
– владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения

практических задач, применению различных методов познания;
– овладение

видами

деятельности

по

получению

нового

знания,

его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
– формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
– ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;
–
– выявлять

причинно-следственные

связи

и

актуализировать

задачу,

выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
– давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
– осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
– уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
– уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
– ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
– владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

– оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в

решении

когнитивных,

с

соблюдением

требований

ресурсосбережения,

правовых

коммуникативных
эргономики,
и

и

техники

этических

норм,

организационных
безопасности,
норм

задач

гигиены,

информационной

безопасности;
– владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.

Ккоммуникативныее УУД:
а) общение:
– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
– распознавать

невербальные

средства

общения,

понимать

значение

социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
– владеть различными способами общения и взаимодействия;
– аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
– развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
б) совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
– принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной
работы;
– оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
– предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
– осуществлять

позитивное

стратегическое

поведение

в

ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:

различных

– самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– давать оценку новым ситуациям;
– расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
– делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
– оценивать приобретенный опыт;
– способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
– давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
– владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
– использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
– уметь

оценивать

риски

и

своевременно

принимать

решения

по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
– самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
– саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
– эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других,

учитывать

его

при

осуществлении

коммуникации,

способность

к сочувствию и сопереживанию;
– социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
– принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
– принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
– признавать свое право и право других людей на ошибки;
– развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

4.3. Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как
условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной
деятельности, профессий. Цели и возможности курса «Россия – мои горизонты»,
виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.

Тема 2. Тематическое профориентационное занятие
«Открой свое будущее» (1 час)
10 кл. Структура высшего образования, УГСН. Варианты образования и
профессионального развития.
11 кл. Различные жизненные сценарии и профессионально-образовательные
маршруты, карьерные траектории. Персональное профессиональное развитие.
Приемы построения профессионально-образовательных маршрутов.

Тема 3. Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя» (1 час)
Особенности диагностик на портале «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/.
Значение профориентационных диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм и
сроки прохождения диагностик. Анонсирование диагностик «Мои интересы» (6,
8, 10 классы) и «Мой профиль» (7, 9, 11 классы). Профессиональные склонности и
профильность

обучения.

профессиональной
дополнительного

Роль

деятельности
образования.

профессиональных
и

интересов

профильности

Персонализация

в

выборе

общего

обучения,

образования.

Способы

самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор
профессии.

Повышение

мотивации

к

самопознанию,

профессиональному

самоопределению.

Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России
(26 сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в
экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности,
актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейший работодатель –
государственная

корпорация

«Росатом»:

географическая

представленность,

перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества, характерные для профессий в
атомной отрасли и варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Возможности

высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов для корпорации Росатом. Наукоемкие и высокотехнологичные
направления развития атомной отрасли.

Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире
искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как отрасль деятельности, связанная с проектированием,
изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников. Использование информации,
полученной спутниками.
10-11 кл. Общая характеристика и история отрасли спутникостроения. Ее
значимость в экономике страны. Содержание деятельности профессий в области
спутникостроения и применения спутниковых данных. Профессионально важные
качества, характерные для профессий в данной отрасли и возможности построения
карьеры. Возможности образования в подготовке инженерных кадров в области
спутникостроения и обработки данных дистанционного зондирования Земли.

Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие

приурочено

ко

Дню

работника

сельского

хозяйства

и перерабатывающей промышленности, международной выставке «Золотая осень»
(12 октября).

Рассматривается

роль

сельского

хозяйства

в

обеспечении

продовольственной безопасности страны, обзор подотраслей сельского хозяйства,
разнообразие

профессий

и

образовательных

возможностей.

Наукоемкость

и технологичность современного агропромышленного комплекса. Открытие
диагностики «Мои способности. Естественно-научные способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.

Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса в
экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.

10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере энергетики. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для топливно-энергетического комплекса.

Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
«Система CПO как драйвер развития ЭКОНОМИКИ Свердловской области:
кластер проекта «Профессионалитет» «Педагогика»
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных

областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Рассматриваются

такие

направления,

как

космическая

отрасль

(спутникостроение и работа с данными дистанционного зондирования Земли),
агропромышленная

отрасль

и

пищевая

промышленность,

как

часть

обрабатывающей индустриальной среды.
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере педагогики и
вариантами профессионально- образовательных маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества, необходимые для профессий в
педагогической области, туризма и гостеприимства, возможности построения
карьеры. Возможности высшего и профессионального образования в подготовке
специалистов.

Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике
страны. Роль тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли. Достижения
России, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейшие
работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессиональнообразовательных

маршрутов.

Открытие

диагностики

«Мои

способности.

Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в
будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
профессионально-образовательных

маршрутов

в

индустриальной

сфере.

Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отраслей добычи и переработки.

Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение
(занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли
машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в области
судостроения и машиностроения, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессиональнообразовательных маршрутов.
10-11 кл. Общая характеристика судостроительной отрасли: тяжелая
промышленность

и

машиностроение.

Профессионально

важные

качества

и особенности профессионального развития в индустриальной сфере. Возможности
высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов

для судостроения.

Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры

в

индустриальной

профессионального

сфере.

образования

в

Возможности
подготовке

высшего

и

специалистов

для

среднего
легкой

промышленности.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной
деятельности различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в
отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи и
перспективы

развития.

математический аппарат.

Примеры

сфер

деятельности,

использующих

10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере прикладной и фундаментальной математики и вычислительной
техники. Возможности высшего образования в подготовке специалистов.

Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в
области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны
России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной
деятельности. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах.

Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионально-образовательного маршрута.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов в сфере гражданской обороны и таможенного контроля.

Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение

лидерства

отечественных

технологических

компаний

в контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта
развития технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех
отрасли. Определение перспектив развития. Возможности образования, в том числе
программа «Код в будущее». Обзор компаний, понятие и примеры успешных
стартапов. Открытие диагностики «Мои способности. Аналитические способности»
в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере финтеха. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов.

Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность
и общественное питание (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью
АПК (индустриальная среда). Актуальные задачи и перспективы развития.
Особенности

сферы

деятельности,

перспективная

потребность

в

кадрах,

работодатели. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального и высшего образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
профессионально-образовательных

маршрутов.

Возможности

высшего

и профессионального образования в подготовке специалистов для пищевой
промышленности.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
«Система CПO как драйвер развития экономики Свердловской области: кластер
проекта «Профессионалитет» «Энергетика»
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов
в профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются
профессии тем с № 9 по №15.
Для 10-11 класса — представление о возможностях образования в регионе по
профессиям и специальностям, соответствующим отрасли, современное состояние и
перспективы развития сферы в регионе.

Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
(1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого
полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования.
Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с
собственными

представлениями.

Навык

планирования

образовательно-

профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного рода. Принцип
вероятностного прогноза.

Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных
особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества»
(6, 8, 10 классы) и «Мои ориентиры» (7, 9, 11 классы).
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии. Повышение
мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках
отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои

ориентиры»:

Составляющие
Определение

самоопределению.

готовности
уровня

к

профессиональному

готовности

обучающегося к

профессиональному выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для его
совершения. Индивидуальное планирование для повышения уровня готовности к
профессиональному самоопределению.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей
страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров,
актуальные

задачи

и

перспективы

развития.

Основные

направления

предпринимательской деятельности. Варианты профессионального образования.
Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11

кл.

Профессионально

важные

качества

и

особенности

профессионального развития в деловой среде. Возможности высшего и среднего
профессионального

образования

в

подготовке

специалистов

для

отрасли

«предпринимательство».

Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство
обучающихся с ролью науки и образования в экономике страны. Достижения России

в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов
(ВОИР) – общественной организацией, деятельность которой направлена на

развитие потенциала российского изобретательства, помощь по внедрению новых
технологий

и

разработок,

защиту

интересов

и

прав

изобретателей

и

рационализаторов в России и за рубежом, а также популяризацию изобретательской
деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в науке и образовании. ВОИР, как площадка для внедрения новых
технологий

и

разработок,

предоставляющая,

в

том

числе,

возможности

популяризации изобретательской деятельности. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых
отраслей.

Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
«Система CПO как драйвер развития ЭКОНОМИКИ Свердловской области:
кластер проекта «Профессионалитет» «Туризм и сфера услуг»
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма и
гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных маршрутов. 6-7 кл.
Общая характеристика сферы деятельности в области туризма и гостеприимства.
Значимость в экономике страны, достижения и перспективы развития внутреннего и
международного

туризма,

основные

профессии,

представленные

в

сфере

деятельности. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы,
привычки,

направления

дополнительного

успешными профессионалами.

образования,

помогающие

стать

10-11 кл. Профессионально важные качества, необходимые для профессий
сферы сервиса, туризма и гостеприимства, возможности построения карьеры.
Возможности

высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов. Для 10-11 класса — представление о возможностях образования в
регионе по профессиям и специальностям, соответствующим отрасли, современное
состояние и перспективы развития сферы в регионе.

Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных
сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В рамках
занятия рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил
Российской Федерации, включая передовые технологии в армии, флоте и других
силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется новым
высокотехнологичным военным специальностям, которые определяют облик армии
и силовых ведомств будущего.

Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны.
Достижения России

в отраслях

комфортной

среды, актуальные задачи и

перспективы развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии

и

содержание

профессиональной

деятельности.

Варианты

профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры

в

транспортной

сфере.

Возможности

высшего

и

среднего

профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли.

Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций для
экономики

страны.

Достижения

России

в

сфере

обеспечения

связи и

телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для сферы
деятельности в области связи и телекоммуникаций.

Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
«Система CПO как драйвер развития ЭКОНОМИКИ Свердловской области:
кластер проекта «Профессионалитет» «Машиностроительная отрасль»
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях

профессионалов

в

профессии,

их

компетенциях,

особенностях

образования. На материале профессий тем с №20 по №24.
Для 10-11 класса — представление о возможностях образования в регионе по
профессиям и специальностям, соответствующим отрасли, современное состояние и
перспективы развития сферы в регионе

Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми). В зависимости от возраста обучающиеся готовят список вопросов для
беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью на тему
профессионального самоопределения. Материалы занятия могут быть использованы

обучающимися в самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей
страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина и фармация.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры

в

сфере

здравоохранения.

Возможности

высшего

и

среднего

профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей медицина
и фармация.

Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом
развитии и обеспечении безопасности страны. Достижения России в космической
сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности в космической отрасли.
10-11

кл.

Профессионально

важные

качества

и

особенности

профессионального развития в космической отрасли. Возможности высшего и
среднего

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов для

космической отрасли.

Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой
промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на
стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения
эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения России,
актуальные

задачи

и

перспективы

развития

сферы

культуры,

искусства

и промышленного дизайна. Основные профессии и содержание профессиональной

деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна.

Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях
в

изученных

областях.

Педагогу

предлагается

выбор

тематики

занятия.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях

профессионалов

в

профессии,

их

компетенциях,

особенностях

образования. На материале профессий (на выбор): культура и искусство;
промышленный дизайн; космическая отрасль.

Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который
традиционно связан с популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального
хозяйства (обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности.

Варианты

профессионального

образования.

Всероссийское

голосование за выбор объектов благоустройства.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры

в

изучаемых

отраслях.

Возможности

высшего

и

среднего

профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей
строительства и архитектуры.

Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в
обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в развитии
ВПК,

актуальные

задачи

и

перспективы

профессионального

развития.

Перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных
маршрутов.

10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере ВПК. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса.

Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
«Система CПO как драйвер развития ЭКОНОМИКИ Свердловской области:
кластер проекта «Профессионалитет» «Металлургическая отрасль»
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях

профессионалов

в

профессии,

их

компетенциях,

особенностях

образования. На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Для 10-11 класса — представление о возможностях образования в регионе по
профессиям и специальностям, соответствующим отрасли, современное состояние и
перспективы развития сферы в регионе.

Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим. Какой
профессионально-образовательный

маршрут

был

проделан

обучающимся за

учебный год (в урочной и внеурочной деятельности, в каких мероприятиях
профессионального выбора участвовали, успехи в дополнительном образовании и
так

далее).

предложения.

Самооценка

результатов.

Оценка

курса

обучающимися, их

Календарно-тематический план занятий регионального компонента
курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты»
№ занятия
(темы)

Плановая
дата
проведения

Тема 1

04.09.2025

Установочное занятие «Россия - мои горизонтьІ»

Тема 2

11.09.2025

Тематическое профориентационное занятие «Открой свое
будущее»

Тема 3

18.09.2025

Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя»

Тема 4

25.09.2025

Россия индустриальная: атомные технологии

Тема 5

02.10.2025

Россия индустриальная: космические технологии

Тема 6

09.10.2025

Россия аграрная: продовольственная безопасность

Тема 7

16.10.2025

Россия комфортная: энергетика

Тема 8

23.10.2025

Тема 9

06.11.2025

Тема 10

13.11.2025

Тема 11

20.11.2025

Россия индустриальная: легкая промышленность

Тема 12

27.11.2025

Россия умная: математика в действии

Тема 13

04.12.2025

Россия безопасная: национальная безопасность

Тема 14

11.12.2025

Россия цифровая: IT — компании и отечественный финтех

Тема 15

18.12.2025

Тема 16

25.12.2025

Тема 17

15.01.2026

Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»

Тема 18

22.01.2026

Профориентационное занятие

Тема 19

29.01.2026

Россия деловая: предпринимательство и бизнес

Тема 20

05.02.2026

Россия умная: наука и технологии

12.02.2026

Отраслевое занятие «Система CПO как драйвер развития
экономики Свердловской области: кластер проекта
«Профессионалитет» «Туризм и сфера услуг»

Тема 21

Тема занятия регионального компонента

Практико-ориентированное занятие «Система CПO как драйвер
развития экономики Свердловской области: кластер проекта
«Профессионалитет» «Педагогика»
Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность
Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (занятие к
500-летию Северного морского пути)

Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное
питание
Практико-ориентированное занятие «Система CПO как драйвер
развития экономики Свердловской области: кластер проекта
«Профессионалитет» «Энергетика»

з
Тема 22

19.02.2026

Россия безопасная. Защитники Отечества

Тема 23

26.02.2026

Россия комфортная: транспорт

Тема 24

05.03.2026

Россия на связи: интернет и телекоммуникация

Тема 25

12.03.2026

Профориентационное занятие «Система CПO как драйвер развития
экономики Свердловской области: кластер проекта
«Профессионалитет» «Машиностроительная отрасль»

Тема 26

19.03.2026

Проектное занятие: поговори с родителями

Тема 27

02.04.2026

Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России

Тема 28

09.04.2026

Россия индустриальная: космическая отрасль

Тема 29

16.04.2026

Россия творческая: культура и искусство

Тема 30

23.04.2026

Практико-ориентированное занятие

Тема 31

30.04.2026

Россия комфортная. Строительство и города будущего

Тема 32

07.05.2026

Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (BПK)

Тема 33

14.05.2026

Профориентационное занятие «Система CПO как драйвер развития
экономики Свердловской области: кластер проекта
«Профессионалитет» «Металлургическая отрасль»

Тема 34

19.05.2026

Рефлексивное занятие

Тема, раздел
курса

Тема 1.
Установочное
занятие «Россия –
мои горизонты» (1
час)

Тема 2.
Тематическое
профориентационн
ое занятие «Открой
свое будущее» (1
час)

№

1.

2.

Основное содержание

Тематическое
профориентац
ионное

Россия – страна безграничных возможностей
и профессионального развития. Познавательные цифры и
факты о развитии и достижениях. Разделение труда как
Установочное условие его эффективности. Цели и возможности курса
«Россия - мои горизонты». Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель
профориентации.
10 кл. Структура высшего образования, УГСН. Варианты
образования и профессионального развития.
11 кл. Различные жизненные сценарии
и профессионально-образовательные маршруты, карьерные
траектории. Персональное профессиональное развитие.
Приемы построения профессионально-образовательных
маршрутов. Выбор образовательной организации.

Вид занятия

Таблица 1 – Тематическое планирование

5. Тематическое планирование

30

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Основные виды деятельности
обучающихся

Тема 3.
Тематическое
профориентационн
ое занятие
«Познаю себя»
(1 час)

Тема 4.
Россия
индустриальная:
атомные
технологии
(1 час)

3.

4.

Особенности диагностик на платформе
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Значение
профориентационных диагностик. Диагностический цикл.
Алгоритм и сроки прохождения диагностик. Анонсирование
диагностик «Мои интересы» (6,8,10 классы) и «Мой
Тематическое профиль» (7,9, 11 классы). Профессиональные склонности и
профориентац профильность обучения. Роль профессиональных интересов
ионное
в выборе профессиональной деятельности и профильности
общего обучения, дополнительного образования.
Персонализация образования. Способы самодиагностики
профессиональных интересов, индивидуальные различия и
выбор профессии. Повышение мотивации
к самопознанию, профессиональному самоопределению.
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной
промышленности России (26 сентября). Знакомство
обучающихся с ролью атомной промышленности
в экономике страны. Достижения России в сфере атомной
промышленности. Крупнейший работодатель – корпорация
«Росатом». Основные профессии
Отраслевое
и содержание профессиональной деятельности. Варианты
образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества, характерные
для профессий в атомной отрасли
и варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Возможности высшего и профессионального образования в
подготовке специалистов для корпорации Росатом.

31

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

5.

Тема 5.
Россия
индустриальная:
космические
технологии (1 час)

Отраслевое

Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска
«Спутник-1» – первого в мире искусственного спутника
Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как сфера деятельности, связанная
с проектированием, изготовлением, запуском и
эксплуатацией спутников. Использование информации,
полученной спутниками.
10-11 кл. Содержание деятельности профессий
в области спутникостроения и применения спутниковых
данных. Профессионально важные качества, характерные
для профессий в данной отрасли
и возможности построения карьеры. Возможности
образования в подготовке инженерных кадров в области
спутникостроения и обработки данных дистанционного
зондирования Земли.

32

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Отраслевое

Отраслевое

Тема 6.
Россия аграрная:
продовольственная
безопасность (1
час)

Тема 7.
Россия
комфортная:
энергетика (1 час)

6.

7.

10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере энергетики.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для топливноэнергетического комплекса.

Знакомство обучающихся с ролью топливноэнергетического комплекса в экономике нашей страны.
Достижения России в энергетической сфере, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.

Занятие приурочено ко Дню работника сельского
хозяйства и перерабатывающей промышленности (12
октября). Рассматривается роль сельского хозяйства
в обеспечении продовольственной безопасности страны,
разнообразие профессий и образовательных возможностей.
Объявление об открытии диагностики «Мои способности.
Естественно-научные способности».
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в аграрной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для
рассматриваемых отраслей.

33

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

8.

Свердловской
области: кластер
проекта
«Профессионалитет
» «Педагогика»

ЭКОНОМИКИ

Тема 8.
«Система CПO как
драйвер развития

ПрактикоЗанятие направлено на углубление представлений
ориентирован о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается
выбор в тематике занятия.
ное
Занятие посвящено знакомству
обучающихся с профессиями в сфере педагогики и вариантами
профессионально- образовательных маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества, необходимые
для профессий в педагогической области, туризма и
гостеприимства, возможности построения карьеры.
Возможности высшего и
профессионального образования в подготовке специалистов.

34

Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий изученных
отраслей на основе «формулы
профессий».

9.

Тема 9.
Россия
индустриальная:
добыча,
переработка,
тяжелая
промышленность
(1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи
переработки в экономике страны. Достижения России,
актуальные задачи и перспективы развития отрасли.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионально-образовательных
маршрутов. Объявление об открытии диагностики «Мои
способности. Технические способности» в личном кабинете
обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения профессиональнообразовательных маршрутов в индустриальной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального

35

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Отраслевое

Отраслевое

Тема 10.
Россия
индустриальная:
машиностроение и
судостроение (К
500-летию
Северного
морского пути) (1
час)

Тема 11.
Россия
индустриальная:
легкая
промышленность
(1 час)

10.

11.

Знакомство с ролью легкой промышленности
в экономике страны. Достижения России в отрасли,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.

образования в подготовке специалистов для отраслей
добычи и переработки.
Знакомство обучающихся с историей и ролью
Северного морского пути и роли машиностроения и
судостроения
в его развитии. Достижения России в области судостроения,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты
профессионально-образовательных маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности профессионального развития
в индустриальной сфере. Возможности высшего
и профессионального образования в подготовке
специалистов для судостроения.

36

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

12.

Тема 12. Россия
умная: математика
в действии (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с ролью математики
в профессиональной деятельности различных отраслей
в экономике нашей страны. Достижения России
в отрасли прикладной и фундаментальной математики,
актуальные задачи и перспективы развития. Примеры сфер
деятельности, использующих математический аппарат.
Варианты образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере прикладной и
фундаментальной математики и вычислительной техники.
Возможности высшего образования в подготовке
специалистов.

10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в индустриальной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для легкой
промышленности.

37

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

13.

Тема 13.
Россия безопасная:
национальная
безопасность (1
час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся со сферами
профессиональной деятельности в области вооруженных сил
и гражданской обороны. Система гражданской обороны
России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы
профессиональной деятельности. Государство
как работодатель, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры. Возможности высшего и
среднего профессионального образования
в подготовке специалистов в сфере гражданской обороны и
таможенного контроля.

38

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Отраслевое

Отраслевое

Тема 14.
Россия цифровая:
IT - компании и
отечественный
финтех (1 час)

Тема 15.
Россия
индустриальная:
пищевая
промышленность и
общественное
питание (1 час)

14.

15.

Знакомство обучающихся с ролью пищевой
промышленностью как частью индустриальной среды.
Актуальные задачи и перспективы развития. Особенности
сферы деятельности, перспективная потребность в кадрах,
работодатели. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.

Определение лидерства отечественных технологических
компаний в контексте цифровизации гражданских сервисов,
формирование передового опыта развития технологической
комфортной среды. Обзор первенства России в финтех
отрасли. Определение перспектив развития. Возможности
образования, в том числе программа «Код в будущее».
Обзор компаний, понятие
и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики
«Мои способности. Аналитические способности»
в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере финтеха.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов.

39

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

16.

40

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается
выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания
от специалиста (в видеоролике или
Выполнение практикоТема 16.
в формате презентации, в зависимости от технических
Практикоориентированных
заданий.
«Система CПO
возможностей образовательной организации)
Анализ профессий изученных
как драйвер развития ориентирован и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы
ное
отраслей
экономики
о предмете профессиональной деятельности, условиях
на основе «формулы профессий».
Свердловской
работы, личных качествах, целях и ценностях
области: кластер
профессионалов в профессии, их компетенциях,
проекта
особенностях образования.
«Профессионалит ет»
Рассматриваются профессии тем с №9 по №15. для 6-7 класса
«Энергетика» (1 час)
— особенности отрасли и
основные профессии в ней; значение сферы для экономики и
развития региона;
Для 10-11 класса — представление о возможностях образования в
регионе по профессиям и специальностям, соответствующим
отрасли, современное состояние и перспективы развития сферы в
регионе

10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения профессиональнообразовательных маршрутов. Возможности высшего
и профессионального образования в подготовке
специалистов для пищевой промышленности.

17.

Тема 17.
Профориентационн
ое тематическое
занятие «Мое
будущее»
(1 час)

Профориента
ционное

Групповой разбор и интерпретация
профориентационных диагностик первого полугодия.
Комплексный учет факторов при выборе профессии
и образования. Навык обращения с результатами
диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными
представлениями. Навык планирования образовательно-

41

Групповой разбор
и интерпретация
профориентационных
диагностик первого полугодия.

Профориента
ционное

Отраслевое

Тема 18.
Профориентационн
ое занятие (1 час)

Тема 19.
Россия деловая:
предпринимательст
во и бизнес (1 час)

18.

19.

профессионального маршрута с учетом рекомендаций
разного рода. Принцип вероятностного прогноза.
Анонс возможности самостоятельного участия
в диагностике личностных особенностей и готовности
к профессиональному самоопределению «Мои качества»
(6,8, 10 классы) и «Мои ориентиры» (7,9,11 классы).
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор
профессии. Повышение мотивации к самопознанию,
пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках
отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои ориентиры»: Составляющие готовности
к профессиональному самоопределению. Определение
уровня готовности обучающегося к профессиональному
выбору, понимание сильных сторон и дефицитов
для его совершения. Индивидуальное планирование
для повышения уровня готовности к профессиональному
самоопределению.
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства
в экономике нашей страны. Достижения
в предпринимательстве на основе успешных примеров,
актуальные задачи и перспективы развития. Основные
направления предпринимательской деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
Объявление об открытии диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном
кабинете обучающегося «Билет в будущее».
Объявление об открытии диагностики
«Мои способности. Вербальные способности»
в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее».

42

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Анонс возможности
самостоятельного участия
в диагностике личностных
особенностей и готовности
к профессиональному
самоопределению «Мои
качества» (6,8, 10 классы) и
«Мои ориентиры» (7,9,11
классы).

20.

Тема 20.
Россия умная:
наука и технологии
(1 час)

Отраслевое

Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля.
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в
экономике нашей страны. Знакомство
со Всероссийским обществом изобретателей
и рационализаторов (ВОИР). Варианты профессионального
образования. Открытие диагностики «Мои способности.
Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося
«Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и
технологий в России.
10-11 кл. Профессионально важные качества и
особенности построения карьеры в науке
и образовании. ВОИР, как площадка, для внедрения новых
технологий и разработок, предоставляющая,
в том числе, возможности популяризации изобретательской
деятельности. Возможности высшего и среднего
профессионального образования
в подготовке специалистов для изучаемых отраслей.

10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности профессионального развития в деловой среде.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отрасли
«предпринимательство».

43

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

21.

Свердловской
области: кластер
проекта
«Профессионали
т ет» «Туризм и
сфера услуг» (1
час)

ЭКОНОМИКИ

Тема 21.
«Система CПO
как драйвер
развития

Отраслевое

44

Занятие посвящено знакомству обучающихся
с профессиями в сфере туризма и гостеприимства
и вариантами профессионально-образовательных
маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества,
необходимые для профессий сферы сервиса, туризма
и гостеприимства, возможности построения карьеры.
Просмотр видеороликов, участие
Возможности высшего и профессионального образования в
в дискуссии, выполнение
подготовке специалистов.
заданий. Работа с материалами
Для 10-11 класса — представление о возможностях образования
занятия. Работа под
в регионе по профессиям и специальностям, соответствующим
руководством
педагога,
отрасли, современное состояние и перспективы развития сферы в
самостоятельная работа.
регионе

Отраслевое

Отраслевое

Тема 22.
Россия безопасная:
защитники
Отечества (1 час)

Тема 23.
Россия
комфортная:
транспорт. (1 час)

22.

23.

Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря)
и роли Вооруженных сил России в обеспечении
национальной безопасности. В рамках занятия
рассматривается структура и современные достижения
Вооруженных сил Российской Федерации, включая
передовые технологии в армии, флоте, МВД, Росгвардии и
других силовых ведомствах. В ходе занятия особое
внимание уделяется новым высокотехнологичным военным
специальностям, которые определяют облик армии и
силовых ведомств будущего.
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды
в экономике нашей страны. Достижения России
в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели
в транспортной сфере, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере транспорта.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отрасли.

45

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

24.

Тема 24.
Россия на связи:
интернет и
телекоммуникация
(1 час)

Отраслевое

10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в программировании и
телекоммуникации. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов
для изучаемых отраслей.

Знакомство обучающихся с ролью систем связи
и телекоммуникаций в экономике нашей страны.
Достижения России в сфере обеспечения связи
и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.

46

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

26.

25.

Тема 26.
Проектное занятие:
поговори с
родителями (1 час)

Свердловской
области: кластер
проекта
«Профессионалит
ет»
«Машиностроите
льная отрасль» (1
час)

ЭКОНОМИКИ

Тема 25. «Система
CПO как драйвер
развития

Профориента
ционное

Проектное

Занятие посвящено теме «Поговори с родителями»
и предполагает знакомство с особенностями проведения
тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми).

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных сферах профессиональной
деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор
в тематике занятия.
На материале профессий тем с № 20 по №24.
для 6-7 класса — особенности отрасли и основные профессии в
ней; значение сферы для экономики и развития региона;
для 8-9 класса — отрасль с точки зрения трудоустройства,
ключевые работодатели региона, перспективы развития сферы и
наиболее востребованные и перспективные профессии;
основные стереотипы и предубеждения о работе в отрасли.
Возможности образования.
Для 10-11 класса — представление о возможностях образования
в регионе по профессиям и специальностям, соответствующим
отрасли, современное состояние и перспективы развития сферы в
регионе

47

В зависимости от возраста
обучающиеся готовят список
вопросов для беседы и
знакомятся с правилами и
особенностями проведения
интервью.

Выполнение задания
от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации,
в зависимости от технических
возможностей образовательной
организации)

27.

Тема 27.
Россия здоровая:
медицина и
фармацевтика в
России. (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с ролью медицины
и фармации в экономике нашей страны. Достижения России
в этих отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина
и фармация.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере
здравоохранения. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке
специалистов для отраслей медицина и фармация.

48

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

28.

Тема 28.
Россия
индустриальная:
космическая
отрасль (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли
в экономическом развитии и обеспечении безопасности
страны. Достижения России в космической сфере,
актуальные задачи и перспективы развития. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности в
космической отрасли. Варианты профессионального и
высшего образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности профессионального развития
в космической отрасли. Возможности высшего
и среднего профессионального образования
в подготовке специалистов для космической отрасли.

49

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

29.

Тема 29.
Россия творческая:
культура и
искусство (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с ролью креативной
индустрии и сферой промышленного дизайна
в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера
на стыке искусства и инженерных технологий и один
из факторов обеспечения эффективности и удобства. Цель
промышленного дизайна. Достижения России, профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
образования. Открытие диагностики «Мои способности.
Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося
«Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в креативной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для искусства и
дизайна.

50

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Практикоориентирован
ное проектное

Отраслевое

Тема 30.
Практикоориентированное
занятие (1 час)

Тема 31.
Россия
комфортная.
Строительство и
города будущего.
(1 час)

30.

31.

Занятие направлено на углубление и расширения
представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста
(в видеоролике или в формате презентации,
в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению,
уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов
в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Занятие проходит в преддверии 1 мая - Праздника
Весны и Труда, который традиционно связан с
популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства
и жилищно-коммунального хозяйства (обслуживание
зданий). Достижения России в строительстве, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели,
перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования. Всероссийское
голосование за выбор объектов благоустройства.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в изучаемых отраслях.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей
строительства и архитектуры.

51

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий изученных
отраслей
на основе «формулы профессий».

32.

Тема 32.
Россия безопасная:
военнопромышленный
комплекс (ВПК)
(1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с ролью военнопромышленного комплекса в обеспечении безопасности
Российской Федерации.
Достижения России в развитии ВПК, актуальные задачи
и перспективы профессионального развития. Перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в отрасли. Возможности
высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для военно-промышленного
комплекса.

52

34.

33.

Тема 34.
Рефлексивное
занятие (1 час)

ет»
«Металлургическ
ая отрасль» (1 час)

проекта
«Профессионалит

Свердловской
области: кластер

ЭКОНОМИКИ

Тема 33. «Система
CПO
как драйвер
развития

53

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях. Обучающиеся
получают задания от специалиста (в видеоролике
Выполнение практикоили в формате презентации, в зависимости
Практикоориентированных заданий.
от технических возможностей образовательной организации)
ориентирован и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о
Анализ профессий изученных
ное проектное предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
отраслей
на основе «формулы профессий».
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии,
их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Для 10-11 класса — представление о возможностях образования
в регионе по профессиям и специальностям, соответствующим
отрасли, современное состояние и перспективы развития сферы в
регионе
Участие в дискуссии,
Итоги изучения курса за год. Самооценка результатов.
выполнение тематических
Рефлексивное
Оценка курса обучающимися, их предложения.
заданий. Ретроспективная и
проспективная рефлексия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».