1 кл. РП Обучение грамотк к АООП НОО ТНР 5.2

Оглавление
1.

Пояснительная записка ................................................................................................................... 2

2. Общая характеристика коррекционного курса .............................................................................. 3
3. Описание места коррекционного курса «Обучение грамоте» в учебном плане ....................... 5
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Обучение грамоте»
....................................................................................................................................................................... 6
5 Личностные, метапредметные и предметные «Обучение грамоте»............................................. 6
6. Содержание коррекционного курса «Обучение грамоте» ............................................................. 8
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ..................................................................................................................................................... 9
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............13

1. Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Обучение грамоте» разработана в соответствии
со следующими документами:
-

-

-

-

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023
(зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654); ии
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
для учащихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.2.) МАОУ СОШ № 8;
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Устав МАОУ СОШ № 8;
локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.

Обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных
навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов
формирования устной речи, благодаря развитию познавательных процессов, наблюдениям
и обобщениям в области речевых звуков.
Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму
речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень
речевого развития. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно
высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических,
лексических, морфологических, синтаксических).
В процессе овладения чтением и письмом учащийся переходит от практического
владения устной речью к осознанию языковых процессов.
Ведущим методом обучения грамоте учащихся с ТНР является звуковой аналитикосинтетический метод.

2

2. Общая характеристика коррекционного курса
Последовательность изучения звуков и букв учащимися с ТНР определяется
следующим образом – от правильно произносимых звуков (и соответствующих им букв) к
наиболее трудным по артикуляции, далее к мягким согласным, звонким согласным,
аффрикатам.
В процессе работы большая роль отводится звукослоговому и звукобуквенному
анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости
согласных звуков на письме, замечать несоответствие между произношением и
написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать
орфографическую зоркость.
В ходе обучения чтению и письму проводится анализ печатного и письменного образа
буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими
буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв
и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного
образца.
При обучении грамоте необходимо привлечь внимание учащихся к речи, ее звуковой
стороне, научить выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной
функцией слова – обозначением предмета, действия, признака предмета. Учащиеся учатся
определять общие, повторяющиеся слова в предложениях, дополнять предложение словом,
определять место того или иного слова в предложении.
Лишь после закрепления представлений о слове как значимой единице рекомендуется
переходить к анализу звуко-слогового состава слова.
В процессе развития слогового анализа выделяются 3 этапа:
определение слогового состава слова с опорой на вспомогательные приемы
(отхлопывание, отстукивание);
определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки;
определение количества слогов во внутренней речи (например, по заданию подобрать
слова с двумя слогами).
Работа по анализу звуковой структуры слова проводится с учетом онтогенетической
последовательности появления различных форм звукового анализа в процессе речевого
развития и содержит:
узнавание звука на фоне слова;
выделение первого и последнего звука в слове и определение места звука в
слове(начало, середина, конец слова);
определение последовательности, количества, позиционного места звука в слове по
отношению к другим звукам (какой по счету звук в слове, перед каким звуком, после какого
звука слышится).
Навык узнавания звука на фоне слова в серии заданий по выделению 5 - 6 звуков
(последовательно), например, а, у, м, ж, р. Работа над каждым звуком начинается с анализа
сюжетной картинки. В процессе беседы по картинке выделяется и оречевляется учащимися
соответствующее звукоподражание (а-а - плачет ребенок, у-у - воет волк, м-м - мычит
теленок, ж-ж - жужжит жук, р-р - рычит собака).
После воспроизведения звукоподражания учащиеся учатся слышать этот звук в
односложных и двухсложных словах, включающих данный звук и не включающих его
(например, определяют, слышится ли жужжание жука в словах жук, окно, пожар, мыло,
жираф).
Выделение первого и последнего звука в односложных – двухсложных словах,
определение места звука: начало, середина, конец.
Прежде всего учащиеся учатся выделять первый ударный гласный из слова (Оля, Аня,
Уля), далее формируется умение выделять первый согласный (не взрывной) из
односложных слов (например, звук м в словах мак, мох, мал).
3

В дальнейшем учащиеся учатся выделять глухой взрывной звук в конце слова (кот,
мак), сонорный звук в конце слова (дым, дом, сон, сын).
Определение последовательности, количества и места звука в слове. Эта форма
фонематического анализа является наиболее сложной и формируется у учащихся с ТНР
длительное время. Вместе с тем определение последовательности, количества и места
звуков в слове представляет собой важную предпосылку для успешного овладения чтением
и письмом.
Развитие этой формы фонематического анализа рекомендуется проводить в букварный
период в два этапа: развитие фонематического анализа простых односложных слов (без
стечений согласных); развитие фонематического анализа двух-трехсложных слов.
Развитие фонематического анализа односложных слов необходимо проводить с учетом
поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин): а)
выполнение действия фонематического анализа с опорой на внешние действия
(графические схемы и фишки); б) выполнение действия фонематического анализа в
речевом плане; в) анализ звукового состава слова по представлению.
На первом этапе предполагается использование картинок, готовой графической схемы,
фишек. Анализируя хорошо знакомые слова (например, ум, ах, мак, дом), учащиеся
последовательно выделяют звуки и закрывают клеточки фишками.
На втором этапе учащиеся определяют звуковую структуру односложных слов только
в речевом плане, без опоры на готовую графическую схему.
На третьем этапе учащиеся выполняют задание на фонематический анализ в
умственном плане (например, выбирают картинки, в названии которых 3 звука, подбирают
слова, в которых 3 звука).
В процессе анализа звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов учащиеся
знакомятся с понятием слог, со слоговым составом слова, анализируют звуковую структуру
более сложных слов, усваивают слогообразующую роль гласных.
Фонематический анализ двух-трехсложных слов проводится параллельно по следам
слогового анализа.
Предусматривается постепенное усложнение речевого материала, предлагаемого
учащимся для звукового анализа: односложные слова без стечений согласных; слова типа
мама, муха; слова типа сахар, каток; слова со стечением согласных в середине слова (мурка,
кошка); односложные слова со стечением согласных в начале слова (двор, стол);
односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, парк); двухсложные слова
со стечением согласных в начале слова (крыша).
Введение учащихся в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях,
с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У
первоклассников формируются первоначальные представления о предложении,
развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах
различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов
с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог,
«читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву
ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные
представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять
гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма учащиеся усваивают
требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала
элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их
буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не
обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в
непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают
4

орфографическое чтение (читаю, как написано); работают со слоговыми таблицами и
слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с
различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения
приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с
формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей учащихся. В этот период учащиеся начинают читать литературные тексты и
включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой
происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями учащиеся
знакомятся на отдельных уроках. Это способствует расширению знаний учащихся об
окружающей действительности родного края, обогащению и расширению словаря,
воспитанию у учащихся чуткого и внимательного отношения к слову.
На начальном этапе обучения грамоте в букварном периоде уроки могут носить
смешанный характер. Примерно со 2-3 ей недели букварного периода уроки грамоты
подразделяются на уроки чтения и письма. Их соотношение определяется возможностями
учащихся конкретного класса.
Взаимосвязь уроков «Обучения грамоте» с предметами коррекционных курсов. Уроки
обучения грамоте тесно связаны с такими коррекционными курсами как: «Произношение»,
«Развитие речи», «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия». В ходе
реализации коррекционного курса «Произношение» отрабатываются навыка языкового и
фонематического анализа, каждый звук сначала изучается в процессе коррекционных
занятий «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от
других звуков, а затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква.
В процессе реализации курса «Развитие речи» формируется языковая база,
обеспечивающая успешное освоение материалов уроков «Обучение грамоте» - лексика,
грамматика, элементарный языкового анализа, простейшие формы связной
монологической и диалогической речи.
Особое значение имеет взаимосвязь с индивидуальными и подгрупповыми
логопедическими занятиями, на которых формируется артикуляционная база, формируется
звукопроизношение, развивается фонематическое восприятие, и звуко-слоговая структура
слова, а также преодолеваются другие недостатки, препятствующие успешному обучению
грамоте. Изучение букв возможно только при условии наличия нормативного
произношения соответствующего звука у состава класса. Исключение составляют
учащиеся с наличием грубых отклонений в строении и двигательных функций
артикуляционного аппарата.

3. Описание места коррекционного курса «Обучение грамоте» в
учебном плане
«Обучение грамоте» входит в предметную область «Русский язык и литературное
чтение», относится к обязательной части учебного плана образования учащихся с ТНР.
Место учебного предмета «Обучение грамоте» в учебном плане в соответствии с годовым
учебным планом образования учащихся с ТНР представлено в следующей таблице:
Класс
Количество
Количество часов в
Итого
часов в
год
неделю
Обязательная часть
1 класс
6
198
198

5

4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса «Обучение грамоте»
- Принятие разнообразия: Курс направлен на формирование уважения к индивидуальным
различиям между учащимися и признание их уникальности.
- Социальная интеграция: Поддержка учеников в их стремлении активно участвовать в
жизни класса и общества, несмотря на их особенности.
- Стремление к знаниям: Воспитание у детей интереса к обучению и развитию,
демонстрация ценности грамотности как основного инструмента для успешной жизни.
- Саморазвитие: Осознание важности личностного роста и непрерывного обучения в
протяжении всей жизни.
- Эффективное взаимодействие: Обучение навыкам общения, которые помогут учащимся
выражать свои мысли и чувства, устанавливать и поддерживать социальные связи.
- Активное слушание: Формирование навыка внимательного слушания и понимания
других, что способствует гармоничному общению.
- Групповая работа: Развитие навыков работы в команде, что позволяет учащимся учиться
взаимодействовать и поддерживать друг друга в процессе обучения.
- Собственная ответственность: Осознание важности выполнения своих обязательств перед
группой и умение делиться успехом с другими.
- Осознание эмоций: Обучение детей распознавать и осознавать свои эмоции и эмоции
окружающих, что способствует формированию эмпатии.
- Управление эмоциями: Помощь в разработке стратегий для управления своими эмоциями
и преодоления трудностей.
- Развитие креативности: Стимулирование детей к поиску нестандартных решений и
экспериментам в процессе обучения грамоте.
- Самовыражение: Привлечение учащихся к созданию собственных текстов и историй, что
помогает им находить собственный голос и укрепляет уверенность в себе.
«Обучение грамоте» не только содействует формированию базовых навыков чтения и
письма, но и служит платформой для воспитания ценностных ориентиров, необходимых
для социальной адаптации и личностного развития учащихся. Эти ценности помогают
создавать благоприятную образовательную среду, в которой каждый ребёнок ощущает
свою значимость и имеет возможность для раскрытия своего потенциала.

5 Личностные, метапредметные и предметные «Обучение грамоте»
Личностные:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах,
с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Духовно-нравственного воспитания:
— осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств.
6

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках обучения грамоте), интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках обучения грамоте.
Экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
1 Познавательные универсальные учебные действия:
а) базовые логические действия:
по заданному алгоритму сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;
устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);
характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков;
твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; подбирать слова с заданным звуков;
сравнивать графические образы печатных и письменных букв.
б) базовые исследовательские действия:
проводить изменения звукобуквенной модели по предложенному учителем правилу,
подбирать слова к модели;
формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.
в) работа с информацией:
выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по
орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов,
отрабатываемых в учебнике.
2 Коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения
в знакомой среде на доступном уровне с учетом структуры и степени выраженности
речевого дефекта;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы
речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;
7

воспринимать разные точки зрения;
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; на доступном
уровне с учетом структуры и тяжести выраженности речевого дефекта строить устное
речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе
слова по заданному алгоритму, по вопросам учителя.
3 Регулятивные универсальные учебные действия:
а) самоорганизация:
выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукобуквенного
анализа слова по заданному алгоритму, в том числе, с опорой на материализованные
опоры;
выстраивать последовательность учебных операций при списывании;
удерживать учебную задачу при проведении звукобуквенного анализа, при обозначении
звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку;
б) самоконтроль:
находить указанную ошибку, допущенную при проведении звукобуквенного анализа, при
письме под диктовку или списывании слов, предложений;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.
в) совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её
достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения
участников совместной работы;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты:
развитие функций фонематической системы;
развитие базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения
и письма;
умение различать понятия "предложение", "слово", "слог", "звук";
умение анализировать структуру простого предложения и слова;
знание русского алфавита;
умение различать зрительные образы букв;
усвоение гигиенических требований при письме;
умение графически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов,
простые предложения;
овладение разборчивым, аккуратным почерком;
первоначальное овладение навыком письма;
овладение послоговым чтением, правильным пониманием читаемых слов,
предложений, текстов;
овладение языковыми обобщениями (фонематическими, морфологическими,
синтаксическими);
овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного
письма.

6. Содержание коррекционного курса «Обучение грамоте»
Программу учебного предмета "Обучение грамоте" составляют следующие разделы:
1. Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение
места ударения.
8

2. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости - мягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
3. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу учащегося. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
4. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо
букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений,
написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и
последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи
сличения с текстом-образцом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения,
точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках
животных.
На начальном этапе обучения грамоте урок может быть смешанным (чтение и письмо). По
мере усвоения учащимися букв появляется возможность проводить отдельно уроки чтения
и уроки письма.
5. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с
заданной интонацией.
6. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
7. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при
его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов
(обязат.
часть)

ЭОР

9

Основные виды деятельности учащихся на
уроке

Добукварный период (24 часа)
1. Развитие речи.
Различение слова и предложения.
Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка,
распространение предложения.
Слова-названия предмета, Слованазвание действий предмета, слованазвания качества предмета.
Восприятие слова как объекта
изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Активизация
словарного запаса.

Совместная работа под руководством учителя:
составление предложения с заданным словом, по
заданным словам.
Игровое
упражнение
«Снежный
ком»:
распространение предложений с добавлением
слова по цепочке.
Игра «Живые слова» (учащиеся играют роль слов в
предложении, идёт перестановка слов
в
предложении, прочтение получившегося).
Моделирование
предложения:
определение
количества слов в предложении и обозначение
каждого слова полоской.
Работа с моделью предложения: изменение
предложения в соответствии с изменением модели.
Конструирование предложения по схеме, по
вопросам, с опорой на сюжетную картинку.
Выделение слов, обозначающих предметы,
действия предмета, качества предмета. Понятие о
синтаксической связи слов в предложении.
Дифференциация
оппозиционных
звуков.
Выделение звука в слове, определение места звука
в слове. Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками. Звуковой анализ
слова, работа созвуковыми моделями: построение
модели звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели. определение
последовательности, количества, позиционного
места звука в слове по отношению к другим звукам
(какой по счету звук в слове, перед каким звуком,
после какого звука слышится). Выделение
начального ударного гласного из слов (Оля, утка).
Определение последовательности гласного в ряду
из 2 - 3 гласных: [ а ], [ у ]; [ а ], [ о ], [ у ].
Анализ и синтез обратных слогов; выделение
последнего согласного из слов (кот).
Выделение слогообразующего гласного из слов
типа: мох, пух и т.д.
Анализ и синтез прямых слогов типа са, су.
Выделение
первого
согласного
и
слогообразующего гласного из слов типа сани,
совы и т.д.
Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п.
(составление схем).
Членение слов на слоги, составление слоговой
схемы односложного, двусложного и трехсложного
слова.
Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п.
(составление
схем).
звукового
анализа:
односложные слова без стечений согласных;
слова типа мама, муха; слова типа сахар, каток;
слова со стечением согласных в середине слова
(мурка, кошка) определение слогового состава
слова с опорой на вспомогательные приемы
(отхлопывание,
отстукивание);
определение
слогового состава слова с опорой на гласные звуки;
определение количества слогов во внутренней речи
(например, по заданию подобрать слова с двумя
слогами).
«Чтение» слов с опорой на звуковую схему.
Преобразование слов с опорой на схему (добавить
звук, заменить звук, убрать звук).
Упражнения на удерживание ручки. Штрихование
геометрических фигур, письмо элементов букв, их
соединений, серий элементов, работа в прописях,
критерии оценки результатов работы (соответствие
образцам, размер, аккуратность, наличие наклона,
расстояние между

2. Фонетика
Звуки речи. Дифференциация
гласные-согласные звуки. Гласные:
ударные-безударные. Согласные:
мягкие-твердые, глухие- звонкие.
Установление последовательности
звуков в слове, определение
количества звуков. Звуко-слоговой
анализ и синтез слова на основе
развития фонематического
восприятия.
Осознание единства звукового
состава слова и его значения.
Установление числа и
последовательности
звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или
несколькими звуками.
Усвоение терминов «звук», «слово»,
«гласный звук», «согласный звук»,
«мягкий звук», «твердый звук»,
«слог». Усвоение слогообразующей
роли гласных.

3. Графика
Формирование
психофизиологических
предпосылок письма.
Правильное удерживание ручки,
подготовка к работе в тетрадях,
копирование графических элементов,

10

элементами). Ориентация право-лево, верх-низ на
собственном теле, в окружающей среде, на
плоскости листа. Подсчет клеточек, строчек,
понятие «красная строка», «поля». Ориентация при
проведении звукового анализа в последовательном
расположении
условных
обозначений
(материализованных опор): предшествующий,
последующий, справа от, слева от, между.
Аналогичная ориентация в звуковом составе слова
без внешних опор в словах простого
звуко-слогового состава, типа «осы», «муха»,
«палка».

письмо элементов букв, критерии
оценки результатов работы.
Ориентация на листе бумаги (в
тетради, учебнике, альбоме),
определение пространственного
соотношения графических
элементов,
последовательности звуков в составе
слова.

Букварный период (174 часа)
4. Развитие
речи
(изучается
параллельно с разделами «Чтение» и
«Письмо»)
Понимание прочитанного текста при
(изучается самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании.
Составление небольших рассказов
повествовательного характера по
серии
сюжетных
картинок,
материалам
собственных игр, наблюдений.
5. Развитие
речи
(изучается
параллельно с разделами «Чтение» и
«Письмо»)
Понимание прочитанного текста при
(изучается самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании.
Составление небольших рассказов
повествовательного характера по
серии
сюжетных
картинок,
материалам
собственных
игр,
занятий, наблюдений.
6. Фонетика (изучается параллельно с
Разделами «Чтение» и «Письмо»)
Звуки речи. Осознание единства
звукового (изучается состава слова и
его значения.
Установление
числа
и
последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных
звуков,
гласных
ударных
и
безударных, согласных твёрдых и
мягких, звонких и глухих.
Слог
как
минимальная
произносительная единица. Деление
слов на слоги. Определение места
ударения.

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных
в правильной последовательности: анализ
изображённых событий, обсуждение сюжета,
составление устного рассказа с опорой на
картинки. Анализ прослушанного (прочитанного)
текста с опорой на иллюстрацию, вопросы.

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных
в
правильной
последовательности:
анализ
изображённых событий, обсуждение сюжета,
составление устного рассказа с опорой на
картинки. Анализ прослушанного (прочитанного)
текста с опорой на иллюстрацию, вопросы.

Дифференциация оппозиционных звуков и
соответствующих им букв по фонетическому и
артикуляционному сходству.
Проведение звукового анализа с опорой на
материализованные опоры в свернутом виде, с
последующим переходом в умственный план.
Звуко-слоговой анализ односложных слов со
стечениями двух согласных в начале, конце слова и
на границе слогов, трех и четырехсложных слов без
стечений согласных и со стечениями согласных,
произношение которых не расходится с
написанием.
Преобразование звуковой схемы слова.
Дидактические игры по развитию
фонематического слуха, речевого внимания,
звукового анализа, классификация слов по общему
звуку, подбор слов на определенный звук,
соотнесение схемы и слова, анализ слов,
отличающихся по звуковому составу по заданному
алгоритму. Выделение гласных из состава слова,
определение места ударного гласного, сравнение
слов, отличающихся ударным словом, типа «зáмок
– замóк».
Совместная работа: характеристика особенностей
гласных, согласных звуков, обоснование своей
точки зрения, выслушивание одноклассников.
Контроль этапов своей работы, оценка процесса и
результата выполнения задания.
Комментированное выполнение упражнения по
определению количества слогов в слове,
приведение доказательства.
Работа в парах: подбор слов с заданным
количеством слогов.

11

Дифференцированное задание: подбор слова с
заданным ударным гласным звуком.
Анализ графических образов букв, моделирование
графических образов букв с использованием
подручных средств (бумага, проволока, счетные
палочки, пластилин и до.).
Дифференциация графически сходных печатных и
письменных букв.
Игровое упражнение найди нужную букву среди
других букв (в том числе перевернутых букв),
допиши букву,
Совместная работа: по заданному алгоритму анализ
функций гласных как показателей твердости и
мягкости предшествующих согласных.
Дифференциация функций гласных второго ряда в
зависимости от места их положения: в начале
слова, после согласного, после гласного.
Развитие умения ориентироваться на листе тетради
(правый верхний угол, нижний левый угол и проч.,
отступить справы, отступить слева, красная строка,
отсчет строк и клеточек в различных направлениях,
копирование геометрических фигур, узоров из
счетных палочек).
Рассказ учителя об истории русского алфавита.
Совместные игры: «Найди слово в словаре», Какая
буква пропала (с опорой на таблицу», «Буквы
перепутались» (фрагмент из 4-5 букв с опорой на
таблицу). Определение последовательности букв в
алфавите: предшествующая, последующая, справа,
слева, между (с опорой на таблицу).
Развитие умения ориентироваться на листе тетради
(правый верхний угол, нижний левый угол и проч.,
отступить справы, отступить слева, красная строка,
отсчет строк и клеточек в различных направлениях,
копирование геометрических фигур, узоров из
счетных палочек).
Отработка техники чтения обратных, прямых,
закрытых слогов, слогов со стечениями согласных.
Работа со слоговыми таблицами.
Чтение слогов и простых слов с постепенным
наращиванием букв и морфем слева и справа.
Соотнесение схемы слова и печатного слова,
работа с разрезной азбукой по следам звукового
анализа.
Преобразование буквенного состава для получения
нового слова. Игры типа «Поле чудес», живые
слова.
Работа над осмыслением читаемого. Соотнесение
прочитанного
слова
(словосочетания,
предложения) и картинки. Соблюдение строчки
при чтении. Соблюдение пауз на точках и других
знаках препинания. Соблюдение вопросительной и
восклицательной интонации.
Семантизация слогов (в каких словах можно найти
данный слог). Составление слов из отдельных
слогов (игры: «Наборщик», «Слова рассыпались»,
«Живые слова»).
Поиски заданного слова среди других слов, в
предложении, в коротких текстах, представленных
в печатном виде.
Совместная работа: ответы на вопросы по
прочитанному тексту, отработка умения находить в
тексте нужную информацию. Совместная работа:
подробный пересказ прочитанного текста с опорой
на иллюстрацию, вопросы,

7. Графика (изучается параллельно с
разделами «Чтение» и «Письмо»)
Знакомство
с
печатными
и
письменными вариантами букв: а, у,
м, х, о, с, п, к, в, т, н, ы, з, л, э, и, ш, р,
ж, е, б, д, г, ф, я, ь (как показатель
мягкости), ю, ё, й, разделительный
мягкий знак, ъ ч, ц, щ.
Различение звука и буквы: буква как
знак звука. Овладение позиционным
способом
обозначения
звуков
буквами. Твердые и мягкие согласные
в сочетании с «ы» и «и».
Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак
как
показатель
мягкости
предшествующего согласного звука.
Совершенствование
умения
ориентироваться в реальном и
условном
пространстве
(квазипространственные
представления). Алфавит.

8. Чтение 87 часа
Формирование навыка слогового
чтения (ориентация на букву,
обозначающую
гласный
звук).
Плавное орфографическое слоговое
чтение
со
соответствующей
индивидуальному темпу учащегося.
Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и
коротких текстов с пройденными
буквами. Чтение с интонациями и
паузами в соответствии со знаками
препинания.
осознанности
и
выразительности чтения на материале
небольших стихотворений.

12

*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике
программы по русскому языку.
Дидактический материал. наборное полотно, кассы букв, предметные и сюжетные
картинки, условно-графические обозначения слов (полоски) и предложений (набор полосок), звуков
(фишки красного, синего и зеленого цвета), условное обозначение звонких и глухих согласных,
схемы слов, сборно-разборные демонстрационные печатные буквы, лента букв, материал для
закрепления образа букв (проволока, наждачная бумага, пластилин, крупа, палочки и пр.), образцы
письменных строчных и заглавных букв, слоговые таблицы, тетради с разлиновкой в сетку,
прописи.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».