Оглавление
1.
2.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
2
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
2
форм организации и видов деятельности
3. Тематическое планирование
3
Место предмета в учебном плане
Программа элективного предмета «Проблемные и творческие аспекты анализа
текста» в 10-11 классах рассчитана на 136 учебных часов (из расчета 2 час в неделю).
Актуальность
данного
элективного
курса
обусловлена
недостаточной
разработанностью данного раздела в рамках основного курса дисциплины «Русский
язык», а также необходимостью дополнительной подготовки выпускников школы к
выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку. Также изучение данного курса послужит
дальнейшему развитию умений восприятия различных текстов, их анализа, использования
выразительных возможностей языка в собственной речи учащихся.
Цель курса: формировать навыки восприятия, понимания, анализа текстов разных
функциональных стилей, совершенствовать умения создания собственных текстов.
Задачи:
систематизация знаний о тексте, способах выражения темы, о средствах связи
предложений в тексте, типах и стилях речи;
развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных
функциональных стилей;
совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
совершенствование и развитие навыков передачи в письменной форме своего
понимания поставленных в тексте проблем, собственной оценки фактов и явлений;
совершенствование умений правильного оформления высказывания в соответствии
с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими
нормами современного русского литературного языка;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
саморазвития, информационных умений и навыков;
воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части
русской национальной культуры.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
Предметные результаты:
усвоение основных научных знаний о русском языке, понимание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка.
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся:
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной
функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой и определенных жанров;
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме).
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста, подбирать и использовать языковые средства
в зависимости от типа текста;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
Учащиеся получат возможность научиться:
3
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления, комментировать авторские высказывания на различные темы;
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
Содержание учебного курса
Текст. Тема текста. Понятие о тексте. Основные признаки текста: цельность и
связность. Тема и идея текста. Способы выражения темы текста. Заглавие. Начало и конец
текста. Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка. Поиск в смысловых частях
ключевых слов. Практическая работа с текстом: определение темы проблем исходного
текста.
Способы связи предложений в тексте. Синтаксис текста. Предложения в составе текста.
Способы связи предложений в тексте. Лексические средства связи предложений в тексте
(лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.).
Грамматические средства связи предложений в тексте. Союзы и местоимения в
связующей функции. Обнаружение внутри смысловых частей местоименной и союзной
связи между предложениями. Именительный представления как средство связи.
Парцеллированные конструкции. Отрыв члена предложения или придаточного
предложения от базовой части. Семантика отчленяемого фрагмента. Наблюдения над
разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста.
Типы речи. Понятие о типах текста (речи). Повествование. Языковые средства выражения
повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение.
Построение рассуждения. Языковые средства выражения рассуждения. Практическая
работа. Определение типа речи в частях текста.
Стиль текста. Понятие стиля теста. Тексты разных стилей. Общее знакомство с
проблемой «Языковое выражение художественного, публицистического, научного
стилей». Особенности текстов публицистического и художественного стиля.
Разноаспектный анализ текстов различных стилей.
Средства выразительности текста. Средства художественной выразительности текста.
Лексические средства выразительности текста. Тропы как средство выразительности
художественного
текста.
Синтаксические
средства
выразительности
текста.
Стилистические фигуры как средство выразительности текста. Определение средств
художественной выразительности в тексте. Анализ изобразительно-выразительных
средств, оформляющих текст
Сочинение-рассуждение на основе текста. Основные требования к сочинению.
Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения. Виды и формы вступления.
Виды заключения. Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы.
Ошибки при формулировании проблемы. Комментарий к проблеме текста.
Концепционный и текстуальный комментарий. Особенности написания комментария к
проблеме текста. Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской
позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. Речевое оформление
сочинения. Виды ошибок. Написание сочинения по прочитанному тексту.
Виды внеурочной деятельности:
Проблемно-ценностное общение (включенность в учебные коммуникации, парную и
групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини4
проектов),
Познавательная деятельность (познавательные беседы, предметные олимпиады, проекты,
развитие познавательных процессов).
Формы организации: беседы, дискуссии, совместные поиски решений, групповая работа,
парная работа, мини-конференции, мини-проекты, исследования в рамках внеурочной
деятельности, предметные олимпиады.
5
Учебно-тематический план курса «Проблемные и творческие аспекты анализа текста»
10 класс
№
Содержание раздела программы
Количество
часов
1. Текст. Тема текста
10
2. Способы связи предложений в тексте
12
3. Типы речи
8
4. Стиль текста
6
5. Средства выразительности текста
12
6. Сочинение-рассуждение на основе текста
20
ИТОГО
68
Учебно-тематический план курса «Проблемные и творческие аспекты анализа текста»
11 класс
№
Содержание раздела программы
Повторение трудных тем орфографии и пунктуации
Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка
Исходный текст (проблемы, авторская позиция)
Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок
при написании сочинения.
Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)
5
Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.
6
Обобщающее повторение
ИТОГО
Формы контроля
1. Тестирование в формате ЕГЭ.
2. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.
1
2
3
4
Количество
часов
8
20
12
20
6
2
68
6
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу в 10 классе
«Проблемные и творческие аспекты анализа текста»
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Тема урока
Понятие о тексте. Основные признаки текста.
Основные признаки текста.
Первоначальная работа с текстом.
Тема и идея текста.
Способы выражения темы текста.
Заглавие.
Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка.
Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка.
Контрольная работа. Определение темы и проблем исходного текста.
Контрольная работа. Определение темы и проблем исходного текста.
Способы связи предложений в тексте.
Способы связи предложений в тексте.
Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы,
антонимы и т.д.).
Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы,
антонимы и т.д.).
Грамматические средства связи. Союзы в связующей функции.
Грамматические средства связи. Союзы в связующей функции.
Местоимения и в связующей функции.
Местоимения и в связующей функции.
Именительный представления как средство связи. Парцелляция.
Парцелляция.
Практическая работа. Определение способа связи предложений в
тексте.
Практическая работа. Определение способа связи предложений в
тексте.
Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства
выражения повествования.
Языковые средства выражения повествования.
Описание. Языковые средства выражения описания.
Языковые средства выражения описания.
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
Языковые средства выражения рассуждения.
Практическая работа. Определение типа речи в частях текста.
Практическая работа. Определение типа речи в частях текста.
Понятие стиля теста.
Особенности текстов публицистического стиля.
Особенности текстов публицистического стиля.
Особенности текстов художественного стиля.
Особенности текстов художественного стиля.
Особенности текстов художественного стиля.
Средства художественной выразительности текста.
Средства художественной выразительности текста.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
39
40
41.
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Лексические средства выразительности текста.
Лексические средства выразительности текста.
Тропы как средство выразительности художественного текста.
Тропы как средство выразительности художественного текста.
Синтаксические средства выразительности текста.
Синтаксические средства выразительности текста.
Стилистические фигуры как средство выразительности текста.
Стилистические фигуры как средство выразительности текста.
Практическая работа. Определение средств художественной
выразительности в тексте.
Практическая работа. Определение средств художественной
выразительности в тексте.
Основные требования к сочинению. Критерии оценивания
сочинения.
Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения.
Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды
заключения.
Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды
заключения
Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы
текста. Ошибки при формулировании проблемы.
Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы
текста. Ошибки при формулировании проблемы.
Комментарий к проблеме текста. Особенности написания
комментария к проблеме текста.
Комментарий к проблеме текста. Особенности написания
комментария к проблеме текста.
Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской
позиции.
Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской
позиции.
Особенности написания собственной позиции.
Обоснование собственной позиции.
Написание собственной позиции с опорой на читательский опыт.
Написание собственной позиции на исторический опыт.
Речевое оформление сочинения. Виды ошибок.
Речевое оформление сочинения. Виды ошибок.
Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.
Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.
Практическая работа. Анализ оценки сочинения по прочитанному
тексту.
Практическая работа. Анализ ошибок сочинения по прочитанному
тексту.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу в 11 классе
«Проблемные и творческие аспекты анализа текста»
№
урока
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
Орфографические нормы.
Орфографические нормы.
Пунктуационные нормы.
Грамматические нормы.
Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы.
Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка.
Структура, языковое
оформление.
Смысловая и композиционная целостность текста.
Смысловая и композиционная целостность текста..
Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста.
Способы связи предложений в тексте.
Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и
жанров.
Изобразительно-выразительные
средства
языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средств языка
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средств языка
Описание. Языковые средства выражения описания.
Языковые средства выражения описания.
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
Языковые средства выражения рассуждения.
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средств языка.
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средств языка.
Знакомство с рекомендациями по написанию сочинениярассуждения (задание 27) .
Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и
критериев оценивания.
Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и
критериев оценивания.
Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку. Типичные проблемы текстов,
предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ.
Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку. Типичные проблемы текстов,
предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ.
8
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Колич
ество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
36 Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания,
композиция, речевое оформление, грамотность)
37 Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания,
композиция, речевое оформление, грамотность)
38 Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной
экзаменационной работы.
39 Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной
экзаменационной работы.
40 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
41. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
42 Особенности написания комментария.
43 Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
44 Виды смысловой связи.
45 Виды смысловой связи.
46 Аргументация собственного мнения по проблеме.
47 Аргументация собственного мнения по проблеме.
48 Формы аргументации.
49 Формы аргументации.
50
Правила использования аргументов.
51 Правила использования аргументов.
52 Источники аргументации.
53 Источники аргументации.
54 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
55 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
56 Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
57 Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
58 Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной
работы, их предупреждение.
59 Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной
работы, их предупреждение.
60 Точность и выразительность речи.
61 Точность и выразительность речи.
62 Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых,
этических, фактологических норм.
63 Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых,
этических, фактологических норм.
64 Сочинение в формате ЕГЭ по художественному тексту.
65 Практическая работа. Анализ ошибок сочинения.
66 Сочинение в формате ЕГЭ по публицистическому тексту.
67 Практическая работа. Анализ оценки сочинения по прочитанному тексту.
68 Практическая работа. Анализ ошибок сочинения по прочитанному тексту.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0