РП ИЗО к АООП РАС с НИ 5 кл

1 Iр и л о ж е н н е 2
к А д а п т ир ов а н н ой ос н ов н ой
о б 11 ю о б р а з о в а t c j i ы i о и и р о i р а м м с
об
с р а с с т р ойс т в а м и а у т
с н а р
(в а р и а н т

М

р а з о
ис т и
у ш е н
1) М

в а н и я у 11 a i ц
ч е с к ог о с п е
ие м ин т е л л
А О У С О Ш

у п и н и и aj п л ю с а в г о н о м н о е о б 11 ю о б р а з о в а т е л ь 1i о с у ч р е ж д е 11 и с
с р е д н я я об щ е об р а з ов а т е л ь н а я ш к ол а №
8

Р е к ом е н д ов а н а
1 !с д а г о г н ч с с к и м с о в е т о м
М А О У С О Ш
№
8
п р о т о к о л о т 27.08.2025 №

У т в е р ж д е н а
Д и р е к т о р М А О У COI11 №
8
М
С .В . Е л с у к о в а

33

I IC/2024-2025

п р и к а з о т 27.08.2025 №

Р А Б О Ч А Я IIPOIТ А М М А
п о у ч е б н ом у п р е д м е т у
«И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о »
С р ок р е а л из а ц ии: I к од
К л а с с : 5 к л а с с

С с в с р о у р а л ь с k i iй м у 1111ш
2025 г о д

11 ,а л ь н ы й о к р у i

3^-0

н х с я
к т р а
е к т а
№
8

Оглавление
1.

Пояснительная записка .....................................................................................................................................2

2. Общая характеристика учебного предмета .......................................................................................................3
3. Описание места учебного предмета в учебном плане ......................................................................................3
4. Личностные и предметные результаты учебного предмета ...........................................................................4
5. Содержание учебного предмета ............................................................................................................................6
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся ..........8
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности...............................18

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии со
следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с
расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МАОУ СОШ № 8;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья";
- Устав МАОУ СОШ № 8;
- локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
Изобразительное искусство является важной составляющей частью образования учащихся с
расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее - учащихся с РАС с УО).
Цель обучения - развитие личности учащегося с РАС с УО в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также
формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений
и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
−
воспитание интереса к изобразительному искусству;
−
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
2

−
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
−
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
Расширение художественно-эстетического кругозора;
−
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать
их содержание и формулировать свое мнение о них;
−
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
−
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;
−
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке,
аппликации)
−
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и
др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
−
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, памяти, представлению и воображению;
−
воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности
(коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе
определяет следующие задачи:
−
работа по развитию у учащихся эстетического восприятия и формирования образов
предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познаний;
−
развитие у учащихся интереса к изобразительному искусству, потребности в
изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладеть приемами
изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
−
обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на этапе
закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и умений);
−
с целью обучения изображению окружающей действительности, отрабатываются
приемы рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного
творчества, формируются и закрепляются способы изображения в лепке, аппликации а также
продолжается развиваться технические навыки работы с разными художественными материалами.

2. Общая характеристика учебного предмета
В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в соответствии с которыми
у учащихся развиваются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности)
объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем
изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета предметов и явлений
окружающей среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками
(акварель и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над
композицией в практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых произведений
изобразительного искусства.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области
«Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с требованиями
ФГОС учащихся с РАС с УО выделяется следующее количество учебных часов:
Класс

Количество
часов в неделю

Количество часов в год
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
3

Итого

5

2

образовательных
отношений
-

68

68

4. Личностные и предметные результаты учебного предмета
V класс
Личностные:
−
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
−
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
−
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
природной и социальной частей;
−
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
−
развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
−
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» отражают:
1)элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства;
2)овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных
видах рисования;
3)практические умения самовыражения средствами рисования.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету на конец обучения в V классе.
Минимальный уровень:
 знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе
с ними;
 знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
 знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
 пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
 знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
 знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
 организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
 следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей
изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
 владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
 рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции, передача в рисунке содержания несложных произведений
в соответствии с темой;
 применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета;
4

ориентировка в пространстве листа, размещение изображения одного или группы предметов
в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
 адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
 узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов
и действий.
Достаточный уровень:
 знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
 знание названий некоторых народных и национальных промыслов (например, "Дымково",
"Гжель", "Городец", "Каргополь");
 знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
 знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность",
"точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
 знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета;
 знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
 знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
 нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
 следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным
в других информационных источниках;
 оценка результатов собственной изобразительной деятельности и учащихся (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
 использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
 рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта, рисование по воображению;
 различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
 различение произведений живописи, графики,скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
 различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.
Система оценки достижения учащимися
с РАС с УО планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «Изобразительное искусство»
в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения учащегося в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
−
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
−
1 балл - минимальная динамика;
−
2 балла - удовлетворительная динамика;
−
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке
композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны
между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные
знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы
и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с
соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.


5

Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у учащегося
незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров;
при этом учащийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить
ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в
разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных
разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка;
понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не
выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.

5. Содержание учебного предмета
V КЛАСС
Содержание программы отражено разделах: "Обучение композиционной деятельности",
"Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию";
"Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи",
"Обучение восприятию произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению
и воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу,
по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению,
воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Обучение композиционной деятельности:
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи
изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр
композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа
вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое,
большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение
равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном
рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент",
"объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия",
"аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры.
Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в
пространстве.
6

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в
рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача
пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого
куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание
или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам,
дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы
объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый,
сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический.
Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение
элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с
помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре
основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном
звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов:
добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или
по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства:
Темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок,
живопись, скульптура,
декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие
материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали
произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А.
Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П.
Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка,
группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина,
пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная
средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин,
В. Мухина.
7

"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства". Истоки этого
искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и
декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов
(хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись).

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся

№

Тема предмета

1.

Здравствуй осень!
Рисование
веточки деревьев
с листьями,
семенами и
плодами
Здравствуй осень!
Рисование
веточки деревьев
с листьями,
семенами и
плодами
Здравствуй осень!
Рисование
веточки деревьев
с листьями,
семенами и
плодами
Художники
пейзажисты.
Рисование
осеннего пейзажа
Художники
пейзажисты.
Рисование
осеннего пейзажа

2.

3.

4.

5.

Кол-во
часов

V класс

1

1

1

1

1

Дифференциация видов
деятельности
Программное
содержание
Минимальный
Достаточный уровень
уровень
Отвечают на вопросы
Рассматривают
Рассматривание
по картине.
картин А.Рылова
картину.
Наблюдают красоту Замечают
«Зеленый шум».
особенности красоты
Изучение натуры природы, осеннее
образца листьев и состояние природы. осенних листьев, их
цвет и разнообразие
веток.
Различают техники
форм.
работы с
Рисование
Самостоятельно
акварельными
акварельной и
подбирают цвета
гуашевой красками.
красками.
Изображают
Работают под
характерные
контролем учителя.
особенности осеннего
леса с опорой на
предложенный
учителем образец.

Рассматривание
картин
художников
пейзажистов. (И.
Левитан «Осень»,
А.Куинжди
«Березовая
роща»).

8

Рассматривают
картины
художниковпейзажистов.
Усваивают понятия
«далеко», «близко».
Учатся строить
рисунок с учетом

Знакомятся с
понятием
«перспектива».
Выделяют этапы
работы в соответствии
с поставленной
целью.

6.

Художники
пейзажисты.
Рисование
осеннего пейзажа

1

Усвоение понятий
«далеко-близко»,
«даль»,
«меньше размер»,
«больше размер».

планов (дальний,
передний).
Работают под
контролем учителя.

7.

Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка.
Рисование.
Украшение
сосудов
орнаментом
(узором)
Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка.
Рисование.
Украшение
сосудов
орнаментом
(узором)

1

Повторение
понятий «сосуд»,
«силуэт».
Примеры сосудов
- вазы, чаши,
блюда, бокалы,
тарелки и т. д.
Украшение
силуэтов разных
предметов
орнаментом
(узором).
Выбор предмета
для украшения.

Усваивают понятия:
сосуд, силуэт, узор
орнамент.
Различают сосуды
по геометрическим
формам.
Работают по
трафаретам, под
контролем учителя.
Подбирают узор под
контролем учителя.

Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой

1

Рассматривание
постановочного
натюрморта,
Поэтапное
выполнение
работы.
Компоновка.
Прорисовывание
по точкам.
Форма предмета.
Детали.
Уточнение.
Раскрашивание
фона.
Раскрашивание
предметов.

Рассматривают
натюрморт.
Ориентируются в
плоскости листа под
контролем учителя.
Работают по
шаблону.
Подбирают цвета
под контролем
учителя.
Работают в
совместной
деятельности с
учителем.

8.

9.

10

11

12

1

1

1

1

9

Повторяют, а затем
варьировать систему
несложных действий с
художественными
материалами, выражая
собственный замысел.
Развивают навыки
работы карандашом и
акварелью.
Различают: сосуд,
силуэт, узор
орнамент.
Работают
живописными
навыками с
акварелью.
Овладевают навыками
сравнения, учатся
сравнивать свою
работу с оригиналом
(образцом).
Работают
самостоятельно.
Рассматривают
натюрморт, отвечают
на вопросы
Правильно
располагают
натюрморт в
плоскости листа.
Самостоятельно
подбирают цвета.
Работу выполняют
самостоятельно.

Что изображают
художники?
Как художник
работает над
портретом
человека?
Беседа о
художниках и их
картинах
Что изображают
художники?
Как художник
работает над
портретом
человека?
Беседа о
художниках и их
картинах

1

1

Автопортрет.
Рисование

1

16

Автопортрет.
Рисование

1

17

Автопортрет.
Рисование

1

18

Беседа.
Народное
искусство.
Гжель

1

13

14

1

Формирование
навыков
восприятия и
оценки
деятельности
известных
художников.
Изучение жанра
изобразительного
искусства портрет.
Рассматривание
картины
знаменитых
художников О.
Кипренский «
Портрет А.
Пушкина», В.
Серова «Портрет
балерины Т.
Карсавиной», П.
Заболотского
«Портрет поэта
М. Лермонтова».
Последовательнос
ть рисования лица
человека.
Овал лица.
Форма глаз,
бровей.
Цвет лица,
бровей, ресниц,
волос.
Развитие
художественных
навыков при
создании образа
на основе знаний
простых форм.
Беседа о Гжели.
Знакомство с
традиционной

10

Рассматривают
картину.
Понимают, что
картина — это
особый мир,
созданный
художником,
наполненный его
мыслями, чувствами
и переживаниями.
Усваивают понятия
«рисовать с натуры»,
«рисовать по
памяти»

Рассматривают и
сравнивают картины
разных художников,
разных жанров,
рассказывать о
настроении и разных
состояниях, которые
художник передает
цветом (радостное,
праздничное,
грустное,
таинственное, нежное
и т. д.).
Усваивают понятие
«портрет».

Понимают, что такое
автопортрет.
Работают по
шаблону.
Размечают части
лица под контролем
учителя.
Изображают
живописными
средствами
автопортрет под
контролем учителя.

Работают
графическими
материалами с
помощью линий
разной толщины.
Выполняют
творческое задание
согласно условиям.
Создают композицию
рисунка
самостоятельно.
Подбирают
необходимые цвета
для выполнения
работы.
Знакомятся с
разнообразием
русских народных
промыслов.

Знакомятся с
разнообразием
русских народных
промыслов.

19

20

21
22

23

Беседа.
Народное
искусство.
Гжель
Беседа.
Народное
искусство.
Гжель

1

Роспись
гжельской посуды
Роспись
гжельской посуды

1

Роспись
гжельской посуды

1

1

1

гжельской
росписью.
Ознакомление с
разнообразием
русских народных
промыслов, с
народным
искусством
Гжель.
Обучение
узнавать изделия
с гжельской
росписью.
Посещение
виртуальной
фабрики по
изготовлению
гжельских
изделий.
Продолжение
знакомства детей
с разнообразием
русских народных
промыслов,
обучение
узнаванию
различных
изделий,
характерных для
гжельского
народного
искусства.
Знакомство с
искусством
гжельских
мастеров.
Обучение
расписыванию
чашки, блюдца.
Выполнение
узоров гжельской
росписи

11

Учатся различать
изделия, знать
характерные
особенности Гжели.
Знакомятся с
искусством
гжельских мастеров.
Различают цвета
гжели.

Учатся различать
изделия, знать
характерные
особенности Гжели.
Знакомятся с
искусством гжельских
мастеров.
Различают цвета
гжели.

Выбирают форму
для росписи под
контролем учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета
гжели.
Составляют узор под
контролем учителя.

Выбирают форму для
росписи под
контролем учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета
гжели.
Самостоятельно
составляют узор.

24

Беседа.
Народное
искусство.
Городец

1

25

Роспись
разделочной
доски «Городец»

1

26

Роспись
разделочной
доски «Городец»
Роспись
разделочной
доски «Городец»
Роспись
разделочной
доски «Городец»
Роспись
разделочной
доски «Городец»

1

Беседа. Народное
искусство.
Хохлома

1

27

28

29

30

1

1

1

Беседа о Городце.
Знакомство с
традиционной
росписью.
Ознакомление с
разнообразием
русских народных
промыслов, с
народным
искусством
Городец.
Обучение
узнаванию
изделия с
городецкой
росписью.
Продолжение
знакомства детей
с разнообразием
русских народных
промыслов,
обучение
узнаванию
различных
изделий,
характерных для
того или иного
народного
искусства.
Использование
художественных
средств
выразительности.
Обучение
расписыванию
разделочной
доски в
городецком стиле.
Беседа о Хохломе.
Знакомство с
традиционной
роспись —

12

Знакомятся с
разнообразием
русских народных
промыслов.
Учатся различать
изделия, узнавать
характерные
особенности
Городца.
Знакомятся с
городецкой
росписью.

Знакомятся с
разнообразием
русских народных
промыслов.
Учатся различать
изделия, узнавать
характерные
особенности Городца.
Уясняют, какие цвета
используют в
городецкой росписи.
Понимают, что такое
орнаменты.

Наносят узор на
доску по
трафаретам.
Называют свойства
гуаши.
Подбирают цвета
под контролем
учителя
Работают под
контролем учителя.

Самостоятельно
наносят узор на доску.
Владеют навыками
работы с гуашью.
Самостоятельно
подбирают цвета.
Работу выполняют
самостоятельно.

Рассматривают
изделия Хохлома.
Знакомятся с
разнообразием

Рассматривают
изделия Хохлома,
отвечают на вопросы.

31

Беседа. Народное
искусство.
Хохлома

1

32

Роспись посуды.
Хохлома

1

33

Роспись посуды.
Хохлома

1

34

Роспись посуды.
Хохлома
Роспись посуды.
Хохлома

1

Беседа.
Народное
искусство.
Богородская
игрушка

1

35

36

1

элементами
узоров «золотой
хохломы».
Ознакомление с
разнообразием
русских народных
промыслов, с
народным
искусством
Хохлома.
Обучение
узнавать изделия
с хохломской
росписью
Продолжение
знакомства с
разнообразием
русских народных
промыслов,
обучение
узнаванию
различных
изделий,
характерных для
того или иного
народного
искусства.
Использование
художественных
средств
выразительности.
Обучение
расписыванию
посуды
хохломской
росписью.
Беседа о
Богородской
игрушке.
Знакомство с
изготовлением

13

русских народных
промыслов.
Различают изделия,
знать характерные
особенности
Хохломы.
Знакомятся с
хохломской
росписью.

Уясняют, какие цвета
используют в
хохломской росписи.
Различают
орнаменты,
используемые в
хохломской росписи.

Выбирают форму
для росписи под
контролем учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета
хохломы.
Составляют узор под
контролем учителя.

Выбирают форму для
росписи под
контролем учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета
хохломы.
Самостоятельно
составляют узор.

Рассматривают
образцы игрушек.
Знакомятся с
разнообразием

Рассматривают
образцы игрушек,
отвечают на вопросы.

37

Беседа.
Народное
искусство.
Богородская
игрушка

1

богородских
игрушек.
Изучение
древесины для
изготовления
игрушек.
Изучение техники
резьбы по дереву

русских народных
промыслов.
Различают изделия,
различать
характерные
особенности
Богородской
игрушки с помощью
учителя

38

Роспись
Богородской
игрушки

1

39

Роспись
Богородской
игрушки
Роспись
Богородской
игрушки
Роспись
Богородской
игрушки

1

Выбирают форму
для росписи под
контролем учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета
для росписи
Богородских
игрушек.
Составляют узор под
контролем учителя

Беседа.
Скульптура

1

Продолжение
знакомства детей
с разнообразием
русских народных
промыслов,
обучение
узнаванию
различных
изделий,
характерных для
того или иного
народного
искусства.
Использование
художественных
средств
выразительности.
Обучение
расписыванию
Богородских
Знакомство со
скульптурой –

40

41

42

1

1

14

Рассматривают
скульптуры

Называют этапы
изготовления
игрушек.
Называют породы
деревьев, для
изготовления
игрушек.
Различают
особенности
Богородских игрушек
Выбирают форму для
росписи под
контролем учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета для
росписи Богородских
игрушек.
Самостоятельно
оставляют узор

43

Беседа.
Скульптура

1

44

Животные в
скульптуре.
Лепка
Животные в
скульптуре.
Лепка
Животные в
скульптуре.
Лепка
Животные в
скульптуре.
Лепка

1

Фигура человека.
Лепка

1

45

46

47

48

1

1

1

статуя, памятник,
статуэтка, бюст.
Изучение
художественных
материалов,
используемых
скульптором.
Знакомство с
работами
скульпторов
Мирон
«Дискобол», И.
Матрос «
Памятник К.
Минину и Д.
Пожарскому», Е.
Янсон-Манизер
«Балерина», Ф.
Шубин «Портрет
князя А.
Голицина»
Повторение
свойств
пластичных
материалов и
приемов работы с
пластилином.
Подготовка
рабочего места
для занятий
лепкой.
Повторение
техники
безопасности при
работе с
пластилином.
Повторение
свойств
пластичных

15

Знакомятся со
скульптурой.
Учатся различать
виды скульптур.
Знакомятся с
искусством
скульпторов.

Рассматривают
скульптуры, отвечают
на вопросы.
Знакомятся со
скульптурой.
Различают виды
скульптур.
Знакомятся с
искусством
скульпторов.
Называют
художественные
материалы и
инструменты
скульпторов.

С помощью учителя
повторяют свойства
пластилина.
Отщипывают,
разминают и
скатывают
пластилин под
контролем учителя,
Работу выполняют
под контролем
учителя.

Называют свойства
пластилина.
Правильно
организовывают
рабочее место.
Рассказывают правила
работы с
пластилином.
Выполняют задание
самостоятельно, по
инструкции.

С помощью учителя
повторяют свойства
пластилина.

Называют свойства
пластилина.

49

Фигура человека.
Лепка

1

50

Музеи России.

1

51

Рисование
репродукции
картин Музеев
России по выбору
Рисование
репродукции
картин Музеев
России по выбору

1

Музеи мира.
Рисование
репродукции
картин музеев
мира по выбору
Музеи мира.
Рисование
репродукции
картин музеев
мира по выбору
Музеи мира.
Рисование
репродукции
картин музеев
мира по выбору

1

52

53

54

55

1

1

1

материалов и
приемов работы с
пластилином.
Подготовка
рабочего места
для занятий
лепкой.
Повторение
техники
безопасности при
работе с
пластилином.
Изучение музеев
России.
Виртуальные
экскурсии в
государственную
Третьяковскую
галерею, музей
им. Пушкина,
Эрмитаж, Русский
музей.
Рисование
репродукции
картины по
выбору
Изучение музеев
мира,
Виртуальные
экскурсии в
Национальный
музей живописи и
скульптуры
Прадо,
Британского
музея,
Дрезденской
картинной
галереи.
Рисование
репродукции
картин по выбору
в любом жанре.

16

Отщипывают,
разминают и
скатывают
пластилин под
контролем учителя.
Работу выполняют
под контролем
учителя.

Правильно
организовывают
рабочее место.
Рассказывают правила
работы с
пластилином.
Выполняют задание
самостоятельно, по
инструкции.

Рассказывают о
музеях по
наводящим вопросам
учителя.
Выбирают картину
для рисования.
С помощью учителя
определяют жанр
картины.
Выполняют
репродукцию
картины под
контролем учителя.

Рассказывают о
музеях.
Выбирают картину
для рисования.
Самостоятельно
определяют жанр
картины.
Выполняют
репродукцию
картины.

Рассказывают о
музеях по
наводящим вопросам
учителя.
Выбирают картину
для рисования.
С помощью учителя
определяют жанр
картины.
Выполняют
репродукцию
картины под
контролем учителя.

Рассказывают о
музеях. Выбирают
картину для
рисования.
Самостоятельно
определяют жанр
картины.
Выполняют
репродукцию
картины.

56

Книга.
Как построена
книга.
Книга.
Как построена
книга

1

58

Книга.
Как построена
книга

1

59

Иллюстрации к
книгам
Иллюстрации к
книгам

1

Иллюстрации к
книгам
Иллюстрации к
книгам

1

Рисование
плакатов
Рисование
плакатов
Рисование
плакатов

1

Рисование
открыток

1

57

60

61
62

63
64
65

66

1

1

1

1
1

Рассматривают
книги.
Различают виды
книг.
Знакомятся с
иллюстраторами
книг.
Изучают биографию
художников –
иллюстраторов с
помощью
наглядности.

Называют части
книги.
Различают и
называют виды книг,
авторов иллюстрация.
Изучают биографию
художников –
иллюстраторов.

Выбирают
подходящую к книге
иллюстрацию под
контролем учителя.
Определяют
необходимые цвета.
Соотносят размер
иллюстрации под
контролем учителя
Работают по
трафаретам, под
контролем учителя.
Изучение
Изучают плакаты,
плакатов.
отвечают на вопросы
Тексты - призывы. учителя.
Выбирают рисунок
Контрастный
для плаката под
подбор цвета и
контролем учителя.
букв.
Работают по
Подбор фона
трафаретам
Рисуют плакат, под
контролем учителя.
Изучение
Изучают виды
сходства и
открыток, кратко

Самостоятельно
выбирают
подходящую к книге
иллюстрацию.
Определяют
необходимые цвета.
Соотносят размер
иллюстрации
Работают в различных
художественных
техниках.

Знакомство со
структурой книги,
с понятием
художник
иллюстратор.
Знакомство с
различными
видами книг.
Изучение частей
книги – обложка,
титульный лист.
Знакомство с
иллюстрациями
произведений.
Изучение
биографии
художников –
иллюстраторов.
Размеры
иллюстрация.
Практическое
выполнение
иллюстраций к
книгам

17

Изучают плакаты,
отвечают на вопросы
учителя.
Самостоятельно
выбирают рисунок
для плаката
Рисуют плакат, в
различных техниках.

Изучают виды
открыток, отвечают на

67
68

Рисование
открыток
Рисование
открыток

1
1

различий плаката
и открытки.
Размер плаката и
открыток.
Содержание и
рисунок открыток

отвечают на вопросы
учителя.
Выбирают рисунок
для открыток под
контролем учителя.
Работают по
трафаретам.
Рисуют открытки
под контролем
учителя

вопросы учителя
распространенным
предложением.
Самостоятельно
выбирают рисунок
для открытки.
Рисуют открытки в
различных техниках

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
•портреты русских и зарубежных художников;
•таблицы по цветоведению, построению орнамента;
•схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
•таблицы по народным промыслам;
•учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага
А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из
щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
•муляжи фруктов и овощей (комплект);
•предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».