25.02.2022
Выбор профессии – задача непростая даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, готовы первыми прийти на помощь.
Если в семье к моменту окончания школы подростка сформировались и окрепли доверительные и теплые взаимоотношения, то подростки охотно прислушиваются к мнению близких и готовы обсудить свои планы по выбору профессии именно с родителями.
Рассмотрим ключевые этапы профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребенку посильную помощь в решении вопроса «Кем стать?».
1 этап: Выбор профессиональной сферы
Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая
помощь подростку в выборе профессии, важно помочь ему избежать типичных ошибок.
Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит
время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Для принятия реалистичного решения о
выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь
подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему
нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить
ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь
ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе,
рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте,
будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить
профессиональное образование по избранной специальности.
· Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
· Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
· Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
·
Продумайте
вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации
основного плана.
2 этап: Изучение образовательной среды и выбор учебного заведения
Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство с образовательной средой и структурой учебных заведений города и области, уровнем получаемого в них образования. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных Ярмарках учебных мест, проводимых Центром занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.
Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в государственных учебных заведениях.
Вузы, имеющие государственный статус, существуют много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:
§ кто является его учредителем;
§ какое время ВУЗ существует на рынке образовательных услуг;
§ имеет ли ВУЗ лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая дает гарантию, что у ВУЗа есть материально-техническая база и преподавание ведут квалифицированные преподаватели;
§ имеет ли ВУЗ государственную аккредитацию, которая означает, что его работу проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта. Свидетельство о государственной аккредитации гарантирует, что, окончив учебу, студент получит диплом государственного образца.
3 этап: Поступление в учебное заведение
Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора.
Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?
Поверьте в силы и способности вашего ребенка-подростка, в его способности и возможности. Постарайтесь меньше акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов. Уделите внимание позитивным моментам подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.
Иногда полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.
Если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи. Возможно, следует скорректировать планы?
Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.
Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.
И последнее, организуйте своему ребенку в период подготовки к экзаменам регулярное 3 – 4-разовое правильное питание. Ведь именно в этот период в рационе особенно важны овощи и фрукты. Нужно заменить конфеты и булочки на яблоки, гранаты, орехи, изюм. Очень благотворно на работу мозга влияет фосфор, т.е. употребление рыбы, сыра, бобовых, молочных продуктов. Теплое молоко с медом перед сном действует лучше всякого снотворного. Вместо кофе и чая лучше пить соки, чистую воду, компоты или морсы.
4 этап: Подготовка будущего профессионала
Итак, необходимый результат достигнут, и ребенок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.
Как родители могут помочь ребенку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы.
Помогите, если это возможно, при организации производственной практики. Ее роль в ходе обучения бесценна:
§ она дает представление о содержании и условиях работы;
§ предоставляет опыт, который можно анализировать: что получается лучше, и почему; в чем затруднения, и какими причинами они обусловлены; как преодолеть трудности и развить необходимые для работы умения;
Если практикант проявит себя как перспективный работник и удовлетворит строгим требованиям работодателя, это может стать впоследствии вариантом постоянного трудоустройства.
К моменту окончания учебного заведения молодой человек должен сформировать четкие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести.
Участливый совет, помощь и поддержка родителей может стать неоценимо дорогим подспорьем в этот жизненный период подростка.
М.С. Наумова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.02.2022
Дата обновления: 25.02.2022
Дата публикации: 25.02.2022